Таро в женской сумочке. Биография папюс

Папюс – выдающейся французский оккультист и маг XX века, масон, розенкрейцер и врач. Автор 25 книг и более 400 статей о и каббале. Создатель особой системы карт Таро . Видный деятель различных оккультных и спиритуалистических организаций конца XIX и начала XX столетий. Он является создателем Ордена Мартинистов и «Каббалистического Ордена Розы Креста ». Полное имя, которое он носил от рождения, было Жерар Анаклет Венсан Анкосс.

Детство и юношество.

Жерар Анкосс (Папюс ) был рождён 13 июля 1865 года в городе Ла-Корунья что в Испании. Точных сведений о родителях, к сожалению, нет. Единственное, известно то, кем они были по национальности, мать была из Испании, а отец – из Франции. Позже, когда Жерару было около 4-х лет, семейство Анкосс переехало в Париж (Франция).

Уже с ранних лет Жерар проявлял тягу к мистике. Все свои юношеские годы, он проводил в Парижской Национальной Библиотеке за чтением и изучением различных книг по оккультизму, постигая такие науки как каббала , магия , алхимия. Стоит сказать, что наибольшее влияние на молодого человека оказали труды знаменитого мэтра ритуальной магии изветного как Элифаc Леви . Кстати, свой будущий псевдоним «Папюс », Жерар взял из «Нюктемерона Аполлония Тианского» авторства Элифаса Леви , и переводится как «врач». Выбор пал именно на «Папюс », так как сам Жерар, в последствии, окончив Парижский Университет, стал врачом, и в 1894 году, за диссертацию по анатомии получил степень доктора. Особое внимание привлекает и название диссертации - «Философия анатомии», многие почитатели работ Папюса , конечно усмотрели и эзотерический смысл данной работы.

Но, помимо знаменитого Элифаcа Леви стоит упомянуть и других авторов, чьё творчество имело огромное влияние на молодого Жерара. Это: труды Луи Люка (1816-1863), Антуана Фабра д’Оливе (1768-1825), Александра Сент-Ива д’Альведейра и Луи Клода де Сен-Мартена. Благодаря работам всех этих авторов, Папюс отверг материалистическую точку зрения, и начал всецело изучать и заниматься алхимией и оккультизмом .

Позже, в 1882 году, Папюс был посвящен в степень «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный) человеком по имени Анри Делааж. Анри принимал посвящение по системы «Вольных Посвящений» Сен-Мартена. И с этого момента начинается активная оккультная деятельность Папюса.

Оккультная деятельность Папюса.

Работа этого выдающегося мага и оккультиста поистине огромна. Он основал несколько орденов, издавал журналы и книги, был даже у истоков гностических церквей.

Но начнём по порядку, с «Ордена Мартинистов». Возникновение Ордена произошло, когда, Папюс вместе со своим идейным товарищем Пьером Огюстом Шабосо (также посвященным по линии Сен-Мартена) основал в 1887 году «Орден Высших Неизвестных», или как его ещё называют «Орден Мартинистов ». За основу для учения и ритуалов для этого ордена были взяты три масонских Устава, а именно: «Устав Избранных Коэнов», Мартинеса де Паскуалиса (1700-1774 гг.), «Исправленном Шотландском Уставе Сен-Мартена» и «Исправленном Уставе» Луи Клода де Сен-Мартена (1743-1803 гг.), известного ученика Паскуалиса, работавшего под тайным именем «Неизвестный Философ».

В свой орден Папюс включил степень Иницианта, позаимствовав для этого ритуалы из Высших Градусов, которые описаны в «Исправленном Шотландском Уставе». Папюс, будучи посвященным, по масонской линии, всегда имел весьма хорошие отношения с масонами . Поэтому Орден Мартинистов так же имел тесную связь с масонством , и многие члены франкмасонства входили в Орден.

Но Папюс всегда был в поиске Истины и новых знаний. Известен факт, что Папюс, был членом теософского общества Елены Блаватской (было это в 1887 году). Но, долго он в нем не задержался. Разочаровавшись, Папюс покинул общество. По одной из версий, он недолюбливал индуистские и восточные культы, а также, не приветствовал сближение теософии с восточными многобожными культами Индостана, что имело место в обществе Блавадской. «Орден Мартинистов » действует и в наше время.

Далее, в 1888 году, трудами Папюса , выходит на свет первое печатное издание журнала «Инициация» (официальный печатный орган «Ордена Мартинистов »), и имел большое влияние в свои годы (издательство было прекращено в годы Первой Мировой Войны). Так же, в этом году, Папюс участвует в организации ещё одного ордена - «Каббалистического Ордена Розы Креста », в этом ему помогают такие личности как: Жозеф Алесандро д’Альвейдер и Станислас де Гуайта. Орден действует и в наше время.

