Проблемы при оценке использования инспекционно досмотровых комплексов. Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в соответствии с их функциональным назначением можно классифицировать на:

· ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин;

· ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов (контейнеров, трайлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов).

На вооружении таможенных органов России такой техники - нет. В этом направлении ведутся опытно-конструкторские работы по темам «Кама» (для контроля легковых автомашин) и «Поле» (для контроля крупногабаритных объектов). Технические решения указанных образцов аппаратуры - найдены, они учитывают необходимые требования для контроля этого вида объектов. ГТК РФ определены места их установки на реальных участках таможенного контроля и сроки внедрения опытных образцов (1997-98гг).

Флюрекс

К досмотровой рентгеновской технике относится принятый для оснащения таможенных органов в 1995 году флюороскопический рентгеноаппарат типа «Флюрекс». Он применяется для углубленного контроля отдельных предметов, выявленных в процессе таможенного контроля потоков багажа и грузов и представляющих оперативный интерес. По своим оперативно-техническим параметрам и конструкции аппарат в основном обеспечивает решение задачи, но, вместе с тем, недостаточно высокая яркость наблюдательного экрана снижает эффективность.

Инспекционно-досмотровый комплекс - комплекс технических средств таможенного контроля, использующее проникающее ионизирующее излучение для получения изображения и анализа содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств.

ИДК позволяют за минимальное время (2-3 мин) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить рентгеновское изображение его самого и изображение перевозимых в нём товаров. При этом технические характеристики ИДК позволяют определить (диагностировать) перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещённые к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран - Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: «Smiths Heimann» (Германия), «Nuctech Company Limited» (Китай) и «Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD» (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК.

Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

В зависимости от назначения ИДК классифицируются по следующим признакам:

1. Стационарные ИДК.

2. Легковозводимые (перебазируемые) ИДК.

3. Мобильные ИДК.

ИДК в первую очередь должны размещаться в пунктах пропуска (МПП, АПП, ВПП, ЖДПП), расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений. Товаропоток должен оцениваться по количеству контейнеров (грузовых вагонов, автотранспортных средств), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок. Заметим, что по имеющимся прогнозам объем перевозок через порты Дальнего Востока России в среднесрочной перспективе будет ежегодно возрастать не менее чем на 18-20%.

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

Предполагается, что подключение к ЕАИС позволит пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России) иметь дистанционный доступ к электронным изображениям товаров и транспортных средств, полученных с помощью ИДК.

Внедрение инспекционно-досмотровых комплексов в работу таможенных органов России должно обеспечить выполнение следующих задач, стоящих перед таможенной службой России:

Ускорение товарооборота и содействие развитию торговли;

Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных незаконным перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров;

Достижение качественно нового уровня в работе таможенной службы по контролю и оформлению крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой федеральной программы «Государственная граница Российской Федерации», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость каждого мобильного комплекса «HCV-Mobile», поставленного последние годы в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

Стационарные ИДК.

Стационарные досмотровые рентгеновские комплексы (СРДК)
(рис. 1) появились в конце 1980-х годов. Они предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля - транспортных контейнеров, вагонов и большегрузных автотранспортных средств.

СРДК представляет собой специально построенное здание, в котором имеется досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель СРДК защищен толстыми бетонными стенами от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания. Практика показала целесообразность строительства СРДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автопереходов и железнодорожных пунктах пропуска. Хотя общая стоимость строительства СРДК высока, но, по предварительным данным, в этих условиях они окупаются в течение очень короткого промежутка времени. Например, по информации таможенной службы Германии в порту Гамбург дополнительные таможенные сборы от найденных незадекларированных товаров покрыли затраты на строительство СРДК несколько раз в течение одного года.

17.11.2005 успешно прошел приёмо-сдаточные испытания первый в России инспекционно-досмотровый комплекс HCV-Gantry, установленный на Международном Пропускном Пункте «Троебортное» (граница Россия-Украина).

Оборудование произведено мировым лидером в данной отрасли -немецким концерном Smiths Heimann. Поставку, установку, пуско-наладку обеспечила российская компания «Техно - С. Петербург», входящая в группу компаний «Техно», по результатам победы в конкурсе, проведенном Государственным Таможенным Комитетом в 2003 году.

Технические характеристики комплекса уникальны:

ИДК Heimann Cargo Vision - Gantry позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. Мощность рентгеновского генератора составляет 6 МэВ. Пропускная способность комплекса - до 35 грузовиков в час. По оценкам специалистов, использование досмотрового оборудования позволяет свести к минимуму человеческий фактор при проверке грузов, и в десятки раз ускорить процесс инспекции. В настоящий момент в мире функционирует 35 систем Smiths Heimann Cargo Vision.

Рис. 1. Инспекционно-досмотровый комплекс Heimann Cargo Vision Gantry

ФТС России с 2003 создает систему таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу.

Открытие ИДК «HCV - Gantry» на МАПП «Троебортное» является событием всероссийского масштаба, так как это первый реализованный проект государственной программы по оснащению крупных пропускных пунктов инспекционно-досмотровыми комплексами.

Следующим этапом реализации программы является инсталляция ИДК на российско-финляндской границе на МАПП «Торфяновка» и «Брусничное» Выборгской таможни, а также на МАПП «Бурачки» Себежской таможни.

Учитывая большую потребность России и стран СНГ в досмотровых комплексах концерн Smiths Heimann и компания «Техно - С.Петербург» заключили соглашение на открытие в Санкт-Петербурге производства инспекционных систем.

