Тяжёлый танк смк. Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК Сборная модель танка смк

Представляю Вашему вниманию свою очередную модель санитарной тематики – маленький фургончик Fiat 500 Topolino. В какой-то мере могу назвать эту модель антиподом. Почему? А потому что этот Фиат полный антипод Опеля Адмирала, который был опубликован на сайте ранее.

Июль 4, 2014

Студия «Восточный фронт» продолжает акцию! Суть акции в том, что при заказе любой из участвующих моделей — сами наборы с нашей стороны будут предоставляться бесплатно! Многие помнят наши традиционные акции «Модель по Ленд-Лизу»!

Март 18, 2013

Друзья, начинаем обещанную информационную поддержку Груп-Билда «Красный Крест». Не путать с пропагандой)))) Итак, для начала считаем необходимым опубликовать небольшую китографию моделей и конверсионных наборов санитарной тематики.

Январь 30, 2013

Коллеги, представляем вашему вниманию обзор на продукцию новой фирмы Wilder, основанной, как это понятно из названия, известным моделистом Адамом Уайлдером. Думаю, что этот человек не нуждается в дополнительном представлении и его имя хорошо знакомо большинству моделистов.

Май 17, 2012

Очередная, уже шестая по счету, танкетка Renault UE, на этот раз в версии машины артиллерийских корректировщиков. Полное ее название: Kleiner Funk- und Beobachtungspanzer auf Infanterieschlepper UE (f), что можно приблизительно перевести как «легкая машина связи и наблюдения на базе пехотного транспортера UE».

Апрель 23, 2010

Модель месяца (сентябрь 2008) на сайте www.track-link.net

СБОРКА:
Мой очередной долгострой. Модель была начата пару лет назад, но быстро заброшена. Вернуться к ней решил после того, как Драгон анонсировал свой StuG III ausf.G. Было ясно, что после покупки драгоновца заканчивать Тамию не возникнет особого желания. Решил сделать что-то оригинальное, например машину на осткеттенах и с вафельным циммеритом. Подходящий прототип нашел на фото в Военной летописи. Машина принимала участие в операции Конрад III под Балатоном в январе 1945го в составе 1ой танковой дивизии. Работа над моделью возобновилась в апреле, но в мае снова заброшена. В августе потуги были продолжены. В результате закончил модель в середине сентября.
Тамиевский Штуг уже далеко не новинка и потребовал много доработок. Был использован базовый набор фтд от Lion Roar, травленые крылья и экраны с креплениями – Aber. Тамиевская травленая кормовая сетка. Из драгоновской StuH 42 было позаимствовано фототравленое ограждение для скраба. Чтобы не париться со шпаклевкой были взяты вафельный циммерит и набор цементных подушек от АТАК. Смоляной циммерит оказался вовсе не так плох. Поддерживающие катки позднего типа, маска Saukopf, стопор орудия и броненаплыв на командирскую башенку взяты из набора апгрейдов от СМК. Ствол от Model-point, а поздний дульник позаимствован из Драгоновского StuH42. Траки и звездочки – Friulmodel. Запасные траки – Maximum. Глушаки от Москита вместе с теплоотражателем были изрядно помяты. Нотек был заменен на оный от MIG. Тросы Аберовские 0,6мм. Коуши оставил родные. Инструменты драгоновкие, которые остались после сборки четверки. Банник точеный от Voyager, стреляная гильза из тамиевского набора снарядовдля StuG. MG-34 — сборная солянка из тела от Тамии, Моделпойнтовского перфорированного ствола и танковских барабана и сошек. Наушники изготовлены из вояжеровского травления, бинокль от Тамии. Самостоятельно изготовил бортовой ящик ЗиП из тамиевского PlaPlate 0,5мм и перископы из прозрачного пластика. Также самодельные крепежи моторных люков в открытом положении. Почти все сварочные швы были сделаны самостоятельно или доработаны.Из пластика вырезаны петельки крепления рельса, прижимающего запасные траки на корме рубки. Конечно не обошлось без барашковых гаек от Танка и болтов от МастерКлуба. Что касается хлама на корме, то это сборная солянка из загашников: канистра от Танка,рюкзак от Academy, каски, ящик и другая аммуниция от Тамии. Шапка ушанка слеплена их хамброловской шпаклевки, сапоги взяты из драгоновского 251го, бревно сделано из подходящей ветки. Печка-буржуйка из тамиевского набора.

ОКРАСКА:
Сначала модель была загрунтована, потом покрашена тамиевской XF-60. Далее два слоя фильтров SIN для желтой бтт, и смывка маслом 502 Abt землистого цвета. Коричневой краской Vallejo были нарисованы сколы. После этого был надут камуфляж XF-2. Далее снова фильтр, но теперь уже серый и снова смывка. После этого краской Vallejo нарисованы сколы до базового желтого сквозь белый. Кое-где пущены потеки ржавчины маслом 502 Abt. Грязь имитирована смесью Acrylic resin и пигментов Russian Earth и Dry Mud от MIG. Ушел почти полный тюбик русской земли. Инструменты и пулемет покрашены металликами от Model Master.

