"Белый тигр" (танк): миф или реальность. Танки-невидимки

Газета «Известия», похоже, запустила в сеть очередную утку, хотя пока что все-таки рано говорить о том, насколько правдивой окажется опубликованная изданием информация. Вчера в газете со ссылкой на собственные источники в Минобороны РФ была опубликована статья, согласно которой российские военные решили отказаться от камуфляжа для боевой техники, всю ее предлагается красить в сплошной цвет. В зависимости от региона – это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки. Сегодня данную информацию подтвердил известный военный журналист и блоггер Денис Мокрушин. В то же время РИА со ссылкой на представителей «Уралвагнозавода» сообщает о том, что никаких изменений в подписанные ранее контракты на поставку тяжелой бронетехники внесено не было. Никаких указаний от Минобороны о перекраске танков на предприятия не получали.

Представитель завода рассказал журналистам о том, что спецификация покраски танков четко прописана в документах – защитная (зеленый цвет). После того как танки поступают в войска их цвет может изменяться в зависимости от условий местности, в которой они эксплуатируются: лесистой, горно-лесистой, горно-пустынной и т.д. Представитель «Уралвагонзавода» рассказал, что маскировочная покраска, состоящая из 14 различных цветов, дороже защитной. По этой причине в мирное время ее применение не всегда является целесообразным.


Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь отметил, что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в обычных воинских частях, так как хорошо замаскировать технику в состоянии только заводской камуфляж. По его словам, на танке и другой бронетехнике в камуфляжной окраске труднее сфокусировать оптические приборы, а это ведет к увеличению ее живучести на поле боя. В армиях стран НАТО, к примеру, в США и Германии, для европейской местности разработаны достаточно сложные многоцветные схемы камуфляжей. Но они наносятся на технику в заводских условиях со строжайшим соблюдением регламента. Если же красить технику в частях, то это уже больше похоже на кустарный метод, толку от такого камуфляжа немного, так что лучше пусть техника будет одноцветной, отметил Алексей Хлопотов.

Пример защитной однотонной окраски


Защитная окраска и камуфляж

Защитная окраска предназначается для уменьшения заметности боевой техники, солдат, а также различных объектов и сооружений на местности за счет окрашивания поверхностей защищаемых объектов в какой-либо один цвет, который затрудняет визуальное выделение маскируемых объектов на фоне окружающей местности. При этом не обязательно, чтобы цвет защитной окраски совпадал с основным цветом фона. Существует целый ряд цветов, которые признаются универсальными, то есть действительно усложняющими визуальное выделение маскируемых объектов, почти на любых типах местности (естественно, кроме снежной). К таким цветам сегодня относят: хаки, желто-сероватый, серо-зеленоватый, драб, зеленовато-серый, серовато-голубой, голубовато-серый и оливковый. Главными правилами при подборе защитных цветов являются: тусклость цвета, невозможность однозначно назвать данный цвет, его матовость.

В российской армии защитная окраска используется для военной техники, как заводская. Практически вся техника выходит из заводских цехов окрашенной в темно-зеленый или оливковый цвет. При этом важно учитывать различные обстоятельства, в частности то, что защищаемые поверхности не должны блестеть, давать отблесков, а также иметь глянец. Если во время маскирующей окраски обмундирования матовости удается добиться уже за счет самой структуры ткани, то при покраске техники необходимо избегать использования растворителей и лаков, дающих гладкую поверхность, а также эмалевых красок. При этом полезно добавлять в саму краску или насыпать на еще свежий, невысохший слой, песок, мел, опилки и т.п.

Деформирующая окраска

Помимо защитной в целях маскировки людей, техники и разного рода объектов используется также деформирующая окраска, которая снижает заметность маскируемых объектов по цветности в несколько меньшей мере, чем защитная окраска. При этом деформирующая окраска обладает рядом собственных преимуществ. Основным ее плюсом является то, что для человека на психологическом уровне легче выделить на местности знакомые глазу объекты, которые он узнает по внешним контурам и рисунку внутренних деталей, в то время как деформирующая окраска мешает наблюдателю опознать внешние контуры и затрудняет процесс идентификации видимого объекта по внутренним деталям. К примеру, наблюдатель обнаружил на местности какой-то бронеобъект, но нанесенная на него деформирующая окраска мешает ему определить наличие и расположение на его проекции люков, дверей, бойниц, канистр и ящиков. Следовательно, наблюдатель не в состоянии однозначно распознать обнаруженный объект как танк, БМП, БТР или тягач, его марку и тип, а также расстояние до объекта, направление и скорость его движения.

Пример деформирующей окраски на танке


При этом у такой окраски есть свои недостатки. Главным является тот факт, что деформирующая окраска больше, чем защитная, зависит от фона окружающей местности. К примеру, объект, который отлично скрывался на фоне летней лесной растительности, станет очень заметен в осеннем лесу. Точно также объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный на местности в солнечный день, на фоне туманного утра будет выделяться ярким пятном на местности.

Исходя из этого, если защитная окраска является достаточно универсальной, то деформирующая требует от командиров подразделений четкого и ясного представления решаемой задачи маскировки, а также учета большого числа факторов (изменение цветности фона от погоды, времени суток, времени года, влияния огня противника на цветность местности и т.д.). Помимо этого использование данного рода окраски требует наличия ассортимента нужных красок, а также времени на покраску, что во время боевых действий часто затруднительно или даже невозможно.

Главная задача любой маскировки заключается в том, что противник, даже увидев объект, не понял, что это и не смог его распознать. Не распознав объекта, трудно определить представляет ли он опасность и если да, то насколько сильную. В этом и заключается главное назначение любого камуфляжа – сделать так, чтобы будучи видимым, объект оставался невидимым. Добиться этого можно при помощи различных цветовых пятен, которые искажают внутренние детали, контуры же объекта можно слегка видоизменить при помощи имеющихся подручных средств. Главное сделать так, чтобы видимое человеческому глазу изображение не совпадало ни с одним из имеющихся в мозгу образов.

Пример деформирующей окраски на военной форме


При этом людям, используя маскирующее обмундирование, следует иметь ввиду, что все действие маскировки может свести на нет светлый овал лица, которые очень хорошо видим на достаточно большом расстоянии или в ночное время суток. Поэтому помимо маскировочного комбинезона бойцы многих армий применяют специальные маскировочные маски на лицо или специальный грим (краски), которым окрашиваются открытые участки кожи – лицо и руки.

Источники информации
- http://izvestia.ru/news/547881
-http://worldweapon.ru/tactics/mask1.php
-http://www.yro03.narod.ru/33.html

Http://ria.ru/defense_safety/20130403/930800779.html

Перед войной, после долгих экспериментов, для бронетанковой техники Красной Армии, наконец, была разработана система камуфляжа, состоящая из желто-зеленых (7К) и темно-коричневых (6К) пятен, нанесенных по зеленому (4БО) фону. Но широкого распространения подобная камуфляжная схема так и не получила.


Система защитной окраски, камуфляжа и тактических обозначений, используемая бронетанковыми частями Красной Армии на данном ТВД была достаточно однообразна, наиболее приближена к требованиям уставов и претерпела свои самые незначительные изменения за весь вышеописанный период.

Такое положение было обусловлено рядом факторов. В первую очередь, это то, что основные боевые ^ действия на советско-германском фронте (до середины весны 1942 года) разворачивались именно на западном направлении. Следовательно, новые формирования и продукция танковых заводов поступала в первую очередь на данный ТВД для восполнения высокой "естественной" убыли материальной части. Во-вторых, в условиях интенсивных боев и быстрой замены материальной части у экипажей не имелось особой мотивации к созданию дополнительных камуфляжных схем и сложных тактических обозначений. В-третьих, основная зеленая краска советских бронетанковых соединений 4БО разрабатывалась именно под цветовой ландшафт смешанных лиственно-хвойных лесов Белоруссии и Центральной России, поэтому окрашенные в зеленый цвет танки и бронемашины в летний период не требовали дополнительного камуфляжа. Система зимнего камуфляжа, разработанная военными специалистами Красной Армии, также наиболее подходила для ландшафтных изменений, вызванных климатическими условиями зимы Центральной России.