Оснащение пограничных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами является одним из приоритетных направлений работы Федеральной таможенной службы. Актуальность этой задачи определяется принятыми Всемирной таможенной организацией в июне 2005 г. Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли. Россия присоединилась к данным стандартам, в которых одной из поставленных целей для обеспечения глобальной безопасности является обустройство пунктов пропуска на границе и оснащение их современными средствами технического контроля, в том числе развертывание сети ИДК.

Создание технических возможностей оперативного контроля содержимого морских контейнеров без их вскрытия является одним из важнейших мероприятий Концепции развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 года (новая редакция - до 2020 года), утвержденной Правительством в декабре 2005 года. Концепцией предусмотрено, что в целом, за счет средств федерального бюджета, в рамках программы «Государственная граница», а также за счет займа Всемирного банка на границах Российской Федерации будет развернуто 72 ИДК, в том числе 22 мобильных и 50 стационарных, из них 10 - в морских портах. Указанное количество ИДК является лишь первоначально необходимым, в последствии весь периметр границы и крупнейшие морские порты должны быть оснащены такими комплексами.

Оснащение морских портов ИДК является привлекательным мероприятием не только для таможенной службы, позволяющим повысить эффективность таможенного контроля и собираемость платежей, но и для администрации портов и стивидорных компаний. Внедрение ИДК позволит значительно сократить время выполнения таможенных формальностей в порту, что в свою очередь приведет к увеличению грузопотоков, расширению внешнеэкономической деятельности и повышению деловой привлекательности и конкурентоспособности порта. Очевидно также, учитывая требования Рамочных стандартов безопасности, что в последствии порты, не оснащенные ИДК, будут лишены возможности участвовать в международном торговом обороте.

Как сообщили в пресс-службе ФТС России, в ходе совещания участниками достигнуто понимание необходимости консолидации усилий по оснащению ИДК морских портов, принятию неотложных мер для того, чтобы работы по оснащению морских портов Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока были начаты в 2006 году и уже к 1 марту определить конкретные места размещения комплексов в этих портах.

Лекция 6

Учебные вопросы

1.Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

2.НПБ, порядок управления ИДК

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различных видах ПП

4. Применение ИДК в пунктах пропуска через гос границу РФ

5.Перспективы развития ИДК

Время – 2(4 ?) ч

Литература

2. Приложение к договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17.

3. Прудников К. На грани фантастики / К. Прудников // Таможня. - 2011 № 3 с. 8 - 10.

4.Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: учебник / под общ. ред.Ю.В. Малышенко – М.: 2006 - 524 с.

5. Дугин ГА. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Учеб.-методич. пособие. - М, 2005. - 60 с

6. Малышенко Ю.В. / ИДК: особенности конструкции и работы ИДК HCV – MOBILE: уч. Пособие /Ю.В.Малышенко – Владивосток: ВФ РТА, 2008 – 226 с.

7. www. tstk.narod.ru

1. Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

- предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В основном, ИДК предназначены для интроскопии наиболее трудных объектов таможенного контроля (грузовых автомашин, контейнеров, трейлеров, железнодорожных вагонов), отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров. Наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты и даже секунды увидеть на экране все, что находится внутри вагона, контейнера и других большегрузных средств транспортировки грузов. Это обеспечивает быструю окупаемость вложений, что само по себе важно, но еще более важно это с точки зрения борьбы с терроризмом, а также с различными видами контрабанды.

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: - возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, - распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; - определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; - координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения;

Возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); - возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками


Принцип работы

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Как уже было сказано в предыдущей лекции, принцип работы ИДК

основан на свойстве рентгеновских лучей:

без вскрытия объекта они проникают в изучаемый объект и возвращаются в виде теневого изображения на экран. Т.е., Рентгеновское излучение от источника проходит через контролируемый (просвечиваемый), предмет и через защитное стекло визуально воспринимается оператором в виде теневого изображения.

Если возвращаемый луч(теневое изображение) проходит через спец флюоресцентный экран, он преобразуется на нем в световой рельеф и вызывает свечение (флюоресценцию). Через защитное стекло визуально воспринимается оператором светящееся теневое изображение.

Таким образом,

принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов

Общее устройство

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

Излучающая система;

Система регистрации и обработки;

Система перемещения досматриваемого объекта;

Система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;

Система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;

Система обеспечения удаленного просмотра изображений;

Система управления комплексом;

Система транспортирования;

Система радиационной безопасности;

Система видеонаблюдения;

Система электропитания


История создания

Создание ИДК - вынужденная мера, которая направлена на решение задач, стоящих перед таможенной службой. Если говорить о зарождении ИДК, то это тема была официально заявлена еще в 1988 году. Тогда же было принято постановление Совета министров СССР «О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество», одним из вопросов которого было создание досмотровой системы. Позже она стала называться инспекционно-досмотровым комплексом."

В России внедрение в работу таможенных органов ИДК фактически началась с 2002 года, когда на переходу «Брусничное» (на границе с Финляндией) был введен в опытную эксплуатацию мобильный ИДК фирмы Smiths Heimann (Германия). Затем, в 2005 году, на переходе «Троеборное» (граница России и Украины) был введен в эксплуатацию ИДК типа HCV-Gantry той же фирмы, а в 2006 году на автомобильных пропускных пунктах

«Торфянка», «Брусничное», «Убылинка» и «Бурачки» были размещены легко возводимые и перебазируемые ИДК типа HCV-Gantry.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран -Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: Smiths Heimann (Германия), Nuctech Company Limited (Китай) и Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК. Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Основными задачами применения ИДК являются следующие :

Повышение объемов и степени достоверности результатов проведения таможенного досмотра;

Ускорение объемов товаропотоков через пункты пропуска на госу­дарственной границе Российской Федерации;

Сокращение затрачиваемого времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;


Проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах;

Увеличение поступлений таможенных платежей в бюджет;

Повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства.

