Не греет печка на холостых, журчание под панелью. Как выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля

Возможность для охлаждения автомобильных моторов по праву относят к одной из важных составляющих по обеспечению стабильности его работы и достижении наилучших показателей мощности, крутящего момента, . В ней в качестве теплоносителя используют жидкости, такие как вода, . Также существуют моторы, от двигателя потоком воздуха нагнетаемого вентилятором.

Особенности охлаждения мотора ВАЗ 2114

На этом автомобиле, как и машинах применяется закрытая жидкостная система охлаждения ВАЗ, теплоносителем в которой используется тосол или антифриз. Теплоноситель по специальным каналам циркулирует в работающем моторе. Его циркуляция обеспечивается насосом, который приводится во вращение коленчатым валом мотора с помощью приводного ремня.

Для того чтобы выгнать воздух из системы охлаждения ВАЗ, есть несколько способов . Давайте рассмотрим их:

  • Первый способ будет заключаться в следующем. Воздушные пузырьки всегда легче любой жидкости, поэтому собираются всегда в верхней точке закрытого сосуда. У узел. Убрать воздушную пробку из этого узла можно так. Снимают декоративную панель двигателя, чтобы получить доступ к дроссельному узлу. Откручивают любую из двух трубок с этого узла. Хомут нужно оставить на трубке для быстрой постановки её на место. Теперь необходимо создать в дополнительном бачке избыточное давление. Это можно сделать, если в расширительный бачок подать любым подручным способом сжатый воздух. Он вытеснит из бачка тосол, который в свою очередь сможет удалить воздух из системы. В некоторых источниках рекомендуют дуть в горловину расширительного бачка. Так делать нежелательно, потому что, тосол или антифриз высокотоксичные вещества, попадание их в организм может нанести серьёзный вред. Как только из трубки или патрубка покажется тосол, или антифриз, быстро ставят всё на место и хорошо затягивают хомут;
  • Удаление воздуха из системы охлаждения вторым способом имеет некоторую схожесть с описанным ранее методом. Стравить воздух можно так. Нужно надеть перчатки и на хорошо прогретом двигателе, отсоединить патрубок с дроссельного узла, открывать пробку на дополнительном бачке не нужно. Выпустить воздух, убедиться, что из патрубка или трубки течёт охлаждающая жидкость, и обратно поставить всё на место;
  • Подошла очередь рассмотреть следующий способ как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения мотора. В этом случае нужно поставить машину таким образом, чтобы расширительный бачок оказался наивысшей точкой в системе. При этом способе желательно иметь помощника. Открывают пробку на расширительном бачке и прогревают мотор. При достижении рабочей температуры помощник несколько раз делает перегазовку, а в это время необходимо доливать тосол или антифриз в бачок. Нельзя допускать, чтобы он оставался совсем без жидкости. Делают это до тех пор, пока не стравиться весь воздух из системы.

Третьим способом хорошо пользоваться владельцам автомобилей с электронной педалью газа. При такой схеме отсутствует охлаждение дроссельного узла, поэтому воздушную пробку удаляют, используя любую доступную возвышенность.

Из-за накопления воздуха в охлаждающей системе автомобиля (образования воздушной пробки) нарушается должная циркуляция охлаждающей жидкости и двигатель может значительно перегреться, что влечет за собой серьезные последствия и дорогостоящий ремонт. Как определить, что в охлаждающей системе появился воздух, в чем причина этого и как можно самостоятельно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения? Рассмотрим подробнее, что можно сделать собственными силами не прибегая к услугам автосервисов.


Сиcтема охлаждения с воздушной пробкой

Для определения наличия пробки в охлаждающей системе надо включить печку (естественно, при работающем двигателе). Если она не производит нагрев – это ваш случай. Просто из-за накопления воздуха в определенных участках системы антифриз или тосол не может циркулировать по радиатору печки, и ее работа нарушена.

Воздух в системе охлаждения приводит к перегреву и серьезной поломке двигателя автомобиля.

