В небе родился в земле. Казачьи загадки о явлениях природы

«Князь Владимир» - Походы Владимира Святославовича Архитектура периода крещения Руси. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Князь Владимир. Укрепление княжеской власти; Укрепление международного авторитета Киевской Руси; Христиане и язычники. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

«Мономах» - Ослепление князя Василька Ростиславича. Василий Великий. Подавайте сироте. Походы. Долобский съезд князей. Шапка Мономаха. Князья. Молитвой человек побеждает дьявола. Мозаика Св.Софии. Свидетели и свидетельства. Православная культура. Мономах. Как изучают родную историю. Прозвище Мономах. Старых чтите.

«Первые киевские князья» - Князь Святослав (957 – 972 гг.). Княгиня Ольга(945 – 957 гг.). Почему Святослав решил город Переяславец сделать столицей. Какие выводы можно сделать. Полюдье. Закрепление. Древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. Реформы Ольги. Восточное направление походов.

«Мономах Владимир» - Красный-не понравился. О православной религии. Выводы: Устаревшие слова. Что писал Мономах о православной религии и о христианских заповедях? Мы приветствуем дружественные племена восточных славян!!! Физкультминутка. В.Мономах вошёл в историю России как выдающийся исторический деятель. Что нового узнали о самом князе Владимире Мономахе?

«Князья на Руси» - Итоги правления первых русских князей. 882. Установление влияния на пути «из варяг в греки». 962 – 972. 945. Киевская Русь. Игорь Рюрикович (Старый) - великий князь киевский, сын Олега. Олег 882- 912 гг. Деятельность: Олег (Вещий)- князь новгородский и (с 882) киевский. Первые русские князья. Владимир 956-1015гг.

«Игорь Олег Ольга» - Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян. Образование и расширение границ государства Русь. Восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское). Усвоить организацию власти князя над покоренными племенами. Основные направления походов первых киевских князей: Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга?

Всего в теме 40 презентаций

Доктор технических наук, профессор Г. ЗАМУЛА, заместитель директора ЦАГИ; доктор технических наук, профессор Г. НЕСТЕРЕНКО, начальник отделения ЦАГИ.

Воздушные путешествия, по статистике, гораздо безопаснее автомобильных. Тем не менее каждая катастрофа самолёта вызывает широкий общественный резонанс и самым тщательным образом анализируется комиссиями опытнейших экспертов. О том, почему самолёты разрушаются в воздухе и что предпринимается для предотвращения несчастий, рассказывают ведущие специалисты ЦАГИ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Александр Петрович Фан-дер-Флит (1870-1941) - русский учёный в области прикладной механики и аэродинамики.

Владимир Петрович Ветчинкин (1888-1950) - русский и советский учёный в области аэродинамики, самолётостроения и ветроэнергетики.

Александр Иванович Макаревский (1904-1979) - советский учёный в области прочности и аэроупругости летательных аппаратов.

Цикл ресурсных испытаний состоит из двух частей.

В зале ресурсных испытаний самолёты проверяют на усталостную прочность. Переменным нагрузкам подвергают крылья, фюзеляж и другие узлы летательного аппарата.

В лабораториях ЦАГИ проводят испытания новых авиационных материалов. На установках с мощным гидравлическим приводом образцы подвергают переменным нагрузкам.

Появление реактивных пассажирских лайнеров потребовало перестроить корпус, где проходили испытания на прочность. В новом зале проводили проверку нового магистрального самолёта Ту-334.

Над прочностью самолётов авиаторы задумались сразу после полёта братьев Райт. Почти половина попыток подняться в воздух тогда заканчивалась авариями и катастрофами. Машины разрушались, поскольку первые самолётостроители не знали, как рассчитывать конструкцию, какие брать запасы прочности, подчас не могли определить реальные характеристики используемых материалов.

Дополнительная трудность состояла в том, что самолёт, очевидно, должен быть как можно легче. И конструкторам, которые зачастую творили, следуя своей интуиции, приходилось балансировать на грани между лишним весом и безопасностью.

Учёные разных стран, пользуясь методами аэродинамики, довольно слабо разработанными в начале ХХ века, делали попытки анализа нагрузок, которые действуют на самолёт при взлёте, посадке, других манёврах. Конструкция летательных аппаратов в те времена представляла собой обшитый полотном деревянный каркас, выполненный в виде ферм. Поэтому при прочностных расчётах куда больше использовали опыт мостостроителей.

