Союз воинствующих безбожников = союз православных активистов. Про союз воинствующих безбожников российской федерации Воинствующие безбожники

Об организации под названием «Союз воинствующих безбожников» хотелось бы рассказать так, чтобы было общее представление. К сожалению, сегодня мало кто имеет истинные представления о том, что это был за феномен. Надеюсь, что в этом материале получится хоть в некоторой мере пролить свет на явление.

Образование советской России

У каждого явления есть предыстория. В данном случае без нее не обойтись.

Сразу после того, как большевики взяли власть, тема взаимодействия с религией имела большую значимость, учитывая тот факт, что главной целью было отделение церкви от государства и школы от церкви. Подробнее о начальном периоде отделения вы можете прочитать в статье «Большевики и РПЦ ».

Но простого отделения церкви от государства, понятное дело, мало. Ведь, что очень важно, советскому государству в наследие от царской России досталось абсолютно бесправное и необразованное население. Фактически, была необходима культурная революция с ликвидацией безграмотности во всех смыслах этого слова. По разным оценкам безграмотных в советской России было около 80% (в официальной статистике РИ не учитывались самые неграмотные области изначально). Поэтому работа предстояла большая. Тем более что часто грамотность была условная. Если человек был «развит» на уровне одного начального класса, то он считался уже грамотным, и это тоже необходимо было исправлять.

Агитационные плакаты на тему ликбеза

Из-за сложностей в самом начале (мировая и гражданская война, интервенция, голод) реализовать в полной мере ликвидацию безграмотности было невозможно. На начальном этапе получали образование в основном только солдаты рабоче-крестьянской красной армии. Интересно, но именно там был центр просвещения тех лет. Даже в крупных городах не было такого уровня. Но в масштабах всей страны этого было, понятное дело недостаточно.

Первые попытки просвещения

Когда ситуация более-менее нормализовалась (завершилась мировая война, гражданская подходила к концу) речь уже пошла о массовом образовании, а также просвещении (культурная революция). Это означало открытый доступ простого человека ко всем плодам культуры, иногда даже прямое участие в общественно-политической жизни (издавались рабочие и крестьянские газеты, книги).

Понятно, что религия, целью которой всегда было «закрепить» некие положения в застывшем виде, ныне неактуальна. Поэтому отдельно было важно проводить антиклерикальную политику. Освобождать людей от предрассудков. Ведь в школах воспитывали человека не религиозного, а образованного, тут не могло обойтись без основ научно-материалистических знаний. Однако главный вопрос здесь заключается в том, как это реализовывать. Для нового государства, у которого и так очень много проблем и задач - это особенно сложная задача.

Первый блин комом, как говорится. Первые атеистические кружки вроде общества «атеист» были слишком интеллектуальны для «широких масс». Проще говоря, их не понимали. Там не разоблачалась религия как явление знакомое крестьянам, а были попытки разоблачить религию посредством марксисткой методологии. Для крестьян, что религия, что суеверие – это идентичные понятия. Они не понимали марксизм, и поэтому аргументы «против» не могли расценивать вообще никак. Тем более что в большей своей массе они не могли ничего прочитать.

Все это происходило лишь по той причине, что за основу критики религии было взято положение Ленина, сформулированное еще в 1909 году:

«надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс»

Понятное дело, что такой подход не совсем подходит для большей части населения бывшей Российской империи. Люди, которые еще верили в языческие атрибуты вроде домовых, приметы, в связке с «обязательной религией», которая навязывалась населению по закону, не очень-то интересовались вообще источником веры или даже историей возникновения какого-то явления. Для них было просто объяснить непонятные явления действием духов или божеств.

Ленин это прекрасно понимал. Его реакция была своевременна:

«Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами пересказы марксизма, которые преобладают в нашей литературе и которые (нечего греха таить) часто марксизм искажают»

После этого стали достаточно активно издавать сочинения Гольбаха, Дидро, Ламетри и остальных. Именно такая критика религии в большей мере понятна простому человеку.

Однако простая трансляция взглядов материалов XVIII века, понятное дело, недостаточна. Нужны новые идеи. Тем более что в своих статьях этого периода (например, серия «черные вороны» за 1919-22 годы) Емельян Ярославский указывал, что приблизительно 10 – 20% людей в советской России «не религиозны». «Не религиозны» не значит, что атеисты. Но, с другой стороны, царская перепись вообще не учитывала того фактора, что человек может быть не религиозен или даже атеист. Там такого пункта даже не было.

Поэтому, в целом, очень сложно определить точные цифры в этом плане. Вероятно, именно атеистов в стране к 1920 году было порядка 10%. В то же время религиозность значительно снижалась. Само православие раскололось на группы и физически не могло функционировать в том виде, что ранее. А вот некоторые «секты» и другие христианские культы, наоборот, в первые годы советской власти (до 30-х) буквально расцвели. Поскольку во времена империи они преследовались, а теперь они были уравнены в правах со всеми остальными культами (если, конечно, не являлись деструктивными, вроде «скопцов»).

Газета «Безбожник»

Самым ярким и доступным для широких масс материалом стала газета «Безбожник». Это было именно то, что могло простым языком объяснить крестьянам и рабочим некоторые научные истины, а также дать ответы на многие, казалось бы, сложные вопросы. В газете пытались «элементарно» объяснить достаточно сложные природные процессы для простых крестьян, а также распространяли критические материалы в отношении религии и суеверий. Там же была рубрика «ответы на вопросы», где часто отвечали на простые крестьянские вопросы. Беда в том, что огромная часть населения (крестьяне – это большинство населения на тот период), верили буквально, что дождь вызывает Илья пророк.

По началу сотрудниками газеты являлись всего несколько человек. Это, во-первых, бессменный лидер Емельян Ярославский, а во-вторых, некоторые другие партийные деятели. Газета вполне восполняла возложенную на нее ответственность. По многим материалам Ярославский консультировался с крупными советскими учеными.

Надо сказать, что Емельян Ярославский к этому делу подошел очень серьезно. Даже само название «Безбожник» принадлежало ему. Он сказал, что такие названия как «атеист» и многие другие, просто будут непонятны для крестьянина, который только научился кое-как читать. Именно поэтому в большей части статей «Безбожника» старались писать «понятно», а для слов непонятных сам Ярославский находил синонимы, причем делал он это даже когда цитировал Ленина (указывал в скобках синонимы).

Первые выпуски газеты были нерегулярными и малотиражными. Но интерес к газете возрос очень быстро, и вскоре там появлялись статьи известных литераторов, поэтов, философов, историков, ученых и партийных деятелей. Буквально за несколько лет газета подтвердила, что является центральным просветительским органом в СССР.

Газета "Безбожник"

Через полтора года активной работы появилась «Общество друзей газеты «Безбожник». И на первом съезде было решено образовать всесоюзную организацию под названием «Союз безбожников» для участия в культурной революции и просвещенческой деятельности.

