Как называется наука о снежном человеке? Снежный человек, йети, бигфут, сасквоч Персонаж в компьютерных играх.

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Снежный человек - существо малоизученное. В настоящее время его относят к миру животных.

Поэтому и наука, которая его изучает - криптозоология. Это наука о вымерших животных.

Кто такой снежный человек?

На этот вопрос нет ответа. По крайней мере, всю информацию не спешат доводить до широких масс. Есть очевидцы, которые видели существо, похожее на нечто среднее между человеком и обезьяной. Но о его истинном происхождении мало что известно. Склоняются ко мнению, что это тупиковая ветвь развития человечества.

Снежного человека боятся. Потому как у него большой рост и недюжинная сила. Он не идет на контакт с людьми.

Очень часто находят места его ночевки - подобие гнезда, сплетенного из огромных веток деревьев, которые просто наклонены. Для такой работы действительно нужна сила.

Никто не знает, как снежный человек общается со своими сородичами. Есть мнение, что на уровне подсознания. Но мне кажется, что это домыслы из-за недостатка информации.

Снежный человек точно не живет стадом. Встречали отдельные особи, пары (причем как взрослые, так и с детьми). Последний момент означает, что снежный человек все-таки не вымирает окончательно, хотя, надо полагать, его поголовье значительно сократилось.

Трудно сказать чем он питается. Вряд ли поддает пищу термической обработке. Наверное, именно за это его и относят к категории животных: способы питания и общения.

Очень часто находят отпечатки стопы снежного человека.

Его тело покрыто длинной шерстью. Одежду или обувь он не носит.

Снежного человека иногда называют Лешим. Поскольку их поведение отождествляют: страшный, молчаливый, может навести на людей морок (заблудится человек в лесу, в том месте, где все знакомо).

В некоторых регионах это существо называют Йети.

Названия разные. Описание внешности и манеры поведения (или повадки) - очень схожи.

По состоянию на сегодняшний день очень мало фактического материала (рассказы очевидцев в данном случае не в счет), чтобы составить четкое мнение об этом существе. Хочется надеяться, что в скором времени ситуация изменится. У науки появится больше материалов для исследования и ученые удивят нас интересным открытием.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Снежный человек. Доказываем существование

Субтитры

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным и мускулистым телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). «Очевидцы» [ ] описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Однако следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке [ ] .

На канале Discovery в сериале Best Evidence (эпизод «Bigfoot», 2007) дан более взвешенный и критичный, научный взгляд на проблему существования снежного человека. Воспроизведены в лабораторных условиях основные элементы походки «Патти» и эксперты склонились к мнению, что это человек в костюме.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложения, и сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
И. Д. Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминологии, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Генетические исследования

В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем .

В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малазийский тапир), два образца из Ладакха и Бутана оказались ближе всего к вымершему 40 тыс. л. н. подвиду белого медведя (Ursus maritimus ) .

В монастыре непальского селения Кумджунг хранится скальп, который приписывается йети. Украинский журналист Дмитрий Комаров украл волос из этого скальпа и передал его в 2016 году на экспертизу в израильскую лабораторию Galil Genetic Analysis. Анализ показал, что волос не является предметом биологического происхождения . Однако впоследствии было решено провести повторное исследование и образцы волоса были отданы украинской аналитической лаборатории компании «ОТАВА». Результаты подтвердили биологическое происхождение образца и показали что спектр образца совпадает со спектрами волос или шерсти и не является синтетическим материалом. Исследование установило, что морфологические признаки предоставленного волоса (формы и размера чешуек кутикулы и сердцевины волоса) полностью совпадают с опубликованными в открытых источниках морфологическими признаками шерсти Гималайского серау (Capricornis sumatraensis thar), то есть Гималайского горного козла .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Общество криптозоологов

Версии

Российский биолог Владимир Витальев в 2004 году выдвинул предположение, что йети являются одичавшими олигофренами .

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов [ ] , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

…на Памире самый опасный зверь - медведь, которого, как доказал Э. М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали … и во II в. до н. э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло .

Данная версия отчасти совпадает с приведёнными выше результатами генетической экспертизы, а небогатые тибетцы сами опровергать столь надёжный источник заработка не станут ни при каких обстоятельствах.

См. также

Примечания

  1. Мигдал А. Б. От догадки до истины // Химия и жизнь . - 1979. - № 12 .
  2. Еськов К. Ю. «Криптуха, сэр!» // Компьютерра . - 13.03.2007. - № 10 (678) . - С. 36-39 .
  3. Фильм Паттерсона
  4. Поршнев Б. Ф. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах . - М.:ВИНИТИ , 1963
  5. Jennifer Cockerell. Has the Yeti mystery been solved? New research finds «Bigfoot» DNA matches rare polar bear (неопр.) .

Как свидетельствуют уникальные архивные материалы, с которыми удалось ознакомиться "Итогам", СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. "Снежный человек" непременно должен был стать советским

Наука о привидении

В 1957 году общественность была взбудоражена вышедшей в Москве книгой англичанина Диренфурта "К третьему полюсу". В ней пересказывались многочисленные истории о неуловимом существе в Гималаях. Следом появились свидетельства о триумфальном шествии йети по советской стране. Наконец, сбором и изучением сведений о загадке века вплотную занялась Академия наук СССР. В "снежного человека" поверил даже ее президент Александр Несмеянов. В отличие от зарубежных следопытов-одиночек советским ученым удалось поднять вопрос об отлове мохнатого привидения на самый высокий уровень.

31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О "снежном человеке". В обсуждении помимо президента академии приняли участие известный физик-теоретик, академик Игорь Тамм, антрополог Михаил Нестурх и другие ученые. С основным докладом выступил закоперщик поиска советского йети, историк и философ, профессор Борис Поршнев. Опираясь на многочисленные данные о встречах с йети на Памире, Борис Федорович предположил, что он мог мигрировать из главной области своего обитания в Гималаях на северо-запад и достигнуть советского Памира. Все высказанные в прениях возражения были проигнорированы. Сторонники теории настояли на "организации комплексной экспедиции для всестороннего научного изучения двух наиболее недоступных и плохо изученных участков Памира - бассейна Сарезского озера и бассейна реки Мук-Су". Лицензия на отлов "снежного человека" была оформлена постановлением президиума АН СССР N 74. Согласно документу руководство академии, "считая необходимым принять меры для выяснения вопроса", образовал комиссию во главе с известным геологом и географом, членом-корреспондентом АН из Ленинграда Сергеем Обручевым. Для чистоты эксперимента, то есть в "целях предупреждения наплыва самодеятельных экспедиций и альпинистских групп", ученые вышли с ходатайством об охране высокогорных районов в правительство СССР. Комиссии было также дано поручение связаться с китайскими и индийскими коллегами. Предполагалось, что, наступая с "трех фронтов", легче отрезать "снежному человеку" пути отхода и взять его в плотное кольцо (в Дели и Пекине, впрочем, выразили скепсис по поводу московской инициативы). Спустя десять дней после заседания президиума, Несмеянов подписал распоряжение N 1-289 о составе комиссии. Заместителями Обручева были назначены Поршнев, морфолог животных Клейнберг и директор Памирской станции Станюкович. Вместе с группой антропологов и альпинистов рядовыми членами комиссии стали ректор Ленинградского университета, глава исполкома Горно-Бадахшанской автономной области, академик-секретарь АН Таджикской ССР и директор московского зоопарка. Всего штаб по поискам "снежного человека" состоял из 21 ответработника.

Дело оставалось за малым - получить санкцию высшего руководства страны. Докладную записку в ЦК КПСС отправил сам академик Несмеянов. Бумага попала в ЦК КПСС 21 февраля 1958 года и была встречена с пониманием. Но Политбюро проблемой "снежного человека" заниматься не стало. Запрос академии был спущен в отдел науки ЦК, который и дал добро на организацию памирской экспедиции. Ничего странного в поведении советского начальства не было. Если йети был бы действительно "взят и обезврежен", в руках советских ученых могло оказаться недостающее звено между обезьяной и человеком. Вполне достойное приложение к выведенному на орбиту первому космическому спутнику Земли!

По просьбе ученых Вооруженные силы быстро пресекли несанкционированные вылазки дилетантов в районе Памира. Оказавшись в идеальных "лабораторных" условиях, группа захвата приступила к делу. На помощь пригласили четвероногих помощников из элитного питомника - Центральной ордена Красной Звезды школы военного собаководства Советской армии. Они должны были взять след, окружить потенциального обитателя московского зоопарка и затравить. Псы чутко ловили любое дуновение ветра, гнали жертву, но всегда не ту, что надо. После нескольких месяцев изнурительной погони ни живой, ни мертвой добычи найти так и не удалось. Это был настоящий провал. В качестве утешительного приза в Москву привезли лишь научные открытия в области геологии, ботаники и этнографии. Работу комиссии быстро свернули. Ликвидационное постановление президиум АН СССР принял 23 января 1959 года. На заседании с покаянным отчетным докладом выступили разочарованные Обручев и Поршнев. Капитулировал и академик Несмеянов. Президиум единодушно решил считать тему исчерпанной: "нет оснований предполагать в настоящее время существование на Памире "снежного человека". Имущество экспедиции передавалось на баланс Памирской биостанции. Дальнейшее существование комиссии стало невозможно и по политическим мотивам. К тому времени Никита Хрущев уже вовсю критиковал деятелей науки за оторванность от насущных дел государства, а саму Академию наук называл "чрезвычайно громоздкой и плохо управляемой". Через два года после эпопеи с йети Несмеянову пришлось уйти в отставку. Академическая экспедиция на Памир стала первой и последней. Но эпопея с поисками "снежного человека" получила продолжение. Через несколько лет десятки неформальных экспедиций вновь бороздили высокогорные и равнинные области СССР в поисках следов йети. Но теперь уже без лишнего шума и без поддержки Кремля.

Продолжение следует

Сегодня, спустя 40 лет, те, кто верит в существование йети, выступили с инициативой создания международной организации, которая объединила бы криптозоологов разных стран. "Вместе мы смогли бы упростить решение ряда вопросов, например связанных с организацией и финансированием исследовательских экспедиций, кроме того, могли бы оперативно реагировать на сообщения с мест, что немаловажно в нашем поиске", - считает криптозоолог Леонид Ершов.

На вопрос: "Почему до сих пор нет реальных доказательств существования йети?" - криптозоолог Дмитрий Баянов отвечает так: "Не каждый егерь, охотник или рыбак носит с собой видео или фотоаппаратуру. К тому же очевидно, что гоминоид обладает уникальными способностями, сверхчутьем, повышенной интуицией, которая позволяет так долго не показываться людям на глаза. Возможно, в будущем изучение повышенной интуиции гоминоидов позволит по-иному взглянуть и на человеческие способности". По мнению Баянова, больший эффект принесли бы не разовые экспедиции, а организация базовых поселений по аналогии с метеостанциями, где специалисты могли бы вести постоянные наблюдения, делать подкормки. Другими словами, для того чтобы увидеть гоминоида, надо долго жить в предполагаемом месте его обитания. Дмитрий Баянов, заметим, делает это утверждение не на пустом месте. В настоящий момент он непосредственно участвует в любопытном российско-американском проекте. В горах Аппалачи штата Теннесси фермеры Мэри Грин и Дженис Кой, если верить их словам, уже несколько лет ведут наблюдения за семьей гоминоидов. Дженис Кой готовит к выпуску книгу (в ближайшее время она должна быть переведена при помощи Баянова на русский язык), в которой описывает мельчайшие подробности их внешнего вида и поведения, а то, что сообщает об их умственных способностях, опрокидывает все прежние представления об этих существах. Дженис Кой утверждает, что гоминоиды способны понимать и осмысленно использовать слова - будто бы у них даже есть свой собственный язык. Так это или нет, покажут дальнейшие исследования. На сегодняшний момент Дженис собрала образцы волос гоминоида, делает слепки их следов, а самое главное - пытается получить четкие снимки и видеоизображения тех, кто оставляет следы.

