Китай в новейшее время. История китая с древнейших времен до наших дней

Китай во 2 пол. 20 в

Тема №20

ПЛАН:

1.Завершение гражданской войны. Провозглашение КНР.

2. «Большой скачок» и его последствия.

3. «Культурная революция» в Китае1965-1976.

4.Реформы в КНР в 1978 – 1980-е гг.

5. Экономические достижения Китая в 1990 годы.

6. Внешнеполитический курс Китая во 2 пол. 20 в.

После капитуляции Японии вновь встал вопрос о политическом объединении Китая. ГМД и КПК повели борьбу за политическую гегемонию в стране. В ходе войны СССР оказывал помощь КПК. Развернулась гражданская война, завершившаяся победой коммунистов.

1 октября в1949 г. в Пекине было официально провозглашено создание КНР. Было объявлено об установлении «демократической диктатуры народа», высшим органом власти было Центральное народное правительство во главе с Мао Цзэдуном. На местах действовали военно-административные комитеты. Социально - экономическое положение было тяжелым: промышленность сократилась наполовину, сельское хозяйство было в упадке. Мао Цзэдун обратился за помощью к СССР. В 1950г. был заключён советско - китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи на 30 лет. 1950 г. - аграрная реформа: национализация помещичьих земель, передача остальных – крестьянам. 1952г. - КПК провозгласила генеральную линию: переход к социалистическим преобразованиям. 1953 -1957г.г. – первая пятилетка, которая осуществлялась при помощи СССР. Были заложены основы административно - командной системы, объявлялась государственная монополия на покупку хлопка, зерна, тканей, в сельских районах начали создавать кооперативы. В результате объем промышленного производства вырос на 141%, на 90% - производство предметов потребления. В 1954 г. - принята Конституция, в соответствии с которой высшим представительным органом в стране является Всекитайское собрание народных представителей, пост председателя КНР занял Мао Цзэдун. На состоявшемся в 1956г. – 8-ом съезде КПК был осуждён «культ личности».

2. «Большой скачок» и его последствия.

В мае 1958 г. прошла 2 сессия 8 съезда КП, в ходе которой была провозглашена новая генеральная линия партии. Лозунг: «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм лучше, быстрее, экономнее». Составной частью этой политики стал «большой скачок»:

  1. «битва за сталь» - предполагалось повсеместно начать плавку стали, используя традиционные кустарные печи;
  2. народные коммуны – в кратчайшие сроки они должны быть организованы повсеместно и стать административно – хозяйственными ячейками коммунизма. Характерные черты: полное обобществление собственности, военизация быта, уравнительный принцип распределения.

В результате стоимость продукции народного потребления упала на треть, национальный доход - на четверть. Ситуацию осложнил отзыв Н.С. Хрущевым советских специалистов из Китая. В 1960 г. начались меры по преодолению «Большого скачка»: основной единицей в деревне стали производственные бригады, которые объединяли крестьян на принципах самоокупаемости и совместного владения землей.



3. «Культурная революция» в Китае1965-1976.

«Культурная революция» преследовала 2 цели: устранить бюрократизм и осуществить массовое перевоспитание населения на основе создания «новой пролетарской культуры». Мао Цзэдун в обстановки секретности осуществлял подготовку к началу открытой борьбы со своими соперниками. Преодолевать серьезное сопротивление не пришлось; в среде ганьбу (чиновничество) уже привыкли к периодическим чисткам и надеялись извлечь пользу для себя. Проводились основные акции руками молодежи, которая объединялась в союзы хунвейбинов и цзаофаней.

1 этап: 1965 г. – 1969 г. -в Пекине проходят митинги хунвейбинов, компании перевоспитания. 4 января 1967 г – цзаофани начали захват редакций в Шанхае. С февраля – начали создавать ревкомы - новые органы власти, которые должны были заменить уничтоженные структуры. В апреле 1969 успехи революции отмечены были на 9 съезде КПК.

