Как образуется иней. Что такое иней? Явление осени иней объяснение для детей

Иней образуется из водяного пара, выпавшего почву, траву, крыши. Это красивый искристый наряд, подаренный природой окружающему миру в прохладные дни. Суть атмосферного явления объясняется физическим процессом - десублимацией. Водяной пар, находящийся в воздухе, осаждается на поверхности с минусовой температурой и затвердевает в виде кристаллов. Они сливаются в сплошное пушистое покрытие. Это и есть иней.

При каких условиях выпадает иней

Для возникновения «зимней росы» необходимы определённые погодные условия. Плюсовая температура должна меняться на минусовую, поскольку вода преобразуется в твердое состояние только при нуле и ниже. В этот момент начинают расти кристаллы. Этапы этого процесса следующие:

  • начинается похолодание и температура окружающего воздуха падает;
  • водяные пары соприкасаются с холодными поверхностями и выпадают в виде росы, если t чуть выше 0;
  • похолодание продолжается, водяные пары, минуя фазу образования капелек превращаются в ледяные кристаллы:
  • поверхности покрываются однородным слоем ледяных кристалликов, то есть инеем.

Десублимацией называется процесс перехода газообразного состояния в твёрдое, без промежуточной жидкой фазы. Именно это происходит при выпадении инея. Чем быстрее идёт перепад температур, тем скорей образуется «зимняя роса». На скорость процесса влияет ветер, его слабые порывы приносят новые порции водяного пара. Но сильное перемещение воздушных масс, наоборот разгоняет пары, что мешает формированию ледяных кристалликов.

В какое время года бывает иней

Чаще всего данное атмосферное явление возникает осенью, весной и зимой. Если день был солнечный и воздух хорошо прогрелся, а к вечеру наступило похолодание, а затем температура стала стремительно падать, то иней будет обязательно. При этом он будет отличаться при разных температурных режимах.

  1. При t до — 5 кристаллики будут иметь вид шестигранной призмы.
  2. От 5 до 15 мороза - форма льдинок становится пластинчатой.
  3. При ниже 15 градусов - появляются игольчатые формы.

Покрывало из инея появляется на плоских шероховатых поверхностях, поскольку кристаллизация на них происходит быстро. Излюбленными местами для образования покрытия являются сидения скамеек, опавшие листья, тротуары, автомобильные крыши. В доме это замёрзшие окна.

Но кружевным одеянием покрываются деревья, кусты, линии электропередач. Это явление учёные называют изморозью. Оно похоже на иней, но формируется на тонких прутьях при температуре ниже 15 градусов мороза и при повышенной влажности

В наших умеренных широтах иней не видели, разве что, новорождённые. Он может появиться во время первых или последних заморозков, а зимою очень обычен.


Проснешься утром – а за окном крыши, автомашины, асфальт, пожухлая трава покрыты пушистым белым налётом. Правда, увидеть его могут помешать замерзшие стёкла, но ледяные узоры на них – тоже иней.

Это тонкий слой . Откуда они берутся? Из воздуха. В нём всегда есть пары воды. Чем он холоднее, тем меньше влаги может в себе удержать. Когда его температура падает, «лишняя» влага из него уходит. Так летом, после ночной прохлады, пары оседают на листьях, заборах и т.п. в виде росы. Зимой, при охлаждении воздуха часть его влаги тоже должна куда-то деваться.

Но почему кристаллы образуются не в воздухе, а на каких-то предметах? Потому что те холоднее. Например, ночью холодает. Тротуарная плитка, крыша гаража хуже удерживают тепло и оказываются немного холоднее воздуха. Его тонкий слой над этими поверхностями тоже охлаждается. Оказавшись в этом слое, пары тут же превращаются в кристаллики льда.

Но отчего тогда иней покрывает скамейки, поленницу дров, брёвна – ведь древесина остывает медленнее, чем камень или металл? Это так, но они и прогреваются медленней. Поэтому при смене погоды воздух теплеет быстрее, чем они. К тому же, они шероховаты, и кристаллам легче задержаться.

