Церковный календарь имен мальчиков по дате рождения. Как выбрать имя ребенку по церковному календарю

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Вопрос о том, как назвать ребенка когда-то решала почти каждая супружеская пара. Кто-то думает об этом сейчас. И далеко не всегда решение дается просто. Свидетельством тому многочисленные вопросы, приходящие на сайт.

Как выбрать имя будущему ребенку?

Решать этот вопрос приходилось и нашей семье, причем не единожды. Из опыта и наблюдений родились эти размышления.

Если раньше довольно часто имя избиралось открытием святцев, то сейчас многие имена устарели, а церковные традиции утеряны. И на практике, чаще всего имя ребенка выбирается родителями по принципу «нравится – не нравится». И только если вкусы не совпали в ход идут различные аргументы, от церковного календаря до имен родственников и оккультных измышлений по поводу тайны имени.

Конечно, настаивать на строгом соблюдении традиции выбора имен по святцам сейчас не приходится даже в воцерковленных семьях. Хотя в ряде случаев такая близость дней рождения и тезоименитства образует приятную праздничную череду. Да и имена вполне по вкусу родителям.

Стоит оговориться, что по древней традиции Русской Православной Церкви при совершении Таинства Крещения ребенку дадут только имя, которое уже имеется в церковном календаре. И если то имя, что дали родители в святцах отсутствует, придется давать ребенку другое. Чаще всего по созвучию, иногда по сходству значения имен.

Некоторые люди стремятся дать ребенку другое имя в крещении, даже если у него уже есть вполне нормальное имя, с которым его можно крестить. Это суеверие и магизм, недопустимый в отношении православного Таинства. И нормальный священник всегда постарается объяснить это молодым родителям или их суеверным родственникам. Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причем, никто из родственников этого не знал. И только то, что еще была жива старшая сестра бабушки, еще более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребенком окажется старшая сестра?

Есть семьи, которые имеют набор любимых имен. Ими называются, например, все мужчины рода. И в этом нет ничего плохого, если имена православные. Мнение же о том, что вместе с именем ребенку передается судьба умершего родственника – чистейшее суеверие. Каждый из нас – неповторимая индивидуальность и жизненный путь у каждого свой.

Но чаще всего ребенку избирается имя наиболее чтимого в семье святого. Этот принцип, дающий семье свободу выбора, увы, нередко используется, для того чтобы дать ребенку просто любое имя. А в идеале, это имя должно быть именно именем святого. Радостно, когда родители знают житие небесного покровителя ребенка и действительно желают, чтобы их чадо имело перед собой образец жизни и служения Богу в лице угодника Божия. При этом ребенок, названный в честь мученика, вовсе не обязательно также будет мучаться. Это тоже суеверие. Хорошо, если подвиг небесного покровителя станет примером для семейного воспитания любви к Господу и желания Ему служить.

Но пока встречаются такие семьи нечасто.

Обычно, наоборот, имя выбрано, а о том, кто станет небесным покровителем ребенка, родители узнают непосредственно перед крещением. Или вовсе забывают осведомиться об этом. И уже повзрослевшие дети задают себе и родственникам этот вопрос, только приходя к вере. Если так случилось, то небесного покровителя можно определить по церковному календарю. Это тот из соименных святых, память которого Церковь празднует первым после дня рождения. Но нет ничего плохого и в том, чтобы считать своим небесным покровителем и наиболее почитаемого из соименных святых.

Скорее всего, и читатели этой статьи назовут или назвали своего ребенка тем именем, которое им понравилось. Смысл написанного выше я вижу в том, чтобы в православной семье, выстраивая рейтинг возможных имен, не забывали, что это имя будущего небесного покровителя. Ведь если и есть для православного человека какая-то тайна или смысл в имени, то они именно здесь.