Начата модель была года полтора назад, но реальный процесс длился с весны по середину сентября 2007 года.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ АФТЕРМАРКЕТ:
Tamiya 35197 – сама модель
Lion Roar Le35009 – базовый набор фтд
Aber 34А14, 35А23 – крылья и экраны
Tamiya 35199 – кормовая сетка
Atak 35010 – циммерит
Atak 35A03 – бетонные подушки
Friulmodel ATL-83 — траки
Friulmodel AW-02 – звездочки
СМК 3054 – маска, катки, стопор и др.
Москит – глушители
Aber TCS 06 – тросы
Voyager MEA55 – банник
Model-Point 3592 — ствол
Model-Point 35100-1 — ствол МГ-34
Tamiya 35185 – набор инструментов
Tamiya 35198 — гильза
TANK A-110 – барашки
TАНК A-107 — канистры
Master Club — болты и гайки разных диаметров

Владимир Яшин

Апрель 22, 2010

Модель заняла I место по решению жюри и II место по зрительскому голосованию в конкурсе DiSHow 2007,номинация БТТ 1:35(1900-1946)Axis.

СБОРКА:
Собрать ранний четвертак загорелось сразу как Драгон выпустил свою серию, правда руки дошли лишь прошлым летом. В качестве прототипа выбрал четверку 11 танковой дивизии с известной фотографии, сделанной в Югославии в 1941 году.
Выбирая модель, выяснилось, что обычная Драгоновская четверка Е имеет кучу косяков, поэтому решил сделать даунгрэйд их более позднего и правильного Vorpanzer (6301) в обычную четверку. Деталировка модели настолько хороша и подробна, что мне даже страшновато ее начинать было, уж больно деталей много в коробке. Я уж не говорю про три набора фтд на этот танк от Вояджер, где деталей еще больше. Работа началась с самого муторного процесса-удаления с бортов ванны корпуса накладных экранов. Потому что на замену им у меня были заготовлены травленые экраны с точеными коническими болтами от Вояджера. Далее был поставлен СМКовский интерьер трансмиссионного отделения. Вообще он предназначен для тамиевской поздней четверки, поэтому пришлось подпиливать, подтачивать… За помощь в его приобретении хочу поблагодарить Черепанова Павла aka Mormon. Интерьер башни в модели представлен неплохо, еше лучше стал с помощьют фтд. В гильзоулавливатель были положены стреляные гильзы от МоделПойнт. Стволы обоих пулеметов были заменены на точеные МоделПойнтовские. В смотровые щели вклеены прозрачные кусочки пластика. После соединения верха и низа корпуса были установлены травленые крылья от Вояджера. Пружинки фиксации задних редкрылков свиты из проволоки. все предкрылки рабочие. Далее на тележках опорных катков были наклеены литьевае номера, а на бандажах всех катков надписи «continentaU» были переправлены на «continentaL». Многие бандажи при надевании на катки лопнули и пришлось шпаклевать. Траки, как водится от Фриула. Глушитель я поставил Москитовский, предварительно его хорошо помял. С пластиковым такого не сделаешь. Фары заменил на эльфовские. Тросы взял от Карайи, а коуши оставил родные. Уже в процессе окраски получил точеный банник от Вояджера и заменил им родной. Для оживления модели добавил Аберовские гаечные ключи, Танковскую раннюю канистру и куртку от 5,45.

ОКРАСКА.
Интерьер. Тамиевский акрил XF-55. Сколы рисовал тамиевской эмалью. Грязь внутри танка имтирована тамиевскими наборами для везеринга.
Базовый цвет — акрил XF-24. Являясь последовательным противником декалей, маркировку надувал через трафареты. Номер 11-самодельный трафарет. Остальные из запасников. За трафарет с круглой эмблемой дивизии отдельное спасибо Илюшкину Дмитрию aka Prapor. Далее были нанесены два слоя фильтра SIN для серой бронетехники. После этого смывка смесью черной, земляной и коричневой красок 502 Abt. Сколы нанесены той же краской коричневого цвета. Выступающие грани прошел серой краской 502 Abt методом сухой кисти. Пыль имитирована пигментом MIG Europe dust. Им же поставлены и следы экипажа. Миговскими оттенками ржавчины окрашен и глушитель. Разлитый из канистры бензин — тамиевский глянцевый лак.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
Dragon 6301 — сам танк
Voyager PE35079 -базовый набор фтд
Voyager PE35080 -травленые крылья
Voyager PE35081 -накладная броня
СМК 3012 -интерьер
Friulmodel ATL-02 — траки
Moskit 35-22 — глушитель
ModelPoint MP35100 -пулеметы
ModelPoint -гильзы
Elf — фары
Karaya TCR08 — тросы
Voyager ME-A056 — банник
Aber 35A68 — гаечные ключи
Tank A-106 — канистра
5,45 №11 — китель

Владимир Яшин

Развитие противотанковой артиллерии во второй половине 1930-х годов, в частности появление пушек калибра 37 - 47 мм, поставило под сомнение эффективность применения танков с толщиной брони 20 - 25 мм. Со всей очевидностью это доказал и опыт гражданской войны в Испании. Противотанковые пушки франкистов без труда пробивали хорошо вооружённые, но недостаточно защищённые танки республиканцев - советские Т-26 и БТ-5. Однако проблема защищённости касалась не только лёгких, но и средних, а также и тяжёлых танков. Все они имели разное вооружение и размеры, но практически одинаковое бронирование В полной мере это относилось и к тяжёлому танку Т-35.