Соединения 6 мк РККА выдвигаются к государственной границе СССР. На одном из БТ-7 на задней стороне башни виден тактический номер "22". Западный фронт, 22 июня 1941 года (АВЛ).

К 22 июня 1942 года в составе Западного Особого военного округа, который был развернут в Западный фронт, находилось 6 механизированных корпусов РККА (6, 11, 13, 14, 17, 20 мк) из которых 4 (6, 11, 13, 14 мк) были вполне боеспособны, а 2 (17, 20 мк) имели только учебно-боевой танковый парк, состав которого колебался в пределах 100 машин для каждого механизированного корпуса. В течение 22-23 июня 1941 года большинство вышеописанных соединений было вынуждено вступить в бой с немецкими войсками, предельно сократив срок мобилизационных мероприятий.

Брошенный вследствие полученных технических повреждений танк артиллерийской поддержки БТ-7А. На башне видна красная звезда общегосударственной идентификации. Западный фронт, 14-й мехкорпус, июнь 1941 года (РГАКФД).



Разбитые советские танки Т-26 различных модификаций (образца 1933 и 1939 годов) из состава 6-го механизированного корпуса РККА. Один из них имеет старую маркировку 1932-1938 годов, а на Т-26 выпуска 1939 года виден тактический номер "1". фотографии были сделаны в 1944 году, уже после освобождения Белоруссии советскими войсками. На заднем плане видны проходящие на запад танки Т-34/85, экипажи которых отдают честь героям 1941 года (АВЛ).

Танки мехкорпусов ЗапОВО были окрашены в зеленый цвет 4БО. Система тактических обозначений не предусматривалась, однако бронетехника старых выпусков, состоявшая ранее в танковых и кавалерийских подразделениях, дислоцировавшихся на территории Белоруссии, до 1939 года имела тактические обозначения образца 1932 года из сплошных и прерывистых полос, цветных квадратов и цифр. На бортах башен некоторых машин были красные звезды.



Танки Т-26 образца 1939 года из состава 18-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса РККА. Боевые машины имеют трехцветный зеброобразный камуфляж из светло-зеленых и коричневых полос, нанесенных по серо-зеленому фону. Западный фронт, начало июля 1941 года (АВЛ).

Самым подготовленным к боям из мехкорпусов Западного фронта являлся 6 мк. В бой он вступил днем 23 июня 1941 года, выполняя задачу по предотвращению флангового охвата советской группировки на территории Белоруссии. Часть танков, в первую очередь командирские, все-таки получили тактические номера. Их наносили белым цветом на заднюю часть башни или в отдельных случаях на борта башни или подбашенной коробки.

Остальные танковые соединения и части (кроме вышеперечисленных механизированных корпусов, бронетанковые части имелись в 6-й и 36-й кавалерийских дивизиях 6-го кавалерийского корпуса в составе танковых полков по 64 танка БТ в каждом, а также в отдельной танковой роте (танки БТ-7, бронеавтомобили БА-10) 1-го отдельного мотострелкового полка НКВД, который 23 июня 1941 года был переброшен в Белоруссию из Литвы. - Прим. ред.) были окрашены в зеленый цвет 4Б0 и в большинстве не имели тактических обозначений.

Уже к концу июня 1941 года подавляющая часть танков механизированных корпусов Западного фронта была потеряна в боях и окружении, в котором западне Минска оказались соединения 3-й и 10-й армии РККА. Фронт, где остались 4-я и 13-я армии, по существу пришлось восстанавливать заново. Для того чтобы развернуть прибывающие на фронт 19, 20, 21-ю и 22-ю армии, необходимо было хоть на несколько дней задержать германское наступление. Эту задачу возложили на 5-й и 7-й механизированные корпуса Красной Армии, которые прибыли на фронт в начале июля 1941 года.

7-й механизированный корпус Московского военного округа был одним из самых мощных соединений РККА. К началу войны в нем находилось 715 танков и бронеавтомобилей различных марок в двух танковых (14, 18 тд) и известной моторизованной (1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии) дивизиях. Но на фронт перебросили только исправные, боеготовые машины и даже с учетом прибывающей прямо с заводов материальной части количество участвующих в боях танков не превышало 500.

14-я танковая дивизия на 6 июля 1941 года имела в своем составе 192 танка: 176 БТ-7 и 16 огнеметных машин на базе Т-26.

18-я танковая дивизия на 6 июля 1941 года имела в своем составе 236 танков: 178 Т-26, 47 огнеметных танков на базе Т-26 и 11 БТ-7.

Разбитые танки БТ-7 различных модификаций из состава 14-го механизированного корпуса Красной Армии. Хорошо видны красные звезды на некоторых башнях танков. Белоруссия, июль 1941 года (АВЛ).

Наиболее распространенный вариант окраски советских танков в начале войны. Цвет - травянисто-зеленый 4БО без каких-либо тактических обозначений. На снимке - KB, подбитый в районе Зельвы (33 км от Слонима). Белоруссия, 6-й мехкорпус РККА, июль 1941 года (АВЛ).

1-я Московская Пролетарская мотострелковая дивизия - элитное соединение РККА, демонстрировавшее мощь сухопутных войск на парадах в Москве, имело в своем составе до 100 танков, из них около 50 БТ-7М и 40 Т-34 и КВ.

Перед отправкой на фронт техника 7-го мехкорпуса согласно требованиям инструкций была окрашена в трехцветный камуфляж. Причем видимо очень торопились: команду нанести камуфляж дали, красками обеспечили, а с типовыми схемами окраски танкистов не ознакомили, понадеявшись на способности экипажей. Поэтому в зависимости от конкретных подразделений, танки имели различный камуфляжный рисунок: от полосатых в 3 краски (зелено-желто-коричневых или в отдельных случаях - коричневый, светло- и темно-зеленые цвета) до пятнистых машин. Тактические обозначения на бронетанковой технике 7 мк отсутствовали.

Необходимо отметить, что материальная часть танковых полков 7-го мехкорпуса с 6 июля ежедневно пополнялась прибывающими с заводов и ремонтных баз новыми танками KB и Т-34, которые немедленно распределялись между частями. Эти танки были окрашены зеленой краской 4Б0, камуфляж на них не наносился.

5-й мехкорпус, прибывший в западную часть СССР из Забайкальского военного округа, первоначально предназначался для Юго-Западного фронта (109-я моторизованная дивизия 5-го механизированного корпуса даже успела повоевать на нем. - Прим. авт.) однако из-за сложного положения в Белоруссии 5 мк был переброшен на Западный фронт. В трех танковых и одной моторизованной дивизиях корпуса (кроме 2 штатных танковых дивизий 5 мк была оперативно подчинена 57-я отдельная Краснознаменная танковая дивизия ЗабВО. -Прим. авт.) находилось 924 танка. Эта техника была окрашена в зеленый цвет 4БО, без использования сложного камуфляжа. В 109-й моторизованной дивизии использовались большие тактические белые трехзначные номера, которые наносили на борта башен танков БТ-5.

Отважный экипаж танка Т-34/76 (слева направо): башенный стрелок К.Л. Левин, радист Ф.Ф. Ишков, механик-водитель А. Прошин и командир взвода лейтенант И. Чувашев. Они уничтожили 5 танков и 2 противотанковые пушки противника. На башне видны 2 белые вертикальные метки. Западный фронт, 107-я танковая дивизия, июль 1941 года (АВЛ).

5 и 7 мк с 6 июля вступили в бой, пытаясь разгромить группировку противника в районе населенных пунктов Лепель-Сенно. 1-я Пролетарская Московская мотострелковая дивизия вела боевые действия самостоятельно в районе Орши. Несмотря на то, что наши танкисты сражались храбро и даже немного продвинулись на запад, контрудар механизированных корпусов не получил развития. Под непрерывными ударами вражеской авиации, неся большие потери, мехкорпуса прикрыли отход общевойсковых армий на новые рубежи обороны.