И просто житейское наблюдение. Выбирая имя, задумайтесь о его звучании в сочетании с отчеством и фамилией. О ласкательных, сокращенных и, возможно, обидных формах имени. Часто родители об этом забывают. А новому человеку предстоит идти с именем и в жизнь и в вечность. Счастливого вам выбора! И пусть выбранное вами имя станет для ребенка самым родным и красивым!

Современные родители все чаще и чаще подходят к подбору имени для ребенка ответственно. Вопрос, как подобрать имя ребенку наиболее удачно, занимает умы молодых мам и пап. Ведь имя - наш важнейший спутник на жизненном пути. Ни для кого уже не секрет, что оно влияет на формирование личности и выбор жизненного предназначения.

Выбираем имя - выбираем судьбу

Правильный подбор имени малышу - процесс непростой. Выбрав странное или неблагозвучное имя, родители обрекают дочку или сына на насмешки ровесников. Важно и смысловое значение будущего имени, которое всегда имеет особую энергетику, тем самым целенаправленно влияя на формирование характера.

Считается, что, подарив родителям ребенка в определенный день, Господь уже говорит, как его назвать. Имя является главной и самой первой собственностью человека, его духовной составляющей.

Как назвать ребенка? Имена варьируются от широко распространенных до самых необычных. Утверждают, что чем более уникально имя, тем больше шансов у его обладателя выделиться из толпы. Такие люди часто ломают принятые в обществе стереотипы, становятся лидерами, возглавляют команду.

В наши дни мамы и папы нередко дают имя ребенку по именам родителей, называют сына или дочку в честь родственника, близкого друга или умершего любимого. Но прежде чем так поступить, задумайтесь. Ребенок вырастет и узнает, что его назвали в честь папиного друга детства. Малыш может посчитать, что его собственная личность не так уж и важна. К тому же есть поверье, что тем самым можно передать ребенку карму умершего.

А не заглянуть ли нам в святцы?

Среди множества вариантов выбора все более популярной становится стародавняя традиция, принятая на Руси, - выбрать имя по церковному календарю. Принято считать, что вместе с именем новорожденный обретает собственного ангела-хранителя, который станет заботиться и охранять подопечного на протяжении жизненного пути.

Сторонники выбора имени по святцам обычно люди верующие. Они полагают, что святой, именем которого наречен малыш, становится его личным защитником на небесах. Именно поэтому принятый в древности обычай выбирать имя ребенка по церковному календарю, где каждый из дней имеет своего святого покровителя, имеет глубокий смысл.

В текущем 2014 году по гороскопу велика вероятность рождения большого количества творческих неординарных людей. Обратимся к святцам. На первый взгляд, большинство предлагаемых церковный календарем вариантов мало пригодны для современных детей. Такие имена, как Емельян, Савва, Прохор, Герасим вряд ли вызовут энтузиазм родителей.

Но если внимательно оглядеться по сторонам и припомнить всех знакомых, которые в последние годы обзавелись детьми, вы удивитесь, насколько часто малышей стали называть русскими именами. Это поистине мода XXI столетия.

Зачастую непонятно, что движет родителями больше - возвращение к православным истокам или попытка соригинальничать и выделиться на фоне ровесников. Иногда родители идут на компромисс, ведь пожилые родственники часто настаивают на выборе имени по церковному календарю.

Как поступали наши предки

Традиция выбора имени по святцам зародилась много веков назад. В те времена самостоятельно называть ребенка родители не имели права. Церковный календарь регламентировал, каким именем можно назвать малыша, рожденного в определенный день. Причем имя выбирали только после рождения. Родители новорожденного не задумывались, как назвать ребенка - по церковному календарю или как-то иначе. Они приходили в церковь, и батюшка предлагал выбрать одно из имен христианских святых.

Идти наперекор церкви в прежние времена люди не смели. Если выходило, что в день появления на свет ребенка почитался только один святой, выбора у родителей не было. Позже эти ограничения перестали быть настолько строгими. Если на указанный день не приходилось никакого святого или имена совершенно не нравились, стало разрешаться брать имя святого, "приходящегося" на ближайшие дни.

