Улучшенная система прицеливания для wot 0.9 18.0. Установка улучшенной системы прицеливания

В World of Tanks разработчики не очень продумали ситуацию, когда на фоне неба враг исчезает из засвета и снаряд, выпущенный по нему, летит куда-то вдаль, а не в цель. Это происходит из-за некорректной работы дальномера, но этот мод исправит ситуацию и добавит полуавтоматический модифицированный дальнометр, что приведет к повышению точности стрельбы.

Принцип работы простой – теперь вы сможете навести прицел на какую-то точку в воздухе и снаряд полетит именно туда, так как дальность и высота блокируются, поэтому прицел можно перевести на другую точку. Теперь траектория будет корректная и снаряд наверняка поразит цель.

Кроме учета расстояния, мод выведет информацию о типе цели и покажет ее скорость. Можно включать автоматический режим работы, в этом случае мод сразу зафиксирует дальность после наведения на цель. Для включения этого режима нужно открыть конфигурационный файл AASMX.xml и изменить значение True в блоке на False. Учтите, что ручной и автоматический режимы не будут работать вместе, они несовместимы.

Инструкция по использованию

  • Наводим прицел на нужную точку.
  • Нажимаем левый ALT для начала фиксации (будет видна информация о расстоянии и индикатор дальности прострела).
  • Снова переводим прицел в нужную точку (ту, где находится, например, противник, вышедший из засвета) и траектория будет рассчитана. Можно стрелять!

Кстати, у мода есть одна интересная возможность – вы сможете включать на артиллерии снайперский режим, как у обычных танков. Отвечает за переключения клавиша E.

  • Дата обновления: 20 Мар 2018
  • Всего оценок: 6
  • Средняя оценка: 4.33
  • Поделиться:
  • Больше репостов - чаще обновления!

Информация о последнем обновлении:

Обновлено 20.03.2018:
  • адаптировано для 1.0;
  • внутренние улучшения и оптимизации мода;

Система автоподстройки прицела автоматически рассчитывает правильное положение орудия для попадания в точку прицеливания. Крайне полезная при стрельбе прямой наводкой, при стрельбе с упреждением или без засвета, эта система может сыграть с вами злую шутку.

Стандартная система автоподстройки работает следующим образом. При наведении на объект игрового мира, клиент World of Tanks рассчитывает нужную для попадания в эту точку траекторию снаряда и автоматически изменяет возвышение положение орудия. Расчет происходит мгновенно — вам нужно только дождаться сведения и выстрелить. Система хорошо работает при стрельбе прямой наводкой и позволяет делать прицельные выстрелы.

Проблемы начинаются, когда вы стреляете по пропавшему из засвета танку или пытаетесь брать упреждение. Если вы целитесь в землю, гору или другой объект рядом с танком, то изменение расстояния прицеливания невелико и система автоподстройки почти не меняет положение прицела. Если же вы играете на открытой или гористой карте, то за вашей целью может оказаться далекая гора, дом или небо. В этом случае, если танк пропал из засвета или нужно стрелять с упреждением, ваш прицел окажется наведен на небо или гору на расстоянии в тысячу метров. Стандартная система автоподстройки прицела скорректирует положение орудия и снаряд полетит по крутой дуге, аккуратно облетев вашу цель в 200-300 метров от вас. Для орудий с высокой скоростью полета снаряда ошибка может не быть фатальной, но при стрельбе из крупнокалиберных орудий с крутой траекторией стрельбы, вы получите 100% промах.

Улучшенная система прицеливания делает одно простое, но очень важное изменение — позволяет вам самостоятельно фиксировать расстояние прицеливания. Работает это следующим образом:

  • Наведите прицел на желаемую цель
  • Нажмите Alt — улучшенная система прицеливания зафиксирует расстояние, на которое нужно стрелять
  • Наведите прицел для стрельбы с упреждением или стреляйте по пропавшему из засвета танку не меняя положения орудия — вы попадете в цель.

Установка

Скопировать папку mods в папку с игрой, подтверждая замену.

Система прицеливания в World of Tanks автоматически изменяет угол возвышения орудия в зависимости от расстояния до точки, в которую наведен ваш прицел. Это делается потому, что снаряды в игре летят не по прямой линии, а по дуге, моделируя реальную траекторию. В некоторых ситуациях система прицеливания может работать неправильно, обеспечивая вам промахи.

Точкой прицеливания считается видимый объект, на который наведено перекрестье вашего прицела. Если вы целитесь в танк противника, то система работает нормально, рассчитывая угол возвышения орудия так, чтобы траектория снаряда кончалась в точке наведения прицела. При выстреле с упреждением, вы целитесь перед или позади боевой машины противника. Точка наведения прицела, при этом, может оказаться дальше на несколько метров или даже сотен метров. Особенно это заметно при стрельбе на фоне неба или гор за краем карты — прицел получается наведен не правильно и снаряд улетает в никуда.

Улучшенная система прицеливания решает эту проблему, фиксируя расстояние прицеливания про противнику на 3,5 секунды (по умолчанию). Достаточно навести прицел на танк противника, чтобы дальномер зафиксировался и можно делать точный выстрел. Улучшенная система прицеливания также позволяет определять расстояние, если противник находится за препятствием. На скриншоте ниже Т25/2 выезжает из-за горы на фоне неба:

Здесь Rheimetall-Borsig Waffentrager едет «поперек прицела» с не слишком большой скоростью, но на приличном расстоянии:

Вероятность промаха в обеих вышеописанных ситуациях довольно велика, но улучшенная система прицеливания позволяет свести ее к нулю и сделать точный выстрел.