Еще одним симптомом воздушной пробки в системе охлаждения становится быстрый перегрев мотора транспортного средства. Опять же, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости не позволяет полноценно работать радиатору. Очень часто эти показатели проявляются в совокупности, и при первых же подозрениях требуется действовать!
Изучив как определить воздушную пробку в системе охлаждения, перейдем к нахождению причин ее образования, ведь без этого никакие действия не приведут к должному результату.

Возможные причины попадания воздуха в охлаждающую систему


Прокладка водяной помпы

  • Наличие воздуха в системе — это следствие нарушения герметичности в местах соединения и через образовавшиеся зазоры происходит его поступление. Он постепенно накапливается и образует пробку. И тогда оперативность действий – лучший союзник. Скорейшее нахождение разгерметизированных участков позволит избежать значительного урона, нанесенного двигателю.
  • Другим вариантом того, почему может образоваться воздушная пробка в системе охлаждения становится добавление охлаждающей жидкости или же ее полная замена в системе. Во время неправильного проведения данной процедуры может остаться воздух, который образует пробку.
  • Также воздушная пробка бывает следствием изношенности прокладки водяной помпы, нарушения герметичности в ней или повреждения прокладки ГБЦ.
  • Может произойти такая неприятность вследствие залипания в расширительном бачке воздушного клапана.

Как видно из представленного выше основные причины воздушной пробки в системе охлаждения – разгерметизация и изношенность. Прежде чем перейти к решению этой проблемы надо исключить повторный засос воздуха в систему.

Способы устранения неполадки


Шланги системы охлаждения

Существует три возможных варианта удаления воздушной пробки из системы охлаждения:

  1. Через расширительный бачок со съемом патрубка.
  2. Не разбирая, путем наклона автомобиля и добавления жидкости.
  3. С помощью нагрева.

Разберем подробнее.

Первый вариант

Нагнетаем воздух в бачок пока не польется жидкость из шланга.

Первый вариант того, как убрать воздушную пробку из системы охлаждения, подходит для большинства владельцев транспорта отечественного производства. В этих автомобилях существует возможность отсоединения шланга подогрева карбюратора или же дроссельного узла. Чтобы осуществить съем шланга потребуется снять все детали, мешающие этой процедуре. Затем надо достать этот шланг и снять его со штуцера. После этого откручиваем пробку у расширительного бачка и начинаем дуть в него. Как только охлаждающая жидкость начала вытекать из шланга, надо быстро вернуть его на место и закрепить патрубок хомутиком. Возвращаем все детали на место и наслаждаемся работающей печкой.

Второй вариант


Заливка охлаждающей жидкости

Устанавливаем автомобиль так, чтобы заливная горловина радиатора стала высшей точкой в охлаждающей системе.

В осуществлении следующего способа самостоятельного удаления воздуха потребуется заехать на смотровую яму и установить автомобиль на ручной тормоз. С помощью домкрата или другого подходящего инструмента приподнять переднюю часть автомобиля под небольшим углом. Можно добиться этого же эффекта без домкрата, установив авто на крутом подъеме. Как пробить воздушную пробку в системе охлаждения этим способом? Все просто. Отвинчиваем крышки у расширительного бачка и у радиатора (при наличии). Запускаем двигатель и доводим его до оптимальной рабочей температуры. Дожидаемся открытия заслонки и движения жидкости по большому кругу. Переключатели на печке должны стоять на максимальном уровне нагрева. Во время прогрева двигателя важно следить за уровнем жидкости в бачке – он должен опускаться. Постепенно подливаем уходящий тосол (антифриз). Для усиления циркуляции и оттока антифриза может потребоваться увеличить обороты двигателя. Может произойти резкое падение уровня жидкости, и здесь важно очень быстро долить ее до положенного уровня. Продолжать процедуру нужно на протяжении всего момента выхода пузырьков воздуха. После завершения потребуется опустить автомобиль и долить антифриз до положенного уровня.

Третий способ

Следует защитить руки от ожога горячей охлаждающей жидкостью.