Годом позже, Папюс организовывает «Верховный Совет Ордена Мартинистов », было это в период с 1889 г. по 1891 г. Отличительной особенностью было то, что «Верховный Совет» состоял из членов «Каббалистического Ордена Розы Креста ». С этих пор «Орден М артинист ов » является для Папюса чем-то вроде «внешнего круга», а все внутренние аспекты он решает в «Верховном Совете».

Что касается печатного дела, то оно на журнале «Инициация» не заканчивается. Помимо книг и статей, в 1890 году Папюс выпускает журнал «Вуаль Изиды». Это издание сыграло огромную роль в развитии оккультизма не только во Франции, но и в России, так как многие работы переводились на русский язык и печатались в российском журнале «Изида», но об этом немного позже.

Ещё один момент достойный внимания. Это посвящение Папюса в церковный сан. Он был одним из первых рукоположенных в епископы Гностической церкви, основателем которой является Юлиус Дуанеля. Имя при рукоположении он взял «Тау Винстент», было это в 1893 году. В марте того же самого года, Папюс решил вступить в Парижский Храм под названием «Ахатор», который принадлежал Ордену Золотой зари . Его приняли со степенью «Неофита», но дальше развитие не получилось. В 1907 году в Париже основывается «Католическая Гностическая Церковь» (спустя год, официально поменявшая название на «Вселенскую Гностическую Церковь») в основателях которой числится и Папюс.

Папюс так же, известен не только своими оккультными работами , но и своей деятельностью на ниве масонства . В 1908 году 24 июня в Париже он созывает конгресс масонов и спиритуалистов, посвященное мартинистской традиции. На этой конференции он сам выступал с речью о Мартинизме . В историю это вошло как «Международная масонская конференция». А в последствии, когда умер известный масон Джон Яркер в 1913 году, Папюса избирают следующим приемником этого выдающегося деятеля, с титулом «Великого иерофанта Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима».

Папюс в России

За свою жизнь Папюс три раза посещал Российскую Империю, было это в 1901, 1905 и 1906 годах. Основной целью было чтение лекций по магии и оккультизму . Следует отметить, что есть мнение, по которому именно Папюс совершил посвящение Императора Николая II в Мартинизм и что он даже предсказал гибель государя.

Орден Мартинистов возник в Российской Империи в 1894 году, благодаря трудам одного делегата ордена, который приехал в Санкт-Петербург. Но своим развитием российский орден обязан брату министра юстиций, графу полковнику Муравьёву-Амурскому В.В. Когда последний был во Франции на должности военного атташе, то увлёкся оккультизмом , а в 1895 году был принят самим Папюсом в Орден Мартинистов . По окончании несения своей службы во Франции, граф вернулся в Россию и в Санкт-Петербурге основывает Ложу Мартинистов под названием «Аполлония», которая, полностью подчиняется Парижскому Верховному Совету Ордена.

Считается, что в это время увлёкся мартинизмом и сам Император Николай II. Государь часто приглашал погостить у себя соратника Папюса , Филиппа Низье, который долгое время был советником Императора по вопросам медицины и оккультизма. Когда Филипп Низье умер, то царская семья начала тесно общаться с самим Папюсом, было это в 1905 году. Имеет место и тот факт, что Папюс проводил спиритический сеанс для Императора, на котором вызывался дух царя Александра III, цель была узнать судьбу России.

В России очень активно издавались книги и статьи Папюса в журнале «Изида» (официальном печатном издании Российской Ложи Мартинистов ). Этот журнал был аналогом парижского журнала «Вуаль Изиды». Работы Папюса имели большое влияние на развитие оккультизма на территории Российской империи.

Конец деятельности и жизненного пути.

Жерар Анкосс или более известный как Папюс , был выдающимся магом и врачом, оккультистом , каббалистом и масоном. Его работы, как раньше, так и сегодня являются учебными пособиями для многих начинающих магов, оккультистов и каббалистов.

Он ушел из жизни в 1916 году 25 октября в возрасте 51-го года. Причиной этому послужила Первая Мировая Война, на которую Папюс пошел добровольцем, как военный врач. В ходе своей работы он сильно заболел, и его комиссовали по причине туберкулёза, от чего он и умер.

Но труды и работа, которую Папюс вложил в развитие своего Ордена и оккультизма в целом, осталась жить в его последователях.

