Как научиться любить? Беседа с писательницей Марией Городовой. Писательница Мария Арбатова рассказала, почему устроила скандал с «телесвахой» Розой Сябитовой Писательница мария

Журналист и писательница Мария Городова хорошо знакома читателям. Ее книги, в том числе «Ветер Нежность» вызывают живой отклик у самых разных людей. Сейчас выходит в свет ее новая книга – «Колыбель огня», в которой ведется разговор о любви. Об этой книге, о письмах, приходящих в редакцию «Российской газеты», на страницах которой Мария вот уже несколько лет отвечает на письма читателей, о тех темах, что волнуют сегодня многих, – беседа с ней.

– Мария, как возникла идея вашей новой книги? Это что, то самое вдохновение?

– Все гораздо прозаичней. Около двух лет назад главный редактор «Российской газеты» Владислав Александрович Фронин вызвал меня и спросил, что можно сделать, чтобы нас больше читала молодежь. Я задумалась: аудитория рубрики «Переписка» – люди от 27 лет и старше. Но в моей почте было много писем о детях-подростках. Причем все они были написаны как под копирку, хотя пришли из разных городов и их авторы – люди разных профессий, разных социальных слоев. Но везде была одна боль, выраженная чуть ли не одной и той же фразой: «Я своего ребенка вырастила, а теперь он мне чужой…»

И дальше вариации: «Компьютер у меня моего ребенка отнял: он отрывается от монитора только чтобы посмотреть, что ему положили на тарелку…», или «Американские сериалы для нее дороже семьи; у меня выросла тряпичница, в голове у которой только название модных бутиков и рекомендации женских журналов, как обольстить мужчину…», или «Моя девочка решила, что она эмо, и компания таких же, как она, ей ближе родной матери…»

Отдельная история – письма о молодежных суицидах. Тяжелейшая тема! Сердце разрывается, когда читаешь исповеди от матерей или сверстников несчастного. К сожалению, таких писем слишком много, и часто причина трагедии – изолированность подростка, то, что в критический момент его жизни никому не было до него никакого дела и он остался один на один с навязчивым кружением пагубной мысли.

Мне кажется, это вообще глобальная проблема современности: при всем разнообразии средств коммуникации – разнообразии, которого доселе цивилизация не знала, – человек как никогда одинок. Конечно, причина тут – оторванность от Бога.

В общем, думала я думала, как зацепить подростков, с чего начать разговор, и тут сын мне говорит: «Мам, ну чего тут "париться”? О любви надо рассказывать! Каждая девчонка заинтересуется! И ребята тоже. Может, виду не покажут, но обязательно прочитают. А то – странное дело! – везде про секс, от порнухи деваться некуда, хоть на край света беги: и в "ящике”, и в сети, и на каждом углу, в любом журнальном киоске – жесть! А про любовь никто не объясняет!» И все – я поняла, что начинать разговор надо с темы любви.

И пошли лавиной письма от подростков…

– Какие открытия вас поджидали?

– Жуткая, пугающая малограмотность основной массы – это первое. Второе – неразличение, где добро, а где зло, – вот уж, действительно, «не умеющие отличить правой руки от левой». Читаешь письма, начинаешь общаться с ребятами – и понимаешь, что у них есть и чистота, и целомудрие, и совесть, и жажда правды, и неприятие фальши, лжи, чувствование, где зло. Все эти дары Божии есть, никуда не делись. Они были в молодых и тридцать лет назад, и три столетия назад. Но современное общество так агрессивно растлевает, так агрессивно навязывает грех в качестве нормы, а то и примера для подражания, что еще не сформировавшуюся личность это просто уродует.

