Актриса завьялова что случилось. Биография

// Фото: Кадр сериала «Тени исчезают »в полдень

В начале февраля ушла из жизни Заслуженная артистка России Александра Завьялова. Подробности неожиданной смерти актрисы никак не освещались, а недавно стали известны детали ее кончины. По сообщениям СМИ, Александру Завьялову убил собственный сын.Многие отмечали, что последние дни Заслуженная артистка России провела в бедности и делила квартиру с сыном. Соседи утверждали, что мужчина довольно часто употреблял алкоголь и ссорился с матерью, а иногда дело доходило до рукоприкладства.

Отец Петра – американский бизнесмен, с которым актриса познакомилась после расставания с мужем Дмитрием Бучкиным.

Однако сам Петр не помнит подробностей произошедшего – что заставило его ударить родную мать ножом. Подозреваемый ни на одном рабочем месте долго не задерживался и в последнее время жил вместе с Завьяловой на ее пенсию. Дочь актрисы Татьяна приносила им продукты. После трагедии Петр позвонил сестре и рассказал о содеянном.

Последнее время актриса не хотела общаться с поклонниками и журналистами. Некоторые отмечали, что Завьяловой не нравилось, когда ее узнавали на улице, а тем более просили сделать совместные фотографии. По воспоминаниям одного из очевидцев, Валерия, она старалась не контактировать с посторонними людьми.

«Меня однажды тоже уговорили съездить к ее дому и подождать, когда выйдет, чтобы хоть автограф попросить, - рассказывает Валерий. - Домашний телефон у нее не работал. После нескольких часов ожидания мы рискнули позвонить в квартиру, звонок тоже не работал. И один из нас постучал в дверь. На стук открыл пьяный сын Завьяловой. Когда он понял, что нам нужно, позвал маму, но она отказалась подойти. Он взял у нас ее фотографии, отнес ей, затем вынес подписанными. Я рассказал об этом знакомой москвичке с ТВ, и она сказала, что как-то договорилась с Завьяловой на короткое интервью. Из Москвы приехали три человека, и когда они уже установили в квартире камеру и свет, Завьялова вдруг объявила им, что передумала, и им пришлось свернуться и уехать».

Последние двадцать лет Заслуженная артистка России нигде не снималась. В 1994 году она сыграла в фильме «Рожденные свыше», но с тех пор никто больше не предлагал Завьяловой ролей. За два года до выхода этой картины она приняла участие в съемках сериала «Белые одежды». Этот фильм был первый после более 20-летнего забвения. Сыграв главную героиню в советском сериале «Тени исчезают в полдень», она получила огромную популярность. Говорят, что после такого успеха, она уже не хотела принимать второстепенные роли, из-за чего и пропала с экранов.

Полное забвение надломило психику актрисы – некоторое время она провела в психиатрической лечебнице.

Четвертого февраля Александре Завьяловой бы исполнилось 80 лет. Она умерла в своей квартире в Санкт-Петербурге. Как сообщает LifeNews , ее сын Петр дал признательные показания в совершении преступления.

03.02.2016г., за 2 дня до 80-летия от рук собственного сына погибла народная актриса, Александра Завьялова. Мало кто знает, что до последних дней она жила с сыном алкоголиком в бедности и конфликтах. Единственным человеком, поддерживающим ее до последних дней, был ее первый и единственный официальный супруг, художник Дмитрий Бучкин.

Детство и юность

Свой день рождения популярная актриса 60-х Александра Завьялова праздновала 4 февраля. Родилась в поселке Титовка, относящемся к Сосновскому р-ну Тамбова. В 1958-м девушка закончила обучение в Санкт-петербургской академии театрального искусства, и получила работу в Брестском драмтеатре. На протяжении года она успешно покоряла сердца зрителей, отказываясь от съемок в кино. Не то, чтобы она была совсем безразлична к этому роду деятельности, просто юная актриса была предана театру. Отношение к съемкам недавней выпускницы изменило предложение кинорежиссера А. Зархи на роль в киноленте «Люди на мосту». Она согласилась.

