Fallout 4 как создавать патроны. Боеприпасы из Nuka-World

Боеприпасы в Fallout 4 – то, без чего невозможно выжить. В то же время они становятся большой редкостью в постапокалиптическом мире. Придется поискать, где патроны в Fallout 4 ещё не забрали. Или выложить кругленькую сумму за них.

Где взять патроны в Fallout 4

Есть несколько способов получить патроны в игре Fallout 4:

  1. Найти их в различных контейнерах и ящиках. Боеприпасы валяются по всему миру, несмотря на тотальную их нехватку. Достаточно поискать. Некоторые виды могут лежать только в конкретных местах.
  2. Снять с трупа врага. Как правило, соперники носят патроны для того оружия, которым пытались вас убить. Иногда – дополнительные пули от других пушек.
  3. Купить у торговцев Fallout Чем дальше торговец по сюжету – тем с большей долей вероятности у него есть более редкие и качественные варианты. Некоторые из боеприпасов можно купить только у отдельных торговцев.
  4. Создать самостоятельно на верстаке. Для этого понадобится верстак и необходимые компоненты из хлама. Собрать их не так сложно.
  5. Получить в качестве награды за квесты Fallout Например, ядерную батарею дадут после прохождения квеста «Зачистка».

Как правило, на легких уровнях сложности Fallout 4 основными источниками патронов к распространенному оружию станут торговцы. Да, это дорого, но зато эффективно – у кого-нибудь обязательно найдутся нужные боеприпасы. На более тяжелых уровнях проще крафтить патроны самостоятельно и снимать их с трупов поверженных врагов.

Список патронов с ID в Fallout 4

Если откровенно лень самостоятельно искать или тратить деньги на приобретение, можно «начитерить». Для этого предусмотрен специальный код, который нужно ввести в консоль (открывается по нажатию на [~]):

player.additem ID #

Расшифруем:

  • additem – команда на добавление предмета. Абсолютно любого;
  • ID – адрес боеприпаса, который надо получить;
  • # – количество.

Это позволит получить патроны, не покупая их и не тратя время на долгие поиски по различным местам. Допустим, чтобы получить 657 пуль для минигана, необходимо ввести следующий код:

player.additem 0001f66c 657

Необходимо ввести в этот код один из следующих ID на место соответствующего значения.

Обыкновенные патроны Fallout 4:

  • 5 мм – 0001f66c
  • 56 мм – 0001f278
  • 10 мм – 0001f276
  • Калибр.38 – 0004ce87
  • Калибр.308 – 0001f66b
  • Калибр.44 – 0009221c
  • Калибр.45 – 0001f66a
  • Калибр.50 – 0001F279
  • Патрон для дробовика – 0001F673

Энергетические боеприпасы Fallout 4:

  • Ядерный мини-заряд – 000E6B2E
  • Ядерная батарея – 000c1897
  • Ядерный блок – 00075FE4
  • Топливо для огнемёта – 000cac78
  • Заряд плазмы – 0001dbb7
  • Криогенный заряд – 0018abe2
  • 2мм электромагнитный картридж – 0018abdf
  • Боеприпас для бластера Чужих – 001025aa
  • Патрон для гамма-пушки – 000df279

Специальные боеприпасы Fallout 4:

  • Ракета – 000caba3
  • Сигнальная ракета – 001025ae
  • Пушечное ядро – 000fd11c
  • Железнодорожный гвоздь – 000fe269

Боеприпасы из Far Harbor:

  • Калибр.45-70 – xx02c8b1
  • Гарпун – xx010b80
  • Шар для боулинга (модифицированный) – xx02740e

Боеприпасы из Nuka-World:

  • Калибр 7,62 – xx037897
  • Ядер-кола – xx02bdc2
  • Ядер-вишня – xx00a6c9
  • Квантовая Ядер-кола – xx00a6c6
  • Кислота – xx030076
  • Верёвка – xx00a6c2
  • Ядер-заряд – xx01b039

Первые цифры боеприпасов из дополнений зависят от того, в каком порядке установлены DLC. Например, если первым из всех установить Far Harbor, то цифры в начале ID будут 01. Если вторым, то 02. И так далее. То же самое относится и к другим ID.

