Детские стихи про солнце.

Татьяна Старыгина
«Здравствуй, наше солнышко!»

Интегрированное занятие в подготовительной группе с элементами аппликации :

«Здравствуй , наше солнышко

Цель : вызвать интерес к космическому пространству

Образовательные задачи :

1. Обобщить знания детей о космосе.

2. Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.

3. Формировать познавательные интересы.

Развивающие задачи :

1. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы выполнения аппликации в новую творческую ситуацию.

2. Развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные задачи :

1. Формировать интерес к творческой деятельности, навыки работы с шаблонами.

Оборудование :

- презентация на тему : «Космос» ;

Компьютер, диапроектор, смарт доска;

Шаблоны;

Материалы для выполнения аппликации.

Предварительная работа :

Чтение литературы, беседа о космосе и возможностях жизни на других планетах

Просмотр фото – материалов про космос и вселенную.

Ход занятия:

1. Сообщение темы занятия. Сопровождение слайдов.

Солнце - это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком, кажется, что солнце от нас очень далеко . На самом деле солнце во много раз больше Земли.

Если солнце рассматривать через специальные приборы, то будет видно, что на нем есть разного размера пятна.

А температура на поверхности солнца составляет 6000 градусов. Это очень высокая температура. При такой жаре все вещества превращаются в пар.

В самом центре есть ядро. Именно из-за него солнце такое горячее .

Солнце самая близкая для нашей планеты звезда . Солнце дает свет и тепло , которые нужны растениям, животным и людям. Без солнца на Земле было бы холодно и темно.

Солнечный свет помогает растениям выделять кислород, которым мы дышим.

Вот какое наше солнце ! А Земля вращается вокруг своей оси, поставляет солнцу то одну , то другую сторону. Так меняется день и ночь.

2. Игровая ситуация «Поздороваемся с солнышком »

(дети стоят в кругу, передают друг другу игрушку «солнышко » ,

перечисляя прилагательные, которыми можно описать солнце .

3. Изготовление медальонов с использование шаблонов.

4. Подведение итогов занятия. Предлагаю детям прослушать стихотворение В. Орлова «Общий дом»

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца ,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

1. Беседа : «Что такое Солнце , его строение» .

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в далёкое путешествие, в космос, займите космические места, чтобы отправиться в путешествие нужно отгадать загадку.

Круглое и яркое,

Дарит всем тепло,

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером,

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком?

Дети. Это Солнце .

Педагог. Что вы знаете о Солнце ? Верно, оно дает нам тепло и свет. В какое время суток мы можем увидеть Солнце ? Правильно, днем, утром. В какое время года Солнце дольше всего бывает на небе? Молодцы! Весной, летом. А можно ли ночью увидеть Солнце ? Нет. А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду? (Звезды, луну) Так что такое Солнце ? Большая звезда, огромный раскаленный шар, который имеет очень высокую температуру и посылает во все стороны большое количество тепла и света. Мы живем на Земле, на одной из планет Солнечной системы . Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты . Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца . Их всего девять, а еще в Солнечной системе есть астероиды (малые планеты, кометы, метеориты.

Рассматривание модели : «Солнечная система »

Посмотрите на модель Солнечной системы , ближе всех к Солнцу расположен Меркурий , затем идут (по мере удаления от Солнца ) Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Чтобы их запомнить мы повторим вместе :

Старый Солнце

Морской Меркурий

Волк Венера

Замучил Земля

Молодого Марс

Юнгу Юпитер

Утомив Уран

Несчастного Нептун

Подростка Плутон

Солнце оказывает большое влияние на планеты. Та, что ближе к Солнцу , получает больше тепла. На планетах, отдаленных от Солнца , тепла меньше - там холоднее.

Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите (показывает на модели) .

Посмотрите еще раз на модель Солнечной системы и скажите : все ли планеты одинаковые по размеру?

Правильно, планеты по размеру разные, но все они - повторим! - значительно меньше Солнца .

(дети вписывают)

Меркурий самая маленькая планета

Игра : «Впиши пропущенные буквы»

Беседа : «Какие спутники бывают?»

У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть спутники.

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна - спутник Земли. Земля - спутник Солнца .

Когда мы употребляем слово «спутник» , мы обычно имеем в виду созданный человеком космический корабль, вращающийся вокруг Земли. Искусственные спутники отправляются в космос с различными целями. Некоторые используются для научных исследований, другие собирают информацию для прогноза погоды.