2 этап: 1969 г. -1976 г. – несмотря на подобные заявления, стало ясно, что Китай постигла катастрофа. Усилилась цензура, издавались цитатники Мао Цзэдуна. Была запрещена деятельность профсоюзов. Во внешней политики «культурная революция» была направлена на развязывание третьей мировой войны. В результате деятельности хунвейбинов и цзаофаней в стране была нарушена инфраструктура, дезорганизовано производство, произошло массовое разочарование людей. С февраля 1967 управление страной армия вынуждена была взять в свои руки. Официально преемником Мао Цзэдуна называли Линь Бяо. Он погиб в авиакатастрофе. В соответствии с официальной версией, Линь Бяо вынашивал планы военного переворота, а после того, как о них стало известно, решил бежать в СССР. Началась волна критики идей Линь Бяо и даже принципов конфуцианства. В 1976 г. умер Мао Цзэдун. Его преемником стал Хуа Гофэн. «Культурная революция» завершилась.

4. Реформы в КНР в 1978 – 1980-е гг.

1976 г. -1978 г. – период борьбы за власть: «левые» (Цзян Цин) и «правые» (Дэн Сяопин) В 1976 г. Хуа Гофэн арестовал лидеров левацкой группировки, т.н. «банду четырех»; победу одержали «правые».

Причины реформ:

  1. экономическая разруха
  2. социальная напряженность
  3. изменение политической ситуации.

Цель реформ: построение социализма с китайской спецификой.

1978 г. - 3 пленум ЦК КПК- переход КНР к экономическим реформам (проведение реформ сверху, постепенно, с учетом социальных последствий) на теоретической конференции КПК в 1979 г. речь шла о реформах «четырех модернизаций»: в с/х, промышленности, науке, военной сфере.

  • Реформа в с/х: разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы, увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки, увеличены ассигнования на развитие инфраструктуры, промышленность переориентирована на выпуск сельскохозяйственной техники, задания были заменены налогами, введена пожизненная аренда. В результате к к 1987 г. Китай решил проблему внутреннего обеспечения продуктами и перешел к экспорту продукции.
  • Реформа промышленности: сократили сферу директивного планирования, использовать возможности мелких частных предприятий, сняли ограничения на рост зарплаты и доходов, привлечение иностранного капитала. В результате рост производства составил 80 %
  • Реформа науки и техники: выросли государственные расходы на все учебные заведения, разрешили учиться за границей.
  • Реформа обороны: конверсия военной техники- предприятия стали переводить на выпуск гражданской продукции, изменилась военная доктрина – техническое оснащение армии, внимание развитию ядерного оружия.
  • На 12 съезде (1982 г.) было объявлено об экономической модернизации и превращении КНР в страну с высоким уровнем культуры «высокоразвитой демократией»; принята новая конституция. 1989 г. в Пекине прошли демонстрации студентов с требованием демократизации режима. Демонстрация была расстреляна.

Длительная и ожесточенная борьба за власть для КПК увенчалась победой. К началу осени 1949 г. ее вооруженные силы контролировали более половины всей территории Китая. Пойдя на определенные компромиссы с рядом других более малочисленных партий и генералами-милитаристами, переметнувшимися от коррумпированного режима Чан Кайши к коммунистам, новая власть распространилась с Манчжурии на Северный и Центральный Китай. Представители многих античанкайшистских организаций, группировок и воинских формирований в последних числах сентября 1949 г. приехали в Пекин. 21-30 сентября в этом городе состоялась первая сессия Народного политического консультативного совета (НПКС) Китая -- высшего органа Единого народно-демократического фронта (ЕНДФ). Несмотря на стремление правых гоминдановцев и их союзников умалить или отрицать факт образования и функционирования этого фронта, реальность говорит об обратном.

В работе НПКС была представлена не только «рука Москвы» -- КПК, но и другие партии, организации Китая, сражавшиеся с диктатурой семейства Чан Кайши и ранее -- с японскими интервентами. Это были -- Революционный комитет гоминдана, Демократическая лига, Демократическая ассоциация национальной реконструкции, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Товарищеская ассоциация трех народных принципов, Ассоциация спасения родины и др. Кроме политических организаций, партий были также представлены: профсоюзы, крестьянские, женские, молодежные организации, красная армия (НОА) и подразделения, перешедшие на ее сторону, национальные меньшинства, торговые и ремесленно-промышленные круги как живущие в самом Китае, так и за его приделами.

Широк был спектр не только в партийно-политическом аспекте, но и в плане представительства общества: на сессии были представлены различные группы, страты сельского и городского населения -- крестьяне, служащие, рабочие, чиновники, интеллигенция и те, кого на промышленном Западе называли мелкой и средней буржуазией. Но в полном смысле вряд ли они таковой являлись, скорее это были компрадоры различных типов, а кто-то из них по психологии и методам деятельности представлял феодальное и даже дофеодальное общество. Среди участников были не только атеисты, но и представители различных религий, мистических взглядов и колеблющиеся в своих воззрениях. Да, и численность делегатов была велика, но одним источником -- 510, но другим -- более 600. Широчайшее представительство явилось одной из предпосылок провозглашения подлинно Китайской Народной Республики и ее центральных органов.

Эти процессы были обеспечены и юридическим оформлением. Сессия приняла Организационный статус НПКС, цель которого -- сплотить все демократические группы и организации, все национальности Китая против реакции в лице правых гоминдановцев, их союзников, а также -- построить КНР. Был принят также Закон об организации Центрального правительства. Создавался Центральный народный правительственный совет из 63 человек во главе с Мао Цзэдуном. Его заместителями были избраны -- лидер Революционного комитета ГМД Ли Цзимэнь, председатель Демократической лиги Китая Чжан Лань, представитель КПК Чжу Дэ, председатель народного правительства Северо-восточного Китая Гао Ган. Генеральным секретарем ЦНПС стал коммунист Линь Боцюй. Этот совет должен был представлять КНР во внешних сношениях, а внутри страны руководить государственной властью. В свою очередь, ЦНПС образует высший исполнительный орган по делам административного управления государством -- Государственный административный совет; Народно-революционный военный совет.

Образовался и Верховный народный суд под председательством одного из лидеров Демократической лиги Шэнь Цзюньжу и Верховная народная прокуратура во главе с Ло Жунхуанем. Делегатами была принята Общая программа НПКС, имевшая до 1954 г. значение временного Основного закона страны (Конституции). В этом документе определялся тогдашний юридический характер государственной власти как демократической диктатуры народа, руководимой рабочим классом, объединяющий все демократические группы Китая, его национальности, ведущей борьбу против империализма, феодализма, за независимость, мир и процветание великого Китая. Выдвигались задачи доведения до конца освобождения Китая от чанкайшистов, завершения объединения страны, национализации западного и бюрократического капитала, осуществления аграрной и юридической реформы, охраны интересов не только трудящихся, но и средних слоев, патриотической буржуазии, развитие индустрии и взаимовыгодных отношений с различными странами мира и прежде всего с СССР и странами народной демократии. Юридически закреплялась многоукладность в экономике и ставилась задача не столько борьбы с нею, а ее развитие, регулирование в интересах всего хозяйства. Было официально определено название нового государства -- Китайская Народная Республика, и ее столица -- Пекин. Утвержден был и герб, флаг республики.

1 октября 1949 г. на многотысячном митинге в Пекине на площади Тяньаньмэнь было объявлено о возникновении нового государства -- КНР. Была оглашена декларация Центрального народного правительства, где собственно и провозглашалось появление КНР. В ней говорилось, что освободительная война в основном выиграна, и большинство народа освобождено. Только что рожденное правительство заявляет, что теперь только оно является единственным и законным правительством, представляющим весь народ Китая. Новое правительство готово установить отношения с любым иностранным государством, которое будет соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды, уважения, территориальной целостности и суверенитета.

