Что растёт и кто живёт в лесу план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Что съедобного растет в лесу Что растет в наших лесах

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц . Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

Oтветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? П очему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".


Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

Программное содержание .

1. Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

3. Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

4. Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал; изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспи т атель : Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель : Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка : Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель : Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка : Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель : Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель : Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

Воспитатель : Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей : (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель : А как отличить деревья друг от друга?

Дети : У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель : А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети : Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель : Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Доги : Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель : Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка : Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети : Нужны насекомые.

Воспитатель : Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка : Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель : Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети : Они съедят лес.

Воспитатель : Что же делать?

Дети : Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель : Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики" Физминутка .

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель : Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель : Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель . А какие звери живут в лесу (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель : А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель :

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т. д.

Воспитатель : Ребята, Давай го поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра : « Кто лишний

Незнайка : Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель : Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель : Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель : Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка : Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель : Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети : В лесу дышится легко, т. к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель : А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспи тател ь : А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети : - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель : Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и споем об этом песню

Песня "Не обижайте муравья".

Игра: « Старичок – годовичок»

Ведущая выбирает старичка – годовичка:

Начинаем мы играть.

Ты скорей выходи

И нам месяц говори:

На кого показывает, тот называет месяц, например: «Сентябрь».

Игру продолжает ребёнок:

«Я старик – годовик

По кругу иду,

Счет месяцам веду»

Старичок – годовичок начинает счёт месяцев, на кого покажет «сентябрь», тот ребёнок рассказывает о себе: «Я, сентябрь, первый осенний месяц, я смотрю, как люди собирают урожай, как птицы собираются в тёплые края…»

Игра продолжается: сентябрь выбирает старичка – годовичка…

Знаем ли мы, что в лесу растет?Казалось бы, очень простой вопрос, но многие совершенно теряются, услышав его. А если усложнить? Например, спросить, какой бывает лес, и какие животные и птицы обитают в каждом из его типов?

После прочтения статьи вы будете знать ответы на многие вопросы о видах леса и его обитателях, а также о растениях и деревьях. А в последнем разделе мы поговорим об опасных обитателях леса.

Что такое лес?

Прежде чем узнать, что в лесу растет, не помешает определить, что же такое лес вообще.

Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

Какие бывают леса?

Что в лесу растет, зависит еще и от вида леса. Выбрать какой-то один признак для классификации непросто, так как природа любит разнообразие. Можно разделить леса по месту их "обитания" на восточные, южные или экваториальные, а можно по их сезонному "поведению", например:

  • Вечнозеленые (леса, деревья в которых меняют свои листья подобно человеческому волосу - слабые опадают, а на их месте вырастают новые).
  • Листопадные (те, листья которых опадают на зиму, а весной вырастают новые).
  • Хвойные (те, в которых растут хвойные деревья - ели и кедры, сосны и кипарисы).
  • Смешанные, или полулистопадные.

Мы с вами будем говорить о лиственных и хвойных лесах, а также расскажем про сосновый бор и его обитателей. В каждом лесу свои растения и, соответственно, жители. Флора (то есть растительный мир) тоже уникальна для каждого вида.

Обитатели и растения хвойного леса

Часто называют тайгой. Это суровые вечнозеленые таежные дома для множества животных. Обитают тут животные с роскошным мехом. Иначе они бы просто замерзли, так как зима в тайге очень долгая, снежная и суровая, а лето хоть и теплое, но достаточно короткое.

Здесь, на заснеженных ветках елей и кедров можно увидеть шишкаря (что получил свое название потому, что питается шишками, раскалывая их своим необычным клювом наперекрест) и больших глухарей с огромными перьями. Из небольших зверушек здесь живут пушистые бурундуки и горностаи, безумно красивые соболя, чей мех всегда очень высоко ценился. Обитает в таежных лесах красавица-рысь, громадный бурый медведь и большие лоси, а также довольно редкая росомаха.

Растительный мир таежных лесов небогат. Верхний ярус составляют хвойные деревья - величественные кедры и кипарисы, можжевельники, лиственницы и сосны. И, конечно же, ели. Елочка в лесу, из известной песенки, скорее всего, родилась именно в такой вот тайге.