Она не готова противодействовать такому прессингу, ведь для этого нужна критичность, воля, способность самостоятельно мыслить, твердость, умение противостоять давлению не просто своего окружения, но и всего мира. Это не всякому подростку под силу. Нам, взрослым, легче. Помните эпитафию Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал»? Взрослый найдет пути, как хотя бы если и не противоборствовать окружающей среде, то минимизировать контакты с ней: выбросит на помойку телевизор, пройдет мимо глумливого, дурно пахнущего заголовка, «забанит» рассылающего порно-рекламу, найдет друзей, близких по духу, постарается избежать ситуаций, где приходится кривить душой, найдет себе применение в той сфере деятельности, где эту душу не надо продавать… В общем, у взрослого есть возможность «поставить фильтры»… Я сейчас намеренно не говорю о Церкви – единственной силе, которая действительно может противостоять нравственному распаду…

Одним словом, взрослый может себя защитить, а ребенок беззащитен, ребенка мир уловит. Причем это не трагедия одного индивидуума или его семьи – это трагедия общества. Плохо, что она нами еще не осознана и мы, как слепые, ведем своих детей на заклание. Кстати, в моей новой книге «Колыбель огня» есть несколько глав, исследующих эту проблему: как защитить ребенка от современного мира, какие ценности ему прививать.

- Значит, «Колыбель огня» – о молодежи?

– Книга о любви. Для молодежи, но не только. Книгу просто обязаны прочитать взрослые: мамы, папы, те, у кого дети еще маленькие, и те, чьи отпрыски уже выросли. В «Колыбели огня» собраны самые современные истории, они позволяют нам увидеть не только то, какие мы сегодня, но и заглянуть в будущее – книжка для думающего читателя. А еще мне хотелось, чтобы она объединила поколения, чтобы ее читали всей семьей.

– Вы сказали, что в книге «исследуется проблема». Это публицистика?

В книге реальные истории сегодняшней жизни, и на их примере мы вместе с читателями думаем – исследуем проблему. Ко мне приходит огромное количество писем, и как только я решила, что начну разговор о любви, я отобрала письма, в которых речь шла о раннем половом взрослении современных девочек. И знаете, будто плотину прорвало: писали и 15-летние девочки, подписывающиеся «Стася ТрЭшКа» или «Злючка-Калючка», и их мамы, и высоколобые интеллектуалы, пытавшиеся увести наш общий разговор в философские дебри. Спасибо моим редакторам Игорю Черняку и Владиславу Александровичу Фронину – запретных тем не было. Мы говорили о тайнах пола, о сексе как идоле современности, о девственности, о целомудрии, о видах любви, о том, как различать, какое именно чувство человек испытывает, о разрушительной силе страстей, о мощи эроса и немощи человека…

Знаете, самая большая трудность заключалась в том, чтобы написать так, чтобы это было понятно и подростку, который ничего, кроме записей на стене «ВКонтакте» не читает, и людям более просвещенным. Терять интеллектуалов, которые всегда готовы оспорить точку зрения цитируемого мною Н.А. Бердяева (или В.С. Соловьева, профессора Б.П. Вышеславцева, архимандрита Киприана (Керна), Христоса Яннараса), мне не хотелось. Горжусь, что у меня образованные читатели, гораздо более образованные, чем я. Это заставляет расти. Поэтому каждый раз придумывала ходы – чтобы увлечь и молодежь, и людей, уже имеющих вкус к слову, знающих толк и в литературе, и в жизни. Специально допытывалась у профессора В.А. Воропаева – рецензента книги, человека высочайшей культуры, было ли ему интересно. И он ответил утвердительно.

– А какие письма вам самой больше всего запомнились?

– Стараюсь отбирать самые острые, самые яркие. Меня лично удивило письмо от 20-летнего парня, который искренне считал, что да, влюбленность существует (он ее испытывал; иногда, как он написал, «она длится два дня, иногда два месяца, иногда две минуты»), а вот любви, как он думает, «вообще нет». «Ее придумали, чтобы было что описывать в романах или стихах, а потом уже целая индустрия вокруг этого закрутилась: "Валентинов день”, кинофильмы, сериалы, песни, реклама и так далее.

А раз уже закрутился вокруг этого такой бизнес, то никто теперь не признается, что любовь – это обман». Письмо удивило подходом: он заметил, что любовь превратили в коммерческий бренд, он заметил коммерциализацию всего в нашем мире. Даже любви. Как с этим юношей спорили его же сверстницы! А мне это очень открытое, честное письмо помогло понять психологию мужчины, его восприятие женщины, там много тонких, чисто мужских наблюдений.

