Сит воин. Star Wars: The Old Republic

    Прохождение сюжета SWTOR с русскими субтитрами
    Титры включаются в настройках плеера

    ПРОЛОГ Ситх Воин Империя Ситхов усилила свое давление на галактику. Галактическая Республика и ее Защитники Джедаи ослаблены и уязвимы после успешной военной кампании Империи В нынешнее время хрупкого мира, Империя посылает всех потенциальных ситхов для прохождения жестоких и смертельных испытаний в академию на недружелюбной планете Коррибан. Сегодня, один из самых многообещающих молодых воинов Империи был тайно вызван влиятельным смотрителем, чтобы пройти испытания Темной Стороны раньше всех. .

    Ты наконец прибыл, хорошо. Дел впереди много, и каждая минута на счету Я - Смотритель Тремел. Десятки лет я распоряжаюсь Испытаниями, что определяют кто достоит присоединиться к Ордену Ситхов Испытания - способ отсеить слабых.

    Те, кто встретится с ними либо выживет и станет ситхом, либо умрет Запомни меня, мне суждено стать ситхом! Тебя привела сюда не судьба. Ты здесь раньше положенного благодаря мне. Я жду подчинения Если ты встретишься со своими испытаниями и будешь служить мне, то я сделаю тебя самым могущественным аколитом здесь Почему-то мне не верится Мысли критически, но помни кто на твоей стороне Испытания опасны, но они не самое опасное здесь Здесь есть аколит по имени Вемрин. Он - твой враг.

    И он попытается убить тебя. Нам нужно подготовиться Пусть попробует и я уничтожу его! Под моим руководством, однажды ты уничтожишь всех своих врагов Учебный меч, с которым ты прибыл, неэффективен. Тебе нужно лучшее оружие В гробнице Аджанты Полл есть старая оружейная. Хороший меч ждет тебя там Гробница кишит Корслаками, смертоносными тварями.

    Будь быстр, но осторожен. Они убили уже не одного аколита Если у них нет инстинкта самосохранения, то я скормлю им их головы Как только ты достанешь меч, советую немного попрактиковаться там-же. Затем отправляйся в мой кабинет в Академии Эй ты, аколит! А ну постой, дай мне взглянуть на тебя. .

    Так ты и есть секретное оружие Тремела? Впечатляет. Но боюсь старик поздно спохватился Я Вемрин, и в отличие от тебя я заслужил потом и кровью все, что имею сейчас. Я требую уважение! Не зли меня, Вемрин Можешь не верить, но я пытаюсь спасти тебя Если бы смотритель Тремел начал действовать год назад, то у него бы имелся шанс.

    Сейчас? Слишком поздно Это тупо, Вемрин! Давай просто убьем его и спрячем тело! Мы больше не на Балморре, Долгис. Здесь правила, традиции. Мы оставим слишком много следов здесь Я заберу все тво, а потом я убью тебя Ты даже не знаешь какого врага себе нажил. Идешь, Долгис? Прямо за тобой, Вемрин Слушай меня, бесполезное насекомое! Аколитам запрещено убивать друг друга.

    Но иногда происходят несчастные случаи. Это не убийство без свидетелей. . .

    Никаких больше предупреждений! Вемрин здесь главный монстр. Перейдешь ему дорогу - умрешь! Ты вернулся, хорошо. Как тебе твое новое оружие? Взгляни, я уже использовал его Что ты делаешь, отец? Я только сейчас получила свой меч, а я уже полгода тут У меня были на то причины. И ты не расскажешь об этом никому, понятно Эскелла? Да.

    Да, конечно, отец Аколит, это Эскелла - моя дочь. Она один из старших студентов здесь, на пути становления ситхов. Если конечно будет следить за собой Я не расскажу никому о твоих планах, отец. Но если все начнет рушится, то на меня не расчитывай Не обращай на нее внимания, она только сейчас заметила, что у меня есть секреты.

    Она повозмущается, но не расскажет никому Кажется, кажется я слышал голос Вемрина в приемной своего кабинета. Он начал действовать уже сейчас? Да, и он меня уже достал. Уже не терпится оборвать его никчемную жизнь Если все пойдет гладко, однажды ты сможешь с ним поквитаться. Однако, я надеялся, что у нас будет больше времени.

