Не могу выучить английские времена. Как запомнить английские времена

В английском языке существует 4 времени:

Простое.
Длительное.
Завершенное.
Длительное-завершенное.
Каждое из времен делится на:

Настоящее
Прошлое
Будущее
Всё просто, по той же системе и в русском языке делятся времена. Сейчас я вам кратко опишу каждое из времен и его отличительные свойства и как просто и быстро отличить его от других.

1)Простое.

Это самое легкое время. Самое простое.

Значение - Констатация факта. Обозначает регулярное, обычное, закономерное действие. Факты, истины. В данном времени НЕ определен точный момент времени.

Вообще если просто сказать - показывает обычное действие, кто-то что-то сделал, кто-то что-то знает и т.д. ну или просто факт. Так же действие, которое например человек делает каждое утро, или каждый день, или что делал человек вчера.
Если в предложении имеются слова - everyday, usually, never, at first, then, after, in the morning, in the evening , tomorrow, next week, next month, often, soon- то, скорее всего это именно простое время. Отличить можно по наличию в предложении по вспомогательным глаголам в отрицательных и вопросительных предложениях: do, does, did, didn"t, don"t, will, shall, will not, shall not. Помните - регулярность, факт, обычное действие.

Настоящее - человек делает это сейчас, или он делает это каждый день (говорит каждый день, или читает книгу, пишет письмо и т.д.)
прошлое - действие, которое было или происходило в прошлом. Ну, или факт из прошлого (писал письмо вчера, работал каждый день, работал с 90 по 95 год, ходил по магазинам вечером)
будущее - действие или ряд действиq, которые случаться в будущем, предсказания, прогнозы (буду работать завтра, напишу письмо, буду учить ин.яз. каждый день, сделаю реферат скоро)
2)Длительное.

Процесс - это главный смысл времени. Показывает, что действие делается, делалось или будет делаться определенное время. Делал, но не сделал. Если в предложении имеются слова - now, at the moment, at, when, while, at 20 o"clock, tomorrow - то, скорее всего это именно длительное время. Отличить можно по ing-овому окончанию глаголов. Вспомогательных глаголов - was, were, was not, were not, am, will be, shall be. Помните - показывает что было потрачено время на действие

Настоящее - действие, которое человек делает именно сейчас, он это реально делает и тратит свое время и именно это в предложении показано (Работает сейчас, пишем письмо в данный момент, иду домой сейчас)
прошлое - действие, которое происходило в какой то определенный момент в прошлом, или которое делалось в тот момент, когда произошло другое действие. (Я писал письмо в 7 вечера; он писал письмо, когда я вошел в комнату, он спал 4 часа)
будущее - действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем (я буду писать письмо в 7 вечера, я буду копать землю завтра с 7 до 9 утра)
3)Завершенное.

Результат - это главный смысл времени. Показывает, что действие свершилось, есть результат! Если в предложении имеются слова - twice, lately, recently, several times, yet, already, never, just, ever - то это скорее всего именно завершенное время. Отличить можно по вспомогательным глаголам - had, has, have, shall have, will have.

Помните - тут есть результат, действие тут завершилось или завершиться, и это по любому.

Настоящее - действие, которое совершилось в прошлом, но имеет самую прямую связь с настоящим. Пример: он уже написал письмо. Поясняю: он делал это в прошлом, но результат относиться именно к настоящему. Пример: я только что потерял ключ. Поясняю: то, что он потерял - это было в прошлом, но он об этом говорит сейчас.
прошлое - действие, которое завершилось до определенного момента времени в прошлом (я написал письмо к 7 часам).
будущее - действие, которое завершиться к какому-то определенному моменту в будущем (я напишу письмо к 7 часам).
4)завершенное - длительное.

Тут я посоветую самостоятельное изучение. Данное время не употребляется в разговорной речи, да и к изучению данного времени придти лучше после изучения выше написанных времен. Не забивайте голову, отработайте предыдущие времена!

Итак, подведем итог:

Простое время - констатация факта.
Длительное время - процесс.
Завершенное - результат.

