Горячая перезагрузка. Обзор Hard Reset Redux

Вместо отрывающихся конечностей, взрывающихся туш и рек крови Hard Reset веселит зрителя другим, в общем-то не менее привлекательным визуальным стимулятором. В этой игре самое большое количество… электроразрядов и взрывов. Враги то и дело взрываются и замыкают налево и направо, не стесняясь при этом разваливаться на части. Притом совсем без крови в игре тоже не обошлось, поскольку некоторые киборги сделаны на органической основе, да и сам главный герой не стальной нитью шит, но всё равно – балом здесь правят преимущественно спецэффекты. Красивые и сочные спецэффекты. Их концентрация во время перестрелок настолько велика, что поначалу даже не понятно, какие из них привнесены в игру ради визуальной красоты, а какие представляют опасность и могут нанести урон.

Сюжет подаётся в виде комиксов, что является вполне очевидным и логичным ходом: ясное дело, на полноценные ролики денег не хватило, да и не беда это – не в первый раз такое в индустрии происходит (причём, как доказали одни финские ребята, при грамотном использовании это даже идёт игре на пользу). Однако остановимся на повествовании поподробнее. При разговоре про сюжетную канву «мясного» шутера зачастую слышатся колкие ремарки в стиле «Вообще без сюжета можно было обойтись». Как ни странно, в случае Hard Reset данное утверждение можно смело использовать без малейших сомнений – оно будет более чем просто уместным. По сравнению с пациентом и классический Doom кажется счастливым обладателем хорошего, захватывающего, местами шокирующего сценария для добротного фантастического хоррор-экшена. Даже Painkiller, при всей своей убогости, выдаёт более проработанные сценарные ходы. Местный же сюжет запросто устанавливает новую, доселе неведомую планку пофигизма.

Вскоре даже самым терпеливым из игроков становится насрать на подобный сценарий, за что игра очень сильно наказывает, демонстрируя, насколько сильно ей насрать на самого игрока в ответ. Она вводит пользователя в колоссальное заблуждение, в итоге вместо требуемого «вау-эффекта» даря нечто иное, крайне неприятное и противоположное по ощущениям. Ситуация вот какая: стоит только разыграться, войти в раж и начать готовиться к финальным, особо напряжённым от переизбытка противников битвам последних уровней, как вдруг «бац!» – и игра заканчивается. «Э-э, постойте, куда?.. Что?..» – думает удивлённый геймер, отчаянно протягивая руку к потемневшему монитору, из которого вместо следующего уровня сыплются титры. Подобное оставляет в недоумении с одной только мыслью: «Бля, и это всё?!».

Саундтрек – музыкальное сопровождение, которое должно вдохновлять на подвиги, –здесь не особо блещет запоминающимися мелодиями: играющие в разгар боя электронные мотивы не задерживаются в голове, в отличие от того же техно из Firestarter – аналогичной как по жанровому подвиду, так и по киберпанк-стилистике украинской поделке от ребят из GSC Game World. А вот местный эмбиент, гудящий в моменты затишья, иногда очень даже способен пустить пару мурашек по коже.

Подвести однозначный итог весьма сложно. С одной стороны, весьма приятный внешний вид и классическая игровая механика оставляют сугубо положительные впечатления хотя бы потому, что сейчас таких игр уже больше не делают. Однако с другой стороны, мы имеем весьма короткую продолжительность, посредственный геймплей и никакущий сценарий. Подобную игру можно смело порекомендовать любителям старомодных «сортирных мочилок», но не без здоровой доли скептицизма, поскольку, являясь игрой старой школы, Hard Reset не справляется с самой главной своей задачей: она слишком слабо затягивает, а затянув – сразу же опускает занавес, прощаясь с заинтригованным и не очень довольным игроком.

За что мы любим шутеры «старой школы»? За моменты, когда спинной мозг важнее головного. За скорость и бешеную динамику. За стук в висках во время поединка с очередным «мегабоссом» высотой с многоэтажку. Редкие современные игры могут похвастать подобным набором. Слабые противники, регенерация здоровья, «прилипание» к укрытиям… Хватит. Полная перезагрузка. Hard Reset.

Восстание машин

Город Бельфегор — последний оплот людей в войне против безжалостного искусственного разума. Правда, от киберпанка, в рекламных роликах, в Hard Reset остались только мрачность, пустынные улицы в свете неона и разрушенные дома. Да, и еще тексты плакатов: «Живи, чтобы покупать», «Клоны по низким ценам». Глубинные причины конфликта пребывают за кадром.