Из трав здесь растет не много видов, и их, чаще всего, в других лесах не найти. Все потому, что верхний ярус леса очень высок и пропускает мало солнечного света, поэтому выживает в этих условиях разве что неприхотливый мох да лишайник разных видов. Отдельное внимание стоит уделить мхам, здесь их много, они роскошны и разнообразны и кормят своими сочными стеблями многих животных даже зимой, прекрасно чувствуя себя даже под заледенелым снегом.

Кто живет в сосновом бору?

Сосновый бор - лес? Да, это лес, в котором преобладают сосны. По своему наполнению эти леса похожи на таежные. Кроме сосны здесь растут черемша и черемуха, осина и голубика, которую еще называют черной малиной. Хвойно-лиственный лес - второе название смешанного соснового бора.

Сосны в таких лесах растут очень высокими и стройными. Обусловлено это тем, что они, как и любое дерево, стремятся к солнечному свету, и вытягиваются вверх, чтобы пробиться к теплым лучам мимо крон своих собратьев.

Сосновый бор богат грибами, которые прекрасно себя чувствуют на почве, щедро сдобренной опавшей хвоей. Под высокими деревьями в нежной травушке прячутся грузди и опята, маслята и подберезовики.

К сожалению, чистые не слишком богаты обитателями, потому что для них здесь мало кормов. А вот в живет множество зайцев, кабанов и лисиц. Косули и лоси тоже находят здесь себе неплохой дом. Кроме того, мы можем увидеть между соснами серьезных ежей и быстрых как молнии куниц.

Кого можно увидеть в лиственном лесу?

Лиственный лес - это тот, в котором преобладают деревья и кустарники лиственных пород. Также такой лес можно назвать листопадным, потому что к зиме листья его опадают, а весной вырастают новые.

Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха.

В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши.

Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики.

Растут здесь названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Съедобные здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину.

Составляют лиственные леса около 25 % всех лесов Европы, что совсем не мало.

Осенний лес и зимний лес

Осень и зима - немного грустное время для леса и его обитателей. Осенью запасливые зверьки собирают запасы, которые помогут им выжить зимой. Например, белочки запасают орехи, мыши сносят в норы зерна, животные, которые будут впадать в спячку, нагуливают жир, то есть усиленно питаются - с запасом. Это поможет не отощать им долгие три месяца, пока они будут спать в своих "домах".

Осень - пора сбора урожая. Грибы и корешки, растения для гербариев и полезные, лечебные травы и листья, орехи, желуди и шишки - все это "богатство" дозревает осенью.

Лес зимой суров и молчалив. Не слышно певчих птиц, они улетели на юг и вернутся только весной. Не шумит листва, разве что под ногами шелестят опавшие листья. Пения птиц не слышно, большинство из них до наступления холодов улетели в теплые края.

Грибы, ягоды и прочее лесное добро зимой, конечно, не найти, но подышать морозным воздухом, насладиться зимней прогулкой, полюбоваться деревьями в серебряном инее очень приятно, да и полезно.

Весна и лето в лесу

Весна и лето - лучшее время для леса.

Весна в лесу - это период пробуждения от зимнего сна и восстановления природы. К тому же именно весной, когда еще не распустились полностью листья, можно хорошо рассмотреть особенности растений и кустов. Внимание тех, кому интересна природа, могут привлечь почки. На разных деревьях они могут быть разной степени зрелости. То есть на более ранних деревьях мы можем увидеть нежные листики в зародыше, а на еще "спящих" - тугие темные почки. К тому же когда ветки совсем голые, больше шансов увидеть интересных, но очень осторожных лесных обитателей.

Собирать в весеннем лесу еще, конечно, нечего. Но это касается ягод, грибов. А вот полезные коренья и растения для пересадки выкапывать вполне можно.

Животные весной тоже начинают новый цикл жизни. Некоторые выходят из зимней спячки (медведи, ежи), другие ищут себе пару для продолжения рода. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы, и весенний молодой лес медленно наполняется птичьими трелями.

Летний лес предстает перед нами во всей своей красе и богатстве убранства. Шуршат в траве мышки-полевки, по стебелькам ползают трудолюбивые муравьи, а над головой пролетают сердитые и занятые своими делами жучки и шмели. Уже дозревают в траве, краснея, будто драгоценный рубин, ягодки земляники. Летний лес прекрасен.