Дальнейшие ожидания актрисы в Бресте оказались тщетными, так как вслед за этим ей поступило новое предложение. В лирическом комедийном фильме «Алёшкина любовь» звезда предстала в роли стрелочницы Зинки. Она покорила сердце робкого парня, геолога-буровика Алешки (Леонида Быкова). Будучи нескладным и ничем не привлекательным, он упрямо добивался внимания горделивой красотки. Финал истории - светящиеся от любви глаза девушки, которая провела долгий и тяжелый путь, чтобы встретиться с ним, с Алешей...

Необычайно добрая и светлая история любви вызвала неподдельный интерес со стороны зрителей и режиссеров. Александра Семёновна оказалась на пике популярности. Один за другим выходили картины с ее участием: музыкальная драма «Ждите писем», соцдрама «Хлеб и розы», художественный фильм «Будни и праздники», др. Но широкого признания эти картины не получили.

Фильмография конца 50-х

Кинодебют Александры состоялся в ленте «Песнь о Кольцове», где она сразу получила главную роль. Основной сюжет фильма построен на отрезке из жизни знаменитого поэта России, который приходился на 30-е года 19 века. Отличает его от литераторов род занятости - предпринимательство, которому он посвятил всю свою жизнь, являясь продолжателем семейного дела. Алексей души не чаял в стихах и любви к крестьянке, героине Завьяловой. Но волею судьбы главные герои так и не смогли воссоединиться, поэт обручился с нелюбимой девушкой, а затем покинул мир живых в 33-летнем возрасте.

Следующую роль она сыграла в драматическом фильме «Люди на мосту», где ей предстояло воплотиться в мастера-подрывника Лену. Ее героиня была смелой и красивой, с внебрачным сыном. Она влюбила в себя сына начальника по возведению моста. Эта связь стала притчей во языцех, где женщина примерила образ злого гения для интеллигентов Булыгиных. Конец истории - девушка пожертвовала своей жизнью во спасение других людей. После амбициозной подрывницы, актриса неоднократно примеряла амплуа «роковых» женщин, проявляя силу, привлекательность, и своего рода угрозу.

Творчество 60-х

Актриса в 60-х была особо знаменита. Во многом ей помогла роль Зинки из музыкальной драмы «Алёшкина любовь». Тогда женщина работала в паре с Леонидом Быковым, супруга которого очень ревновала и всегда находилась с ним во время съёмок.

Причина очевидна: лицо актрисы украшало не только «Советский экран», но даже американский глянец «Life» (16 июня 1961 года). Для фотосессии был выбран один из номеров столичной гостиницы «Националы». Его редакторы прозвали актрису советской Greta Garbo, а отечественные режиссеры предлагали звезде только первые роли. Женщина также попала в список самых известных людей СССР, удостоенных фотосессии Филиппа Халсмана (прежде он работал с такими кино-дивами, как Brigitte Bardot, Sophi Loren, Marilyn Monroe и Audrey Hepburn).

Этот поступок был очень наглым даже для хрущевской оттепели. Но представители органов власти отреагировали не сразу. Ведь СССР стремился доказать «прогнившему Западу», что и здесь есть красивые актрисы. Продолжением мирового триумфа звезды стало участие в столичном фестивале 63-го года. На нем присутствовали такие известные личности, как Jean Marais и Giulietta Masina.

Последние съемки в кино

В результате тесного общения Завьяловой с эмигрантами, а также интерес иностранных СМИ, сыграл роковую роль в жизни артистки. В 65-х ею всерьез заинтересовалось КГБ. В результате допросов спецслужбы попросили руководителя «Ленфильма» прекратить съемки в отечественном кинематографе. Однако, женщина без боя не сдавалась, и продолжала работать с другими компаниями.

О личной жизни

Актриса состояла в официальных отношениях только с художником Дмитрием Бучкиным. Она вышла замуж в 63-м году. К этому привело давнее знакомство с Дмитрием, покорившим ее красивыми ухаживаниями. В браке родилась дочь Таня, и женщина прекратила съемки в кино. Пришлось ей покинуть и Малый театр, где она трудилась в последние годы.

