Самый большой бомбардировщик. Лучшие бомбардировщики в мире

Многие не раз слышали о танковой мощи России. Бомбардировщики, как ни странно, упоминаются гораздо реже. Но не стоит пренебрегать авиацией, равно как и флотом. Это очень важная составляющая, позволяющая контролировать воздушное пространство государства, защищая его или атакуя врага с воздуха. В данной статье мы с вами как раз и поговорим о стратегических бомбардировщиках и истребителях России, стоящих на вооружении.

Стратегический бомбардировщик

Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для Так вот, стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.

Ту-160, или «Блэкджек»

Вся авиация получает классификацию НАТО и имя. В данном случае это «Блэкджек». В это же время заводское обозначение - «Объект 70». Такие бомбардировщики России относятся к классу стратегических с крылом изменяемой стреловидности. Данный агрегат был разработан в академии Туполева еще в 1970-х годах и используется до сих пор.

На сегодняшний день это самый большой и мощный самолет такого класса, с изменяемой геометрией крыла и максимальной взлетной массой. Пилоты зачастую называют Ту-160 «белый лебедь». Можно говорить о том, что при разработке бомбардировщика выдвигались жесткие требования, которые необходимо было выполнить. К примеру, суммарная масса боевой нагрузки должна была составлять не менее 45 тонн, а дальность полета - не менее 10-15 тысяч километров. Так как все требования были выполнены, то серийно было выпущено более 25 экземпляров, а также насчитывалось порядка 8 прототипов.

Вкратце о технических характеристиках Ту-160

Как было отмечено немного выше, на самолете установлено крыло изменяемой стреловидности. Минимальный размах составляет 57,7 метра. Самой интересной деталью является силовая установка, которая состоит из 4 двигателей НК-32. Каждый мотор является трехвальным 2-контурным со смещением потоков на выходе. Что касается то она рассчитана на 171 000 литров (азотированного). При этом для каждого двигателя имеется отдельный бак, но часть топлива отведена на центровку. Возможна дозаправка в воздухе.

Что касается вооружения, - это бомбардировщики России, которые имеют разрушительную мощь. Изначально агрегат разрабатывался исключительно как носитель крылатых ракет большой дальности. Но в дальнейшем было принято решение несколько расширить номенклатуру боеприпасов. В настоящее время пытаются добавить высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа х-555 и х-101.

Дальние бомбардировщики России: Ту-95МС

Данный агрегат получил классификацию НАТО Bear, что в переводе означает «Медведь». Это турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Стоит заметить, что Ту-95 стал настоящим символом из-за чего и было принято решение глубокой модификации и создания более эффективного и мощного Ту-95МС. Стоит заметить, что бомбардировщик является последним принятым на вооружение во всем мире, следовательно, и самым новым, что немаловажно. Данная авиационная машина пережила просто огромное количество модификаций. Последняя заключалась в возможности поражения важных объектов противника крылатыми ракетами при любых погодных условиях и в любое время суток. Именно Ту-95МС поставил рекорд беспосадочного полета. За 43 часа пара бомбардировщиков пролетела порядка 30 тысяч километров, с четырьмя дозаправками в воздухе.

О вооружении Ту-95МС

Новый бомбардировщик России Ту-95МС имеет суммарную бомбовую нагрузку порядка 12 тонн. Фюзеляжный бомбовой отсек предполагает возможность размещения ядерных свободнопадающих бомб калибром 9 000 килограмм. Помимо этого, Ту-95МС оснащается крылатыми ракетами х-20. Они в основном предназначены для поражения радиоконтрастных целей врага на дистанции от 300 до 600 километров.

Стоит заметить, что многие эксперты говорят о том, что именно Ту-95МС является ключевой, то есть основной частью российской авиации. Самолет оснащается крылатыми ракетами х-55. При этом в различных модификациях ракетоносца размещается от 5 до 10 таких ракет. В некоторых случаях демонтируется устройство для свободного сброса ядерной бомбы, ввиду своей ненадобности. На борту имеется и оборонительное вооружение, которое состоит из 23-миллиметровых авиационных пушек. Их количество изменяется в зависимости от модификации и может быть от 3 до 8 штук.

Новый стратегический бомбардировщик России Ту-22М

«Обратная вспышка», согласно классификации НАТО, или же «изделие 45» - заводское название. Представляет собой сверхзвуковой дальний ракетоносец-бомбардировщик с регулируемой геометрией крыла. Т-22М - последняя модификация Ту-22 - мало чем отличается от Ту-22К. Многие говорят о том, что это был результат политических манипуляций. Так, разработка Ту-22М была начата только для экономии средств. Тем не менее решение оказалось не самым худшим, самолет до сих пор стоит на вооружении России и показывает неплохие результаты.

