Сша раскошелились на истребитель шестого поколения. Сша раскошелились на истребитель шестого поколения Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

Появилась информация о создании истребителя 6-го и 7-го поколения, но на данный момент еще нет никакой конкретики. А если проанализировать некоторые факторы, это больше напоминает грамотно продуманную пиар-компанию, чем достоверные данные. Целью этой компании является поднятие престижа российской оборонной промышленности в глазах граждан.

Мы можем судить по примеру США о том, насколько масштабные работы нужно проделать для создания подобной техники, потому что российские инженеры держат всю информацию об успехах в создании истребителей нового поколения в строжайшем секрете. В. Бондарев - главнокомандующий ВКС РФ, в обсуждении перспектив истребительной авиации Российской Федерации сказал, что ни в коем случае нельзя разглашать подробности и что уже ведутся активные работы по созданию истребителей 6- го и 7- го поколения, которые займут особую нишу в оборонном комплексе России.

Вице-премьер Д. Рогозин предоставил информацию о сотрудниках конструкторского бюро «Сухой», которые уже презентовали первые результаты разработок истребителя 6- го поколения. Государство проявляет активный интерес и ответственность к вопросам усовершенствования военной техники, особенно воздушной. На сегодняшний момент в мировой истребительной авиации выделились 2 направления. Первое заключается в усовершенствовании традиционных качеств техники, которые можно обозначить формулой Покрышкина «высота – скорость – маневр – огонь». Россия развивает именно это направление. Хотя, некоторые специалисты оборонной промышленности считают, что оно прорабатывается избыточно.

По их мнению, сверхманевренность должна регулироваться в соответствии с потребностями государства, то есть нужно учитывать тот факт, что все эти разработки могут пригодиться в конкретных военных действиях. А не создавать технику для зрелищных шоу на авиаучениях. Наличие на борту лишнего веса, выходящего за рамки полезной нагрузки, возникающей из-за создания новых функций, которые могут не пригодиться при ведении боя, негативно сказывается на маневренности самолета и его готовности к успешным боевым действиям.

2-е направление заключается в создании «высокоумных» истребителей для ведения молниеносного боя с противником, находящимся на дальних дистанциях, независимо от скорости полета и того, на какой высоте он находится. По такому пути пошли специалисты военной промышленности США при создании истребителя F-35, который является самым инновационным самолетом 5- го поколения.

Кстати, деление на поколения весьма условные, потому что главком ВКС России не обладает компетенцией рассказывать о разработках российских истребителей 6-го и 7-го поколений. Остается лишь обратиться к другим информационным источникам и данным о том, какими характеристиками должна обладать такая техника. Посмотрим опыт американцев, которые в отношении данных вопросов более открыты.

Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:

· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;

· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;

· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;

· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;

· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.

При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.

Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт - намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.

Современный истребитель – это дорогое удовольствие

Может ли СССР сделать «Mercedes»? Именно такой вопрос И. В. Сталин как-то задал Берии. На что Берия ответил, что сможет, но только один. Объективно оценивая производственную мощь и экономические возможности СССР, Берия полагал, что Советский Союз запустит серийное производство высокотехнологичных автомобилей.

Этот факт всплывает в сознании, когда вспоминаешь об утверждении Зам. Министра обороны Ю. Борисова. Год назад он сказал о том, что военные могут закупить истребители 5-го поколения (ПАК ФА Т-50) в меньшем количестве, чем зафиксировано в государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г. По данным газеты «КоммерсантЪ» представители вооруженных сил приобретут всего лишь двенадцать истребителей и только после их эксплуатации решат - сколько таких самолетов еще нужно закупить. Хотя ранее планировали приобретение 52-х истребителей. В течение 2016-2018 г. российские военно- воздушные силы должны получать по восемь самолетов в год, а в 2019 – 2020 г. по четырнадцать самолетов. По мнению источника из Министерства обороны это программа могла быть успешно реализована, если бы не экономические проблемы, возникшие в стране.

Истребитель шестого поколения должен быть технологически усовершенствован, следовательно, его стоимость будет выше, чем у истребителя пятого поколения. Таким образом, если экономические сложности в стране не будут успешно преодолены, они негативным образом скажутся на процессе создания истребителя 6- го поколения. По мнению американцев, которые совершили ряд ошибок в процессе разработки F-35, создать один универсальный многофункциональный истребитель не достаточно. Нужно разрабатывать как минимум две модели самолета, что еще сильнее осложнит решение этой задачи для России в финансовом плане. Но даже, если не учитывать пробелы в экономике страны, то информация о начале разработки истребителей 6-го и 7-го поколения вызывает недоверие. Это ощущение похоже на то, когда слышишь в телевизионных новостях сообщения о необходимости продвижения на рынки продукции российских производителей, которые якобы превосходят по качеству известные мировые бренды. При этом названия российских компаний не называются.