Самая глобальная проблема, с которой сталкиваются абсолютно все люди, изучающие язык, это непонимание английских времен.

Разобрав одно время, кажется, что все понятно и просто. Но как только приступаешь к следующему, в голове появляется «каша». А времен в английском языке целых 12. И чем больше ты учишь, тем больше все твои знания смешиваются в голове, после чего забываются. Почему это происходит? Как легко запомнить времена в английском языке?

В этой статье вы узнаете, из-за каких ошибок люди никак не могут выучить английские времена, и как разложить их по полочкам в своей голове.

Как выучить времена в английском языке?

Итак, какие самые распространенные ошибки допускают люди?

Ошибка № 1: Браться сразу за все времена



Помните табличку в школьных учебниках, которая содержала сразу все 12 времен? В ней было краткое описание каждого времени и схема образования. При взгляде на нее глаза разбегались, и было непонятно, с какого времени следует начать. Учителя же старались разобрать на уроке как можно больше. В итоге многие не могли использовать ни одно из них.

Некоторые люди хотят выучить язык побыстрее. Из-за этого они начинают разбираться не с каждым временем по отдельности, а берутся сразу за несколько. Например, учат сразу все времена группы Simple: Present Simple (Настоящее простое), Past Simple (Прошедшее простое), Future Simple (Будущее простое).

В результате получается, что все эти времена перемешиваются в голове. И поэтому в разговоре на английском человек чаще всего использует либо одно время - настоящее, либо он старается использовать все, но постоянно делает ошибки.

Рекомендация: Начинать учить времена нужно от простого к сложному. Не следует сразу браться за сложные времена. Например, если вы начнете изучать сразу Present Perfect (Настоящее завершенное), то точно не поймете это время.

Начинать нужно с самых азов. Лучше всего перед изучением времен разобраться с глаголом to be и вспомогательными глаголами , так как они помогут вам лучше понимать дальнейшую информацию. Потом, приступая к временам, начните с самого легкого, например, c Present Simple .

Не следует брать сразу несколько времен. Лучше качественно поработать, понять и научиться использовать одно время, чем мельком пробежаться по трем и ничего не запомнить.

Разбирая каждое время:

  • Посмотрите, в каких ситуациях мы используем это время.
  • Посмотрите, как образуется время.
  • Узнайте, какие слова часто используются с этим временем и могут помочь быстро определить его.
  • Разберите, как составлять отрицательные предложения, то есть когда вы хотите сказать: «Я не…».
  • Разберите, как задавать вопросы в этом времени.

Вся эта информация позволит вам узнать, когда нужно использовать время и как строить все виды предложений с ним.

Ошибка № 2: Зубрить правила, а не пытаться их понять

Многие люди считают, что единственный способ выучить что-то - это зубрежка. Ведь именно так мы учились в школе и университете. Но что даст вам то, что вы сможете пересказать все случаи использования времени Present Simple?

К тому же зазубренная информация не остается в нашей голове надолго. Именно поэтому мы садились готовиться к экзамену за 3 дня до него, чтобы не успеть забыть все то, что учили.

Например, когда разбираете случаи использования Present Simple, просто поймите, в каких ситуациях вы можете использовать время.

Возьмем первый случай использования этого времени: мы используем его, когда говорим о действиях, которые мы делаем регулярно. Подумайте, что вы делаете регулярно? Добираетесь на работу на машине, отводите ребенка в садик, занимаетесь английским языком или ходите в спортзал? Именно во всех этих ситуациях вам надо использовать Present Simple.

Вы можете не помнить, как дословно звучит правило. Главное чтобы вы понимали, когда вам нужно использовать это время .

Ошибка № 3: Не понимать разницу между временами



Иногда человек знает все случаи использования времен, но не может понять разницы между ними. Следовательно, у него нет понимания, когда какое время нужно использовать.

Это происходит из-за того, что в английском языке времена делятся на простые, длительные и завершенные. В русском языке такого деления нет. Поэтому такая логика разделения времен нам кажется не понятной.

Возьмем предложение: «Я читала книгу». В зависимости от того, что именно вы хотите сказать, вы можете использовать два времени: Past Simple и Past Continuous.