    Вемрин не из тех, кто будет ждать слишком долго перед решающим ходом В погоне за количеством, критерии для набора в академию были смягчены. Теперь всемчувствительным к Силе разрешен вход Вемрин - полукровка, гнильно что разлагает устои Империи. Ему не должно быть позволено преуспеть Ну так просто дайте мне остановить его! К сожалению, Вемрин успел обратить на себя внимание Лорда Бараса - одного из самых влиятельных ситхов. Он готовится стать новым учеником Бараса Будучи учеником Дарта Бараса, он будет обладать внушительной властью.

    Он может изменить ситхов. К худшему Нужно приступить к твоему следующему испытанию. Ты должен будеш допросить трех заключенных и решить их их судьбу Внимательно изучи историю каждого заключенного. Принятые тобою решения будут тщательно изучены.

    Позволь своим стастям направлять твое суждение Я справлюсь Иди в тюрьму академии, поговори с тюремщиком Нэшем и возвращайся как только закончишь с пленниками Еще одно чириканье и ты пожалеешь, пташка Чик, чик-чирик! Ау, дурень! Если не нравится так и скажи. Я могу и других животных делать: Лютокот, Котожаба, Коуакианские обезьяноящерицы. . .

    Ты! Я тюремщик Нэш, я слежу за камерами в отсеке рабов. Ты аклоит, которого Тремел послал для испытания? Он о тебе высокого мнения Давай к делу! Хорошо. Итак, эти три пленника были переведены сюда для твоего суда. Допроси, если нужно, а потом реши их судьбу Осужденные обычно казнятся, или им дают испытание боем, если они достойны.

    Чтобы ты не решил, исполнять приговор придется тебе Надеюсь, это будет не скучно Ладно, начнем. Вот эта слева. . .

    Вы не достанете из меня ничего нового! Просто покончи уже с этим! Давай на чистоту - если не будешь сотрудничать, я убью тебя Мне не страшно умирать Дерзкая до последнего. Как я говорил, ее послали убить имперского шпиона в системе Явин. После двух часов пыток, она до сих пор утверждает, что была нанята анонимно Да когда до вас дойдет! Я понятия не имела, что он имперец, и я понятия не имею кто нанял меня! Посвяти меня в детали своей операции. Как именно ты убила его? Я не смогла его убить, меня поймали до того, как я смогла все провернуть Вот в чем дело - она не отрицает вину.

    Осталось только выбрать - казнь или испытание боем Ни то, ни другое. Она может быть полезной. Отошлите ее в Имперскую разведку Я бесплатно не работаю! Хм, ты пощадил ее. Интересно.

    Прошу вас, а такой же ситх! Судите меня непредвзято и дайте мне испытание боем! Умоляю вас Имя, сейчас-же! Это отброс - Дэвотек. Был когда-то уважаемым ситхом, пока не завалил важную миссию, которая погубила тысячи имперцев.

    Теперь взгляни на него. . . Я служил верой и правдой 24 года.

    Одна ошибка и они выбросили меня Меня оставили здесь гнить. Прошу, дай мне почувствовать тяжесть оружия в последний раз! Я не занимаюсь благотворительностью. Почувствую тяжесть оружия у своего горла! Я погибну в позоре. .

    Замечательно, больше не придется смотреть в этой унылое лицо А ему не придется смотреть на твое, тюремщик Хм. А вот этот уже посложнее. Зовут Брэг, и эта мелкая падаль обвиняется в том, что переправлял важные документы Республике Что странно, он продолжает утверждать что не виновен, даже после долгих пыток [Потому что невиновен я! Верьте мне-- я не имею никакого отношения этим бумагам! Подставлен, подставлен я был!] Твоя бурчание ничего не значит.

    Признайся и пытки прекратятся [Многими вещами что я сделал в своей жизни я не горжусь, но Брэг не признается в том, чего Брэг не совершал!] [Я когда-то отсидел в Республиканской тюрьме за подделку документов, потому на меня и повесили это. Но я не делал ничего такого как только вышел из тюрьмы!] Хм, он продолжает придерживаться этого. Да и доказательства лишь косвенные. Может быть он и правда невиновен Не важно, виновен он или нет - в конце-концов он сознается [Пожалуйста, нет! Это не честно, просто не честно!] Заткнись уже, решение принято! Ну чтож, на этом все.