Какими функциями будут снабжены российские истребители 6-го и 7-го поколения представители оборонной промышленности «не имеют права разглашать информацию». С каждым днем размытость комментариев к созданию новых моделей истребителей специалистами российского военного комплекса усиливается. В конечном итоге складывается ощущение, что все данные о разработке и создании в Российской Федерации истребителей призваны усилить в сознании граждан нашей страны четкое понимание того, что истребительная авиации России – самая сильная и стремительная в мире. Но при этом, не приводится каких-либо доказательств этим данным. Примерно такие же эмоции возникают от истории полета скандально известного барона Мюнхгаузена на Луну на пушечном ядре.

Возможно, в ближайшем будущем важнее сосредоточить силы на тотальном введении в строй ПАК ФА. Это касается как качественного, так и количественного фактора. Такие меры помогут Российской Федерации избежать ситуации вооружения «полуготовыми» истребителями Т-50 и их аналогами.

А главнокомандующий Воздушно-космическими силами вообще объявил о разработках истребителя 7-го (!) поколения. Не слишком ли наши командиры оторвались от своей армии? И что это за поколения такие, ведь самолеты, в отличие от людей, детей пока что не рожают?

Поколения И

Деление истребителей на поколения достаточно условно и касается только турбореактивных машин, появившихся после Второй мировой войны. Хотя это как сказать: немецкий «Мессершмитт-262», считающийся первым самолетом 1-го поколения, успел повоевать. В основном на Западном фронте, но и советские пилоты столкнулись с ними в 1945-м.

Второе поколение — это советский МиГ-15 и американский F-86 «Сэйбр», вооруженные по-прежнему пулеметами и авиапушками, но уже вплотную подобравшиеся к звуковому барьеру. К третьему относятся МиГ-21 и F-4 «Фантом», несущие ракетное вооружение и свободно летающие на сверхзвуке. Четвертое — это вообще наши современники: Су-27, МиГ- 29, американские F-15 и F-16. Их характеризует обильное применение электроники и возросшая универсальность. Представителей 5-го поколения можно пересчитать по пальцам одной руки: американские F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг II», российский Т-50 и китайский J-20 «Чэнду». Причем из «американцев» на вооружение из экономических соображений принят только «Рэптор», а российский и китайский самолеты находятся на стадии испытаний и весьма далеки от серийного производства. Двигатель, способный нести самолет без форсажа на сверхзвуке (одно из основных отличий «пятерочников» от предшествующих поколений, остальные — гиперзвуковые ракеты в качестве основного вооружения, сверхманевренность и малозаметность) у нас появится не ранее 2020 года. В Китае — и того позднее.

Американские «шестёрки»

Предположить, каким будет 6-е поколение, пытаются и у нас, и в США. И все сходятся в том, что для пилота места в нем скорее всего не найдется — истребитель будет дроном. Первый эскизный проект в инициативном порядке представила корпорация «Нортроп Грумман». Получился плоский и «зализанный» для снижения радиолокационной заметности самолет, построенный по схеме «летающее крыло», то есть без хвоста. На 6-м поколении предполагается отказ от ракетного вооружения с заменой его лазерным. Это не фантастика: в СССР такие разработки велись в НПО «Алмаз», ныне входящем в Концерн ВКО «Алмаз-Антей». В прошлом году было сообщено о возобновлении этой темы после длительного перерыва. Кроме того (кстати, о фантастике!) «шестерки», вероятно, получат способность выходить в ближний космос. Однако когда все это реализуется — бог весть: темпы принятия на вооружение новой техники явно замедляются. Между первым и вторым поколениями истребителей прошло всего 5 лет, а между четвертым и пятым — 35!

Самолет-небылица

Если шестое поколение находится глубоко на дне чернильницы, то для седьмого еще чернила не изобретены. На что будет похож истребитель 7-го поколения — это вопрос не к инженерам, а к писателям-фантастам. Впрочем, они на него уже ответили.