В ноябре 1937 года Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) имени Коминтерна получил от Авто-бронетанкового управления Красной Армии (АБТУ) техусловия по увеличению толщины брони танка Т-35. Согласно им лобовая броня корпуса должна была составлять 70 - 75 мм, бортов корпуса и башни - 40 - 45 мм. Масса танка при этом не могла превышать 60 т. Однако уже на стадии эскизного проектирования стало ясно, что уложиться с такой толщиной брони в заданный лимит массы не удастся В связи с этим было принято решение об изменении компоновочной схемы тяжёлого танка. В КБ ХПЗ разработали семь вариантов которые при сохранении базы танка Т-35 различались количеством башен и их расположением Окончательное решение было принято в пользу трёхбашенной схемы.

С целью ускорения проектирования нового тяжёлого танка к этой работе были привлечены два мощных конструкторских коллектива - КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и КБ завода № 185 им. С.М.Кирова. Тяжёлые танки, разрабатывавшиеся в этих двух КБ, представляли собой трёхбашенные машины массой 55 т с равнопрочной бронезащитой толщиной 60 мм В главной башне размещались 76-мм, а в двух малых башнях - 45-мм пушки В качестве силовой установки предполагалось использовать авиационный карбюраторный двигатель мощностью 800 - 1000 л.с. или дизель мощностью 1000 л.с. Расчётная максимальная скорость составляла 35 км/ч, запас хода - 260 км Экипаж машины состоял из восьми человек.

В КБ ХПЗ разрабатывали трёхбашенную машину с толщиной броне-листов от 15 до 74 мм. Вооружение размещалось в конических башнях и оснащалось стабилизированными прицелами «Орион» Механизмы наведения имели ручные и электромеханические приводы. Неординарное оснащение танка дополняли две радиостанции, система коллективной защиты экипажа от отравляющих веществ и оборудование подводного хода. Экипаж танка состоял из 10 человек. Впрочем, работу над этим проектом харьковчанам завершить не удалось. В связи с большой загруженностью КБ ХПЗ проектирование новых типов средних танков и дальнейшие работы над перспективной тяжёлой машиной в Харькове были прекращены.

10 октября 1938 года государственная макетная комиссия рассмотрела чертежи и макет тяжёлого танка «Сергей Миронович Киров» (СМК, или, точнее. - СМК-1), разработанные на ЛКЗ группой ведущего инженера А.С.Ермолаева. Надо сказать, что проектировщики позволили себе некоторые отступления от требований АБТУ. Так, например, вместо рекомендованной военными подвески по типу Т-35 танк был оснащён новейшей по тем временам торсионной подвеской. Впрочем, на всякий случай разработали и вариант с пружинно-балансирной подвеской от «тридцать пятого». 9 декабря проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) завода № 185 рассматривался на заседании Главного военного совета. В результате обсуждения с целью уменьшения массы число башен на танках было сокращено до двух. В январе 1939 года началось изготовление танка СМК, а 30 апреля новая машина совершила свой первый выезд на заводском дворе 25 июля танк убыл на полигонные испытания. Спустя два месяца, 23 - 25 сентября СМК в числе других перспективных образцов боевых машин принял участие в правительственном показе в подмосковной Кубинке.

Танк СМК имел башни конической формы располагавшиеся одна за другой диаметрально-возвышенно над боевым отделением. Передняя (малая) была смещена на 145 мм влево от продольной оси танка. Задняя (главная) башня размещалась на высокой подбашенной коробке, также имевшей коническую форму. Отделение управления находилось впереди, моторно-трансмиссионное - позади боевого отделения. В отделении управления располагались механик-водитель, а справа от него - стрелок-радист, в малой башне - наводчик (командир башни) и заряжающий, в главной - командир танка, наводчик и заряжающий. Кроме того, в танке было предусмотрено место для техника.

Корпус и башни были изготовлены из гомогенной брони и выполнялись сварными Толщину верхнего лобового листа корпуса за счёт удаления третьей башни удалось довести до 75 мм. Толщина других лобовых и бортовых бронелистов корпуса и башен составляла 60 мм. Броневые листы соединялись между собой гужонами с последующей проваркой швов. Из-за применения торсионной подвески стало возможным отказаться от бортовых экранов как у Т-35. В лобовом листе корпуса имелся только так называемый люк-пробка со смотровым прибором, посадочный же люк механика-водителя был вынесен на крышу корпуса.

Такое бронирование обеспечивало защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от поражения бронебойными снарядами калибра 37 - 47 мм со всех дистанций стрельбы.

Вооружение СМК было очень мощным В главной башне устанавливалась 76-мм пушка Л-11. Орудие имело углы вертикального наведения от -2° до +33°, горизонтального - 360°. На турели посадочного люка башни крепился зенитный пулемёт ДТ, а в кормовой нише башни, в шаровой установке, крупнокалиберный пулемёт ДК. В механизме поворота башни имелся дифференциальный механизм, допускавший одновременную работу электромеханического и ручного приводов, что обеспечивало высокую скорость и плавность наведения вооружения.