Завьялова привлекала внимание публики незаурядной внешностью, которая сыграла с ней злую шутку. В 64-м она отправлялась на очередные съемки, и во время полета ей не поздоровилось. На помощь откликнулся американец лет 50-ти. Предложив ей стакан воды, он представился, как Отелло Черезолли, отставной адмирал ВМС США. Признался, что летит в Одессу по работе. Женщина вкратце рассказала о себе.

Между американским миллиардером и советской знаменитостью завязался роман. Отелло был поражен ее редкой красотой, Александра - изысканными манерами зарубежного поклонника. Их отношения длились на протяжении 2-х недель. Возлюбленные бродили по улочкам Одессы, посещали лучшие рестораны. «Я увезу тебя в США, разведусь с женой, и мы всегда будем вместе!» - изо дня в день вторил ухажер. И внезапно пропал. Ни вещицы, ни пары строк на память... В КГБ влюбленной сообщили: ее знакомый занимался шпионажем, и его быстро выставили из страны, не дав проститься с теми, кого он знал. Позже за Александрой установили слежку и резко прекратили приглашать на съемки.

Женщина развелась с Бучкиным, а ее 15-летняя дочь Татьяна осталась жить с отцом. После этого путь в кино был перекрыт, а ближе к 40-летнему возрасту, женщина родила сына и закрылась от внешнего мира.

Важно отметить, что после скандального романа иностранцем женщина снова влюбилась, и ее избранником опять оказался иностранец - югослав Мома Кошич. Он был очень заботлив и внимателен, готов был на ней жениться. Однако, бывший супруг Завьяловой не разрешил увезти дочь Татьяну из страны.

Роль как приговор

Кинолента «Тени исчезают в полдень», экранизированная в 71-м году, была тринадцатой по счету в непродолжительной карьере актрисы. Воплотившись в роль Пистимеи (Серафимы) по сюжету романа А.Иванова, ей предстояло сыграть в 3-х возрастных категориях одной героини – юной красавицы, женщины средних лет и старухи. Завьялова впервые примерила образ столь жесткой особы, которая все злодеяния оправдывает вероисповедованием. Это было серьезным испытанием для христианки.

Женщина вынуждена была согласиться на роль, так как с каждым годом она теряла былую славу. А новый успех стал для исполнительницы триумфом, и проклятием. Она настолько талантливо исполнила роль врага советской власти, что у многих возникли сомнения: а действительно ли они хороши, эти высшие силы?

Терпение органов сошло «на нет». Они припомнили ей все: и фотоснимки в иностранных журналах, и Московский кинофестиваль, где она была единственной советской актрисой, получившей приглашение на ужин в американском посольстве, и роман с владельцем морского порта. После этого фильма актриса больше не получала приглашения на съемки, что негативно отразилось на ее душевном состоянии. И тогда она приняла решение родить сына, чтобы подарить ему свою нерастраченную нежность. Через 2 года она впала в депрессию. Женщина вела уединенный образ жизни, не пускала к сыну врачей из клиники. Соседи, обеспокоенные озадаченные постоянными криками малыша, вызвали МЧС.

Вскоре стало известно, что женщину отправили на принудительное лечение в психиатрической больнице. В будуарах поговаривали, что это высшие силы наказали исполнительницу Пистимеи за съемки в фильме «Тени исчезают полдень». Через 2 месяца женщина вернулась домой, и обнаружила, что ее жилье ограбили. Вынесли все, что бывшая знаменитость успела нажить: от кожи и мехов, до украшений, сувениров и денег. Не было и детей. Дочку Таню забрал отец, а малыш оказался в детском доме.

Завьялова долго пыталась вернуть сына, а через год вновь оказалась в больничной палате, теперь уже вместе с малышом. Там под действием угроз и шантажа врачей женщина вынуждена была подписать согласие о выходе на пенсию по инвалидности. Это стало окончательным приговором. Петю усыновил ее бывший супруг.

Пережитые происшествия негативно отразились на самочувствии женщины. Она стала озлобленной, замкнутой и неухоженной. Александра Семеновна сотни раз перечитывала печатные издания «своего времени». По словам очевидцев, женщина могла внезапно толкнуть коляску.

