Ковенанты (Внутриигровые фракции).

Ковенанты в Dark Souls — это фракции, в которые вы можете вступить по ходу игры при разных условиях.

Общие правила

Можно состоять лишь в одном ковенанте и четко следовать его правилам, чтобы повышать ранг и таким образом получать еще больше привилегий. При этом покинув его вы в большинстве случаев потеряете возможность использовать выданные заклинания.

Например если покинуть Темных духов, то красное око и Темная рука станут недоступны. Также к вам в любом случае могут нагрянуть служители из ковенанта Клинки Темной Луны.

Убийство персонажей принадлежащих к фракциям является грехом и автоматически исключает вас оттуда, либо же не дает возможности вступить.

Избавление от грехов, повторное вступление или же исключение из ковенанта

Все действия избавлению от грехов, повторному вступлению или же выходу из определенной фракции проходят через Освальда из Карима, который появляется после удара в первый колокол у лестницы внизу.

Если вы повторно вступаете, к примеру, в Воины Света и у вас уже был ранг +1, то для его достижения вновь нужно будет принести уже не 10 медалей света, а всего лишь 5.

Ковенанты

  • Белый путь . Не имеет системы рангов и требований для вступления — просто поговорите с Петрусом в Храме огня и получите доступ к покупке чудес (можно дойти до Склепа Великанов, освободить Рею и затем в церкви нежити покупать чудеса без вступления);
  • Стражи принцессы . Вступление при повторном разговоре с Гвиневер дает Кольцо Принцессы Солнца увеличивающее силу чудес, а также два чуда. Помимо этого понижается возможность вторжения темных духов;
  • Клинки Темной Луны . Ковенант в который можно вступить лишь надев Кольцо Темной луны и при том, что Гвиневер будет жива. Спускаемся на каменном лифте в Анор Лондо до нижнего уровня, бьем одев кольцо по статуе Гвина и подходим к туману для разговора с Гвиндолином через туман. Дает возможность вторгаться при помощи синего ока к грешникам в списке и тем, что убил Гвиневер. За победу над грешниками дают Знак возмездия, который затем используется для улучшение уровня ковенанта.
  • Воины света . Для вступления молитесь у алтаря в Городе нежити либо поговорите с (необходимо 25 единиц веры, но требования уменьшаются на 5 за каждую совместную победу над боссом с другими игроками). Рассчитан на совместное прохождение боссов и дает медали света, которые повышают уровень фракции;

Ковенанты в Dark Souls

  • Лесные охотники . Просто нужно поговорить с Альвиной в руинах, которые находятся за закрытой дверью в Саду Темных Корней. Если на игроке одето кольцо ковенанта, то его могут вызывать для защиты Сада. Из убитого вторженца может выпасть один из ценных предметов + души;
  • Слуги Хаоса . Находим Прекрасную госпожу во Владении Квилег за иллюзорной стеной. Дает возможность получить доступ к усиленной пиромантии, а при достижении второго ранга (скормить 30 единиц человечности) дает возможность спасти Солера от опустошения;
  • Слуги повелителя могил . Вступление происходит через око смерти добытое у василиска, если лечь в гроб в Катакомбах, надалеко от титанитового демона. Слуги фракции могут налогать на миры других игроков проклятие и открывать им путь для сражения со слугой . При вступлении дается Меч Повелителя Могил и Танец меча Нито;
  • Путь дракона . В Чумном Городе идем в другую сторону от Владений Квилег и бьем по корню чтобы попасть в Полость. Пройдя довольно сложный путь где нужно постараться не упасть вы попадете к Каменному дракону, который и даст возможность вступить. Дает возможность вторгаться в миры при помощи драконьего глаза и камень с драконьей головой;
  • Темные духи . Поговорите к Каасом в Бездне, после убийства . Дает темную руку и возможность покупки красных очей для вторжения. Вступить можно убив Королей и возложив Чашу при помощи Кааса, либо убив Сифа и получив кольцо, а затем убив Игварда и спустившись в бездну сделать все без Великой чаши.

Примечания

  • На повторном прохождении ранг ковенанта сохраняется;
  • Клирик и Рыцарь уже состоят в Белом пути;
  • Если отрубить Каменному дракону хвост, то получите уникальное оружие;
  • Если Солер мерв, то достаточно помолиться у алтаря, чтобы вступить в Воины Света.

