Конспект занятия «Мы-друзья природы!» (средняя группа). Занятие для детей средней группы по образовательным областям «Ребёнок и природа» и «Искусство» (рисование) Занятие в средней группе по миру природы

Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе, интереса к жизни леса, умению вести себя в лесу.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам из леса пришло смс-сообщение. Давайте его прочитаем: в лесу появился нарушитель тишины, возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд – ХУЛИГАН. Помогите, помогите.

Воспитатель: Что же будем делать? (ответы детей). Я думаю нам нужно отправиться в лес на помощь природе. А на чем мы можем туда отправиться? (ответы детей). Но прежде чем мы с вами отправимся в лес на машине, давайте вспомним некоторые правила:

— по какой части дороги должен ходить пешеход? (тротуар)

— на какой знак светофора можно переходить улицу? (зеленый)

— как называют людей, переходящих дорогу? (пешеходы)

— назовите животное, которым обозначают участок дороги? (зебра)

Воспитатель: Молодцы, а теперь занимаем места в машине. Поехали. (звучит фонограмма)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. Не зря нас позвали на помощь. (на поляне лежит куча мусора).

Воспитатель: Ребята, помните в смс-сообщении было написано про хулигана, наверное, это он намусорил. Давайте очистим лес от этого мусора. А что для этого нужно сделать? (ребята собирают мусор в пакет, чтобы отнести в мусорный бак)

(Входит хулиган с рогаткой в руках)

Хулиган: Я не понял, почему так чисто стало в лесу? (ответы детей).

Воспитатель: Хулиган, ты знаешь, что лес – это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать.

Хулиган: Ну ладно, понял. Мусор – это ерунда, я вот сегодня собрал грибы, и собираюсь их съесть.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, какие он грибы собрал (дети разглядывают грибы и обнаруживают среди них мухомор)

Хулиган: Такой красивый гриб этот мухомор, я первым его съем (дети отбирают мухомор у хулигана).

Хулиган: А почему его нельзя есть? А кому можно? (ответы детей). Ребята, а какие грибы вы знайте?

Физкультминутка:

1. Все мы по лесу шагаем

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем,

Перед нами водоем,

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

4. Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем,

И в гнездо его кладем.

Хулиган: Ребята у меня для вас есть сюрприз (достает из рюкзака черный ящик). Послушайте загадку: в этом ящике спрятан предмет и вы должны отгадать, что там лежит. Это предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.

Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмется в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер

Не шути с сестричками,

Тоненькими….. спичками.

Хулиган: Как могут помочь спички в лесу? А какой вред может нанести огонь в лесу? (ответы детей, после чего звучит музыка леса, пение птиц).

Воспитатель: Ребята, значит, мы с вами все правильно сделали?

Хулиган: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буде больше хулиганить, буду беречь лес.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?(ответы детей). Ну что, нам пора возвращаться в детский сад, занимаем места в машине, поехали! (звучит фонограмма).

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа №14 «Мир»

Управления образования администрации города Шахтерска

Конспект

занятия по ознакомлению с природой

в средней группе

«Мои зеленые друзья»

Подготовила:

воспитатель-методист

Корнийчук В.А.

Конспект в средней группе на тему: «Мои зеленые друзья»

Задачи:

    продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

    подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;

    расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять словарный запас детей;

    дать детям представления о жизни герани;

    закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

    развивать образное восприятие, воображение, творчество;

    воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Материалы и оборудование:

комнатное растение герань;

картинки с изображением стадий роста и развития герани;

карточки-схемы с изображением предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений;

картинки с изображением комнатных растений группы и одуванчика.

Предварительная работа:

наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);

Ход

Ребята, отгадайте загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Комнатные растения).

Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)

Правильно, ребята, именно корни кормят растение.

А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? /ответы детей/

Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют.… Как? (комнатные растения)

Загадки о комнатных растениях.

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

(Цветы).

Не подушка для иголок,

И не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках.

(Кактус).