Союз безбожников

Официально организация «Союз безбожников» появилась в 1925 году. Многие задачи к этому периоду уже были решены. «Ликбез» стал уже широко распространяться. Однако, к сожалению, в деревнях проблема непросвещенности все еще выступала резко. А уровень ликбеза был достаточно слабый. Обучали грамоте, как правило, около 7-8 месяцев по 6 часов в неделю. Людей обучали элементарно читать и писать. Только в 1930 году появилось всеобщее и обязательное начальное образование. Так что работы было очень много.

Лозунг союза: «Борьба против религии – борьба за социализм». Выдержка из устава:

«Союз безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции».

Сама организация принимала в свои ряды любых энтузиастов. Де-факто организация была добровольной с членскими взносами. На начальном этапе издавалась и распространялась просветительская литература. Стоит отметить, что издательство «Союза Безбожников» издавало не только антирелигиозную литературу, но также и просто художественную и научную. Но вскоре стало понятно, что этого мало для просветительской деятельности, поэтому курс был взят на массовую пропаганду. Члены организации начали посещать деревни, заводы и пытались там устраивать просветительские лекции. Вскоре на этой волне к организации начали присоединяться студенты. Поскольку деятельность в деревнях во многом напоминала героические «походы в народ» народовольцев.

Союз безбожников (в центре Емельян Ярославский)

Поэтому вскоре организация взяла на себя функции обучения крестьян грамоте. Сам Емельян Ярославский писал своим сторонникам:

"неграмотного обучить грамоте, нуждающемуся помочь устроить кредит или достать подсобную работу, помочь товарищу в беде"

Важно помнить, что также организация проводила крупную антиалкогольную кампанию. А также контролировала реальное исполнение законов об отделении церкви от государства. Члены союза неоднократно обращались к декрету об отделении и знакомили с ним крестьян. Часто организовывались диспуты «вопрос – ответ», в ту пору также случались споры с попами на этих вечерах. К сожалению, эти случаи не так широко освещены (лишь отрывками), но наиболее известный – это диспут митрополита Введенского с Луначарским.

Дальнейшая деятельность «Союза безбожников» все больше расширялась. Буквально за год в организации состояли сотни тысяч человек по всему союзу. Участники уже могли содействовать созданию изб-читален, небольших музеев и даже школ в деревнях.

В печатном органе организации за 1927 год было написано, что безбожники:

«строят мосты, ремонтируют дороги, школы, собирают металлолом, организуют запашку земли беднейшего крестьянства, организуют ясли, детские сады, избы-читальни, собирают средства на пополнение библиотек и школ литературой, наглядными пособиями, помогают приобрести для кооперативных хозяйств трактора».

А с другой стороны антиалкогольная пропаганда. Ярославский в той же газете «Безбожник» писал:

"Нужно воспитать себя как трезвое, совершенно враждебное потреблению спиртных напитков поколение".

Ну а в 1928 году в подобную деятельность активно включили комсомольцы. Был начат «культпоход», где силами широкой общественности обучали грамотности. За 2 года они сумели обучить основам грамотности около 10 млн. человек.

Антиалкогольная агитация

Союз воинствующих безбожников

1929 год для «Союза безбожников» выдался во многом переломным. Ведь отныне на него возложены новые обязательства. Значительный рост организации, социальная и пропагандистская работа среди населения повысили общий авторитет. Теперь уже, скорее всего, каждый житель СССР знал, во всяком случае, что такая организация существует.

А в то же время в СССР готовились значительные перемены, причем радикальные. В ходе которых были как положительные явления, так и явные перегибы. Но если отметить именно сторону образования, то тут скорее только плюсы. И поскольку тема уже не могла ждать, то в повестку дня образование и просвещение населения были включены уже на партийном уровне.

Естественно, что не заметить деятельность безбожников, никак не могли. Партийные деятели это только приветствовали. И, вероятно, с этого момента решили увеличить поддержку организации, а также включить их сотрудников в общую работу в сфере просвещения.

В том же 1929 году прошел II съезд организации. На съезде присутствовало 1200 делегатов (среди участников 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Также на съезде присутствовали делегаты из разных стран (Германии, Франции, Австрии). С речами выступили такие люди как Горький, Маяковский, Демьян Бедный, Луначарский и Бухарин.

Было понятно, что это совершенно новый путь развития организации. Для закрепления этого положения, было решено большинством делегатов переименовать организацию в «Союз воинствующих безбожников». Стоит отметить, что это вовсе не означало, что с религией будут «воевать». Это означало, что будут воевать с безграмотностью и невежеством, которое еще окончательно не было искоренено.

Книжка и значок члена "Союза воинствующих безбожников".

Буквально сразу после съезда стало понятно, что безбожники могут заниматься самой разной деятельностью. Сама газета «Безбожник», которая по началу выходила нерегулярно и малым тиражом, отныне стала выходить раз в неделю, и порой тираж превышал миллион копий. Причем, помимо этой газеты у союза появились другие газеты и журналы («Безбожный крокодил», «Безбожник у станка» и другие).

Издания СВБ

Хочется отметить, что все собранные средства СВБ расходовала идейно. Т.е. в организации не было людей, которые бы там в буквальном смысле «работали». Все члены СВБ также занимались и другой деятельностью. Хочется привести один значительный пример расходов:

Безбожники собрали деньги на советский легкий бомбардировщик и разведчик Р-1, с одноименным названием «Безбожник». Самолет тождественно передан ВВС красной армии.

Самолет "Безбожник"

И если в 1929 году в союзе было 465 тысяч членов, то уже в 1930 их число выросло до 3,5 миллионов человек! Тем самым деятельность расширялась глобально. Появилась возможность просвещать среднеазиатские области, переводить материалы на различные языки. Плакатов стало значительно больше.

Здание одного из отделений совета СВБ

Агитация для крестьян из "Азбуки безбожника".

Агитационный плакатак того периода

Интересно, но в то же время некоторые члены партии (например, Галактионов) обвиняли СВБ в «мягкости». Они считали, что очень важно ликвидировать религию именно как реакционную идеологию. Однако такие взгляды широкого одобрения не находили. Отвечали ему в журнале «антирелигиозник» так:

"Ни один провокатор- белогвардеец другого не посоветовал бы Галактионову, как закрыть в течение девяти месяцев все церкви и мечети"

А Емельян Ярославский всегда уточнял для членов организации:

"нужно терпеливо разъяснять, нужна упорная и настоящая работа, а не простой административный наскок - давай закроем церковь, давай упрячем, давай упечем и т. д. Из этого ничего не выйдет"

С другой стороны, в критике была доля истины в том плане, что часто на местах кроме пропаганды в виде плакатов ничего и не было. А этого не вполне достаточно для борьбы с религией.

СВБ и II пятилетка

В рамках новой кампании государства по «ликвидации капиталистических элементов и классов вообще», а также усиленной и резкой коллективизации и индустриализации деятельность СВБ взяли «под контроль».

Интересно, но некоторые активисты пытались это дело даже критиковать. Например, Лукачевский (фактически второй человек в СВБ, заместитель Ярославского) писал:

«Мы не изживем религиозного мышления, если будем постоянно повторять, что бога нет, мы должны преодолевать не только религиозный, но и всякий тип авторитарного мышления»

Говорил он формально о «культе личности Иисуса Христа». Однако он мог в данном случае иметь в виду и не только этот культ, но и другой. Не удивительно, что в 1937 году он был обвинен в шпионаже и участии в антисоветской троцкистской террористической организации. По решению суда расстрелян.