Со второй декады июля до середины сентября 1941 года на Западном фронте обороны советских армий развернулось Смоленское сражение (10 июля - 10 сентября 1941 года. - Прим. авт.). Опасаясь новых окружений, командование Красной Армии настойчиво стремилось перехватить инициативу на ТВД. Однако для контрударов нужны были свежие бронетанковые соединения, которые формировались в тылу на базе 25-го механизированного корпуса из Харьковского военного округа, 23-го механизированного корпуса из Орловского военного округа и 27-го механизированного корпуса Среднеазиатского военного округа. Управления этих мехкорпусов после прибытия на фронт были расформированы, а на базе наиболее укомплектованных техникой танковых дивизий (в 23,25,27 мк имелись только старые изношенные танки учебно-боевого парка. - Прим. ред.) сформировали новые бронетанковые соединения: 104-ю (из 9 тд 27 мк), 105-ю (из 53 тд 27 мк), 110-ю (из 51 тд 23 мк), 50-ю (25 мк), 55-ю (25 мк). 101-я и 102-я танковые дивизии, которые также сформировали на базе 52-й и 56-й танковых дивизий 26-го мехкорпуса Северо-Кавказского округа, 107-я танковая дивизия, переименованная из 69-й моторизованной дивизии, 108-я танковая дивизия (ранее 59 тд Дальневосточного округа) появились на Западном фронте в качестве отдельных в середине июля 1941 года.

109-я отдельная танковая дивизия появилась на Западном фронте несколько позже - 30 августа 1941 года. Сама же типовая отдельная танковая дивизия по штату № 010/44 от 6 июля 1941 года имела в своем составе 215 танков, из них 20 KB, 42 Т-34, 153 Т-26 и БТ.

Т-34/76 101-й танковой дивизии РККА при поддержке 45-мм противотанковых пушек (образца 1932 года) готовятся атаковать противника. На башне танка виден тактический номер "11". Западный фронт, июль 1941 года (РГАКФД).

В реальности состав новообразованных соединений колебался в пределах 180-220 танков и бронемашин на каждую бронетанковую дивизию. В них были танки как старых, так и новых марок. Например, в 109 тд на 30 августа 1941 года было 7 KB, 20Т-34, 82Т-26, 13ХТ-130, 22 БТ-2-5-7, 10 Т-40, 10 БА-10 и 13 легких бронемашин. Большинство техники было окрашено зеленой краской 4БО, изредка на танки или бронемашины белой краской наносили тактические номера (например "11" или "365") или надписи-лозунги: "Бей фашистов!", "Бей фашистскую гадину!", "Победа будет за нами!" и т.д. Существовали и неразгаданные ныне тактические системы в виде двух вертикальных прямоугольников (может быть 2-й батальон), нанесенных на каждый борт башни танка белой краской...

В августе 1941 года некоторые танковые соединения из-за больших потерь стали переводить на штаты мотострелковых дивизий. Танковый полк такой дивизии по сокращенному штату от 6 июля 1941 года имел 93 танка: 7 KB, 22 Т-34, 64 БТ и Т-26. Мотострелковыми стали 1-я Московская Пролетарская дивизия, 101-я и 107-я танковые дивизии. 82-я мотострелковая дивизия довоенного формирования, которая имела в составе не танковый полк, а танковый батальон прибыла на западное направление в сентябре 1941 года.

Также в конце августа 1941 года начали формироваться первые отдельные танковые бригады, имевшие согласно штата № 010/78 в своем составе отдельный танковый полк трехбатальонного состава: 7 KB, 22 Т-34, 64 Т-26, БТ. И если в начальной фазе Смоленского сражения принимали участие только отдельные танковые дивизии, то в начале сентября 1941 года в ударную бронетанковую группу Брянского фронта, который наряду с Западным и Резервным фронтами с 16 августа действовал против немцев на западном направлении, входили 108-я танковая дивизия, 141-я танковая бригада и 113-я танковая бригада 3-й армии, а также 50-я танковая дивизия и 43-я танковая бригада в 13-й армии. Этой группе была поставлена задача разбить 2-ю танковую группу (танковую армию) "подлеца Гудериана", которая могла прорваться в тыл войскам Юго-Западного фронта. Но сил и умения было явно недостаточно - танковые дивизии Гудериана сумели выдержать удар и обойти с фланга войска огромного Юго-Западного фронта. Первая победа пришла к советским войскам на другом участке - 30 августа 24-я и 43-я армии Резервного фронта возобновили наступление на ельницком направлении. В составе 24-й армии находились 102, 105-я танковые дивизии и 103-я моторизованная дивизия, а в составе 43-й армии - 104-я и 109-я танковые дивизии. 5 сентября противник, не выдержав ударов советских войск, начал поспешное отступление. 24-я армия РККА освободила Ельню и к 8 сентября ликвидировала опасный ельницкий выступ. 10 сентября войска Западного, Резервного и Брянского фронтов перешли к обороне. Смоленское сражение завершилось, обе стороны стали готовиться к битве за Москву.


Тяжелый танк КВ-1 выпуска осени 1940 года. Оснащен 76,2-мм пушкой Л-11. Боевая машина принадлежит 104-й танковой дивизии РККА, которой командовал полковник В.Г. Бурков. Танк "Бей фашистов!", вероятно, принадлежал комиссару 104 тд А.С. Давиденко. Центральный фронт, группа Качалова, июль-август 1941 года (АВЛ).

Несмотря на грандиозность проводимых операций танки и бронеавтомобили Красной Армии в ходе сражения за Москву (2 октября 1942 года) были окрашены довольно однообразно. И этому факту есть объяснение - высокая динамика происходящих событий.

Основным бронетанковым соединением, использовавшимся в ходе битвы под Москвой, являлась танковая бригада. Часть таких бронетанковых бригад (17, 18, 19, 20, 21, 22, 25 тбр) формировалась по штату № 010/87, согласно которому танковый полк состоял из двух танковых батальонов и имел 61 танк: 7 KB, 22 Т-34, 32 Т-26, БТ-5/7, Т-40. Но танков катастрофически не хватало, поэтому 9 октября 1941 года появился новый штат № 010/306, по которому бригада состояла из двух танковых, мотострелкового батальона и 4 отдельных рот, всего 46 танков: 10 KB, 16 Т-34, 20 Т-26, БТ, Т-40. По такой структуре переформировывалась знаменитая 4-я танковая бригада (впоследствии 1-я гвардейская танковая бригада. - Прим. ред.) под командованием полковника М.Е. Катукова. На 3 октября 1941 года сформированный в сентябре 1941 года танковый полк бригады (штат № 010/87) имел 2 батальона и всего 49 танков (приближенно к штату № 010/306?) KB, Т-34, Т-60, БТ-7. Подобные несоответствия штата и реальности имелись во многих бронетанковых бригадах, что затрудняет установление системности в тактических и опознавательных знаках.







Танкисты перед отправкой на фронт покрывают легкие плавающие танки Т-40 маскировочными сетями. 28 августа первые эшелоны 109-й танковой дивизии прибыли на Резервный фронт, в состав 43-й армии. Конец августа 1941 года (АВЛ).

Большинство материальной части отдельных танковых бригад, сражавшихся на Западном, Резервном и Брянском фронтах, а впоследствии на Западном, Брянском и Калининском (создан 19 октября 1941 года. - Прим. ред.) фронтах было окрашено зеленой краской 4БО и камуфляжа не имело, за исключением трехцветных немногочисленных 57-мм САУ ЗиС-ЗО. Зима на западном ТВД наступила необычно рано. Уже в середине октября выпал первый снег, а в конце месяца из-за устойчивого снежного покрова возникла необходимость окрашивать бронетанковую технику в белый цвет или наносить специальный зимний камуфляж.

Пятна и рисунки при зимней камуфляжной окраске наносили, руководствуясь следующими правилами.