Журавлиный нос

Нам духи принёс. (Герань)

Куст оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

А цветы в окне – словно шапка в огне. (Герань.)

Д. игра. «Найди растение по названию»

Герань является самым известным комнатным растением. За этим растением легко ухаживать и размножать его не составит особого труда. Сортов и видов герани существует большое множество.

Листья растения – яркого темно-зеленого окраса. Цветки герани очень красивые и крупные, у некоторых видов они собраны в соцветия. А листья герани обладают освежающим, мятным и лимонным ароматом. На листьях имеется рисунок, который бывает в виде каймы белого цвета или полос различных цветов.

Чудодейственные свойства герани объясняются тем, что в листьях растения в большом количестве содержатся эфирные масла, которые и оказывают лечебное воздействие. Впрочем, в герани целебными являются все ее части – корни, цветы, листья.

Как показали опыты, проведенные с растениями, герань способна очищать воздух от бактерий.

Перечислить все, чем полезна герань, просто невозможно. Она имеет антисептические, обезболивающие, мочегонные, противоотечные, бактерицидные, антивирусные, кровоостанавливающие и противодиабетические действия.

Герань стимулирует кровоток, нормализирует сердечный ритм и работу сердечной мышцы, помогает при головной боли. Приложив лист герани к запястью, можно нормализовать артериальное давление.

Герань – отличное средство от насморка, кашля, ангины, ОРЗ и ОРВИ. Точно также листик герани можно приложить к больному зубу – активные вещества, выделяемые геранью, позволят снять болевые ощущения. Кроме того, из измельченных листьев герани делают компрессы при остеохондрозе и радикулите.

Д. игра. «Разложи правильно картинки»

Физкультминутка

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

/дети выполняют действия согласно тексту/

Давайте рассмотрим рисунки-схемы и выберем из них только то, что нужно для жизни наших растений.

Игра «Что растениям нужно для роста?»

Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны: земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Игра «Что было бы, если бы…»

Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/

Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/

Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/

Психогимнастика «Я – растение!»:

Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…

Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

«Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимой и летом,

Где цветов полно».

Задачи:
развивать монологическую и диалогическую речь, логическое мышление, зрительную память;
систематизировать представления воспитанников о животных жарких стран, их отличительных особенностях;
совершенствовать умение группировать объекты по месту их обитания, по способу питания;
воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания.
Материалы и оборудование: карта, картинки с изображением животных жарких стран, животных средней полосы, лампа, верблюжье одеяло, стаканчики с песком, фломастеры (с одной стороны острый конец, с другой - кусок поролона).
Ход занятия:
Вступительная часть
1. 1. Организационный момент
- Ребята, мы сегодня с вами побываем в одном очень интересном месте. А для того чтобы узнать куда мы с вами отправимся вам надо послушать стихотворение и вы всё сами узнаете.
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка,
Сказочные страны,
Африка, Африка,
Жаркий небосвод,
Африка, Африка,
Сладкие бананы,
Потому что в Африке
Лето круглый год!
- Ребята, так куда мы с вами отправляемся? Правильно, в Африку.
2.1. Беседа об Африке
- Вот посмотрите, на карту (демонстрация) это Африка. Скажите, каким цветом она обозначена на карте? Почему именно жёлтым? Правильно, большая часть территории Африки покрыта песками. Скажите, какие деревья и цветы растут там? А почему там так мало растений? А кто живет там их животных и птиц? Молодцы.
2.2. Дидактическая игра «Выбери животных жарких стран»
Задачи: формировать умение группировать объекты по месту их обитания.
- Тогда, вам первая игра. Перед вами разложены картинки с изображениями разных животных. Вам необходимо собрать только животных, обитающих в жарких странах.
-Назовите, ребята ваших животных. (Ответы детей). Скажите, а чем питаются львы, слоны, жирафы, тигры. Правильно, слоны, жирафы едят листья, траву, кору, эти животные называются травоядные. А вот львы, тигры едят мясо, их называют хищниками.
2.3. Дидактическая игра «Хищники - травоядные»
Задачи: формировать умение группировать объекты по способу питания..
- Давайте, разложим наши картинки на два стола. (На красном столе - хищники, на зелёном - травоядные). Молодцы!