К сожалению, именно эти начавшиеся процессы в стране, которые с каждым годом становились все «острее» действовали на организацию скорее негативно, чем позитивно. Медленно, но верно, энтузиазм, революционное рвение сменялись коньюктурщиной. Некоторые карьеристы теперь уже шли в СВБ, чтобы в дальнейшем подняться по партийной линии.

Вообще, все эти процессы гнетуще действовали на все население в целом, подчас деморализуя людей. И те успехи, что были достигнуты кропотливой работой долгих лет, стали под большой вопрос. С другой стороны, многие люди понимали, что это необходимые шаги для развития страны, для отражения внешних угроз. Что это все закончится, когда определенный уровень будет достигнут.

Сам Ярославский, несмотря ни на что, деятельность не сворачивал. В 1932-36 годах он проделал крупную научную работу. Вышло 5 томов под рабочим названием «Против религии и церкви», где были систематически подобраны лучшие материалы по антирелигиозной пропаганде.

Емельян Ярославский. Председатель "Союза воинствующих безбожников".

Большой террор и конец СВБ

Когда начинались времена, уже близкие к большому террору, с одной стороны оставались какие-то осколки людей «первого состава», которые до сих пор искренне пытались проводить антирелигиозную пропаганду, а с другой целая куча проходимцев, желающих через СВБ попасть в партию.

1937 год, когда репрессиям подверглись любые члены общества, очень серьезно задел и СВБ. Многие ячейки безбожников были «вычищены» подчистую (например, СВБ Татарии). Как уже упоминалось, был расстрелян и заместитель Ярославского.

Под вопросом стало само существование СВБ. Вот что писал нарком внутренних дел Ежов Сталину:

«в совете Союза Безбожников троцкистская организация, по заданию Гестапо, развалила антирелигиозную работу»

Стоит отметить, что совет СВБ – это высшая инстанция организации. И если бы Ежова вовремя не сняли с должности, то, возможно, что он бы успел истребить всех центральных активистов, в том числе и Ярославского.

После большого террора и с началом войны 1939 года, деятельность СВБ была уже «на волоске». Формально организация существовала, но фактически ее деятельность уже не была заметна. Рядовым участникам было непонятно, что и как делать. Тем более что с присоединением западных земель к СССР начались «договоры» с религией. Т.е. там не проводилась антирелигиозная пропаганда.

Вместе с тем началось плавное использование попов на международной арене. Их высылали в капиталистические страны, а они говорили, что в СССР никаких гонений нет и вообще все отлично. Такие попы, понятное дело, уже получали зарплату от государства и критике не подвергались. Если зайти чуть дальше, то именно такие функции в СССР выполняли будущие российские патриархи - Алексий II и Кирилл.

С началом Великой Отечественной войны деятельность СВБ была свернута полностью. Оставшиеся активисты, лекторы и другие участники СВБ были направлены на фронт. Как правило, они занимались антифашистской агитацией среди населения.

Надо отметить, что против СВБ стойкую позицию заняли страны-союзники. Фактически они сыграли достаточно весомую роль в том, чтобы никакой деятельность у организации не было. Хотя формально она все еще существовала.

Сразу после войны неоднократно предпринимались попытки восстановить СВБ. Однако попытки безуспешные. У правительства было очень много работы по восстановлению страны, что, вероятно, было не до СВБ. В 1947 году было принято решение окончательно распустить СВБ.

Общество «Знание»

Однако это вовсе не означает, что просвещение в СССР прекратилось. В действительности все вышло на новый уровень. Научное сообщество СССР неоднократно направляло обращения к руководству страны о том, что необходимо создать просветительский центр. Основные причины создания:

  • значительный ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной всей системе советского образования;
  • вызванная войной массовая депрофессионализация населения;
  • курс на скорейшее создание советского ядерного щита;
  • холодная война, актуализировавшая рост конкурентоспособности советской индустрии высокого передела.

В скором времени руководство СССР согласилось с правомерностью требований ученых, и дало добро на создание «Общества Знание». Постановление Сталина:

«Одобрить обращение группы ученых и общественных деятелей ко всем деятелям советской науки и культуры о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и разрешить опубликовать обращение в центральной печати. Утвердить рекомендованный инициативной группой ученых организационный комитет Всесоюзного общества…»

Костяк «Знания» составляли:

«те старые кадры, которые назывались раньше безбожниками»

Причем все материалы, которые раньше были у СВБ, в том числе имущество, оборудование, фонды и функции, переданы этому обществу.

Стоит отметить, что помимо популяризации науки и политики общество занималось «научно-атеистической пропагандой». На первом собрании было заявлено:

«Наше Общество должно быть посредником и проводником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу»

Инициатор и первый председатель Всесоюзного общества «Знание» Сергей Вавилов

Надо отметить, что эффективность общества не подвергалась сомнению. Уровень образования и доступ к знаниям самых широких масс достиг больших высот. Что уже к 1959 году можно было констатировать, что безграмотность ликвидирована полностью. Не последнюю роль общество «Знание» сыграло в общей популяризации науки в обществе СССР.

Именно на этой волне произошел значительный приток ученых, интерес к науке. Все главные научные открытия освещались, в том числе при участии общества «Знание». Появились журналы, газеты, книги популяризующие науку. Причем были даже издания для детей малого возраста. И это было больше, чем просто «директива свыше». Общество на долгое время было искренне заинтересовано наукой (а еще точнее, научным прогрессом), это была, можно сказать, национальная идея и «позитивная программа».

Наука СССР

На этом фоне атеистическая пропаганда отходила на второй план. Явление религии все еще изучали, издавали соответствующую литературу, но это уже было интересно только определенной группе людей, а для большинства населения эта тема была неинтересна вовсе (как мифология древней Греции или Египта). Уже не было нужды разоблачать действия «пророков» на природу или безумные суеверия, необразованность уже, к счастью, стала проблемой неактуальной.

И то, что впоследствии называлось «научный атеизм», в действительности являлось обыкновенным религиоведением. Если прочитать работы тех лет вроде «настольная книга атеиста», то можно среди авторов найти различных ученых, в том числе археологов, социологов, философов и историков. Которые не «доказывали, что бога нет», а изучали именно материальную сторону вопросу, как завещал Ленин: «материалистически объяснить источник веры и религии у масс» .