На слуху у многих. Кто-то может точно сказать, чем он прославился, кто-то пожмет плечами.

И имя странное: Папюс. Не правда ли? Не все на каждом углу называют своих детей Папюсами.

Так кто же он такой и в чём тайна его имени?

Сейчас разберемся. В мире очень много загадочного. Но это только на первый взгляд. И все сложные вещи на самом деле просты.

В этой статье Вы снимите с Папюса маску и заглянете ему прямо в лицо! Вы освободитесь от мистического тумана, которым окутано это имя.

Родился 13 июля 1865 года в Ла Корука, в Испании.

Мать его была испанка. Испанская цыганка, великолепно гадавшая на картах.

Мальчик с детства видел карты. И само мероприятие гадания на картах было обычным в его семье. Не сверхестественным, не чем-то тайным, а обычным делом. Таким же, как помыть посуду или приготовить кушать.

Его отец был французом и очень известным химиком.

Конечно, опыты, пробирки, реактивы, порошки и разноцветные жидкости не могли быть не замечены детской любознательностью. Странные буквы и цифры в формулах действовали просто гипнотически.

Ведь все дети верят в сказки и волшебство. И в детском воображении живет мир фэнтези, ну пока, конечно, взрослые не начнут им внушать, что мир жесток и опасен. А сначала дети чисты, добры и наивны.

Как Вы думаете, если ребенку показать, что в баночку с желтой жидкостью можно капнуть немного зелёной и смесь сразу изменит цвет на серобуромалиновый, начнет шипеть и переливаться через край баночки, останется ли хоть один ребенок равнодушным? Конечно, нет! Вы сразу станете для него лучшим другом и волшебником 🙂 Таким в его глазах был и его отец.

Так вот, родился в Испании. Но когда ему было 4 года, то его семья переехала в Париж. Там он рос и учился.

Родители его часто ссорились и, чтобы не слушать бесконечные семейные скандалы, он уходил в Парижскую библиотеку. Там он проводил очень много времени, изучая каббалу, таро, магию, алхимию, а также труды известных и великих оккультистов.

Юность прошла, школа закончилась и пришло время получать серьезное, взрослое образование. Как Вы думаете, на кого он пошёл учиться? Какое образование выбрал?

Как ни удивительно, но он пошел больше по стопам отца. Он поступил в Парижский Университет, чтобы получить медицинское образование! Это, правда, не мешало ему и дальше изучать таро, магию и астрологию.

После окончания университета получил степень доктора медицины, открыл свою клинику и имел успех в медицинской практике.

Настоящее его имя — Жерар Анаклет Винсент Анкосс. Всё детство и юность он был Анкоссом.

— это его псевдоним.

Страсть к оккультизму не давало жить спокойно, хотя он уже был уважаемым врачом. Он всё также с головой уходил в книги алхимии и каббалы, изучал карты таро и практиковал магию. Всё чаще и чаще давали о себе знать цыганские корни матери.

Свою известность и славу он получил не столько, как медик, а как оккультист и маг.

Псевдоним же он взял из книги «Нюктемерона Аполлония Тианского», написанной оккультистом Э.Леви.

Означает «врач».

Свои лекции и семинары он проводил по всему миру.

Приезжал и в Россию.

Консультацию у него брал даже царь Николай II.

Вот мы с Вами и раскрыли тайну этого загадочного имени. Теперь Вы знаете откуда оно произошло. Человек, у которого было 2 страсти в жизни: оккультизм и медицина, который владел собственной клиникой и, который так и не смог выбрать между этими страстями. Он больше склонялся к тайным знаниям, к магии, но не переставал исцелять людей. Даже взял себе эзотерический псевдоним, значение которого было «врач». Получил ошеломительную известность, как маг. Но публиковался под именем, которое неустанно ему напоминало, что он призван лечить души и тела людей.

Слышали о таком?

Надеюсь эта статья была Вам полезной и интересной. Не забудьте в комментариях оставить свой отзыв.

Детство и молодость Папюса

Настоящее имя Папюса – Жерар Анаклет Венсан Анкосс (Gérard Anaclet Vincent Encausse). Он родился в Испании в местечке под названием Ла-Корунья. Это произошло 13 июля 1865 года. Но он очень рано покинул теплую Испанию, перебравшись с родителями в Париж, откуда был родом его отец. На тот период Папюсу было всего 4 года.

