Значение слова абзац. Что такое абзац в тексте? Абзац в литературе

1. Набирайте начальные абзацы без отступа.

Функцией абзацного отступа (красной строки) является обозначение паузы, отделяющей абзац от всего предшествующего. Если перед абзацем стоит заголовок или подзаголовок, то отступ избыточен и поэтому может быть опущен.

2. В сплошном тексте все абзацы после первого отмечайте отступом по крайней мере в полкруглую.

В типографике, как и в любом искусстве, будь то кулинария или хореография, существует баланс между известным и неизвестным, между достоверно ожидаемым и почти непредсказуемым. Типографы, как правило, находят удовольствие в непредсказуемости длины абзацев и в то же время легко принимают успокаивающее постоянство абзацных отступов. Прозаический абзац и строфа (поэтический аналог абзаца) — основные единицы лингвистической мысли и литературного стиля. И типограф должен их выделять таким образом, чтобы сделать отчётливыми, однако не настолько, чтобы форма подавляла содержание. Если элементы мысли или границы между ними кажутся важнее, чем сами мысли, это поражение типографа.

В абзацных отступах можно поместить орнаменты, но орнаментация подходит не к каждому тексту.

Абзацы могут быть обозначены отступом, равным концевой строке предыдущего, но такие абзацы в длинных текстах достаточно утомительны. Они также усложняют процедуру редакторской и корректорской правки.

Знак английского параграфа, буллиты и другие маркеры абзаца могут отмечать разрывы в потоке непрерывного текста, что иногда даёт хорошие результаты. Такой подход экономит место по сравнению с обычными абзацными отступами, но снова оборачивается дополнительными сложностями для редактора и корректора.

Абзацы с втяжкой и с абзацным отступом остаются двумя самыми наглядными способами выделения. Абзацы с втяжкой, кроме того, имеют и другие преимущества, например возможность использования полей для иллюстраций и комментариев.

И те, и другие варианты находят своё применение, но самым простым, безошибочным и в то же время ненавязчивым способом выделения абзацев является простой отступ, то есть пустой прямоугольник.

Какой же абзацный отступ достаточен? Обычно он равен круглой. Другим стандартным значением является размер интерлиньяжа. Если набор вашего текста — 11/13, то отступ может быть 11 пунктов (круглая или кегельная) или 13 пунктов (интерлиньяж). Практический минимум — полукруглая (половина кегельной).

Там, где строки длинны и поля достаточны, абзацный отступ в полторы или две круглые выглядит лучше, чем в одну круглую, но отступ более 3-х круглых обычно малопродуктивен. Короткие последние строки абзацев, за которыми следуют новые строки с большими отступами, придают странице впечатление изодранности.

Некоторые абзацы с выключкой влево отделены по вертикали от своих соседей дополнительным пространством, как правило, с помощью пробельной строки. Такая организация текста характерна для деловых писем и меморандумов, и поскольку она обеспечивает точность, ясность и быстроту чтения, то может быть полезна в коротких документах различного рода. В длинных текстах это может выглядеть бездушно и непривлекательно.

3. Увеличивайте отбивки до и после цитат вподвёрстку.

Отдельные цитаты, набранные вподвёрстку (в разрез основного текста), могут быть выделены различными способами. Например, сменой шрифта (обычно с прямого начертания на курсивное), сменой кегля (например,с 11 пунктов, до 10 или 9 пунктов) или с помощью втяжек.

Часто используется сочетание этих способов, но и одного из них вполне достаточно. Если ваш абзацный отступ невелик, для сохранения единства издания можно использовать тот же отступ и для цитат вподвёрстку. И даже если такая цитата набрана меньшим кеглем, чем основной текст, можно оставить интерлиньяж неизменным. Если набор основного текста составляет 10 / 12, то цитаты вподвёрстку могут быть набраны 10 / 12 курсивом или 9 / 12 прямым шрифтом. Если вы предпочитаете большую плотность или хотите сэкономить площадь, можно выбрать набор 9 / 11 или 9 /10,5.

Но какой бы способ вы ни избрали, должно быть чёткое различие между основным текстом и цитатой вподвёрстку, а затем между цитатой и последующим текстом. Обычно это достигается с помощью пробельной строки или отбивки в полстроки до и после цитаты. Но если интерлиньяж в цитате вподвёрстку отличается от интерлиньяжа основного текста, то отбивки сверху и снизу должны быть изменены таким образом, чтобы цитата соответствовала целому числу строк основного набора.

Предположим, что набор вашего основного текста — 11 / 13 и в него нужно заверстать вподвёрстку цитату в 5 строк, набранную 10 / 12. Высота цитаты составит 5×12 = 60 пунктов. Эта величина должна быть приведена к числу, кратному 13 пунктам, чтобы получить целое число строк основного набора. Ближайшее число, кратное 13, — 5×13 = 65. Оставшееся расстояние 65 — 60 = 5 пунктов, поделенное пополам, составляет 2,5 пунктов, что недостаточно. Отбивка по 2,5 пункта до и после цитаты не обеспечивает её достаточного выделения. Следующее число, кратное 13, — 6×13 = 78, что лучше: 78 — 60 = 18, а 18 пополам составляет 9 пунктов. Сделайте отбивку в 9 пунктов до и после цитаты, и текст снова войдёт в нужный ритм.

4. Для стихотворных цитат применяйте втяжку или располагайте их по центру.