Вы должны четко понимать их отличие, чтобы передать ваши мысли собеседнику. Если вы говорите это как обычный факт: я вчера убиралась, смотрела сериалы, гуляла, читала книгу, то мы используем время Past Simple.

Если же вы хотите показать длительность это действия: я вчера читала книгу весь день и не успела прибраться, то нужно время Past Continuous.

Четко понимайте ситуации, в каких вы можете использовать одно время, а в каких - другое, и их отличие друг от друга. Это позволит вам выражать свои мысли правильно. И вы точно не попадете в ситуацию, когда вы хотели донести до собеседника один смысл, а он понял это по-другому.

Ошибка № 4: Не практиковать в разговоре пройденные времена

Некоторые люди досконально разбирают теорию и все отлично понимают. Но вот составить предложение при разговоре в нужном времени не могут.

Представьте, что вы захотели научиться управлять самолетом. Вы прочитали все самоучители, знаете что нужно нажимать и как. Можете ли вы сказать, что умеете управлять самолетом? Конечно, нет.

Также и с английским языком. Вы не сможете использовать в разговоре времена, которые вы знаете, если не будете тренировать их на практике.

Вы должны отрабатывать на практике каждый маленький кусочек теории, составляя собственные предложения. Как это делать с помощью 3 простых шагов, читайте в этой статье .

Ошибка № 5: Составлять предложения "по-русски"

Часто люди пытаются дословно перевести мысль с русского на английский. Но каждый язык имеет свои особенности.

Например, в русском языке мы можем как угодно переставлять слова в предложении, и это не будет ошибкой. В английском же есть строгий порядок слов, которого мы должны придерживаться. Мы не можем переставить слова или поставить вспомогательный глагол в конце предложения, потому что это будет неправильно.

Рекомендация: Учитесь думать на английском языке, а не переводить предложения в уме с русского. Это позволит вам выражать свои мысли правильно, красиво и быстро. Как научиться думать, вы можете посмотреть .

Ошибка № 6: Не доводить каждый кусочек до идеала

Все люди хотят разговаривать на английском быстро и красиво, как носители языка. Но не у всех это получается. Почему? Составив 3-5 предложений в новом времени, которое проходит, человек думает, что теперь освоил его. Но этого недостаточно.

Представьте, что вы учитесь плавать. Проплыв 5 метров, вы можете сказать, что умеете плавать. Но чтобы научиться плавать быстро и на длительные расстояния, вам нужно продолжать тренироваться. Также и с английским языком.

Рекомендация: Не ограничивайте себя составлением нескольких предложений. Составляйте предложения до тех пор, пока не почувствуете, что можете делать это легко, совершенно не задумываясь, куда что нужно поставить. В голове должна возникать не схема образования предложения, а само предложение уже на английском языке.

Также добивайтесь того, чтобы предложения вы произносили с такой же скоростью и интонацией, как вы сказали бы это на русском. Ведь мы не говорим в жизни, проговаривая каждое слово в предложении. Эти упражнения позволят вам говорить на английском, как на своем родном языке.

Теперь вы знаете, какие ошибки мешают людям выучить времена английского языка. Избегайте их и вы сможете разложить все 12 времен «по полочкам» в своей голове.

Напишите в комментариях ниже, с какими проблемами вы сталкиваетесь, когда учите английские времена?

Примерно в таком соотношении используются в устной речи видовременные формы глагола

Времена английского глагола — одна из самых устрашающих тем в грамматике. На первый взгляд таблица в 20 (или 24, смотря как считать) ячеек с непонятными словами, схемами, примерами выглядит жутковато. Плюс к этому есть еще под три сотни , которые подчиняются своим собственным правилам.

И по какой-то странной причине все, кто уже знает язык, говорят, что ничего сложного во временах глагола нет! Может быть, эта причина в том, что в них действительно нет ничего сложного?

Я тоже считаю, что времена в английском языке — не такая страшная тема, как кажется. Эти несколько подробных советов помогут с ними справиться!