Единственным человеком, в котором она души не чаяла, был ее сын Петр. Она хвалила его по пустякам, проявляла жалость и находила оправдания. Юноша рос ленивым и бесхарактерным. После службы в армии он никак не мог определиться с профессией, перебивался мелкими заработками. Дочь Завьяловой, Татьяна, считает, что вся проблема в алкоголизме, ведь Петр начал употреблять еще в старших классах.

В 92-м Александра успешно сыграла роль секретарши в романе «Белые одежды», а через 2 года признана заслуженной артисткой РФ. В 2000-м году актриса дала последнее интервью в передаче О. Пушкиной «Женские истории», где поведала зрителям всю правду о жизни и судьбе. Затем опять пропала из виду.

Убийство актрисы

Согласно добровольным показаниям 40-летнего сына Александры Семеновной, женщина погибла от рук собственного сына в возрасте 79 лет. Ему объявлен приговор за убийство в состоянии алкогольного опьянения. Следствие считает, что Завьялов ночью 3.02.16, находясь в нетрезвом состоянии, на фоне очередного скандала, нанес смертельный удар своей матери. События происходили в доме №6 на Гаврской улице.

На протяжении последних 20 лет он был безработным. Люди судили его по-разному: сидит у матери на шее, спускает ее мизерную пенсию. И забывали о главном - что он поддерживал порядок в квартире, кормил и ухаживал за престарелой матерью, даже красил ей волосы. Возможно, они периодически и выясняли отношения, но дочь актрисы считает, что мать и сын любили друг друга.

Похороны организовал Союз кинематографистов. Отпели актрису на Смоленском кладбище.

Видео

Звезду сериала «Тени исчезают в полдень» два года держали в психиатрической больнице

Слава пришла к Александре ЗАВЬЯЛОВОЙ после роли Пистимеи в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень». Ее не по-советски красивое лицо украшало обложки западных журналов, критики прочили ошеломляющую карьеру, а мужчины мечтали взглянуть на нее вживую хоть одним глазком. Но прошло два года, и актриса перестала появляться на экране. Об этом ходило много слухов, потом и они затихли. Остался только один - Завьялова ушла в монастырь и дала обет молчания. Накануне ее 75-летия, которое Александра Семеновна отметит 4 февраля, «Экспресс газете» удалось разыскать одну из самых загадочных актрис советского кино.

Телефон Александры Завьяловой в ее петербургской квартире на Выборгской стороне упорно не отвечал. Свет в окнах не горел, а соседи уверяли, что Александра Семеновна здесь давно не была - переписала жилплощадь на сына Петю, который вроде бы работает охранником.

Да вот он и сам, - показали нам на приближающегося крепкого молодого человека.

Все вопросы про маму задавайте моей сестре Татьяне, она ею занимается,- пробурчал Петр и, протянув листок с мобильным телефоном сестры, скрылся в парадном.

Старшая дочь Завьяловой, питерский художник Татьяна Бучкина , уверила, что Александра Семеновна живет не в монастыре, а на даче, но разговаривать с журналистами не может.

Ей трудно говорить. У нее нет зубов. Не успели вставить к юбилею, - объяснила Бучкина. - Если хотите поговорить с мамой, то можете сделать это по Интернету. Она умеет пользоваться. Мы с ней сейчас потихоньку пишем книгу ее воспоминаний. К сожалению, память у нее уже не та, какие-то события она уже вспоминает с трудом. У мамы же была страшная депрессия из-за того, что ее перестали снимать. Успех после картины «Тени исчезают в полдень» был ошеломительным. Но ей больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время. По типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.

Выход для нее был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для нее. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет родила от него Петю. Отца Петра она больше никогда не видела. Петя уже не помнит маму здоровой. Все хлопоты по воспитанию ребенка легли на мои плечи. Петр может быть хорошим и интеллигентным, но до тех пор, пока не выпьет. Очень жалко, что в то время я была еще ребенком и не понимала, как ее поддержать. Мой папа, известный художник Дмитрий Бучкин , тоже ничего не смог сделать. У них сохранились хорошие отношения, но прожили они всего два года. Сейчас папе 84 года, я ему тоже помогаю. Вам он ничего не расскажет, кроме того, что у него маленькая пенсия.