Covenants in Dark Souls II are available early on and provide the player with multiple new ways to interact with their world and other players. Some offer assistance and protection from invaders, others bring new goals such as defending areas, and some demand the blood of other players.

Covenants

Covenants are factions within Dark Souls. To join a covenant the player must make oaths to specific NPCs . There are rewards for following the guidelines set by specific NPCs that lead each covenant and there are penalties for breaking them. Covenants may also have an effect on the player"s online interactions. Most covenants have a unique multiplayer item usable only by members of that covenant, and even the ones that do not will have items or spells that can affect other players in some way, and as such what covenant the player has joined will have an effect on the player"s online experience. Generally speaking, most covenants will focus on either cooperation (summoning/being summoned) or competition (invading/being invaded), but even then, how the player chooses to play the game is still their choice .

Mechanics Common to all Covenants

Multiplayer Items

There are nine covenants in the game, each with different goals and different means of achieving those goals, all through multiplayer interaction. While most of the covenants have at least one exclusive multiplayer item for use to this end, there are certain multiplayer items that can be used regardless of covenant:

Note : You cannot be invaded while sitting at a bonfire.

In this way, any player regardless of covenant can be summoned by another player or invade them, even if they are in no covenant at all. The sole exception to this is Company of Champions, which does not allow its members to use the White Sign Soapstone or Small White Sign Soapstone , and does not allow them to summon other players for assistance.

Ranks

All of the covenants allow progression within the covenant in the form of ranks, starting at base (referred to as rank 0), and maxing at rank 3. How to increase your rank differs depending on what covenant you"re in and some of them have multiple ways to do this. Obtaining a higher rank can be a lot harder for a certain covenant compared to other ones. For example: Obtaining rank 3 in the Blue Sentinels covenant requires you to defeat 500 people , whereas rank 3 in the Way of the Blue covenant only requires you to defeat 10 invaders.

Rings

Each covenant has a special ring obtained solely through that covenant. Each ring has a special effect (listed below). Unless stated, you do not need to wear the ring to activate any covenant features.

  • Way of Blue : Increases maximum HP by 3%.
  • Heirs of the Sun : Increases miracle strength by 5%.
  • Brotherhood of Blood : Increases the bleed buildup caused by weapons with bleed damage.
  • Blue Sentinels : Allows wearer to be summoned to aid invaded Way of Blue members.
  • Bell Keepers : Allows wearer to invade players in a nearby Belfry.
  • Rat King : Allows covenant invasions, increases poison buildup from weapons with poison damage.
  • Dragon Remnants : Increases HP gained from drinking Estus by 50.
  • Company of Champions : Increases bare fist damage and allows power-stancing of fists.
  • Pilgrims of Dark : Increases hex damage by 20% (~ 7.5% since 1.06) , but lose 30 hp per cast.

Abandoning a Covenant

You may abandon your current covenant at any time by seeking out Sweet Shalquoir , a cat NPC in a small building near the large hole in Majula . You may also abandon your covenant by attempting to join a new one. There are NO kinds of punishment for abandoning a covenant and you"re able to rejoin whenever you want. Even if you kill the leader of a certain covenant, they will still offer you to join their covenant after reviving them.

Contrary to popular belief, you will NOT lose your current rank within a covenant after abandoning or upon rejoining it, so players are completely free to join whatever covenant they want to be in whenever they want.

Ковенанты (англ. Covenants) - это внутриигровые фракции в игре Dark Souls II , с которыми игрок может заключать и разрывать соглашения (пакты). Большинство орденов имеют четкую цель, именно она определяет вид служения ордену.
Состоять можно только в одном ковенанте, но вы в любой момент можете перейти в другой орден.

Для вступления в тот или иной ковенант необходимо найти в определенной локации его лидера, поговорить с ним и согласиться на его предложение вступить в орден. Перед вступлением, в некоторых случаях, необходимо будет выполнить определенные условия.

После вступления в ковенант ваши поступки по-прежнему останутся ограниченными лишь вашим здравым смыслом. Активно действовать в зависящем от конкретного ковенанта ключе можно, если награда заинтересовала, но вовсе не обязательно.