Сегодня есть масса модификаций Ту-22М, такие как Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2 и М3. Но, несмотря на это, все бомбардировщики России данного класса отличаются между собой несущественно, поэтому и принято говорить о Ту-22М. Хотя нельзя не сказать, что все внесенные модификации никак не улучшили технические характеристики агрегата. К примеру, масса Ту-22М1 была снижена на 3 тонны, за счет чего удалось улучшить аэродинамические характеристики. А Ту-22М2 удалось оснастить более мощными крылатыми ракетами большой дальности.

Немного о вооружении

Любой перспективный бомбардировщик России должен иметь на своем борту эффективное защитное вооружение и мощные ядерные ракеты, которые бы поражали стратегически важные объекты противника. Все это было у Ту-22М3, последней модификации Ту-22М. Суммарная бомбовая нагрузка составляет 24 тонны. При этом на борту могут находиться противокорабельные ракеты, свободнопадающие ядерные бомбы, мины и пара крылатых ракет х-22. Ключевой же особенностью является наличие на борту так называемой СУРО (системы управления ракетного оружия), которая предусматривает наличие 4-х аэробаллистических ракет.

Что касается обороны, то тут предусмотрена дистанционно управляемая кормовая пушечная установка с увеличенным темпом стрельбы (до 4 тыс. выстрелов в минуту) и укороченным блоком стволов. Прицеливание осуществляется с помощью системы «Криптон», а ведение огня может быть переведено в автоматический режим.

Заключение

Мы рассмотрели основные бомбардировщики России. Фото этих машин вы можете просмотреть в данной статье. Стоит заметить, что вся техника стоит на вооружении РФ. Многие вышеперечисленные самолеты дислоцируются на Украины, Беларуси и других стран бывшего Советского Союза. В настоящее время многие военные базы давно расформированы и брошены, а все, что там осталось, принято называть «самолетным кладбищем». Кроме того, как было отмечено выше, бомбардировщики-ракетоносцы есть только у США и России, но это по официальным данным. В принципе, это все, что можно рассказать об основной тяжелой авиационной технике, которая используется и в ближайшие годы списываться не будет. Многие проекты в настоящее время находятся в разработке, но подробная информация по этому поводу не разглашается. Да и нет смысла говорить о том, что ещё не взлетело в небо.

Вплоть до наступления эры реактивной авиации, а это без малого половина века боевой авиации, самолета прямо зависела от размаха его крыльев. Имелся у «ширины плеч» аэроплана и еще один весомый плюс – с появлением подвесного вооружения способность техники нести смертоносный груз кардинально пересмотрели. Самые лучшие бомбардировщики мира вошли в историю как гиганты, чьи огромные крылья заслоняли от врага солнце, наводя ужас до того, как начнут падать бомбы.

1

В 1941-ом году американские военные решили, что если Британия, этот «природный авианосец», будет оккупирована, им потребует гигантский бомбардировщик, способный достать фашистов и за Атлантикой. Позже, благодаря 70 м крыльям и потолку полета в 15 км, «Миротворец» худо-бедно угрожал СССР, неся в чреве ядерные заряды. Интересный факт – Convair B-36 послужил прототипом для атомолета, воздушного судна с атомной силовой установкой, но эксперимент провалился.

2


Обладатель сразу двух довольно спорных рекордов – самый тяжелый самолет времен Второй Мировой войны и самый крупный летательный аппарат, уничтоженный в ходе ее же. Blohm & Voss BV 238 был гигантской экспериментальной летающей лодкой с размахом крыльев 60 м, способной нести бомбы и торпеды или же доставлять к месту назначения диверсантов сразу с легкой техникой. Пал в неравном бою против 6-ти британских истребителей.

3


В годы Холодной войны перед инженерами Boeing была поставлена практическая задача – создать бомбардировщик, который сможет с территории США доставить 2 термоядерные бомбы в любую точку СССР. Те пошли дальше и их задела хватило не только на весь XX век, различные модификации B-52 планируют оставить на вооружении вплоть до 2040-го года. Размах крыльев «суперкрепости» достигает 56 м и она может нести 31,5 т бомбовой нагрузки.

4


«Изделие 70», он же «Blackjack», он же «Белый лебедь» – самолет, обладающий самым длинным списком заслуженных титулов в истории бомбардировочной авиации. Крыло этого реактивного гиганта построено по принципу изменяемой стреловидности, его длина варьируется от 55 до 50 м. Самолеты Ту-160 стали первоочередной мишенью западной военщины и едва пережили развал социалистической империи, в которой их создали. Всего в мире осталось 16 таких машин, но существуют планы довести их численность как минимум до 50-ти.