    Ты интересен, понятно почему все так превозносят тебя. Возвращайся назад к Тремелу, послушай что он думает о твоем выборе Я встал у тебя на пути, приятель, специально. Замечаешь кое-что? Никаких свидетелей. А раз нет свидетеле, то нет и убийства.

    Никаких больше поблажек, ты станешь очередным мертвым неудачником на Коррибане.

Боец Тёмной Стороны

Ситху-воину (Sith Warrior), обладающему неодолимой силой Тьмы, поручили уничтожение врагов Империи и укрепление власти ситхов во всей галактике. Воин использует разрушительные чувства страха, гнева и ненависти для изгнания слабости из своего тела и разума, становясь идеальной машиной убийства.

Собравшись искоренить хаос, порождённый некомпетентностью джедаев, ситхи стараются установить в галактике власть, основанную на силовых методах и запугивании. Армии Империи ситхов готовили для выполнения этой задачи, но они нуждаются в руководстве сильных ситхов-воинов - преданных и могущественных бойцов, которые поведут их к завоеваниям и победам.

Эти хладнокровные завоеватели не тратят время на хитрые комбинации и тщательное планирование. Ситхи-воины сокрушают противников и продолжают идти к своей цели с ужасающей решимостью, сея смерть и разрушение. Внушая страх и трепет каждым своим шагом, они требуют от последователей беспрекословного повиновения. В свою очередь, ситхи-воины могут преданно служить своим тёмным магистрам, зачастую удивляя как врагов, так и соратников необычайным почтением и идеальной дисциплиной.

Примкнув к членам Тёмного Совета (Dark Council) или же став отступниками, преследуя собственные цели, они всегда находятся в центре событий. Из-за лютой ненависти к джедаям ситхи-воины всегда оказываются на передовой любого столкновения с Республикой. Страстное желание уничтожить Орден Джедаев становится поводом для многих их поступков, но это не делает ситхов ограниченными глупцами..

В конце концов, каждый ситх-воин сам выбирает свою судьбу… И горе тем, кто окажется на его пути.

Взаимодействие с другими группировками

Будучи прирождённым лидером при любых обстоятельствах, ситх-воин вселяет в последователей и соратников одновременно страх и непоколебимую преданность. Хотя ситхи-воины редко проявляют терпимость по отношению к некомпетентности и нерешительности, в многочисленных войнах с джедаями они осознали важность численного преимущества. Поэтому ситхи-воины научились не ссориться с товарищами, и даже ободрять их, независимо от того, будут ли это единомышленники-ситхи, безжалостные охотники за головами (Bounty Hunters), или другие из числа тех, кто перешел на сторону тьмы.

На поле боя

Неподвижные изображения ситхов-воинов запечатлели их ярость и энергию в бою. Агрессивное фехтование световым мечом и неожиданные взрывы Силы вынуждают врага постоянно защищаться, пока он не ослабнет и не будет уничтожен. Несмотря на то, что их тактика боя всегда агрессивна, некоторые ситхи-воины носят два меча или же применяют прочие нестандартные боевые стили, чтобы подчеркнуть своё боевое мастерство.



Одежда

Несмотря на то, что ситхи-воины полагаются на мощь Силы, они не гнушаются ношением тяжелых и устрашающих костюмов и доспехов. Их не пугает использование технологий биологического усиления. Так что одежда ситхов-воинов зачастую включает в себя экспериментальные и опасные компоненты, которые наделяют владельца огромной силой и выносливостью.



Специализации

Jaggernaut


Ситы, обучающиеся стойкости и мастерству
Сокрушителя (Juggernaut), могут похвастаться
непревзойдённой выносливостью в бою. Сокрушитель
старательно и чётко направляет Силу своей волей, чтобы стать
почти неуязвимым. Урон, уничтожающий других, отражается,
и тщетность усилий наполняет сердца его врагов сомнением и отчаянием. Защищая союзников и карая противников, он рвётся в гущу любой схватки и принимает на себя вражескую атаку. Сокрушители даже могут выкачивать энергию из врагов, чтобы укрепить свою решимость.