2. Нормативно-правовая база, порядок применения ИДК.

1. ТК ТС (ст. 101) предусматривает возможность привлечения в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля не заинтересованных в результатах таких действий экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. В п.З ст. 165 ФЗ Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Также в п. 1 ст. 169 предусмотрено в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. В рамках усиления борьбы с нарушениями таможенных правил (недостоверное декларирование или не декларирование), повышения роли таможенной службы в деле борьбы с терроризмом ФТС России принято решение о создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТККГ и ТС), представляющей собой ряд инспекционно-досмотровых комплексов различных типов, систему управления их работой и электронного обмена с использованием ведомственной телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.


Концепция создания СТККГ и ТС была определена приказом ФТС России от 24.01.2005 года №52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств». 17

3. Организация и порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК, в том числе мобильных, определены приказом ФТС России от 09.12.2010 года №2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

Сущность и значение системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТКК и ТС) и телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Итак, СТКК и ТС

это одно из перспективных направлений развития ИДК, суть которого – в создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в нашей стране .

В этой системе основную роль сыграют ИДК как основные средства контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

- Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой программы, утвержденной Правительством РФ, «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость проекта создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 400 миллионов долларов США.

Финансирование проекта включает:

Бюджетные средства - 208,6 миллиона долларов США.

Займ МБРР № 4689 RU (проект «Модернизация информационной системы таможенных органов» -11,4 миллиона долларов США).

Международная помощь -180 миллионов долларов США.

- Стоимость каждого мобильного комплекса HCV-Mobile, поставленного в 2007-2008 гг. в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

- Сегодня на автомобильных пунктах пропуска размещены 12 стационарных и уже применяются 42 мобильные системы, а также завершено строительство трех стационарных систем в морских портах Проводятся работы по их объединению в единую информационную систему ЕАИС

Порядок использования ИДК в системе ЕАИС

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.

Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).

Оперативные решения по управлению применением ИДК принимаются в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях.

Оперативный контроль за их применением осуществляется ФТС России.

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах.

Использование инспекционно-досмотровых комплексов для контроля крупногабаритных объектов - контейнеров и автотранспортных средств - открывает новые перспективы для оперативного получения объективной информации о содержимом контейнера, а также о наличии непосредственно внутри него сокрытых вложений и тайников.

Порядок применения ИДК при проведении контроля:

1.Координация деятельности по использованию ИДК возлагается :

а) в ФТС России - на Главное управление организации таможенного
оформления и таможенного контроля;

б) в РТУ - на подразделения службы организации таможенного контроля, как
правило, подразделения, осуществляющие организацию функционирования
пунктов пропуска и взаимодействия с контролирующими органами, или
отделы таможенных процедур и таможенного контроля;

в) в таможнях - на отделы применения ИДК (при их отсутствии в штатном
расписании - отделы таможенных процедур и таможенного контроля).

2.Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося (ихся) в профиле риска,
устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с
использованием ИДК;

б) по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа в
соответствии с пунктом 38 Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей
рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их
актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС России от 11 января

2008 г. N 11 (в редакции Приказов ФТС России от 18 июня 2008 г. N 749, от 17 июля 2008 г. N 876, от 6 октября 2009 г. N 1825).

3.Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях,

если:

а) габариты товаров и (или) транспортных средств не соответствуют
техническим возможностям ИДК;

б) товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения. (Приложение
№2)

4.Начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.

5. Должностные лица рабочей смены ИДК при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК осуществляют:

а) внешний визуальный осмотр товаров и транспортного средства, грузовых
емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации на
предмет их сохранности и определения конструкционных особенностей,
которые необходимо учитывать в последующем анализе РИ;

б) сканирование документов, предъявленных таможенному органу;

в) рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств;

г) анализ информации, полученной с использованием ИДК;

д) архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с

использованием ИДК.

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различныхвидах ПП

Исходя из практики использования специальной досмотровой рентгеновской техники, инспекционно-досмотровые комплексы* можно классифицировать следующим образом:

1. По мобильности :

Мобильные ИДК;

Перемещаемые (легковозводимые) ИДК;

Стационарные ИДК.

2. В зависимости от объектов контроля ИДК можно разделить на:

ИДК для автотранспортных средств (для оснащения АПП). ;

ИДК для железнодорожных контейнеров (для оснащения ЖДПП) ;

ИДК для авиаконтейнеров (для оснащения ВПП );

ИДК для морских контейнеров (для оснащения МПП )

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему.

Мобильный ИДК полностью размещается на шасси автомобиля. Развёртывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны).

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счёт перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью.

Основные технические данные мобильного инспекЦионно-досмотрового комплекса Heimann CargoVision - HCV-Mobile приведены в

Практической работе № 9

Перемещаемые (легковозводимые) инспекционно-досмотровые комплексы .

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлении. Во время сканирования, досматриваемые транспортные средства неподвижны, так как сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.

Данные комплексы в основном используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Основные технические характеристики легковозводимых ИДК «HCV-RSV 2500» и «HCV-RSV 5000» приведены в Практической работе № 9

Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания объектов.

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Хотя общая стоимость строительства стационарного ИДК высока, но, по оценкам специалистов, в современных условиях он окупается в течение короткого промежутка времени (до трёх лет).

Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

ИДК «HCV 9000»)

Грузовые автомобили, в которых груз по результатам анализа рентгеновского изображения не вызвал подозрений, направляются к выезду с территории ИДК. Транспортные средства, в изображениях которых выявлены те или иные признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Рабочее помещение операторов оборудовано мониторами и пультом управления. На мониторах воспроизводится исходное теневое и обработанное с помощью специальных функций изображение досматриваемого объекта, телевизионное изображение из досмотрового тоннеля и, если это нужно, воспроизводятся таможенные документы на досматриваемый объект. Если перед направлением в досмотровый тоннель производится взвешивание объекта на осевых весах, то результаты взвешивания также будут доступны операторам. Таким образом, при анализе теневых картин операторы имеют исчерпывающую информацию для принятия правильного решения.

Для работы на стационарном ИДК «HCV 9000» используется постоянный штат высококвалифицированных сотрудников таможенной службы, знающих особенности устройства автотранспорта, приёмы монтажных операций и прошедших специальную подготовку в авторемонтных центрах.

Рабочий цикл стационарного ИДК занимает около 150 с. Отсюда следует, что теоретически производительность контроля может достигать значения 20-25 объектов в час. Однако реальная производительность работающих комплексов может быть заметно ниже. Так, специалисты стационарного ИДК считают, что практически можно работать с производительностью до 10 объектов в час. Производительность работы зависит от принятой технология контроля, которая позволяет совмещать определённые подготовительные и основные операции рабочего цикла, а также от личного опыта оператора, который проводит анализ результатов сканирования. Но в любом случае производительность таможенного досмотра с применением стационарного ИДК на несколько порядков выше, чем при досмотре без их применения.

Основные технические характеристики стационарного ИДК «HCV

9000» приведены в Практической работе № 9

ИДК для оснащения ЖДПП .

ЖДПП должны оснащаться ИДК для контроля железнодорожных вагонов. ИДК для контроля железнодорожных вагонов с энергетикой от 6-и до 9-и МэВ являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных железнодорожных вагонов, позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты вагонов. Радиационная защита обеспечивается бетонными конструкциями и отведением санитарной зоны.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать: - получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами вагонов;


Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого вагона и его содержимого с увеличением изображения;

передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

ИДК для оснащения ВПП.

ВПП должны оснащаться ИДК для контроля авиационных контейнеров. ИДК для контроля авиационных контейнеров (энергетика не менее 4-х МэВ) являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных авиационных контейнеров, европоддонов, европалет и позволяют идентифицировать товары.

ИДК размещается на территории аэропортов, складов временного хранения с соблюдением мер радиационной защиты.

Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности

4. Применение ИДК в пунктах пропуска(ПП) через государственную границу РФ

Здесь главные проблемные вопросы:

Где размещаются ИДК

Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов

Требования к ИДК на

4.1.Где размещаются ИДК

Выбор пунктов пропуска для размещения ИДК обусловлен их расположением на направлениях МТК, основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

ИДК в первую очередь должны размещаться в МПП, АПП, ВПП, ЖДПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, МТК, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений .

МПП, АПП, ВПП, ЖДПП должны оснащаться различными модификациями ИДК (стационарные, легковозводимые (перебазируемые), мобильные, ИДК для контроля авиационных контейнеров, ИДК для контроля железнодорожных составов).

В первую очередь комплексами должны быть оснащены

м орские, порты, расположенные на МТК (Международн там контроль), и через которые осуществляются наибольшие контейнерные перевозки.

Для оценки количества перемещаемых через порт контейнеров необходимо использовать статистику не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов развития портов, роста контейнерных перевозок.

Для размещения ИДК в АПП товаропоток должен оцениваться по количеству грузовых автомобилей, проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым автомобильным транспортом.

Товаропоток в ЖДПП оценивается по

количеству грузовых вагонов (составов), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым железнодорожным транспортом.

Для строительства ИДК в ВПП необходимо охарактеризовать товаропоток по тоннажу перевезенных грузов не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок.

Кроме того, в первую очередь ИДК должны оснащаться пункты пропуска, расположенные на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

4.2.Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов:

Первой отличительной особенностью данного вида объектов таможенного контроля являются их большие габаритные размеры и весовые характеристики.

Второй особенностью объектов таможенного контроля в виде крупногабаритных грузовых упаковок - контейнеров является, как правило,очень высокая степень их загрузки, заполнения объемов содержимым, в том числе неоднородными видами товаров, а также товарами, имеющими разные характеристики составляющих их веществ по плотности - от полимерных материалов (удельный вес в пределах 400 кг/мЗ) до металлов (удельный вес более 5000 кг/мЗ), что имеет значение при выборе методов и технических средств контроля, определении технических требований к ним.

Третьей отличительной особенностью являются условия, в которых осуществляется таможенный досмотр контейнеров и большегрузных автомобилей. Это в большинстве случаев открытые площадки терминалов или специально отведенные автостоянки, работа на которых проводится в любое время года, в любую погоду и в любое время суток. Четвертая особенность характеризуется значительными физическими нагрузками на должностных лиц досмотровых групп, что требует применения соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов.

4.3.Требования к ИДК на различных видах ПП

- Требования к ИДК и его составу для оснащения морских портов (МПП)

МПП должны оснащаться стационарными ИДК.

Стационарные ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого морских контейнеров в одной или двух проекциях в зависимости от модификации ИДК и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

Оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

Просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами контейнеров;

Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого контейнера и его содержимого с увеличением изображения;

Сохранение изображения в памяти, запись его на носители;

Передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения АПП .

АПП в зависимости от товаропотока, задач и оперативной обстановки могут оснащаться легковозводимыми (перебазируемыми) и мобильными

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого большегрузных автомобилей, контейнеров, а при необходимости автобусов и легковых транспортных средств, и идентификацию находящихся в них различных грузов на соответствие товаросопроводительным документам.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ЖДПП.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам

Для этих целей используют мобильные или передвижные ИДК.

На очень крупных ЖДПП могут применяться стационарные ИДК

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ВПП .

ВПП должны оснащаться мобильными ИДК для контроля авиационных контейнеров.

ИДК для контроля авиационных контейнеров должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого авиационных контейнеров, европоддонов, европалет, перевозимых воздушным транспортом, и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;


5. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

1 - Создание ЕАИС

Как известно, к концу 2011 года планируется завершить объединение всех систем в единую автоматизированную информационную систему , что позволит решать задачи организации, хранения и передачи пакетов данных, полученных на ИДК, а также осуществлять повторный анализ пакетов данных, полученных с ИДК из любой точки ведомственной сети ФТС России при наличии соответствующих полномочий средствами стандартных Web-браузеров. Также этой автоматизированной системой будет предусмотрена возможность контроля технического состояния ИДК в режиме реального времени.

2 - Создание грузовых комплексов

20 декабря 2010 года был подписан Меморандум о подготовке и реализации инвестиционного проекта «Создание грузового комплекса в аэропорту Шереметьево». Документ был подписан Андреем Бельяниновым -руководителем ФТС России, руководителем Росавиации Александром Нерадько, и президентом ЗАО Холдинговая компания Интеррос» Владимиром Потаниным.

Целью создания данных комплексов является возможность повышения конкурентоспособности транспортной системы РФ, обеспечение ускорения движения товаров, улучшения логистического обслуживания авиационных грузовых перевозок в регионах страны. Организация проектирования, финансирования и реализация проекта будут происходить поэтапно, на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального бюджета в части, предусмотренной подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также средств, привлеченных ЗАО ХК «Интеррос».

Такой системный подход позволяет избежать многих ошибок, построить прозрачную эффективную логистику, и, в конечном счете, реализовать конкурентные преимущества российского бизнеса при перемещении товаров между Европой и Азией.

ФТС России окажет содействие проекту путем организации сети передвижных ИДК, внедрения новых информационно-технических средств, способствующих сокращению времени прохождения участникам ВЭД таможенных формальностей. Реализация проекта позволит стимулировать развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечит ускорение товародвижения, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортной системы и транзитного потенциала России. В дальнейшем планируется также строительство новых грузовых комплексов на Западе, востоке и Центральной части России.

3. Это направление перспективного развития и функционирования ИДК связан с ВПП

Его можно рассмотреть на примере оснащения ИДК аэропорта «Казань», расположенного в регионе деятельности Приволжского ТУ. Как известно в сфере последних событий, что 27 Всемирная Летняя Универсиада 2013 года будет проходить в городе Казань, в ПФО. Спортсмены соберутся со всего мира. Естественно гостей будет встречать «ОАО «Международный аэропорт Казань», который стал лауреатом премии в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт». Уже принято решение о реконструкции и развитии данного аэропорта. В Универсиаду 2013 года аэропорт планирует обслужить до 5 миллионов пассажиров в год. Для наглядного представления показателей деятельности ВПП «Казань», автор сравнивает его с другими ВПП, которые расположены в регионе деятельности Приволжского Федерального округа.

Таблица 3.3

Из данной таблицы видно, что показатели деятельности ВПП «Казань» растут быстрыми темпами. Количество грузовых транспортных средств, проследовавших через данный аэропорт в 2010 году составило 83 единицы (за АППГ 53), также прослеживается тенденция роста перемещенных товаров: 7 914 тонн за 2009 год и 8 558 тонн соответственно за 2010 год.

В первом квартале 2010 г. услугами международного аэропорта «Казань» воспользовались 153 067 пассажиров, что на 54,2% превышает показатель первого квартала 2009 г. На рейсах внутренних авиалиний обслужены 97 624 человек, что на 44,2% больше, чем за 3 месяца прошлого года. Пассажиропоток на международных авиалиниях составил 55 443 человека, что превышает прошлогодний показатель за аналогичный период на 75,7%.

Кроме того, за январь-март 2010 г. количество самолёто-вылетов увеличилось на 20,7% и составило 1667 единиц.

Анализируя последние изменения, а именно проведение Универсиады 2013 года в Казани, быстрый рост всех основных показателей деятельности данного ВПП, можно также запланировать строительство грузового комплекса в ВПП «Казань». Соответственно данный комплекс необходимо также будет оснастить ИДК. А, как известно, эффективное противодействие международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств -это и есть цели создания ИДК, соответственно, это приведет к обеспечению безопасности всех жителей, всего региона и всей страны в целом.

Контрольные вопросы

1. ИДК: назначение, принцип работы, общее устройство

2. История создания ИДК, основные задачи, решаемые с помощью этого комплекса

3. Нормативно- правовая база применения ИДК: перечень, содержание документов

4. Суть и значение системы контроля грузов и транспортных средств (СТКК и С) и телекоммуникативной сети ЕАИС. Роль ИДК в них

5. Сущность и порядок использования ИДК в сети ЕАИС

6. Общий порядок применения ИДК при проведении таможенного контроля

7. В каких случаях таможенный контроль проводится с использованием инспекционно- досмотровых комплексов и когда контроль проводится без ИДК

8. Классификация ИДК: признаки классификации, виды ИДК в зависимости от их мобильности и объектов контроля.

9. Мобильные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

10. Перемещаемые (легковозводимые) ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

11. Стационарные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

12. Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

комплекса «NCV 9000»)

13. Особенности размещения ИДК на пунктах пропуска, размещенных на государственной границе РФ

14. Отличительные особенности пропускных пунктов, размещенных на международных путях транспортировки НВ, ВВ, оружия и боеприпасов

15.Требования к ИДК для оснащения морских пропускных пунктов

16. Требования к ИДК для оснащения автомобильных пропускных пунктов

17. Требования к ИДК для оснащения ж/ дорожных пропускных пунктов

18. Требования к ИДК для оснащения воздушных пропускных пунктов

19. Роль и значение ИДК в создании грузовых комплексов в связи с крупными международными событиями в нашей стране (олимпийские игры, всемирная универсиада и т. д.)

20. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

Приложение 1.

Фото мобильного ИДК, находящегося в рабочем режиме

Осуществляется сканирование грузового контейнера, который будет пропущен под дугой с излучателем, после анализа отражённого излучения встроенным компьютером будет составлено рентгеновское изображение груза.


Приложение 2.

Пример рентгеновского изображения, получаемого при сканировании с помощью мобильного инспекционно- досмотрового комплекса.


Хорошо подготовленный оператор из анализа изображения с лёгкостью высмотрит здесь тайники или сокрытые вложения.

Реферат выполнил: А.В.Медведева

студент группы ТП-84

НОУ СПО «НКТ им. А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»

Новосибирск 2010

Введение

Все большая интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой и заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых в этой связи возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств – авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ. Практика показала, что на проведения этих процедур для одного транспортного средства уходит 2-3 часа. Таким образом, большинство транспортных средств, следующих через границы России, проходят таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого.

Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Опыт мировой таможенной практики, изученный отечественными специалистами, показал, что наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства по лучить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать в конструкционных узлах транспортных средств предметы, запрещенные к перевозке.

Цель работы:

1. Классификация ТСТК

В составе ТСТК выделяют 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов ТСТК (схема 1).

Первый класс включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики документов, представляющих для таможенного оформления объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления подделки (допечатка, дописка текста, подчистка, замена листов, подделка печатей, штампов, подписей).

Второй класс включает технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количество стратегически важных сырьевых товаров и выявить среди них предметы таможенных правонарушений.

Третий класс включает в себя технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а так же применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.

Четвёртый класс включает технические средства, которые обеспечивают выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

1) проведение оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра;

2) проведение оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

3) определение целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.

Пятый класс – ТСКТ, которые необходимы для таможенного оформления, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.

Шестой класс включает ТСТК, которые предназначены для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зонах таможенного контроля, с целью выявления:

1) противоправного поведения;

2) подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.

Седьмой класс включает ТСТК, которые обеспечивают получение данных о информации, перемещаемой через таможенную границу, с целью выявления материалов, запрещённых к такому перемещению.

Результаты применения ТСКТ позволяют определить:

1) ход дальнейшего процесса таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу;

2) установление достоверности и подлинности документов;

3) определение соответствия качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларируемых документах;

4) подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

5) обеспечить правильное начисление таможенных платежей;

6) выявить тайники и сокрытые вложения;

7) обеспечить выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.

Основными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) непричинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.

Соблюдение принципов имеет важное значение на всех этапах таможенного контроля. Руководствуясь ими можно правильно осуществлять выбор того или иного ТСТК для решения оперативных задач.

2 класс
3 класс
3 подкласс

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

Предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств. Принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов.

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

  • - излучающая система;
  • - система регистрации и обработки;
  • - система перемещения досматриваемого объекта;
  • - система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
  • - система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
  • - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
  • - система управления комплексом;
  • - система транспортирования;
  • - система радиационной безопасности;
  • - система видеонаблюдения;
  • - система электропитания

Мобильный ИДК в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

1. Порядок таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Порядок) разработан на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок определяет особенности организации таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного испекционно-досмотрового комплекса (МИДК) в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (АПП), а также последовательность действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК.

2. Таможенный контроль товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК в АПП проводится в соответствии с положениями Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса ИДК в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 13, с учетом особенностей использования МИДК при таможенном контроле товаров и автотранспортных средств, к которым относятся:

специфика развертывания, базирования и перемещения МИДК на территории АПП;

обозначение пределов рабочей зоны на территории АПП;

помещение товаров и автотранспортных средств в рабочую зону МИДК и убытия из нее;

передислокация МИДК из одного АПП в другой.

3. МИДК от места постоянного базирования направляется в рабочую зону МИДК (как правило, специально оборудованный в соответствии с Техническим регламентом работы МИДК (приложение N 3) горизонтальный участок местности в АПП, расположенный преимущество на направлении въезда автотранспортных средств на территорию Российской Федерации за линией контроля грузового автотранспорта с учетом требований по радиационной безопасности).

При отсутствии в АПП специально оборудованного участка рабочая зона МИДК определяется по решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого находится АПП, исходя из местных условий с учетом схемы организации движения автотранспортных средств в АПП, требований охраны труда и радиационной безопасности.

  • 4. Должностное лицо таможенного органа, ответственное за перемещение и развертывание МИДК (водитель МИДК), осуществляет его перемещение в рабочую зону МИДК.
  • 5. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, входящее в состав экипажа МИДК, обеспечивает развертывание и функционирование МИДК.
  • 6. Направляемое для прохождения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК автотранспортное средство следует в рабочую зону МИДК согласно схеме организации движения автотранспортных средств в АПП при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК (приложение N 1). Перемещение автотранспортного средства в рабочую зону МИДК и убытие из нее допускается только с разрешения уполномоченного должностного лица таможенного органа.
  • 7. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, ответственное за организацию движения автотранспортных средств, направляемых для прохождения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК, и размещение автотранспортных средств в рабочей зоне МИДК обозначает рабочую зону МИДК специальными техническими средствами (предупреждающими, информационными знаками), контролирует процесс помещения автотранспортных средств в рабочую зону МИДК в АПП и убытия автотранспортных средств из рабочей зоны МИДК.
  • 8. Водитель прибывшего в рабочую зону МИДК автотранспортного средства, следуя инструкциям, содержащимся в Памятке для водителя автотранспортного средства при направлении автотранспортного средства для прохождения таможенного осмотра с использованием рентгеновской установки - мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) (приложение N 2), производит остановку автотранспортного средства и удаляется за пределы рабочей зоны МИДК.
  • 9. Уполномоченные должностные лица таможенного органа при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК контролируют соблюдение требований охраны труда, следят за отсутствием ошибок (тревог) в работе оборудования МИДК, организуют проведение следующих процедур:

представление и анализ товаросопроводительных документов, полученных рентгеновских изображений;

рентгеновское СКАНИРОВАНИЕ товаров и автотранспортных средств;

передача, сохранение, архивирование изображений и (или) данных о товарах и автотранспортных средствах.