В России во время Первой мировой войны при Управлении военно-воздушного флота была организована Техническая комиссия, возглавляемая выдающимся специалистом в области гидро- и аэродинамики А. П. Фан-дер-Флитом. В ней также работали Н. Е. Жуковский, А. Н. Туполев и занимавшийся проблемами мостов профессор С. П. Тимошенко (см. «Наука и жизнь № ). Кстати, С. П. Тимошенко, оказавшись после революции на Украине, буквально за несколько месяцев написал первый отечественный труд в этой области «О прочности аэропланов».

Бюро стало предтечей ЦАГИ. Сразу после организации института главным прочнистом в нём стал В. П. Ветчинкин, учившийся у С. П. Тимошенко. В первые годы в ЦАГИ научные исследования и практическое проектирование летательных аппаратов шли параллельно. Лишь позже самостоятельными отраслями стали моторостроение и разработка авиационных материалов, а затем появились специальные авиационные КБ.

С первых дней перед коллективом института в качестве одной из основных поставили цель разработать нормы прочности и методы расчёта конструкций самолётов. Этим занимались В. П. Ветчинкин и один из будущих директоров ЦАГИ А. И. Макаревский.

В 1930-х годах самолёты начали делать из металла, и прочнистам ЦАГИ пришлось разрабатывать и осваивать новые методы расчёта и испытаний конструкций.

Техника непрерывно совершенствовалась, ставя перед учёными всё новые и новые проблемы. Скорость полёта выросла, и начали происходить аварии: в элементах конструкции неожиданно возникали самопроизвольные колебания с большой амплитудой, и самолёт разрушался в воздухе, как от взрыва. Это явление назвали «флаттер». Иногда автоколебания возникали и на земле. Например, при разгоне колёса шасси начинали непредсказуемо поворачиваться вправо-влево, вплоть до поломки шасси. Эти колебания получили название «шимми». В ЦАГИ подробно изучили проблему автоколебаний и научились с ними бороться (М. В. Келдыш и др.).

Предвоенные годы ознаменовались строительством здания для испытаний на прочность полномасштабных самолётов. Проект предусматривал, что в нём можно будет размещать самолёты массой до 50 т. Легендарный конструктор С. В. Ильюшин в своём отзыве выразил сомнение в возможности создания таких гигантских самолётов. Видимо, и гении ошибаются, потому что сейчас в перестроенном и значительно расширенном корпусе мы испытываем аэропланы, весящие более 200 т.

Интересна история другого здания, появившегося на территории ЦАГИ в середине 1950-х годов. В нём производятся испытания на усталостную прочность. При его возведении использовались элементы ангара, который вывез из Германии сын И. В. Сталина Василий. Он хотел использовать ангар в качестве манежа, но после смерти «отца народов» ангар перекочевал в город Жуковский.

Много работы было у прочнистов в годы Великой Отечественной войны. Необходимо было обеспечить максимальную боевую живучесть самолётов. В ЦАГИ испытывались все наши самолёты, а также поступавшие по ленд-лизу и даже трофейные. Самолёты должны были летать при попадании в них пуль и даже снарядов определённого калибра. Разработанные на основе этих исследований рекомендации очень помогли конструкторам. На фронте, бывало, весь фюзеляж и крылья изрешечены осколками, а самолёт продолжал летать.

С появлением в 1950-х годах реактивной авиации и сверхзвуковых самолётов возникли новые задачи. При скоростях выше звуковой трение воздуха о корпус становится настолько большим, что поверхность нагревается до сотен градусов. Например, при скорости, втрое превышающей скорость звука, температура поверхности достигает 300°С, а у алюминия потеря прочности наступает уже при 90-130°С. Иногда корпус разрушался даже без нагрузки - всего лишь от напряжений, возникавших из-за высокого температурного градиента. Алюминиевые сплавы во многих случаях пришлось заменить титаном и сталью.

Особую важность приобрела разработка норм прочности и методов испытаний гражданских самолётов - ведь эти нормы писались кровью погибших пассажиров. До 1954 года в официальных нормативах на прочность указывалось, что самолёт пригоден к эксплуатации, если он выдерживает однократную статическую нагрузку. Величина этой нагрузки выбрана такой, что за всю жизнь самолёта она может встретиться не более одного раза. На основе многолетнего опыта эксплуатации гражданских самолётов установили, что она должна в 3,75 раза превышать вес воздушного судна.