Marauder


Орудуя двумя мечами и неподражаемой агрессией, Ситы, становящиеся Мародёрами (Marauders), прорубаются сквозь вражеские боевые порядки, сея смерть с беспощадной эффективностью. Они интуитивно чувствуют, как извлечь максимум из каждого удара в атаке. Поэтому противник становится жертвой в мгновение ока. Не важно, уничтожает он взвод республиканских солдат, или одного Джедая, Мародёр
видит и использует любое слабое место, чтобы добиться
максимальных потерь в стане врага. Он никогда не мнётся
на месте, никогда не колеблется, и нет в галактике
более быстрого вестника боли и разрушений. - всем нам нынче хорошо известная Star wars : The Old Republic ( SW : TOR ) , анонс которой состоялся 21 октября 2008 года. Смелые обещания разработчиков заставили ярых игроков и фанатов Вселенной Звездных Войн ждать от проекта начала новой эры в жанре ролевых онлайн игр. Начали создаваться сотни сайтов, предоставляющих самую разную информацию об игре и о вселенной в целом, игроки заранее продумывали тактику своей игры, пытаясь найти наиболее быстрый и оптимальный способ достичь вершин в иерархии межгалактического общества, на форумах точились напряженные баталии на всевозможные игровые темы. Однако среди сторонников канадской студии Bioware нашлись и те, кто относился к новому проекту своих кумиров крайне скептически. «Да, Bioware делали и продолжают делать отличные RPG , именно они сформировали их новый облик в далеком 1998 году, подарив нам легендарную « Baldurs Gate » , которая по сегодняшний день многими считается лучшей RPG в истории, но сумеют ли они достичь успеха в совершенно чужой им области MMORPG ?». Признаться, я и сам неоднократно задавался этим вопросом, но после долгих и тщательных раздумий решил, что нет смысла делать какие-либо выводы, пока о проекте известно так мало. И я принялся делать то, что меньше всего любит делать фанат: ждать. Шло время, на просторах Интернета появлялось все больше текстовой и видеоинформации, но в моей голове все еще не могла сформироваться четкая картина будущего детища Bioware . В конечном счете, игра все же попала в руки вашего покорного слуги и я, отключившись от реальности, отягощенной тяжелыми рабочими буднями, с головой окунулся в мир, которым правит мистическая Сила, где всегда найдется место для дружбы, любви, предательства, забавных дроидов и игры в пазаак .

Игра кладет на лопатки еще до запуска: около 1000 рублей пришлось потратить на игровой клиент и 30 бесплатных игровых дней (о которых я, как ни странно, тогда не знал) и еще приблизительно столько же на покупку таймкарты, продлевающей игру на два месяца. Бороздя Интернет можно было найти как более, так и менее выгодные цены. В целом игра и 90 игровых дней могли обойтись вам в 2000-2500 рублей. Разумеется, такие аппетиты разработчиков вызвали волну негодования со стороны страждущих фанатов, но со временем они сменили гнев на милость. Никто не любит платить за игру, тем более, если это приходится делать регулярно, но, с другой стороны, в этой системе есть и свои плюсы. Денежный барьер спасает галактику от появления не совсем адекватных личностей, целью которых является провокация ссор в чате и оскорбление добросовестных игроков. Еще одним важным преимуществом платной игры является качественная техническая поддержка, которая обеспечивает нам стабильную игру, оперативное исправления багов и появление дополнительного, на этот раз бесплатного, контента. Наконец, неплохо обратить внимание на то, что разработчики оберегают ваши аккаунты от взлома, заставляя периодически перед входом в игру отвечать на один из ваших тайных вопросов иили вводить дополнительный код безопасности. Что ж, мы сумели кое-как оправдаться перед своей совестью за потраченные деньги, пора приступить к игре!

Выбор в стиле Bioware

Хорошая ролевая игра состоит из нескольких основоположных элементов, среди которых первое место занимает возможность делать выбор и творить собственную историю. В многопользовательских онлайн играх сохранился лишь элемент прокачки персонажа, о сюжете и уж тем более отыгрыше роли здесь говорить в принципе не приходится. Но The Old Republic , как игра нового поколения, была призвана исправить сложившийся стереотип. В начале игры вам предоставляется выбор из двух основных игровых фракций: Империи Ситхов(зло) и Старой Республики(добро). Игроку каждой фракции предоставляется на выбор 4 канонических класса. Для Империи это Ситх-Инквизитор(сделан по подобию Императора ), Ситх Воин(Дарт Вейдер ), Агент Империи и Охотник за головами(Боба Фетт ), а для Республики - Рыцарь-Джедай, Джедай Консул, Штурмовик и Контрабандист(фанаты Хана Соло , ликуйте!)