Наш герой — майор Флетчер, ветеран, прошедший сквозь огонь, воду и медные трубы. Ныне он наемник всемогущей Корпорации, защищающей мегаполис от захватчиков. Однажды, употребляя в баре что-то горячительное, Флетчер принимает вызов на сверхурочное дежурство. Ситуация критическая — в шестом секторе роботы прорвали периметр и вырезали все население. Грустно вздохнув, майор отправляется в путь.

Такова завязка, и если она вам не по вкусу — пропускайте убого нарисованные комиксы, раскрывающие сюжет. Терять Hard Reset все равно нечего. Тут нет неожиданных поворотов, харизматичных, запоминающихся персонажей и продуманного повествования. Лишь верная «пушка», толпы врагов, вой электрогитар на заднем плане и зашкаливающий уровень «озверина».

Конечно, без поправок на 2011 год не обошлось. За каждую разбитую «жестянку» Флетчер получает определенное количество «нанитов», которые потом тратит в специальных киосках на улучшение оружия и бронекостюма. Арсенал поначалу маловат: автомат да бластер. Как и в Bulletstorm , вкладывая в автомат средства, можно «научить» его трансформироваться в дробовик, гранатомет и ракетницу. Для любого из них предусмотрен платный альтернативный режим стрельбы. Дробовик, например, начнет палить электрической дробью, парализующей роботов, ракетница приобретет лазерный целеуказатель, а бластер обрастет кучей дополнительных форм, от разрядника до энергетического миномета, по большей части дублирующих функции автомата. Так что выбирайте сами: привычные пули с гранатами или комки плазмы. «Прокачать» все, разумеется, не выйдет, даже если обшаривать закоулки в поисках тайников.

Судный день

Канализационный люк с грохотом взлетает в небеса, и в проход лезут они. Один, два, пять, десять… Маленькие стальные шарики на ножках, вооруженные циркулярными пилами, человекоподобные «терминаторы» с лучевиками, камикадзе. А на углу рушится гора мусора, открывая взору очередную механическую громадину, готовую залить окрестности ракетным дождем. Главное — не паниковать. Интерактивное окружение здесь далеко не пустой звук. Трущобы Бельфегора напичканы взрывоопасными объектами: брошенные машины, канистры с бензином, автоматические ларьки, вентиляторы, пресловутые красные бочки… Один выстрел в бензобак способен вызвать цепную реакцию, которая избавит Флетчера от половины нападающих.

И до чего же красиво избавит! На мониторе происходит нечто невообразимое. Змеятся дуги электроразрядов, стены разваливаются на куски, мелкое барахло под ногами летит в стороны вместе с конечностями павших металлических вояк… Качественные эффекты, четкие текстуры, честные тени — о скромном бюджете напоминает только общее однообразие.

Но уж оно дает о себе знать в полной мере. Видов врагов мало, антуражей и того меньше, вдобавок они постоянно повторяются. Особенно утомляют так называемые «обезьяны», обладающие, как ни странно, совершенно бычьими повадками. В который раз увернувшись от одной многотонной махины и получив в лоб от другой, поминаешь недобрым словом разработчиков, не придумавших чего-то более оригинального. Да и архитектура уровней, нарочито мешающая занять выгодную позицию, оставляет желать лучшего.

От бесславной гибели спасают безостановочное перемещение, «салочки» с ракетами и намертво зажатая гашетка. По доброте душевной авторы лишили нас перезарядки, ведь она отнимала бы драгоценные секунды. Аптечки и патроны хаотично раскиданы по улицам, а иногда выпадают из убитых. Боеприпасов всего два типа: обычные и плазменные, под стать двум вариациям оружия. Автоматные обоймы, превращающиеся в гранаты прямо в стволе, — чересчур своеобразная идея, но без подобных упрощений завышенная сложность стала бы немыслимой (и так-то кошмарная система «чекпойнтов» заставляет снова и снова проходить трудные места).

ФОРМУЛА ИГРЫ

Зачем, казалось бы, человечеству изобретать искусственный интеллект? По версии , он крайне необходим для производства роботизированных чудо-открывашек на ножках. Люди, правда, не учли одну важную деталь - разумным открывашкам, как и другим роботам на причудливых шасси, совершенно наплевать на азимовские законы робототехники.

Итог этой недальновидности ожидаем и плачевен. Жестянки восстали и планомерно уничтожают людей. Их финальная цель - репозиторий с сохраненными человеческими личностями, заполучив которые роботы смогут стать такими же умницами, как HAL 9000 из «Космической одиссеи» или Шодан из . Пока что у железных друзей все прекрасно получается: люди удерживают последний город, Безоар, и торжество искусственного разума над слабым человеческим уже совсем близко. Последняя надежда человечества - майор Флетчер. Наемник, циник, отличный стрелок.