В детстве и молодости будущий оккультист очень любил читать, поэтому, как только овладел этим навыком, большую часть своего времени проводил в стенах Парижской Национальной Библиотеки, где скрупулезно изучал труды по магии, каббале, таро и алхимии. Но особе впечатление на него произвели книги Элифаса Леви, собственно подражая которому он и взял себе псевдоним – Папюс.

Другими выдающимися личностями, оказавшими глубокое влияние на формирование мировоззрения Папюса были Луи Люка, Антуан Фабр д’Оливе, Александр Сент-Ив д’Альведейра и Луи Клод де Сен-Мартен.

Первое посвящение Папюса и начало Ордена Мартинистов

Свое первое посвящение в оккультный орден Папюс получил в 1882 году. Это была степень «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный).

Спустя пять лет, вместе с Пьером Огюстом Шабосо Папюс основал Орден Высших Неизвестных, который впоследствии стал известен всему миру под названием Орден Мартинистов.

В основу учения и его практической стороны (ритуалов) легли разработки трех «уснувших» масонских Уставов: 1) Устав Избранных Коэнов 2) «Исправленный Шотландский Уставе Сен-Мартена» 3) «Исправленный Устав Луи Клода де Сен-Мартена»

Идея Папюса оказалась настолько живучей, что орден существует и поныне.

Мистические искания и деятельность Папюса

Примерно в тот же период, когда Папюс основал Орден Мартинистов, он также вступил в популярное в то время теософское общество, но очень быстро разочаровался в его деятельности и покинул его. Но что именно вызвало отторжение теософии у Папюса, доподлинно неизвестно – то ли личные отношения с участниками общества, то ли его чрезмерная ориентация на «восток».

К активной оккультной деятельности Папюс также относится его литературная работа над журналом «Инициация», который он выпускал с 1888 года. Именно он стал официальным печатным вестником Ордена Мартинистов. Журнал был настолько успешным, что смог просуществовать вплоть до Первой мировой войны.

Также Папюс принимал участие в создании еще одного оккультного журнала - «Вуаль Изиды».

Еще одним направлением мистических занятий Папюса было создание Каббалистического Ордена Розы†Креста, который он основал вместе с двумя другими известными оккультистами - Станисласом де Гуайта и Жозефом Александром Сент-Ивом д’Альвейдером. Орден существует и поныне.

В течение 1889-1891 годов Папюс организует «Верховный Совет Ордена Мартинистов», а в 1893 году Папюс одним из первых получает инициацию в епископы Гностической церкви.

Еще через год Парижский университет присваивает Папюсу звание и степень доктора медицины за диссертацию по «философии анатомии».

Папюс – основатель оккультных Лож

Папюс очень много своего времени и сил тратил на развитие оккультных Лож. Так, в 1901 году он инсталлирует в Париже Ложу «Изначального и Подлинного Сведенборгианского Устава», затем основывает «Великую Сведенборгианскую Ложу Франции. 15 ноября 1906 года Папюс создает Ложу под названием «Humanidad» (Человечество) № 240. Кстати, именно в этой ложе впоследствии получит инициацию еще один выдающийся оккультист - Рене Генон, который самолично Папюсом будет возведен в степень Мастера.

Папюс в России

За всю свою жизнь Папюс три раза был в России - в 1901, 1905, 1906 годах. В основном целью таких поездок было распространение идей оккультизма посредством чтения лекций. Но, кроме этого, Папюс осуществлял и другую деятельность. Так, он самолично дал посвящение императору Николаю II в Мартинизм и, как утверждают некоторые легенды, во время этой инициации предсказал его гибель.

Смерть Папюса

К сожалению, в 1914 разгоревшаяся Первая мировая война прервала активную оккультную деятельность Папюса – он уходит добровольцем на фронт, где трудится не покладая рук врачом в полевом госпитале. Но именно там он заражается туберкулезом, от которого в скором времени умрет. Это произойдет в Париже 25 октября 1916 в возрасте 51 года.

Оккультное наследие

Папюс оставил после себя огромное оккультное наследство - более 400 статей, посвященных различным аспектам оккультизма, свою систему работы с картами таро, Орден мартинистов, Каббалистический Орден Розы†Креста, оккультные Ложи и многое другое.

Но особенно среди всего наследия Папюса, следует отметить его 25 книг по магии и эзотерике, среди которых наиболее популярными и известными являются «Современный оккультизм», «Оккультизм: первоначальные сведения», «Ключ к оккультным наукам: Цыганское Таро», «Наука магов», «Методическое руководство по практической магии», «Предсказательное Таро», «Генезис и развитие масонских символов».

На данный момент, труды Папюса - самые издаваемые книги по практической магии и оккультизму.