2.4. Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Задачи: формировать умение отгадывать объект по описанию.
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам об ободном животном. Слушайте внимательно. Это домашнее животное. Оно живёт в жарких странах. У него есть два горба. Кто это? Правильно. Это верблюд. Ребята, представляете, верблюд благодаря своим горбам может целую неделю не есть и пить.
2.5. Опыт «Почему верблюду не жарко»
-Дети, а хотите узнать, почему верблюду не жарко? Посмотрите, вот это лампа, представьте, что это солнце. Подставьте свои ладошки под солнце (лампу). Горячо? А теперь возьмём верблюжье одеяло (педагог демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано). Педагог накрывает ладошки детей одеялом. Скажите, а теперь вы чувствуете тепло от солнца (лампы). Вот так шкура верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
2.6. Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмите палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой - вставлен кусочек поролона.) Возьмите стаканчики с песком, представьте, что это пустыня. Нажмите на песок острым концом, что происходит. Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмите на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечка и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
3. Рефлексия

Конспект занятия для средней группы

"ДОКТОР АЙБОЛИТ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ"

Цель: Формировать представления о разнообразии животного мира на Земле.
Задачи:

  • развивать познавательный интерес к объектам живой природы, диалогическую речь, зрительное внимание;
  • формировать представления о типичных обитателях разных климатических зон;
  • формировать умение отгадывать животное по отличительным признакам;
  • формировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением;
  • воспитывать сопереживание к живым существам.

Материалы и оборудование: Игрушки (белый медведь, пингвин, верблюд), лампа, одеяло, песок, фломастеры, карточки с контурным изображением животных жарких стран, кукла доктора Айболита.

Ход занятия
1. Игровая ситуация
Педагог приносит музыкальную книгу, в книге находит письмо.
-Ребята, это письмо от директора сказочного зоопарка. Случилась беда. В зоопарке заболели звери. Нам нужно срочно придумать, как помочь медвежонку, львёнку, слонёнку. Ребята, как вы думаете, кто может вылечить сказочных зверей? Кто в сказках помогает животным? Конечно, это доктор Айболит.
-Ребята, мы должны позвать на помощь доктора Айболита. Но где же его искать? Ведь он лечит зверей по всему миру.
- Знаете, в новостях по телевизору я слышала, что Айболит был в лесу. Давайте отправимся за ним в лес, может он ещё там. (Дети становятся в круг).
2. 1.Игра-имитация
2.2. Игра «Теремок»
Задачи: закрепить представления о диких животных средней полосы.
Дети ходят по кругу.
- Стоит терем-теремок, он не низок не высок… А живут в теремке только дикие звери. Я лиса, а ты кто? (дети по очереди называю знакомых животных средней полосы. Кто правильно назвал, становиться в круг).
-Так, посмотрим, здесь ли Айболит? (Нет). Ребята, его здесь нет. Может быть он в жарких странах? Давайте отправимся на Север и посмотрим.
2.3. Игра-имитация «Самолет»
2.4. Игра «Угадай по описанию»
Задачи: формировать умение детей отгадывать животное по отличительным признакам с опорой на схему.
Педагог с опорой на схему описывает животных (пингвин, белый медведь). После того, как дети отгадали животное, педагог раскрывает «сугроб» и достает спрятанную игрушку.
-Так, посмотрим, здесь ли Айболит? (Нет). Ребята, его здесь нет. Может он в другом месте? Давайте отправимся в Африку и посмотрим. Раз-два-три, паровозик нас вези!
2.5. Игра-имитация «Поезд»
2.6. Опыт «Почему верблюду не жарко»
- Вот мы с вами и в Африке. Посмотрите, кого мы тут встретили? (верблюд).
-Ребята, а хотите узнать, почему верблюду не жарко? Посмотрите, вот это лампа, представьте, что это солнце. Подставьте свои ладошки под солнце (лампу). Горячо? А теперь возьмём верблюжье одеяло (педагог демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано). Педагог накрывает ладошки детей одеялом. Скажите, а теперь вы чувствуете тепло от солнца? (лампы). Вот так шкура верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
2.7. Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- А хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмем палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой - вставлен кусочек поролона.) Возьмем ящик с песком, представим, что это пустыня. Нажмем на песок острым концом. Что происходит? Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмем на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечкам и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
2.8. Дидактическая игра «Чей силуэт?» (подгрупповая форма)
Задачи: формировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением.
- Ребята, а чтобы узнать, кто же еще живет в Африке, мы разделимся на 2 команды. Детям предлагается соотнести контурное изображение животного с соответствующей картинкой. Во время выполнения задания педагог подходит к детям и предлагает назвать животных.
2.9. Музыкальная игра-имитация «Жирафы, зебры и слоны…»
Задачи: закрепление представлений детей о животных жарких стран, их характерных особенностях.
Дети под музыку выполняют движения по образцу педагога, имитируя животных (зебра, слон, жираф)
2.10. Сюрпризный момент (Появляется кукла).
-Здравствуйте, ребята. Что у вас произошло?
Давайте расскажем Айболиту, где мы побывали, пока его искали…
-Ребята, ведь Айболит сказочный герой? Давайте мы сделаем сказочный ковёр - самолёт, чтобы доктор быстрее помог больным животным.
3. Анализ работы детей на занятии. Обыгрывание ситуации. Рефлексия.