Высокое напряжение

[]

На самом деле аллюзии на Филиппа Дика и Айзека Азимова - просто для отвода глаз. Да, здесь постоянно плохая погода, всюду горят неоновые огни, а рекламные автоматы за смешную сумму предлагают ключ к вечной жизни. Но это лишь декорации, в действительности же Hard Reset совсем про другое: про армию злых роботов против человека с большими пушками. Без модной регенерации здоровья, укрытий и сюжета про войну. Такими в свое время были и .

В бою вам нередко противостоят десятки обычных лязгающих уродов при поддержке одного-двух роботов покрепче. Воздух наполняется свинцом и вспыхивает от разрядов плазмы, палец сводит судорогой на спусковом крючке. После, вытирая пот со лба, мысленно благодаришь дизайнеров за то, что хотя бы перезаряжаться не нужно.

Больше всего вопросов, конечно, вызывает практическое применение такого робота в повседневной жизни.

Атаковать в лоб получается не всегда, и очень скоро приучаешься наблюдать в первую очередь не за врагами, а за уровнем. Вокруг всегда полно электрогенераторов, бочек со взрывоопасным содержимым и другого нехорошего мусора. Поэтому проще стрелять не во врагов, а во что-нибудь нестабильное и желательно смертоносное рядом с ними. Гораздо изящнее заманить, например, толпу железяк под генератор и устроить им массовое короткое замыкание, чем хирургически отстреливать запчасти.

Видов оружия в Hard Reset формально всего два: пулемет и энергетическая пушка. Но оба можно улучшать, открывая, в частности, новые режимы стрельбы. Здесь и спрятан настоящий арсенал Hard Reset. Переключение в новый режим физически трансформирует оружие прямо у вас в руках, и вот вы уже держите не пулемет, а шотган или гранатомет. В общей сложности пересобрать базовые стволы можно десятью разными способами.

Антропоморфные киборги будто прилетели в Hard Reset с планеты Строггос из Quake 2.

Темные улицы

Простота геймплейной формулы Hard Reset - одновременно и благо и зло. Очень легко на некоторое время утонуть в игре, втянувшись в процесс. Но так же просто и разлюбить ее, поняв, что, кроме оглушительной канонады и лязга металла, больше Hard Reset вам предложить ничего не может.

Резко контрастируют с длинными сюжетными вставками прямолинейные, скучные уровни. Ролики настраивают на нужный лад, думаешь, что после заставки пойдет захватывающий внутриигровой нарратив, но вместо этого приходится созерцать длинный коридор, шагающие консервы и оружие в руках. И если блеклый сюжет вполне приемлем в рамках жанра, то вот шаблонные враги, которые всегда действуют в соответствии с одной из примерно трех моделей поведения, выглядят не очень достойно.

Мнения

Максим Еремеев, редактор «Игромании»

Моя главная претензия к Hard Reset - абсолютно позорный визуальный дизайн. Фантазии Flying Wild Hog еще хватило на декорации, но вот на противостоящих вам роботов просто невозможно смотреть без слез. Это именно что ходячие консервные банки: угловатые, несуразные, совершенно нелепые.

Мы живем во времена переизданий, и это, безусловно, замечательно: одни могут переигрывать любимые вещи на новых платформах, а другие - приобщаться к классике. Для издателей и разработчиков это отличный шанс заработать денег и проверить, насколько интересен бренд и стоит ли развивать его дальше. Но иногда лучше ничего не трогать, не переделывать, не выпускать заново. Потому что это или не нужно, или не актуально, или все будет поломано, или народ просто не поймет. И авторы Hard Reset как раз лучше бы держали себя в руках.

В 2011 году оригинал был сродни спасательному кругу для утопающих. Нас тянуло на дно из клонов Call of Duty, и хардкорный старомодный шутер для PC оказался очень кстати. Конечно, он был бюджетный и короткий, но мрачный и жесткий. В футуристическом мире в духе «Бегущего по лезвию» мы выживали с набором классических пушек и мочили миллионы тупых агрессивных роботов.

Через год случилось первое переиздание. В первую очередь оно было связано, разумеется, с небольшим загружаемым дополнением - его просто вписали в игру. Потом разработчики занялись Shadow Warrior. Новая игра тоже оказалась успешной, они принялись за сиквел, но параллельно, не успев его доделать, из коммерческих целей сделали новое переиздание Hard Reset. Для PC и консолей нового поколения. Оно вышло совсем недавно и стало поводом для горячих споров и даже разочарований.