Один из немногих в России, кто имеет на руках хоть какие-то доказательства существования гоминоида, - это Леонид Ершов. В 1986 году в районе Ловозера на Кольском полуострове ему удалось собрать на месте предполагаемого лежбища волосы "снежного человека". Он отдал свои находки в Мурманское бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. Специалисты провели комплексный анализ материала и сделали заключение, что видовая принадлежность находок не установлена, так как при сравнении с целым набором сывороток (человек, рогатый скот, собака, кошка, свинья, кролик, лось, птица) был получен отрицательный результат. Эксперты пришли к выводу, что волосы принадлежат неизвестному травоядному существу животного происхождения. Если широкомасштабная экспедиция по поиску "снежного человека" в ближайшее время все же состоится, она будет принципиально отличаться от предпринятой более 40 лет назад. Как считает Игорь Бурцев, экспедиция должна быть организована не с целью поймать гоминоида, а с целью изучить его повадки, ареал обитания, способы питания: "В наших исследованиях дали предварительное согласие принять участие представители самых разных наук - антропологи, историки, этнографы, биологи, а также люди совершенно непрофильных специальностей. Конечно же, если в руках ученых окажется тело гоминоида, вот тогда они повеселятся, будут снимать размеры костей, черепа и т.д. Современные методики позволят нам провести комплексный детальный анализ существа и сделать выводы, что он взял от homo sapiens, а что от животных. К поискам можно привлечь и криминалистов для проведения анализов найденных следов".

Российские исследователи не сомневаются, что обнаружение "снежного человека" изменит устоявшиеся взгляды на происхождение человека. Криптозоолог Вадим Макаров убежден, что не время складывать оружие, и именно сейчас, когда накоплено столько свидетельств, необходимо активизировать поиски: "Потомки не простят нам равнодушного отношения к этой очень важной научной проблеме. Если гоминоиды есть, то скорее всего их количество невелико, но я уверен, что сегодня еще можно найти отдельных представителей в тех глухих районах, где редко появляется человек". И непременно - в районах российских!

Денис Бабиченко, Дмитрий Серков

Врез 1

МНЕНИЕ

Нет, сынок, это - фантастика

Большинство представителей официальной науки весьма скептически относятся к рассказам о "снежном человеке". Вот что заявили корреспондентам "Итогов" Юрий Чистов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), и Александр Аверьянов, завлабораторией млекопитающих Зоологического института Российской академии наук, доктор биологических наук.

Юрий Чистов: "В 80-х годах нас обязали поехать в район поселка Лахта, расположенного на побережье Финского залива, вместе с исследователями, которые занимаются поисками человекоподобных. Там якобы обнаружили следы "снежного человека".

В конечном итоге мы встретили студента, отдыхавшего в этих местах, который признался, что ради забавы с помощью камней сделал несколько отпечатков. На сегодняшний день не существует научных доказательств, я подчеркиваю - научных, существования так называемых гоминоидов, и я не рекомендовал бы своим коллегам отправляться в подобные экспедиции".

Александр Аверьянов: "Криптозоология не имеет ничего общего с зоологией. Для ученых-зоологов нет места в экспедициях по поиску "снежного человека", потому что на сегодняшний день нет убедительных доказательств его существования, кроме расплывчатых снимков, сомнительных следов и рассказов очевидцев.

Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства.

Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами. Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ.

Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях.

Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов — коренных жителей высокогорья Гималаев.

И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.


В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим.

Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

ЙЕТИ НА КИНОПЛЕНКЕ

Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении — гоминологию.

В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию.

Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» — дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, — самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал.

Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков.

20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации.

А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.
Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами.

В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая.

В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.


Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели.

О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста — возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе — 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

«Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», — заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» — это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Название «снежный человек» — калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
. Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
. Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
. Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети — инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
. В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе — «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
. Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.

Игорь Бурцев
Журнал "Discovery" № 5 2009.