Занятие для средней группы
по образовательной области «Ребёнок и природа»
"ЦВЕТЫ"

Задачи:
Обобщить представление детей о цветах как растениях, их разнообразии через:
формирование умений самостоятельно составлять описательные рассказы, образовывать форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах с использованием схем;
побуждение к активному поиску правильной формы слова во время анализа, синтеза, сравнения;
обогащение словарного запаса по теме;
заучивание стихотворения с использованием картинок-символов;
Развивать темпо-ритмическую сторону речи через формирование умения выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох с речевым сопровождением.
Оборудование:
Предметные картинки по теме «Цветы», картинки-символы для описания цветов и заучивания наизусть стихотворения, картинки-схемы для образования формы множественного числа существительных, разрезные картинки.
Магнитофон, электронные носители.
I.​ Начало занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в страну цветов. Обращает внимание на красивую, наполненную чудесными ароматами волшебную цветочную полянку.
В. - Дети, послушайте, какая звучит чудесная музыка. Давайте соберем цветы. Что у каждого из вас в руках? А если цветов много?
Д. - Букет.
В. - Посчитайте, сколько цветов в моем букете?
Д. - Один цветок, два цветка…
В. - Что можно сказать о цветах? Все ли цветы в букете одинаковые?
Д. - Нет, они разные.
В. - Как называется каждый из них?
Д. - У меня тюльпан. У меня роза…
В. - Вам нравятся цветы. Почему они вам нравятся?
Д. - Цветы красивые, приятно пахнут…
II.​ Ход занятия
Дыхательная гимнастика с речевым сопровождением (вдох носом, выдох ртом).
В. - Цветы можно понюхать.
Д. - Ах!
- Ах, как пахнут!
- Ах, как пахнут цветы!
- Ах, как хорошо пахнут цветы!
- Ах, как хорошо пахнут красивые цветы!
Игровое упражнение: «Назови, из каких частей состоит цветок».
В. - Дети, найдите на картинках цветы, которых не было в нашем букете, назовите их.
В. - Давайте рассмотрим цветок, назовем его части.
Д. - Серединка, лепестки, стебель, листочки, корень...
Игровое упражнение: «Составь цветок».
В. - Дети, у вас на столе лежат конверты, а в них - задание. Это части каких-то картинок.
Д. - Это части цветов.
В. - Надо составить эти части так, чтобы получился целый цветок. Какой цветок получился у каждого из вас?
Д. - Роза, ромашка, тюльпан, василек, ландыш, колокольчик...
Составление описательных рассказов о цветах по предложенной схеме.
Воспитатель предлагает детям описать цветок по предложенной схеме (как называется цветок, какие у него лепестки (цвет, размер), листья (цвет, размер, форма), какой стебель, где он растет, какого ухода требует…).
Например: это тюльпан. Лепестки у тюльпана красивые, крупные. Листья - светло-зеленые длинные, продолговатые. Стебель - толстый, сочный. Тюльпан растет в саду. Это очень красивый садовый цветок. Тюльпаны бывают разного цвета: белые, красные, полосатые, даже черные…
Игровое упражнение «Сравни цветы».
В. - Давайте попробуем сравнить два разных цветка, используя маленькое слово «а» (дети составляют по одному предложению по цепочке). Например:
- Это роза, а это ландыш.
- Лепестки у розы красные крупные, а у ландыша белые мелкие.
- Листья у розы темно-зеленые круглые, а у ландыша светло-зеленые овальные.