Что ни говори, а приятно, когда игровые студии регулярно поддерживают контентом свои проекты даже спустя немалое время после их выхода. В случае с Fallout 4 и Bethesda такая «поддержка» порой вызывает весьма противоречивые чувства. Иногда попадаются действительно неплохие DLC с новыми сюжетными линиями ( ), а то и новыми обширными локациями (), но бывает и откровенная халтурка (), которая лишь немного расширяет функционал режима строительства. Очередное DLC – Contraptions Workshop – как раз из последних.

Предупреждаю сразу: тем, кому обустройство поселений в Fallout 4 не доставляет никакого удовольствия, новое дополнение покажется ненужным и бесполезным. Оно рассчитано лишь на ту часть игроков, которые часами могут возводить новые постройки, украшать их предметами интерьера, проводить электричество и т.д. Contraptions Workshop не добавляет в игру ни единого квеста, ни даже малюсенького поручения. Лично я не понимаю такого способа подачи. Вы покупаете новое DLC, заходите в игру и… пытаетесь найти, что же изменилось. Это неправильно.

Ну вот, к примеру, если в игру добавили возможность запускать фейерверки, почему нельзя под это дело прикрутить небольшой квест? Мол, посетите такую-то фабрику и «позаимствуйте» нужные рецепты и ингредиенты для создания фейерверков – для такого поручения даже новые диалоги записывать не нужно. Но нет же, вот вам новый набор доступных предметов – экспериментируйте. И за это, между прочим, просят 5 долларов.

Но это лишь мое мнение, могу поспорить, что есть люди, которым важна не подача, а сам функционал. И в этом плане Contraptions Workshop заметно уделывает Wasteland Workshop , который годился лишь для обустройства арен и проведения на них боев без правил – очень спорное развлечение, как по мне. Новое DLC придется по душе тем, кто обожает электроприборы, игры с переключателями и разного рода эксперименты с этим связанные. Можно построить огромную спиральную дорожку, запустить по ней шарик, и когда он скатится в самый низ и заденет нужный переключатель, то, например, в небо взлетят заготовленные фейерверки. Для удобства строительства на большой высоте были добавлены высокие строительные леса и даже лифты, а провести электроэнергию от генератора до нужного места теперь можно по специальным трубам – отныне в доме с большим количеством разнообразных электроприборов наконец-то можно сделать нормальную проводку и провода больше не будут окутывать помещения словно паутины.

Создавать можно как сложные, так и довольно примитивные механизмы. К примеру, подключить в одну цепь баскетбольное кольцо и пушку, стреляющую хламом, – при попадании мячом в кольцо срабатывает переключатель и пушка стреляет помещенными в нее предметами. Можно усовершенствовать конструкцию, разместив на траектории выстрела позорный столб, – еще одно нововведение, призванное наказывать провинившихся или просто непонравившихся поселенцев. Престон Гарви надоел своим нытьем по поводу того, что еще одному поселению требуется помощь? К позорному столбу его! Забрасываем мяч в корзину и пушка стреляет Престону в лицо (или в зад, это уже как разместите) плюшевым мишкой. Все во славу фана.

Отпала необходимость покупать некоторые предметы. Contraptions Workshop добавляет в игру станки для изготовления различного хлама, оружия, брони и прочего. Просто загружаем в станок, подключенный к сети, нужные ингредиенты, и он начинает штамповать указанные предметы до тех пор, пока не закончатся ресурсы. К станкам также можно подключать конвейерные ленты, которые будут доставлять изготавливаемый товар в нужное место. Теперь ничто не помешает вам наладить массовое производство всего и вся, вот только… зачем это все? Кому понадобится, например, сотня кегль для боулинга? Или несколько десятков стандартных пистолетов?