Но в 1954 году произошли две катастрофы английских реактивных лайнеров «Комета». Самолёты разрушились над Средиземным морем, однако обломки одного из них удалось поднять со дна. После их исследования выяснилось, что нагрузки на конструкцию не превышали допустимых, а причиной разрушения стала так называемая усталостная трещина.

Усталость - это образование внутри металла, подвергающегося многократному действию переменных нагрузок, микротрещин, которые постепенно растут. В конце концов металл разрушается при нагрузках, значительно меньших предела прочности. В полёте на корпус аэроплана действуют как раз переменные нагрузки. Например, это происходит в зонах турбулентности, где существуют вертикальные потоки воздуха. Да и на земле во время взлёта и посадки самолёт сильно трясёт. В случае с «Кометами», правда, имело место другое явление. Эти самолёты летали на высоте около 10 км. Воздух там разрежен, и внутри герметичного фюзеляжа возникало избыточное давление. На земле же наружное давление и давление в фюзеляже были одинаковыми. Другими словами, во время каждого полёта детали корпуса подвергались растягивающим нагрузкам из-за роста избыточного давления от нуля до 0,6 атм и уменьшения его снова до нуля. В результате в металле фюзеляжа возникла и развилась трещина, и корпус разрушился.

После этих катастроф в нормах появилась запись, требующая обеспечить безопасность самолёта по усталости. Английские и советские инженеры пошли по пути так называемого безопасного ресурса. Он заключается в том, что фюзеляж, крыло и оперение нагружают циклическими нагрузками, многократно имитируя условия полёта, до тех пор, пока элементы самолёта не разрушатся. Полученный ресурс, то есть количество полётов, которые смог бы совершить летательный аппарат в реальных условиях, уменьшают в несколько раз (не меньше трёх). И этот сокращённый ресурс считается безопасным, то есть за время полётов в пределах безопасного ресурса в конструкции не должно возникать усталостных трещин.

Американцы использовали другой подход, называемый принципом безопасного разрушения. Он лучше отвечает реальным ситуациям - ведь в элементах конструкции трещины возникают неизбежно, и если самолёт при их наличии не разрушается, то он обладает достаточной эксплуатационной живучестью. Для испытаний в фюзеляже создавали искусственную трещину длиной до 0,5 м, а на крыльях - трещины длиной до 0,3 м и проверяли однократным статическим нагружением. Как показал дальнейший опыт, этот подход более эффективен.

В СССР нормы на основе принципа безопасного ресурса действовали до 1972 года, пока мы не получили жестокий урок - под Харьковом разбился самолёт Ан-10А, у которого безопасный ресурс был ещё не исчерпан. Расследование показало, что самолёт потерпел катастрофу из-за образования в крыле так называемых многоочаговых трещин, которые не обнаружили. В роковом полёте трещины соединились, и крыло сложилось, как у бабочки. И тогда в ЦАГИ были разработаны новые нормы на основе нашего и зарубежного опыта, в которых учитывались факторы как выносливости, так и живучести. В нормах указывалось, какие могут возникать трещины и какая при этом должна быть обеспечена остаточная прочность конструкции.

Следующие изменения в нормах появились в 1977 году после трагической гибели самолёта Боинг-707, сконструированного, кстати, в соответствии с принципами безопасного разрушения. В оперении воздушного судна возникла усталостная трещина, которую, как и в случае с нашим погибшим самолётом, не удалось вовремя обнаружить. Нормы пришлось дополнить несколькими пунктами, регламентирующими порядок и периодичнсть осмотров на поиск трещин, а также требующими обеспечить в новых конструкциях контролепригодность, то есть возможность осматривать все места, где могут образоваться трещины, или проверять их методами неразрушающего контроля. Новые нормы обеспечения живучести назвали принципом допустимости повреждения.

Не остались в стороне и теоретики. На основе линейной механики разрушения теперь удаётся прогнозировать с достаточной точностью и на долгий период развитие усталостных повреждений.