Что дает нам лес?

То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным.

Расскажем о полезных дарах каждого из рассмотренных нами видов леса.

Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их.

Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство.

Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник.

Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами.

Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.

Опасные жители леса

Несмотря на красоту леса, не стоит забывать, что здесь может быть и опасно. Прежде чем отправится в лес, стоит узнать о возможных опасностях.

  • Змеи. Эти опасные пресмыкающиеся таят в себе серьезную угрозу здоровью нерадивых гостей. Есть они почти в каждом из видов леса. Поэтому, если вы собрались в лес, обязательно позаботьтесь о закрытой обуви из плотных материалов. Она убережет ваши ноги не только от возможного укуса змеи, но и от проколов и царапин острыми веточками.
  • Пауки. Они, как и змеи, тоже обитают практически везде. Лучшая защита от них - ваша осторожность. Обходите стороной большие кружева из паутины.
  • Клещи. Они могут быть очень опасными и не только доставить неприятные ощущения, но и нанести серьезный вред вашему здоровью. Все потому, что некоторые из них могут быть переносчиками страшного заболевания - энцефалита. Поэтому лучше, собираясь на лесную прогулку, надеть закрытую натуральную одежду, а дома внимательно осмотреть себя и своих близких на наличие клещей. Если это вредное насекомое обнаружено, необходимо обратиться к доктору. Он удалит клеща, а его тельце отправит на экспертизу, чтобы убедиться, не является ли он энцефалитным.
  • Комары. Оказывается, комары тоже могут наносить вред здоровью. Даже если у вас нет аллергии на их укусы, лучше обработать открытые участки тела (лицо, кисти рук) специальными спреями или кремами.
  • Дикие пчелы и осы представляют опасность в период образования роев или при случайном или умышленном разрушении их гнезд. В целях безопасности также лучше пользоваться перед походом в лес специальными средствами.
  • Несъедобные грибы погубили много жизней неосторожных грибников. А те, которые выжили после случайного употребления их в пищу, вряд ли могут похвастаться хорошим здоровьем. Не собирайте грибы, если плохо разбираетесь в их видах, и помните, что даже съедобные виды могут быть ядовитыми, если вы сорвете их в загрязненных отходами местах или вблизи оживленных дорог.
  • Ядовитые растения. Кроме грибов, в лесу вы можете встретиться с Например, растут у нас красивые и аппетитные на вид «волчьи ягоды». Есть их, несмотря на внешнюю привлекательность нельзя, так как это чревато серьезным отравлением и интоксикацией организма.
  • Кабаны. Дикие кабаны - очень опасные животные. Особенно агрессивными могут быть самки, которые защищают своих поросят. Если увидели кабаний выводок в лесу, оптимальный вариант или бегство, или высокое дерево, что послужит защитой от разъяренной мамочки.
  • Хищники. Хищные животные обитают не во всех лесах. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Скажем лишь, что в лес, где обитают хищники лучше не ходить ночью, потому что именно в это время суток они предпочитают охотиться.

В заключение

Лес - это богатство земли, которое трудно переоценить. Он дает нам много полезных растений, ягод и грибов. Также это дом многих обитателей: животных и птиц, насекомых и микроорганизмов.

Существует несколько видов леса: наиболее популярные в наших широтах лиственные, хвойные (которые часто называют тундрой) и смешанные. В каждом из них обитают свои жители, которым комфортно именно в данных условиях.

Лес в разные времена года меняет свой образ жизни. Так, лес зимой прекрасен и наполнен сказочным очарованием, а летом - пением птиц и вкусными ягодами.

Несмотря на очарование леса, поджидать неосторожных путешественников в нем могут и опасности. Это как ядовитые растения, так и змеи или насекомые. Собираясь на прогулку, стоит внимательно отнестись к своей одежде и обуви, при необходимости пользуйтесь репеллентами. Это поможет сохранить здоровье и убережет от многих неприятнотей.