© Алексей Купрейчик

Папюс умирал... Матильда с сухими глазами дежурила у постели мужа, меняя полотенца, в которые он кашлял кровью. Окружающие недоумевали: самый могущественный оккультист Европы, маг и целитель, умирает во цвете лет в возрасте пятидесяти одного года, не в состоянии себе помочь!
Папюс заболел туберкулезом на фронте, куда ушел в 1914 году, как только началась война. Вел он себя отчаянно и помогал всем - французам, немцам, англичанам, не деля раненых и недужных на "своих" и "чужих". У многих складывалось ощущение, что этот человек ищет смерти...
25 октября 1916 года Папюс сказал жене странную фразу: "Месье Филипп отзывает меня ". И умер. Тогда Матильда не поняла значения этих слов. Лишь много лет спустя, когда будут изучены подробности биографии ее знаменитого мужа, загадка до некоторой степени прояснится. Некий месье Филипп - личность весьма примечательная - действительно сыграл в судьбе Папюса особую роль и оставил значительный след в его сложной жизни.
Папюс узнал о Филиппе благодаря своей будущей жене. В конце 1894 года она пришла в госпиталь на улице Родена на прием к Жерару Анкоссу, который не так давно получил степень доктора медицины, защитив диссертацию по "оккультной анатомии". Врач выглядел внушительно: крупный, даже грузный мужчина со взлохмаченной шевелюрой и странно неподвижным взглядом. У Матильды были поражены экземой обе ноги, и она полагала, что доктор начнет осмотр именно со ступней. Однако ошиблась. Сидя в высоком старинном кресле, Анкосс попросил девушку встать перед ним и закрыть глаза. Матильда повиновалась. Когда же ей было позволено открыть глаза, она с удивлением обнаружила, что врач сидит все так же неподвижно и пристально смотрит как бы сквозь Матильду. Ей стало как-то не по себе. Через десять минут доктор объявил, что у пациентки "болезнь от духов" , которая нуждается в магическом лечении, и вручил ей защитные амулеты, которые велел накладывать на больные места. Но время шло, а улучшений не было, и в конце концов Матильда перестала посещать госпиталь.
А через несколько месяцев Папюс случайно столкнулся с мадемуазель д Аржанс в Люксембургском саду и поинтересовался, помогли ли его амулеты. Матильда весело покачала головой - мол, нет, не помогли. Папюс удивленно вскинул брови, а девушка в ответ стыдливо приподняла юбки и показала белоснежные ножки, на которых не было и следа экземы! Выяснилось, что ее вылечил другой врач. "Кто же этот чудотворец, мадемуазель?" - ворчливо поинтересовался Папюс. Оказалось, некий доктор Филипп из Лиона. "Чем он вас лечил?" - не удержался Папюс. Матильда полезла в сумочку и протянула Жерару какую-то помятую бумажку. "Если угодно, взгляните на рецепт! " Папюс разобрал название совершенно заурядной мази. Внизу он заметил что-то неразборчивое - то ли приписку, то ли рисунок. Значки были очень знакомы, но прочесть это оказалось невозможно. Папюс недоуменно пожал плечами. "Не понимаю, как вам могли помочь столь примитивные средства! "

После той случайной встречи в Люксембургском саду они несколько раз сталкивались у общих знакомых, и между ними возникло подобие романа. Но у Папюса совершенно не было времени ухаживать. Сидя по вечерам за рукописями, он ловил себя на том, что в памяти то и дело всплывает хорошенькое личико Матильды. 23 февраля 1895 года Папюс женился на мадемуазель д Аржанс.

Жерар Венсан Анкосс был далеко не простым врачом. Сын французского химика Луи Анкосса и испанской цыганки (кстати, великолепно гадавшей на картах), уже в шестнадцать лет он всерьез заинтересовался каббалой, магией и таро. Эзотерик старшего поколения Анри Делаж через год посвятил юнца в члены некогда могущественного ордена мартинистов. Тогда Жерар получил новое имя - Папюс, что означало "врач".