На некоторых спутниках установлены теле- и радиоантенны. Спутники могут быть использованы в навигации и картографии.

Какой спутник у Земли? Правильно, Луна является естественным спутником Земли.

А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Найди свое место в Солнечной системе » .

На полу нарисована схема Солнечной системы . Каждой орбите присвоен свой номер. Дети берут модели планет, у каждой такой же номер, как у орбиты. Дети-планеты находят свои орбиты и начинают вращаться вокруг Солнца .

Подвижная игра : «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете – (Маршируют по кругу)

На носки поднимись, а потом руки вниз

(Поднимаются на носки, руки вверх, сложив ладошки.

Руки вниз

Раз, два – потянись, вот летит ракета ввысь

(Поднимаются на носки, руки вверх, сложив ладошки, бегут на носочках в разные стороны)

Рассказ : «Как появилась Земля?»

Педагог. Покажите, пожалуйста, на модели Солнечной системы , третью от Солнца планету . Как она называется? Верно, Земля. Это единственная планета в Солнечной системе , на которой есть жизнь. Земля - уникальная планета, на ней есть воздух, вода, достаточно тепла и света. Земля - наш с вами дом, который надо любить и беречь. Послушайте мой рассказ. Давным-давно жил-был большой огненный шар. Он носился в пространстве по кругу и все время вертелся. Со временем он остыл. Так появилась наша планета. Она состоит из суши и воды, окружена воздухом. С высоты Земля кажется голубой, поэтому ее и называют голубым шаром. Жизнь на Земле зависит от воды и воздуха. Под воздействием солнечных лучей вода нагревается, превращается в пар, поднимается вверх, а затем в виде осадков опять возвращается на Землю. Благодаря этому поддерживается жизнь в нашем общем доме . На Земле достаточно воды, воздуха, тепла. Как думаете : может человек жить на Луне? (Ответы) Нет, не может. На Луне нет воздуха, воды и тепла.

7. Демонстрация модели : «Смена времён года»

Сегодня мы рассмотрели строение Солнечной системы . Подумайте и скажите - Земля движется или стоит на месте? Правильно, Земля за год совершает полный оборот вокруг Солнца .

Это движение приводит к смене времен года.

Ребята, какое время года наступило?

Наступила весна.

Весна, какая?

- Солнечная , тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

Какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Какой сейчас месяц?

Сейчас месяц апрель.

Потом май.

А летние месяцы?

Июнь, июль, август.

8. Демонстрация модели : «Смена частей суток» .

Педагог. Кто знает, как происходит смена дня и ночи? Вот посмотрите, перед вами теллурий, глобус и лампа - модель Солнца . Скажите, где сейчас на глобусе день, а где ночь? Правильно, на освещенной части глобуса - день, а другая часть находится в тени, там ночь. В какой стране мы живем? Покажите ее на глобусе. Как называется наш родной город? Покажите его на глобусе.

Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну , то другую свою сторону. На освещенной половине земного шара день, а на неосвещенной - ночь.

9. Итог занятия

Что сегодня мы с вами узнали интересного?

Отгадывали загадку про Солнце ; - узнали, что такое солнце , из чего оно состоит; - узнали планеты солнечной системы ; - выучили считалку, чтобы запомнить последовательность планет; - узнали, что у некоторых планет есть тоже свои спутники; - узнали, что есть искусственные спутники, созданные человеком; - узнали, что только на Земле есть жизнь; - посмотрели, как происходит смена времён года; - посмотрели, как происходит смена частей суток.

Детские стихи про солнце и о солнце . большая подборка разных стихов.
Важный петух
Просто так,
По пустяку,
Не пою «кукареку», -
Утро привечаю,
Солнышко встречаю.
М. Мревлишвили

***
С добрым утром!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
С ясным днем! -
Вот как славно мы поем!
Е. Благинина

***
Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко

***
Подсолнух
Днем подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
- Я, - хвалился он пырею, -
Вместе с солнцем землю грею!
М. Пронько

**
- Эй, подсолнух молодой,
Отчего ты золотой?
- Солнце красное люблю:
Шапкой я лучи ловлю!
Автор: Тим Собакин
Солнечные зайчики
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их -
Не идут.
Были тут -
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там -
И нет их там.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их
Не нашли?
А. Бродский