C 1922 в Москве стала выходить газета «Безбожник». Участники антирелигиозного движения в Стране Советов составили редакционный костяк. В1924 году в Москве создано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). I съезд ОДГБ состоялся в апреле 1925 года. На нем постановили создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР. В 1929году, в Москве проходит II съезд Союза безбожников. Он собрал 1200 делегатов. Среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. С речами на съезде выступали Горький, Луначарский, Бухарин, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», и утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского «безбожного» движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР). Союз воинствующих безбожников вел большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий: газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие, выходившие на различных языках народов СССР. Значительное количество литературы выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Государственном издательстве антирелигиозной литературы (ГАИЗ). Активность проявляли первичные организации СВБ на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях. Модное движение 20х годов завлекало все больше слоев общества. Число ячеек СВБ достигло к 1940 году 96 000, а число членов союза - 3 000 000 человек. Воинствующие безбожники уделяли серьёзное внимание подготовке атеистических кадров. Открывались специальные курсы для подготовки пропагандистов научного атеизма. Придумывались и внедрялись в быт новые, безрелигиозные праздники и обряды. Одним из «последствий» деятельности СВБ стало ОРРИК - «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР», образованное в 1927 г. и пропагандирующее «огненное погребение». Видные деятели Коммунистической партии активно сотрудничали с СВБ. Общество СВБ завоевало огромный авторитет благодаря Н. К. Крупской, А. В. Луначарскому, П. А. Красикову, И. И. Скворцову-Степанову, Н. И. Бухарину. Во главе СВБ все годы стоял Емельян Ярославский. После начала Великой Отечественной Войны и изменения государственной политики в отношении религии, СВБ прекратил свою деятельность. Последний номер «Безбожника» вышел в июле 1941 года. СВБ был официально распущен в 1947 году и его функции перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний - общество «Знание».

Союз воинствующих безбожников

С победой Великой Октябрьской социалистической революции стало мощно развиваться безбожное движение в нашей стране. Коммунистическая партия направляла и направляет это движение, поднимая его на уровень марксистско-ленинской теории. Организовать безбожное движение очень помогла газета «Безбожник», которая выходит с 1922 г. Наиболее активные читатели газеты стали объединяться в кружки и группы «Общества друзей газеты „Безбожник“» (ОДГБ).

19 апреля 1925 г. в Москве открылся съезд корреспондентов газеты «Безбожник». ОДГБ было переименовано в Союз воинствующих безбожников.

Союз воинствующих безбожников - это добровольная общественная организация трудящихся, ставящая себе задачей последовательную марксистско-ленинскую борьбу за преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся. Всю свою работу СВБ ведет под руководством коммунистической партии и подчиняет задачам строительства коммунистического общества.

Ем. Ярославский

Первичные организации СВБ, ячейки, создаются на предприятиях, в колхозах, в школах, вузах, учреждениях, при домоуправлениях. Членами СВБ могут быть все трудящиеся и члены их семей, порвавшие связь с религией и религиозными организациями и желающие вести антирелигиозную работу. Ячейка СВБ ведет пропаганду среди верующих, готовит пропагандистов, вербует новых членов, собирает членские взносы. Союз воинствующих безбожников ведет борьбу против религии только методами терпеливой агитации и пропаганды, путем бесед с верующими, чтения вслух антирелигиозных книг, газет и журналов, посредством докладов, лекций, вечеров, экскурсий, коллективного посещения антирелигиозных музеев. СВБ против административных или насильственных мер борьбы с религией.

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр

Тибетский союз В 680 году в Ираке Хусейн осуществил безуспешную попытку восстания против Омейядов. Этот конфликт отвлек внимание арабов от Центральной Азии и ослабил контроль Омейядов над этой территорией. В 705 году, воспользовавшись ситуацией, тибетцы образовали союз с

Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Племенной союз Итак, как мы видели, вступив в обетованную землю, израильтяне некоторое время жили там бок о бок с другими народами. Повеление изгнать прочих обитателей (Втор. 7:2) первоначально исполнялось лишь отчасти, и эта оплошность расценивается в библейском

Из книги Миссионерские письма автора

Письмо 87 болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников Не отчаивайтесь, отче. Не каждая туча приносит грозу. Вы пишете, что безбожники в Болгарии создали свой союз и открыто борются с верой Христовой, оскверняют христианские святыни. Это приводит Вас в

Из книги О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям автора Сербский Николай Велимирович

Письмо двадцать девятое. Одному диакону о суеверии безбожников Встретился ты, пишешь, с человеком, который не верит в Бога, но, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас

Из книги Грихастха-ашрам Семейная духовная жизнь автора

Из книги Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь автора Хакимов Александр Геннадьевич

Брачный союз «Брачный союз - первая ступень человеческого общества».Марк Туллий Цицерон«В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность».Иммануил КантГрихастха - санскр. гриха - слуга; дом, жилище; семья. Стха - находящийся

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г.Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, убит 4 июня

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков (В свое время каждый город и каждая область должны дать подробные списки своих мучеников).Протоиерей

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Союз с Авимелехом 26 Между тем пришел к нему из Герара Авимелех с другом своим Ахуззатом и военачальником Пихолом. 27 «Зачем вы пришли ко мне, спросил их Исаак, вы же возненавидели меня и прогнали из своей страны?» 28 «Нам стало ясно, что с тобою Господь, ответили они. И поэтому

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Союз с Творцом – Далее сказано так:/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРААМУ: «ТЫ ЖЕ СОБЛЮДАЙ СОЮЗ МОЙ, ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ ПОСЛЕ ТЕБЯ, ВО ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ИХ. /10/ ВОТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ: ОБРЕЗАН ДА БУДЕТ У ВАС

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Союз с Авраамом Когда Авраму было девяносто девять лет, а его первенцу тринадцать, явился ему Бог и сказал:- Я - Бог Всемогущий. Ходи передо Мной и будь беспорочен. И заключу Я союз между Мной и тобою и умножу твой род.Аврам пал ниц.- И вот Мой союз с тобою, - продолжал Бог.

Из книги автора

Союз с фоморами После того, как Нуаду получил свое увечье, он не мог уже стать королем Ирландии - согласно древним законам, калека не имеет права на королевскую корону. Поэтому Нуаду был низложен, и собрался совет всего клана - следовало избрать нового короля.И было

Из книги автора

Идолопоклонство или союз? Многие люди сегодня так это и понимают: половой акт и вообще всё, что связано с сексом, в христианстве воспринимается как грех, извинительный лишь по той причине, что иначе невозможно рожать детей. Но тут всё упирается в наше представление о

Проходит II съезд ОДГБ, который собрал 1200 делегатов (среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся) и дал известное название организации. Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Германии , Австрии , Бельгии , Франции и др. С речами на съезде выступили Бухарин , Луначарский , Максим Горький , Демьян Бедный , Владимир Маяковский . Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР).

Деятельность

Союз воинствующих безбожников сразу же развернул большую работу по пропаганде атеизма , по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий - газета «Безбожник» , журналы «Безбожник» , «Антирелигиозник », «Воинствующий атеизм », «Юные безбожники » и другие печатные издания, выходившие на различных языках народов СССР. Издательство «Безбожник» (впоследствии - Государственное издательство антирелигиозной литературы (ГАИЗ)) выпустило большое количество атеистической литературы.