Улучшенная система прицеливания для WOT 0.9.15.0.1 была специально создана для ведения огня по движущемуся противнику с упреждением, а также по врагам, которые исчезли из засвета на горизонте неба или горы.

Использование данной модификации позволяет максимально точно светись на определенное место в воздухе. Теперь немного деталей. В игре довольно много технике, орудие которых не обладают высокой точностью, например, новая ветка японских тяжелых танков с фугасницами. Снаряд такого орудия по необычной параболической траектории. Корректировка возвышения орудия осуществляется полностью в автоматическом режиме так, чтобы снаряд отправился в ту точку, которую вы свелись. Вот только существует один нюанс. Довольно часто приходится прицеливаться чуть выше пригорка, где должен проскочить легкий танк противника. Вот только автоматическая система прицеливания наводит орудие не в место над холмом, а в то место где осуществляется пересечения луча, отправленного из центра камеры, обычно это на крайнюю гору. В итоге, в момент появления легкого танка и дальнейшего выстрела в него, снаряд успешно пролетает над ним, соответственно, не нанеся совершенно никаких повреждений.

Принцип функционирования модификации

Модификация улучшенная система прицеливания фиксирует высоту, дальность прицела в необходимой точке, после чего можно осуществлять перевод. При его запуске, он смещает точку прицеливания на необходимое расстояние. Теперь траектория полета снаряда будет определяться, так как необходимо, чтоб нанести урон противнику.

Эксплуатация мода

Скорректируйте прицел в необходимое место.

Далее, активируйте левый ALT для фиксации дальности и высоты. В этот момент на экране высветится маркер с информацией, на нем отображается расстояние, для САУ - это будет высота. Ее цветовая гамма зависит от расстояния, если оно больше максимальной дальности ведения огня, то маркер отобразится красным цветом, если нет - зеленым.

После этого можно смело смещать прицел в необходимое место и можете не сомневаться, что полет снаряда будет рассчитан совершенно точно.

Для активации снайперского режима для САУ, нажмите Е.

Кроме зафиксированной дистанции, модификация будет также выводить на экран, данные о типе технике и текущую скорость. Данная информация существенно помогает при расчете упреждения.

В последней доработке данной модификации были существенно расширены функциональные возможности этой модификации:

  • дальномер.
  • таймер сведения орудия.
  • время полета снаряда.

Кроме того, для комфортной эксплуатации данной модификации, автор добавил нескольких горячих клавиш различных функций:

Левый CTRL + H - активация захвата высоты танка (функционирует только в арт-режиме)

Левый CTRL + А - активация блока информации (время сведения, полета снаряда и т.д.)

Данная модификация обладает очень солидным файлом настроек, который можно разыскать World_of_Tanks\res_mods\0.9.15.0.1\scripts\client\mods\AdvancedAimingSystem.xml.

Для удобства настройки, файл оснащен большим количеством подсказок.

(cкачиваний: 762)

  • Дата обновления: 20 Мар 2018
  • Всего оценок: 2
  • Средняя оценка: 5
  • Поделиться:
  • Больше репостов - чаще обновления!

Информация о последнем обновлении:

Обновлено 20.03.2018:
  • адаптировано для 1.0;
  • внутренние улучшения и оптимизации мода;

Цель мода – добавить в игру функционал по наведению прицела на определенную точку в воздухе. Быть может вы замечали, что снаряд иногда летит совсем не туда, куда нужно. Это происходит в том случае, когда маркер наведения соскочил с вражеского танка и смотрит в небо. В этом случае игра рассчитывает траекторию так, как будто вам нужно выстрелить далеко-далеко в небо, за десятки километров. Такая недоработка немного раздражает, но после установки мода можно будет активировать дальномер, благодаря которому стрельба будет немного результативнее.

С помощью мода игнорируется высота и дальность прицела, поэтому снаряд летит именно в ту точку, куда нужно, а не в небеса. Также на экране появится новая информация о типе танка и его скорости. С помощью настройки конфигурационного файла можно включить автоматический режим работы: откройте файл AASMX.xml и найдите фразу . Меняем следующее слово после нее с False на True. Но следует помнить, что мод работает строго в каком-то из одном режиме – это или автоматический, или ручной режим.

Как пользоваться?

  • Сначала наводим прицел на нужную точку, например, на танк, который находится на фоне неба и нажимаем левый ALT.
  • Дальность уже зафиксирована и если противник исчезнет из засвета, то снаряд, выпущенный по нему, полетит в зафиксированную точку по правильной траектории, а не куда-то в небо.

Артиллеристы, кстати, получили возможность активировать , ранее недоступный. Для его включения нажмите кнопку E.

История изменений

  • Добавлено отображение дальномера и информация о сведении, расстоянии и разбросе.
  • Новая возможность в виде SafeShot – это мод, блокирующий выстрелы по союзной технике.
  • Фиксация высоты техники, включить эту функцию можно в настройках.

Тонкая настройка мода осуществляется с помощью файла AdvancedAimingSystem.xml. Найти его можно в папке AdvancedAimingSystem.xml. Там все понятно благодаря русскоязычным комментариям, поэтому разберется любой танкист.

Установка

Скопировать папку mods в папку с игрой, подтверждая замену.