Стихи обычно выключают влево, если стихотворные цитаты расположены внутри прозаического текста, они не должны лишаться привычного выда. Но чтобы стихотворная цитата отличалась от окружающей её прозы, она должна быть набрана с втяжкой или выключена по центру самой длинной строки.

Расположение по центру предпочтительнее, когда формат колонки значительно больше длины строк стихотворения.

Допустим, формат вашего основного текста — 24 пайки, и вы решили набрать стихотворную цитату курсивом того же кегля. Предположим текже, что самая длинная строка цитаты равна 269 пунктам. Втяжка для этой цитаты может быть рассчитана таким образом: полный формат набора — 24×12 = 288 пунктов, разность формата набора и длины самой большой стихотворной строки равна 288 — 269 = 19 пунктов. Теоретически точная величина втяжки для стихотворной цитаты составляет 19 / 2 = 9,5 пункта. Но если близкое к этому значение втяжки уже используется для цитаты вподвёрстку, или как абзацный отступ, то и стихотворная цитата должна иметь аналогичную втяжку.

Тредположим, однако, что самая длинная строка стихотворения составляет 128 пунктов, а формат набора по-прежнему равен 288 пунктов, 288 — 128 = 160 пунктов, половина от 160 равна 80 пунктам. Очевидно, что втяжек, близких к 80 пунктам, нигде больше нет, поэтому стихотворную цитату можно смело набирать с втяжкой, равной этому расстоянию.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

Абзац состоит из одного или нескольких предложений. Они объединены вокруг одной общей темы. Одно из предложений несет главную мысль всего абзаца, а все остальные предложения раскрывают тему более широко. Предложение с главной целью обязательно. Именно оно кратко предаёт общий узкий смысл всего абзаца. Обычно главное предложение, которое, так же, называют тематическим предложением, не самое первое.

Абзац начинается с предложения немного иной тематики. С каждым последующим высказыванием тема уточняется. К концу абзаца предложения имеют конкретизирующую функцию. Они помогают уточнить детали и нюансы темы.В правильном абзаце должна идти речь об одной конкретной теме. Абзац должен нести в себе всю необходимую информацию для полноценного раскрытия темы.Все предложения, составляющие абзац, должны иметь правильное расположение. Каждое из них, в свою очередь, должно быть непосредственно связанным с основной темой. Также каждая предыдущая единица должна подготовить читателя к последующему.

  • Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

    Рыцари - аристократия средневековья. В конце X века появился данный титул. Честь, свободолюбие, мужество, верность, отвага – такими были рыцарские доблести.

  • Музей путешествий (Москва) доклад проект. Окружающий мир 3 класс

    Москва – это крупнейший город и столица России. Столица является центром культуры и туризма, также федеральным округом государства. По демографии Москва занимает первое место в РФ

  • Тропическая пустыня - доклад сообщение

    Края тропического пояса занимают тропические пустыни. Слово «пустыня» говорит само за себя, в основном это безжизненная и пустая часть земли. Пустыня – это очень сложная для жизни территория.

  • Ковалевская Софья - доклад сообщение

    Софья Ковалевская была самым известным ученым-математиком женского пола в 19-м веке, имевшей российское происхождение. Она была первой женщиной, которую избрали в состав академии наук

Абзац

абза ц , абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец. ).

1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Абзац

(нем. Absatz - уступ) - единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль А. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом А. важно как для пишущего, так и для читающего. Такое предложение позволяет пишущему или говорящему ясно определить тему (см.: ) и строго придерживаться ее при развитии в других предложениях, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый А, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный А. должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В А. должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественных текстах тема А. может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в А. нет «своего» тематического предложения, то это значит, что он является «обеспечением» темы или идеи, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри А. должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением А., и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри А. должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец А. в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или конце А.

Лит.: Зарубина К Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. - М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981; Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. - М., 1969; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1973; Солганик Г. Я. Стилистика текста. - М., 1997.

В.Н. Мещеряков

Словарь лингвистических терминов

Абзац

(нем. Absatz от глаг. absetzen - отодвигать).

1) Отступ вправо в начале строка (красная строка).

2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже - одно простое или сложное предложение.

Этимологический Словарь Русского Языка

Абзац

Немецкое – Abzatz (уступ, площадка).

В русский язык это слово пришло в начале XVIII в. из немецкого языка, почти в это же время оно появилось и в других славянских языках. Таких, например, как белорусский и украинский.

В немецком языке слово «абзац» обозначало «осадок», а также «отступ», «площадку», «отдел» и т.д. В русском языке есть эквивалент этому иностранному слову, который всем известен как «красная строка».

Производное: абзацевый.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Абзац

отступ; набор текста с новой строки в начале новой главы, раздела и т. д.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Абзац

А, м.

1. Отступ вправо в начале первой строки; красная строка.

* Писать с абзаца. *

2. Текст между двумя такими отступами.

|| прил. (к 1 знач.) абзацный, -ая, -ое.

* Абзацная строка. *

Толковый переводоведческий словарь

Абзац

1. Выражающий комплексное высказывание отрезок текста, в котором образующие его предложения связаны по смыслу и формально.

2. Отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое.

Тезаурус русской деловой лексики

Абзац

‘смещенное вправо начало первой строки текста или отдельного фрагмента текста’

Syn: отступ

Энциклопедический словарь

Абзац

(нем. Absatz),

  1. отступ в начальной строке текста.
  2. Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.