В задачу специалистов по прочности кроме разработки норм безопасности входят также и испытания образцов материалов, панелей и полномасштабных конструкций на соответствие этим нормам. Первые испытания начали проводиться ещё до войны. Тогда А. Н. Туполев с сотрудниками так проверяли самолёт на прочность: забирались на крыло, поднимали туда тяжести и смотрели, не сломается ли оно. Сейчас, конечно, всё поручено машинам. При испытании натурных самолётов к различным точкам планера (всего таких точек может быть до 150) с помощью гидроцилиндров прикладывают постоянные или переменные нагрузки, имитирующие те, что возникают в полёте. Оборудование испытательных стендов позволяет быстро менять величины нагрузок и за считанные минуты воспроизводить многочасовой перелёт. Тем не менее период испытаний на выносливость доходит до трёх лет - ведь расчётный срок службы самолёта достигает 25-30 лет, а с учётом коэффициента запаса нужно воспроизвести полёты в течение 50 лет и более.

Отдельным испытаниям подвергают фюзеляж. Чтобы обезопасить себя от судьбы «Комет», в нём периодически поднимают давление и вновь понижают до наружного. Это сложная процедура, поскольку работать приходится с реальным фюзеляжем в натуральную величину. Первоначально фюзеляж целиком погружали в гидробассейн. Дело в том, что на воздухе усталостное разрушение происходило подобно взрыву, с разлётом многочисленных осколков, способных нанести травмы персоналу, повредить здание и оборудование. Теперь научились организовывать испытания в обычной лаборатории: на фюзеляж с шагом около 1 м устанавливают прочные бандажи, которые при разрушении удерживают элементы конструкции.

Сейчас появился большой интерес к использованию в авиации композиционных материалов, плотность которых почти вдвое меньше, чем у алюминиевых сплавов. Правда, они хрупкие и подвержены действию влаги. Но «плюсы» заметно перевешивают «минусы», и, имея в своём распоряжении испытательные установки и климат-камеры, которые позволяют проверять на прочность и выносливость различные элементы конструкций проектируемых воздушных судов, специалисты ЦАГИ подтвердили это.

Кроме того, сообщают, что за границей уже созданы композиты с «самозалечивающимися» трещинами. Как только один из многочисленных датчиков выявляет повреждение, в это место подаётся электрическое напряжение, материал от нагрева размягчается и трещина затягивается.

Испытательное оборудование ЦАГИ используется и для помощи смежным отраслям. Например, в настоящее время в институте проходят испытания бетонных шпал для железных дорог и композитных накладок для соединения встык рельсов.

Ещё одна важная область работы наших специалистов - увеличение ресурса старых самолётов. Нормативный срок службы машин, спроектированных в 60-х и 70-х годах прошлого века, составлял 15-20 лет. Однако новые самолёты стоят дорого, и не у всех российских и зарубежных авиакомпаний находятся средства на их приобретение. В ЦАГИ изучают опыт эксплуатации самолётов каждого типа и совместно с КБ и Государственным НИИ гражданской авиации работают над продлением срока их эксплуатации и увеличением ресурса новых самолётов с учётом требований безопасности.

За десятилетия деятельности прочнисты ЦАГИ накопили богатый опыт по обеспечению безопасности и надёжности самолётов, и он помогает им разрабатывать такие нормативы и рекомендации, которые позволяют увеличить ресурс проектируемых и используемых летательных аппаратов в 2-3 раза. Наши специалисты принимали непосредственное участие в создании воздушных судов Ил-96, Ту-204 и Ту-334, гиганта Ан-124. А сейчас исследуются прочностные характеристики среднемагистральных самолётов нового семейства МС-21, которые уже называют машинами XXI века.

Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ. Пословица: живут четыре царя - который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут.

Узоры - это не просто украшения.

Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ.

Пословица: живут четыре царя - который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут.

Небесные знаки.

- Ложкой краски весь мир красит

- Один костер весь мир согреет

Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет.

Знаки КРУГА, КОЛЕСА, РОЗЕТКИ с лепестками могли обозначать небо и небесный огонь.

Девять вороных коней

Гонит Гром в ночное:

Мчатся кони табуном,

Ходит небо ходуном. (гроза, молния, гром)

Небесный огонь - молния. У многих народов есть сказание о боге грозы, громовержце. Знак его - это колесо с шестью спицами.

У меня есть буйволица: где ложится, там травы не родится. Что даешь, съедает, от воды умирает.

Земные знаки.

Загадка: два быка бодутся, вместе не сойдутся. (небо и земля).

Земные знаки - это квадрат, прямоугольник, ромб с крестом, решеточкой, точкой внутри.

Число 4 почитается у многих народов.

Вода небесная, земная и подземная.

В небе родился, в земле схоронился.

Шел долговяз в землю увяз.

Между гор, между дол бежит белый конь.