Позже вам придется выбрать одну из 9 рас, доступность которых определяется выбранной фракцией и классом. Среди доступных рас вы встретите синекожих Чиссов, киборгов, слепцов Миралука, Мириаланов, Раттатаки, Чистокровних Ситхов, Твилеков, Забраков и людей (куда уж без них!) . Осталось лишь выбрать пол, внешность и имя для вашего персонажа. И вот, вы уже готовы начать свой путь к вершине, принять многочисленные, как незначительные, так и глобальные решения, сразиться с полчищами врагов и одержать столь желанную победу!
Если в Knights of the Old Republic сюжетная линия была единой, и единственный глобальный выбор можно было сделать уже в конце игры, то в The Old Republic весь ваш сюжет определяется в самом начале после выбора класса. К примеру, Ситх-Инквизитор начнет схождение к власти в качестве прислужника Академии Ситхов на их исторической родине - планете Коррибан, а доблестный Рыцарь-Джедай - на тихой и дружелюбной планете Тайфон. В глаза бросается невероятный контраст между этими двумя планетами. На песчаном Коррибане каждое живое существо, начиная от мерзких сороконожек и заканчивая другими учениками Академии Ситхов, норовит унизить, обмануть или прикончить протагониста. Тайфон - это такой себе «весь покрытый зеленью» приют военных беженцев и по совместительству штаб-квартира Ордена джедаев, на котором любая битва больше напоминает чаепитие, нежели смертельную схватку. Будучи ситхом, вам придется всеми возможными средствами устранять врагов, плести интриги и предавать, сражаясь за место под солнцем. При всем при этом вы будете носителем собственных жизненных истин, и ваше послушание будет лишь способом втереться в доверие, после чего хладнокровно убить и предать свою жертву забвению. Джедаи более скованы в этом плане. Ваш удел - слушаться других мастеров и членов Совета, попутно выслушивая недовольство гражданских апатией ваших товарищей.

Друг или дешевая рабочая сила?

Кто играл в синглы от Bioware , тот знаком с их фирменной системой компаньонов. На протяжении игры в такие хиты, как Knights of the Old Republic , Mass Effect и Dragon age , вашего протагониста сопровождали десятки спутников разных рас, классов и характеров. The Old Republic , к счастью, не стала исключением из правил. Представитель каждого класса по ходу сюжета встречает 5 индивидуальных компаньонов, не считая дроида, обслуживающего ваш корабль. У каждого из них есть шкала привязанности к герою, которую можно заполнять, даря товарищу его любимые подарки или принимая решения, соответствующие его мировоззрению. Но не спешите слепо выбирать ответы темной или светлой стороны: характер ваших спутников в большинстве случаев лежит вне деления на «хорошо» и «плохо». Одни уважают силу, другие любят устраивать кровавые бани, третьи уважают честь и справедливость. Добиваясь уважения от своих соратников, вы будете открывать диалоги, в ходе которых они будут делиться своими открытиями, рассказывать о забавных случаях из жизни или спрашивать, кем вы хотели стать в детстве. В конечном итоге вы сможете стать закадычными друзьями или даже завести романтические отношения с объектом вашего обожания. Если в более ранних играх от канадцев спутники были вашими друзьями и товарищами по оружию, то в The Old Republic их функционал был несколько расширен. Теперь они получили возможность выполнять для вас особые задания, связанные с ремеслами. В ходе игры вы сможете изучить одно ремесло, позволяющее создавать предметы, и два навыка сборамиссий. Причем каждое ремесло привязано к определенным навыкам, без которых смастерить что-либо будет невозможно. Например, для того, чтобы сшить джедаю новую робу, нужно изучить ремесло Synthwearing , навык сбора Archeology (Археология ) и навык миссий Underworld Trading (Подпольная торговля ).