1- главная башня; 2 - малая башня; 3 подбашенная коробка; 4 – 76-мм пушка Л-11; 5-45-мм пушка 20К; 6 – крупнокалиберный пулемёт ДК; 7 шаровая установка пулемёта ДТ; 8 - посадочный люк механика-водителя; 9- посадочный люк главной башни; 10 - прибор наблюдения; 11-буксирный трос; 12 крышка моторного люка; 13 выхлопные патрубки; 14 - люки доступа к трансмиссии; 15 антенный ввод; 16 люк-пробка механика-водителя; 17 приборы наблюдения механика-водителя; 18- бронировка панорамного прицела ПТК

Вооружение малой башни состояло из 45-мм пушки 20К и спаренного с ней пулемёта ДТ. Угол горизонтального наведения спаренной установки составлял 270°, вертикального - от -4° до+13°.

Кроме того, на танке имелся курсовой пулемёт ДТ, размещённый в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Огонь из него вёл стрелок-радист.

Для ведения огня и наблюдения за полем боя использовались панорамные и телескопические прицелы ПТК, ПТКУ, ТОП и ПТ-1.

Боекомплект танка состоял из 113 76-мм выстрелов, 300 45-мм выстрелов, 2200 патронов к пулемётам ДТ и 100 патронов к пулемёту ДК.

В кормовой части танка размещался 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный карбюраторный авиационный двигатель АМ-34-ВТ мощностью 850 л.с. при 1850 об/мин. Строго говоря этот мотор был уже не вполне авиационным, а морским глиссерным, то есть приспособленным для установки на катерах. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартёра СТ-62 мощностью 8 - 9 л.с. или сжатым воздухом. Три топливных бака общей ёмкостью 1400 л располагались на днище танка в боевом отделении. Радиатор системы охлаждения продувался воздухом с помощью двухступенчатого вентилятора с направляющим аппаратом, установленного на носке коленчатого вала двигателя.

Трансмиссия танка состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо), пятискоростной коробки передач, много дисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами и двухступенчатых бортовых передач (вторая ступень представляла собой планетарный ряд).

Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из восьми опорных катков с внутренней амортизацией, четырёх обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса цевочного зацепления со съёмными зубчатыми венцами и направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения Подвеска - индивидуальная торсионная, без амортизаторов. Гусеницы - мелкозвенчатые стальные по 113 траков в каждой. Ширина трака составляла 660 мм, шаг трака - 165 мм.

На танке СМК были установлены радиостанция 71-ТК-З со штыревой антенной и переговорное устройство ТПУ-6а.

Масса танка составляла 55 т Средняя скорость движения по шоссе достигала 17 км/ч, по проселку - 15,5 км/ч Запас хода по шоссе - 280 км, по просёлку - 230 км.

К концу ноября 1939 года пробег СМК составил 1700 км, но рутинный ход испытании был прерван начавшейся 30 ноября советско-финской войной. Было принято решение направить опытные тяжёлые танки (СМК, Т-100 и КВ) в действующую армию для испытаний во фронтовых условиях Перед отправкой на фронт кормовой пулемёт ДК на СМК заменили на ДТ После этого боекомплект 7,62-мм патронов увеличился до 5733 штук.

Поскольку в войсках ещё не имелось танкистов, прошедших подготовку на новых танках, в экипажи пришлось включить заводских испытателей. На сей счёт было получено специальное разрешение из Москвы. Заводских специалистов одели в военную форму и выдали личное оружие, хотя формально военнослужащими они не являлись.

Командиром танка СМК был назначен кадровый танкист старший лейтенант В.Петин, его помощником - сержант Могильченко. Красноармейцами были также стрелок-радист и наводчик. Кроме того, в состав экипажа включили троих рабочих Кировского завода: механика-водителя В.Игнатьева, моториста А.Куницина и трансмиссионщика А.Тетерева.

Из танков СМК, Т-100 и КВ сформировали роту тяжёлых танков. Её командиром назначили военинженера 2 ранга И.Колотушкина. 10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт и была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады.

Для проверки боевых качеств новых машин выбрали довольно трудный участок фронта. К нему танки выдвигались через Териоки (ныне Зеленогорск), далее прошли Райволу и вышли в район Бобошино, что недалеко от станции Перкиярви (ныне Кирилловское). Передний край противника проходил между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Сунасуо Финские доты на высотках были вооружены 37-мм противотанковыми пушками «бофорс» и пулемётами. Перед ними стояли гранитные противотанковые надолбы Тяжёлым танкам предстояло атаковать эти укрепления и овладеть высотами.

На исходном рубеже экипажи танков посетили начальник Автоброне-танкового управления РККА комкор Д.Г. Павлов, директор Кировского завода И.М. Зальцман и главный конструктор Ж.Я Котин. За действиями роты с наблюдательного пункта следили командующий Северо-Западным фронтом командарм 1 ранга

С.К. Тимошенко командующий войсками Ленинградского военного округа командарм 2 ранга К.Л. Мерецков и руководитель испытаний сын наркома обороны П.К. Ворошилов.