Вода может обозначаться змейкой, черточками.

Воздух, дыхание, душа.

Не вода, не хлеб, но без него никто не проживет. (воздух)

У слов ВОЗДУХ, ДЫХАНИЕ, ДУША, ДУХ - общий корень. Древний образ ДУХА И ДУШИ - ПТИЦА.

Мировое дерево.

Мировое дерево соединяет три яруса мира.

Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе.

Стоит н мосту яблоня, у ней цвет во весь белый свет (солнце)

Вечером цветут, утром вянут. (звезды)

Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды.

Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба.

Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!

Люди считали, что знаки природных стихий защищают от злых сил, поэтому изображали их на домашней утвари, на одеже, в доме.

РУБАХА

Рубаха - самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.

Множество обычаев, поверий и обрядов связано с рубахой, с ее изготовлением и ношением. Родился человек. Первые минуты, часы, дни его пребывания в незнакомом ему мире сопровождались многочисленными ритуалами. Они исполнялись для того, чтобы обеспечить новому человеку здоровье, приобщить его к миру людей, определить его жизненный путь.

Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику.

Одежда вообще, в народном представлении, теснейшим образом связана с ее носителем и отождествляется с ним. Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачу благ и ценностей от одного поколения к другому.

Через шесть недель после рождения ребенка его крестная мать приносила ребенку в подарок рубашечку, крестик и поясок. Крестильная пеленка особо украшалась. В некоторых местах ею служила венчальная рубаха отца. После крещения крестная мать впервые подпоясывала ребенка, с этого момента он носил пояс. В московской губернии обряд первого опоясывания совершается лишь через год после рождения ребенка; при этом крестная ставит своего крестника к печному столбу и говорит, одевая ему пояс: "будь здоров и толстой, как столб печной!"

Подросшие дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.

В ряде мест в 6-8 лет мальчику надевали штаны, а девочке юбку. Во многих областях детям вообще не полагалось одежды из новой материи. Девочка до совершеннолетия могла ходить в одной рубахе с поясом и лишь в праздники на нее надевали сарафан или рубаху поновее.

Итак, основой народного костюма является рубаха. У мужчин она имела длину до колен или короче. Женская рубаха длиной своей чаще доходила до середины голени, но могла быть до пят, либо напротив, короткой - до пояса. Любая рубаха обязательно подпоясывалась. Декор обычно располагался вокруг горловины, разреза не груди, у линии соединения рукава с проймой (плечом), рукав сверху, по низу рубахи и низу рукавов.

Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, т. е. вторая сущность человека, то на ней оформлялись, естественно, детали, призванные защищать определенные части тела человека. Именно на этих частях одеяния фиксировались самые важные и знаковые орнаменты-обереги: прежде всего - ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. И наконец, тщательно оформлялся подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем больше репродуктивная функция одетой в нее женщины. Можно предположить, что украшая подол рубахи женщина рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия, таящуюся в закодированных орнаментах вышивки и ткачества. Процесс этот, вероятно, мыслился как обратимый, т.е. и женщина в свою очередь через такие орнаменты при соприкосновении их с землей и травами обретала большую репродуктивную силу.

Региональные особенности в конструировании женской рубахи.

В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.

Женские рубахи Рязанской, Тульской, Калужской губернии состояли из 3-4-х полотнищ, швы соединения полотнищ располагались по бокам и спереди. Здесь были распространены рубахи туникообразные, с прямыми и косыми поликами. Стан туникообразных рубах состоял их трех цельных полотнищ.

Центральное полотнище перегибалось посередине по утку, образуя линию плеча. По линии сгиба делался разрез или вырез для надевания рубахи через голову. К боковым сторонам присоединяли по одному полотнищу. Рукава цельными полотнищами присоединялись по прямой линии к верхней части центрального (перегнутого) полотнища (рукава - в прямую пройму). Вызывает интерес конструктивное решение рукавов: от полотнищ для рукавов внизу отрезали треугольники, которые затем присоединяли к верхним частям рукавов, расширяя, таким образом, рукава под мышкой и образуя при этом ластовицы.

Рубахи с прямыми поликами были распространены в 19 в. в Рязанской, Тульской и Калужской губерниях. Изготовляли их из четырех полотнищ холста (два спереди, два сзади), присборенных вокруг горловины. Рукава состояли из цельных полотнищ и дополнялись ластовицами. Иногда рукава делались широкими, присборенными у запястья и завершались манжетой. Подол рубахи декорировался своеобразным тканым узором, позднее - вышивкой крестом. В девичьих рубахах расшивался весь подол (вокруг), в женской рубахе только спереди, т.к. по бокам и сзади рубаха закрывалась поневой. Низ рубах у пожилых женщин не украшался вообще.