Если поначалу вам будет хватать одних лишь кристаллов, добытых с помощью Археологии , то для более серьезных предметов понадобятся шелка и металлы Подпольной торговли . Вот вы изучили новый рецепт и решили отправить своего компаньона на сбор нужных ингредиентов. Мало только отправить, нужно еще и дать денег на карманные расходы. Нужная сумма колеблется от 100 до 2000 космокредитов(игровая валюта) в зависимости от уровня получаемых в результате предметов. Во время выполнения заданий ваш компаньон будет недоступным некоторое время (от 3 минут до 2 и больше часов в зависимости от сложности задания и отношения спутника к герою). Выполнение таких заданий углубляет ваши познания в выбранном ремесленавыке и открывает доступ к лучшим рецептам и миссиям. Также в окне команды напротив портрета каждого соратника появилась очень полезная кнопка, позволяющая отдать все низкокачественные предметы своему текущему соратнику и отправить его в магазин. Через минуту он вернется и принесет вам вырученные деньги. Хотелось бы также заметить, что ваши спутники не прекращают работать даже после того, как вы вышли из игры.

PvP или резня по-джедайски

Сражаться с таким же, как и вы, человеком куда более занятно, чем расстреливать из штурмовой винтовки очередную толпу беззащитных врагов. The Old Republic, помимо стандартных дуэлей один на один, предлагает вам три типа командных сражений: гражданская война на Альдераане , хатболл (Hutball ) и Воидстар (Voidstar ). Гражданская война представляет собой небольшую локацию, на которой расположены три защитные турели. Поначалу турели ничейны, но стоит захватить их, как они открывают огонь по кораблю противника, каждым выстрелом снимая ему по 5 единиц жизни, коих всего 600. Выигрывает та команда, которая быстрее уничтожит корабль противника.


Хатболл - несколько усовершенствованная версия захвата флага. Локация - трехуровневая арена, в центре которой находится мяч. Суть игры в том, чтобы перенести этот мяч за линию (врата) противника. Звучит просто, но не забывайте, что стоит вам взять в руки мяч, как вся команда противника наброситься на вас. В этом случае вы сможете перебросить мяч товарищу по команде, но будьте осторожны: противник вполне может перехватить пас. Продолжительность игры - 15 минут. Заканчивается досрочно, если одна из команд набрала 6 очков.
Воидстар представляет из себя коридорную локацию, состоящую из четырех комнат, отделенных друг от дружки дверьми. Вначале боя каждая команда получает определенную роль: Attacker (нападающие) или Defender (защитники). Задача нападающих: взорвать двери и активировать мост, чтобы добраться до последней комнаты и начать передачу данных с главного терминала. Задача защитников: помешать нападающим. Бой состоит из двух раундов по 7,5 минут. В конце раунда команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее добралась до терминала.

По завершению каждой варзоны мы получаем:

1 - очки доблести(valor); набрав определенное количество очков, мы получаем новый уровень доблести. Он понадобится вам для ношения PvP-снаряжения.
2 - благодарности; используются в качестве платы за PvP-предметы;
3 - опыт;
4 - деньги.

В варзонах The Old Republic нет привычного разделения игроков по уровню. Это значит, что на одном поле боя могут одновременно находиться персонажи от 10 до 49 уровня. Выслушав тонны критики по этому поводу, разработчики отделили от этой кучи персонажей 50 уровня. Они могу сражаться только между собой. На проблему это сильно не повлияло: разница в уровнях до сих пор создает некий дискомфорт. Но все не так катастрофично, как кажется на первый взгляд: попав на варзону, характеристики игроков более-менее уравниваются, так что, приложив усилия, у вас будет вполне реальный шанс победить противника несколькими уровнями выше, чем вы.

10 причин почему The Old Republic не World of Warcraft

В 2004 году небезызвестная компания Blizzard выпустила MMORPG под названием World of Warcraft , которая сразу же захватила геймеров и, как ни странно, держит их до сих пор. Колоссальный успех детища Blizzard повлек за собой появление целой массы проектов в жанре ролевых онлайн игр, которым, однако, не судилось добиться успеха предшественницы. Многочисленные дискуссии по поводу, того станет ли амбициозный TOR «убийцей WoW a » были более чем предсказуемыми. По этому поводу я скажу лишь одно: после часа игры в TOR , папка c WoW ’ом пала жертвой кнопки « Delete ». Почему? Читайте дальше.