Иней чаще рождается по ночам, когда холодает. Этому помогает слабый ветер – он студит, ускоряет отдачу тепла. Форма кристаллов зависит от температуры. Когда она падает ниже –15°С, они похожи на короткие иголки, если потеплеет – иней становится пластинчатым. Он не образуется на тонких ветвях, стебельках, проводах, избегает вертикальных и наклонных поверхностей, не бывает зернистым, толщина его редко превышает 2 мм. Всем этим иней отличается от изморози, хотя их часто путают.

Можно ли «наморозить» иней в доме?

Нужно взять высокую жестяную банку, насыпать несколькими перемежающимися слоями измельчённый лед и поваренную соль.


Вскоре стенки банки снаружи покроются настоящим инеем. Соль, постепенно растворяясь в тающем льде, поглощает тепло и охлаждает стенки. На них и кристаллизуется влага из паров воздуха.

В морозные ночи стены в неотапливаемом помещении изнутри тоже могут покрыться инеем. Так бывает, когда они тонки и промерзают насквозь. Впрочем, иней можно увидеть и во вполне благополучном жилье. Достаточно заглянуть в холодильник, дверцу которого часто открывают. Иней в нём растёт на тех стенках, где внутри проходят трубки с охлаждающей жидкостью. Ну, и если с кондиционером не всё ладно, его корпус тоже иногда «украшают» пушистые снежные кристаллы.

Как образуются морозные узоры на стекле?

Процесс похож на образование инея за окном. Мороз охлаждает стекло, изнутри вьются водяные пары, оседают тонкой плёнкой (стекло выглядит запотевшим), вода постепенно превращается в кристаллы. Труднее объяснить, отчего они похожи на сказочные ветви, листья, перья. Немцы называют эти узоры «айсблюмен» – ледяные цветы.

Вообще рост любых кристаллов подчиняется сложным физическим законам, вникать в которые мы не будем. В геологических музеях можно увидеть красивые кристаллы правильной формы, которые выросли в глубинах земли или океана. Рост морозных узоров направляет сама . На ней всегда есть микроцарапины, бугорки, пыль, и они становятся центрами, с которых начинается рост кристаллов вдоль стекла. На узоры влияет и его толщина, разница температур, движение тёплого воздуха, примеси в плёнке воды.

Рисовать на окне мороз начинает снизу, где влаги больше и воздух холодней. Поэтому тут веточки узоров бывают толще. Когда влаги мало, на стекле остаются свободные от узоров пятна-островки. Если на улице холодает постепенно и температура не опускается ниже –6°С, иней покрывает стекло равномерно, без всяких «художеств». Лёд плохо проводит тепло, поэтому иней снижает передачу тепла из комнаты наружу. В таких случаях он начинает расти в сторону комнаты, образуя шубу из иголочек.


Конечно, современные окна оставляют мало шансов Деду Морозу. Стеклопакеты надёжно изолированы от рам и почти не охлаждаются. Системы отопления успешно снижают в квартирах влажность воздуха. Жильё стало комфортнее, в нём больше тепла, света. Но всё-таки иногда жаль, что из нашей жизни исчезают маленькие чудеса природы.