Поначалу мне показалась здравой перспектива изготавливать патроны для моей любимой винтовки, но, как оказалось, это немного, простите, геморройно. Если нет необходимых ингредиентов, то их нужно приобрести у торговцев, после чего вручную загрузить в станок, а потом еще смиренно ждать, пока он выдаст всю партию. Схитрить при этом не получится: станок работает только тогда, когда вы находитесь недалеко от него. Когда вы спите или ждете на скамейке рядом, то он, опять же, ничего не производит. Намного проще купить эти несчастные патроны у торговцев.

Любителям коллекционирования и украшательства тоже перепало. Появились красивые витрины, полочки и стеллажи, куда можно поместить или повесить оружие. А костюмы или элементы брони теперь можно надеть на специальных манекенов. Вроде мелочь, а приятно. У меня в сундуке как раз пылился костюм Механиста, который продавать жалко, а носить не хочется, ибо по характеристикам он не айс. Надел его на манекен, рядом установил несколько стоек для оружия, разложил свои старые пушки, которые мне дороги, но я ими уже не пользуюсь… Лепота. Среди элементов украшательства также хочу выделить очень крутые постеры с подсветкой – достойная замена обычным картинам, хоть и приходится немного возиться с проводкой.

Contraptions Workshop – еще одно DLC к Fallout 4 из разряда «не для всех». Но тем, кто любит часами возиться с обустройством собственных поселений, такой набор для проведения опытов с электричеством явно понравится. Вдобавок появились новые предметы для украшательства и стеллажи, с помощью которых можно организовать неплохой музей оружия и брони. В общем, дополняшка явно лучше, чем Wasteland Workshop , но своих денег все же не стоит.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Мир Fallout 4 полон опасностей - от некоторых из них спасаться приходиться только с помощью оружия. Но, как и в реальном мире, количество патронов, которыми стреляет ваш дробовик, пистолет (и далее по списку) вовсе не бесконечен. И наступает тот момент, когда к вам неумолимо приближается очередной монстр, а стрелять по нему, увы, нечем. Что же тогда делать?

Выход есть - найти или создать патроны в Fallout 4!

Fallout 4: патроны и их виды

Начнем сперва с того, какое оружие есть в игре, и какие патроны использует.

Итак, первым пистолетом, который достается Выжившему, становится «Спаситель» - это полуавтоматический пистолет с гладким стволом, в котором применяются 10-миллиметровые патроны, id 0001f276.

10-мм патроны - это весьма неплохие по уровню мощности патроны для двух видов пистолетов: «спасителя» и 10-мм пистолета. Этот боеприпас очень распространен на территории Содружества, и заполучить его обычно не составляет огромного труда. Гильза патрона создана из металла, ее дульце не обжато, фланец выступает. Ее лучше всего применять против целью, которые не очень хорошо защищены броней.

Для пистолетов с гладким стволом, а также для разных карабинов нужны патроны.38.(0004ce87).

Для карабина, предназначенного для штурма, в Fallout 4 нужен патрон 5,56 мм (0001f278).

Еще одним боеприпасом, который часто встречается, можно назвать патроны для дробовиков с двумя стволами или же для боевого дробовика. Он составляется из гильзы из картона или пластика, заполненной порохом, пыжом и весьма крупной дробью. Поверх ее наливают какой-либо герметичный состав (0001f673).

Патроны.44 подходят для 44-мм пистолета, они имеет классовый уровень «магнум», предназначены для обстрела слабобронированых целей. Отдача у пистолета, который стреляет данными патронами, очень сильная, да и само оружие тяжеловато для одной руки - так что патронов не так много (id 0009221c).

Патрон калибра.45 понадобится, если вы стреляете из карабина, пулемета или Стража Смотрителя. 0001f66a.

5-мм патрон подойдет для испепелителя и минигана. В Fallout 4 id патронов этого типа: 0001f66c.