В Тульской и Рязанской областях бытовали рубахи с косыми поликами. Различались рубахи по месту присоединения полика: косой полик вставлялся в разрезы полотнища (более старинный вариант) или между двумя полотнищами.

В Тульской Губернии бытовали рубахи из трех полотнищ белого холста с прямыми поликами из красного ситца с цветочным орнаментом. Рукава таких рубах были прямыми, состояли из полутора полотнищ, их присбаривали у запястья, завершая сборкой из красного ситца с цветочным орнаментом. Сборка вокруг горловины закреплялась присоединенной оборкой из ситца. Из такой же фабричной ткани делались квадратные ластовицы.

Мужская рубаха и ее особенности.

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.

2. С прямыми поликами.

3. С узкими нашивками на плечах.

4. На кокетке.

Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя. Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

С прямыми цельными бочками;

со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);

с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);

с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);

"колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;

туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи.

Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;

Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;

Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;

Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;

Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли,
Может, кошек подковали?

Мы предлагаем Вам вместе с детьми впитать немного народной мудрости, используя в играх загадкипро дождь. Это не только забавная игра, но и развитие речи ребенка, проявление эрудиции, и просто замечательное времяпровождение дома и на улице.

Более того, загадки вдохновляют ребенка на новые открытия, заряжая его позитивной энергией.

М ы его просим, мы его ждём,
А как он придет - мы прятаться начнём.

Кто всю ночь по крышам бьёт
Да постукивает, да бормочет,
Песни нам поёт,
Убаюкивает?

Он пойдёт, мы побежим,
Он догоняет все равно!
Мы в дом укрыться поспешим,
Стучать он будет к нам в окно,
И стук по крыше, тук-тук-тук!
Нет, не впустим, тебя друг!

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

Без пути и без дороги
Идёт самый длинноногий,
В тучках прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

Шумит он в рощах и в саду,
Но в дом не попадёт.
И гулять я не пойду,
Пока он не пройдёт.

Не пешеход он, а идёт.
Намокли люди у ворот.
Дворник ловит его в кадку.
Ну что, трудная загадка?

Идёт он по земле без ног,
Без рук он в дом стучится.
Его не пустим на порог,
Чтоб не намочиться.

Из тучки, как из решета,
Капля за каплей - капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Скажи, что это за водичка?

Без рук он и без ног,
Под окном стучится,
К нам в избу просится

Он, как будто гость постылый,
Грустный, не подаст он руку,
Он в окно стучит уныло,
На ребят наводит скуку!
Только жалобы и вздохи,
Только слезы льет наш гость.
Кто роняет эти "охи"
За окном? Осенний...

Конечно же, дождь.

Кто из нас не улыбался, наблюдая, как маленькие первооткрыватели в резиновых сапожках испытывает глубину лужи, порой подпрыгивая в ней, поднимая волну. Или как маленькие модницы урывают локоны под своими детскими зонтиками.

Загадки активно используются педагогами и воспитателями, т.к. малышам они интересны. Детки в садиках и начальных школах тянут ручки, чтобы предложить ответ на загадку первым.

Из тёмных кораблей капает,
И цветы каплями умывает.

Долог, да тонок, а сядет - в траве не виден.

Что всегда опускается и никогда не поднимается?

Меня ждут, никак не дождутся,
А как приметят — все разбегутся.

Дробно, крупно зачастило,
Да всю землю напоило.

С неба он пришёл,
И в землю ушёл.

Частенько меня просят, ждут,
А только появлюсь - так прятаться начнут.

Тонкий и высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч - он вождь,
Ты ведь знаешь, это - ...

Не идёт он и не скачет,
Он плывёт и шумно плачет.

Не удержались в сите
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучку к полю.

Посмотрю, я в окошко -
Идет длинный Антошка.

Он длиннющий и большущий.

Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.

Кто не плачет,
А слёзы текут?

Живет он в небе,
Как гулять пойдет -
Ноги на землю спустит.

Он в небе родился,
А в земле схоронился.

Надеемся, что загадки про дождь помогут Вам развивать познавательные способности малыша в игровой форме.