Скорее благодаря печатным трудам, нежели практической деятельности о Папюсе вскоре распространилась слава как о маститом оккультисте и маге, чьи возможности поистине безграничны. Однажды к Папюсу в закрытой карете привезли министра колоний Антуана Гийена. Месье Гийену грозила отставка, помешать которой было способно лишь чудо. Папюс прежде всего предложил гостю вступить в орден, объяснив, что без этого не в состоянии помочь. Гййен скрепя сердце согласился. Предстоящий ритуал Жерар вычитал из старинной книги. В темной комнате у окна, занавешенного глухими шторами, стоял стол, покрытый белым холстом, на нем размещался алтарь, развернутый на восток. Рядом лежал текст клятвы подчинения духов. Гййен стоял с мрачным выражением лица, проклиная себя за то, что согласился на этот балаган. Пять часов кряду продержал Папюс министра, совершая обряд посвящения по полной форме. Только после этого, утверждал он, можно просить духов оказать содействие брату по ложе. Самое удивительное, что на заседании кабинета речь Гийена произвела фурор!
С тех пор к Папюсу стала частенько наведываться чиновничья верхушка.
Что же касается врачебной практики, то здесь у Папюса то и дело случались осечки. История с Матильдой, которой не помогло магическое лечение, оказалась далеко не последней. Обычно Папюс старался поскорее забыть о неудачах. Недоброжелатели регулярно подкидывали в его почтовый ящик письма, в которых Папюса называли шарлатаном.

Трудно сказать, кто возложил на Папюса миссию распространить мартинизм в России (возможно, это было решено на собрании лож нескольких европейских стран), но в 1895 году Великий мастер торжественно посвятил в братство первого русского - военного атташе в Париже Валериана Валериановича Муравьева-Амурского (брата министра юстиции). Затем членом ложи стала актриса Ольга Мусина-Пушкина.
В сентябре 1900 года в своей парижской резиденции Муравьев-Амурский устроил Папюсу встречу с новыми потенциальными мартинистами - великим князем Петром Николаевичем, двоюродным дядей Николая II, его супругой Милицей и сестрой супруги княгиней Анастасией Лейхтенбергской. Когда подали кофе, красавица Анастасия отвела Папюса в сторону и спросила, не может ли месье Жерар помочь в одном весьма щекотливом деле. "Вы можете все. Вам ничего не стоит", - льстила Папюсу княгиня. Просьба и впрямь оказалась весьма необычной: княгиня попросила узнать будущее дома Романовых.
Папюс обратился к таро (возможно, дар видеть будущее по картам достался ему от матери-гадалки). Карты показали неминуемую угрозу, надвигавшуюся на российский царствующий дом. Тогда Папюс попытался выяснить, возможно ли угрозу предотвратить. Нет... Он разложил карты еще раз. Со второй попытки небольшой шанс выпал...

Через несколько месяцев Папюс был представлен императору Николаю II и его супруге Александре Федоровне. Монарх спросил, располагает ли доктор Жерар временем и желанием для дружеского визита в Россию, ибо оказал бы честь, прибыв в качестве личного гостя.Папюс с благодарностью принял приглашение. Вскоре он с удивлением узнал, что вместе с ним в Петербург едет месье Филипп - тот самый доктор, который в свое время вылечил его Матильду! Его тоже лично пригласил русский царь! Теперь уж Папюс потрудился навести справки об этом человеке. И узнал, что Филипп родом из крестьянской семьи, проживает в Лионе, где обучался фармацевтике, получив неполное медицинское образование. Почему же о Филиппе упорно говорят как о чудодейственном целителе, недоумевал Папюс. Скорее всего, он банальный шарлатан-недоучка. Удивительно легковерны эти русские...

В Россию оба почетных гостя прибыли в начале 1901 года. Их поселили в Царскосельском дворце, и Папюс исподволь начал присматриваться к своему соотечественнику. Тот оказался маленьким сухоньким брюнетом с подпрыгивающей птичьей походкой и жиденькими волосами. Одевался Филипп подчеркнуто скромно, храня верность застегнутому на все пуговицы одному и тому же черному сюртуку.
Папюс и император много времени проводили в уединенных беседах. Скорее всего, французский гость убеждал Николая в том, что вступление в мартинистскую ложу окажет мощное защитное воздействие на царствующий дом и дела государства. По некоторым сведениям, в конце концов Николай согласился принять посвящение. Подробности события держались в строгой тайне, известно лишь, что уже весной 1901 года в присутствии Папюса и месье Филиппа Николай председательствовал в ложе, получившей название "Крест и звезда". В ложу помимо царской четы вступили также многие представители высшей аристократии.