1. Не пренебрегайте учебниками

Иногда встречается мнение, что учебники — это скучный и устаревший, отживший свое инструмент изучения языка. Сейчас действительно много полезных обучающих программ, сервисов, но учебники нисколько не потеряли актуальности.

Учебник — это очень удобный инструмент, в нем есть нужная теория, примеры, упражнения. Все расположено в тщательно продуманном порядке и умещается под одной обложкой. Времена английских глаголов, да и вообще грамматический материал, достаточно подробно разобраны в общих самоучителях, например , но есть и книги, специализирующиеся именно на глаголах. Например, «Повторяем времена английского глагола» Т. Клементьевой. Эта тонкая книжка содержит всю необходимую информацию, подробные объяснения и много упражнений.

Конечно, не стоит ограничивать изучение языка только учебником, ведь он не может дать, например, разговорную практику, но и отказываться от него не нужно, особенно на первых порах. Это удобный путеводитель, карта, которая поможет не заблудиться в языковом путешествии.

Если для вас лучше один раз увидеть, посмотрите видеоуроки — их очень много и они все бесплатные. Ютюб переполнен учителями и просто энтузиастами, снимающими образовательное видео. К сожалению, многие ролики сняты «на коленке» и не радуют хорошим качеством.

Рекомендую посмотреть видеуроки на Puzzle English — они профессионально сняты, в них хорошо дается теория и приводятся интересные примеры. К тому же, посмотрев урок, вы сможете пройти упражнения и задать вопрос, если что-то непонятно.

3. Не бойтесь количества времен глагола в английском

Мы привыкли, что в русском языке всего три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. В английском языке времен каким-то немыслимым образом аж 20 штук. Как это вообще возможно? На самом деле 20 штук не времен, а, если быть точнее, видовременных форм, которые для простоты называют временами. Нужно различать время глагола и вид .

Сколько времен глагола в английском? Времени всего три, как и в русском:

  • Present (настоящее),
  • Past (прошедшее),
  • Future (будущее).

Однако каждое из времен может быть четырех видов. Вид — это такой смысловой модификатор времени, который уточняет, как именно происходит действие. В русском языке есть всего два вида — совершенный и несовершенный , да и то только у глаголов в прошедшем времени.

Мы думали о прекрасном (несовершенный вид).

Мы подумали о прекрасном (совершенный вид).

В английском языке видов четыре, причем во всех временах.

  • Simple (Indefinite) — действие вообще, регулярное действие.
  • Continuous (Progressive) — длительное действие, происходящее в определенный момент.
  • Perfect — завершенное действие (как наш совершеный вид).
  • Perfect Continuous — среднее между длительным и завершенным действием. На практике используется очень редко, особенно в разговорной речи.

Нетрудно посчитать, что три времени по четыре вида — это уже 12 возможных комбинаций. Эти комбинации называются «видовременные формы», а для краткости — просто времена английского глагола. Когда говорят, что в английском 20 времен, имеют ввиду видовременные формы.

Итак, в английском мы насчитали 12 форм, откуда еще 8?

Запомнить их очень просто, никаких трудных правил нет, вот только глагол to be может вызвать некоторые трудности. Чтобы помочь с ними справиться, я написал отдельные рекомендации и составил карточки для запоминания:

5. Времена Simple — самые нужные

Итак, вы уже поняли, что времена в английском языке не так уж страшны. Что дальше? Дальше — просто, нужно внимательно изучить каждую форму и запомнить ее образование. В первую очередь нужно знать всего ТРИ самые используемые формы:

  • — настоящее простое,
  • — прошедшее простое,
  • — будущее простое.

Примечание: в некоторых учебниках вместо термина Simple используется Indefinite (неопределенное) — это одно и то же.

Образуются они очень просто. Во временах Simple только глаголы в прошедшем времени присоединяют окончание -ed (не считая неправильных глаголов) и есть одна форма (1-ое лицо, ед. число) с окончанием -s . Это пустяк по сравнению с разветвленными системами окончаний в испанском, французском, русском, да и многих других языках.

Подробно эти схемы расписаны в . Так как вы уже знаете глагол , вы сможете запомнить эти формы не только в утвердительной форме, но и в вопросительной и отрицательной.