Положении в ковенанте можно узнать у кошки Шалкуары в Маджуле.

Смена ковенанта не отменяет заслуги, не забирает предметы, кроме ковенанта чемпионов, где положение сбрасывается.

Ковенанты отражают отношение игрока к pvp и pve

  • pve-ориентированные ковенанты: Наследники солнца, Лазурный Путь
  • pvp-ориентированные ковенанты: Синие Стражи, Братство Крови, Хранители Колокола, Реликвии Дракона
  • смешанные: Общество чемпионов, Пилигримы тьмы, Орден Крысиного Короля

Ковенанты, ориентированные на pve, акцентируются на прохождении игры, убийстве боссов, переходах на новую игру+ по нескольку раз и разжигании большой силы костров. Члены данных ковенантов не ограничивают себя по уровню, создают персонажей с большим спектром способностей и используют крайне широкий спектр оружия, брони и магии всех типов.

Ковенанты, ориентированные на pvp, делятся на 2 вида. Первые: Синие Стражи и Братство Крови ограничивают персонажам уровень 150 и проводят бои на арене, их появление в виде вторженцев или защитников обусловлено необходимостью для прохода на арену. Вторые: Хранители Колокола и члены Реликвий Дракона приверженцы свободного pvp, не ограничивают себя по уровню и предметам, так как получение ранга в их ковенантах проще, условия боя более разнообразные. Данные ковенанты проходятся для получения предметов за ранги, в то время как Синие Стражи и Братство Крови являются ковенантами идейных pvpшеров.

Ковенанты смешанного типа содержат в себе элементы как pvp, так и pve, просто несколько форма различна. Орден Крысиного Короля оттаскивает игроков, зашедших на определенные локации, где игрок должен пройти врагов мира члена Ордена Крысиного Короля и убить создателя мира. Пилигримы тьмы сами идут в бездну, где встречают мощных не игровых противников, схожих по поведению с игроками, ориентированными на pvp, а также вторгаются друг к другу для получения Человечности в случае победы. Общество чемпионов существует для показания всем, кто тут по-настоящему достоин править сидя на Троне желаний: для данных игроков все не игровые персонажи, включая боссов, сильнее на 20%, они не получают никогда помощь от игроков через призыв или не игровых персонажей, за убийство вторженцев и особо сильных противников они получают камни чудес, которые дают очки в мировом рейтинге Общества Чемпионов.


Ковенанты в Dark Souls 2 - это специальные игровые фракции, каждая из которых преследует свои цели. Игрок может вступить в один из ковенантов, также ему позволено менять ковенанты в ходе игры. По сути, ковенанты в Dark Souls 2 - один из способов модифицировать геймплей, подогнав его под предпочитаемый стиль.


Вступить в ковенант можно пообщавшись с его руководителем - будьте готовы, что в некоторых случаях придется еще и выполнить определенное задание. Вот подробности по всем девяти объединениям:


Лазурный путь


Один из первых ковенантов на пути игрока. Вступить можно в Маджуле - идите к костру, ищите памятник, возле которой увидите Унылого Солдена. Если у вас есть Знак Верности, то поговорив с воином вы сможете вступить в ковенант Лазурного Пути, а также получить в награду Синий Перстень, который увеличивает здоровье.


Ковенант Лазурного Пути подойдет для тех игроков, которые любят PvP. В нем игроку предстоит сражаться с темными фантомами - существами из другого мира, которыми на самом деле управляют другие игроки. За убийство первого фантома полагается кольцо (повышает сопротивление кровотечению), после убийства пяти фантомов герой выучит заклинание, после десяти - получит еще одно кольцо (усиливает защиту когда у игрока остается мало здоровья).


Наследники Солнца


Ковенант Наследников Солнца ждет игрока в локации Долина Жатвы. Ищем развалившуюся статую, затем проходим мимо двух костров, перебегаем через деревянный мост, а после - налево мимо скалы к развалинам. Проведя ритуал перед ними вы вступите в ковенант.


Ковенант подойдет тем, кто любит помогать другим игрокам. За совместные победы над боссами вы получаете медали, которые обмениваются на повышение ранга. За вступление в ковенант дают кольцо, а затем, набирая ранги, вы получаете щит, меч и копье.