Бывают письма язвительные. Одно такое я намеренно включила в книгу «Колыбель огня» – оно пришло на сайт «Российской газеты» как комментарий после статьи: у нас на сайте полная демократия. Некая дама, подписавшаяся «Саманта-и-даже-Джонс (90-60-90)», негодовала: «Вы что там, все с дуба рухнули? Возмущает ханжество Ваших, Мария Городова, статей. Впаривать малолеткам слова каких-то там святых отцов, когда обещали разговор про любовь… ну, это уж слишком! С каких пор они в этом деле авторитеты?»

– А вы такие письма публикуете в своей книге?

– Непременно! Такое письмо – повод рассказать о том, что христианство знает о любви. И кстати, кому, как не святым, довериться в этом вопросе. Люди, познавшие, что Бог есть Любовь, не из книжек, ведают о любви как о чувстве, о любви как о движении сердца, о любви как об устроении души много больше, чем сценаристы сериала «Секс в большом городе» – имя героини этого телепроекта автор письма и выбрала себе в качестве ника. Это все я и объясняю автору послания. А заодно рассказываю о признаках любви, о ее классификации, о том, как различать, какие чувства ты испытываешь. Или испытывают к тебе.

Запомнилась одна очень типичная история, описанная 15-летней девочкой, которая начала свое письмо вопросом: «Скажите, а кому сегодня нужна девственность?»

– И вы ответили?

– Не только я отвечала. Послание породило новую волну писем, новый поворот темы: вместе с читателями мы размышляли о том, что есть девственность, целомудрие, что такое достоинство и – главное! – как научиться девушке эти качества в себе хранить.

– А почему вы выбрали такое название – «Колыбель огня»?

– Конечно, название неслучайное. И смыслов там много, это ведь очень многозначные образы сами по себе – и «колыбель», и «огонь». И вместе они создают новый, еще более глубокий образ. Но раскрывать его пока не буду – вот прочитаете книгу и сами решите, что это название означает, какие смыслы рождает. Можно будет мне об этом даже написать, адрес прежний – [email protected]. Думаю, мы с издательством найдем способы поощрить тех, кто ближе всех подберется к истине.

Приобрести книгу Вы можете в интернет-магазине: www.blagovest-moskva.ru

С Марией Городовой беседовал Антон Леонтьев

С Мужьями ей везло. Вскоре после развода ей приходилось в первый раз за долгие годы самой гладить юбку. И то, что мужья делали мгновенно и виртуозно, в ее руках заканчивалось обгоревшим пятном, сожженными пальцами и нытьем в телефонную трубку: "Котик, и зачем только я с тобой развелась?"

Гастролер Александр

Первый брак, длившийся 17 лет, Мария считает богемным и эмоциональным. Мужа Сашу, студента Гнесинки, она встретила в 18 лет в модном тогда кафе "Аромат", где собирались хиппи, артисты и музыканты. На третий день знакомства они подали заявление в загс. Накануне свадебной церемонии Мария сдавала последний вступительный экзамен в Литературный институт. А жених в это время бегал покупать ей туфли. Не зная размера, он взял на пару размеров больше... Через год родились близнецы. Воспитывая детей, молодая мама-домохозяйка практически не зарабатывала денег. Именно тогда в ней и проснулась женская социальная активность: "Чтобы никого не убить от сидения дома, я стала писать пьесы и бурно занялась литературно-театральной светской жизнью. Мой первый муж был типичным мачо и идеальным партнером в быту, из тех, кто все тащит в дом, круглые сутки мастерит. Он имел только один недостаток: гастроли по полгода".