Собственно говоря, на этом можно закончить изучение времен. Если ваша цель — общение на уровне «выживания за границей», если вы хорошо владеете жестами, мимикой, не боитесь ошибаться, то даже этих трех времен будет достаточно для общения.

Но если такой минимальный уровень вас не устраивает, я рекомендую последовательно изучить все времена, а потом уже практика покажет, что нужно, а что не нужно. Я составил удобную таблицу, в которой представлены все .

6. Тренируйтесь строить фразы, развивайте навыки

Изучение языка — вопрос, скорее, не получения знаний, а развития навыков. Частая ошибка — пытаться «выучить» язык, запомнить его как бы на потом. Мол, я сначала язык выучу, а потом буду на нем говорить. Язык нужно не столько учить, сколько тренироваться в его владении, развивать навыки. Как в спорте. И как в спорте, для этого нужно упражняться. Вот как можно разобрать одну видовременную форму:

1. Изучите правило

Обычно оно умещается в одну фразу, например: «Для построения прошедшего простого времени добавьте к начальной форме глагола окончание -ed». Только не забывайте, что ваша задача — уметь строить фразу, а не знать назубок правило.

2. Разберите примеры

В любом учебнике после правила идут примеры, например:

I wanted — Я хотел.

She helped — Она помогла.

3. Выполните упражнения, чтобы запомнить схему

В учебниках обычно предлагают составить фразы с пройденной формой, перевести предложения, поставить слово в нужной форме и так далее. Например:

Поставьте слово в нужную форму:

She (to invite) me to the party yesterday.

С помощью упражнений вы закрепите знание правила, выработав начальный навык построения нужной фразы. Но многие страдают тем, что вроде как знают все правила, могут запросто прорешать упражнения из учебников, а говорить и понимать на слух — не могут.

Чтобы говорить и понимать на слух, нужно тренироваться именно говорить и понимать на слух. Грамматика и лексика — это только часть изучения языка, знания слов и грамматики нужно помножить на практику в , вот тогда вы действительно будете владеть языком, а не просто знать его.

7. Учите времена английского глагола в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах

Вот как можно заниматься по карточкам:

1. Начните с голой схемы без лишних слов

Сначала возьмите карточки с полной таблицей спряжения без лишних слов — только и . В в статьях о временах глагола есть уже готовые карточки, например вот этот набор.

I noticed - Я заметил.

You noticed - Ты заметил.

She noticed - Она заметила.

He noticed - Он заметил.

They noticed - Они заметили.

We noticed - Мы заметили.

I did not notice - Я не заметил.

You did not notice - Вы не заметили.

She did not notice - Она не заметила.

We did not notice - Мы не заметили.

They did not notice - Они не заметили.

Did I notice? - Я заметил?

Did you notice? - Ты заметил?

Did he notice? - Он заметил?

Did we notice? - Мы заметили?

Did they notice? - Они заметили?

2. Расширьте голую схему до коротких фраз

В жизни мы редко говорим двумя словами вроде «Я пригласил» или «Я заметил». Расширьте схему до более подробных, но коротких фраз, причем подберите разных контекст для каждого отдельного лица и числа, чтобы сделать задачу посложнее (тяжело в учении — легко в бою). Например:

  • I noticed your new dress.
  • I didn’t notice this noise.
  • Did you notice something?

Будет здорово, если вы сделаете яркие, живые фразы . Можно добавить имена знакомых, немножко юмора (смешное хорошо запоминается). Даже если фразы будут полным абсурдом, ничего страшного, вам ведь нужно просто потренироваться!

3. Потренируйтесь строить фразы на лету

Напишите десять-пятнадцать глаголов, которые вы хорошо знаете и, глядя на них, говорите вслух придуманные на ходу фразы с этими глаголами. Фразы лучше всего строить от первого лица, ведь мы чаще всего говорим именно от первого лица. Можете разнообразить упражнение, вставляя фразы в других лицах и числах, добавляя утверждения и отрицания. Зная одни только времена Simple можно очень много чего рассказать.