Папюс с некоторой досадой наблюдал, что его коллега, месье Филипп, в Петербурге нарасхват, и знатные господа выстраиваются к нему в очередь.
Однажды императрица, повстречав Папюса на прогулке, вдруг спросила со смущенной улыбкой, не согласятся ли они с месье Филиппом пройти маленькое испытание. "В назидание нашим врагам", - добавила Александра Федоровна. Папюс знал от своей ученицы Мусиной-Пушкиной, что некоторые лица в Петербурге называют приезжих гостей шарлатанами и требуют, чтобы государь выслал их из России.
Однако "маленькое испытание" оказалось серьезным экзаменом. Комиссия ведущих петербургских врачей (в их число, например, вошел известный психиатр Бехтерев , тоже мартинист) вместе с гостями отправилась в петербургский военный госпиталь. Там Папюсу и Филиппу показали двадцать тяжелобольных пациентов и предложили для начала поставить им диагноз. Месье Филипп своей подпрыгивающей походкой приближался к каждому, секунду-другую пристально смотрел на пациента и оглашал диагноз. После каждого вердикта месье Филиппа русские профессора, сверясь с историей болезни, восхищенно ахали: он не допустил ни единой ошибки.Более того, Филипп заявил, что из осмотренных им больных шестнадцать человек выздоровеют, а четверо умрут. Его предсказание в точности сбылось. Папюс же ошибся ровно в половине случаев. После экзамена Императорская военно-медицинская академия присвоила Филиппу степень доктора медицины. Но каково же было удивление Папюса, когда он узнал, что этот целитель-недоучка имеет целую кипу почетных дипломов "за медицинские и гуманитарные заслуги": от университета Цинциннати американского штата Огайо, от марсельской Академии Христофора Колумба, от Королевской академии в Риме, а итальянский город Акри сделал Филиппа своим почетным гражданином, после того как он излечил от смертельного недуга градоначальника. Папюс чувствовал себя опозоренным.

Вернувшись во Францию, он потерпел еще ряд неудач в лечении высокопоставленных больных. О Папюсе стала распространяться дурная слава. Обеспокоенный происходившим, Жерар решил смирить гордыню и обратиться за помощью к месье Филиппу. В одном из писем он даже написал, что якобы коллега явился к нему в пророческом сне.
"Прошу вас принять меня в ученики", - смиренно попросил Папюс месье Филиппа, прибыв в Лион. Скромная обстановка приемной целителя поразила Папюса: кушетка, простой деревянный стол и два стула. В ответ на просьбу хозяин разразился добродушным смехом: "Ты же гораздо умнее меня, Жерар, куда мне тебя учить! " Но Папюс настаивал.
"Чистота сердца и чистота молитвы, - сказал Филипп. - Больше ничего не надо. Никаких пассов и заклинаний ".

В августе 1904 года Матильда прислала служанку в клинику мужа с известием: опасно больна Виктория Лаланд, дочь месье Филиппа. И Филипп просит Папюса срочно приехать. Папюс недоумевал: чем же он может помочь, если сам учитель бессилен?

В доме целителя царила суматоха. Заплаканная мадам Филипп бросилась в ноги Папюсу: "Жерар, про вас говорят, что вы все можете! Спасите Викторию! Ее отца, видно, оставили высшие силы".

Бледный, осунувшийся месье Филипп стоял у постели метавшейся в жару дочери. Жерар взял руку девушки, чтобы пощупать пульс, и его сердце сжалось: да пульс-то предсмертный, чтобы это понять, не надо быть магом! Филипп дал Виктории какое-то питье, от которого та почти сразу уснула, и предложил Папюсу прогуляться. "Я позвал тебя, чтобы ты получил урок, - глухо сказал Филипп. - Ведь ты просил об этом. Так вот, судьбе угодно, чтобы Виктория умерла. Запас ее жизненных сил исчерпан... Я могу воспротивиться, исцелив ее, но тогда у меня пропадет дар лечить других... "
"Но ведь это ваша дочь, месье Филипп, - пробормотал потрясенный Жерар. - При чем же здесь другие?! " "Вот потому твои пассы и не действуют, - вздохнул Филипп. - Разве не сказано в Евангелии - заботься о других? Люби ближних... Разве ты, великий маг, ничего не знаешь о жертве?"

В ночь после смерти Виктории Филипп сообщил Папюсу, что проживет еще год и за это время успеет помочь ровно 750 человеческим существам. "Хочешь ли ты исцелять?" - спросил он Папюса. Жерар судорожно кивнул головой. "Тогда забудь о себе. Не бери вознаграждения. И будь готов к жертве. Это главное". Еще Филипп добавил, что, приближаясь к больному, он чувствует себя ничтожеством, мошкой и умоляет о высшем заступничестве. Папюс же до сих пор, пытаясь врачевать, чувствовал себя по меньшей мере полубогом.

