Изображения иконы спас нерукотворный. Яблочный спас в русской живописи

К иконам Христологического ряда относят непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа.

Спас Нерукотворный

Первой иконой был Нерукотворный Образ Спасителя, запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Этот Святой убрус до нашего времени не сохранился, но иконы Нерукотворного образа, или иначе Спас Нерукотворный получили широкое распространение.
На иконе Спас Нерукотворный воспроизводится только лик Спасителя, вписанный в нимб или изображенный на убрусе, который иногда держат Ангелы.
Следует отметить, что на Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа – «Спас Мокрая брада», особенность которого заключается в том, что борода Христа на изображении сходится в один тонкий кончик.

Спас Вседержитель

Вседержитель или Пантократор – центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Владыку и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Традиционно этот образ занимает пространство центрального купола православного храма.


с. 66 ¦ 7. Спас Нерукотворный 1 . На обороте - Прославление креста

1 Тип Спаса «на чрепии», в отличие от Спаса Нерукотворного «на убрусе» (см. фрески на восточной и западной подпружных арках в церкви Спаса Нередицы; В. К. Мясоедов , Фрески Спаса Нередицы, Л., 1925, табл. XIX). О многочисленных вариантах легенды о Нерукотворном Спасе см. Н. В. Покровский . Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., 1895, стр. 49–52.

Обе стороны иконы были написаны во Владимире, быть может разными мастерами. Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире (см. доводы в пользу моей атрибуции у Н. Н. Воронина, в его статье «О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве Польском». - «Советская археология», М., 1962, I, стр. 142–148).

Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.

Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в квадрат доски. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны тонкими темно-коричневыми линиями по зеленовато-серой рефти. Черно-коричневые волосы с прядью на лбу украшены золотыми линиями. Вохрение по оливковому санкирю темно-желтое, мягкого тона, с еле заметными следами подрумянки. На губах, веках и описи носа - киноварь. Нимб, фон и поля золотисто-охряные. Перекрестье нимба - тона слоновой кости, со следами с. 66
с. 67
¦ изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС.

Прославление креста 2 . По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье - поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа - Гавриил с тростью. Выше - краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны - профильные головы в круглых клеймах - желтом (надпись: сълонце ) и красном (надпись: луна ). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».

2 Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). (См. Н. П. Кондаков , Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 22 и примеч. 1 и приложение «О древнехристианских композициях на тему «Слава креста», стр. 285–301). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам (В. Н. Лазарев , Искусство Новгорода, М., 1947, стр. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение » в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (В. К. Мясоедов , указ. соч., табл. V, 2).

На лицевой стороне доска с ковчегом. Паволока, левкас, яичная темпера. Оборот без ковчега и паволоки, с тонкой подгрунтовкой. Шпонки набивные по верхнему и нижнему торцам. 77 x 71.

На лицевой стороне (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего края) - красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.

Находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Раскрыта в Комиссии в 1919 году.

Поступила из ГИМ в 1930 году. с. 67
¦

Лазарев 2000/1


с. 164 ¦ 5. Спас Нерукотворный, оборот - Поклонение Кресту

Вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва .

Из Успенского собора в Московском Кремле. Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц ), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции (см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1931). «Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов - копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья - солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее - решить трудно. с. 164
¦

Спас нерукотворный

Вторая половина XII в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно преданию, царь малоазийского города Эдессы Авгарь, страдавший неизлечимой болезнью, отправил к Христу художника, чтобы тот изобразил лик Спасителя, который поможет ему излечиться. Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик, и тогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался его лик – Нерукотворный Образ. Царь Авгарь исцелился от Образа Спаса Нерукотворного, после чего Образ был помещен на городской стене для защиты Эдессы от врагов, а в 944 году перенесен в Константинополь и стал основой для иконографического типа – Спас Нерукотворный.

На иконе лик Спаса строгий и суровый, почти идеально симметричный. Сдержанный колорит построен на тонких сочетаниях охристых тонов. Первоначально икона выглядела более нарядной: утрачен яркий орнамент ветвей креста на нимбе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Как компании стали великими - истории о бизнесе и торговле автора Минго Джек

Я памятник себе воздвиг нерукотворный Из стихотворения «Памятник» (1836, опубл. 1841) А. С. Пушкина (1799- 1837): Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа... В «Памятнике» (1796) Гаврилы Романовича Державина (1-743-1816) есть похожая строка: Я памятник себе

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

Как поющий банан спас террористов Я банан Чикуита И я пришла сказать: Не ешь банан зеленым, Он должен дозревать. Банан Чикуита (Chiquita Banana), дурацкий, развеселый латиноамериканский банан, был ответом компании "Юнайтед Фрут" (United Fruit) на сложившуюся отрицательную репутацию