Вам может показаться, что такая детальная и тщательная проработка одной видовременной формы ни к чему. Действительно, запомнить форму можно и без этого, но с помощью таких упражнений вы не только лучше запомните построение фраз, но и лучше проработаете речевой навык.

8. Тщательно проработайте 7 основных видовременных форм

Если взять таблицу времен глаголов в действительном залоге, мы увидим 12 форм. Однако чаще всего используется 7 из них, в таблице они выделены оранжевым. Их нужно проработать особенно хорошо.

Simple Continuous Perfect Perfect Contonuous
Present Future Simple

Другие формы тоже знать нужно, просто не пытайтесь выучить их на таком уровне, чтобы безошибочно выдавать спряжение Future Perfect, когда вас разбудят среди ночи. Это не приоритетная задача. Усилия и время стоит распределять разумно. Особенно не стоит углубляться во времена Perfect Continuous. Знать их на уровне понимания нужно (пригодится при чтении), но вот вырабатывать уверенный речевой навык… уж очень редко они встречаются в речи.

9. Запомните самые нужные неправильные глаголы

Не хотят подчиняться общим правилам и поэтому приходится их учить отдельно. Однако из примерно 300 неправильных глаголов только около ста можно назвать употребительными, а на деле для начала достаточно запомнить несколько самых нужных:

speak spoke spoken слышать hear heard heard покупать buy bought bought

Я составил , распределив в ней слова по типу и частотности.

10. Пассивный залог — это очень просто

Вам может показаться, что выучить 12 времен действительного залога — это примерно половина работы, а вторая половина — выучить еще 8 времен пассивного залога.

На самом деле нет. Освоив действительный залог, вы пройдете очень быстро — за одно-два занятия, ведь это как бы зеркального отображение того, что вы уже прошли, вы не встретите никаких новых трудностей, к тому же многие формы пассивного залога редко встречаются в речи.

11. Учите слова!

Грамматика — это схемы, на которые нанизываются слова. Чем больше вы знаете, тем богаче будет ваша речь. Поначалу, когда словарный запас еще совсем небольшой, учить слова можно целенаправленно, например или другим удобным вам способом.

Когда начнете и слушать на английском (а чем раньше начнете, тем лучше), какие-то слова уже будут запоминаться на ходу, либо вы сможете их выписать и заучить.

12. Практикуйтесь во всех видах речевой деятельности

Для чего вы учите английский язык? Неужели для того, чтобы его просто знать? Дайте угадаю, вы учите английский язык, чтобы пользоваться им: читать, слушать, писать и говорить.

Только с помощью практики вы надежно и навсегда закрепите знания, выковав из них уверенные речевые навыки, научитесь понимать мудреные конструкции в тексте, различать смысл в невнятном речевом потоке, выражать мысли письменно, уверенно и без запинки говорить по-английски.

Поначалу будет трудно, вы постоянно будете ловить себя на том, что задумываетесь, какой здесь предлог, время, но настанет момент, когда, разговаривая по-английски, вы просто выпалите фразу с каким-нибудь презент перфектом, прямым и косвенным дополнением и обстоятельством образа действия, совершенно не задумавшись над синтаксисом, окончаниями и временами.

Вы ведь, говоря по-русски «Навещу я друга», не думаете о том, что в этой фразе: а) будущее простое время, б) местоимение в именительном падеже, единственном числе, в) синтаксическая инверсия, г) прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже. Вы просто говорите и все. Также будет и с английским.

Подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить новые интересные материалы:

Времена в английском языке кажутся довольно сложными, но это только на первый взгляд. Многих пугает обилие временных форм, особенно длительное, завершенное и завершенно-длительное время, которые вроде бы не имеют аналогов в русском языке.

На самом деле мы тоже имеем средства для:

Выражения протяженности действия:

Я готовил плов три часа. Прошлое длительное время. Причем, обратите внимание, без указания времени будет непонятно, когда именно готовился плов. Предложение "Я готовил плов" можно понять и так, что я готовил плов вот только что, или когда-то мне приходилось готовить плов вообще, или я готовил плов перед тем, как произошло что-то в прошлом. Сказав по-английски "I was cooking a pilaf", мы четко указываем, что действие происходило в прошлом и длилось в течение определенного времени.