Пост Председателя Правительства занял Мао Цзэдун. Уже 2-го октября КНР была официально признана СССР. Советским послом в КНР назначен Н.В. Рощин, а послом КНР в СССР -- Ван Цзясян. Вскоре, в течение октября 1949 г., КНР признали государства Восточной Европы, МНР, Индия и другие. Быстрый и твердый процесс признания КНР был неслучайным. Между Китаем и Россией в течение нескольких столетий существовали различные отношения. Но прежде всего -- взаимовыгодного сотрудничества и отражения происков единых, общих агрессоров в лице японских самураев, американо-английских колонизаторов. В середине 1949 г. в Москве находилось несколько делегаций из красного Китая. Были проведены переговоры. Гости получили конкретную и разнообразную помощь, и в том числе в области права. Многое о некоторых из этих китайских делегаций стало известно лишь недавно. Боясь опоздать к «праздничному» и перспективному столу китайского рынка, ряд стран развитого Запада: Англия и другие установили с правительством Мао дипломатические отношения. Резко враждебную позицию в отношении провозглашенной КНР заняло под давлением определенных реакционных сил Правительство США и их союзники. Уже в ноябре 1949 г. Правительство США наложило запрет на поставку в красный Китай необходимых для восстановления экономики товаров, обозначив их под грифом «стратегические товары». В декабре того же 1949 г. Правительством США был наложен запрет и на торговые операции с новым Китаем, наложен арест на имущество КНР в США.

Но США отказалось от усиленной, особенно военной помощи правительству Чан Кайши. Продолжая помогать все же этому режиму, США не пошли на откровенную интервенцию на материковый Китай. Международно-юридическое признание КНР происходило и в декабре 1949 - феврале 1950 гг. во время визита делегации КНР во главе с Мао в СССР. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и КНР, Соглашение о китайско-чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем и Соглашение о предоставлении кредита КНР.

И, хотя, по мнению многих участников советско-китайских переговоров, субъективные личные отношения не складывались быстро между основными фигурами тех событий -- Сталиным и Мао, -- подписание названных документов ознаменовало собой крупный шаг на пути обеспечения военно-политической и юридической безопасности обоих государств, а также безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в состав которого входит российское Приморье и Владивосток.

После Второй мировой войны в Китае создалось новое соотношение политиче­ских сил, и страна оказалась втянутой в гражданскую войну. С одной стороны вы­ступал патриотический демократический фронт, возглавляемый КПК, в который, кроме рабочих и крестьян, входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национал-буржуазия. Этот фронт ставил перед со­бой задачи свержения гоминьдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократиче­ского Китая Другой лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии Гоминьдан, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае

США рассчитывали использовать послевоенный Китай (при оказании ему военно-политической и материальной поддержки) в качестве основной базы своего господства на Дальнем Востоке, плацдарма против Советского Союза и национально- освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Под предлогом «обе­спечения сдачи японцев» и их последующей репатриации США после капитуляции Японии содержали в Китае (на декабрь 1945 г.) 113 тыс. солдат, моряков и морских пехотинцев Американцы обучили 39 гоминьдановских дивизий и вооружили их, поставляя правительству военную технику. К октябрю 1948 г. количество вооружен­ных и обученных американцами гоминьдановских дивизий достигло 106 . Опираясь на поддержку США и располагая армией в 4 млн 300 тыс. человек, армия Гоминьдана развернула гражданскую войну в Китае

В результате новых американо-китайских соглашений об оказании помощи от 27 октября 1947 г. и военно-морского соглашения от 8 декабря 1947 г. Китай получил новые займы, а США - право строить на его территории военно-стратегические объ­екты Гоминьдановское правительство также брало на себя обязательство поддер­живать антисоветскую политику США. Однако в 1949 г. Народно-освободительная армия Китая дезорганизовала фронт и тыл гоминьдановских войск Провал планов США вызвал коренной перелом в политической обстановке Китая в пользу демо­кратического фронта борьбы, возглавляемого КПК

1 октября 1949 г. было провозглашено создание Центрального народного пра­вительства, и в тот же день на площади Тяньаньмэнь в Пекине его председатель Мао Цзэдун торжественно объявил о создании нового государства - Китайской Народной Республики (КНР) . Чан Кайши и его сторонники перебрались на остров Тайвань, где сохранилась Китайская республика США продолжали признавать его законным правителем страны

Советский Союз первым признал новый китайский режим, и уже 2 октября 1949 г. между СССР и КНР были установлены дипломатические отношения. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР .

Свое независимое государственное существование КНР начала как страна- банкрот, но с 1950 г наступило время большей уверенности в будущем Корейская война объединила народ, к 1953 г инфляция была приостановлена, экономика достигла довоенного уровня, было проведено перераспределение земли, начал осуществляться Первый пятилетний план Наиболее трагическим последствием первых лет партийного руководства стала «либерализация Тибета» в 1950 г. , ког­да Пекин предпринял насильственное выселение тибетских духовных лидеров и осуществил геноцид ценнейшей духовной культуры.

В 1953-1956 гг. произошли социалистические преобразования в сельском хо­зяйстве и промышленности, утвердилось доминирующее положение обществен­ной собственности на средства производства

В 1954 г. принимается первая Конституция КНР, а Мао Цзэдун избирается пред­седателем ЦК КПК. Согласно Конституции Китай стал унитарным государством с ограниченной автономией национальных окраин. При сохранении ряда полити­ческих партий власть полностью принадлежала Коммунистической партии Китая во главе с Мао Цзэдуном.

В Восточной Европе в 1950-е гг. наметился кризис тоталитарного социализма, но в Китае кризиса не было Более того, успех первой пятилетки позволил Мао Цзэдуну сделать вывод о возможности постановки еще более далекоидущих целей. В 1958 г. ЦК КПК по его инициативе утвердил новую «генеральную линию», в со­ответствии с которой было решено ускорить экономическое развитие, осуществить «большой скачок» для скорейшего построения коммунистическое общества. Глав­ным средством построения светлого будущего, по мнению Мао Цзэдуна, должен был стать уже коммунистический, то есть безвозмездный, труд под лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья»

Вместо небольших кооперативов были созданы «народные коммуны», объеди­нявшие в среднем по 20 тыс крестьян, в которых обобществлялось все, включая приусадебные хозяйства, и вводился уравнительный принцип распределения Жизнь крестьян жестко регламентировалась: они строем ходили на работу, все вместе питались в столовой

В промышленности было решено ускорить индустриализацию за счет безвоз­мездного труда путем строительства мелких предприятий с полукустарной техно­логией, когда на подворьях возводились печи по выплавке металла

Однако «большой скачок» потерпел крах Производство сельскохозяйственной продукции упало, в ряде районов Китая начался голод. Сократилось и промышлен­ное производство Вместо рывка вперед страна получила экономический кризис Уже в 1959 г. Мао Цзэдун услышал критику в свой адрес. В стране и партии воз­никла настоящая оппозиция, что вынудило Мао начать открытую борьбу с про­тивниками

Поскольку оппозиция пустила глубокие корни в партийном и государственном аппарате, главным орудием борьбы с ней он сделал армию и молодежь, которую в 1965 г. призвал к революционному насилию, разрушению всего и вся, чтобы в «освобожденном от остатков старого общества» Китае создать образованное ком­мунистическое государство

С мая 1966-го по октябрь 1976 г. в Китае развернулась «культурная революция», предпринятая, чтобы отвлечь внимание народа от экономических неудач и полити­ческой борьбы в верхах. Эта революция, которой руководили сам Мао Цзэдун и его сподвижники, позже прозванные «Бандой четырех», стала тяжелейшим ударом для страны со времени образования КНР

Начались гонения на интеллигенцию; университеты были закрыты, ученых, ин­женеров, врачей, учителей убивали прямо на улицах; храмы подвергались оскверне­нию; все, что напоминало о капиталистическом прошлом Китая, разрушалось; дея­телей культуры отправляли «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы Это сопровождалось усилением влияния Мао Цзэдуна, которое насаждалось путем распространения сборника его цитат, получившего название «Маленькая красная книжечка», физического устранения оппонентов и введения охранных «красных отрядов». «Красные охранники» (хунвейбины) и «бунтари» (цзао- фани), руководимые непосредственно Мао Цзэдуном и его ближайшими еди­номышленниками, громили партийные комитеты и министерства, захватывали предприятия и вузы. Все это называлось «великой пролетарской культурной революцией»