Батарея с ядерным зарядом подойдет, если вы хотите стрелять из карабина или пистолета, сделанного в Институте, мушкета, пистолета и винтовки (все три вида оружия стреляют лазерным лучом. Id 000с1897.

Ядерный блок тоже можно назвать определенным видом боеприпасов. Он используется как источник топлива для брони. Если им не пользоваться, то броня становится менее мобильной, а еще иногда ею можно пользоваться в качестве гранаты. Кроме этого, ядерный блок требуется для Гатлинг-лазера (000e6b2e).

Заряд плазмы создан для пистолета и карабина, которые стреляют плазмой, также экспериментального оружия 18-А и плазмакастера стража. Id 0001dbb7.

Патроны 7,62 в Fallout 4 предназначены для различных самодельных карабинов.

Для пушки, которая стреляет гамма-излучением, для пистолета Лоренцо и для дзетта-пистолета вам понадобится патроны с гамма-излучением. В Fallout 4 id этих патронов: 000df279.

Криогенный заряд применяется в криоляторе, его айди - 0018abe2.

Если любите пушки, запаситесь ядрами для них. Их айди - 000fd11c.

Электромагнитный картридж предназначается для карабина Гауса и «В последнюю минуту». Его можно применить исключительно в рельсотронах. Id 0018abdf.

Также можно найти ракету для установок. Ее айди: 000caba3.

Для огнемета вам понадобится топливо: 000cac78.

Для внеземного пистолета и бластера чужих нужен патрон: 001025aa.

К боеприпасам в Fallout 4 можно отнести еще шприц, железнодорожный гвоздь, гарпун - ведь все это применяется как снаряды к определенным видам оружия.


П атроны в Fallout 4: местонахождение

Где же найти различные виды боеприпасы в Fallout 4?

Вот несколько советов:

  • 10-мм патронами разжиться достаточно просто: найти в локациях Убежища 111, приобрести у торговцев оружием, или же обыскать коробки, в которых хранились раньше патроны для разного вооружения.
  • Патроны калибра.38 - это первый по частоте встречаемости патрон. Его настолько просто найти, что не нужно очень заморачиваться. Частенько он может «заваляться» в карманах жителей Содружества, также приобрести его можно у оружейников или отыскать в контейнерах.
  • В Fallout 4 патрон 5,56 мм часто лежит в разрушенных турелях, а также у продавцов оружия и коробочках для припасов.
  • Чтобы отыскать в Fallout 4 патроны для дробовиков, следует обратиться к продавцам или же ящики с боеприпасами.
  • Также, Fallout 4 патроны, которые находятся только у продавцов или же в контейнерах, это: патроны калибра.44, патрон калибра.308, .50.
  • Патрон калибра.45 можно найти там, где и все остальные по стандарту, плюс Сенкчуари.
  • 5-мм патрон можно отыскать в Музее свободы, в ходе прохождения миссии они даются в награду, также можно их отыскать на трупах особо опасных врагов: мутантов, воинов Братства Стали и рейдеров с обозначением «легендарный». Также они и просто встречаются на карте, правда, нечасто.
  • Ядерную батарею можно получить как награду в «Зачистке».
  • Ядерный блок находится в определенных местах, его нельзя купить у простых торговцев: ищите в системе Аркджет, в двигателе и его ядерной части, еще можете обыскать госпиталь «Кендалл», также в гараже Атомных котов, поищите возле ловушки с лазером. Еще ядерные блоки находятся в Гринтеке наверху, на заводе «Дженерал Атоик», в доме стрелков. Еще ядерный блок вручают за миссии «Старые пушки», «Раскопки» «Пропавший патруль». Не забудьте обыскать Конкорд, кладбище роботов, Лексингтон, Мальден-центр, гостиницу «Сосны у дороги», «Старлайт» и так далее. Вы будете отыскивать все новые места в ходе прохождения миссий.
  • Fallout 4 патроны 7,62 можно приобретать у любых продавцов вооружения по всей территории.
  • Патроны, предназначенные для гамма-пушек, можно купить у Детей Атома.
  • Двести криопатронов лежат в Убежище 111, для их добычи вам понадобится псина или Кейт. Также их можно купить у Артуро Родригеса, Алексиса Комбса, Крикета или Труди из «Друмлина». Ну и конечно не забудьте про пожарных-протектронов.
  • Отыскать пушечные ядра вы сможете в Заке, Форте и при получении Залпа.
  • Найти электромагнитный картридж возможно только у торговцев: Артуро Родригеса, Мирны, Перси, Проктора Тигана, KL-E-0 и Ронни Шоу.
  • внеземной пистолет. Или просто пройти «Путешествие к звездам».