Иней

вода в твердом виде, выделившаяся из воздуха на поверхность почвы, растений и т. д., как роса - вода, выделившаяся таким же образом в жидком виде. И действительно, в ясные и тихие ночи, когда температура поверхности упадет ниже 0°, выделяется иней вместо росы, при таких же условиях, как и последняя. Но самый обильный И. бывает не при таких условиях, он бывает при тумане и ветре, днем и ночью, и выделяется обильнее на вертикальных поверхностях с подветренной стороны, чем на горизонтальных. Нужно напомнить о том, что упругость ледяных паров значительно меньше упругости водяных паров и разность возрастает по мере понижения температуры (см. "Метеорол. вестник", 1892 г., стр. 445, в ст. "Испарение снега"). Между тем туман до температуры значительно ниже 0° состоит не из ледяных кристалликов, а из водяных капелек. Понятно, что они легко оседают на поверхности предметов, охлажденных ниже 0°, образуя И., а на первый слой И. оседает новый и т. д. Даже и без тумана И. легко выделяется из воздуха, имеющего температуру ниже 0° и очень близкого к насыщению водяными парами, так как такая температура не соответствует уже перенасыщению ледяными парами. Лес имеет большое влияние на росу и И. Оно особенно заметно зимой при тумане. Из него выделяется тем более мельчайших водяных капелек и ледяных кристалликов, чем большая поверхность охлажденных предметов находится в соприкосновении с воздухом. В такое время глыбы свежевспаханного поля покрыты ледяными кристаллами не только на поверхности, но и в промежутках. Такие же кристаллы оседают на жнивье полей, на листьях луговых трав и т. д., но, однако, их очень мало сравнительно с тем, что наблюдается в лесу, особенно хвойном, где кристаллики оседают на каждой игле хвойного дерева и нередко бывает, что под тяжестью И. ломаются ветки. При таких условиях лес извлекает очень много воды из воздуха, и в малоснежные зимы приходилось наблюдать, что благодаря И., упавшему с хвои и веток, устанавливался санный путь, когда его нигде вокруг не было. Хвойный лес выделяет его гораздо более, чем другая растительность, что зависит от высоты леса и от того, что И. оседает на каждой игле. Чем толще слой, из которого при таких условиях извлекается И., тем более его будет. Зимой наши поля и луга обыкновенно покрыты снегом, следовательно, высота слоя, из которого извлекается И., измеряется высотой сугробов.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иней" в других словарях:

    иней - иней, я … Русский орфографический словарь

    ИНЕЙ, мерзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы, кои холоднее воздуха, и замерзает на них пушком, что случается после отдачи сильных морозов. От дыханья иней садится на бороду, воротник. На деревьях, густой иней, куржа,… … Толковый словарь Даля

    См … Словарь синонимов

    Насел на кого. Кар. Об ощущении холода, ознобе. СРГК 2, 292. Иней по коже идёт у кого. Сиб. О чувстве страха, волнения, возбуждения. ФСС, 88. Надеть иней на голову. Прибайк. Стать седым от горя, переживаний и т. п. СНФП, 76 … Большой словарь русских поговорок

    - (Hoar frost) рыхлый белый налет из снежных кристаллов, образующийся из водяного пара, в избытке находящегося в воздухе. Оседает по большей части ночью на поверхности охлажденных предметов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… … Морской словарь

    иней - белый (Бальмонт); жемчужный (Брюсов); иглистый (Огарев, Серафимович); искрометный (Коринфский); мохнатый (Чириков); пушистый (Козлов, Полежаев, Серафимович); розовый (Тургенев); светло синий (Фет); серебристый (Никитин); серебряный (Бунин,… … Словарь эпитетов

    иней - ИНЕЙ, изморозь … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении земной поверхности до температуры ниже 0 .С в результате ее сильного теплового излучения ночью при ясном небе и слабом ветре … Большой Энциклопедический словарь

    Иней, кристаллы льда (Иов 38:29; Пс 147:5). В дождливое зимнее время осадки в виде И. влияли на будущий урожай (см. Дождь, I,1) … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ИНЕЙ, инея, мн. нет, муж. Снежная кристаллическая масса, образующаяся из водяных паров воздуха и оседающая тонким слоем на охлажденных предметах. Борода покрылась инеем. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНЕЙ, я, муж. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. Деревья покрылись инеем. | прил. инеевый, ая, ое и инейный, ая, ое. Инеевый узор. Инейная белизна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Иней. Стихи. Никитина К. , Никитина К. , … Категория: Поэзия
  • Иней на пороге , Ю. Рытхэу , В прибрежном чукотском селении в 1911 году поселился канадец Джон Макленнан. Обзавелся семьей и зажил жизнью маленького народа, будущее которого должно измениться, потому что именно в эти… Категория:

ИНЕЙ, мерзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы, кои холоднее воздуха, и замерзает на них пушком, что случается после отдачи сильных морозов. От дыханья иней садится на бороду, воротник. На деревьях, густой иней, куржа,… … Толковый словарь Даля

См … Словарь синонимов

Насел на кого. Кар. Об ощущении холода, ознобе. СРГК 2, 292. Иней по коже идёт у кого. Сиб. О чувстве страха, волнения, возбуждения. ФСС, 88. Надеть иней на голову. Прибайк. Стать седым от горя, переживаний и т. п. СНФП, 76 … Большой словарь русских поговорок

- (Hoar frost) рыхлый белый налет из снежных кристаллов, образующийся из водяного пара, в избытке находящегося в воздухе. Оседает по большей части ночью на поверхности охлажденных предметов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… … Морской словарь

иней - белый (Бальмонт); жемчужный (Брюсов); иглистый (Огарев, Серафимович); искрометный (Коринфский); мохнатый (Чириков); пушистый (Козлов, Полежаев, Серафимович); розовый (Тургенев); светло синий (Фет); серебристый (Никитин); серебряный (Бунин,… … Словарь эпитетов

иней - ИНЕЙ, изморозь … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении земной поверхности до температуры ниже 0 .С в результате ее сильного теплового излучения ночью при ясном небе и слабом ветре … Большой Энциклопедический словарь

Иней, кристаллы льда (Иов 38:29; Пс 147:5). В дождливое зимнее время осадки в виде И. влияли на будущий урожай (см. Дождь, I,1) … Библейская энциклопедия Брокгауза

ИНЕЙ, инея, мн. нет, муж. Снежная кристаллическая масса, образующаяся из водяных паров воздуха и оседающая тонким слоем на охлажденных предметах. Борода покрылась инеем. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНЕЙ, я, муж. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. Деревья покрылись инеем. | прил. инеевый, ая, ое и инейный, ая, ое. Инеевый узор. Инейная белизна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Иней. Стихи. Никитина К. , Никитина К. , … Категория: Поэзия
  • Иней на пороге , Ю. Рытхэу , В прибрежном чукотском селении в 1911 году поселился канадец Джон Макленнан. Обзавелся семьей и зажил жизнью маленького народа, будущее которого должно измениться, потому что именно в эти… Категория: Классическая и современная проза Издатель:

Клавдия Спиридонова
Детский проект «Что такое иней?» (старшая группа)

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами задавать вопросы и

получать на них фантастические ответы, оказываясь

на более высоком и нравственном уровне в

сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязив

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днём они видят солнце и облака; зимним вечером с удивлением рассматривают луну, красивое небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой летом - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, реализуемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его исследовать. Именно исследовательское поведение необходимо для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщить собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.

Проблема.

Утром я спросила детей, что необычного они увидели по дороге в детский сад. Миша Сизов и Соня сказали, что им встретились сказочные деревья. «Почему они сказочные?» - спросила я. Дети ответили, потому что они красивые и все покрыты инеем.

Нет – ответила я – это изморозь.

Что же такое иней? Как он образуется?- задумались дети. Для ответа на этот вопрос была проведена исследовательская работа.

Цель проекта.

Формировать у детей познавательный интерес к природе средствами эксперимента, активизировать деятельность родителей в этом направлении.

Задачи проекта.

Выявить механизм образования инея. Выяснить как называется иней покрывающий деревья;

Формировать у детей основы естественно- научных и экологических понятий;

Развивать поисково- познавательную деятельность детей;

Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.

Подготовительный этап.