Для выражения завершенности действия:

Первая порция плова подгорела. Завершенное настоящее время либо простое прошедшее. Если это действие как-то увязано с настоящим (например, это событие произошло только что), это будет если мы просто рассказываем о каких-то событиях в прошлом - это будет Past Simple.

Для выражения действия, происходившего в момент другого действия:

Я готовил плов и учил английские времена. Длительное время.

Для выражения действия в прошлом, завершившегося до другого действия:

Я и (затем) пошел учить английские времена. Прошедшее завершенное время. Обратите внимание, что в этом случае в русском языке не всегда можно обойтись без уточняющего слова - именно оно частично, помимо глагола совершенного вида, демонстрирует, что действие завершилось после другого. В английском языке можно обойтись без дополнений, уже укажет на то, что действие завершилось.

Многие не учитывают, что в русском языке для передачи этих оттенков действия используются в основном лексические средства - меняется само слово, его окончание, появляются приставки, в некоторых случаях меняется гласная в корне и т. п. Эти правила весьма многообразны, и их непросто уложить в логичную и стройную схему. Но, кроме лексических средств, для передачи характера действия могут использоваться дополнения, указания времени. Все это делает русский язык значительно более сложным, чем английский.

Образование времен в английском языке намного проще и логичнее. Запоминание этих форм обычно не вызывает сложностей. Гораздо труднее определиться с тем, где и какую форму следует употреблять. Именно на это обратим особое внимание.

Времена в английском языке с примерами приведены в таблице ниже.

Простое Длительное Завершенное Завершенно-длительное
Факты. То, что мы делаем с определенной периодичностью. Всегда используется, если нужно рассказать о последовательности событий. Длительный процесс. Как правило, переводится Совершенное действие. Переводится глаголами совершенного вида. Действие, длившееся определенный промежуток времени и, соответсветнно, завершающееся или завершившееся в определенный момент.
Настоящее I cook а pilaf sometimes. - Иногда я готовлю плов. I am cooking a pilaf now. - Сейчас я готовлю плов. I have just cooked the pilaf. - Я только что приготовил плов. I have been cooking the pilaf for an hour. - Я готовил плов уже час (вплоть до текущего момента).
Прошедшее I cooked the pilaf, wrote the letter and went to the shop. - Я приготовил плов, написал письмо и пошел в магазин. I was cooking the pilaf yeasterday. - Этот плов я готовил вчера (какое-то время). I had cooked the pilaf by the night. - Я приготовил плов к ночи (действие завершается к какому-то моменту в прошлом). I had been cooking the pilaf for two hours when i remembered about the meeting. - Я писал статью уже два часа, пока не вспомнил о встрече.
Будущее I will cook a pilaf tomorrow. - Я приготовлю плов завтра (здесь не делается упор на длительность или завершеннось процесса, мы просто сообщаем о факте). I will be cooking a pilaf tomorrow. - Я буду готовить плов завтра (в течение определенного времени). I will have cooked a pilaf by the meeting. - Я приготовлю плов к встрече (то есть плов будет готов к этому сроку. Дословно это предложение можно перевести как "Я буду иметь плов готовым к встрече). I will have been cooking a pilaf for two hours by the time i need to go on the meeting. - Я буду готовить плов уже два часа к тому моменту, когда мне нужно будет идти на встречу. (Эта форма употребляется очень редко и, как правило, в книжной речи).

Чтобы запомнить английские времена, попробуйте переводить различные глагольные формы дословно. То есть по такой схеме:

Причастие 1 - делающий.

Причастие 2 - сделавший.

Таким образом, длительное время звучит так: "I am cooking" - "Я есть готовящий".

Завершенное: "I have cooked" - "Я имею приготовленное".

Завершенно-длительное: "I have been cooking" - "Я «сымел» себя готовящим".

Все это звучит на первый взгляд нелепо и смешно, но помогает понять логику английского языка. Достаточно один раз осознать эти правила, для того чтобы английские времена казались простыми, логичными и очень удобными.

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск