Кто как весну встречает. Животные весной Как звери встречают весну рассказ

В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Зайцы весной

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

Э. Шим «Кто на кого похож?»

«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

— А я муравейник ворошил.

— Почему лапы в болотной тине?

— А я за лягушкой гонялся.

— Нос почему в земле?!

— Я жука выкапывал…

— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

А как порядочные звери выглядят?

— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

— Кто не дал?

— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

— Не знаю. Я скорей убежал.

— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

Вопросы для детей:

  1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
  2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
  3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
  4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

Э. Шим «Сорока и медвежонок»

«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

— Ты ее в дугу сгибаешь?

— Ты ее ободрать хочешь?

— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

Лисы весной

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Волки весной

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Лоси весной

Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

Барсуки весной

Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

Рыбы весной

Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

Н. Сладков. Птицы весну принесли

«Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Весна так и делается: каждый понемножку».

Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

«- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

— А я ждал, пока мой дом подрастет.

— Как это, дом подрастет?!

— Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

«Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

«- Грач, ты небось на пожар летел?

— Почему это – на пожар?

— Да у тебя нос закопчённый!

— Почему это – закопченный?

— У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

— И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

Занимательная задача 6. Секрет соловья

Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

«Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

…А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

(Н. Сладков. Соловей)

Любознательным: интересные факты о соловьях весной

В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

Э. Шим. Соловей и воронёнок

«- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

— Почему?

— В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

— А ты его видел?

— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

— Так глянь. Я и есть Соловушко!»

Мультфильм о птицах весной

А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Тема: «Весенние изменения в жизни животных»

Кто как весну встречает

(экологическая сказка)

Прилетела Сорока – белобока в лес и закричала:

– Весна пришла! Весна пришла! Все ли готовы к приходу весны? Полечу, попроведую своих старых друзей!

Первой навстречу ей попалась волчиха.

– Здравствуй, волчиха, ты как к весне подготовилась? – спросила сорока.

– У-У-У, – завыла Волчиха – у меня в логове слепые маленькие волчата. Целый день бегаю, добываю им пищу.

– Молодец, Волчиха! – прокричала Сорока, – полечу дальше, посмотрю, кто ещё чем занят.

Летит, летит, видит – медведь лохматый бродит.

– Привет, Сорока, – говорит Медведь. – Вот подмочила мне весна штаны и брожу, ищу насекомых, достаю из земли корни, луковицы растений, ем прошлогодние ягоды, ведь отощал за зиму.

– Правильно, медведь, подкрепляйся, сил набирайся. Будем весну встречать.

Села Сорока на дерево отдохнуть, да осмотреться и вдруг слышит, как кто-то тихонько крадётся. Только-только успела крыльями взмахнуть и взлететь.

– Кто же это помешал мне? – кричит Сорока – белобока.

Глядь, а это в тёмной лесной чащобе, под нависшими сучьями, затаилась разбойница Рысь. Всю ночь скиталась она по лесу, разоряла звериные и птичьи гнёзда, ловила маленьких зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц. Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся охотницы Рыси.

Перелетела Сорока на старую сосну, а там её встречает у дупла Белка.

– Здравствуй, Белка, – кричит Сорока – А ты, как весну встречаешь?

– Да, мы белки, всю зиму жили в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла. С ёлки на елку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые шишки. А к весне мы свои серые шубки сменили на рыжие. Стали мы похожи на маленькие солнышки в лесу.

– И я тоже рыженькое солнышко в лесу! – раздалось кряхтение под сосной.

– Спускайся, Сорока, ко мне поближе! Я тебе расскажу, как я весну встречаю.

– Знаю я, как ты мне расскажешь, – цапнешь и съешь. Не обманешь меня плутовка рыжая! Шубка-то у тебя тоже пооблезла, стала более редкой.

– А зачем мне летом тёплая шуба, мне ведь в ней жарко будет, неудобно охотиться на вас, птиц. Мне такая шубка сейчас в самый раз, по сезону, – улыбнулась Лиса.

– Ладно, прощай, Сорока, мне с тобой беседовать некогда, надо мне моих маленьких лисяток кормить, – промолвила Лиса, я побежала по своим делам.

– Что-то я своего друга – Зайца-беляка не вижу. Всю зиму с ним в прятки играли, а теперь куда-то он пропал. Надо поискать его.

– Эй, Заяц-беляк, ты где? Отзовись!

Глядь, а по чёрной земле скачет белый Заяц с тёмными пятнами.

– Что с тобой, Косой? Это что, мода такая нынче в нашем лесу? – застрекотала Сорока.

– Не смейся надо мной, – слегка обиделся Заяц. Это я линяю, белую зимнюю шубку сбрасываю, в летнюю одежду переодеваюсь. Только наряд мой немного запаздывает. Уже снег давно растаял, а я всё ещё белый. В лесу меня сейчас любой хищник поймает, вот мне и приходится прятаться от всех по кустам.

– Ладно, Заинька, потерпи немного. Скоро весна разгуляется, солнышко пригреет, станет всем в лесу тепло и весело.

Взмахнула Сорока крыльями и полетела другим подругам – белобокам про встречу рассказывать, да проверять, все ли к весне готовы, все ли почувствовали её приход.

Берюхова Е.К.

Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.

Весна

Как животные встречают весну

Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.

Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова - с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.

После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.

А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.

Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.

Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.

Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

Лето

Жизнь животных летом

Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.

Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.

Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки - все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.

Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.

Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

Осень

Изменение в жизни животных осенью

Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

У бабочек есть свой способ пережить холодный период - они превращаются в куколок.

Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.

Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.

А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.

Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.

Зима

Как зимуют животные

Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.

Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.

А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.

Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.

Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.

Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.

В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.

Урок 27

КТО КАК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ

З а д а ч и: познакомить учащихся с жизнью животных весной; развивать внимание, память, связную речь; прививать интерес к познанию нового.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки с изображением животных (белки, зайца, медведя, ежа, волка, лисы) и их детенышей, карточки со словами.

Ход урока

I . Организационный момент (создание эмоционального настроя).

    Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Греет солнышко.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою…

    А что еще изменилось с приходом весны? (Стало тепло, тает снег, поют птицы.)

    Правильно, день стал длиннее, появляются первые весенние цветы, прилетают с юга птицы.

II . Введение в тему урока.

    Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к лесным жителям и посмотреть, кто как встречает весну. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу.

Учитель вывешивает на доску картину «Лес весной».

    Мы идем с вами в самую гущу леса. Под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Мы идем по тропинке, специально выложенной для нас. Снег еще лежит. Кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым днем в лесу все больше проталин, все меньше снега. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы и остановимся. Откройте глаза. Посмотрите на изображения животных.

III . Изучение нового материала.

Б е с е д а.

На переднем плане - картинка с изображением медведя.

    К кому из животных мы пришли в гости? (К медведю.)

    В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, изхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще медведь – всеядное животное.

Как вы думаете, что значит всеядное? (Он питается всем.)

    А вы знаете, что особенно любит медведь? (Ягоды, мед.)

    Да, он любит и мед, и ягоды. Медведь может питаться травой, всходами, корнями и грибами. Из животной пищи он ест рыбу, насекомых, птиц. В конце зимы, в феврале, в самую лютую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих детенышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.

А что едят медвежата? (Травку, растения, насекомых.)

    Верно, медвежата едят молодую травку, насекомых, луковицы растений.

О ком еще вам интересно узнать? (Выставляет картинку с изображением ежа.) Кто видел ежика? Какой он? Что делает зимой? (Спит.)

    Рано весной просыпаются ежи. За время спячки они быстро худеют. Весной ежи кормятся насекомыми – кузнечиками, сверчками, разными жуками. Ежи поедают даже дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детенышей.

    Как зовут детенышей ежей? (Ежата.)

    Ежиха готовит для ежат хорошо выстланное травой гнездо. Она кормит своих детенышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежей на охоту.

Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа? (Зимой спят. Детенышей кормят молоком.)

    Верно, и медведи и ежи зимой спят, кормят своих детенышей молоком. А как вы понимаете выражение «выводят потомство»? (У животных рождаются детеныши.)

    Как зовут детенышей медведя? А ежа?

Учитель выставляет картинку с изображением белки.

    Что вам известно о белке, где она живет?

    Как белка передвигается? (Прыгает с ветки на ветку.)

    Целыми днями перепрыгивает белка с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство.

Что делает белка поздней весной или в начале лета? (Выводит потомство.)

    Как зовут детенышей белки? (Бельчата.)

    У белки обычно рождается от 3 до 6 бельчат. Кто знает, чем питается белка? (Орехами, грибами.)

    Правильно, белка питается орехами, грибами, а еще она любит ягоды, почки, желуди, лесные яблоки и груши. У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. Она не прочь заняться хищничеством – таскает яйца, птенцов из птичьих гнезд, а иногда нападает и на взрослую птицу.

Как вы понимает слово «хищничество»? (Это когда одни животные поедают других.)