Идея того, что мы сейчас назвали бы нанооружием, впервые появилась в романе «Непобедимый» польского писателя Станислава Лема. В романе «Мир на Земле» она получила дальнейшее развитие. Суть в том, что на определенном этапе гонки вооружений средства нападения начинают производить из огромного количества летучих элементов, которые долгое время способны к независимому существованию. Например, ракета или бомбардировщик при подлете к цели представляет собой облако или рой довольно-таки безвредных железно-кремниевых «мух». Уничтожить такое облако классическими средствами ПВО невозможно, поскольку в единое средство поражения оно собирается лишь непосредственно над целью. Лем бросил идею походя, в его воображении подобный боевой наноробот научился сводить людей с ума («Непобедимый»). Во втором романе он же стремительно эволюционировал в совсем уже пылевидное оружие, уничтожающее электронику. Но почему бы истребителю 7-го поколения не быть «наноистребителем»? Только что его не было на экранах радаров, и вдруг — нате! Пожалуй, по аналогии и самолетом-невидимкой, такой стоило бы назвать истребителем-небылицей.

Руководство Минобороны России перебросило истребители Су-57 в Сирию для испытания машины в условиях, приближенных к боевым.

Таким образом, в Сирии Су-57 будет апробировать системы РЭБ и радиолокации, однако о полноценном боевом применении речь пока не идет.Как пояснил источник, близкий к Минобороны, отправку машин в Сирию формально приурочили ко Дню защитника Отечества.

При этом Россия отправила Су-57 для того, чтобы "наглядно продемонстрировать возможности ОПК и показать с выгодной стороны действия российских военных в Сирии".

Напомним, первые кадры видео с новейшими российскими истребителями в Сирии появились в сети 21-22 февраля. По данным пользователей, они были сфотографированы сирийцами недалеко от российской авиабазы Хмеймим. Сообщается, что это первое подтверждение появления на Ближнем Востоке многофункциональных истребителей пятого поколения (Т-50), разрабатываемых в ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта «ПАК ФА».

По словам заместеля министра обороны Юрия Борисова, "мы берем Су-57 уже для опытно-боевой эксплуатации, а госиспытания первого этапа закончились". Стоит добавить, что первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство Су-57 для испытания вооружений. Серийные поставки новейшего истребителя в строевые части планируется начать в 2018-2019 гг.

Российский истребитель имеет при себе 10 ракет класса "воздух-воздух" для дальнего воздушного боя и 10 ракет класса "воздух-поверхность" для ударов по наземным целям. Для ведения ближнего боя истребитель оснащен 30-миллиметровыми авиационными пушками.

На сегодняшний день Су-57 по заявленным летным характеристикам превосходит американский аналог F-22 "Раптор". Он имеет преимущества перед истребителем США по скорости и перегрузкам. К примеру, крейсерская сверхзвуковая скорость Су-57 М=2,1, у F22 М=1,82.

Отметим, что эксперт The National Interest Кайл Мизоками в своем авторском материале как-то сравнил Су-57 и американский F-22 "Raptor" и пришел к выводу, что российская разработка Су-57 представляет собой глобально модернизацию легендарного Су-27.

По его словам, Су-57 будет оснащен системами, которые очень качественно развиваются в России и являются явным преимуществом перед американскими аналогами. По сути, речь идет об оснащении ПАК ФА радиолокационной системой нового поколения, которая станет основным средством для обнаружения «самолетов-невидимок» США. Поэтому российский истребители будет намного эффективнее на огромных расстояниях, обнаружив цель и нанеся удар первой, считает эксперт.

Кстати, это не единственное пополнение российской авиагруппировки в регионе: помимо Су-57 в Хмеймим прибыли четыре истребителя Су-35С, четыре штурмовиками Су-25 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Об этом сообщил Telegram-канал Directorate 4, главной темой публикаций которого является ситуация на Ближнем Востоке.

Эксперты канала "Майор и Генерал" так прокомментировали появление Су-57 в Сирии: "СУ-57 машина реально хорошая и даже посильнее раптора будет. Малозаметность такая же и даже чуть ниже (0,3-0,4 кв. м., в зависимости от угла облучения), двигатели с управляемым вектором тяги не в одной, как у F-22, а в двух плоскостях. А это уже сверхманевренность. И ракеты более дальнобойные (свыше 500 км.). Локатор очень хороший - до 500 км. Может сопровождать более 10 целей одновременно. Отличная система РЭБ - глушит головки самонаведения ракет. Боевая нагрузка - побольше, чем у F-22. Около 25 проц. материалов - композитные радиопоглощающие. По совокупности ТТХ посильнее любого самолёта 5 поколения будет. Скорость более 2 маха- и это БЕЗ ФОРСАЖА. А это очень круто. Есть чем гордится! (и на всякий случай - все это можно посмотреть в открытых источниках".