  • 10. После завершения процесса рентгеновского сканирования автотранспортное средство убывает из рабочей зоны МИДК на площадку ожидания результатов таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК.
  • 11. По решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого расположены несколько АПП, и по согласованию со службой организации таможенного контроля регионального таможенного управления МИДК может быть передислоцирован в любой АПП в регионе деятельности таможенного органа.

О принятии решения о передислокации МИДК из одного АПП в другой начальник таможенного органа информирует Главное управление организации таможенного контроля ФТС России.

12. По представлению начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России и по решению руководителя ФТС России либо первого заместителя руководителя ФТС России МИДК могут быть передислоцированы из регионов деятельности таможенных органов одного регионального таможенного управления в АПП, расположенные в регионах деятельности таможенных органов другого регионального таможенного управления.

Инспекционно-досмотровый комплекс Z Portal

Z Portal — многопроекционный инпекционно-досмотровый комплекс, который демонстрирует высокую степень обнаружения благодаря использованию нескольких рентгеновских технологий: Z Backscatter(обратное рассеивание), Forwardscatter(прямое рассеивание) и двухэнергетическое построение изображений.

Что досматривает

Где применяется

Описание

Инспекционно-досмотровый комплекс Z Portal работает на основе высокоэффективных технологий досмотра, которые формируют 6 изображений(по 2 с каждой стороны транспортного средства и 2 изображения с видом сверху).

Технология обратного рассеивания Backscatter идеально подходит для обнаружения органических веществ(наркотики, сигареты). Технология двухэнергетического построения изображения выявляет скрытые угрозы в центральной части транспортного средства.

Технология Forwardscatter обеспечивает улучшенное качество обнаружения плотных материалов, таких как, например, артиллерийские снаряды.

Инспекционно-досмотровый комплекс Z Portal может сканировать до 400 автомобилей или 250 грузовиков в час.

Функциональные возможности

Операционная система: Windows ® 7

Консоль оператора: система укомплектована четырьмя ЖК-мониторами с высоким разрешением и диагональю 21 дюйм.

Принтер: цветной лазерный принтер

Жесткий диск 1 TБ

Программное обеспечение ASEInspection™

ASEInspection — программное обеспечение на базе ОС Windows, используемое для управления системой и анализа изображений.

ASEInspection состоит из набора инструментов для анализа, и используется для хранения и поиска изображений.

Функции ASEInspection™

Экран диагностики системы: экран мониторинга за состоянием системы в реальном времени.

Функция базы данных: предоставляет возможность создания и хранения записей для конкретных сканирований.

Автосохранение: автоматическое сохранение текущего изображения с записями на жесткий диск по мере прохождения транспортного средства через систему, без необходимости ручного сохранения.

Архив: ручное сохранение имеющихся изображений на CD или DVD, а также создание ссылки на диск в базе данных

Экспорт изображения: предоставляет возможность экспортирования полных изображений в форматы TIF/JPG.

Инструменты анализа изображений

Трехмерный просмотрщик(дополнительно — Z Portal только для легковых автомобилей): создает виртуальную трехмерную модель транспортного средства по изображениям обратным рассеянием Z.

Автоматическое сравнение с более ранними данными(дополнительно): боковое отображение изображения текущего транспортного средства с аналогичным, но сделанным ранее, по данным идентификатора.

Автоматическое усиление границ: автоматическая оптимизация контрастности изображения, что усиливает едва заметные различия.

Примечание« Без подозрений/с подозрениями»: прилагает запись« с подозрениями», т. е. с угрозой. Цветовые палитры: добавляет возможность изменять значения оттенков серого по умолчанию на цвета палитры, соответствующие изменениям плотности.

Регулировка плотности: непрерывная регулировка контрастности и яркости для выделения определенных плотностей. Высокая контрастность: усиливает едва заметные различия контрастности за счет растягивания гистограммы изображения.

Гистограмма: настраивает контрастность изображения по заданной пользователем средней точке яркости и диапазону.

Уравнивание гистограммы: настраивает контрастность изображения за счет автоматического выравнивания кривой гистограммы.

Сравнение с более ранними данными: сравнение расположенных рядом друг с другом текущего изображения с сохраненным ранее. Комментарии и примечания: привязывание к изображениям стрелок и полей с комментариями.

Область интереса(ROI): применение фильтров и инструментов анализа к конкретному участку изображений не отражаясь на остальных за полем ROI частях изображения.

Сравнение эталонным транспортным средством(дополнительно — Z Portal только для легковых автомобилей): согласно введенным пользователем в поле данным система автоматически сравнивает текущее транспортное средство с более ранними изображениями и указывает на различия между ними. Обратимость видео: обратимость палитры изображения. Обычно черные области становятся белыми и наоборот.

Линейка: статические и динамические линейки для измерений предмета.

Усилить границы: усиление границ предметов без усиления фонового шума.

Масштаб: усиление 1х-16x с возможностью перемещения по всему полю зрения.