Артподготовка перед атакой проводилась с таким расчётом, чтобы не только подавить вражескую оборону, но и пробить проходы в проволочных заграждениях. Танк СМК двигался во главе колонны опытных машин. Он легко проломил проволочное заграждение, преодолел ров и подошёл к гранитным надолбам. Финские противотанковые пушки вели интенсивный обстрел танка, но ни одной пробоины экипаж не обнаружил. В свою очередь, танкисты вели огонь по амбразурам финских дотов. На другой день атаку повторили дважды, и оба раза опытные машины возвращались на исходные позиции без серьёзных повреждений.

19 декабря 1939 года тяжёлый танк СМК подорвался на мине. В этот день 90-й танковый батальон 20-й танковой бригады прорвал, наконец, линию финских укреплений в районе Сумма - Хоттинен.

В глубь финском обороны продвинулись и СМК с Т-100 (КВ накануне убыл в ремонт) в сопровождении пяти средних танков Т-28. У СМК взрывом повредило ленивец и гусеницу сорвало болты крепления трансмиссии и прогнуло днище танка Но экипаж не покинул машину. Тяжёлый танк Т-100 прикрыл неподвижный СМК бронёй и огнем. Подробности этого боя можно узнать из документа тех лет: «Под артиллерийским и пулемётным огнём белофиннов (семь попаданий в 100 37-мм и 47-мм снарядов и многочисленные пулевые попадания) водитель (танка Т-100 - Прим. авт.) т Плюхин, закрывая своей машиной подбитыи СМК после длительных попыток вывести его из боя путём буксировки Т-100, попыток, не увенчавшихся успехом из-за буксования гусениц Т-100 (наличие гололедицы) - дал возможность экипажу подорванного СМК привести в негодность агрегаты танка и его вооружение.

Экипаж Т-100 развил ураганный огонь из пушек и пулемётов и тем самым дал возможность для восьми человек экипажа СМК через аварийные люки (в днище Т-100 и СМК) перейти из СМК в 100 В это же время водитель т Плюхин не прекращал наблюдения за действиями противника и вёл огонь из револьвера по пытающимся приблизиться к танку белофиннам.

В этой операции был тяжело ранен младший командир из экипажа танка СМКт Могильченко. После неудавшейся попытки подобрать его в 100 через аварийный люк в днище (последний заклинило гильзами пулемётных патронов), тт. Дрожжин и Козлов, под огнём белофиннов, вышли из Т-100 через люк малой башни и, подобрав раненого перетащили его в 100».

На следующий день, по распоряжению начальника АБТУ Д.Г Павлова, была предпринята попытка эвакуировать подбитый СМК Несмотря на привлечение довольно значительных сил (мотострелковая и сапёрная роты при поддержке семи танков Т-28), выполнить эту задачу не удалось. Попытка буксировать 55-тонный СМК 25-тонным Т-28 оказалась безуспешной СМК простоял за финскими позициями до конца февраля 1940 года. Только после прорыва «линии Маннергейма» появилась возможность обследовать повреждённую машину.

Эвакуировать танк удалось только в начале марта 1940 года На буксире у шести танков Т-28 он был доставлен на железнодорожную станцию Перк-Ярви. Но и тут возникли проблемы - на станции не имелось подъёмного крана необходимой грузоподъёмности. Машину пришлось разбирать на части, грузить на отдельные платформы и в таком виде доставлять на завод. По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года восстановить танк и передать его на НИБТПолигон в Кубинку. Однако по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к восстановлению СМК так и не приступил. Детали танка остались лежать на заводском дворе, а после войны пошли на переплавку.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Работы по созданию различных танков многобашенной компоновки были характерны для советской танковой школы второй половины 1930-х годов. Одним из самых известных и узнаваемых многобашенных танков, безусловно, являлся тяжелый танк Т-35, который даже был выпущен небольшой серией. Но он был далеко не единственным многобашенным тяжелым танком, которые были созданы в СССР в предвоенные годы. Одним из последних советских танков подобной компоновки (вооружение располагалось в двух башнях) был опытный тяжелый танк СМК (Сергей Миронович Киров), разработанный в конце 1930-х годов.

Тяжелые танки, которые проектировались в СССР в конце 1930-х годов, были ответом на новый виток противостояния брони и снаряда. Развитие противотанковой артиллерии, в частности распространение 37 – 47 мм противотанковых пушек ставило под сомнение эффективность применения танков с броней менее 20-25 мм. Со всей очевидностью уязвимость таких машин продемонстрировала гражданская война в Испании. Противотанковые пушки, которые имелись у франкистов, легко поражали хорошо вооруженные, но плохо бронированные танки республиканцев, которые массово использовали советские Т-26 и БТ-5. При этом проблема защищенности от противотанковой артиллерии касалась не только легких танков, но и средних и тяжелых машин. Все они имели различное вооружение и размеры, но бронирование их было недостаточным, в полной мере это относилось и к пятибашенному тяжелому танку Т-35.