- Стебель у розы длинный колючий, а у ландыша тонкий, короткий.
- Роза растет в саду - это садовый цветок, а ландыш в лесу - это лесной цветок.
Физкультурная минутка с речевым и музыкальным сопровождением.
- Наши алые цветки распускают лепестки
(дети поднимают руки вверх и в стороны, медленно разжимают пальцы из кулачков)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(дети покачивают кистями рук вправо и влево)
- Наши алые цветки закрывают лепестки
(медленно сжимают пальцы в кулаки и опускают руки)
- Головой качают, тихо засыпают
(дети качают головой вправо и влево, приседают, «засыпают»).
Работа со схемой на отработку навыков образования множественного числа существительных.
Воспитатель представляет схему и предлагает образец выполнения задания. Например: ромашка - одна ромашка - две ромашки - букет ромашек.
Дети по очереди выполняют задание.
Заучивание наизусть стихотворения Е.Серовой «Одуванчики».
В. - Люди любят выращивать цветы, собирать их в букеты, украшать ими комнаты, дарить друг другу. Есть много стихов о цветах. Послушайте стихотворение о цветке одуванчик.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
В. - Чтобы легче было запомнить это стихотворение, мы подберем картинки-символы к каждой его строчке.
- Какой наряд носит молодой одуванчик (желтый сарафанчик).
- Как он выглядит, когда подрастет (белое платьице).
- Какое «беленькое платьице» у одуванчика (легкое, воздушное, ветерку послушное).
В. - Попробуйте рассказать стихотворение, глядя на эти картинки-символы.
Рассказывание стихотворения детьми.
Рисование «Раскрась цветок»
В. - Я приготовила для вас подарки - цветы (раскраски), но чтобы они были красивыми цветы надо раскрасить.
Дети выполняют задание в индивидуальных тетрадях.
III. Окончание занятия (дети стоят в кругу)
В. - Дети, вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
Дети оценивают свою работу, настроение, рассказывают, что понравилось больше всего.

Программные задачи

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Цель: формирование понимания разнообразия природных объектов и необходимости гуманного отношения к ним.

развивать:
потребность в видении красоты природы;
желание познавать природу;
формировать:
представления о:
животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их разными органами чувств;
роли света, тепла, влаги, воздуха, питания в жизни растений, животных, человека;
внешнем строении органов чувств человека и их гигиене;
умение замечать изменения, происходящие в природе;
воспитывать:
гуманное отношение ко всему живому;
желание заботиться о растениях и животных;
познавательное отношение к миру окружающей природы.

Неживая природа

Представления об:
отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды - становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.;
основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.
Умения:
различать и называть свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. (льется, лепится, гладкий и др.);
отличать и называть день, ночь.
Игры с природными материалами: "Необычные следы", "Прятки", "Отпечатки", "Угощения", "Здравствуй, водичка", "Ловись, рыбка, большая и маленькая", "Слепи снежок", "Печатание на снегу" и др.