    А какая окраска у белки? (Рыжая.)

    Да, но только летом белка рыжая, а зимой серо-голубая. Почему у белки меняется цвет шубки? (У белки происходит линька.)

    Верно, весной белка меняет свою теплую серую шубку на более легкую рыжую. А осенью наоборот – одевается в густую теплую шерстку, серо – голубую. Знаете ли вы еще какого-нибудь зверя, который меняет окраску? (Заяц.)

    Верно, это заяц и многие другие животные.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

    Отправляемся в гости к зайцу.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех,

(Бег на месте.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

( Бег на месте.)

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты)

Работа с карточками.

    Прочтите текст.

«В поле еще снег не сошел, а у зайчихи уже родились зайчатки. Хоть и маленькие, но пушистые, зрячие. Зайчиха покормила их и ускакала подкрепиться свежей молодой травой. Зайчатки сразу, как появятся на свет, умеют бегать. Наевшись материнского молоко, они разбегаются и прячутся под кустиками, кочками. Лежат тихонько – не пищат, чтобы их не заметили враги. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них и забыла. А зайчатки все лежат. Но тут мимо пробегает другая зайчиха; заметила беспомощных голодных малышей, подбежала к ним и покормила теплым вкусным молоком. А молоко у зайчих жирное и очень сытное. А мама-зайчиха под другим кустом, в ямке, тоже увидела чьих-то голодных зайчат и покормила их. Так уж у зайцев заведено: покормит зайчиха новорожденных и оставляет одних, чтобы своим запахом не привлекать врагов, знает, что детка голодными не останутся. Пока малыши сидят неподвижно, от них зайчатиной не пахнет, а густая трава укрывает их от хищников и охотников. Пройдет несколько дней, и зайчата начнут есть траву, станут совсем самостоятельными».

Вопросы по тексту:

    Когда у зайчихи появляется потомство? (Весной.)

    Весной у зайчих рождается по 4-5 зайчат. А почему мать-зайчиха, покормив их один раз, убегает от своих зайчат и больше не кормит их? (Чтобы спасти их от врагов.)

    Это действительно так. Зайчиха не хочет, чтобы лиса нашла зайчат по ее следу. Зайчата ведь тихо сидят, и никто их не заметит. Что же помогает зайчатам выжить? (Теплая шубка, а также вкусное молоко своей мама и других зайчих._

    Правильно, у зайчат теплая шубка, а молоко зайчих очень питательно, зайчата наедаются им на несколько дней. А чем питаются зайчата, когда подрастут? (Травкой.)

    Да, когда зайчата подрастают, то начинают есть травку, морковку, капусту, корни и почки деревьев и кустарников, клевер, молодые побеги других растений.

IV . Закрепление изученного.

    Наше путешествие заканчивается. Закройте глаза и вспомните все, что мы узнали.

Учитель убирает картинки и крепит на доску карточки со словами:

    Вывод потомства

    Линька

    Зимняя спячка

    Изменение окраски.

    Посмотрите на доску. Прочтите слова. Что означает выражение «вывод потомства»? Кто выводит потомство?

    Как называют маму медведя? А детенышей как зовут?

    Как называют маму зайчат? А детенышей? Как зовут детенышей белки? А ежей?

    Давайте вспомним все, что бы узнали об этих животных.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Кто как встречает весну».

    Прочитаем еще раз эти слова хором.

    Составьте предложение со словами «линька» и «животные».

    Запишите предложение: «Весной животные линяют».

    Что значит «животные линяют»? (У них меняется шерсть.)

Запишите предложение в тетрадь.

    У кого из животных меняется окраска шерсти? (У белки и зайца.)

    Кто из животных спит зимой? Медведь и еж.)

    Что они делают весной? (Просыпаются от зимней спячки.)

    Запишите это предложение в тетрадь.

Составьте предложение о появлении малышей на свет, используя выражение «вывод потомства».

(«Многие животные весной выводят потомство».)

    Запишите это предложение.

У вас получился текст:

Весной животные линяют. У них меняется шерсть. Медведь и еж просыпаются от зимней спячки. Многие животные весной выводят потомство.

    Прочтите, что вы записали в тетрадь.

V. Подведение итогов.

    Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что происходит в жизни животных зимой.)

    К кому мы отправлялись в гости? (К белке, медведю, ежу, зайцу.)

    У кого меняется цвет шерсти? (У белки и у зайца.)

    Мы говорили о ком? (О медведе, о белке, о еже, о зайце.)