Если же ничего подходящего, по мнению родителей, в эти дни в календаре не было, можно было выбрать имя в последующие 8-40 дней. Тем самым список приемлемых имен значительно расширялся, и проблемы, как подобрать имя ребенку, не возникало.

В старину все родители желали, чтобы малыши получили защиту святых. Каждый хотел дать сыну или дочери небесного покровителя, который будет вести его на протяжении жизненного пути, защищать от нечистой силы и помогать во всем.

Даже при советской власти детей умудрялись крестить и давать им церковные имена. Часто таинство крещения совершалось вдалеке от дома, например, в селе у родственников.

Что такое святцы

Святцами называется список имен святых, почитаемых в православном мире. Как правило, к каждому дню церковного календаря было привязано несколько женских и мужских имен. Родители могли выбрать из них понравившееся.

Православный календарь содержит имена славянского, греческого, латинского, древнееврейского происхождения. По-настоящему церковные имена давались раньше лишь при крещении, со временем они приобрели более удобное для русского уха звучание. Многие из них имеют старославянский вариант произношения (например, Юрий - "светский" вариант имени Георгий).

Согласно словарю В. И. Даля, месяцеслов - это календарь, в котором указано церковное, а также гражданское значение каждого месяца и дня в течение всего года.

Месяцеслов официально использовался до революции 1917 года. При советской власти, с началом гонений на церковь, от этой традиции отказались. Появились новые имена для детей, часто образованные из нескольких слов - современных понятий. Многие из них были искусственными и труднопроизносимыми, например, Даздрасен (или Да здравствует седьмое ноября).

Но в последние годы родители все чаще обращаются к православному календарю, хотя для многих из них это всего лишь дань современной моде, согласно которой старинное имя - последний писк. Поэтому среди современных младенцев часто можно встретить Лавра, Варвару, Пелагею, Ефима и т. д.

Большинство из имен, содержащихся в святцах, - мужские. То есть имена мальчиков по церковному календарю выбирать намного легче, чем имена девочек. А всего их около 1700. Многие имена уже вышли из употребления и кажутся современным людям смешными и неблагозвучными.

Святые - кто они?

Кто же такие эти святые, имена которых навсегда вошли в православный календарь?

Согласно преданиям, они были особо почитаемы различными религиями за благочестие, праведность и мудрость. Словосочетание "святые мученики" говорит нам о том, что святые подвергались бесконечным гонениям, преследованиям и мукам. Именно стойкостью, несокрушимой верой, способностью выдержать любое испытание эти люди заслужили вечную славу святых мучеников и были канонизированы.

Так, один из самых почитаемых святых - Николай Чудотворец, покровитель моряков. День его смерти - 19 декабря - стал днем Святого Николая. Традиция праздновать день святого в день его смерти нашла широкое распространение в христианстве, хотя есть и исключения.

Называть детей по святцам - традиция не только православных христиан, но и других народов, и славяне тут - не исключение. Люди всегда верили, что, получив имя святого, малыш проживет долгую счастливую жизнь. В то же время старались не называть детей именами великомучеников, чтобы не обрекать на подобную судьбу.

Согласно другим традициям, ребенка могли называть именем того святого, который в семье особо почитался, или же именем особенно чтимого родственника. Чаще всего предлагались имена святых, взятые из трех последующих дней от рождения младенца, согласно завету Феофана Затворника, который провозгласил возможность называть ребенка именем того святого, который почитался в промежутке между телесным рождением малыша и его крещением.

Есть определенные правила, согласно которым следует выбирать имя по святцам. Правильнее будет рассматривать не сам день появления малыша на свет, а восьмой по счету день с момента рождения. Раньше на православной Руси именно в этот день крестили ребенка, нарекая именем определенного святого.