Подобрать методическую, детскую литературу по теме проекта;

Разработать примерную тематику опытов с водой, льдом, снегом в холодный период года;

Подготовить необходимое оборудование для уголка экспериментирования;

Разработать памятку для родителей о проведении вместе с детьми опытов со снегом, льдом, водой;

Ожидаемый результат:

Система знаний о неживой природе;

Умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Ответственное отношение к окружающей среде;

Проявление у детей инициативы, самостоятельности, эмоционально – положительного отношения к поисково – познавательной деятельности.

Провести с детьми эксперименты с водой обсудить наблюдаемые явления. Результаты экспериментов сфотографировать или оформить в виде детских рисунков, рассказов.

Использовать литературные произведения. На тему: «Где рождается снег», «Как образуется иней»

Организовать игры - забавы со снегом; участие детей в создании построек из снега.

Привлечь родителей к проведению опытов с водой.

Реализация проекта:

I.Детское экспериментирование:

1. Когда на улице стояла холодная погода 24 градуса, распылили теплую воду на стену дома. Стена моментально покрылась инеем.

2. В морозные дни, оставили открытой форточку, через час стена дома вокруг неё покрылась инеем.

3. В морозный день выйдя на улицу, завязали рот шарфом, через несколько минут он покрылся инеем.

4. После подвижной игры на улице наши шапки, мех на капюшоне покрылись инеем, а у некоторых и ресницы.

5. Вынесли на прогулку термос, подержали тарелку над паром и дали ей остыть. На тарелке образовался иней.

2. Чтение, заучивание наизусть:

Морозушко – мороз,

Не тяни домой за нос.

Не студи, не балуй,

Иди окна разрисуй.

Иней – к сырому лету, сухая погода – к жаркому лету.

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Не колючий, светло – синей по кустам развешан…

Если зимою частые туманы и много инея – будет хороший урожай.

Невидимкою зимою

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле

Без рук рисует

Без зубов кусает.

Зима (приговорка)

Зима, где была?

В мешке стужу несла, на землю холод трясла.

У реки гостила, во всю реку мост мостила;

У избы побывала, окна все разрисовала;

По полям – лесам ходила, белой шубой все накрыла;

Дороги снегом замела и сугробы нагребла.

III.Деятельность детей.

- «Сказочные узоры на окнах»- рисование.

- «Изморозь»- аппликация.

- «Мы провели опыт»- составление рассказов о

проведённых экспериментах.

- «Путешествие капельки» - сочинение сказочных историй

- «Снег, иней, изморозь»- конкурс загадок, поговорок, потешек.

Составление описательных рассказов по пейзажной картине Шишкина «Иней»

IV. Участие родителей в реализации проекта:

Проведение вместе с детьми экспериментов со снегом, льдом, водой в домашних условиях и распространение своего опыта среди родителей.

Участие в презентации проекта (предоставление фотографий, рассказов о проведённых дома экспериментов, изготовление цветных льдинок).

Презентация проекта.

Оформление фотовыставки «Приключения капельки».

План работы:

1. Беседа - «Что такое снег».

Рассматривание снежинок под лупой.

2. Сооружение на участке своей группы построек из снега и льда.

3. Беседа - «Что такое иней»

Эксперимент – «Как пар превращается в иней» (с термосом) №5.

4. Аппликация – «Изморозь на деревьях»

Эксперимент на прогулке №4.

5. Проведение вместе с детьми экспериментов по нахождению инея в домашних условиях.

6. Проведение подвижных игр на прогулке.

Эксперимент – «Что такое образовалось на шарфе, шапке…»

7. Заучивание загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок по теме проекта.

8. Аппликация – «Узор на снегу»

Эксперимент – «как образуется иней на стене".

9. Рисование – «Сказочные узоры на окнах».

10. Конкурс загадок, поговорок, потешек - «Иней, изморозь».

11.«Мы провели опыт» - составление рассказов о проведённых экспериментах.

12. Составление описательных рассказов по пейзажной картине Шишкина «Иней».

13. Презентация проекта: оформление книжки «Приключение капельки».