Третий способ также скажет, как удалить воздушную пробку из системы охлаждения. Для его успешного осуществления потребуется запустить двигатель и не глушить его, пока н будет достигнута оптимальная рабочая температура. Заглушив двигатель, снимаем защитные детали с него, чтобы добраться до шланга подогрева штуцерного узла. Охлаждающая жидкость очень горячая, как и шланги, по которым она протекает, поэтому во избежание получения ожогов надо защитить руки. Можно одеть две пары перчаток – рабочие и сверху них – резиновые. Отсоединяем шланг и ждем, когда из него будет вытекать жидкость (тосол, антифриз). Когда это произошло, возвращаем все на места. Может случиться так, что тосол так и не начал вытекать. В этом случае возвращаем шланг на место, крышку у расширительного бачка откручиваем и закручиваем обратно. Затем повторяем попытку с отсоединением шланга.

Рассмотрев три возможных варианта устранения воздушной пробки из охлаждающей системы транспортного средства, вам потребуется выбрать лишь подходящий. Одно точно – с решением этой поломки лучше не затягивать, потому что воздух в системе становится причиной и серьезных проблем с двигателем, вплоть до его полного выхода из строя.

Одна из причин, по которой двигатель слишком долго прогревается после запуска на холодную, это скопление воздуха в охлаждающей системе. Поэтому имеет смысл обсудить, как выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля (см. видео ниже) .

1. Для удобства, установите машину на ровную поверхность. Выключите двигатель, и пусть он остывает в течение 15 минут. Из инструментов нужны будут ключи для снятия хомута и крестообразная отвёртка.

2. Откройте расширительный бачок, крышку отложите в сторону.

3. Ослабьте и сдвиньте хомут водяного патрубка, через который охлаждающая жидкость поступает к двигателю. Если в системе охлаждения есть воздух, то он сразу начнет выходить, с характерным шипением.

4. Как только из шланга начнет течь антифриз (тосол), значит, воздушная пробка уже вышла, и нужно снова установить хомут на свое место и затянуть его.

5. Залейте антифриз в бачок до максимального уровня или, чуть не доходя до него.

6. Теперь, когда вам удалось выгнать воздух, осмотрите всю систему охлаждения (особенно стыки деталей) – не просачивается ли где-нибудь охлаждающая жидкость.

7. Закройте расширительный бачок.

8. Проверьте отопитель. Если воздух хорошо циркулирует и поток теплый, значит, вы успешно удалили воздушную пробку из системы охлаждения.

Видео: Как выгнать воздух из системы охлаждения

Если видео не показывает, обновите страницу или

Способ выгнать воздух из охлаждающей системы – для автомобилей с двигателем 1.6

В двигателях данного объема самая высокая точка – это дроссель, вот и следует удалять воздух именно отсюда.

1. Открутить крышку маслозаливной горловины.

2. Полностью снять защитный кожух с двигателя и снова закрутить крышку маслозаливной горловины.

3. Ослабить хомут на дроссельном шланге и отсоединить шланг от патрубка.

4. С силой подуть в патрубок. Если из патрубка полилась охлаждающая жидкость, значит, воздух вышел весь.

5. Быстро вставить дроссельный шланг обратно, чтобы опять не успел попасть воздух.

6. Установить на место защитный кожух.

7. Проверить отопитель. При теплом потоке и хорошей циркуляции воздуха, делаем вывод, что нам удалось успешно выгнать воздух из системы охлаждения.

Чтобы в систему охлаждения не попадал воздух

Для этого нужно:

1) выявлять места утечек в охлаждающей системе,
2) регулярно промывать радиатор и двигатель (как это делать, ),
3) не допускать образования воздушных пробок во время замены ОЖ.

О последнем пункте – немного подробнее. После того, как вы слили охлаждающую жидкость (слив антифриза), важно не допустить образования воздушных пробок. Для этого:

– на инжекторных двигателях, нужно ослабить хомут и разъединить шланг подачи тосола (в том месте, где он крепится к штуцеру подогрева дроссельной заслонки);

– на карбюраторных двигателях, шланг нужно разъединить в том месте, где он крепится к штуцеру подогрева карбюратора.

После этого, нужно залить в расширительный бачок охлаждающую жидкость, до максимального уровня. Подсоединить обратно все шланги, которые были отсоединены. Завести двигатель и дать ему поработать, пока не включится вентилятор. Теперь двигатель можно выключить, подождать, пока он остынет, и проверить уровень охлаждающей жидкости. Если уровень стал ниже, нужно просто долить ОЖ до максимума.