Меня пугает наш кинематограф

Из-за отсутствия зубов Александре Завьяловой пока сложно разговаривать, кроме того, актриса стесняется своего временно непрезентабельного вида. Зато она с удовольствием пользуется новыми технологиями и любит Интернет. С его помощью мы и «поговорили».

- Александра Семеновна, как вы собираетесь отметить свой день рождения?

Пышных торжеств не будет. Все-таки женщине о том, сколько ей лет, лучше не вспоминать. А черту под своей жизнью я еще не подвожу... Соберемся в кругу своей семьи. У меня двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Петр. Татьяна подарила мне замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку. Дочь моя - молодец, всего в жизни достигла сама, я ничем ей помочь не могла. Сегодня Татьяна - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер. Как она при этом успевает заниматься детьми и мужем, для меня загадка. Я, к сожалению, никогда не могла совместить семью с профессией. К счастью, по моим стопам пока никто не пошел. Я бы для своих родных этой судьбы не хотела.

- Ваша самая яркая роль - Пистимея в сериале «Тени исчезают в полдень»...

Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь мне пришлось играть три возраста: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее - 17, затем я играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры меня превращали в 70-летнюю. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была художником, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею 70-летнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима - для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримеру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?»

А в картине «Алешкина любовь» я играла с Леонидом Быковым . Жена Лени страшно ревновала меня. Она даже приехала на съемку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Леня был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. Фильм имел оглушительный успех. На представлении картины зрители встречали нас стоя. Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Лене сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леня жаловался мне: «Кормить семью нечем». И он переехал в Киев. В последний раз мы с ним случайно встретились на Киевской киностудии. Леня сказал: «Я подкову прибил к косяку двери. На удачу. Сам буду снимать фильм и играть главную роль». И он снял необыкновенное, удивительно теплое кино «В бой идут одни «старики».

- Как вы оказались в Москве, в кино?

Меня пригласил Александр Зархи в фильм «Люди на мосту». Он увидел мою фотографию на «Мосфильме». Сначала я не хотела ехать: не люблю больших городов, боюсь их. Но он уговорил...

На заре вашей карьеры вы служили в Брестском театре. Как дальше складывались отношения с театрами? Нет сомнений, что кто-то из худруков хотел получить вас в штат.

После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев . Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя - сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова .

В Ленинграде я и встретила своего будущего мужа, художника Дмитрия Петровича Бучкина . Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм».

Вы фантастически красивая женщина. Понятно, что актрисе необходимо быть привлекательной, но вот с такой уникальной красотой каково жить?

Внешность я унаследовала от родителей. Мой папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у нее бабушка - гречанка. А я получилась такая... исламская. Красота помогает не только в актерской профессии, но и в жизни: она - как лекарство. На мой взгляд, актриса, обладающая и талантом, и красотой, - большая редкость. Поклонников у меня хватало не только среди актеров и режиссеров, но и среди писателей, поэтов и художников. У меня до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым : «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!»

Но я считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план. А потом у меня появилась семья, родилась дочка... Какие уж здесь поклонники!

Ваше фото публиковалось на обложках самых престижных американских журналов. Наверняка актрису такого масштаба могли принять за рубежом. Рассматривали вы когда-нибудь отъезд за границу?

В то время, когда я работала актрисой, любое упоминание о загранице перечеркивало всю дальнейшую биографию. Да и сегодня наших актеров в Голливуде не ждут. К сожалению, сегодняшний российский кинематограф меня пугает. Особенно сериалы, состряпанные на скорую руку. И полное отсутствие запоминающихся лиц.

- Александра Семеновна, были разговоры, что вы оказались неугодны властям из-за романа с иностранцем.

Из меня искусственно сделали врага. Пострадала за любовь. Я всю жизнь любила одного человека, наверное, поэтому замуж больше не вышла. Он был иностранцем. Мы с ним познакомились в самолете. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный... Меня укачало, и он наливал мне боржоми. Наутро в гостинице я выхожу из своего номера - отдохнувшая, свежая, в белоснежном костюме. И нос к носу сталкиваюсь с ним. Он глаз не может отвести. Спрашивает меня: «Вы полячка?»