Сверхполноценный Олег

Второй брак длился 8 лет. По мнению Марии, он был очень политизированный, правильный и скучноватый. С Олегом она познакомилась 4 октября 1993 года, в день развода с Александром. Через неделю романа Олег решил развестись с первой женой, но формальности затянулись до апреля. Свадьба попадала на 19-е число - день знакомства с первым мужем. Арбатова перенесла ее на 16 апреля. Второе бракосочетание проходило также сумбурно. На этот раз Мария спешила со штампом, чтобы отмежеваться от первого мужа, боялась его непредсказуемых выходок и в спешке забыла купить белое платье: "С ним я изумленно обнаружила, что у мужчины бывает мнение о том, как и что должно происходить в быту: прием гостей, расстановка мебели, готовка супа... Он активно поощрял мою карьеру, с удовольствием решал бытовые проблемы. Он из тех сверхполноценных мужчин, которые считают, что от женщины им нужна только духовная и сексуальная близость. Поэтому их нельзя женить на тарелке супа и ежеутренней глаженой рубашке. Разошлись мы в ресторане, отмечая дату годовщины своего знакомства".

Путин уже женат

Оба свои развода Арбатова называет социальными. Первый муж не смог по-взрослому отнестись к переменам в стране, впал в депрессию и сбросил на жену все проблемы. Второй брак сломали выборы в Госдуму. В критических ситуациях ей была необходима защита мужа. Ее она не получила. "Когда я развелась с Олегом, - рассказывает Мария, - мои сыновья пошутили: "Мамик, тебе нужен мужик, который был бы сильней тебя". А где его взять, ведь Путин уже женат".

- Ваши разводы были неизбежными?

Я точно знаю, что разводиться надо тогда, когда осознан объем накопившихся проблем, который не преодолеть даже при большом желании. Это как купание в шторм: необходимо рассчитать, какая волна тебя поднимет, а какая - похоронит. Если немного опоздать с разводом, то погублена будет не только семья, но и человеческие отношения.

- В большую политику вы шли от команды супруга?

Эта команда меня кинула на бандитов, договорившись за моей спиной с моим конкурентом. В результате полгода мои сыновья жили с угрозами расправы, а я ходила с охраной. Конечно, я осталась к Олегу в претензии. А по его меркам все было нормальным производственным конфликтом.

- У сильной женщины муж - "подкаблучник". Это про вас?

Я у Олега Вите была пятой женой. Как вы думаете, бывают подкаблучники с паспортом, в котором штамп негде ставить?

Новый мужчина

Ровно в годовщину свадьбы со вторым мужем - 16 апреля - Мария встретила нового избранника, за кулисами Государственного Кремлевского дворца на церемонии вручения премий. "Мы поздоровались за кулисами, потом я увидела Его на сцене, совсем немного поговорили, но все уже было ясно... - вспоминает Арбатова. - Он попросил записать ему мой мобильный, я записала. Он удивился и спросил: "Зачем ты записываешь мне мой мобильный? Запиши свой". Выяснилось, что у нас в номерах телефонов не совпадает только одна цифра. Это выглядело как явный сигнал чего-то, идущего помимо нашего контроля. Самое смешное, что этот человек состоит из лучших качеств обоих моих мужей. Его тоже зовут Александр, и он тоже певец, как мой первый муж. Он психотерапевт, у него совершенно аналитические мозги, и он родом из Ленинграда, как Олег".

Новое увлечение Марии - эмигрант из США Александр Рапопорт. Он покинул Россию 12 лет назад, после того как отсидел 4 года и знал, что, если останется, снова окажется в заключении. Его посадили как врача, отказывавшегося подписывать психиатрические диагнозы диссидентам. Полгода отработав в США таксистом, Александр подтвердил свою профессиональную квалификацию. Сегодня Рапопорт известнейший психотерапевт русской Америки, ведет программу на радио и ТВ, концертирует как исполнитель шансона.

Он привык к женщинам, смотрящим на него как на бога, и все, что делает Мария, для него "мужское поведение". Это серьезная проблема в отношениях, но пока притяжение сильнее гражданской войны внутри романа; и как два человека, занимающихся психологией, они умудряются договариваться. Марии хватает ума наступить на собственные амбиции и учиться у него.

- Вас не смущает, что Александр женат?..

Любовь не определяется наличием или отсутствием штампа. В моем паспорте, например, стоит штамп о последнем браке. Но я пока не собираюсь подписывать ни с кем никакие взаимные обязательства. Мне 45 лет, я и так провела в браке по сумме 25 лет, практически большую часть жизни. И мне хочется какое-то время подышать полной грудью.