Если же ни на один из этих дней не пришлось подходящего имени, не пытайтесь жестко соблюдать формальности. Бывает так, что родители всем сердцем тянутся к определенному имени. Случается, что имя приходит к матери во сне. Православие отнюдь не отвергает такого способа выбора, так что вы вполне можете прислушаться к себе и собственным чувствам.

Если вы все же никак не можете определиться, найдите специальную книгу - месяцеслов, где все православные имена расписаны по числам и месяцам.

Как назвать ребенка по церковному календарю или по святцам правильно? Нужно заранее приобрести церковный календарь, где по порядку перечислены имена всех святых. Такой календарь насчитывает больше 1100 имен, то есть на каждый день приходится несколько разных имен, что упрощает задачу родителям.

Выберите от даты рождения ребенка или восьмой, или сороковой день (так как на сороковой день крещение на Руси тоже допускалось). Из предлагаемого списка имеет смысл выбирать имена, наиболее созвучные с отчеством и фамилией малыша.

Что нужно учитывать при выборе имени

Перед тем как назвать ребенка по церковному календарю, подумайте хорошенько. Выбирая имя, помните, что оно наложит огромный след на его судьбу и характер. Прежде чем окончательно определиться с выбором имени, изучите его значение по всем имеющимся словарям, выберите подходящее имя ребенка по дате рождения. Также не забудьте проверить его на сочетаемость с фамилией и отчеством, религией и другими важными обстоятельствами.

Выбирая имена девочек по церковному календарю, следует отбросить мужские варианты. Издавна такой выбор считается неудачным, якобы налагающим на характер и судьбу новорожденной мужской отпечаток. Принято верить, будто "мужские" имена для ребенка женского пола (Виктория, Александра, Евгения, Валерия) несут его обладательнице сложную судьбу, много трудностей и препятствий. Также не рекомендуется выбирать имя из предыдущих дней.

Немаловажно в таком вопросе одобрение родственников, поэтому с ними заранее стоит посоветоваться. Конечно, всем угодить невозможно, но лучше, если имена для детей, выбранные родителями, будут одобрены большинством родни. Это благотворно скажется на их отношении к малышам в целом.

Если родители не испытывают особенного восторга от перспективы именовать ребенка старинным и не всегда удобным именем, но хотят пойти на уступки старшему поколению, они могут выбрать сыну или дочке имя по собственному желанию, но во время крестин подобрать другое, по святцам.

День именин

В дальнейшем тот календарный день, на который пришелся выбор имени новорожденного, считается днем его ангела или днем именин. В этот день принято посещать храм и молиться за здравие выбранному святому. Многие путают такие понятия, как день ангела, день рождения и именины. Часто в день рождения поздравляют с именинами и наоборот. На самом же деле под именинами подразумевается день памяти святого, чье имя носит малыш. Другое их название - день ангела (или день тезоименитства). Раньше эти дни чаще всего совпадали, сейчас это бывает редко, тем не менее многие отмечают день ангела наряду с обычным днем рождения.

Именины в древности праздновались всем миром, а вот фактическому дню рождения ребенка большого значения не придавалось. Таким образом, более важным праздником считалось крещение ребенка. Имена, присвоенные при крещении, на протяжении жизни уже не меняются за исключением случаев пострижения в монашество или смены религии.

Святой становится небесным покровителем младенца после обряда крещения. Считается, что ангел-хранитель молит Бога за своего подопечного и защищает от бед. Его молитвы угоднее Богу, чем молитвы нас, грешных.

Имя, данное при крещении, сопровождает человека в течение всей жизни и даже после смерти. Этим именем поминают умершего в молитвах об упокоении души.

Другие дни памяти святого называются малыми именинами. Если ребенка называют не православным именем, при проведении обряда крещения чаще всего выбирают созвучный православный вариант.

Имя и знак Зодиака

Выбираете ли вы имя ребенка по дате рождения или нет, стоит проверить его на сочетаемость со знаком Зодиака, а еще лучше - чтобы оно немного корректировало действие этого знака. Например, для мальчика, родившегося под знаком огня (Овен, Стрелец, Лев), лучше выбрать имя с преобладанием гласных, смягчающих жесткий характер (например, Илья или Павел).