Говорили мы на немецком. Я помнила его со школы, а мой знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя....

Его звали Отелло. Прямо как по Шекспиру! Отелло Черезолли . Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Он был вдвое старше меня, в Америке его ждала жена. Отелло говорил, что она очень красива, но любит он меня. Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло.

Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон... Показали кучу фотографий, на которых мы вместе... Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон грата и даже не разрешили лететь в Нью-Йорк через Париж, как он собирался. Пришлось ему тащиться через океан на собственном пароходе. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого.

- Вы считаете, из-за вашего романа с иностранцем вас перестали снимать в кино?

Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А еще знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке.

Мне иногда снится съемочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...

И это все о ней

Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ, второй режиссер фильма «Тени исчезают в полдень»:

- Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила - до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое.

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, президент Гильдии киноактеров Санкт- Петербурга:

- У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание. Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть - восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал народа, а она не пришла. Однажды я пожурил ее сына: что же маме не помогаете, она же иногда попросту голодает. Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий...

Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.

Имя Александры Завьяловой в 60-х годах прошлого столетия знал каждый житель нашей страны. Умопомрачительная красавица, советская Грета Гарбо, как ее тогда называли, была нарасхват. Ее окружали многочисленные поклонники, приглашали фотографы отечественных и зарубежных журналов, предлагали роли именитые режиссеры.

Она исчезла с экранов внезапно. Вскоре о ней перестали писать, а еще через некоторое время - и говорить. Мало кто знал, что до последних дней Александра Семеновна жила одиноко в своей петербургской квартире на жалкую пенсию. А человеком, который поддерживал ее до последних дней, был ее первый и единственный официальный муж, художник Дмитрий Бучкин .

сайт вспоминает историю непростой жизни отечественной кинозвезды.

Искренняя и настоящая

У актрисы была необычная внешность. Фото: Commons.wikimedia.org

Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области 4 февраля 1936 года (по иронии судьбы, ее убийство произошло как раз накануне 80-летнего юбилея). После школы поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Во время студенчества и встретилась с Дмитрием Петровичем.

«Я учился в Художественной академии, и к нам часто на танцы приходили девчонки из театрального.. - Причём сначала мне больше понравилась её приятельница Татьяна Доронина, с которой у меня даже был короткий роман. Но Шурка меня покорила тем, что была искренней, настоящей, из простой крестьянской семьи».

Спустя несколько лет Бучкин сделал Завьяловой предложение. И она его приняла. Как потом актриса признавалась в многочисленных интервью, сделала она это не по большой любви. Просто Дмитрий красиво ухаживал, был человеком добрым, надежным, да и знала она его еще со студенческой скамьи.

Потом - свадьба, рождение дочери Татьяны. Однако вместе молодые прожили недолго. Александра не выдержала проверки славой.

В то время Шура уже была популярной. К моменту женитьбы она снялась в шести картинах, в том числе в лирической комедии «Алёшкина любовь». Роль стрелочницы Зинки, в которую влюблён робкий парень, геолог-буровик Алёшка, сделала малоизвестную актрису настоящей звездой.

Ее фото появилось не только в советских газетах, но и в американском журнале «Лайф». Предложения сниматься посыпались со всех сторон. Один за другим вышли и другие фильмы с участием Завьяловой - «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники».

Убита сыном

Александра Семеновна была не только талантливой актрисой, но и красивой женщиной с утонченной, нетипично-русской, скорее итальянской внешностью. Поэтому мужчины следовали за ней длинным шлейфом.

«Наш дом всегда был полон её поклонниками, - вспоминает Дмитрий Бучкин. - Среди её почитателей был и, к примеру, друг нашей семьи Аркадий Райкин. Шуре вся эта светская жизнь очень нравилась, кружила голову. Поэтому через некоторое время она меня бросила - ушла к одному грузинскому режиссёру».

Та любовь продлилась недолго. А через некоторое время в жизни актрисы появился американский бизнесмен. Роман был бурным, от нового поклонника женщина родила второго ребенка - сына Петра. Впрочем, и этот мужчина в судьбе Завьяловой не задержался.