Лес - это легкие земли, он очищает воздух, что очень полезно. Проводите больше времени в лесу, на пикниках или прогулках - и это положительно отразится не только на вашем здоровье, но и на настроении. Но не забывайте и о правилах поведения. Не ломайте молодые деревья, не разрушайте муравейники и птичьи гнезда и, что очень важно, не оставляйте после своей прогулки горы мусора. Это не только некрасиво, но и опасно для многих обитателей леса, что могут пораниться о банки и бутылки или съесть целлофановые обертки и погибнуть. Уважайте и любите природу, если хотите, чтобы ваша жизнь была здоровой.

Людмила Дьяконова
Конспект занятия «Что растет в лесу»

Конспект занятия

Средняя группа

“Что растет в лесу”

Программное содержание :

Углубить и обобщить представление детей о лесе; в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды , грибы и травы. В лесу всегда тень и прохладно. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, замечать его красоту, умение вести себя

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. воспитатель входит в костюме Бабушки, идет по ”лесу” . Звучит фонограмма пения птиц и звуков леса.

Бабушка : Ау! Ау! Внученька!

Обращается к детям :

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас в нашей сказке. Я внучку ищу. Она в гости ко мне прийти обещала, да заблудилась видно. Она маленькая в яркой шапочке, гостинцы мне несет, пирожок и горшочек масла, Вы её знаете? Правильно Красная Шапочка. Так и сказка наша называется, в которую вы попали. А кто автор сказки?

Дети отвечают.

Бабушка : Где же красная шапочка? Вот какой лес густой, темно там и прохладно, хоть день сегодня солнечный. А почему, ребята, вы знаете? Правильно. Солнечный свет плохо проходит сквозь густые кроны деревьев. В таком густом лесу цветов не найти , а грибов, зато видимо-невидимо.

Настоящее грибное царство. А грибы любят играть в игру под названием “кто я”. Грибы очень разные, но есть и похожие. А вы, дети знаете правила сбора грибов?

Дети отвечают : не срывать, аккуратно срезать, не раскапывать палкой, можно повредить грибницу, не собирать грибы у дороги, где машины, собирать только известные грибы.

А вот и первый гриб. Отгадайте какой?

Загадка : Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы (боровик)

Верно это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножек, похожий на бочонок. У него мясистая шляпка. А еще его называют белым грибом. Почему? (потому что после сушки его цвет не меняется) .

А вот и другой гриб :

Я в красной шапочке расту ,

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я (подосиновик) .

Почему его так называют? (потому что он чаще всего растет под осиной ) .

А вот еще гриб. Он тоже нам загадывает загадку :

Не скрою : не белый я братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще (подберезовик) .

А вот пенек на нем целое семейство, сразу несколько грибов.

Загадка : Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу

Как веснушки на носу (опята) .

Вот сколько грибов мы набрали. Целое лукошко. Спасибо, что помогли мне, все загадки отгадали. Я для внучки сегодня грибной суп сварю на обед. Так что же с ней случилось? Все время ходила она ко мне через этот лес, вот по этой тропинке. Неужели в нашем лесу опять волк появился ? Надо быстрей её найти. Ребята вы мне поможете?

Появляется сорока, трещит.

Сорока : Что случилось? Кто вы? Что здесь делаете?

Бабушка : Внучку мою Красную Шапочку ищем. Ты её не встречала, сорока?

Сорока : Вот беда, беда, беда. Я её не видела. А вам самим не справится. Лес дремучий, опасно в лесу , заблудитесь. Надо вам лесовичка найти. Он все лесные тайны знает.

Бабушка : Я в лесу не заблужусь . Да и ребята мне помогут. Проводи нас, сорока, к лесовику.

Сорока : Я спешу! У меня важные дела! Не могу вас проводить. А вот план леса у меня имеется. По нему вы домик старичка-лесовичка и найдете. (даёт план) до свидания!

Ориентировка в пространстве. Ребенок описывает путь по лесу к домику Лесовичка . Идем по плану. Приходим к домику. Стучим. Зовем.

Дедушка Ллесовик!

Поскорей отзовись!

Здравствуйте, дети!

Лесной вам привет. Узнали меня?

Или может быть нет?

Зачем пожаловали?

Дети, бабушка : Здравствуй, Старичок-Лесовичок,

Берестяной колпачок!

Мы девочку ищем Красную Шапочку.

Помоги нам пожалуйста найти её в лесу .