  1. Повторю слова, которые побывали на устах у всех игроков TOR ’a: игра полностью озвучена, от начала и до конца! Несколько сотен актеров озвучили боле 200 000 реплик. Этот результат был занесен в книгу рекордов Гиннесса.
  2. В игре есть сюжет(!) и для каждого класса он уникален! Иными словами, в игре присутствует 8 разных сюжетных линий, наполненных духом киноэпопеи Джорджа Лукаса.
  3. Программисты Bioware много времени посвятили тщательной проработке поведению соратников протагониста. И результат на лицо: они действительно полезны в бою и никогда не теряются в пути, а также занимаются ремеслами вместо вас.
  4. Впервые в жанре ремесла не отвлекают игрока от игры. Вам не нужно собственноручно бегать по миру и собирать ингредиенты для новой брони, за вас это сделают ваши спутники. Единственное, что вам нужно сделать, это отправить товарища на задание и собрать плоды его деятельности.
  5. В The Old Republic взаимодействие между игроками сильно как никогда. Вы можете не только сражаться вместе, но и участвовать в групповых диалогах и вместе принимать важные сюжетные решения. Если же у вас вдруг возникли разногласия, то их всегда решит неподкупный судья - кубик. Если по результатам броска вы победили, игра награждает вас очками, которые повышают ваш социальный уровень и позволяют приобретать мелкие но довольно забавные вещи(например голограмму танцовщицы Твилек).
  6. Тем, кто играл в однопользовательские игры от Bioware хорошо знакомо понятие «Кодекс» - внутриигровой энциклопедии обо всем и вся, что встречается или упоминается в игре. В любой момент вы можете открыть специальную закладку вашего журнала и почитать характеристику ваших соратников или узнать о тех или иных монстрах.
  7. Разработчики TOR ’а однажды наблюдали интересную картину: игрок WoW после очередного планового рейда играл в казуалку. То есть некоторые заядлые геймеры устают от игры не меньше, чем от работы! Дабы избежать подобных ситуаций, Bioware ввели космические бои. Выглядит это приблизительно так: игра переносит вас в специально отведенную локацию, дает вам задание(уничтожить 60 истребителейвывести из строя защитные генераторыпрочее) и ведет ваш космическом корабль по невидимом маршруте. Вы в это время лишь лениво кликаете по вражеских объектах и с удовольствием наблюдаете, как они взрываются. Конечно, иногда приходится маневрировать, чтобы не попасть под обстрел вражеского флагмана или чтобы не врезаться в астероид, но это не особо раздражает.
  8. В игре существует(правда еще не активирована) система наследий(Legacy ). После прохождения первой главы вы получаете возможность выбрать себе фамилию, которая в дальнейшем распространится на всех ваших персонажей на текущем сервере. Судя по словам разработчиков, принадлежность к определенной династии откроет вашим персонажам доступ к уникальным способностям, дополнительных опциях в меню создания персонажа и уникальным Legacy -предметам. Пока сложно сказать, как это будет выглядеть, но звучит очень интригующе. Что ж, будем ждать следующего глобального обновления, релиз которого намечен на март 2012 года.
  9. Исходя из сугубо личного опыта утверждаю, что классы в World of Warcraft не были сбалансированы. Особенно это касается паладинов, которые, надев на себя мощнейшие латы и изучив массу исцеляющих способностей, стали практически непобедимыми в сравнении с представителями других классов. Так вот, в The Old Republic все классы равны. Способности Силы ситха и джедая вполне компенсируются многочисленными приспособлениями стрелковых классов, таких как Контрабандист или Охотник за головами. Это делает PvP-схватки куда более интересными, так как зачастую одна вовремя примененная способность может решить исход боя.
  10. Побочные задания куда более разнообразны, чем в World of Warcraft . Поначалу складывается иллюзия, будто абсолютно каждое задание уникальное. Хоть она и проходит после ~25 уровня, понимаешь, что шаблоны есть, но их достаточно много, чтобы вы не обращали на это внимания.
MMORPG . Она жива и необычайно интересна, даже учитывая недостатки типа нередактируемого интрефейса и отсутствия хранилища гильдии. Впервые в жанре в игре появился сюжет, диалоги, неповторимая атмосфера. Я считаю, что игра абсолютный must have для всех фанатов Звездных Войн и игр серии Knights of The Old Republic в частности!
Специализации: ,
Родной мир:
Роли: Мили ДД, Мили Танк
Броня: Тяжелая, Средняя

Знакомьтесь - Ситх Воин

Ситх Воин – это класс ближнего боя в MMO Star Wars: The Old Republic. Они могут брать на себя роль танка, дамагера (Damage dealer – Причиняющий урон), или совмещать эти 2 роли. Носить они могут либо один световой меч, либо одновременно два. Хотя главные атакующие способности связанны именно со световым мечом, они также владеют Силой и у них много способностей для атаки, защиты, контроля и бафов.