Растения

Представления о (об):
строении растения: корень, стебель, лист, цветок, плод (растение живое, чтобы выжить, ему необходимы все части: корень, стебель, листья);
жизненных формах растений: дерево, куст, трава и их отличительных признаках (дерево высокое, имеет один ствол, куст имеет несколько стеблей (стволов), они тоньше, чем стволы у дерева, трава низкая, зеленая и т.д.);
потребностях растений в свете, влаге, тепле;
особенностях состояния конкретных растений в разные сезоны;
отличительных признаках конкретных растений ближайшего окружения (2 - 3 дерева: ель, береза; 2 кустарника: сирень, смородина; 3 - 4 растения цветника: ноготки, бархатцы, тюльпаны, нарциссы; 3 - 4 растения огорода: лук, горох, бобы, огурцы; 3 - 4 комнатных растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан).
Умения:
различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений;
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, прополка, посев, посадка.
Дидактические игры: "Опиши, мы отгадаем", "Чего не стало?", "Беги к дереву, какое назову", "Найди, что назову", "Угадай, что в руке", "Найди листок, какой покажу", "Такой листок лети ко мне" и др.

Животные

Представления о (об):
росте и развитии животных;
животных (домашних (кошка, собака, корова, лошадь, курица и др.) и диких (лиса, заяц, медведь и др.) и их детенышах;
потребностях животных как живых существ в свете, влаге, тепле, пище, жилище;
сезонных изменениях в жизни животных (особенностях состояния конкретных животных в разные сезоны);
особенностях внешнего строения животных: количество конечностей, особенности головы, органов чувств, покрова и т.д.;
отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (птица, рыба, бабочка, жук).
Умения:
различать и называть домашних и диких животных;
осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке или на участке.
Дидактические игры: "Как их назвать?", "Четвертый лишний", "Чей силуэт?" и др.

Организм человека

Представления о:
строении, защите органов чувств: глаза (разная форма и цвет, веки, ресницы, бережное отношение к глазам); нос (разная форма носа, крылья, ноздри, гигиена носа); уши (разная форма и размер, ушная раковина, слуховой проход, гигиена ушей); язык (гигиена полости рта); кожа (гигиена кожи);
росте и развитии человека;
потребностях человека в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище, тепле и т.д.
Умение содержать руки, нос, полость рта в чистоте.
Дидактические игры: "Узнай по запаху", "Узнай по вкусу", "А где наши ручки?", "Собери человечка" и др.

Взаимосвязи в природе

Представление о характерных признаках времен года (изменение окраски листьев, дождливая погода - осень, короткий день, мороз, снег - зима и т.д.).
Умение соотносить яркие признаки с конкретным сезоном.
Подвижные игры: "Мыши и кот", "Птичка и птенчики", "Воробушки и кот" и др.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями;
желание заботиться о них;
формировать:
представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;
воспитывать:
гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания;
стремление оберегать природу;
познавательное отношение к окружающей природе;
сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений.

Неживая природа

Представления о:
погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня;
свойствах воды, почвы, воздуха.
Умение замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.
Дидактические игры: "Какая сегодня погода?" и др.

Растения

Представления о (об):
признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;
разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения;
растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);

отличительных признаках растений ближайшего окружения (4 - 5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3 - 4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3 - 4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5 - 6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4 - 5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2 - 3 растения аквариума (роголистник, элодея, кабомба или др.).
Умения:
различать и правильно называть достаточно большое количество растений, их характерные признаки;
соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка.
Дидактические игры: "Продайте, что назову", "Найди такой листок, как на дереве", "Детки на ветке", "Опиши, мы отгадаем", "Найди дерево по описанию" и др.

Животные

Представления о (об):
разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.;
признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;
животных огорода, сада, парка, цветника;

отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3 - 4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3 - 4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6 - 8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3 - 4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.).
Умения:
различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;
соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом.
Дидактические игры: "Что сначала, что потом", "Птицы, рыбы, звери" и др.
Подвижные игры: "Охотник и пастух", "Кто что делает" и др.