- Значит, в 45 - баба ягодка опять?

Я с недоумением смотрю на женщин, которые скрывают свои года и маскируются под вечных девочек. С каждым годом мне интереснее жить: уходят проблемы, пропадают комплексы, начинаешь пользоваться жизнью в полном объеме.

Поступила на философский факультет МГУ, но вскоре отчислилась из него, так как, по её словам, «столкнулась с сильнейшим идеологическим давлением». В 1984 году закончила отделение драматургии Литературного института им. А. М. Горького. Частно обучалась психоаналитическому консультированию в «психоаналитическом подполье» Б. Г. Кравцова и С. Г. Аграчёва.

С 1991 года руководила клубом психологической реабилитации женщин «Гармония». С 1996 года занимается индивидуальным консультированием, как психоаналитик.

Около пяти лет работала обозревателем «Общей газеты». В течение пяти лет работала соведущей в женском ток-шоу «Я сама» канала ТВ-6. Автор и ведущая правозащитной программы «Право быть собой» на радиостанции «Маяк 24».

Участие в избирательных кампаниях

Работала в многочисленных пиар-проектах и избирательных кампаниях всех уровней. В качестве эксперта принимала участие в написании предвыборной президентской программы Бориса Ельцина и предвыборной президентской программы Эллы Памфиловой. Баллотировалась в Государственную Думу в 1999 году по Университетскому округу города Москвы от Союза Правых Сил, но, набрав 14,78 % голосов, проиграла кандидату от партии «Яблоко» Михаилу Задорнову, набравшему 20,16 %. Баллотировалась на пост Уполномоченного по правам человека РФ. Была сопредседателем Партии прав человека с 2001 по 2003 год, которая прекратила своё существование по воле инвесторов. Входила в руководство партии «Свободная Россия», переименованной в феврале 2007 года в партию «Гражданская сила». Была второй в списке кандидатов от партии «Свободная Россия» на выборах в Московскую городскую Думу 4 декабря 2005 года, где партия получила 2,22 % голосов.

В декабре 2007 года баллотировалась в Государственную думу по списку Партии социальной справедливости, набравшей 0,22 % голосов. Непосредственно перед выборами была переиздана книга «Как я пыталась честно попасть в Думу» с подзаголовком «Малохудожественная история выборов», которая впервые вышла в 2000 году и описывала её попытку баллотироваться в Государственную думу от Союза правых сил в 1999 году. В издании 2007 года были дописаны главы о её деятельности в качестве сопредседателя Партии прав человека. Она также резко отозвалась о «Гражданской силе», по списку которой должна была выдвигаться в думу пятого созыва. Она сожалела, что привела в «Гражданскую силу» её тогдашнего лидера Михаила Барщевского, а также ряд известных деятелей культуры. «Ими попользовались так же, как мной», и «кинули», писала Арбатова. «За полтора дня до съезда, утверждающего кандидатуры по округам, Барщевский руками формального руководителя партии Рявкина нечистоплотно вышвыривает меня из списка».

Награды от общественных организаций

  • 1991 - Золотая медаль Кембриджского библиографического центра «За вклад в культуру XX века» в номинации драматургия.
  • 1991 - Лауреат «Всесоюзного конкурса радиодраматургии». Радионовелла «Обряд инициации» из пьесы «Поздний экипаж».
  • 1993 - Лауреат премии газеты «Литературные новости» за лучшее произведение в прозе. Рассказ «Аборт от нелюбимого».
  • 1996 - Лауреат Боннского театрального биенале. Спектакль «Пробное интервью на тему свободы» в постановке Боннского драматического театра.
  • 1998 - Лауреат конкурса радиодраматургии «Приз Европы» за радиоспектакль по пьесе «Обряд инициации» в постановке «Радио России».
  • 2002 - Орден «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского) Национального благотворительного фонда «Вечная слава героям».
  • 2006 - «Орден Миротворца 2 степени» Всемирного благотворительного альянса «Миротворец».
  • 2007 - «Орден Миротворца 1 степени» Всемирного благотворительного альянса «Миротворец».
  • 2008 - Премия «MONE Beauty Awards» салона красоты «МОНЕ» в номинации «Муза литературы» («за умение сочетать в себе и своих произведениях женскую мягкость и независимость»).
  • 2010 - медаль Кемеровской области «За веру и добро».