Кто же такие Ситхи Воины?

Они – лидеры поля боя, и сражаются они бок о бок с Ситхами Инквизиторами, Охотниками за головами и Агентами Империи. Они сражаются против Галактической Республики за власть над галактикой, выступая на стороне Империи Ситхов. Они проходят тренировки в академии на Коррибане, чтобы стать лидерами войск Империи и требовать абсолютного повиновения от своих последователей. С комбинацией целеустремленности, эмоций и тренировок, Ситхи Воины – настоящие разрушители. Сложные планы и вычисления не подходят для Воинов, предпочитающих рваться в битву, как разъяренные носороги.

Продвинутые классы и дисциплины

Глядя на изображение выше, можно заметить, что у Ситха Воина две возможности: быть Джаггернаутом или Мародером. Вам нужно будет решить, по какому пути вы пойдете. О классах написано чуть ниже, но в двух словах Джаггернаут это танк или ДД с одним мечом, а Мародер это ДД с двумя мечами. Если вы выбираете класс Мародер, вы не можете вкладывать очки навыков в дерево талантов Джаггернаута и наоборот.
Когда будете 10 уровня и подготовитесь, вы можете отправиться на Дромунд-Каас, чтобы выбрать вашу Специализацию. Описания предоставляем ниже.

Джаггернаут

Оружие: Одиночный световой меч
Броня: Тяжелая
Роли: ТанкДД
Чтобы примерить на себя роль танка, игрок может вложить очки талантов в дисциплину Бессмертия. Джаггернаут – единственный класс ближнего боя в Империи, носящий тяжелую броню. Ветка Бессмертия может быть очень полезно в PvP для защиты своих соратников.

Мародер

Мародер носит 2 световых меча, среднюю броню и выполняет исключительно роль ДД. Поэтому можно самому выбрать, каким же образом предпочтительнее этот самый урон наносить. Сильное различие между Мародером и Джаггернаутом в наличии у Мародера способности временного Стелса (невидимости), который можно использовать даже в бою. Это очень ценная PvP способность.

Оружие: Два световых меча
Броня: Средняя
Роли: ДД

Способности

Механика

Глобальный кулдаун и система контроля

Основу действий игрока составляют 2 вещи. Первая: как часто он может атаковать световым мечом. Разработчики назвали это таймером Глобального Кулдауна. Сейчас он установлен на 1.5 секунды. То есть, вы нажали кнопку атаки световым мечом и в следующий раз можете атаковать лишь через 1.5 секунды. Сделано это для предотвращения швыряния всеми способностями за раз. Иначе у игроков с более мощными компьютерами и более быстрым интернетом было бы преимущество, а целью является создать баланс, в котором у всех будут шансы.
Второй же контроль ограничивает количество навыков, которое вы можете выполнить. У вашего персонажа будет множество способностей; некоторые причиняют мало урона, некоторые много. Тогда почему бы игроку постоянно не использовать лишь сильные атаки? Ну, было бы ужасно скучно, если бы можно было бы выбрать одну атаку и повторять ее раз за разом. Разработчики хотят, чтобы игроки подстраивались под ситуации и сами решали, какие способности нужно применить в тот или иной момент. В двух словах, система контроля не позволит вам использовать одни и те же навыки подряд. Взглянем, как она работает у Ситха Воина.

Ярость

Ситх Воин использует в качестве контроля Ярость. В этой системе некоторые атаки генерируют Ярость, а некоторые расходуют. Ваш персонаж начинает с 0 единиц Ярости и может использовать лишь накапливающие Ярость способности, после чего Ярость тратится на выполнение более сильных атак. Игрок просто не сможет использовать все время только сильные атаки - попросту не хватит Ярости.