Политика, проводимая во времена «культурной революции», превосходила поли­тику первого императора Китая как по жестокости, так и по массовости репрессив­ных мер. Сохранилось одно из высказываний Мао Цзэдуна по этому поводу: «Кем же был первый император династии Цинь? Он уничтожил 460 последователей Конфуция, мы же репрессировали 46 тыс. интеллигентов. Есть люди, которые на­зывают нас диктаторами, говоря, что компартия - "современный Цинь Шихуан".

Это - факт, мы полностью его признаем» .

«Культурная революция» породила невообразимый хаос и массовое насилие, вследствие чего в конце 1967 г. по распоряжению Мао положение в стране взяла под контроль армия. В результате министр обороны Линь Бяо фактически стал вторым человеком в руководстве, в чем Мао увидел для себя опасность. В 1971 г. он добился отстранения Линь Бяо (маршал погиб в авиакатастрофе над территорией Монголии, пытаясь, вероятно, скрыться из Китая) . Чтобы сбалансировать воз­росшее влияние армии, Мао начал восстанавливать партийные и государственные органы, вернул многих опальных партработников. Но его курс все больше изживал себя. Развязка наступила после смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 г. (тело вождя было помещено в громадный мавзолей в центре Пекина).

В политике Пекина наметился раскол между умеренными реформаторами Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином - радикалами и маоистами под руководством Цзян Цин, жены прежнего лидера Радикалы прорвались к власти после смерти Чжоу Эньлая в 1976 г Хуа Гофэн, избранный последователем Мао, был назначен премьер-министром.

За этим последовал громкий политический процесс, на котором на «Банду че­тырех» во главе с Цзян Цин (кроме Цин в заговоре принимали участие Ван Хун- вэнь, Чжан Цуньцяо и Яо Вэньюань) и их сторонников возложили вину за эксцессы «культурной революции» и подготовку заговора с целью захвата власти. Цзян Цин была единственной из подсудимых, кто не только не признавал своей вины, но и пытался выступить со встречными обвинениями.

Возмущение общества политикой Цзян Цин и ее клики вырвалось наружу и выразилось в массовых выступлениях на площади Тяньаньмэнь, которые были жестоко подавлены. После этого Дэн Сяопин вынужден был скрываться, так как инициатором этих «антиреволюционных» выступлений объявили его. Он вернул­ся к активной политической жизни в 1977 г, сформировав состоящий из шести человек Оппозиционный комитет в КПК

Еще с конца 1959 г. стали ухудшаться отношения между КНР и СССР. Со вто­рой половины 1960 г. участились провокации китайских властей на китайско- советской границе Началась антисоветская обработка советских специалистов, работавших в стране по просьбе КНР Советское правительство вынуждено было отозвать из КНР большинство специалистов. Позднее, в марте 1969 г. , маоисты спровоцировали открытые вооруженные нападения на советскую территорию

В феврале - марте 1970 г Китай предпринял военную акцию против Вьетнама, уси­лившую политический кризис и обострившую борьбу в руководстве КНР В апреле того же года правительство денонсировало советско-китайский договор, заключен­ный в 1952 г. Росло глубокое недовольство народа политикой руководства КНР.