Сразу после этого появились сообщения, что истребители ВВС США F-22 Raptor сразу прекратили свои полеты, при том что остальные самолеты коалиции продолжают патрулирование и боевую работу в обычном режиме.

«Не хотят светить характеристики перед «главным противником» такого же пятого поколения? Опасаются условного «воздушного соприкосновения», когда станет понятно - кто настоящий царь горы, а кто курица хваленая? Или это случайно так совпало?» - интересуется канал. Заметим, что информация, конечно, весьма интересная, но вот подтверждений ее пока нет.

Между тем, информация о появлении в Сирии Су-57 сильно возбудила западную прессу, в которой моментально началось активное обсуждение этого факта. К примеру, британский таблоид The Express опубликовал статью под заголовком "Российское военное ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Грозные путинские Су-57 спустили с цепей".

Журналисты The Drive назвали две причины размещения в Сирии новейших истребителей. Якобы на этот шаг руководство страны мог толкнуть либо недавний инцидент в районе нефтяных полей "Коноко" или же "желание продемонстрировать потенциальным покупателям силу российского оружия". В любом случае, наши самолеты уже в Сирии.

Пентагон всерьез озабочен высокими темпами российского и китайского военного авиапрома. И теперь намерен финансировать разработку истребителей будущего, которые должны заменить F-22 и F-35.

Как заявил официальный представитель ВВС США Хизер Уилсон, на следующие десять лет Пентагон выделил военно-воздушным силам почти на $3 млрд больше, чем планировалось ранее.

Таким образом, США ускорят так называемую программу "Доминирования в воздухе нового поколения" (Next Generation Air Dominance), которая охватывает всю авиатехнику вооруженных сил, включая стратегические бомбардировщики и истребители.

И если с тяжелой авиацией все более-менее понятно – после 2025 г. B1 Lancer и B-2 заменят B-21, – облик истребителей шестого поколения пока неясен. Известно только, что акцент в нем будет сделан на средства радиоэлектронной борьбы и малозаметность, так как ракетами к этому времени уже будет трудно кого-то удивить.

Интересно, что в качестве главного вероятного противника ВВС США видят Китай, а не Россию, хотя Москва "тоже представляет угрозу для своих соседей".

Дело в том, что Пекин быстрее внедряет новые технологии, которые успешно заимствует у США и России. Неслучайно Китай первый презентовал истребитель пятого поколения J-20 и принял его на вооружение в начале прошлого года, в то время как российский Су-57 только начинает свою обкатку в Сирии.

Теперь в США опасаются, что Поднебесная создаст еще более совершенную машину. Недаром Пекин продолжает испытывать свой гиперзвуковой глайдер DF-ZF, и по данным американской разведки, полученный опыт может лечь в основу создания перспективной машины.

Однако, несмотря на все свои опасения, в Пентагоне могут быть уверены, что пока идут в голове гиперзвуковой гонки. В США продолжаются испытания экспериментального X-43, который оснащен прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и он уже достигал гиперзвуковой скорости.

Нельзя забывать и про гиперзвуковую ракету Boeing X-51 Waverider. Правда, у нее пока более скромные показатели – всего 6,3 тыс. км/ч, но в будущем планируется разогнать ее до 7,5 тыс. км/час.

Все полученные наработки США могут использовать в истребителе шестого поколения, который, по мнению экспертов, скорее всего станет гиперзвуковым, а производиться будет как в пилотном, так и беспилотном варианте. Фактически такой самолет США уже разрабатывают – это SR-72. Пока он позиционируется как разведчик на замену легендарному "Черному дрозду" SR-71, но технологии, несомненно, будут использованы в создании истребителя, который полетит еще быстрее.

В России пока занимаются пятым поколением, и главная задача – запустить Су-57 в серию. Тем не менее летом 2016 г. глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов обозначил несколько характеристик будущего российского истребителя шестого поколения: гиперзвуковая скорость, сверхманевренность, стелс-технологии и использование композитных материалов.

Но больше о работах над перспективной машиной ничего не известно. Периодически в СМИ появляются сообщения об испытаниях российских гиперзвуковых ракет, но подробности военные предпочитают не раскрывать. Проекты строго засекречены.