При зимней камуфляжной окраске по предварительно закамуфлированной поверхности все зеленые пятна ровно закрашивали белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна наносили белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно было быть разнообразным: нельзя было наносить только вертикальные или горизонтальные полосы, наносились главным образом только наклонные полосы.

Расстояния между белыми полосами ромбовидной сетки предусматривалось следующими нормативами (см. таблицу 1):

При зимней камуфляжной окраске по гладко окрашенной зеленой поверхности, когда материальную часть не успели окрасить в 3 цвета летними камуфляжными красками, поступали следующим образом.

Разметку для трехцветного камуфляжа наносили мелом на броню танка. Пятна, которые размечались под зеленый цвет, закрашивались белой краской; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрывались белой ромбовидной сеткой. Расстояния между белыми полосами ромбовидной сетки должны были быть следующие (см. таблицу 2):

Окраска производилась в зависимости от характера местности, где велись боевые действия. В случае, если это были открытые места, покрытые белым снегом, допускалась окраска объекта в сплошной белый цвет или уменьшалось расстояние между белыми полосами ромбовидной сетки путем нанесения дополнительных полос.

С переходом частей с открытых мест на закрытые (лес, кустарник, населенный пункт) предусматривалось удаление дополнительно нанесенного сплошного белого покрытия и дополнительно нанесенных полос.

С переходом частей в бесснежные районы и с наступлением весны (после таяния снега), белую краску полностью удаляли, протирая тряпками, смоченными водой или керосином.

В реальности с наступлением зимы в белый цвет или зимний камуфляж окрасили только часть танков. Больше всего фотоматериалов имеется о 1-й гвардейской танковой бригаде, известной своими подвигами и танкистами-асами (Лавриненко, Бурда, Любушкин) соединению.




Тяжелый танк KB (с надписью на башне "Бей фашистскую гадину!") и средний танк Т-34/76 (с надписью на башне "Бей фашистов") проводят учения по преодолению противотанковых рвов и естественных препятствий. Резервный фронт, 43-я армия, 109-я танковая дивизия, сентябрь 1941 года (АВЛ).

В один и тот же период в 1-й гвардейской танковой бригаде зафиксировано 3 типа зимней окраски: по наставлению - белые и "сетчатые" пятна (так было окрашено большинство танков Т-34), в белый цвет (танки KB) и темно-зеленые машины (бронеавтомобиль разведроты БА-10). В частности, на неокрашенном в белый камуфляж БА-10 видны тактические обозначения, характерные именно для 1-й гвардейской танковой бригады, а впоследствии развернутых на ее базе 1-го гвардейского танкового корпуса и 1-й гвардейской танковой армии. Этот знак представлял собой ромб, разделенный на 2 треугольника. В верхней части такой "дроби" находилась цифра, обозначающая номер батальона, роты или взвода (в разведроте бригады было 6-7 бронеавтомобилей), а в нижней - тактический номер танка. Таким образом, изображенный на фотографии БА-10, вероятно был 2-й машиной 3-го бронеавтомобильного взвода разведроты. Также на данном броневике, на крыше башни виден белый прямоугольник - знак воздушного опознавания. В других бригадах, например, в 5-й танковой, знаком воздушного опознавания был треугольник, реже использовался круг. На зеленой машине знаки воздушного опознавания наносили белой краской, а на белой, наоборот, оставляли зелеными или рисовали красной краской. Красная краска также использовалась в 1-й гвардейской танковой бригаде, ей на бортах башен, окрашенных в зимний камуфляж танков, иногда наносили тактические обозначения. В других же бронетанковых соединениях использовались тактические номера белого, желтого или красного цветов. Например, на танках-истребителях (Т-34 с длинноствольной 57-мм пушкой ЗиС-4. - Прим. авт.) Т-34/57 из состава 21-й танковой бригады двузначные тактические номера наносили белой краской на борта корпуса танка. Машина командира танкового полка 21 тбр майора Лукина имела тактический номер "20".

Из трех воевавших под Москвой танковых дивизий (58, 108, 112 тд) больше всего фотографий имеется по 112-й танковой дивизии.

112-я танковая дивизия была сформирована на Дальнем Востоке в августе 1941 года. Базой для формирования этого соединения послужил 112-й танковый полк 239-й моторизованной дивизии 30-го механизированного корпуса Дальневосточного фронта (именно так, несмотря на отсутствие, войны называлось объединение советских войск на Дальнем Востоке. - Прим. ред.). В октябре 1941 года вместе с 58-й танковой дивизией, 112-я танковая дивизия была отправлена на Западный фронт под Москву. 5 ноября 1941 года, имея 210 танков Т-26, а также бронеавтомобили БА-10, БА-6 и БА-20, дивизия начала боевые действия в районе Подольска в составе подвижной группы Западного фронта. Часть своей техники она передала другим частям и соединениям. Впоследствии, сражалась в районе Тулы, нанося удары по 17-й танковой дивизии вермахта, в составе 50-й армии участвовала в наступлении советских войск под Москвой, 21 декабря ее танки первыми ворвались в Калугу. В начале января 1942 года вместе с другими танковыми дивизиями, действовавшими на Западном фронте, была переформирована в 112-ю танковую бригаду.

Танки Т-26 и бронеавтомобили БА-20 имели камуфляж из зеленых и белых пятен, вероятней всего эти полосообразные пятна наносили кистью по прибытию на фронт.
Бронеавтомобили БА-10 были грубо покрыты белой краской целиком - на них хорошо видны "мазки" кисти. Танки Т-34/76, прибывшие для пополнения, окрашивались зеленой краской 4Б0 и имели трехзначные тактические номера, нанесенные белой краской по бортам башни.







Тяжелый танк KB "Победа будет за нами" и его героический экипаж (слева направо): красноармейцы А.В. Катышев, Н.И. Паленый, сержант И.А. Пиляев и воентехник 2-го ранга К.Е. Хохлов. Надписи на бортах башни не идентичны. Резервный фронт, сентябрь 1941 года (АВЛ).

Кроме бронетанковых соединений в битве под Москвой участвовали 4 мотострелковые дивизии 1-я (впоследствии 1-я гвардейская) и 82-я довоенного формирования, 101-я и 107-я, переформированные из танковых соединений сокращенного состава. Как уже упоминалось выше, в их структуре также имелись бронетанковые части и подразделения.

В составе отдельных мотострелковых бригад танковый батальон имел 32 танка - 12 Т-34 и 20 Т-26, БТ, Т-40. Таких бригад в битве под Москвой участвовало 3: 151, 152-я и отдельная мотострелковая.

Отдельные танковые батальоны (танков советского производства) формировались по штату № 010/85, утвержденному 23 августа 1941 года и имели в своем составе 3 танковые роты и три отдельных взвода, всего 29 танков: 9 Т-34 и 20 легких различных марок. Кроме того, в структуре некоторых стрелковых дивизий имелись отдельные танковые роты охраны штаба, насчитывавшие 15 машин Т-37, Т-38, реже Т-27, Т-26 или бронеавтомобилей. Аналогичные роты входили и в состав батальонов охраны штабов армий, но они имели чуть больше техники - 17-21 танк или бронеавтомобиль.

Танк КВ-1 ведет бой в лесу. Окрашен в зеленый 4БО. Какие-либо обозначения отсутствуют. Западный фронт, 9-я танковая бригада, конец октября 1941 года (АВЛ).

Маскировка ветками танка Т-26 образца 1938 года. Западный фронт, 112-я танковая дивизия, ноябрь 1941 года (РГАКФД).

Экипаж танка Т-34/76 из состава 8-й танковой бригады уточняет боевую задачу. Боевая машина уже покрашена белой краской. Внизу та же машина. На башне видно подобие красного треугольника для воздушного опознавания. Калининский фронт, октябрь 1941 года (РГАКФД).

Что касается матчасти танковых частей, то состав ее был довольно пестрым. В ходе боев использовалась вся гамма бронетанковой техники, производившейся в СССР до начала войны: Т-26 всех типов, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37, Т-38, Т-40, Т-27 (в качестве тягачей для 45-мм орудий), Т-28 (в небольшом количестве), Т-50, Т-34, KB, БА-3, БА-6, БА-10, БА-20, ФАИ, бронированные тягачи Т-20 "Комсомолец" и даже такие "раритеты" как танки МС-1 и бронеавтомобили БА-27. В общем, в дело шло все, что могло ездить и стрелять, даже опытные образцы танков, находившиеся на полигоне в Кубинке, например А-20 и Т-29. Кроме того, бои под Москвой стали первыми, в которых использовались новые образцы танков, созданных в условиях военного времени - это Т-30 и Т-60. Причем, если танки Т-60 впоследствии в больших количествах применялись и на других фронтах, то по числу участвовавших в боях Т-30 (и его плавающего собрата Т-40) в битве за Москву не было равных. В августе-ноябре 1941 года в танковые части РККА, действовавшие на московском направлении, поступило не менее 40% Т-40 и 80% Т-30 из числа всех изготовленных.





Танк Т-34/57 с 57-мм пушкой ЗиС-4, подбитый у деревни Тургиново 17 октября 1941 года. Машина принадлежала командиру танкового полка 21-й танковой бригады Герою Советского Союза майору Лукину. Московское направление, район Калинина, октябрь 1941 года (АВЛ).

Бронеавтомобиль БА-20М ведет разведку местности. Западный фронт, октябрь-ноябрь 1941 года (РГАКФД).

В канун декабрьского контрнаступления советских войск под Москвой на фронтах появилась бронетанковая техника английского производства: 145 танков МК II "Матильда II", 216 МК III "Валентайн II/1V", а также 330 легких бронетранспортеров МК I "Универсал". Первые машины (не более 50 танков. - Прим. ред.) пошли в бой в ноябре 1941 года, а в последующем английские танки широко использовались в боях на данном ТВД. Так на Западном фронте на 31 декабря 1941 года британские танки имелись в составе 146-й (2 Т-34, 10 Т-60, 4 МК III), 20-й (1 Т-34, 1 Т-26, 1 Т-60, 2 МК III, 1 БА-20), 23-й (1 Т-34, 5 МК III) танковых бригад, действовавших в боевых порядках 16. 49-й и 3-й армий, а также в составе 112-й танковой дивизии (1 KB, 8 Т-26, 6 МК III), приданной 50-й армии. Танки МК II "Матильда" находились в 136-м отдельном танковом батальоне.

Экипаж танка KB: В.А. Щекатуров - командир танка, И.Я. Малышев - моторист, И.А. Скачков - механик-водитель, И.А. Кочетков - командир орудия, И.И. Иванов - стрелок-радист. Западный фронт, 1-я мотострелковая дивизия, октябрь-ноябрь 1941 года (РГАКФД).

Колонна танков Т-34/76 производства СТЗ (машина на переднем плане с тактическим номером "211") выдвигается на исходные рубежи для атаки. Западный фронт, октябрь 1941 года (АВЛ).

На Северо-Западном фронте, который действовал в рамках единой операции в ходе контрнаступления советских войск под Москвой, находились 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны, также оснащенные бронетанковой техникой английского производства.

Легкий танк БТ-7 в засаде. Западный фронт, 1941 года (АВЛ).

Экипажи танков KB занимают места в своих боевых машинах. На башнях танков красной краской нанесены тактические номера "204" и "201". Боевые машины окрашены белой краской. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

170 отб (10 Т-60, 13 МК II) был придан 3-й Ударной армии, а 171 отб (10 Т-60, 12 МК II и 9 МК III) - 4-й Ударной армии, которые с конца февраля были переданы в состав Калининского фронта. Бронетранспортеры МК I "Универсал" распределялись в разведроты танковых бригад (в том числе и оснащенных только советской техникой) из расчета 2-3 машины на бригаду.

На советско-германском фронте британскую технику окрашивали белой краской (белили) двумя способами: полностью, с закрашиванием британских регистрационных знаков и частично, когда для экономии краски окрашивали верхнюю часть корпуса и башню. Иногда при зимней побелке британские регистрационные знаки прикрывали прямоугольным трафаретом. Что касается зеленой краски Bronze Green, которой окрашивали британские танки, то она вполне удовлетворяла советских военных - 1-я мотострелковая дивизия, октябрь-ноябрь перекраска на 4БО производилась только при капитальном ремонте.

Бронеавтомобиль БА-10 ведет разведку местности. Камуфляжная окраска состоит из белых амебообразных пятен, нанесенных на защитную зеленую окраску 4Б0. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

Бронеавтомобиль БА-20 из состава 112-й танковой дивизии РККА. Камуфляжная схема состоит из белых полос, нанесенных на базовый зеленый фон 4БО. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

Касаясь нанесения пятен, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам, искажая в наибольшей степени привычный вид материальной части.

Соотношение цветовых пятен: зеленая (4БО) - 45-55% всей площади окрашиваемого объекта, желто-землистая (7К) - 15-30% всей площади поверхности объекта, темно-коричневая (6К) - 15-30% поверхности объекта.

Характерные части танка - прямые линии и углы, башня, корпус, ствол орудия, катки и т.п. должны были быть окрашены пятнами различных цветов.

Общее направление пятна (удлиненного) не должна быть параллельным контуру объекта, а должно было составлять с ним комбинацию углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны были располагаться симметрично.

Пятна должны были быть замкнутые, находиться внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.

Открытые пятна должны обязательно переходить соседние грани объекта, то есть захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.

Вершина выступающего угла не должна совпадать с центром пятна.

На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов - желтые и коричневые.

При нанесении зимнего камуфляжа (как уже упоминалось выше) все зеленые пятна должны были быть ровно закрашены белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна "закрашивались белой ромбовидной сеткой". Направление белых полос, образующих сетку должно было быть разнообразным: нельзя было наносить только вертикальные или горизонтальные полосы, необходимо было делать главным образом наклонные полосы.

Если позиции танковых подразделений располагались на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно было закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.



Танки Т-26 различных годов выпуска, принадлежащие 112-й танковой дивизии РККА. Все они имеют двухцветный бело-зеленый камуфляж. Западный фронт, декабрь 1941 года.



Танки Т-34/76 на позициях и в цехе ремонтного предприятия. Они окрашены в зимний маскирующий камуфляж согласно регламентирующим документам - часть зеленой поверхности 4БО покрыта побелкой, а часть "сеткой" из белых тонких полос. Скорее всего, танки принадлежат 1-й гвардейской (4-й танковой) танковой бригад. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Тяжелый танк КВ-2 каким-то чудом "доживший" до зимы 1941 года. Боевая машина окрашена в бело-зеленый камуфляж, несмотря на который уже подбита немцами. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Легкий танк Т-30 лейтенанта Иванова в засаде. Он окрашен белой краской и замаскирован выпиленными из снега кирпичами. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Их боевого применения. Используя бронетанковую технику, противоборствующие стороны, как и 100 лет назад, стремятся обнаружить танки и другие механизированные вооружённые средства при движении, стоянке и в бою, определить их численность и вид, а также затруднить распознавание своей техники противником. Скрыть от средств наблюдения противника крупную боевую машину довольно непросто, и особенно в зимнее время. На местности с устойчивым снеговым покровом крупные тёмные объекты (например, танки в базовом камуфляже) становятся значительно контрастнее и заметнее. Как вопрос эффективной маскировки бронетехники в зимний период решался в Красной армии в годы Великой Отечественной войны?

Виды зимней окраски

В методиках и руководствах, использовавшихся в СССР в период 1941-1945 гг., описывается два основных вида зимней окраски советских БТТ и транспортной техники:

  • белая одноцветная;
  • деформирующая в виде криволинейных пятен.

Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть - полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см

Белая одноцветная окраска уменьшает заметность танка в зимнее время и является самым простым видом временного зимнего камуфляжа. Деформирующая окраска с применением пятен и полос, кроме уменьшения заметности танка, затрудняет и прицеливание по нему в бою, искажая силуэт и усложняя определение расстояния. Эффективность обеих видов окраски для защиты от воздушного наблюдения практически идентична. С учётом всех этих факторов деформирующая окраска с пятнами оказывается предпочтительнее, несмотря на то, что её сложнее наносить.


Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними

При нанесении деформирующей окраски около 60-70% поверхности танка окрашивалось в белый цвет. Остальная площадь оставалась в базовой летней защитной окраске, которая и выглядела как тёмные пятна на белом фоне. Весьма полезным оказалось покрывать не закрашенные участки белыми полосами, образующими «решётку». Это было необходимо для того, чтобы сделать тёмные пятна менее контрастными (издалека они выглядели серыми и размытыми, примерно, как кустарник) и помогало улучшить маскировку на малых дистанциях, например, в засаде. Подходила такая окраска и для населённых пунктов, где белый снежный покров сочетается с контрастными тёмными строениями, бытовыми объектами и тенями.


Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью!

Известь, краска, гипс и клей

Отдельного внимания заслуживают и методы нанесения зимнего камуфляжа. Существовало несколько разных как по сложности, так и по эффективности «рецептов» зимней окраски бронетанковой техники:

  1. Известь, разведённая водой. В неё добавлялась соль (для закрепления слоя) и немного бельевой синьки для осветления смеси.
  2. Сухая заводская белая краска. Состояла из 2-х порошков: смеси казеина и мела (1 часть) и гашёной извести (2 части). Добавлялась 1 часть воды, всё тщательно перемешивалось в течение получаса. Расход - около 100г сухой смеси на 1 м2.
  3. Краска на клеевом закрепителе. 1 кг малярного или столярного клея предварительно замачивался в горячей воде, затем разводился на ведро воды, туда же добавлялись 4-5 кг мела, гипса, каолина или гашёной извести. Эта смесь очень хорошо держалась на поверхности.


Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару

На окраску танка или бронемашины уходило около ведра смеси и 6-8 часов времени, на автомобили - в 2 раза меньше и того, и другого. Перед окрашиванием рекомендовалось очистить поверхности от грязи, масла и снега. Смесь в процессе работы следовало подогревать, а сами работы рекомендовалось проводить в отапливаемом помещении.

Адгезия (прилипание, сцепление) разных смесей с поверхностью была разной, как и стойкость к осадкам, механическим воздействиям. Вариант окраски №1 рекомендовался для быстрого нанесения подручными материалами, но и стойкость он имел меньшую. Вариант №2 был более сложными и менее доступным, т.к. был заводской смесью, а вариант 3 требовал больше времени для приготовления. Зато из-за наличия в составе клеев-закрепителей держалась на технике такая окраска дольше и «крепче».


Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей

Маскировка в движении и на месте

При движении танк дополнительно демаскирует себя следами от гусениц, выбросами снега и грязи. Поэтому все переходы зимой рекомендовалось совершать в ночное время и по дорогам, а не по снежной целине. При необходимости движения по целине движение следовало выполнять «волчьим следом», т.е. по колее предыдущей машины, для усложнения подсчёта числа прошедших танков.

Один из приемов сокрытия следов - применение волокуш. Это могли быть как подручные материалы (деревья и кусты, привязываемые к корме последнего в колонне танка), так и специально изготовленные средства, например, 8-10 мотков колючей проволоки, надетых на жердь. Подобные приспособления заметали следы гусениц и делали дорогу похожей на неэксплуатируемую.

Для снижения заметности техники предписывалось выключать фары, применять светомаскировочные насадки, создавать «альтернативный» шум в местах, противоположных направлению движения танков и т.д.


ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника

При расположении танков в населённых пунктах естественными укрытиями становились сараи, развалины и прочие крупные объекты. Эффективным считалось забрасывание техники подручными материалами (снег, солома, хворост). При расположении в лесу для маскировки лучше подходили хвойные деревья, сохраняющие плотный покров и в зимнее время. Весьма полезным приёмом считалось снижение крон - искусственное прижатие ветвей деревьев ближе к земле для расположения под ними техники.


Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны

При вынужденном расположении танков на открытой заснеженной местности следовало располагать их в пределах тёмных пятен. Это могли быть воронки от бомб и выброшенная взрывами земля, срубленные ветки в лесах и искусственно создаваемые пятна (наброшенные на снег ветки, сено или расчищенная от снега земля). При наблюдении с воздуха силуэт танка и его тень оставались в пределах тёмного пятна и меньше контрастировали с местностью.

При невозможности использования естественных тёмных пятен можно было использовать сплошные сетчатые покрытия, белые или с белыми пятнами. Такие покрытия, конечно, можно различить с воздуха, но идентифицировать объект и его фактическое наличие под покрытием практически невозможно.


Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки

При необходимости над танком мог устанавливаться макет местного предмета (сарая, стога сена, развалин дома). Этот приём был особенно эффективен при действиях в засаде. Но имел он и свои минусы: повышение пожароопасности, снижение скорости покидания машины экипажем.

В идеальных условиях могли устраиваться групповые защитные сооружения сразу для нескольких танков. Такие укрытия располагались в оврагах, возле обрывов и крутых склонов. Из снега вырезались больше куски по форме крупного отёсанного камня. Эти куски укладывались в своеобразные стены на удалении от обрыва-склона на ширину танка. Сверху стоянка укрывалась жердями для обрешетки, на которую в свою очередь укладывались ветви кустарника, штатные маскировочные сети или другое подручное покрытие. После «крыша» засыпалась слоем снега. Вместимость подобного укрытия достигала 5-10 машин. Особое внимание следовало уделять скрытию танковых следов, которые заканчивались у въезда в укрытие и «вели в тупик». Различить с воздуха такой импровизированный ангар было практически невозможно.

Мероприятия по маскировке танков организовывались на уровне командиров танковых батальонов (разработка маршрутов движения, общий контроль за выполнением мероприятий) и на уровне командиров взводов (выбор мест стоянки, указание путей подхода к ним и указания по методам маскировки).

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3



Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

Основной объём работ по нанесению маскировки и выполнению оборудования места стоянки выполнялся экипажем танка. В виде исключения эти работы могли выполняться сапёрами и/или маскировщиками. Как правило, они привлекались к созданию групповых укрытий и к массовой окраске танков.

Комплекс мероприятий по зимней маскировке являлся простым и недорогим способом снижения заметности техники как в ходе боевых действий, так и в перерывах между ними. Своевременное и грамотное применение таких средств позволяло повысить боевую эффективность подразделений и снизить потери в боях.

Рассказ о способах имитации зимнего камуфляжа советской бронетехники в стендовом моделизме можно прочитать

Стандартным национальным знаком отличия советской военной техники была красная звезда. В то же время она редко использовалась и чаще всего наносилась на боковую поверхность башни. Однако, судя по имеющимся фотографиям танков звезда наносилась также спереди корпуса, и даже впереди на маске пушки. Во многих публикациях встречаются цветные иллюстрации танков Т-34 в зимнем камуфляже с белой звездой. На самом деле на некоторых исторических фотографиях звезды выглядят светлоокрашенными. Трудно объяснись почему звезды были белыми, скорее всего в процессе эксплуатации красный пигмент выцветал. Многое зависело от типа применяемых фотоматериалов: ортохроматическая пленка или использование фильтров искажали истинные цвета при черно-белой печати.

Маркировка воздушной и идентификации

Для опознания танков с воздуха использовалась маркировка еще задолго до вторжения немецких войск. Во время военных маневров 1930-х годов и во время вторжения советских войск в страны Прибалтики в 1940 году использовались белые кресты, нанесенные на верх башни. со знаками воздушной индетификации встречались летом 1941 года во время успешного наступления вермахта. В начальный период войны, как правило, использовались белые полосы, нанесенные вдоль центральной части танковой башни, вдоль ее оси. Такие полосы продолжали использоваться на разных фронтах с небольшими вариациями до конца войны. В качестве опознавательного знака использовались так же белые треугольники, круги, квадраты, кресты и полосы, размещенные относительно оси башни. Иногда внутри белого треугольника наносились желтые или красные круги. Маркировка наносилась, как правило, на крыше башни. На танках, окрашенных в зимний камуфляж, значительная часть часть поверхности сверху башни оставалась не закрашенной (где наносились идентификационная маркировка) или в некоторых случаях она окрашивалась в красный цвет.

На сварной башне танка Т-34 неизвестной части (Западный фронт, весна 1942 года) выпуска СТЗ нарисованы номер "85" и белая полоса для идентификации с воздуха. Это был типичный идентификационный знак, используемый в советских частях.

Во многих случаях нанесение идентификационной маркировки было связано с проведением важных боевых операций. Например, белые круги на крыше башен наносились во время наступления Красной армии в Прибалтике и в Югославии в 1944 году. Во время штурма Берлина в апреле - мае 1945 года белые полосы и треугольники рисовались на башнях танков. Во время операции "Малый Сатурн" (Юго-Западный фронт, ноябрь-декабрь 1942 года) башни наверху и по бокам оставались темно-зеленого цвета, остальная часть корпуса была в зимнем камуфляже. Некоторые части использовали идентификационные знаки для наземных частей. Как правило, это были полосы но бокам башни или на корпусе. Обычно они были белого цвета, хотя известны фотографии, где на танках видны полосы других цветов (возможно - красные).

Т-34 из неизвестной части, район Риги, лето 1944 гола. Штампованная башня с командирской башенкой. Танк выпуска завода № 112. Тактические номера, расположенные по бокам и сзади башни (и спереди корпуса) . На крыше башни был идентификационный знак для самолетов - белый круг.

Тактическая маркировка

Советская система тактической маркировки отличается большой сложностью и многовариантностью. Когда танки Т-34 появились на фронте, тактические знаки еще нигде не использовались. Причиной этому было, скорее всего, режим секретности советских военных. Это подтверждают фотографии периода лето - осени 1941 года - на них сотни подбитых Т-34 без тактических знаков.

Т-34 раннего выпуска 5-го танкового полка, командир майор М.П.Баранов. Район Крыма осенью 1941 года. Па переднем плане танк со сварной башней и новым типом люка механика-водителя. Все танки без тактических номеров.

Танки Т-34 раннего выпуска (сварная башня, топливные баки укреплены на корпусе) с белым тактическим номером "11" на боку башни, лето 1941 года.

Некоторые источники цитируют устав танковых войск РККА от середины 1938 года (УТВ-1-38), который разрешал использовать нанесение двухзначных тактических знаков, используя мел или смываемую краску. Летом белого цвета, зимой - красного цвета. Однако летом 1941 года такие знаки встречались редко. Начало военных действий показало, что отсутствие тактических знаков затрудняла командование на поле боя. Поэтому тактические знаки стали вводить, но делалось это сначала спонтанно, без утверждения сверху. Отсутствовали общие принципы для бронетанковых и механизированных частей. В результате, в первый период войны появились различные тактические знаки с использованием геометрических фигур и цифр. Таким примером могут служить танки Т-34 из состава 24-го танкового полка (8-го механизированного корпуса), которые участвовали в массированных боях в районе Броды - Дубно в июле 1941 года. Они имели белые ромбы нанесенные сзади башен. По бокам башни были вертикальные белые полосы - скорее всего это были идентификационные знаки для пехоты. Некоторые части использовали белые горизонтальные линии, нанесенные впереди башен. Число полос показывало, что танк принадлежит к определенной части, входящей в состав механизированного корпуса. В ряде частей, например в 6-м бронетанковом корпус (позже переименован в 11-й гвардейский бронетанковый корпус) такие знаки просуществовали до конца войны.

Танк Т-34 из состава 52-й Краснознаменной бронетанковой бригады, Кавказский фронт, 1942 год. Двухцветный камуфляж и тактический знак: ромб, светло закрашенный внутри, с цифрами 2 снизу и сверху.

Подбитый Т-34 выпуска СТЗ возможно принадлежит 5-й бронетанковой армии, Брянский фронт, лето 1942 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет и имеет нестандартную маркировку белого или желтого цвета: цифру "07" перед звездой и надпись "За Сталина!"

Огнеметный танк ОТ-34 uз состава 15-й гвардейской механизированной бригады, 3-й Украинский фронт, 1944 год. На танке тактический номер "101" и рисунок ласточки (символ бригады). Открытый люк правый белого цвета, на нем виден идентификационный знак воздушного опознания (белый круг на башне сверху).

Осенью 1941 года тактические знаки в виде геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники) появились на танках Т-34. Они наносились по бокам башни и иногда повторялись сзади башни. В начальный период войны наиболее часто используемым символом был ромб - это был штабной знак бронетанковых частей Красной армии. Как правило ромб был около 40 см высотой и разделен пополам горизонтальной линией, сверху и снизу которой располагались тактические знаки. Принципы использования знаков варьировали: например в 116-й отдельной бронетанковой бригаде верхней части ромба располагался знак батальона (цифра 1 или 2). В нижней части ромба располагался код бригады - 045. Другой принцип использовался в 1-й гвардейской бронетанковой бригаде, где в конец 1941 ив начале 1942 годов танки Т-34 имели цифру "1" в верхней части ромба, а нижняя часть осталась пустой. В 2-й бронетанковой бригаде (1943-1944 годы) бригадный код (номер 22) располагался в верхней части ромба, в нижней его части - индивидуальный тактический номер танка, который также дублировался сбоку и сзади башни (14 или 20). Однако трудно определять по черно-белой фотографии какой цвет был в реальности. В этой бригаде тактические номера танков большего размера дублировались по бокам и сзади башни, чтобы их можно было различить с большого расстояния. В некоторых частях не только цифры, но и буквы писались внутри поля ромба. Например, такие знаки были в 51-м отдельном танковом полку. На танках Т-34 этого полка бука А видна в верхней части ромба, обозначая 1-й батальон и Б - 2-й батальон. В нижней части ромба находился индивидуальный кодовый номер танка, например 24.

48-й отдельный танковый полк, Ленинградский фронт, Карельский перешеек, осень 1941 года. 51-й отдельный танковый полк, 1943 год. Неизвестная часть, район Харькова, весна 1942 года. Неизвестная часть, конец 1942 - начало 1943 годов (красным на делом фоне).

Слева: 1-й батальон 116-я отдельная бронетанковая бригада, Западный фронт, весна 1942 года.
Справа: 1-й батальон 3-я гвардейская бронетанковая бригада, Калининский фронт, весна-лето 1942 года.

Известны также случаи, когда тактические номера целиком заполняли внутреннюю поверхность неразделенного ромба. Интересно, что знаки используемые в ромбе встречались не только в начале войны. В течении 1942-43 годов ромбы были наиболее часто используемыми тактическими знаками на центральной части Восточного фронта. В некоторых частях ромб сохранился вплоть до конца войны (и не только на танках Т-34). Известны примеры, где геометрические знаки привязаны к тактическим номерам. Например, танки 13-й гвардейской бронетанковой бригады несли на башне "7" (бригадный знак) в квадрате (лето 1944 года). В дополнении были использованы индивидуальные двухзначные номера, например "53", нанесенный на башню. Такие знаки использовались этой бригадой до осени 1944 года, когда они были заменены другой эмблемой (олень с рогами).

1-я гвардейская бронетанковая бригада, Московская область, зима 1941-42 годов (красная надпись на белом танке). Неизвестная часть, в районе Сталинграда, лето 1942 года. 22-я бронетанковая бригада, 1943/44 года. 17-я гвардейская бронетанковая бригада, район Орла, 1943 год (цифра 8 - желтого цвета).

На советских танках наносились тактические номера и буквенно-цифровой код. Некоторые части использовали тактические номера уже с лета 1941 года. Например, это были танки 101-й и 108-й бронетанковых дивизий, где появились двух и трехзначные номера. Такая практика позже широко распространилась в других танковых частях. Некоторые геометрические знаки было непросто читать, по этой причине они были заменены во многих частях тактическими номерами, а также буквенно-цифровым кодом. 52-я Краснознаменная танковая бригада, действовавшая на Закавказском фронте, стала примером этого. Осенью 1942 года она использовала ромбы в качестве тактических знаков, а в начале 1943 года ромбы были закрашены и буквенно-цифровой код появился на башнях танков (например, К-8). Тактические кодовые номера стали двух или трехзначными. Хотя есть примеры применения одно или четырехзначных тактических кодов. Трехзначная маркировка встречалась чаще и лучше подходила к организации советских бронетанковых частей. Обычно первая цифра обозначала соединение (полк или батальон), последующие две были кодовые знаки танка.

90-я бронетанковая бригада, Сталинградский фронт, осень 1942 года. Неизвестная часть, Украина, март 1944 года (красной краской на белом фоне). Неизвестная часть, Степной фронт, 1943 год. 13-я гвардейская механизированная бригада, 3-ий Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года.

Обычно тактические номера располагались на башне, чаще всего по бокам и сзади. В некоторых частях они повторялись впереди корпуса. Согласно некоторым источникам, такое расположение было рекомендовано боевым уставом от января 1944 года. Например, такие знаки можно видеть на снимках Т-34, сделанных в частях воевавших в районе Риги и финского города Виипури (например, это были танки 30-й гвардейской танковой бригады). Тем не менее, этот документ не был принят на практике повсеместно и встречались нестандартные тактические знаки. Следует добавить, что в начале Великой Отечественной войны были отдельные случаи, когда тактические знаки наносились по бокам корпуса. Например, это были одно- и двухзначные номера, расположенные на корпусах танков Т-34/57 из 21-й бронетанковой бригады вплоть до конца 1941 года. Командир соединения майор Лукин воевал на танке под номером "20".

Одним из примеров интересных знаков дают тактические номера из двух двухзначных цифр, которые появились на танках в 1942 году на Юго-Западном фронте. Обычная первая группа цифр дает кодовый номер части, а вторая - номер танка. Знаки этого типа появились среди других частей, например в 5-й гвардейской бронетанковой бригаде ("10-12", "10-13") и в 84-й бронетанковой бригаде ("32-12", "32-27", "32-32"). Похожие знаки встречались в 5-м гвардейском танковом корпусе, который участвовал в боях на Курской дуге летом 1943 года ("52-01", "52-02", "52-06"). Еще одна часть, действовавшая в том же районе в то же самое время, имела знаки начинающиеся с цифры "25", например "25-14". Знаки такого типа рисовались по бокам башни и иногда индивидуальный номер танка повторялся на лобовой броне. В одной из публикаций польский исследователь Магнусский утверждал, что знаки состоящие из двух групп цифр были типичными для советских бронетанковых частей в 1942-43 годах. Однако, скорее всего это утверждение справедливо для танковых частей, действовавших в южной части Восточного фронта.

Ранее упоминалось, что многие советские бронетанковые части использовали буквенно-цифровой код. Например: "Д-44" (на ОТ-34), "Б-4" (85-й отдельный танковый полк, Крымский полуостров, весна 1944 года), "Л2-КС" (130-я танковая бригада, весна 1942 года), "Д003" (неизвестная часть Западного фронта, лето 1943 года) или "300-М" (неизвестная часть, лето 1944 года). Иногда встречались другие тактические знаки. Летом 1944 года символы животных стали появляться на танках в частях 3-го Украинского фронта. Башни Т-34 стали украшаться ящерицами, оленьими головами с рогами (13-я гвардейская механизированная бригада), а также ласточки (15-я гвардейская механизированная бригада). Система советских тактических знаков - это предмет скрывающий много загадок (это в полной мере относится и к танкам Т-34). Любые обобщения и предположения могут быть рискованными и необоснованными. Случалось так, что в одной части были танки, которые имели разные тактические знаки. Многие танки имели знаки, которые относились к различным системам маркировки. Например, это были танки 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, который входил в состав 3-й гвардейской танковой армии. Их танки кроме трехзначного тактического номера имели так же буквенно-цифровой код. Один такой Т-34 в дополнение к своему трехзначному тактическому номеру "431", нес на башне знак "КК-1". Можно предположить, что эти знаки несли информацию о части (есть мнение, что КК означает "кавалерийский корпус"), а "431" - индивидуальный номер танка. Известны фотографии танков, которые имели на башнях четырех- и двухзначные номера. На другом танке можно было видеть треугольник с цифрами "41" и "6", нарисованных в нем, а рядом был нарисован квадрат с буквой "А". Неизвестно, почему это делалось. Можно только предположить: было это ли результатом смены системы тактических знаков или переброски танков между частями. Следует иметь ввиду, что высокая интенсивность боевых действий не оставляла времени на смену знаков и это осложняло ситуацию. Поврежденные танки постоянно ремонтировались и отправлялись в другие действующие части. Такие машины несли старые тактические знаки и к ним добавлялись новые.

Несмотря на усилия, которые предпринимались командованием, в Красной армии так и не установилась стандартная унифицированная система тактических знаков . Ситуация усугубилась после реорганизации бронетанковых сил, которая шла в течение 1941 -1945 годов. С 1943 года и далее основной тактической единицей стал бронетанковый (механизированный) корпус и тактические знаки были определены на этом уровне. На самом деле известно много знаков стандартизированных на уровне корпуса. Часто решение о значках принимались на других уровнях командования (полка, бригады) и иногда на уровне танковых и механизированных армий. Что касается цветов тактических номеров танков, они чаще всего были белые. Намного реже встречались желтый или красные цвета. На машинах с зимним камуфляжем знаки были обычно красные, реже - черные и иногда - зеленые. Ввиду того что опознавательные знаки часто рисовались от руки, стиль их значительно варьировался. Тоже самое относится к размеру цифр и букв, а также геометрических знаков.

Индивидуальные названия и лозунги

На советских танках Т-34 часто встречались различные надписи. Чаще всего это были лозунги: "За Родину!", "За Сталина!", "Ответ из Сталинграда" и другие. Многие машины были украшены такими именами как "Ленин", "Сталинец", "Спартак", "Кутузов", "Ленинградец", "Щорс", "Пархоменко". Во многих частях и подразделениях стандартной практикой было использование имен (например, это широко практиковалось в 106-й и 130-й танковых бригадах). Танки покупались на средства рабочих, колхозников и других слоев населения и получали соответствующие имена: "Московский рабочий", "Горьковский пионер", "Североморец", "Хабаровский комсомолец" и другие.

Фотография подбитого танка Т-34 с шестигранной башней раннего типа (литье в земляные формы с сеткой швов). Скорее всего башня установлена на корпус раннего типа в ходе ремонта. На башне видны остатки подписи "Щорс".

Огнеметные танки ОТ-34 из состава 38-го танкового полка 1-й бронетанковой армии были подарены московским митрополитом Сергием и получили название "Дмитрий Донской". Так как они были куплены на деньги православной церкви, данная часть имела неофициальное название "святой". Танки Т-34 из состава 25-го гвардейского полка (6-й механизированной бригады) были приобретены на средства жителей Латвии несли на своих башнях надпись "Латышские стрелки" (в честь латышских стрелков, воевавших на стороне большевиков в годы Гражданской войны). С другой стороны, некоторые танки 45-й Эстонского танкового полка имели на башнях надпись "За советскую Эстонию!" на русском и эстонском языках.

Подбитый танк Т-34. На шестигранной башне видно название "Пархоменко", 1942 год.

После окончания войны некоторые танки Т-34 имели на борту рисунок боевого пути прославленной части. Одним из таких необычных танков был танк командира 4-й гвардейской Кантемировской бронетанковой дивизии генерала П.П. Полубоярова. Во время парада в Москве 7 ноября 1945 года этот танк был запечатлен на снимках. На корпусе танка был нарисован боевой путь части, а на башне танка - надпись "Кантемировец". Надпись была нанесена не краской, а вырублена на металле. На одном из люков башни этого танка был кодовый номер и эмблема части.