Спецслужбы заподозрили американца в шпионаже в пользу Штатов. И предложили ему покинуть СССР в течение 24 часов. Сама же актриса после этой порочащей связи оказалась в опале. Режиссеры вдруг забыли о ней, былые знаменитые поклонники исчезли. Александра Семеновна на несколько лет осталась не у дел.

В 1971 году на экраны вышел фильм «Тени исчезают в полдень», ставший последней и самой известной кинолентой советского времени с участием Александры Завьяловой. А после о существовании актрисы забыли на долгих 20 лет.

Бывший муж Дмитрий Бучкин и после развода поддерживал актрису. Фото: АиФ/ Михаил Горин

Об этом периоде ее жизни информации очень мало, да и родные Александры Семеновны предпочитают о нем не говорить. Депрессия, потеря интереса к жизни и, как результат, психиатрическая лечебница.

И вот тогда в судьбе некогда блистательной звезды кинематографа вновь появился ее бывший супруг - Дмитрий Бучкин. Дмитрий Петрович не только забрал к себе свою дочь Таню, но и усыновил внебрачного сына Завьяловой Петра, которого сегодня и обвиняют в убийстве актрисы.

Много лет они жили с бывшим супругом по соседству. Александра Семеновна стала совсем нелюдимой, отказывалась от интервью и встреч с журналистами.

«Живет на мизерную пенсию, всего 8 тысяч рублей. Я, как блокадник, получаю больше, потому и помогаю своей Шурке, - рассказал сайт Дмитрий Петрович в эксклюзивном интервью еще до смерти бывшей супруги. - Зачем я это делаю, вы спрашиваете? Жизнь научила прощать людям многое. Шурка всё давно сама поняла, часто говорит: «Сволочь я была, Димка. Но всю жизнь только одного тебя любила». А я ей очень благодарен. За мою доченьку. Она у нас просто замечательная…»

Что же касается сына, то он уже дал признательные показания. По сообщению 40-летнего Петра, он поссорился с материю, будучи пьяным, и ударил ее ножом. От полученных ранений 80-летняя актриса скончалась на месте.

ВИДЕО: Александра Завьялова - почему сын убил знаменитую актрису?

Близкие и знакомые уверены, что сын Петр в приступе белой горячки.

Актриса Александра Завьялова была убита собственным сыном - он зарезал ее в пьяном угаре всегоза два дня до 80-летия.

В чем истоки этой трагедии? Почему сын поднял нож на мать? В этом пытались разобраться гости студии Андрея Малахова в программе «Пусть говорят».

После роли Пистимеи в фильме «Тени тени исчезают в полдень» об актрисе заговорил весь Советский Союз. Но в это же время ее перестали снимать.

20 лет - с начала 70-х и до 1992-го она не появлялась на сцене. В следующий раз она встретилась со зрителями в 1992 году на сцене Московского Дома кино. Тогда же снялась в фильме «Белые одежды». Но это была ее последняя роль.

Александра Завьялова в 1992 году

Почему случился этот 20-летний перерыв в карьере актрисы, ставший фатальным для нее во всех отношениях? Дело в том, что у Завьяловой был роман с американским бизнесменом. Он закончился тем, что американца выдворили из СССР, а актриса угодила в психушку.

От глубокой депрессии Завьялову не спасло даже рождение сына.

Когда ее отправили в психиатрическую лечебницу, ее сын Петр попал в детский дом - потому что Завьялова категорически отказывалась назвать имя отца.

Впоследствии ее бывший муж Дмитрий Бучкин усыновил мальчика, что позволило забрать парня из детдома.

По рассказу Бучкина, Завьялову много допрашивали в КГБ, «требовали, чтобы она призналась, что она американская шпионка». А затем ей «перекрыли кислород», было предписание «эту актрису больше не снимать».

Соседи Александры Завьяловой уверены, что из-за психических проблем актрисы, начал пить и ее сын Петр.

«Он был человек вобщем-то неплохой. Но он всю жизнь прожил с ненормальной мамой. А мама была ненормальная», - говорит соседка Завьяловой, которая много лет знает эту семью.