Организм человека

Представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир (функции языка: помогает есть, говорить, ощущать вкус еды (сладкий, горький, кислый, соленый); функции кожи: помогает ощущать свойства предметов (холодный - горячий, сухой - мокрый, гладкий - шероховатый, круглый - угловатый и т.д.); ощущать прикосновение, боль, щекотку; гигиена кожи; функции носа: помогает ощущать запахи, дышать и т.д.; функции глаза: помогает ощущать цвет, форму, величину; функции уха: помогает слышать звуки).
Умение использовать органы чувств для познания объектов природы.
Дидактические игры: "Назови, что видишь", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Почему у нас два глаза?", "Звуки природы", "Звуки голоса", "Звуки предметов", "О чем сообщит нам язычок?", "Что в мешочке?", "Угадай, что тебе сказали руки", "Найди помощника", "Узнай помощника" и др.

Взаимосвязи в природе

Представления о:
природных сообществах, созданных руками человека (огород, сад, поле, цветник, парк) и их обитателях;
правилах поведения человека в природных сообществах, созданных руками человека;
сезонных изменениях природных сообществ, созданных руками человека.
Умение обосновать необходимость соблюдения правил поведения на огороде, в цветнике, саду и т.д.
Дидактические игры: "Так бывает или нет?", "Какое время года?" и др.

СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека).
Задачи развития воспитанника в деятельности:
развивать:
чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
стремление и навыки активного участия в охране природы;
формировать:
представления о (об):
объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем);
том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.);
углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
воспитывать:
нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;
внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Неживая природа

Представления о:
характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;
свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва - песок, камни, глина);
Земле, Луне, Солнце, звездном небе.
Умение замечать изменения погоды, природы и отмечать их в календаре природы.
Игры с природными материалами: "Ветер дует нам в лицо", "Узоры на песке", "Суша - вода" и др.

Растения

Представления о (об):
дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле;
разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками;
растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоема);
сезонных изменениях в состоянии растений;
лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.);
опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.);
отличительных признаках конкретных растений: 5 - 6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6 - 8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3 - 4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3 - 4 растения луга (ромашка, василек, смолка, колокольчик и др.), 4 - 5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3 - 4 растения водоема (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6 - 7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.).
Умения:
соотносить:
типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты);
растения с природными сообществами (лес, луг, водоем);
состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе;
осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.
Дидактические игры: "Что за овощ, что за фрукт?", "Редкие растения", "Отгадай", "Магазин "Семена", "Вершки и корешки", "Ботаническое лото", "Составь букет", "Что где растет" и др.

Животные

Представления о:
видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся;
дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов;
приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной);
животных леса, луга, водоема;
сезонных изменениях в жизни животных;
отличительных признаках конкретных животных: 5 - 6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5 - 6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3 - 4 животных водоема (водомерка, жаба, комар, беззубка и др.), 3 - 4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3 - 4 животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).
Умения:
соотносить:
типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);
животных с природными сообществами (лес, луг, водоем);
сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;
осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытье кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.
Дидактические игры: "Чьи следы?", "Редкие животные", "Отгадай", "Кто здесь живет?", "Зоологическое лото", "Что за птица?", "Летает - не летает", "Найди лишнего", "Кто живет в воде?" и др.

Организм человека

Представления о (об):
элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;
условиях, от которых зависит здоровье человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;
росте и развитии человека;
возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец - дошкольник - школьник - взрослый - старый;
неповторимости каждого человека.
Умение соблюдать правила личной гигиены.
Дидактические игры: "Опасно - неопасно", "Если я сделаю так?", "Что такое хорошо, что такое плохо?", "Что ты знаешь о...?", "Полезная и вредная еда" и др.

Взаимосвязи в природе

Представления о:
приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;
климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2 - 3 животных и растения);
сезонных изменениях природных сообществ;
состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге Республики Беларусь (3 - 4 животных и растения);
правилах поведения человека в природных сообществах.
Умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).
Дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Знатоки природы" и др.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.