Орден Крысиного Короля


В Орден Крысиного Короля можно вступить двумя путями. Первый - ищем яму в Маджуле и спрыгиваем вниз в Могилу Святых. Ищем локацию с крысами и убиваем их до появления босса. Убиваем босса (крыса с красной прической), идем к выходу и говорим с Крысиным королем.


Второй - идем в локацию Двери Фарроса, убиваем там Командира крысиной гвардии, опять общаемся с Крысиным королем.


Влияние ковенанта распространяется на локации Могила Святых и Двери Фарроса - после вступления, крысы в них становятся дружественны игроку, а ему предстоит защищать зоны от серых фантомов, управляемых другими игроками. За набор ранга традиционно полагается награда.


В ковенанте очень удобно зарабатывать Камни Фарроса, которые выдаются за убийство каждого врага.


Общество Чемионов


Еще один ковенант, который можно встретить в самом начале игрового пути. Находим в Маджуле дорогу к Башне Хейда, рядом будет Камень победителя, воздействовав с которым можно стать членом ордена.


Общество Чемпионов подходит для хардкорных игроков. Как только вы в него вступите, противники станут сильнее и выносливей, а герой лишится возможности призывать других игроков на помощь.


Хранители Колокола


Хранители Колокола или Звонари - ковенант, члены которого охраняют колокола в Башне Луны и Башне Солнца. В этих же двух локациях можно и вступить в ковенант. В Башне Луны ищите Забытую Крепость, спускайтесь вниз у костра, открывайте камнем устройство Фарроса. Проходите в локацию за появившейся стеной, говорите с гномом.


В Железной Цитадели после моста, где враги с палицами, идите налево, открывайте дверь, активируйте устройство Фарроса, ищите гнома за стеной.


Фракция подойдет для PvP-игроков - на этих двух локациях мы будем сражаться с фантомами, которыми управляют другие игроки. Помимо традиционных наград за ранги, играя за Хранителей Колокола легко зарабатывать титанит.


Реликвии Дракона


Идем в локацию Храм Дракона, где ищем Окаменевшее Яйцо - от костра идем наверх к двум стражам, возле них переходим через мост над лестницей, разбиваем ящики, идем в открывшийся проход, где в конце будет предмет. Затем идем в Железную Цитадель, находим там торговца (в крепости до упора вправо), отдаем предмет.


В этом ковенанте можно вызывать на дуэль других игроков. За рост в ранге полагается ряд очень интересных наград.


Синие Стражи


В ковенант Синих Стражей можно вступить после победы над грешником, за которую вы получите Знак Верности. Затем идем в Собор Лазурного Пути, побеждаем босса, проходим на балкон и говорим с Таргреем.


Еще один PvP-ковенант, члены которого приходят на помощь тем игрокам, кого атаковали темные фантомы - причем происходит это автоматически, в любой момент игры. Также можно попадать на арены для поединков, а у Таргрея отличный ассортимент экипировки.


Пилигримы Тьмы


Для вступления в этот конвентант придется слегка попутешествовать, найдя Грандаля сразу в трех локациях. Сначала идем в Темные Руины, там от василиска направо и к правой башне. Там будет лаз к Грандалю.


В Черной Расселине идем к боссу до того, пока не встретим двух гигантских червей, прыгаем на уступ между ними, затем еще ниже к гигантам. Убиваем их, получаем ключ, поднимаемся обратно на уступ и открываем дверь.


В Замке Дранглик доходим до первого костра и ищем комнату с оживающими статуями из камня. Проходим в дальнюю левую дверь, которая открывается про помощи душ. Убивайте врага, затем проваливайтесь вниз, а там идите к костру.


Ковенант хорош для тех, кто изучает Магию Порчи - в нем можно получить новые заклинания и предметы, усиливающие их. За Человеческую Фигурку Грендель пускает в портал, где можно сразиться со врагами с очень ценной добычей, в том числе углем вражды.


Братство Крови


Добываем Знак Злобы и идем в Чистилище Нежити, побеждаем Колесницу Палача, поднимаемся на этаж вверх. Говорим с Малюткой Греном.


Ковенант подходит для любителей PvP, а продвинуться в ранге можно только в том случае, если сражаясь на арене вы будете побеждать чаще, чем проигрывать.