Уже в ноябре 1937 года Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) имени Коминтерна получил от Автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии техническое задание по увеличению бронирования танка Т-35. Военные требовали от конструкторов завода увеличения лобового бронирования до 70-75 мм, бронирования бортов корпуса и башни – до 40-45 мм. При этом масса танка не должна была превысить 60 тонн. Уже на этапе эскизного проектирования стало понятно, что при таком бронировании в установленный лимит массы уложиться просто нереально. Именно по этой причине было принято решение о смене компоновочной схемы тяжелого танка, в результате проведенных исследований было решено остановиться на трехбашенной схеме.

Тяжелые танки Т-35


С целью ускорения проектных работ к разработке нового тяжелого танка решили подключить два мощных конструкторских бюро – КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и КБ завода №185 имени С. М. Кирова. Разрабатываемые в указанных конструкторских бюро танки представляли собой трехбашенные машины с броней до 60 мм и массой до 55 тонн. В главной башне устанавливалось 76-мм орудие, в двух малых – 45-мм пушки. В качестве силовой установки планировалось использовать карбюраторный авиационный двигатель мощностью 800-1000 л.с., также рассматривался 1000-сильный дизель. Расчетная максимальная скорость должна была составить до 35 км/ч, экипаж – до 8 человек.

Создание подобной машины было достаточно сложным делом. Конструкторы искали оптимальную форму корпуса и башен танка, перед ними стоял вопрос – делать их литыми или сваривать из бронеплит. Для наглядности выполнялись макеты из дерева. На ЛКЗ группой инженеров А. С. Ермолаева и Ж. Я. Котина был создан танк СМК-1 (Сергей Миронович Киров). Уже 10 октября 1938 года государственная макетная комиссия рассмотрела подготовленные чертежи и макет нового танка. Хотя на заводе до этого уже создавался танк с противоснарядной броней – Т-46-5, было понятно, что новая боевая машина будет гораздо более необычной. По компоновке первый вариант СМК, обладавший тремя орудийными башнями, больше всего напоминал крейсер. Любопытным было то, что башни танка располагались не по продольной оси корпуса, а со смещением – передняя влево, а задняя вправо. При этом центральная башня была выше концевых и была установлена на массивном бронированном основании конической формы, таким образом, размещение вооружения было двухъярусным.

При создании СМК-1 проектировщики позволили себе некоторые отступления от требований АБТУ. К примеру, они решили отказаться от рекомендованной военными подвески по типу танка Т-35, сделав выбор в пользу торсионной подвески. Конструкторы понимали, что подвеска тяжелого танка Т-35 ненадежна, ей необходима хорошая защита – тяжелые и громоздкие бронеэкраны. Поэтому еще на этапе проектирования от нее отказались, впервые в Советском Союзе использовав на тяжелом танке торсионную подвеску, которая уже применялась в то время на легких германских и шведских танках. Впрочем, на всякий случай был подготовлен и вариант с пружинно-балансирной подвеской от Т-35. 9 декабря 1938 года проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) КБ завода №185 рассматривался на заседании Главного военного совета. В ходе обсуждений было принято решение о сокращении количества башен до двух штук. Экономию массы за счет демонтированной третей башни можно было направить на повышение бронирования танка. Помимо этого была разрешена работа над однобашенным вариантом танка, знаменитом в будущем тяжелом танке КВ (Клим Ворошилов).

Тяжелый танк СМК


В январе 1939 года начались работы по изготовлению танка СМК, а у уже 30 апреля новый тяжелый танк впервые выехал во двор завода, 25 июля того же года танк убыл для прохождения полигонных испытаний. Спустя два месяца – 23-25 сентября 1939 года тяжелый двухбашенный танк СМК в числе других перспективных образцов боевой техники принимал участие в правительственном показе в Кубинке. Уже тогда было очевидно, что СМК превосходит Т-35 по скорости хода, запасу хода, проходимости. СМК мог преодолевать подъемы крутизной 40 градусов, тогда как для Т-35 крутизна более 15 градусов становилась непреодолимым препятствием.

Тяжелый танк СМК имел башни конической формы, которые располагались одна за другой, возвышаясь над боевым отделением. Передняя (малая) башня была на 145 мм смещена влево от продольной оси боевой машины, задняя (главная) башня размещалась на высокой подбашенной коробке конической формы. Отделение управления располагалось в передней части танка, моторно-трансмиссионное отделение – за боевым. В отделении управления находились места механика-водителя и стрелка-радиста, который сидел справа от него. В малой башне – места наводчика (командир башни) и заряжающего, в главной башне – командира танка, наводчика и заряжающего. Также в танке было предусмотрено место для размещения техника.

Корпус тяжелого танка был выполнен из гомогенной брони, он был сварным. За счет удаления третьей башни толщину верхней части лобового листа корпуса довели до 75 мм, толщина других лобовых и бортовых бронелистов корпуса и башни составляла 60 мм. Из-за использования торсионной подвески конструкторы отказались от бортовых экранов, как у танка Т-35. В лобовом листе корпуса располагался только так называемый люк-пробка со смотровыми приборами, посадочный люк мехвода был вынесен на крышу корпуса. Достигнутый уровень бронирования обеспечивал надежную защиту экипажа танка и его оборудования от обстрела 37-47 мм бронебойными снарядами на всех дистанциях боя.