Представителям водных стихий (Скорпион, Рыбы, Рак) требуется имя, побуждающее к решительным действиям, так как эти дети часто инертны и медлительны.

Земным знакам (Козерог, Дева, Телец) порой не хватает креатива. В этом случае лучше выбрать имя, стимулирующее творческое начало.

Воздушным знакам (Весы, Водолей, Близнецы) показаны имена, несущие решительность и твердую жизненную позицию.

Ни слишком редкие, ни слишком популярные варианты имен не выбирайте. Лучший выбор - умеренно распространенное имя. Если требуется внести коррективы в характер ребенка уже в процессе жизни и воспитания, можно употреблять сокращенный вариант имени, имеющий более твердое или, наоборот, смягченное звучание (например, Дмитрий - Митя).

Ошибки современных родителей

Так как в православном календаре множество святых с одинаковыми именами, некоторые родители по ошибке празднуют именины малыша несколько раз в году. На самом деле это неправильно. Именины у каждого человека одни, как и день рождения, и празднуют их только в день "своего" святого.

К тому же многие путают понятие ангела-хранителя и святого, чьим именем ребенок крещен. По церковным канонам ангел-хранитель дается Богом новорожденному в день крещения.

Церковный календарь и современность

Святцы продолжают пополняться и по сей день. На первый взгляд выбор имен из месяцеслова очень однообразен, но это не так. Хотя многие из имен имеют устаревшую форму и не подходят для современной жизни, родители иногда нарекают малыша самыми странными и неблагозвучными именами, чтобы выделиться из толпы. Тем самым они идут наперекор традициям предков, которые пытались избежать странных и невостребованных имен.

И имена девочек по церковному календарю, и имена мальчиков достаточно разнообразны и всегда есть возможность подобрать классическое красивое и благозвучное имя.

В наши дни современные родители часто дают детям двойное имя - как светское, так и церковное. Иногда так поступают намеренно, иногда получается случайно. Если при рождении малышу дали имя, которое не является православным, пришедшие крестить ребенка в церкви родители обычно узнают, что имя, данное малышу, имеет созвучный паспортному православный вариант.

Считается, что православный христианин обязан иметь два имени - светское и церковное.

В любом случае выбор имени для новорожденного - сугубо личное дело родителей. Главное в этом деле - любовь к малышу и забота о его будущем. Мы лишь пытаемся объяснить, как можно сочетать личные предпочтения с имеющими глубокий смысл истинно православными ценностями. Успехов вам, дорогие родители, счастья и здоровья вашему малышу!

Период ожидания малыша - лучший в жизни молодой пары. Пройдёт совсем короткое время, и в семье появится ещё один её член, который одним только своим присутствием полностью изменит жизнь своих родителей. Крохотные ножки затопают по дому, а ручки будут тянуться ко всему, что понравится малютке.

Но период ожидания будущего чуда обычно сопряжён с одной проблемой - как назвать сокровище, которое совсем скоро появится на свет? Такой выход, по дате рождения (девочку или мальчика - не так и важно), хоть и кажется простым, но на самом деле является довольно сложной задачей.

В таком деле, как выбор имени для будущего малыша, необходимо учитывать некоторые очень важные нюансы, дабы не испортить ребёнку своей недальновидностью жизнь в будущем и не заставить его многие годы страдать из-за необдуманного и второпях принятого решения.

Что влияет на выбор имени?

Множество споров возникает у будущих родителей по этому поводу. К решению вопроса привлекаются многочисленные друзья, родственники, знакомые. Каждый стремится внести свою лепту в дело выбора имени, ведь не зря считается, что оно определяет будущую жизнь маленького человечка.