Воздушная пробка, образуемая в системе охлаждения транспортного средства, способна причинить немало проблем. Узлы мотора начинают перегреваться, датчики неправильно работают, в работе термостата возникают сбои, салон автомобиля прогревается не до конца. Это довольно неприятно и требует немедленного вмешательства. По этому каждый водитель должен знать, как самостоятельно удалить воздушную пробку из системы охлаждения авто.

Причины, которые вызывают возникновение воздушной пробки бывают довольно разными. Мы расскажем о самых распространенных:

  1. Слишком слабая герметичность в местах, где трубки соединяются с патрубками и штуцерами. Во время прохождения жидкости по трубке, возникает пониженное давление во внутренней стенке трубки и местах соприкосновения жидкости. Если в месте соединения существует дефект, в систему втягивается воздух.
  2. Такая пробка может возникнуть во время замены охлаждающей жидкости либо доливания жидкости в систему.
  3. Если в расширительном бачке вышел из строя воздушный клапан. При неисправности данного клапана, он не выпускает лишнее давление, а работает на впуск воздуха, что в дальнейшем попадает в систему.
  4. Нарушается герметичность помпы, которая в результате засасывает воздух снаружи.
  5. Возникновение дефектов в наружной оболочке радиаторов отопления и охлаждения, которые вызывают протекание.
  6. Возможный дефект в прокладке блока цилиндров. Из-под головки образуется протекание жидкости, выхлопная труба выпускает белый пар, в масляном картере появляется охлаждающая жидкость, а в расширительном бачке происходит излишнее бурление.
  7. При деформации полимерного материала.
  8. При механических повреждениях в результате ДТП.


Как убрать пробку из системы, первый способ, подробная инструкция

  1. Для начала необходимо заехать транспортным средством на смотровую яму или ровную поверхность, затем выжать ручник и включить нейтральную передачу.
  2. Далее приподнимаем перед автомобиля при помощи домкрата на сорок сантиметров от поверхности.
  3. После этого открываем крышку расширительного бачка. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как существует вероятность получить ожоги.
  4. Теперь следует запустить мотор и радиатор отопления на максимальную температуру.
  5. Затем начинаем аккуратно доливать в расширительный бак охлаждающую жидкость до максимума.
  6. Далее повышаем обороты мотора до отметки 3000 оборотов в минуту.
  7. Ждем открытия термостата и сдавливаем рукой нижний патрубок, который ведет к радиатору. Процедуру необходимо проводить в перчатке, с особой осторожностью, соблюдая нужные правила безопасности.
  8. Продолжаем проводить операцию, пока из расширительного бачка не начнет выходить чистая жидкость, без воздушных пузырьков.
  9. Теперь проверяем руками нижнюю часть патрубков — они должны быть горячими.
  10. После этого запускаем радиатор отопления. Посмотрите, подается ли в салон транспортного средства горячий воздушный поток.
  11. Опускаем с домкрата автомобиль и фиксируем его с помощью противооткатных упоров для безопасности.
  12. Затем доливаем недостающее количество охлаждающей жидкости, однако ее уровень не должен доходить до верхней отметки, так как возможен перелив через крышку. Со временем частицы антифриза способны разъесть лакокрасочный материал транспортного средства.
  13. Если завоздушенность сильная, процедуру можно повторить.


Как убрать пробку из системы, второй способ, подробная инструкция

  1. Заезжаем на смотровую яму или ровную поверхность, опять же выжимаем ручник и включаем нейтральную передачу.
  2. В этом случае мотор не нужно глушить. Его необходимо прогреть до температуры 90 градусов по Цельсию, что бы открылся термостат и жидкость пошла циркулировать по большому кругу.
  3. Крышку расширительного бака не открываем.
  4. Глушим мотор.
  5. Затем необходимо отпустить хомут в патрубке дроссельного узла и снять патрубок. Будьте предельно внимательны и аккуратны, проводите работы в резиновых перчатках, так как температура довольно высокая (90 градусов).
  6. После снятия резинового шланга, нужно подождать некоторое время, пока не выйдет весь воздух вместе с антифризом.
  7. Теперь необходимо одеть назад патрубок и зажать хомут.
  8. На конечном этапе, запускаем двигатель и тестируем транспортное средство. Для перепроверки системы в полном объеме, желательно проехаться как на маленькой, так и на большой скорости.