Семья

Отец, Иван Гаврилович Гаврилин (1910, Кудашево Рязанской губернии - 1969), закончил исторический факультет Института философии и литературы, а впоследствии - адъюнктуру при Военно-политической академии им. В. И. Ленина, журналист и редактор, был заместителем главного редактора «Красной звезды», преподавал марксистскую философию в военных академиях им. Ленина, им. Фрунзе, им. Дзержинского. В 1950 году он получил назначение в Муром в качестве военного преподавателя марксистской философии, в 1958 семья вернулась в Москву.

Мать, Цивья Ильинична Айзенштат (род. 1922, Москва), закончила школу с золотой медалью, в 1940 году поступила в 1-й Московский медицинский институт, затем в эвакуации поступила в эвакуировавшийся из Москвы Московский зооветеринарный институт и закончила его с красным дипломом по специальности микробиолог. В 1990-е годы активно увлеклась рэйки-терапией и стала успешным рэйки-терапевтом.

Арбатова была замужем три раза:

  • Александр Мирошник (брак длился 17 лет) - классический певец. Учился в Музыкальном училище имени Гнесиных на отделении музыкальной комедии и в Академическом музыкальном училище при консерватории им. П. И. Чайковского на отделении вокала. Работал солистом московских хоров и музыкальных театров;
  • Олег Вите (брак длился 8 лет) - политический эксперт. Закончил экономический факультет ЛГУ и Институт практической психологии и психоанализа. Работал обозревателем в «Московских новостях», затем - на 1-м канале ТВ, в Рабочем центре экономических реформ при правительстве РФ (1993-2000), в экспертной группе при службе помощников Президента (1996), в Фонде эффективной политики (2000-2004), c осени 2004 года - главный эксперт Фонда поддержки законодательных инициатив. Биограф и исследователь творчества советского историка и социолога Б. Ф. Поршнева. Автор нескольких научных и публицистических работ в области экономики, политической социологии, истории и пр.;

В браке с А. Мирошником у Арбатовой родились сыновья-близнецы:

  • Пётр Мирошник (род. 1977) закончил РГГУ по специальности «культурология». Создатель и редактор сетевого альманаха «Четвёртый Рим», посвящённого архитектуре и социологии города.
  • Павел Мирошник (род. 1977) закончил РГГУ по специальности «психология», психотерапевт. В юности Пётр и Павел участвовали в рок-группе «Инки».