Особенности

    Сочетание технологий двухэнергетического рентгеновского излучения и технологии обратного рассеивания

    Высокая пропускная способность — до 400 легковых автомобилей(250 грузовиков) в час

    Эффектный досмотр в условиях ограниченного пространства

    Сканирования в двух направлениях

Характеристики

Рабочие характеристики

  • Источник рентгеновского излучения: 225 кэВ
  • Пропускная способность: до 400 легковых автомобилей или 250 грузовик в час. Программное обеспечение пространственной коррекции компенсирует отклонения скорости транспортного средства.
  • Скорость сканирования: 2−20 км/ч
  • Требования к бригаде: один оператор рентгеновской системы / контролер(стандартно), регулировщик движения(дополнительно).
  • Электропитание: 50 Гц, 60 Гц*(дополнительно)
  • Напряжение при 50 Гц: 400 ± 10%
  • Напряжение при 60 Гц: 480 +5/-10%
  • Сила тока при 50 Гц: 60 A
  • Сила тока при 60 Гц: 50 A
  • Число фаз при 50 Гц: 3
  • Число фаз при 60 Гц: 3
  • Частота при 50 Гц: 50 ± 3 Гцтрансформатор
  • Частота при 60 Гц: 60 ± 3 Гц
  • *требуется дополнительный трансформатор

Габаритные размеры грузового автомобиля*

  • Ширина: 6,6 м
  • Высота: 6,0 м
  • Длина: 6,7 м

Размеры туннеля*

  • Ширина: 4,2 м
  • Высота: 4,7 м
  • Ширина: 3,5 м
  • Высота: 4,6 м

Габаритные размеры легкового автомобиля*

  • Ширина: 5,9 м
  • Высота: 4,1 м
  • Длина: 6,1 м

Размеры туннеля*

  • Ширина: 3,4 м
  • Высота: 2,8 м

Максимальные размеры досматриваемого транспортного средства**

  • Ширина: 2,7 м
  • Высота: 2,7 м

Максимальные размеры досматриваемого транспортного средства

  • * без учета дополнительной холодильной установки(опция для экстремально высоких температур) или эстакаду для транспортных средств(опция сканирования сверху вниз)
  • ** предусматривает просвет транспортного средства 0,3 м с каждой стороны

Безопасность и здравоохранение

  • Стандарты радиационной безопасности: система соответствует ANSI N43.17−2009, радиационная безопасность систем досмотра персонала рентгеновским и гамма-излучением.
  • Доза облучения: стандартная доза для досматриваемого транспортного средства и водителя составляет 0,05 мкЗв(5,0 мкбэр).
  • Размеры радиационной запретной зоны: на границе системы

Опции и аксессуары

  • Формирование изображений сверху вниз: изображение двумя уровнями энергии сверху вниз по данным, установленных на поверхности детекторов.
  • Встроенное устройство считывания номерных знаков: объединяет данные с рентгеновскими изображениями для конкретного сканирования.
  • Встроенная система досмотра днища: объединение изображения днища с рентгеновскими изображениями.
  • Встроенная система распознавания кодов контейнеров (Z Portal только для грузовиков): и объединение данных кода контейнера с рентгеновскими изображениями для конкретного сканирования.
  • Встроенный сканнер манифестов: сканирование и сохранение бумажных манифестов в электронном формате.
  • Радиационный портальный монитор: обнаружение гамма- и нейтронного излучения.
  • Разделение монитора 2x2: расположение мониторов два над двумя.
  • Периферийный интерфейс обмена данными: интеграция в базу данных системы данных других устройств.
  • Организация сети: сетевое решение ASE Connect™ обеспечивает удаленный анализ изображений и подключение станций контроллера
  • Программное обеспечение информирования оператора: за дополнительными опциями обратитесь к инструментам анализа изображений.
  • Станция активации сканирования (Z Portal только для грузовиков): активация рентгеновских лучей водителем или оператором во избежание досмотра кабины грузовика.
  • Автоматическое исключение досмотра кабины (Z Portal только для грузовиков): технология автоматического исключения досмотра кабины грузовика.
  • Комплект для операторов 150 м: увеличивает расстояние между системой Sentry и контрольной станцией оператора с 30 м до 150 м.
  • Режим непрерывного досмотра: автоматический запуск сканирования после завершения предыдущего сканирования и выезда транспортного средства из туннеля. Для работы в таком режиме может понадобиться комплект для экстремально высоких рабочих температур.
  • Опция экстремально высокой рабочей температуры: увеличивает рабочую температуру системы до 60° C. Для мест с экстремально высокими температурами может понадобиться монтаж навеса для защиты от прямых солнечных лучей.
  • Опция экстремально низкой рабочей температуры: увеличивает рабочую температуру системы -40° C.
  • Трансформатор: для работы системы может понадобиться повышающий или понижающий трансформатор (требуется для системы 60 Гц)
  • Дисплей скорости транспортного средства: отображает водителю скорость транспортного средства в реальном времени.
  • Совместное расположение с Sentry® (Z Portal только для грузовиков): дополняет систему Z Portal системой Sentry от AS&E, которая характеризуется высокой пропускной способностью, высоким уровнем энергии, формированием изображений двумя уровнями энергии.
  • Система камер видеонаблюдения: система из трех камер для наблюдения за областью вокруг рентгеновской системы
  • Помещение оператора: контрольное помещение оператора с климат-контролем
  • Защитный комплект для транспортных средств: Направляющие и флаги дорожного движения через туннель для снижения вероятности столкновения с системой.
  • Калибровочный комплект для транспортных средств: калибры высоты и ширины для ограничения проезда через туннель негабаритных транспортных средств.
  • Монтаж на фундамент: монтаж системы Z Portal на бетонную поверхность.