Причём важна не только созвучность с фамилией и отчеством. Считается, что в какой-то мере имя может оказать влияние на характер и здоровье будущего члена общества. Правильный его выбор, по мнению многих, даст малышу возможность приобрести лучшие качества характера и большего добиться в жизни.

Дань модным тенденциям при выборе имени - ошибка родителей

От того, как назвать ребёнка (по дате рождения выбирают имя далеко не все родители, зависит очень многое. Долгие годы, с начала эпохи построения коммунизма, было модным давать малышу нелепо звучащие имена, отражающие события того времени. Скольким людям испортила жизнь такая дань моде!

Страшно даже представить, каково пришлось Даздраперме Ивановне, родившейся 1 мая и получившей такое ужасное имя - производное от названия этого праздника («да здравствует первое мая»), принесённое в нашу жизнь этой эпохой! Не лучше сложились жизни и у Электрификации, Пятилетки, Сталины, хотя в те времена такие нелепицы и были оригинальны, а вместе с тем обеспечивали малышу призрачное «светлое будущее».

Какие варианты выбора существуют?

Но времена меняются, а вместе с тем отходят на задний план и глупые новшества, возвращая в мир старые, проверенные веками традиции при выборе имени. Из огромного количества способов, несущих в себе решение такого вопроса, как назвать ребёнка (по дате рождения, например), можно выделить несколько наиболее распространённых.

Очень часто при выборе имени для новорождённого используют дань памяти. В этом случае малышу дают имя того человека, который в жизни родителей сыграл большую роль. Это может быть как достаточно близкий друг или родственник, так и популярная личность, спортсмен, политик, певец или актёр. Но при принятии решения о таком способе выбора следует иметь в виду, что есть риск повторения ребёнком судьбы того человека, в память о котором он получил своё имя.

Также довольно часто малышей называют по святцам, или православному календарю. Этот способ существует с древности, и многие родители обращаются именно к нему. Решение вопроса, как назвать ребенка по дате рождения по церковному кадендарю, в этом случае очень простое, ведь имеется огромное количество красивых, мило звучащих и актуальных до сих пор имён.

В подходящий по дате рождения день чтят память многих святых, что даёт возможность подбора понравившегося имени. По этому способу можно выбирать имена и тех святых, память которых чтут не только в но также и на 8-е или 40-е сутки. Ведь «восьмёрка» является символом вечности, а цифра 40 призвана обозначать Как назвать ребёнка по дате рождения? Церковный календарь поможет молодым родителям определиться.

Лепта, внесённая астрологией и нумерологией в вопрос выбора имени

Большой популярностью пользуется и подбор подходящего имени в соответствии со знаками зодиака или числовым его значением. Многие родители при решении такого животрепещущего вопроса, как назвать ребёнка, по дате рождения и некоторым иным данным полагаются на нумерологию и астрологию. С точки зрения этих наук, сочетания звуков в имени, а также подходящий знак гороскопа позволяют как усилить, так и ослабить некоторые особенности в характере ребёнка.

Большое внимание обращается многими и на значение имени. При этом родители используют словари личных русских имён, содержащие в себе всю необходимую информацию о значении, а также происхождении того или другого из них. Самыми полезными и пользующимися наибольшей популярностью в этом случае оказались издания таких авторов, как А. В. Суперанская, Н. А. Петровский.

Секреты популярности старославянских имен

Сейчас значения большинства старых, бывших популярными у древних славян имён, причем как женских, так и мужских, перестали быть тайной за семью печатями. Любому человеку даже на уровне интуиции стал понятен их смысл.

По большей части они несут положительное значение и хорошую энергетику. Взять, к примеру, такие имена, как Ярослав — «яркая слава», или Людмила — «для людей милая». Они не только известны всем без исключения, но и очень популярны.

Какие значения скрываются в именах, пришедших из древности?