Лесовик : Я, конечно, вам помогу

В свой лес впущу.

Но сначала вас испытаю.

Приглашаю вас в мою лесную школу,

Чтобы узнать, что вы знаете о лесе.

Загадки мои отгадайте и в игры со мной поиграйте.

1. Есть главные жители в царстве моём.

А как же мы жителей этих зовем (деревья)

2. Что за дерево, и зиму, и лето зелено

3. Зимой и летом одним цветом(ёлка)

4. На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, платочки зелены

5. Зелена, а не луч, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос (береза)

6. У меня иголки длинней, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту (береза)

7. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

8. Вся как от холода трясусь.

Всего-всего в лесу боюсь

Не береза, не рябина,

Я пугливая (осина) .

Бабушка : вот мы и отгадали твои загадки, лесовичок. Вот какой чудный лес у нас получился.

Лесовичок : -Да! Разные деревья здесь смешались. Как такой лес называется? Смешанный. Какие еще деревья могут расти в таком лесу ?

(Дуб, клен, рябина) .

А лес будет еще выше и гуще, если вы все, ребята, превратитесь в деревья.

Вы, ребята, не стесняйтесь

Как деревья покачайтесь

(Дети встают врассыпную, поднимают руки, качаются) .

Лесовичок : А что это у вас в лукошке?

Бабушка : Да мы пока к тебе шли, грибов набрали.

Лесовик : А каких грибов? (Дети называют) . Молодцы! Все грибы хорошие. Как их называют? (Съедобные) . А какие еще есть грибы? (Несъедобные, ядовитые) . Назовите и покажите их (мухомор, бледная поганка, ложный опенок) . А знаете ли вы, какой гриб с каким деревом дружит? (подберезовик-береза, подосиновик-осина) .

Лесовик : У меня для вас есть еще одна загадка. Отгадайте-поиграйте со мной :

Сидит – зеленеет,

Лежит-пожелтеет,

Падет – почернеет (лист) .

Детская игра «Оденем дерево»

В нашем лесу растут разные деревья . Как же такой лес называется? (смешанный)

В смешанном лесу под деревом растут кустарники (бузина, боярышник, малина, смородина вдоль речек и ручьев) .

Еще ниже на земле располагаются низкие ягодные кустарники (черника, брусника, голубика, еще земляника и другие травянистые растения .

В лесу всегда тень и прохладно. Почему? (Деревья высокие и солнца не видно) .

Бабушка : Жаль, что цветы в лесу можно увидеть редко , только некоторые. Какие из них вы знаете, дети? (Иван-чай, лютик, ландыш, незабудка, колокольчик) . Вот какой богатый и щедрый наш лес. Он красив в любое время года и полон жизни (фонограмма звуков леса) .

Лесовик : Вы, ребята, хорошо знаете, что растет в лесу . Приходите в лес. Там вам всегда рады. Но вы должны знать три важных правила : Не сори! Не шуми! Не губи! В лесу нет ничего лишнего ! Не топчи грибы, не ломай ветки, не дави муравьев!

Хорошо запомните эти правила и тогда можете идти в лес. Но маленьким детям можно ходить в лес только с родителями. Почему?

Дом со всех сторон открыт

О резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят.

Ваню – земляникой,

Яну – костяникой,

Дашеньку орешком,

Степу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Витю – хворостиной.

Бабушка : Старичок-Лесовичок, берестяной колпачок! Спасибо тебе за урок твой, но где же Красная Шапочка?

Лесовичок : Ну что ж, идем, провожу. Вот она, внучка ваша, Красная Шапочка.

Красная Шапочка спит под елкой. Просыпается.

Бабушка : Как ты сюда попала? Почему с тропинки сошла?

Красная Шапочка : Бабушка, я цветов тебе красивых хотела собрать на лесной опушке. Ведь в темном лесу таких нет .

Бабушка : Ах ты, проказница! Больше так не поступай! Спасибо ребятам и сороке, помогли тебя отыскать.

До свидания, ребята! Вам пора возвращаться в детский сад. А мы пойдем домой.

Конспект занятия «Что растет в лесу?»