Активность проявляли первичные организации СВБ на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях. В 1940 году число ячеек СВБ достигло 96 тысяч, а число членов союза - около 3 миллиона человек . Большое внимание уделялось подготовительной работе атеистических кадров. Для этого открывались специальные очные и заочные курсы, где велась подготовка атеистических пропагандистов. Также СВБ занимался введением в быт советских людей новых, безрелигиозных праздников и обрядов.

Совместно с СВБ существовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР » (ОРРИК; 1927-1932), пропагандирующее «огненное погребение », преобразованное в 1932 г. во Всероссийское кремационное общество .

Сотрудники

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев , С. А. Басов-Верхоянцев , А. И. Безыменский , Ф. Березовский , Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов , А. Григорович, Д’Актиль , И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, В. И. Лебедев-Кумач , Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор , М. Поликарпов, М. Праскунин , А. Пришелец , Г. Рыклин, М. Слободской, Н. Тихомиров, Б. Флит, Н. Шебуев .

С СВБ сотрудничали такие известные члены Коммунистической партии , как Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , П. А. Красиков , И. И. Скворцов-Степанов , а также Н. И. Бухарин и другие.

Финансирование

Члены Союза уплачивали взносы, также поступали средства от продажи издаваемой литературы. Однако основу финансирования организации на местах скорее всего составляли значительные сторонние дотации. Например, в смете Западного областного совета Союза воинствующих безбожников за октябрь-декабрь 1930 года указаны следующие источники доходов :

  • по линии «партпроса» - 7000 руб.
  • от областного профсоюзного совета - 6000 руб.
  • от областных отделов союзов - 5000 руб.
  • от кооперации - 3700 руб.
  • от вступительных и членских взносов и распространения литературы и значков - 500 руб.

Ликвидация

Газета и журнал «Безбожник»

    1922 Bezbozhnik magazine cover.jpg

    Журнал «Безбожник» (1922)

    Членский билет.jpg

    Членский билет № 5 734 218

    Doloy prazdniki.jpg

    Плакат «Долой церковные праздники» (1929).

См. также

Напишите отзыв о статье "Союз воинствующих безбожников"

Примечания

  1. , Союз воинствующих безбожников - добровольная общественная организация, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях., с. 240.
  2. Статья Семёна Резника: «Вестник» #14(351), 2004.
  3. , Во главе СВБ стоял Емельян Ярославский, с. 241.
  4. , Создана на основе коллектива газеты «Безбожник», с. 240.
  5. , В 1925 году на съезде корреспондентов газеты был основан Союз безбожников, получивший в июне 1929 года название Союз воинствующих безбожников, с. 240.
  6. , Эта массовая организация развернула большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий (газета «Безбожник» , журналы «Безбожник» , «Антирелигиозник », «Воинствующий атеизм », «Юные безбожники » и ряд других, выходивших на различных языках народов СССР). Значительное количество литературы выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Государственном издательстве атеистической литературы (ГАИЗ), с. 240-241.
  7. , Число ячеек СВБ достигло к 1940 году 96 тыс., а число членов союза - 3 млн человек, с. 241.
  8. , Серьёзное внимание уделялось подготовке атеистических кадров. Были открыты специальные курсы (очные и заочные) для подготовки пропагандистов научного атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов., с. 241.
  9. , В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистической партии - Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов, с. 241.
  10. Батченко В. С. Крестьянское сопротивление государственной антирелигиозной политике в 1929-1931 гг. (на материалах Западной области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Смоленск, 2015. - С. 58 - 59. Режим доступа: istsovet-brgu.ru/?page_id=464
  11. , В 1947 году функции СВБ перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»), с. 241.
  12. Союз воинствующих безбожников - статья из Большой советской энциклопедии .
  13. / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. »-Религии. - 30.10.2002. из первоисточника 25 июня 2014.
  14. Шишаков В. Союз воинствующих безбожников // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. М, 1932.
  15. Ссылки

  • Максим Горький

Отрывок, характеризующий Союз воинствующих безбожников

Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день вместо восьми без 10 ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти.
Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей.
В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застегнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. – «Переймешь что нибудь, можешь попросить о чем нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел всё это? Главное умением выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, что надо быть добродетельным и аккуратным».
Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что всё таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein [быть мужчиной]. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ.
– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.

Часть I

Союз воинствующих безбожников в структуре государства

Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода.

СВБ вырос из общества друзей газеты «Безбожник» (сокращенно ОДГБ). Он был организован в апреле 1925 года на учредительном съезде под названием Союза безбожников. Впоследствии этот съезд стал именоваться 1-м съездом Союза. На 2-м съезде в июле 1929 г. название было усилено, отныне он стал называться Союзом воинствующих безбожников. Рост организации обеспечивался государственной и партийной властью СССР. Деятельность Союза также проводилась во взаимодействии с многими наркоматами и учреждениями СССР. Однако периоды быстрого управляемого роста Союза иногда сменялись периодами чисток и сокращений. Далее в данной работе будет подробно рассмотрено взаимодействие организации безбожников с высшим руководством СССР и ключевыми ведомствами, а также проанализированы некоторые важнейшие документы и свидетельства такого взаимодействия.

СВБ в советской культуре и обществе

Деятельность Союза оставила множество следов или рубцов на теле и Церкви, и страны. Главными следами конечно же стали разрушенные храмы и монастыри и вытравленная из народа вера. Но остались следы и в географических названиях на карте. Так, например, до сих пор в Кировской области существует поселок Безбожник с крупной железнодорожной станцией. Также поселки с названием Безбожник имеются в ряде других областей России: в Гордеевском районе Брянской обл., в Сосковском районе Орловской обл., в Алатырском районе Чувашии и в Чечерском районе Гомельской области в Белоруссии. Пока о переименовании упомянутых поселков, ничего не сообщалось. И лишь недавно, в 2009 году, в поселок Луч был переименован бывший поселок Безбожник Новоусманского района Воронежской обл. Пока это было первым переименованием таких поселков в России. Кроме того в честь главы СВБ Емельяна Ярославского была названа «Емельяновской» шахта Кузбасского угольного бассейна, а также целый геологический пласт угля. И если шахта в настоящее время уже выработана, то сам пласт еще далек от истощения, а время от времени в эксплуатацию вводятся новые лавы этого пласта. Таким образом значительная часть знаменитого кузбасского угля добывается под именем главы богоборческой организации.

Связь Союза безбожников с советской культурой при внимательном рассмотрении оказывается гораздо более глубокой, чем это может оказаться при первом взгляде. Активно взаимодействовали с СВБ такие прославленные деятели советской культуры, как Максим Горький, Владимир Маяковский и Демьян Бедный. Все трое не только были делегатами и докладчиками на 2-м съезде СВБ, но и поддерживали рабочие связи с руководством Союза. Постоянным автором газеты «Безбожник» в 20-е годы был и В. И. Лебедев-Кумач, впоследствии написавший песню «Вставай страна огромная» по традиционной версии ее происхождения. Таким образом, общепризнанный гимн Великой Отечественной вышел из под пера активиста-безбожника. Хотя, следует оговориться, что В. И. Лебедев-Кумач был постоянным автором газеты и журнала «Безбожник» до того, как к нему пришла слава. Его антирелигиозные произведения публиковались в конце 1920-х годов, а в середине и конце 1930-х он уже не писал для «Безбожника». Но в это время журнал публиковал антирелигиозные стихи другого, чуть менее известного автора, Бориса Ковынева. В каждом номере журнала до июньского за 1941 год обязательно помещались его издевательские стихи или стихотворные подписи к таким же издевательским плакатам о церкви, религии, Боге, духовенстве. А когда началась война, то в последнюю неделю июня 1941 года, сидя в той же самой редакции журнала «Безбожник», Борис Ковынев напишет всем известные слова песни:

Двадцать второго июня
ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
что началась война.