5


Бомбардировщик-невидимка, первый серийный самолет в данной категории и, вероятно, последний. Причина прозаична – ценник $1,157 млрд. делает его самым дорогим летающим средством в истории. Это в десятки раз дороже среднестатистического полета в космос с полезной нагрузкой, при этом 52-м «летающее крыло» обладает довольно таки противоречивыми летными характеристиками. У каждого из 21 самолета B-2 Spirit есть собственные имена, посвященные отдельными штатам США.

6 М-4


Самолет создавался как конкурент сразу двум, в будущем ставшими легендарными бомбардировщиками, советскому Ту-95 и американскому B-52. Благодаря прижатым к фюзеляжу турбореактивным двигателям, его крылья были «аэродинамически чистые» и раскинулись на 50 м. Модель оказалась очень невезучей, на испытаниях постоянно притягивала к себе неприятности и собрала печальный урожай человеческих жертв. В конечном итоге требования понизили и переделали М4 в топливозаправщик.

7


В массовой культуре данный самолет часто путают с его предшественником, моделью B-17, доминирующим бомбардировщиком Второй Мировой войны. Их крылатые полчища стерли с лица земли германские города и вызвали рукотворное огненное торнадо в Дрездене. Достижения Boeing B-29 куда скромнее – они сбросили «Малыша» на Хиросиму и «Толстяка» на Нагасаки, проведя первую в истории атомную бомбардировку. Стратегический бомбардировщик с размахом крыла 43 м подошел для этой цели идеально.

8


Детище концепции скоростного прорыва ПВО противника на сверхмалых высотах, с огибанием рельефа – полная противоположность классическим бомбардировкам с высоты. B-1 имеет крыло изменяемой стреловидности размахом 41 м, что позволяет ему пикировать на скорости вдвое быстрее звуковой. А 34 тонны различных бомб и ракет превращают его в символ американской военной машины – эти самолеты участвовали во всех крупных войнах с конца прошлого века.

9


Летающая лодка Императорского флота Японии, по совместительству – морской стратегический бомбардировщик с размахом крыла 38 м. H8K было неплохо адаптирован для водной среды и нес внушительные по тем временам 2 тонны бомб, но когда настало время бомбить Перл-Харбор, оба отправленных самолета с позором промазали из-за тумана. После этого гиганта стали преимущественно гонять в дальнюю разведку, благо, позволял запас топлива, а аэродром служил весь океан.

10


Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, способный охотится за авианосцами, одним ударом уничтожить целую танковую колонну, уходить от истребителей или высыпать со звенящих высот на беспечного врага 24 т смертельных подарков. В реальности повоевать Ту-22М почти не удалось, но он стал своеобразной испытательной площадкой – на этих самолетах обкатывали первые отечественные бортовые компьютеры. Один из немногих в мире тяжеловесов с изменяемой геометрией крыла, которое размахнулось на 34 м.

Москва, 23 октября - "Вести.Экономика". Военно-воздушные силы США впервые с 1991 г. начинают приводить свои ядерные бомбардировщики B-52 в боевую готовность. Об этом генерал ВВС США Дэвид Гольфейн рассказал Defence One.

Гольфейн отметил, что официального приказа привести бомбардировщики в 24-часовую боевую готовность пока не поступало, однако подготовка на этом направлении уже ведется.

Он указал, что в мире, где "есть люди, которые открыто говорят об использовании ядерного оружия, важно оставаться настороже и продумывать новые способы быть готовым к разным вариантам развития событий".

"Это уже не биполярный мир, где есть только США и СССР. Есть и другие игроки, обладающие ядерным потенциалом", - добавил Гольфейн.

При этом генерал не стал называть конкретных стран, с ядерным потенциалом которых могли бы столкнуться США, однако в материале упоминаются "быстроразвивающийся ядерный арсенал Северной Кореи и конфронтация президента США Дональда Трампа с Пхеньяном", а также "все более мощные российские вооруженные силы".

Boeing B-52 Stratofortress - американский многофункциональный тяжелый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 г.

Ниже представляем 7 самых высокотехнологичных бомбардировщиков в мире.

B-2 Spirit

Northrop B-2 Spirit - американский тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman.

Предназначен для прорыва плотной противовоздушной обороны и доставки обычного или ядерного оружия.

Широко использованы технологии малозаметности: самолет покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме "летающее крыло", реактивные струи двигателей экранируются.

Впервые B-2 был показан общественности 22 ноября 1988 г. на заводе ВВС ВС США № 42 в Палмдейле, Калифорния, где он и был собран. Первый публичный полет состоялся 17 июля 1989 г.

Проект самолета был изменен в середине 1980-х гг., что задержало первый полет на два года и заставило потратить еще миллиард долларов США на программу разработки.

К 1989 г. на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности $23 млрд.

Ту-160

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х гг.

Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу.

Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Среди летчиков получил прозвище "Белый лебедь".

Самолет Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротными стабилизатором и килем.

Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны.

Четыре двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.

На 2017 г. в составе ВКС России находятся 16 самолетов. Принято решение об их полной модернизации.

Ту-160М планируется оснастить новой системой вооружения, позволяющей применять перспективные крылатые ракеты и бомбовое вооружение. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование.

Rockwell B-1 Lancer

Rockwell International B-1 Lancer - американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Разработан в 1970-80-х гг. компанией Rockwell International.

Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х гг. началось переоборудование самолетов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

В 1998 г. самолет получил боевое крещение во время операции "Лиса пустыни" и во время операции НАТО в Косове в следующем году.

Также самолет принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане.

Boeing B-52 Stratofortress

Boeing B-52 Stratofortress - американский многофункциональный тяжелый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения фирмы Боинг, стоящий на вооружении ВВС ВС США с 1955 г.

Этот самолет пришел на смену B-36 и B-47. На дозвуковой скорости на высотах до 15 км он способен нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой Б-52 разрабатывался, - доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.

Одна из модификаций Б-52 - Б-52G - является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолетов.

Это также один из немногих военных самолетов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

Несмотря на то что Б-52 разрабатывался в 50-х гг. под требования "холодной войны", он по-прежнему остается основным самолетом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС и будет оставаться таковым как минимум до 2030 г. На модернизацию самолетов планируется потратить $11,9 млрд.

Ту-95

Ту-95 - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолет с винтовыми двигателями.

До настоящего времени - единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.

Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в "холодной войне".

Остается на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолетов, а главное - большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних. Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолет не является "абстрактным средством ядерного сдерживания", а может реально использоваться в современных локальных войнах.

Ту-22М

Ту-22М - советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Самолеты серии Ту-22М - большие и сложные машины, давшие в дальнейшем многочисленные наработки как по пассажирским, так и боевым машинам, по всем авиационным КБ СССР (самолеты 3-4-го поколения).

Самолет впервые в СССР получил очень сложный, но вполне работоспособный комплекс взаимосвязанных как цифровых, так и аналоговых решающих систем АО и РЭО.

Значительная часть самолетных систем была построена на самой современной на тот момент полупроводниковой базе и интегральных микросхемах.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Xian H-6

Xian H-6 - китайская лицензионная копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16.

Выпускался на Сианьском авиазаводе. Является носителем ядерного оружия.

Xian H-6 - лицензионная копия Ту-16.


Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.

16 августа 1981 года на вооружение ВВС США поступил первый бомбардировщик B-52G, способный нести крылатые ракеты. Самолет представлял собой модификацию первого самолета B-52 и мог размещать в фюзеляже 12 крылатых ракет, несущих ядерные боеголовки.

B-52G создали для того, чтобы продлить срок эксплуатации самолетов серии B-52 до принятия на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков B-58 Hustler. После модификации у B-52G увеличился взлетный вес на 17 235 кг. Под крылом были размещены два внешних топливных бака на 2650 л каждый.

Позднее этот самолет мог нести уже не 12, а 20 крылатых ракет класса «воздух — поверхность». Их боевая часть могла нести обычные фугасные или ядерные заряды. Эти ракеты после пуска могут самостоятельно пролететь до цели 160 км.

SmartNews составил список самых лучших современных бомбардировщиков.

Видео

Видео: Brian Lockett

NORTHROP B-2 SPIRIT

B-2 предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолет покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло». Бомбардировщик может нести до 27000 кг различного вооружения. B-2 может пролететь без дозаправки 11100 км, и нести при этом 16 ядерных ракет.

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. Однако после расследования катастрофы полета B-2 были снова возобновлены.

Видео

Видео: TurbojetAquila

ROCKWELL B-1 LANCER

Этот самолет создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако, в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями. На 2010 год на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.

B-1B представляет собой самолет длиной 44,81 м, высотой 10,36 м, размахом крыла 41,67 м (23,84 м при максимальной стреловидности). Максимальная взлетная масса — 216,365 т, вес пустого самолета — 87,09 т, максимальная внутренняя боевая нагрузка — 34,019 т, внешняя — 31,752 т, максимальный вес топлива — 88,45 т. Максимальная скорость полета — 1,25М, перегоночная дальность 12 тыс. км.

Видео

Видео: f39eagle2

ТУ-22М3

Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.

Для выполнения боевых задач самолет может нести до 3 сверхзвуковых управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-22МА, до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР Х-15 для поражения наземных целей и РЛС противника, а также обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески.

В качестве оборонительного вооружения используется пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально, с увеличенной до 4000 выстр/мин скорострельностью и дистанционным (по телевизионному и радиолокационному каналам) управлением.

Видео

Видео: periskopspb

Ту-22М3: от взлёта до посадки

ТУ-95МС

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.