После той памятной встречи с месье Филиппом магические процедуры, которые применял Жерар в своей лечебнице, неожиданно возымели почти стопроцентный успех. Практика у Папюса увеличилась втрое, возросли и доходы. Матильда простодушно радовалась этому и уже собиралась купить приглянувшееся поместье в Грасе, но муж разрушил ее планы, отдав деньги французскому Красному кресту. Малоимущих больных он отныне принимал бесплатно, чего раньше никогда не делал.

2 августа 1905 года месье Филипп умер. На похороны собралось невиданное количество народа, были присланы соболезнования из разных стран, в том числе и от русского двора. А в октябре Папюс получил приглашение от Николая II безотлагательно приехать в Россию. Санкт-Петербург встретил Жерара выстрелами и озлобленными голодными толпами. В Царском Селе, напротив, стояла какая-то гнетущая тишина. Семья Николая и его приближенные сновали по огромному темному дворцу, подобно теням.
... В удаленных покоях Царскосельского дворца собрались четверо: Николай II с супругой, капитан Мандрыка - адъютант императора и Папюс. По просьбе государя французский маг должен был вызвать дух Александра III, чтобы император спросил у отца совета. В звенящей тишине Папюс начертил на полу магические знаки и произнес заклинания. В этот момент глаза его закатились, и он обмяк, словно тряпичная кукла. Какое-то время медиум находился в трансе, когда же сознание вернулось к нему, собравшиеся услышали следующее: "Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию. Но, увы, она еще возродится, и катастрофа неминуема. Что бы ни случилось, бодрись, сын мой. Не прекращай борьбы". Остекленевший взгляд Николая сверлил Папюса. "Что еще он говорит? Значит, не давать конституции?" - "Значит, не давать"...

Сеанс окончился, и все четверо долго сидели в полном молчании. Первой его нарушила императрица, спросив, возможно ли предотвратить предсказанное.
Папюс задумался. "Возможно, пожалуй... "
Несколько суток он провел взаперти, изучая каббалистические таблицы, и вскоре сообщил царской чете, что выполнил просьбу. Однако заклинание, защищающее Романовых от катастрофы, будет иметь силу лишь до тех пор, пока сам Папюс "не исчезнет с физического плана". Примечательно, но это один из немногих случаев в практике Папюса, когда сам он был неколебимо уверен в действенности своего заклятия.
В благодарность царица преподнесла доктору Жерару массивный золотой ковш, украшенный драгоценными камнями. Увы, дальнейшая судьба подарка неизвестна, но вполне вероятно, что Папюс отдал его на благотворительность.

В 1906 году он в третий раз посетил Россию с коротким визитом и, по слухам, гадал Николаю, убеждая его готовиться к войне с Германией.
Забегая вперед, скажем, что императорская чета переписывалась с Папюсом до самой его смерти. Любопытно, но доктор Жерар впоследствии предостерегал их от влияния Распутина. Узнав о кончине Папюса в 1916 году, Александра Федоровна написала мужу на фронт: "Папюс умер, а значит, мы обречены".

Спустя одиннадцать лет после свадьбы в семье Папюса случилось чудо: 2 января 1906 года Матильда родила мальчика, их единственного ребенка. Папюс назвал сына Филиппом, в честь того, кого с некоторых пор считал своим единственным учителем.
В конце 1913 года (мальчику было семь лет) он порезал кухонным ножом палец, и рана загноилась. Началось заражение крови. Никакие пассы, сколько Жерар ни производил их над сыном, не помогали. Гомеопатия и медицинские препараты - тоже. Папюс впал в отчаяние.
Ночью ему приснился месье Филипп, который сказал: "Отдай мальчика". К своему ужасу, Жерар понял намек учителя: речь шла о "жертве". Но нет, на такое он не способен. Он не может позволить умереть единственному обожаемому сына. У месье Филиппа было пятеро детей, разве это не меняет дела? Вечером Папюс повесил на шею мальчика талисман с магическими символами и начал заклинать духов, приказывая им покинуть тело сына. На третий день Филиппу стало лучше и он постепенно пошел на поправку.
Однако после чудесного исцеления ребенка здоровье самого Папюса резко ухудшилось. Его стали преследовать голоса и видения. Исчезли и целительские способности, в клинике Папюса все чаще умирали больные. Матильда была уверена, что кто-то наслал на мужа порчу, но сам Папюс отлично знал, что произошло. Разложив таро, он с точностью до дня выяснил дату своей близившейся кончины.
Эту дату, как оказалось, Папюс предсказал совершенно точно: 25 октября 1916 года. Он спокойно принял смерть, запретив Матильде и близким плакать. Так закончилось ученичество Папюса у Антелъма Филиппа.