Советы профессионалов, как предотвратить появление воздушной пробки в системе охлаждения

Необходимо знать, что для предотвращения появления воздушных пробок в охладительной системе, следует своевременно и систематически проводить технический осмотр транспортного средства, а также надлежаще ухаживать за ним. Обычно, банальной причиной пробок становится утечка охлаждающей жидкости, поэтому нужно как можно чаще заглядывать под капот и под низ автомобиля в поисках характерных пятен.

Некачественный антифриз также может послужить причиной пробок, потому что не может на сто процентов справляться с поставленной задачей, что способствует закупоркам каналов.


Большинство специалистов рекомендует монтировать на антифриз дополнительные фильтры с целью более эффективной фильтрации. Производить полную замену компонента рекомендовано 5000 километров пробега. Однако намного практичнее и дешевле покупать качественный хладоген, а не разбавленный порошок с водой, стоящий копейки на авторынке. С таким подходом автомобиль далеко не поедет.

На этом мы заканчиваем эту статью и искренне надеемся, что наши советы помогут многим автомобилистам в приобретении опыта по устранению поломок в охладительной системе транспортного средства.

Система охлаждения помогает двигателю не перегреваться даже при работе на максимальных оборотах. Её устройство не отличается особенной сложностью, а принцип работы строится вокруг циркуляции по большому и малому кругу.

К сожалению, из-за ряда причин в систему охлаждения двигателя может попадать воздух. Это приводит к образованию воздушных пробок. Из-за чего нормальное функционирование становится невозможным. Тем не менее эту проблему можно легко устранить своими руками, если следовать способам ремонта, приведённым в этой статье.

Устройство и принцип работы системы охлаждения

Устройство

Чтобы выгнать воздух из системы для начала нужно разобраться, как она работает. Начать стоит с конструкции, которая состоит из таких элементов, как:

  • радиатор - это конструкционный элемент, состоящий из сот. Они чаще всего делаются из биметаллических сплавов. Главная задача конструкторов при их создании - обеспечение эффективной теплоотдачи и прочности. Дело в том, что в процессе эксплуатации авто нередки случаи, когда попавший в решётку камешек приводит к протечке. В радиаторе охлаждающая жидкость остывает до приемлемой температуры;
  • охлаждающая жидкость или антифриз. Это вещество, в основе которого лежит спирт. В качестве ближайшего аналога можно вспомнить тосол. Но по факту это лишь разновидность антифриза без дополнительных присадок и с меньшей температурой закипания;
  • рубашка охлаждения - это канавки с антифризом, которые располагаются в местах самых высоких температур, к примеру, в стенках цилиндров двигателя в системе охлаждения;
  • вентилятор, нагнетающий воздух на соты радиатора. Он управляется посредством муфты или блока управления;
  • термостат - это устройство, которое определяет время, когда должен включиться вентилятор, гонящий воздух на радиатор. Сама конструкция представляет собой клапан, который открывается при пересечении определённой температурной отметки;
  • помпа отвечает за циркуляцию антифриза в системе. Благодаря ей жидкость постоянно бегает по трубкам, эффективно выводя тепло в атмосферу;
  • радиатор печки отвечает за нагнетание воздуха внутрь салона.

Это основные конструкционные элементы, которые позволяют системе охлаждения нормально функционировать. Но нужно сделать одно важное уточнение. Если какой-либо элемент работает неисправно, то это может привести к попаданию воздуха и образованию пробки.

Видео про устройство и принцип работы охлаждающей системы:

Принцип работы


Чтобы понять, как воздух, попавший в систему охлаждения, влияет на её работу, вы должны знать, как эта конструкция функционирует. Начать нужно с того, что есть большой и малый круг, по которым циркулирует антифриз.

При температуре до 80 градусов по Цельсию охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу. Но стоит преодолеть данную черту, как термостат открывает клапан и часть антифриза идёт циркулировать по большому кругу.