Вооружение тяжелого танка СМК было достаточно мощным. В главной башне размещалась 76,2-мм пушка Л-11 спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ, углы вертикального наведения орудия составляли от -2 до +33 градусов. На турели посадочного люка башни был установлен 7,62-мм зенитный пулемет ДТ, а в кормовой нише башни в шаровой установке размещался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДК. В механизме поворота главной башни имелся дифференциальный механизм, который позволял одновременно работать электромеханическому и ручному приводам, что обеспечивало высокую плавность и скорость наведения имеющегося вооружения. В малой башне располагалась 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, углы наведения орудия составляли от -4 до +13 градусов. В отличие от главной башни, которая могла вращаться по горизонтали на 360 градусов, малая башня имела угол горизонтального наведения – 270 градусов. Дополнялся комплект вооружения курсовым пулеметом ДТ, который был установлен в шаровой установке в лобовом листе корпуса, обслуживал его стрелок-радист.

Таким же внушительным, как и набор вооружения, был и боекомплект танка. К 76,2-мм орудию имелось 113 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, боекомплект 45-мм пушки 20К состоял из 300 снарядов. К 12,7-мм пулемету имелось 600 патронов, а суммарный боекомплект для всех пулеметов ДТ составлял 4920 патронов.

Сердцем танка СМК был 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель АМ-34ВТ V-образной формы, он был установлен в корме танка. Двигатель развивал максимальную мощность 850 л.с. при 1850 оборотах в минуту. По факту, это был уже не авиационный, а морской двигатель, который устанавливался на торпедные катера. Три топливных бака, располагавшихся на днище танка в боевом отделении, вмещали в себя 1400 литров топлива. Запас хода по шоссе достигал 280 км.

Компоновка тяжелого танка СМК

Применительно к каждому борту ходовая часть танка СМК состояла из 8 опорных катков с внутренней амортизацией, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колеса. Подвеска танка была торсионной, без амортизаторов. Гусеницы была крупнозвенчатыми с литыми стальными траками.

Танк СМК проходил государственные испытания совместно с двумя другими тяжелыми танками – Т-100 и КВ. Испытания начались в сентябре 1939 года и проходили на подмосковном полигоне в присутствии руководителей страны. К концу ноября того же года пробег танка СМК уже превышал 1700 километров. В целом новая боевая машина выдержала государственные испытания. Однако к ней имелись замечания. Отмечалось, что механику-водителю трудно вести тяжелый танк, а командиру сложно управлять огнем сразу двух орудий и многочисленных пулеметов в двух башнях.

Начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская войны продемонстрировала, что без использования тяжелых танков прорвать укрепления линии Маннергейма будет очень тяжело. В этих условиях командование РККА решило испытать новые тяжелые танки с противоснарядным бронированием в реальных боевых условиях. Для этих целей на Карельский перешеек отправили все три новых тяжелых танка – СМК, Т-100 и КВ. При этом экипажи новых танков помимо красноармейцев были укомплектованы добровольцами из числа заводских рабочих, которые предварительно до отправки на фронт прошли боевую подготовку на специальных танковых курсах в Красном селе. Двухбашенные СМК и Т-100, а также однобашенный КВ сформировали роту тяжелых танков, командиром которой был назначен военный инженер 2-го ранга И. Колотушкин. 10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт, где была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжелой танковой бригады.


Первый бой СМК провел уже 17 декабря 1939 года, танк использовался для атаки на позиции финнов в районе укрепрайона Хоттинен, где находился ДОТ «Великан», оснащенный помимо пулеметного также и артиллерийским вооружением. Бои показали, что финские 37-мм противотанковые пушки «Боффорс» ничего не могут сделать новому советскому танку. На третий день боев СМК прорвался вглубь финских укреплений, двигаясь во главе колонны тяжелых танков. У развилки дороги Кямери-Выборг танк наехал на груду ящиков, под которыми находился самодельный фугас или противотанковая мина. Мощный взрыв повредил ленивец и гусеницу танка, сорвало болты трансмиссии, днище было погнуто взрывной волной. Подбитый СМК некоторое время прикрывал собой Т-100, однако экипаж так и не смог починить подорванный танк и СМК пришлось оставить на том месте, где он подорвался, при этом его экипаж был эвакуирован.

Потеря опытного тяжелого танка вызвала бурную и очень резкую реакцию у начальника АБТУ Д. Г. Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 года специально для спасения секретного танка был сформирован отряд в составе 37-й саперной роты и роты 167-го мотострелкового батальона, отряду было придано два орудия и 7 средних танков Т-28. Сформированному отряду удалось прорваться за линию финских надолбов на 100-150 метров, где он был встречен плотным артиллерийско-пулеметным огнем противника. Попытка буксировать 55-тонный СМК с помощью 25-тонного Т-28 завершилась ничем, а отряд, потеряв убитыми и ранеными 47 человек, вынужден был вернуться на позиции, не выполнив приказа.