Многих возмутила графика. Она, говорят, стала хуже. Разработчикам даже пришлось сделать заявление, где они рассказали, что просто создали новую версию движка и сменили одни эффекты на другие. Безусловно, нет причин им не верить: сменили так сменили, новая версия так новая. Сравнивать графику оригинала с Redux сложно: на первый взгляд все как будто прежнее. Но в то же время есть странное, трудноуловимое чувство перемены. Возможно, дело и правда в новых эффектах. Картинка стала мягче, что ли. А возможно, что разработчики действительно недоговаривают. Потому что разговоры про улучшенную оптимизацию - это лапша на уши. Ведь игре 5 лет, она без всяких изменений летает сегодня на каждом ведре. Более того, раз уж делали актуальное переиздание, то можно было наоборот, сильно улучшить графику, добавить деталей. Сделать долбаные вентили менее квадратными, в конце концов. А этого не произошло.

Но, на мой взгляд, гораздо важнее то, что скрывается за формулировками «изменение баланса» и «оптимизация сложности». Повторяюсь, Hard Reset прославилась в частности своей хардкорностью. Чтобы горела задница, достаточно было выбрать среднюю сложность. Уже в конце первого уровня становилось понятно, что нужно держаться подальше от врагов, а крупных противников мочить из-за угла, как можно чаще используя окружение (в частности, бочки и электронные автоматы).

Теперь про это можно забыть. В Redux я впервые умер лишь на первом гигантском боссе (это примерно спустя половину игры), а предыдущие уровни не напрягался вообще. Влетал в толпу противников и крошил их из дробовика. Не боялся роботов-камикадзе. Раньше они взрывались так, что тебя задевало почти стопроцентно. Больше такого нет. Противники наносят меньше урона и умирают быстрее. Можно, наконец, использовать геймпад. В Extended Edition с ним играть невозможно, хотя поддержка там есть. А здесь - валяй, бегай, круши, наслаждайся.

Тем более, в Redux простое ускорение заменили на сильный рывок, и теперь стало намного проще уклоняться. Да и прокачка стала идти быстрее. В середине игры у меня уже были стволы на все случаи жизни, и я банально не знал, куда развиваться дальше и зачем мне делать другие апгрейды.

Также изменилась расстановка и количество врагов, хотя и не везде. Большинство эффектных появлений и сюрпризов сохранилось, но некоторые бесследно исчезли. Где-то одни типы противников заменили другими. Добавили больше летающих роботов. Местам крыс заменили на зомби. Последних выдали за свежую фишку. Новый тип врагов. Но это банальные быстрые и тупые мертвецы из любого зомби-шутера. Их толпа, они бегут на тебя и быстро дохнут. Ну, и много крови. Видимо, разработчикам было лень придумывать что-то реально новое, поэтому они просто взяли наработки для Shadow Warrior. Отсюда и новое оружие - электро-катана. Но она бесполезна почти всегда. Ее можно применять лишь против зомби, но куда быстрее и легче убивать их из дробовика.

Покупать Redux, наверное, есть смысл только на консоли. Для ПК - определенно нет. На худой конец, лучше купить Extended Edition. Слава богу, ситуация с Doom 3 BFG Edition не повторилась, и у нас есть выбор. Как минимум, пока есть.

Дебютный проект польской студии Flying Wild Hog , в которую вошли бывшие сотрудники People Can Fly (Bulletstorm ), CD Projekt RED Ведьмак ») и City Interactive (Sniper: Ghost Warrior ). Ответ на вопрос, что получится у людей, создавших брутальный шутер Painkiller и ролевые игры о Ведьмаке, очевиден: еще один брутальный шутер, но с элементами RPG. Удивляет в то, что действие разворачивается в типично киберпанковом мире, а разработчики признают, что вдохновлялись такими фильмами, как «Матрица», «Бегущий по лезвию» и «Призрак в доспехах».

Главный герой, боевой ветеран по имени Флетчер, работает на корпорацию CLN и не любит чесать языком почем зря. Его задача - защищать последний бастион органической жизни, город Бельфегор, от агрессивных роботов всех мастей, а для этого лучше стрелять, чем говорить. В нет диалогов с ироничными андроидами, философских диспутов о взаимоотношениях человека и машины и тому подобных элементов «чистокровного» киберпанка. И все же при виде сердце любого поклонника творчества Филипа К. Дика или Уильяма Гибсона начнет биться учащенно - разработчики великолепно передали атмосферу. В комиксах, посредством которых подается сюжет, постоянно идет дождь, а мрачный главный герой любит после работы в одиночестве посидеть за рюмкой чего-нибудь горячительного. Сражения разворачиваются на фоне небоскребов, летающих автомобилей и неоновых вывесок кислотной раскраски.