Цель - Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами; познакомить детей с произведениями искусства -картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин рассказать, что картины пишут художники. -

Материал: набор деревьев и кустарников для фланелеграфа (2-3 ели, 1-2 сосны. 4-5 лиственных деревьев, в том числе такие, которые растут на участке детского сада; грибы

(подберезовики, опята на пеньке, мухоморы); картинки с изображениями ягод (земляника, смородина, малина); кукла Красная Шапочка; репродукции на тему «Осень»- 3- 4 шт.

Организация: Дети сидят полукругом, воспитатель на фланелеграфе выставляет фигурки растений. Картины висят в другом помещении (спальне, раздевалке) - это экспозиция выставки.

Ход занятия

I . Воспитатель входит с детьми в группу, а в группе на стульчике сидит красная шапочка. У нее в корзинке лежат картинки с изображениями лесных ягод.

Здравствуй, Красная шапочка! Как мы рады, что ты пришла к нам в гости.

Ребята давайте сядем на стульчики. Красная Шапочка сидит рядом со мной.

Ребята, сегодня я вам буду рассказывать про лес, а Красная Шапочка мне поможет ведь она все время ходит к бабушке лесом и знает все, что в нем происходит. Но сначала

скажите дети, а мы с Красной Шапочкой будем вас слушать.

Бывали ли вы в лесу?

Что вы там делали?

Что в лесу есть?

(Дети рассказывают, а воспитатель от лица куклы реагирует на их высказывания (комментирует, удивляется, уточняет.)

Какие вы молодцы, многое знаете про лес. А сейчас послушайте меня.

II . -Лес бывает за городом или за деревней. В лесу нет никаких домов, там растут разные деревья, кустарники. Их очень много.

Красная Шапочка я правильно говорю? Ведь дом твоей бабушки находится не в лесу, а за лесом, на краю деревни?

В лесу всегда тихо и темно, потому что деревьев много, они высокие, смыкаются своими вершинами и солнце совсем не пропускают. Лес очень большой, по нему можно долго идти и в нем можно заблудиться. Это только Красная Шапочка такая смелая, что не боится одна ходить через лес к своей бабушке.

(выставляю на фланелеграф, составляя лесное пространство)

Ребята, а вы знаете, как называется это дерево? (береза, осина, сосна, ель)

Дети, вот так может выглядеть лес?

Это смешанный лес - в нем растут разные деревья: и ели, и сосны, и березы, и другие деревья с листьями.

Ребята, посмотрите, возле березки вырос гриб, а вы знаете как он называется?

Ой, а сколько грибов выросло на пеньке? – да, да еще и с белыми точками? Как же этот гриб называется?

А кто знает, все ли здесь грибы съедобные или есть и ядовитые?

(ответы детей)

Еще в лесу растут кустарники. А вы какие знаете кустарники?

(дети называют кустарники)

Да, в лесу растет малина, смородина, рябина.

Когда Красная Шапочка идет к бабушке, она собирает малину и смородину. Ягоды очень вкусные и полезные.

А вы ели эти ягоды? Где они еще растут?

Посмотрите, какой у нас стал лес, красивый и нарядный. Вот так выглядит настоящий лес красиво и празднично. Лес очень красив, поэтому многие люди хотят любоваться его красотой, дышать свежим воздухом, ведь он очень полезен для нашего здоровья.

III - А теперь вы опишите Красной Шапочке картину, которая у нас получилась.

(опрос 2 -3 детей)

IY - Физминутка

Y –(В другой стороне группы выставка картин.)

-«Ребята, а что у вас здесь такое красивое!»- говорит, Красная Шапочка.

Здесь у нас выставка картин, подвожу детей к выставке.

Ребята, посмотрите какие здесь замечательные картины.

Чтение отрывка из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

…Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

Понравилось, ребята, вам стихотворение?

А что больше всего понравилось?

Как вы думаете, поэт точно описал осенний лес?

YI . Итог занятия

Ребята, что вы нового узнали сегодня? С чем познакомились?

Ребята, Красной Шапочке вы очень понравились, и она решила подарить вам подарки, естественно из леса. Раздача подарков и прощание с Красной Шапочкой.

МДОУ ДС КВ № 83 « Жемчужина»

Конспект занятия

средняя группа

«Что растет в лесу?»

Подготовила: Спасенникова С.В.

Нижневартовск 2006 год