Крафт патронов в Fallout 4

Создавать патроны в игре можно несколькими способами. Наиболее распространенный - у оружейных верстаков, которые достаточно широко распространены в игре. Нужно просто располагать необходимыми компонентами, которые собираются по ходу игры.

Существует также специальный мод для крафта патронов в Fallout 4.

Он называется FALLOUT 4 CRAFTABLE AMMO V0.9.В этом моде есть все, что нужно для создания патронов, таких необходимых в процессе прохождения Фаллаута 4.Для этого нужно всего-то отыскать химическую лабораторию. В архиве модификации есть 4 различных мода. Они предусматривают разное число тех патронов, которые вы создадите в процессе крафтинга. Можно создавать десять, двадцать пять, пятьдесят и сто патронов за раз.

Патроны для уникального оружия можно создавать в химической лаборатории.

Чтобы процесс создания прошел успешно, нужно запастись достаточным количеством меди, свинца, кислоты и ткани. А чтобы добавить ваш мод в игру, необходимо в папке игры Data отыскать plugins.txt. далее припишите новую строчку, куда напишете название необходимого мода (добавляйте текст сразу под надписью Fallout4.esm).

Увлекательного крафта!

И еще один лишний повод продолжать играть в эту игру. Но, как и обещали разработчики изначально, данный адд-он рассчитан не на всех геймеров, погрузившихся в последнюю на сегодня вариацию радиоактивных пустошей, а только на тех игроков, которые проводят время, занимаясь обустройством различных игровых поселений. Для них предлагается множество новых возможностей себя занять, а всем остальным придется ждать следующих дополнений.

После установки дополнение первое, что нужно сделать - перейти в ближайшее поселение, переключиться в режим крафта и посмотреть, что нам предлагают на этот раз. Обилие возможностей действительно радует, хотя многие из них спрятаны в уже знакомые пункты меню, а не выведены в новые, из-за чего первые несколько минут занимает исследование доступного инструментария в поисках мелких обновлений. Крупные же нововведения обнаружить очень легко.

Главной особенностью адд-она стало появление производственных мощностей, которые позволят крафтить всякие интересные вещи в промышленных масштабах. Для этого нужно построить весьма дорогостоящие агрегаты (отдельно для разных видов крафта), обеспечить им подачу материалов, запитать от источника энергии (тут очень подойдет ранее выпущенный с предыдущими дополнениями генератор, так как потребление каждого мини-завода достаточно большое), а затем подключить компьютер и с его помощью уже детально настроить все производство.

Помимо банального забрасывания в такие «предприятия» ресурсов своими руками можно также перейти в меню, позволяющее создавать технологические линии разной сложности, построить целую конвейерную ленту, запустить ее и смотреть, как одни предметы крафтятся, попадают на ленту, перерабатываются в другие, а мы в итоге будем работать уже с результатами такого производства.

Конечно же, это базовые возможности, которые только дают вам некоторое общее представление о том, как работает инструментарий, с помощью простых и очевидных каждому примеров. Ну и позволяют визуализировать работу конвейера для тех, кто себе слабо представляет, что это вообще такое в принципе. А вот затем, после создания первого такого узла, начинаешь экспериментировать, применяя как новые возможности, так и старые.