За наниты можно разблокировать режим восприятия. Находясь в критическом состоянии, герой наносит больше повреждений врагам, а время для него замедляется

Сюжет тоже не так прост, как кажется поначалу. Сражаясь с механоидами, майор Флетчер узнает много интересного о подоплеке конфликта, о секретных экспериментах с искусственным разумом, встретится лицом к лицу с одним из древнегреческих богов и даже сам поймет, что значит быть машиной. Следить за историей интересно, а в финале сценаристы явно намекают на продолжение. Надо признать, заинтриговать игроков у них получается.

Как и Painkiller - вызывающе консервативный шутер. В нем отсутствует автоматическая регенерация здоровья, системы укрытий и эффектная режиссура во внезапно прерывающих игру видеороликах. Все задания классические и без особых изысков: добраться до точки назначения, перезапустить терминал, открыть проход и т. д. Зато поклонники старых шутеров а-ля «мясорубка» будут довольны: Hard Reset явно ориентирована на них. Враги прут со всех сторон, проблемы могут доставить даже небольшие дроиды с бензопилами. А уж когда в толпе мелюзги появляются могучие роботы, которые с разбега таранят героя, становится по-настоящему жарко. Кульминация - схватки с огромными, во весь экран, боссами. Разработчики обожают запирать игроков в замкнутом пространстве и открывают двери только, когда они разберут на винтики последнего недруга. Приходится вертеться волчком, скакать от одной аптечки к другой (или спешно собирать выпадающие из противников зеленые сферы), ругаться в голос и не спускать пальца с кнопки стрельбы.

В игре есть всего две базовых пушки, которые слегка меняют вид, когда вы переключаетесь, например, с дробовика на гранатомет

Что бы мы делали без внушительного арсенала! Оружие делится на два типа - огнестрельное и энергетическое. Пулемет, ружье, гранатомет, ракетница, миномет, бластер, плазменная мортира, рейлган - в неплохой набор средств для усмирения взбесившихся машин. Практически у каждой пушки есть альтернативные режимы стрельбы и дополнительные свойства. Так, в альтернативном режиме дробовик может обездвижить врагов, мортира генерирует стазис-поле, а ракетница получает лазерный прицел (непонятно только, зачем). Также ракетница помимо обычных снарядов может стрелять кассетными.

Чтобы все это заработало, придется отыскать разбросанные по уровням нано-капсулы, а затем использовать в специальных станциях, где можно улучшить оружие и открыть альтернативные режимы стрельбы. Там же вы разблокируете новые пушки и усилите самого героя: увеличите запас его здоровья и выносливость, повысите восприимчивость к действию аптечек и ускорите восстановление энергетических щитов. Элементы RPG, конечно, не совсем вписываются в концепцию шутера старой закалки, но в киберпанк-игре обойтись без модификаций решительно невозможно. Другое модное веяние, которое не обошло стороной Hard Reset, - наличие разрушаемых объектов на декорациях. Вы способны не только взрывать огнеопасные емкости, но и уничтожать всевозможные терминалы, панели управления, которые при попадании в них бьют током и парализуют оказавшихся поблизости роботов. Уровни полны таких объектов, и зачастую вы будете не столько палить по врагам, сколько расстреливать элементы окружения.

Боссы никогда не умирают с первой попытки и обожают призывать агрессивных помощников

О разработке объявили внезапно, а ее релиз состоялся уже через пару месяцев после анонса. Складывается впечатление, что разработчикам не хватило времени, чтобы довести проект до ума. Игра слишком короткая, сюжет будто прерывается на полуслове, а продлить удовольствие в мультиплеере нельзя: он попросту отсутствует. Боссов и разновидностей врагов мало, да и оружие не сбалансировано: ломать голову над тем, что и как улучшать, интересно до тех пор, пока вы не получили доступ к ракетнице и рейлгану. После этого можно больше ничего не модифицировать, забыть про какие-либо альтернативные режимы стрельбы и использовать только эти две пушки.

Перед нами скорее расширенная демо-версия, в лучшем случае предвестник чего-то действительно масштабного. Проект способен эволюционировать в нечто весьма увлекательное, если авторы уделят его продолжению больше времени. Но даже такая зарисовка на тему «Painkiller в киберпанковом антураже» оставляет приятное впечатление. Поклонники больших пушек и ураганной пальбы будут довольны.