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев (поэт, участвовавший в написании режиссуры фильма «Броненосец Потемкин»), С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов (автор труда «Нравы русского духовенства», недавно переизданного Невзоровым), А. Григорович, Д"Актиль (автор текста «Марш конников Буденного» и не менее пропагандистской, но потом забытой «Принимай нас, Суоми-красавица»), И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор. Многие известные художники советского агитационного плаката времен войны сотрудничали в издательстве безбожнической пропаганды, например Моор (Дмитрий Орлов) и Черемных. Таким обрзом сразу для нескольких советских деятелей культуры редакция «Безбожника» стала своего рода «путевкой в жизнь». При этом «Безбожник» установил некоторое взаимодействие редакций с журналом «Крокодил», когда многие писатели, поэты и художники сотрудничали одновременно в двух изданиях.

Влияние Союза Безбожников на советскую культуру не является основным направлением данного исследования, поэтому здесь мы ограничимся лишь немногим упомянутым, надеясь, что когда-то и эта тема будет более глубоко исследована в науке.

Пропагандистская, издательская и хозяйственная деятельность СВБ

СВБ неуклонно рос численно, однако иногда встречающиеся цифры в 10 млн.членов надо считать необоснованными и определенно завышенными, ведь на весну 1941 года в составе союза было чуть больше 3 млн. человек. 28 марта 1941 года Емельян Ярославский сделал доклад на Всесоюзном совещании работников антирелигиозных музеев в Москве. Доклад был опубликован в майском номере журнала «Антирелигиозник» за 1941 год и стал своего рода последним отчетом главы безбожников перед войной. Вот какие цифры сообщил руководитель СВБ. Количество ячеек организации на 1 января 1941 года выросло до 115,5 тыс., количество членов — до 2 млн. 992 тыс. Антирелигиозных курсов в организациях СВБ (кроме трех, в том числе ленинградской) было 662 на 1940 год, их слушателей — 10968. Число кружков достигло 9698 с числом участников 71 982 человека. 1 Организация старалась увеличить охват и вовлеченность в свою деятельность, но профессиональных лекторов-пропагандистов не хватало, и потому союз требовал от своих первичных организаций, чтобы они проводили так называемые встречи-читки антирелигиозных журналов и литературы со своими членами. За 1940 год было проведено всей организацией 239 тыс. лекций, а число слушателей превысило 10,77 млн. Социальный состав Союза на начало 1940 года был следующим: 50% рабочие, 46% беспартийные, 20% женщины. 2 Впечатляет статистика антирелигиозных изданий тех лет. Ярославский в своем докладе упоминает, что основной поставщик книг союза — Государственное антирелигиозное издательство (ГАИЗ) за 1928-1940 годы выпустило 1832 названия антирелигиозной литературы с общим тиражом в 140,2 млн. экземпляров. Общее число печатных типографских листов составило 302 млн. Для того, чтобы представить сколько это, стоит лишь принять во внимание, что книга в 100 листов или 200 страниц имеет толщину примерно в 1 см. Тогда 302 млн. листов — это пачка высотой 3 млн. сантиметров или 30 км. Однако это только одно издательство. Глава СВБ высказывал предположение, что если учесть издательскую деятельность республиканских и областных организаций безбожников на основе местных типографий, то общая цифра оценивалась в 400 млн. печатных типографских листов. В плане на 1941 год у союза стоял выпуск журналов «Антирелигиозник» и «Безбожник» (по 12 номеров каждый) с общим тиражом за год в 2,22 млн. экземпляров и 52 номера газеты «Безбожник» с общим тиражом в 3,64 млн. В плане антирелигиозного издательства на 1941 год стояло также 40 названий агитмассовой литературы с тиражом в 2,64 млн.

Примечательно, что после войны и после переформирования СВБ в «Общество по распространению научных знаний» при Сталине тиражи атеистической литературы выросли еще сильнее. При этом Церковь ни разу не получила разрешения напечатать Новый Завет. Первый советский тираж Нового Завета в 50 тыс. пошел в печать лишь в 1956 году. Совет по делам религий разрешил лишь печать ограниченным тиражом календаря, Журнала Московской Патриархии и нескольких богослужебных брошюр. Однако тиражи антирелигиозной литературы только увеличивались. Согласно отчетам Общества распространения политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), то есть правопреемника СВБ, тиражи антирелигиозной литературы достигли в 1948 году 18,9 млн., а в 1949 году 26,7 млн. экземпляров. Это цифры совершенно несравнимые с несколькими тысячами экземпляров календарей и единственного церковного журнала. Организация-правопреемник Союза воинствующих безбожников, таким образом, только наращивала свою работу, но делала это уже несколько более культурно. Однако это было уже позже, а нам следует вернуться во время активной работы Союза безбожников. Вся деятельность по чтению лекций, организации антирелигиозных музеев и изданию атеистических книг не приносила прибыли. За счет чего же она осуществлялась? Рассмотрим этот аспект деятельности Союза.

Государственное финансирование СВБ

Общественная организация обычно существует за счет взносов участников. Так бывает тогда, когда она независима от государства. Это могут быть как обязательные членские взносы, так и добровольные пожертвования. Что касается добровольных пожертвований на антирелигиозную борьбу, то свидетельств таких случаев в периодике СВБ мне встретить не удалось. Возможно, что «пожертвования неверующих» были, но даже в выступлениях и статьях руководителей о таком способе финансирования деятельности безбожников упоминаний нет вообще. Членские взносы в СВБ составляли: вступительный 1 руб. и раз в квартал — 50 коп. Таким образом в год рядовой безбожник должен был платить всего 2 руб. Если вспомнить, что на май 1941 года численность СВБ составляла 3 млн. человек, то годовой доход от членских взносов можно оценить в 6 млн. руб., а ежемесячный — в 500 тыс. руб. Но это в теории. А на практике сбор даже таких членских взносов представлял большую трудность. В своей речи на пленуме ЦК СВБ Ярославский сетовал: «Из года в год взимается лишь одна четверть или одна треть членских взносов» 3 . Журнал «Антирелигиозник» не побоялся сообщить читателям об этой проблеме. Перед войной средняя зарплата рабочего ленинградского завода составляла 300-400 руб. в месяц, поэтому неуплата членских взносов (50 коп. в квартал) характеризует на мой взгляд низкую заинтересованность рядовых участников. Ведь материальная нагрузка не может быть оправданием неуплаты при такой мизерной сумме. Однако систематический недобор членских взносов означает, что в действительности бюджет СВБ получал в месяц не 500 тыс. руб., но лишь треть или даже четверть от этой суммы, то есть 125-170 тыс. руб. В масштабах всесоюзной организации это ничтожная сумма. Ее могло хватить лишь на малую долю расходов организации безбожников. Конечно же, внушительное количество антирелигиозных музеев, лекторов и авторов предполагали гораздо большее финансирование и очевидно, что это было государственное финансирование. Оценочно членские взносы СВБ должны были занимать лишь несколько процентов расходов организации безбожников. Все остальное направлялось сверху.

С вопросом финансирования СВБ тесно связан и острый кризис организации, наметившийся летом 1935 года, и «чистка» ее. К этому времени за государственный счет существовали отделы безбожников не только в республиканских, областных и краевых центрах, но и в районах. Районные советы безбожников должны были координировать многочисленные первичные организации, но на деле все оказалось по-другому. Как правило, указанное в отчетах число членов организации существовало лишь на бумаге. Это была фикция для отчетов партийным начальникам. А большинство безбожников не только не платило членских взносов, но и не делало ничего. И тогда 5 августа 1935 года последовало решение Совнаркома об упразднении платного аппарата районных отделов СВБ. Отныне они должны были существовать за свой счет или добровольно. Но чуда не произошло и деятельность организации сразу утихла. Новое же возрождение работы СВБ пошло с конца 1936 года, а предыдущие провалы были списаны на козни врагов народа. Вот что говорил Ярославский в отчете на пленуме СВБ в феврале 1940 г. «Вражеская агентура в организациях СВБ подменяла терпеливую и настойчивую антирелигиозную пропаганду поверхностной и вредной шумихой, разговорами о том, что религии в СССР уже нет и что антирелигиозная пропаганда — пройденный этап. Враги народа, засевшие во многих организациях СВБ, стремились разгонять квалифицированные антирелигиозные кадры, дискредитировать Союз безбожников, извращать партийную линию в вопросах религии, подменяя антирелигиозную пропаганду мерами административной борьбы с религий.» 8 Так были репрессированы и расстреляны активисты безбожников Лукачевский, Маторин, Поспелов и Погиберидзе.

Взаимодействие СВБ и НКВД

Со дня основания Союза наметилось его тесное взаимодействие с репрессивными органами государства. По стране нарастали гонения на Православную Церковь и все другие религиозные организации. Позже, в 1937-38 годах гонения переросли в почти повсеместное уничтожение религии. И сеть СВБ стала большим осведомительским и организационным помощником НКВД. Эта тесная связь СВБ и НКВД осуществлялась через нескольких лиц, которые хорошо уже известны в истории РПЦ 20-го столетия. Это в первую очередь Тучков и Карпов. Их деятельность достаточно подробно описывалась во многих научных работах, однако мы вынуждены подчеркнуть некоторую неполноту описания. Попробуем внести необходимые дополнения.

С первых лет работы Союза безбожников в нем стал работать известный по житиям многих новомучеников российских человек — Евгений Александрович Тучков. Тучков был знаком большинству иерархов Церкви в 20-е годы, как один из основных ее гонителей. Тучков работал в центральном аппарате НКВД. Это уже общеизвестно. Но важно дополнить, что он совмещал эту работу с руководящими постами в СВБ. Так, например, на 1-м съезде СВБ в 1929 году он был избран в Центральный совет СВБ и сразу же в Исполком СВБ. В Исполкоме СВБ Тучков входил в коллегию иностранного отдела и коллегию антисектантского отдела, как это следует из решений Центрального Совета СВБ, прошедшего после окончания съезда. Хотя цели и задачи этих отделов не прописаны в доступных для исследования источниках, но скорее всего по делам иностранного отдела Тучков должен был курировать борьбу против религии за границей, как в среде эмигрантов, так и в других странах. По линии антисектантского отдела Тучков должен был предположительно получать сведения о деятельности различного рода незарегистрированных религиозных групп для репрессий против них. Густая сеть безбожников должна была быть надежной сетью осведомителей. Скорее всего подобная деятельность представителя НКВД в СВБ была активной и эффективной, ведь его роль росла. В 1939 году Тучков стал уже ответственным секретарем Центрального совета безбожников. В этой должности он значился до 1947 года, когда СВБ был присоединен к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (будущее общество «Знание»). Вместе со всем СВБ в соответствии с постановлением Сталина Тучков был переведен в это новообразованное общество.

С совмещением Тучковым двух работ (НКВД и Союз воинствующих безбожников) связана еще одна очень важная страница сталинской политики по отношению к Церкви. Мы можем увидеть это с помощью подробного биографического справочника «Кто руководил НКВД: 1934 — 1941 гг.» (авторы-составители Н.В.Петров и К.В.Скоркин) и справочника «Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960» (составители А.И.Кокурин, Н.В.Петров). Авторы-составители справочников досконально изучили всю организационную структуру органов безопасности и биографии должностных лиц тех лет. Эти данные дают нам интересные дополнительные сведения о тесном взаимодействии СВБ с НКВД.

Долгие годы центральный аппарат госбезопасности имел в своем ведомстве отдел или управление, ответственное за борьбу с антисоветскими организациями. Это был секретно-политический отдел, или СПО. Секретно-политический отдел был в числе самых главных отделов наряду с контрразведывательным, особым и иностранным. Большая часть дел по различным антисоветским организациям, иногда действительным, но гораздо чаще мнимым, фабриковалась именно в этом секретно-политическом отделе. Занимался он так называемыми церковными или вообще религиозными антисоветскими группами. Когда мы читаем жития святых новомучеников, то весьма часто мы можем узнать, как тот или иной архиерей или священнослужитель был обвинен в принадлежности к антисоветской церковной организации и осужден. Когда иерарх, священник, монах или мирянин обвинялся в принадлежности к антисоветской организации, он был в сфере ответственности Секретно-политического отдела. В отделе имелось 3-е отделение. Во главе 3-го отделения секретно-политического отдела стоял Евгений Александрович Тучков. Это отделение специализировалось на борьбе против церкви. К концу 30-х годов большая часть церквей уже была закрыта, а священники — репрессированы. И тогда, в 1939 году, Тучков стал ответственным секретарем Союза воинствующих безбожников, а пост руководителя отделения в 3-м отделе НКВД он оставил. Кто же вскоре после Тучкова стал руководителем церковного отделения секретно-политического отдела? Ответ на этот вопрос неожиданный, но очень важный для понимания сталинской политики в отношении церкви. Преемником Тучкова стал Карпов, будущий председатель Совета по делам РПЦ. В биографии Карпова мы можем прочесть, что он в 1939-1941 годах занимал пост начальника отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР, а затем в феврале-июне 1941 года заместителя начальника 3-го отдела 3-го Управления НКГБ СССР. Справочник Кокурина и Петрова однозначно сообщает нам, что и 2-й отдел ГУГБ НКВД СССР в 1939-1941 годах, и 3-е управление НКГБ СССР в феврале — июне 1941 года — это секретно-политическая линия. Справочник приводит таблицу переименований отделов и управлений в ведомствах госбезопасности и переименования отделов и управлений секретно-политической линии совпадают с биографией Карпова. Таким образом, Карпов оказывается заместителем отделения и даже начальником отделения там, где до того начальником был Тучков. Вспоминаются слова митрополита Сергия (Страгородского), сказанные Сталину на встрече 4 сентября 1943 года. Тогда митрополит, узнав о назначении Карпова главой Совета о делам РПЦ и недоуменно глядя на Карпова, произнес: «Он же из гонителей наших». На это Сталин цинично ответил: «Правильно, партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем». 4 Мы видим, что слова митрополита значат очень многое. О многом говорит и сталинское назначение. Карпов не просто из гонителей церкви. Он наследник Тучкова и он из организаторов гонений на церковь. Или еще точнее, он начальник того отделения госбезопасности, что занималось уничтожением церкви. Он главный исполнитель казни. Он главный палач церкви.