На большом кругу жидкость попадает в соты радиатора, где и происходит охлаждение до приемлемой температуры. Естественно, если внутри системы охлаждения двигателя есть воздух, циркуляция будет затруднена. Как результат эффективность работы данного конструкционного узла упадёт.

Устраняем воздушную пробку


Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя может стать причиной того, что горячий воздух перестанет попадать в салон. Мало того, простым дискомфортом водителю отделаться не удастся. Нестабильная работа системы является причиной ухудшения динамических показателей двигателя. Он всё чаще начнёт перегреваться.

Внимание! Воздух в системе охлаждения может стать причиной преждевременного износа основных деталей мотора.

Причины образования воздушных пробок

Есть целый ряд причин, которые могут вызвать попадание воздуха в систему охлаждения, вот основные из них:

  • наличие подсоса. Обычно подобное происходит из-за того, что патрубки неплотно затянуты, и чаще всего это случается в зимний период. Дело в том, что минусовая температура заставляет пластик сжиматься. Поэтому перед началом зимы рекомендуется подтягивать хомуты;
  • неисправный клапан;
  • разгерметизация помпы;
  • утечка в сотах радиатора;
  • пробой ГБЦ.

Все эти неполадки считаются условно серьёзными, так как их без проблем можно устранить своими руками. К примеру, достаточно просто подтянуть хомуты перед зимой. Но есть и более серьёзные неисправности, которые так просто не починишь, к ним причисляют:

  • механические повреждения системы охлаждения, из-за которых воздух скапливается внутри, и образуются пробки;
  • засоры;
  • поломка крыльчатки. Даже небольшая деформация может сказаться на стабильности работы;
  • отказ термостата.

Чтобы восстановить нормальную работу системы охлаждения от таких повреждений нужно провести серьёзную диагностику. При этом желательно использовать специальное оборудование. В некоторых случаях без полной замены детали обойтись не получится.

Подготовка и диагностика


Чтобы выгнать воздух из системы охлаждения для начала нужно диагностировать саму проблему. В противном случае пробки будут образовываться постоянно, мешая двигателю и печке нормально работать. Поэтому ваша задача непросто удалить воздушные заторы, но и убрать саму причину их появления.

Внимание! Во время диагностики особое внимание уделите состоянию термостата.

Если термостат в системе охлаждения неисправен, то удаление воздуха ничем не поможет. Также перед началом работы нужно подготовить охлаждающую жидкость, чтобы заполнить ею систему.

Дополнительно вам понадобятся две пары перчаток - хлопчатобумажные и резиновые. Вы должны помнить, что работать придётся с агрессивной жидкостью, которая может навредить вашей коже.

Выгоняем воздух


Существует несколько способов выгнать воздух. Вы можете выбрать тот, который вам покажется наиболее простым. Первый способ состоит из таких действий.

  1. Снимите пластиковый кожух и накладку.
  2. Найдите патрубки, отвечающие за нагревание дроссельного узла, и стяните один из них.
  3. Снимите крышку расширительного бачка и подуйте внутрь. Это позволит создать определённое давление, в результате которого воздух будет удалён.

Сигналом того, что вам всё удалось, будет охлаждающая жидкость, выходящая из патрубка. В конце процедуры нужно вернуть всё на свои места. Лучше сделать это максимально быстро. Иначе воздух может вновь попасть внутрь.

Второй способ с технологической точки зрения ещё проще первого. Вам даже никуда не придётся дуть. Просто следуйте этой инструкции и осуществите прокачку воздуха в системе охлаждения.

  1. Прогрейте мотор. Достаточно оставить его включённым на 10 минут, после чего заглушите.
  2. Снимите один из патрубков. При этом не трогайте крышку бачка.
  3. Дождитесь появления антифриза.

Вот и весь процесс восстановления нормальной работы системы охлаждения. После этого внутри конструкции не останется воздуха. Помните, что температура антифриза, циркулирующего по трубам, достигает 80—90 градусов. Поэтому сохраняйте предельную осторожность.

Также существует третий способ, позволяющий избавиться от этой проблемы, а для его осуществления вам понадобится:

  1. Установить машину под углом. Передняя часть должна быть сверху.
  2. Включите ручной тормоз, под колёса подложите подпорки.