В результате танк простоял на месте подрыва до того момента, как советским войскам удалось прорвать линию Маннергейма. Специалисты смогли осмотреть его лишь в конце февраля, а эвакуация поврежденной машины была проведена в начале марта 1940 года, танк буксировался с использованием 6 танков Т-28. СМК доставили на железнодорожную станцию Перк-Ярви, где возникли новые проблемы – на станции не было таких подъемных кранов, которые могли бы поднять танк. В результате машину буквально разобрали на части и грузили на отдельные платформы для отправки назад на завод. По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года восстановить тяжелый танк и передать его в Кубинку. Но по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступал. При этом детали и части от СМК лежали на заводском дворе, после завершения войны они были отправлены на переплавку.


Тактико-технические характеристики танка СМК:
Габаритные размеры: длина корпуса – 8750 мм, ширина – 3400 мм, высота – 3250 мм, клиренс – 500 мм.
Боевая масса – 55 тонн.
Бронирование – от 20 мм (крыша корпуса) до 75 мм (лоб корпуса).
Вооружение – 76,2 мм пушка Л-11, 45-мм пушка 20К, 4х7,62-мм пулемета ДТ и один 12,7-мм пулемет ДК.
Боекомплект – 113 снарядов к 76-мм орудию и 300 снарядов к 45-мм орудию.
Силовая установка – карбюраторный 12-цилиндровый двигатель АМ-34 мощностью 850 л.с.
Максимальная скорость – 35 км/ч (по шоссе), 15 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода – 280 км (по шоссе), 210 км (по пересеченной местности).
Экипаж – 7 человек.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/SMK/smk.php
http://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/tyazhyolyj-tank-smk
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/smk.htm
Материалы из открытых источников

20 6 Cпасибо

ДОК 09.10.2014 23:08

Какая ягодка? какой клоп?

За рецензии Вам спасибо, но в остальном Вы не правы. Принцип ведь простой - НЕ хочешь - НЕ бери. Хочешь Лучше - Найди Лучше. ... или сделай сам. Рынок большой - выбор богатый. Чего вы хотите за 400р? Здесь - обычная экономика, маркетинг и особенности серийного производства. Только за то, что что-то подобное и у нас, в конце концов, появилось - издателям уже можно сказать спасибо. Ну а если уж так не нравится СМК, то не стоит цинковый корпус пилить, хотя это возможно, а достаточно поискать хорошо и за качественно другие деньги стать счастливым обладателем качественно другой модели .

Хотя конечно можно, довольно полезные и познавательные рецензии обильно сдабривать бесполезными охами, не ведущими, в итоге - не к чему.

С уважением...

12157 10 Cпасибо

Попробую ещё раз...

За 400 рублей я хочу тоненький подростковый журнальчик (без особого вранья в тексте и с доходчивыми картинками), к которому будет приложена простенькая, но похожая на описанный прототип игрушка. Любая технология производства этой игрушки себестоимостью в $1 (с немыслимыми секретами и без) меня никак не напрягает, если игрушка сразу похожа ...

В ситуации с многострадальным СМК, к сожалению, пробная игрушка здорово не похожа не только на "моделируемую" реальную машину (фото и чертежи в сети есть), но даже на приведённую издателем красивую трёхмерную модель, по которой игрушку, вроде бы, лепили. Вот такие вот конкретные клопы к этой ягодке (замечания см. чуть выше)!

Не знаю, как коллеги, а я бы, наверное, по поводу "жирафости" СМК даже не вякал (хоть и не радовался бы, конечно), если б Представитель издателя не обозвал приведённое на фото "промежуточной моделью ". А промежуточное - это ведь недоделанное, предполагаемое к переделке... Вот объясните мне, уважаемый ДОК, что объективно мешает мастеру-модельщику, работающему на промышленном предприятии и наверняка имеющему и чертежи, и внятную исходную 3D-модель, и необходимое станочное оборудование, просто соблюсти приведённые в чертежах размеры и пропорции деталей и узлов при изготовлении несложных литейных форм, а не заниматься вдохновенной кустарщиной в духе 1920-х??? Почему нужно что-то переделывать, если можно было сразу сделать нормально? Речь ведь тут идёт не о количестве ячеек на надмоторной сетке или размерах заклёпок, а о соответствии силуэта модели силуэту реальной машины вообще!..

5041 9 Cпасибо

Каким образом "экономика, маркетинг и особенности серийного производства" относятся к соответствию предлагаемых нам, согласно анонса, "мастерски выполненных моделей в масштабе 1/72"реальным прототипам? Соотношение цена/качество подразумевает собой только качество применяемых при производстве материалов и уровень деталировки модели . И все. Все остальное, включая отклонения в копийности - косяки и брак. Нет, ну ребенок, получивший "танчик" подобной копийности, конечно будет доволен на 100%. Мои, например, очень удивляются, зачем я разбираю, допиливаю и докрашиваю готовые модели. Хотя, потом соглашаются, что час времени я потерял не зря.

Но, извините, от абсолютно "дурацкого" желания получать при ЛЮБОЙ покупке КАЧЕСТВЕННЫЙ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, товар я в своем возрасте уже не отучусь.