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Фюрера спас случай? 20 июля 1944 года унтер-офицер Карл Фишер, проходивший военную службу в качестве штабного водителя в расположенной в Восточной Пруссии ставке фюрера «Вольфшанце», в шесть часов утра уже находился в гараже, как и другие водители: таков был заведённый в

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав Николаевич

Марс нерукотворный

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кто спас честь мундира? Тут, видимо, следует упомянуть, что сразу же после того, как стало известно о запуске советского спутника, Вернер фон Браун обратился к министру обороны с предложением о возрождении ранее предложенного им проекта «Орбитер». И заверил, что его

Из книги Как выжить в зоне [Советы бывалого арестанта] автора Крестовый Федор

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Как я спас лидера ОПГ от смерти, а он меня - от «раскрутки» Ранее я упоминал, что бомж может стать в тюрьме жутким авторитетом. Но бывает и наоборот: лидеры очень серьёзных организационных преступных группировок в неволе нередко теряются.Помню, сидим в «Крестах». В камере

Из книги Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии автора Каплинский Владимир Борисович

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, СЕЛО СПАС С начала XIX века до 40-х годов в этом храме служил священник Сергий Иванович Калютин, а в 20-е годы еще и священник Василии Филиппович Барсов.Спустя ещё 66 лет, в 1858 году, когда в селе проживало более 100 жителей, был построен еще один

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Спас Из «Звенигородского чина». Начало XV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея, МоскваТри потемневшие, полуразрушенные иконы были найдены в 1918 году экспедицией реставраторов в дровяном сарае недалеко от собора Успенского собора на Городке в Звенигороде.

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС Группу ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, которая играла достаточно заметную роль на клубной сцене Питера 90-х, организовал в начале 1990 года бас-гитарист Роман Белан, в прошлом участник хард-роковой группы ЭДЕМ. В оригинальный состав СПАСА вошли также Михаил Ещик, вокал,


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ О появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перене[...]

Икона Спас Нерукотворный - описание
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откро[...]

Спас Нерукотворный - описание иконы
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов - Чрепие или Керамида - изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип <Плат Вероники>, где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа - <Спас Мокрая брада> - изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.

Яблочный спас в Малороссии.
Николай Корнилиевич Бодаревский. Ок.1921 г. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


Добрый дедушка.
Касаткин Н.А. 1899 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Картина "Добрый дедушка" была создана под влиянием учения о нравственном самоусовершенствовании Л.Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. С великим русским писателем Касаткина связывали долгие годы дружбы. Художник почти каждое лето гостил в Ясной Поляне, вёл оживлённую переписку с членами семьи писателя, выполнял различные его поручения. Теплые дружеские отношения были скреплены обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.
В основу повествования картины "Добрый дедушка" положен мотив помощи ближнему. Картина представляет незначительный эпизод из городской жизни: старик покупает пару яблок у уличной торговки, которая радушно раскрыла перед ним корзины с товаром, предлагая всё для выбора. Само название картины подсказывает, что старик покупает яблоки не для себя, а чтобы угостить мальчика, во взгляде которого читается восторг и обожание. Касаткин основное внимание сосредотачивает не на типах, участвующих в рассказе, а на событии как таковом. Удачен образ благообразного старика: книга в руке, добротное, но поношенное пальто, представляют человека небольшого достатка, образованного и добросердечного.
Действие происходит на фоне сказочной красоты старинной церкви фигурной красно-белой кладки с многочисленными "кокошниками" и шатровыми куполами, строгой решётки ограды с каменными столбами, мимо которой мелькают люди и телеги, в сквере с тонкими голыми деревцами, заботливо ограждёнными низеньким заборчиком. Под ногами героев картины разбросаны резные кленовые листья: красные, жёлтые, зелёные. Всё утопает и сливается в прозрачном осеннем воздухе, который обволакивает предметы и гасит краски, придавая всей сцене мягкость и какую-то теплоту.
Приклонская В.В.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Яблоневый сад.
Кустодиев Борис Михайлович. 1918 г. Холст, масло 70,5 х 124
Томский областной художественный музей


Натюрморт с яблоками.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1909 г. Холст, масло, 62,5 х 82,5.
Частное собрание


Натюрморт. Яблоки
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). Холст, масло. 96 x 125.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина


Алма-атинские яблоки
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 52 х 67,5.
Собрание Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи


Колхозный базар.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 78,9 x 101,2.
Арт-фонд семьи Филатовых