Надо заметить, что Петр был поздним ребенком. Завьялова родила его, когда ей было под 40 (Петр 1975 года рождения, сейчас ему 40 лет).

Кто отец Петра - Завьялова скрывала от публики до последнего дня. Но в семье известно, кто это. Знает имя своего биологического отца и сам Петр.

Его племянница Дарина (внучка Завьяловой), которая побывала в студии Андрея Малахова, сказала по этому поводу: «Уже не так важно, кто является его биологическим отцом. Если моя бабушка не хотела об этом говорить, я говорить об этом тоже не буду». Воспитал же Петра усыновивший его Дмитрий Бучкин, который всегда называл мальчика сыном, а тот его - отцом.

Дарина Александрова - внучка Завьяловой

У Петра была жена, но они развелись. Есть сын, с которым он поддерживал отношения.

Упомянутая Дарина Александрова - внучка Завьяловой - рассказала о своем дяде, обвиняемом в убийстве, и о его отношениях с матерью.

По словам Дарины, эта трагическая история стала полной неожиданностью для всей семьи.

Девушка рассказала, что после произошедшего Петр позвонил ее родителям и они через 15 минут были на месте трагедии, они же вызвали скорую и милицию.

«Эта история не черно-белая, эта история очень сложная», - говорит Дарина.

«Отношения моей бабушки с моим дядей были очень теплыми», - поделилась девушка. «Моя бабушка очень сильно любила своего сына. Она его не называла иначе никак, кроме как «Петечка». Петя очень сильно любил и очень сильно заботился о моей бабушке. То, что случилось - страшное. Но Петя это сделать в сознательном состоянии не мог», - уверена Дарина.

Она опровергла, что между убитой актрисой и ее сыном Петром до этого были конфликты с рукоприкладством, как пишут в некоторых СМИ. И сам Петр, по ее словам, человек «очень мягкий».

В то же время она подтвердила, что ее дядя имел большие проблемы с алкоголем. Ее мать Татьяна - родная сестра Петра - пыталась его лечить, но безуспешно. Александре Завьяловой дочь много раз предлагала переехать к ней, но она категорически отказывалась оставить Петра одного. Она не раз говорила, что намерена бороться за сына до конца.

Дарина также очень хорошего мнения о своем дяде и не верит, что именно он - убийца.

Даже несмотря на признательные показания. По словам девушки, и следствие рассматривает другие версии, потому что дверь в квартиру была открыта.

«Возможно, кто-то зашел и сделал это», - предполагает Дарина.

Как уточнил Андрей Малахов, правоохранители имеют версию, что совершить убийство мог кто-то из собутыльников Петра, которым Александра Завьялова могла помешать устроить пьянку.

По словам соседки Веры Коростылевой, живущей напротив убитой актрисы, в тот день соседи не слышали ни криков, ни шума борьбы.

Как говорит соседка Вера Коростылева, она знала Петра с младенчества и говорит, что к нему у нее «очень теплое отношение». Он, по ее словам, всегда был «глубоко порядочным человеком». Например, если занимал деньги (на ту же водку) - всегда возвращал. Особых скандалов между ним и его матерью соседка не замечала.

Правда, финансовую чистоплотность и вообще честность Петра поставил под сомнение побывавший в студии президент Гильдии киноактеров Евгений Леонов-Гладышев. По его словам, Петр несколько раз получал от гильдии материальную помощь для Александры Завьяловой, но она этих денег так и не увидела.

Также интересны данные еще одной соседки актрисы, которая рассказала, что в последнее время Александра Семеновна была «очень молчалива и очень агрессивна».

Александра Завьялова в 2015 году

Также в студии побывал и Кирилл Сухонянц, друг Петра с детских лет (они дружили с первого класса). Мужчина до сих пор не может осознать произошедшее. По словам Кирилла, Петр готовил еду на кухне с ножом в руках и когда вошла мать, то он - в приступе белой горячки - принял ее за кого-то другого. Вследствие чего и произошла эта трагедия.

Александра Завьялова. Почему сын убил знаменитую мать? - Пусть говорят (09.02.2016)

Но все выше изложенное - только версии. Как было на самом деле должны установить следствие и суд.