Деревянная церковная архитектура. Строительство деревянных церквей и часовен – дело жизни Маленькие деревянные храмы

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV - XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру .
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 - Клетские храмы,
2 - Шатровые храмы,
3 - "Кубоватые" храмы,
4 - Ярусные храмы,
5 - Многоглавые храмы.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храма

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.



Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам - клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу .

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части - алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие - главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)


Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб - кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)


Петропавловская церковь в поморском селе Вирма . Фото: Н.Телегин


Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храм
Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев


Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности - все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)


Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин


Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах - самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
........................................ ........................................ .............................

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее - до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно - работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых - клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………...... .....
P. S. Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме - просьба информировать об этом и присылать ссылки. Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

Нет, "не перекошены древние стены". В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде "Открывая Ленобласть" много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.

Ансамбль Согинского погоста.

Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине - в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3



Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.

1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4

От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5

1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6

Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7

А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8

1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9

Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10

Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11

1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы - те же лемихи.
12


13


Памятник в некотором роде уникальный - 5 глав с колокольней.
14

Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году - это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же - обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15


А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16

Организаторы проекта

Церкви так похожи на ракеты.
Упираясь куполами в небосвод,
Будто во Вселенной бродят где-то,
Вместе с твердью
совершая оборот.
Наполняясь на Земле
теплом и светом,
Храмы, как на старте, напряглись,
Чтобы вмиг сорваться
к тем планетам,
На которых все мы родились.

Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии…
Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово "плотничество" означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.
На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: "А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни". Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: "и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною". Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными.
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: "не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности".
Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.


Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.


Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).


Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.


Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост



Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом - деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.


Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.


Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.


В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали



В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.


Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.


3. Церковь Всех Святых в Сургуте



Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере



Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось - только на другом берегу.


Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями - храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.


Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, - видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние - ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину... Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, - стильная красота церкви - спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль



Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах



Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.


Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Храм Владимирской иконы Божией


Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье



Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.



Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская


Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ

Цены на наши проекты являются конечными и включают в себя – доставку дома на участок
(бесплатно до 500 км от базы г. Пестово)*
и его сборку под ключ!

* стоимость доставки на расстояние
свыше 500 км
уточняйте у менеджеров.

до лет от 13.4% сумма до 5 000 000 руб. Подробнее >
  • Первая
  • Назад
  • Вперед
  • Последняя
  • Первая
  • Назад
  • Вперед
  • Последняя

Церкви, часовни. историческая справка

На Руси издревле было распространено строительство деревянных церквей и часовен . Это объяснялось тем, что дерево - сравнительно доступный и недорогой материал. Храмы отличались такой законченностью архитектурных форм, что многие элементы впоследствии пытались повторить в каменном зодчестве.

В начале 90-х годов, несмотря на некоторый хаос в стране, церковная жизнь оживилась, началось строительство небольших храмов на маленьких территориях, которые должны были вписаться в окружающий ландшафт, это ещё одна причина, почему строительство церквей и часовен востребовано именно из такого материала как дерево.

Потребность в строительстве деревянных церквей велика. Если до революции в России было 65 тысяч церквей, то сейчас их всего 29 тысяч, это считая православные храмы за рубежом. В России примерно 150 тысяч населенных пунктов. То есть один храм приходится на 5-7 поселений. Жители многих деревень вынуждены добираться на службы в города. За последние 20 лет в России построено порядка 19 тысяч церквей. Но этого мало!

Основные типы храмовых форм

Часовни и колокольни - небольшие сооружения, которые возводились в самых разных местах. В часовнях находился киот с иконой, любой путник, проходя мимо, мог подойти и помолиться. Непременным атрибутом колокольни (что следует из названия) был колокол. Эти малые строения не имеют священника, совершающего службы.

Клетские храмы - простая деревянная постройка, по внешнему виду напоминающая избу, лишь сверху расположена небольшая главка или даже просто крест. Размеры такой церкви небольшие, обычно это три сруба, соединенных в одно строение.

Шатровые храмы - высокие строения, увенчанные шатром с крестом. Кажется, храм стремится вверх. Обычно два-три сруба соединялись в один. Боковые срубы меньше центрального, но сделаны в одном стиле. Это прекрасный пример русского зодчества. Но патриарх Никон, при котором происходила громадная реорганизация русского православия, не разрешал строить шатровые храмы, так как традиционно купол должен быть сферическим.

Храмы со сферическим куполом - деревянное строение, на здание поднималась опора - куб, позднее и цилиндр, на него ставилась глава. Позднее стали делать под главой купольный сводчатый потолок.

Многоверхие храмы - попытка воплотить в дереве архитектурные формы, присущие камню. Это храмы с множеством сферических куполов (от трех и более).

Многоярусные храмы - многоверхие храмы, но главы расположены на ярусах. Например, по четырем углам куба ставятся главки на нижнем ярусе, на втором - главки по сторонам света (обычно меньшего размера), в центре на небольшом возвышении - центральная глава.

Сегодня возвращаются традиции меценатства. Многие люди хотят оставить память о себе в том месте, где родились, выросли, жили, а иногда просто в небольшой деревне, где нет культового сооружения. Строительство деревянных церквей и часовен обходится дешевле, чем каменных храмов. Тем более, деревянные строения - это так по-русски.

Часовня, храм, церковь в Санкт-Петербурге, Москве и России

Построив храм или часовню:

  • Вы подарите людям радость
  • Вы сделаете мир добрее и красивее
  • Вы оставите добрую память о себе.

В строительной компании «ЕЛЬ» вы можете заказать строительство деревянных церквей или часовен в Санкт-Петербурге, Росии от проектирования до сдачи работы под ключ. Вы можете выбрать готовый проект, можете внести в проект изменения под свои нужды, а можно заказать разработку уникального проекта храма.

В нашей компании есть все производственные мощности для изготовления сруба любой сложности, а современное оборудование ускоряет и удешевляет подготовку комплекта к возведению.

Мы предлагаем для строительства деревянных церквей и часовен такой строительный материал как оцилиндрованное бревно. Изготовление сруба происходит на собственной производственной базе, затем материал привозят на подготовленную строительную площадку, где строение монтируется согласно договору.

Заказывайте строительство храмов в строительной компании «ЕЛЬ»! В нашем

штате есть квалифицированные строители, специализирующиеся на строительстве деревянных церквей и часовен в Санкт-Петербурге, Москве и России . Мы ведем строительство по всей России. У нашей компании есть опыт работы по возведению храмов. Мы будем рады сотрудничать с Вами!