***
Солнце
С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
Но посветит солнце
И уходит прочь,
А живое сердце
Греет день и ночь.
Значит, сердце лучше
Солнца самого.
Никакие тучи
Не затмят его!
Д. Гулиа

***
Солнце
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
В золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
Красным жаром разливается.
В сердце бедном много
Зла сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала,
Отражающие золото.
А. Белый

***
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены.
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
Ф. Тютчев

***
Летний вечер (отрывок)
Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком
Задернув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем, летний долог путь.
Везде ж работа: на горах,
В долинах, в рощах и лугах;
Того согрей; тем свету дай,
И всех притом благословляй.
Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росой
Пчелу-работницу напой
И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.

А где под острою косой
Трава ложится полосой,
Туда безоблачно сияй
И сено в копны собирай,
Чтоб к ночи луг от них пестрел
И с ними ряд возов скрипел.
Итак, совсем не мудрено,
Что разгорелося оно,
Что отдыхает на горах
В полупотухнувших лучах,
И нам, сходя за небосклон,
В прохладе шепчет: добрый сон.
В. Жуковский

***
Солнышко
Мы солнца в дороге не видели днем
Погода была грозовая.
Когда же оно засверкало огнем,
Ты спутникам что-то сказала о нем,
По-детски его называя.
Пускай это бурное море огня
Зовут лучезарным светилом,
Как в детстве, оно для тебя и меня
Останется солнышком милым.
И меньше не станет оно оттого,
Что где-то на малой планете
Не солнцем порой называют его,
А солнышком взрослые дети.
С. Маршак

***
Будем как Солнце
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
Будем как Солнце всегда - молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше нас манит число роковое.
В вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно - молодое,
В этом завет Красоты!
К. Бальмонт

***
По поляне изумрудной
Разбежались, как цыплята,
Одуванчики простые,
Презабавные ребята.
Сколько их? Не сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять…
Одуванчиков нарву
И венок из них сплету.
Словно солнышко-малышка
Будет каждый одуванчик
Мне светить, со мной играть,
Огоньками забавлять.
Т. Журавская

Словацкая сказка

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось.

Заскучали цыплята без солнечного света.

Куда это солнышко девалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.

Где же вы его найдёте? - закудахтала наседка, - Разве вы знаете, где оно живёт?

Знать-то, мы не знаем, а кого встретим, того спросим,- ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зёрнышко, в сумочке - маковинка.

Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.

Остановились цыплята и спрашивают:

Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живёт?

Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут.

Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

Цыплята куда вы идёте, куда? Куда вы, цыплята, идёте, куда?

Отвечают цыплята:

Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.

И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!

А ты знаешь, где солнышко живёт?

Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой живёт! - затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости, идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

Заяц, заяц, - запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живёт? Мы его ищем.

Я-то не знаю, а вот моя соседка утка - та, наверно, знает: она около ручья, в камышах, живёт.

Повёл заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит, и челнок рядом привязан.

Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.

Дома, дома! - закрякала утка. - Всё никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.

А мы как раз солнышко идём искать! - закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. - Не знаешь ли, где оно живёт?

Я-то не знаю, а вот за ручьём, под дуплистым буком, ёж живёт - он знает.

Переправились они на челноке через ручей, и пошли ежа искать. А ёж сидел под буком и дремал.

Ежик, ёжик, - хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка, - ты не знаешь, где солнышко живёт? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?

Подумал ёж и говорит:

Как не знать! Знаю, где солнышко живёт. За буком - большая гора. На горе - большое облако. Над облаком - серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!

Взял ёж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полёживает.

Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и ёж, уселись покрепче, и полетело облако прямёхонько к месяцу в гости.

А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

Месяц, месяц, - закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да ёж. - Покажи нам, где солнышко живёт! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привёл их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а ёж палочкой застучал:

Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

Кто под окошком кричит? - спросило солнышко. - Кто мне спать мешает?

Это мы - цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да ёж. Пришли тебя будить - утро настало.

Ох, ох!.. - застонало солнышко. - Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...

Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать. А сорока - полотенцем вытирать. А ёж давай колючей щетинкой начищать. А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо чистое, ясное да золотое.

И всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.

А цыплята тут как тут. По двору бегают, зёрна ищут, на солнышке греются.

Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цыплята или нет?