Сталин мог бы в сентябре 1943 года назначить на должность председателя Совета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви. Это еще раз подтверждает, что НКВД и СВБ были тесно связаны и часто были представлены одними и теми же лицами. И хотя Карпов не входил в руководство СВБ, но мы видим, что вся система воздействия на РПЦ МП осталась прежней. Раньше это были партийные и советские органы, НКВД и СВБ, а с сентября 1943 года вместо замершего СВБ это был уже Комитет по делам РПЦ. Изменились лишь указания сверху. А лица все те же...

После назначения председателем Комитета по делам РПЦ Карпов остался на работе в госбезопасности. Биография полковника Карпова сообщает нам, что он был начальником 5-го отдела 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР (май 1943-май 1946) и начальником отдела «О» МГБ СССР (май 1946 — август 1947), а в 1945 году получил звание генерал-майора госбезопасности. Справочник Кокурина и Петрова говорит нам: «с 14 апреля 1943 г. — функции бывшего 3 управления НКВД СССР были переданы во 2 управление НКГБ СССР». 5 И мы видим, что по биографии Карпов остался начальником 5-го отдела того самого Секретно-политического 2-го управления. Он продолжал оставаться главным борцом против антисоветских организаций в сфере религии. А значит, именно под его контролем шли массовые репрессии против духовенства на бывших оккупированных территориях. В конце 1940-х годов в лагерях НКВД и тюрьмах в заключении находилось около трех тысяч лиц в священном сане только православного и униатского исповеданий. И при этом генерал-майор Карпов одновременно и вел репрессии против Церкви, и занимал кресло председателя Комитета по делам РПЦ, имитируя заботу партии и правительства о нуждах Московского патриархата. А его предшественник и учитель Тучков в это же время работал в организации — правопреемнике Союза безбожников. Воистину, «кадры решают все».

Совмещая должности председателя Комитета по делам РПЦ и начальника отделения в секретно-политическом отделе КГБ, Карпов продолжал и процесс закрытия храмов. Об этих мероприятиях Карпов докладывал лично Сталину. Имеется несколько его докладов о закрытии храмов. Так, например, доклад от 24 ноября 1949 года, где председатель комитета отчитывается о выполнении постановлений Совета народных комиссаров от 1 декабря 1944 года о закрытии церквей, открытых ранее на оккупированных территориях.

Карпов занимал в эти годы очень важное положение в госбезопасности. Стоит только перечислить его непосредственных начальников, чтобы понять, как высоко находился председатель комитета по делам РПЦ в органах безопасности. Во главе Секретно-политического отдела в те годы стояли попеременно Кобулов (29.09.38-29.07.39), будущий замминистра Внутренних дел, затем Серов И.А. (29.07.39-02.09.39), будущий замнаркома Внутренних дел с 31.07.1941, а впоследствии председатель КГБ в 1954-1958 годах и Федотов (04.09.39-26.02.41), в 1946-1947 годах замминистра госбезопасности. Таким образом, Карпов подчинялся как непосредственным начальникам лицам, занявшим в дальнейшем пост не меньше, чем замминистра. Это говорит о важности работы Карпова и о его значении в то время.

Примечательна еще одна особенность биографии Карпова. Перед тем, как быть назначенным на место уходящего Тучкова в центральный аппарат НКВД, Карпов был в 1938-1939 годах начальником Псковского райотдела НКВД Ленинградской области. В те годы еще не существовало Псковской области, и Псковская земля входила в Ленинградскую область, как отдельный район. И во главе НКВД в будущей области был ни кто иной, как лично Карпов. Это было в 1938-39 годах. Это был пик репрессий, и Карпов тогда был главным палачом Псковской земли.

Многие знают о Псковской миссии на оккупированных территориях. Существуют уже не только глубокие исторические исследования, посвященные ей, но даже художественный фильм. В нем мы видим духовенство, направляющееся из Латвии в Псковскую область для служения на оккупированной территории в разоренных богоборцами храмах. Может возникнуть вопрос: почему именно в Псковскую область? Почему не в Белоруссию? Почему не в Смоленскую область, где в 1941 году, в оккупации, уцелевшие священники пытались найти архиерея, чтобы наладить церковную жизнь и восполнить нехватку духовенства? К сожалению, ответ на этот вопрос несложен. Псковская земля была больше других областей и районов СССР разорена антирелигиозной политикой. Именно поэтому на Псковской земле к лету 1941 не осталось духовенства, и именно поэтому появилась Псковская миссия. Если в других областях еще оставались отдельные открытые храмы или очень небольшое количество духовенства нелегального или престарелого, то на земле Псковской была пустыня. И теперь мы знаем кто виновник этого. Мы знаем, кто был исполнителем уничтожения Церкви на Псковщине. Это будущий сталинский доверенный человек, будущий председатель комитета по делам РПЦ Карпов. Труднее найти более циничное и издевательское назначение, чем нашел Сталин.

Биография Карпова свидетельствует, что еще раньше, в 1936-38 годах, он был начальником Секретно-политического отдела НКВД Ленинградской области. Это было время самых массовых репрессий, и Секретно-политический отдел вел великое множество дел различных мнимых антисоветских организаций. Их придумывали и фабриковали в большом количестве, и во главе разработки всех антисоветских организаций Ленинграда и области стоял именно Карпов. Он ликвидировал далеко не только троцкистов. Огромное число обычных невинных людей дополнялось служителями церквей. IX том Книги памяти жертв политических репрессий «Ленинградский мартиролог» приводит данные о погибших 2 тыс. священников только за период 1937-38 годов в Ленинградской области. Значительная часть уничтоженного духовенства по Ленинграду и области шли через отдел Карпова. Слова митрополита Сергия (Страгородского) о Карпове «он же из гонителей наших» -- это недоумение измученного архиерея и просто человека, знавшего правду. Но репрессивная машина иногда поглощала и своих. Примечательно, что как раз в дни, когда Карпов руководил отделом СПО НКВД Ленинградской области, под репрессии попало руководство Ленинградского отдела СВБ. И бывшее доверенное лицо Ярославского, руководители ленинградских безбожников Дулов и Моторин, были расстреляны вместе с гонимым духовенством.