Творчество

Книги

  1. Пьесы для чтения - М.: Прометей, 1991.
  2. Drang nach Westen - Berlin: Felix Bloh Erben, 1992.
  3. Probeinterview zum Thema Freiheit - Reinbek: Rowohlt Verlag GmbH, 1996.
  4. Gleichung mit zwei gegeben - Reinbek: Rowohlt Verlag GmbH, 1996.
  5. Erobrte Bastiionen - Reinbek: Rowohlt Verlag GmbH, 1997.
  6. Меня зовут женщина - М.: Прометей, 1998; М.: Эксмо, 1999 - ISBN 5-04-003539-X; М.: Эксмо-Пресс, 2001 - ISBN 5-04-008069-7; М: АСТ, 2008 - ISBN 978-5-17-043667-5, ISBN 978-5-9713-6629-4.
    • Перевод на французский: Mon nom est femme - Paris: Editions Jacqueline Chambon, 2000. - ISBN 978-2-87711-231-4;
    • Перевод на польский: Na imi? mi kobieta - Warszawa: Tw?j Styl, 2005 - ISBN 83-7163-554-0.
  7. Визит нестарой дамы. Автобиографическая проза. - М.: Подкова, 1999 - ISBN 5-89517-033-1; М.: Эксмо, 1999 - ISBN 5-04-004754-1; М.: Эксмо, 2005 - ISBN 5-699-05585-1; М: АСТ, 2008 - ISBN 978-5-17-047862-0, ISBN 978-5-9713-7587-6.
  8. По дороге к себе - М.: Подкова, 1999;
    • Перевод на английский: On the Road to Ourselves \\ Russian Mirror. Three Plays by Russian Women. - Amsterdam: Overseas Publishers Association, 1998 - ISBN 90-5755-025-3; On the Road to Myself - Amsterdam: Harwood Academic Publishers - 1999.
  9. Мобильные связи - М.: Эксмо, 2000 - ISBN 5-04-004755-X; М.: АСТ, 2008 - ISBN 978-5-17-044177-8, ISBN 978-5-9713-6628-7.
  10. На фоне Пушкина… и птичка вылетает… - М.: Эксмо, 2001 - ISBN 5-04-007940-0.
  11. Последнее письмо к А. - М.: Эксмо, 2001 - ISBN 5-04-008257-6.
  12. Опыт социальной скульптуры. - М.: Эксмо, 2002 - ISBN 5-04-010340-9.
  13. Уроки Европы. - М: Эксмо-Пресс, 2002. - ISBN 5-04-010121-X.
  14. Прощание с XX веком. В 2-х тт. - М.: Эксмо, 2002. - ISBN 5-699-00249-9.
  15. Семилетка поиска. В 2-х тт. - М.: Эксмо, 2003 - ISBN 5-699-03826-4, ISBN 5-699-04583-X; М: АСТ, 2008 - ISBN 978-5-17-046073-1, ISBN 978-5-9713-7588-3.
  16. Мне 46. - М.: Эксмо, 2004 - ISBN 5-699-05183-X.
  17. Любовь к американским автомобилям. - М.: Эксмо, 2004 - ISBN 5-699-07954-8.
  18. Как я пыталась честно попасть в Думу. - М.: АСТ, Харвест, 2007 - ISBN 978-5-17-046018-2, ISBN 978-5-9713-6401-6, ISBN 978-985-16-3319-3.
  19. Дегустация Индии. - М.: АСТ, 2006 - ISBN 5-17-040576-6, ISBN 5-9713-3550-2, ISBN 978-5-9713-3550-4; София: Рива, 2008.
  20. Старые пьесы о главном. - М.: АСТ, 2008 - ISBN 978-5-17-053496-8, ISBN 978-5-9713-9176-0.
  21. Кино, вино и домино. - М.: АСТ, 2009 - ISBN 978-5-17-060342-8, ISBN 978-5-403-01655-1.
  22. Испытание смертью или Железный филателист. В соавторстве с Шумитом Датта Гупта - М. Астрель, 2012 - ISBN 978-5-271-40565-5.

Пьесы

  1. 1979 - «Завистник»
  2. 1982 - «Уравнение с двумя известными»
  3. 1984 - «Алексеев и тени»
  4. 1987 - «Анкета для родителей»
  5. 1985 - «Виктория Васильева глазами посторонних»
  6. 1987 - «Сны на берегу Днепра»
  7. 1987 - «Семинар у моря»
  8. 1991 - «Сейшен в коммуналке»
  9. 1991 - «Поздний экипаж»
  10. 1992 - «Дранг нах вестен»
  11. 1992 - «По дороге к себе»
  12. 1993 - «Пробное интервью на тему свободы»
  13. 1991 - «Пробный сеанс»
  14. 1994 - «Взятие Бастилии»

Переводы

  • Дедман П. Натуральное питание, лечение и косметика - М.: Культура и традиции, 1992. (Авторизированный и дополненный перевод с английского).

Киносценарии

  • 1990 - Мне не забыть, мне не простить… (совм. с Н. Репиной)
  • 2010 - Поединки. Испытание смертью (совм. с Шумитом Датта Гупта)
  • 2011 - Поединки. Зоя Воскресенская: любовь и разведка

Роли в кино

  • 2005 - Дневной Дозор - эпизод
  • 2009 - Питерские каникулы - камео