Производство к сожалению занимает много реального времени, так что, соорудив первую корявую фабрику по созданию патронов, пока бродишь вокруг и ждешь их создания, невольно начинаешь экспериментировать с остальным контентом. Например, строишь с помощью переключателей, работающих с логическими схемами, пусковые установки для фейерверков или пытаешься играть музыкальные мелодии с помощью специальных приспособлений, или даже создаешь различные сложные элементы, которые будут включать световые маячки в поселении, когда новый предмет будет произведен на свет.

Отдельно хочется упомянуть лифты, делающие более удобным создание различных платформ и переходов над землей, позволяя создавать еще более сложную архитектуру для своего поселения. Хотя, конечно, через пол года игры приходится перестраивать очень много всего, чтобы разместить все новые возможности на имеющемся пространстве. К ним еще добавили различные сложные высотные конструкции, которые зачастую даже удобнее лифтов.

Ну и без фейерверков, естественно, не обошлось. С их помощью можно и хорошо украсить ночное небо, если у вас будет достаточно материалов на производство множества ракет, и даже сменить погоду с помощью особых видов ракет для установки с фейерверками.


Самой желанной для всех игроков, а не только для фанатов строительства, обновкой в Contraptions Workshop стали стенды для брони и оружия. Так что самые редкие, экзотические экземпляры, которые не хочется таскать с собой, но и жалко выбрасывать, теперь можно с чистой совестью поставить в стойки или повесить на стены. И это, пожалуй, единственный момент DLC, который заинтересует тех, кто не любит проводить много времени внутри поселений и забегает туда только чтобы что-то разобрать, создать по-быстрому пару модификаций и получить новое задание. Теперь можно будет сложить вещи не в ящик, а красиво разместить в своем бывшем доме, например.

Все это строительство очень затратно по ресурсам, а для реализации нормальных производственных линий придется хорошенько пофармить. Так что, похоже, многие не обойдутся без кодов, позволяющих получить все необходимое сразу и без подготовки. Иначе, если за прошедшие месяцы у вас не накопился хороший надежный «фонд» ненужного хлама, вы рискуете потратить несколько дней на фарм ресурсов для создание чего-то интересного. И это не всегда так весело, как хотелось бы.

Полностью потенциал имеющихся в дополнении возможностей в самом DLC не раскрывается никак. К сожалению, все эти производственные мощности работают вхолостую, тем более что для высокоуровневых игроков, которые уже имеют кучу ресурсов и вдоль и поперек исследовали игровой мир, производство в принципе имеет мало смысла - у таких людей и так весь инвентарь занят лучшими игровыми вещами, и даже теоретически полезное производство боеприпасов на практике себя не оправдывает.


Так что есть подозрение, что эти возможности готовят нас к следующему DLC, где нужно будет строить свой полноценный Vault, а его обитателям могут как раз понадобиться механизмы, конвейеры и даже те же самые фейерверки, чтобы отпраздновать переселение в новое место жительства. Если же этого не случится, то это будет упущенная возможность, так как после Vault-Tec нас ждет только еще одна порция сюжетного контента в виде Nuka-World, после чего разработчики, судя по всему, будут заняты чем-то совсем другим. Впрочем, не стоит забегать так наперед.

Contraptions Workshop для Fallout 4 сегодня подойдет только очень креативным фанатам строительства игровых поселений, которые смогут придумать и реализовать какие-то смелые идеи с помощью расширенного инструментария и не побояться потратить на создание чего-то уникального много часов реального времени. Все остальные, пожалуй, должны просто подождать DLC Vault-Tec до июля и посмотреть, раскроются ли все эти производственные линии в создаваемом нами подземном убежище. Ну а фанатам сюжета и приключений ничего не остается, кроме как и дальше ждать Fallout 4 Nuka-World, который позволит нам возглавить собственную банду Рейдеров и установить свой порядок на окрестных территориях. В августе мы этим плотно займемся.