Решая вопрос, как назвать ребёнка по дате рождения (мальчика, к примеру), многие современные родители предпочтут наречь его Владиславом (владеющим славой), Всеволодом (всевладеющим) или Любомиром (любящим мир, миролюбивым). А для девочки подберут не менее благозвучные имена - Светлана (светлая), Снежана (беловолосая), Милана (милая). У таких имён и энергетика очень добрая, и для слуха они приятны.

Старые имена, известные ещё из истории древних славян, очень лестны для большинства родителей. Ведь, если следовать этим традициям и назвать ребёнка по дате рождения, мальчиков можно наречь такими великолепными именами, как Ярослав, Святослав, Ростислав, Мстислав, Игорь и Вячеслав. Эти имена великие русские князья. Кроме этого, они ещё включены во все церковные календари.

Связь имени с фамилией и отчеством

Когда родители задаются таким вопросом, как назвать ребёнка, по дате рождения и отчеству ориентироваться лучше в первую очередь. Следует учитывать то, что имя обязательно должно сочетаться с отчеством, чтобы они не только звучали пристойно, но и произносились легко, безо всякого коверканья.

Ведь такие труднопроизносимые сочетания, как, например, Александр Александрович, зачастую переделываются в наиболее постые — Сан Саныч, меняя этим, с точки зрения нумерологии, и судьбу названного так человека, а также доставляя ему некоторые неудобства.

Кроме того, выбираемое имя должно хорошо сочетаться с фамилией и звучать при этом гармонично. Ведь такое сочетание, как Джульетта Иванова или Родриго Горшков, совершенно неудачны, и не принесут человеку, носящему их, ничего, кроме насмешек. Любое экзотическое имя хорошо будет сочетаться с редкой для россиян фамилией.

Ласкательная форма имени и инициалы. Важно ли их учитывать?

Следует обратить внимание и на то, что у выбранного имени должно быть несколько уменьшительных вариантов, которые звучат достаточно благозвучно. Например, Татьяна - Таня, Танюша, Танечка. Если короткого имени нет, детишки всё равно придумают его. Только совершенно не является фактом, что такая выдумка понравится носителю имени.

Инициалы, которые всегда присутствуют при написании человеком своих данных, тоже имеют неоспоримую важность в том случае, когда будущими родителями решается, как назвать ребёнка. По дате рождения они ориентируются или нет, при этом не так важно. Хотя, казалось бы, что это мелочь - инициалы. Но эта мелочь может принести очень большие неприятности.

Обязательно следует обращать внимание на то, не складываются ли инициалы во что-то неприличное или некрасивое.

Психологи, занимающиеся исследованием того, как имя влияет на характер определённого человека, дают следующие рекомендации.

  1. Детям, которые родились в зимнее время, больше всего подойдут имена певучие и мягкие, содержащие большое количество гласных и Имена, носящие такую созвучность, призваны сглаживать «суровость», которая присутствует у зимних чад. И при решении такого вопроса, как назвать ребёнка (по дате рождения здесь тоже следует ориентироваться), для детей, появившихся на свет в этот период, следует остановиться на таких именах, как Вениамин или Лилиана, Мирослав, Арсений, Виталина и других, подобных им.
  2. Весенним детишкам лучше всего подойдут более жёсткие имена, которые будут придавать силы и уверенность в себе. В них должны выделяться такие звуки, как з, р, ж, г, д. Хорошими вариантами будут Григорий, Ростислав, Злата, Божена, Роберт.
  3. Малышам, родившимся летом, самым хорошим вариантом будут звонкие и к примеру, Назарий, Марьяна, Злата. Они добавляют в характер носящего их человека целеустремлённость и активность.
  4. Для осени следует рассматривать простые и спокойные имена. Дети этого сезона - настоящие реалисты, поэтому теплота и спокойствие, которые дают имена Полина, Ипполит, Антонина и Вадим, безусловно понравится малышу.

Множество способов существует для того, чтобы выбрать ребёнку имя, но в любом случае не стоит забывать о том, что вместе с ним малыш получает и дальнейшую свою судьбу.

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.