В 1978-1979 гг. Дэн Сяопин объявил курс на политику реформ и открытости. Началось строительство социализма с китайской спецификой Реформы в Ки­тае начались с деревни и постепенно охватили города В страну привлекались иностранные инвестиции, создавались особые экономические зоны, всячески за­имствовались различные технологии, ввозилась передовая техника, привлекался квалифицированный персонал

С конца 1978 г. , по результатам III пленума ЦК КПК 11-го созыва, правитель­ство Китая перешло к политике «реформ и открытости». В 1978 г. в сельских райо­нах была внедрена система производственной ответственности, при которой оплата осуществлялась по объему произведенной по контракту продукции. В 1984 г. «центр тяжести» реформ был смещен с сельских районов на город В 1992 г в Китае был определен курс на создание «системы социалистической рыночной экономики»

Важным рубежом стал 1989 г. , когда на площади Тяньаньмэнь прошла студен­ческая демонстрация, участники которой требовали срочного проведения демо­кратических преобразований в Китае Демонстрантов разогнали с помощью бро­нетехники, в результате чего погибло более 2 тыс человек

Реформы Дэн Сяопина были продолжены его преемниками - Цзян Цзэминем (с 1993 г.) и Ху Цзиньтао, который в марте 2003 г. на первой сессии ВСНП 10-го со­зыва был избран Председателем КНР. В течение 2002-2005 гг. Ху Цзиньтао со­средоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и главнокоманду­ющий НОАК)

В октябре 2003 г в Китае были определены дальнейшие цели и задачи по совер­шенствованию системы социалистической рыночной экономики, сформулирован­ные следующим образом: «согласно требованиям единого планирования городского и сельского развития, регионального развития, социально-экономического разви­тия, гармоничного развития человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости выявлять в большей степени основную роль рынка в распределении ресурсов, укреплять устойчивость и конкурентоспособность предприятий, совер­шенствовать процессы государственного регулирования на макроуровне и функции правительства в области социального управления и общественного обслуживания, создавая твердую гарантию для всестороннего развития обеспеченного общества»

Главные задачи состоят в том, чтобы:

♦ усовершенствовать существующую экономическую систему, параллельно развивая все секторы и институты экономики;

♦ создать предпосылки для постепенного отхода от привычной двухосновной экономики города и деревни;

♦ скоординировать развитие экономики регионов;

♦ способствовать укреплению современной единой рыночной системы;

♦ совершенствовать систему макрорегулирования, систему административ­ного управления, правовую систему в области экономики, систему трудо­устройства, систему распределения доходов и социального страхования;

♦ создать предпосылки для продолжительного социально-экономического развития

Китайское руководство негативно восприняло «цветныереволюции», начавши­еся на постсоветском пространстве в 2004-2005 гг, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться на Китай после «тюльпановой революции» в марте 2005 г. в Киргизии, начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

В октябре 2005 г. началась кампания по установлению государственного кон­троля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены мас­совые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуан­дун, обвиняемого в повсеместной коррупции

Пленум ЦК КПК в октябре 2005 г. принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества»

5 марта 2006 г. на очередной сессии ВСНП выступивший с программным до­кладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни кре­стьян и увеличение военного бюджета

Правительство осуществило замедление темпов прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против 10 % в 2005 г. Освободившиеся средства были направлены на сокраще­ние разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения) Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, в 2006 г. было потрачено на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней (около 42 млрд долларов) Возросли расходы и на армию Официальный военный бюджет в 2006 г. вырос на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долларов).

Еще по теме 2. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ:

  1. 77. ПАДЕНИЕ МОНАРХИИ В КИТАЕ. ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
  2. 33.4. Китайская Народная Республика в мирохозяйственных связях
  3. 28.1. Особенности экономического развития бывших советских республик к началу реформ
  4. Государственная власть [против разделения власти с точки зрения народного суверенитета; разграничение функций государственных органов вместо разрушения власти]
  5. 42. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ -ОТ РЕСПУБЛИКИ К ИМПЕРИИ НАПОЛЕОНА
  6. § 19. Государственное устройство. Монархия и республика. Сложные формы
  7. Использование государственных расходов для достижения макроэкономических целей в Республике Беларусь
  8. 9.1 Национальный фонд Республики Казахстан: экономическая сущность, роль и необходимость в развитии национальной экономики
  9. 21.4. Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
  10. § 9. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ И ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ВЕРДИКТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право -

Революция 1911 г, В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. В 1902-1904 гг. в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905-1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. Создание новых революционных организаций осуществлялось под руководством «Союза возрождения Китая». В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в революционную партию - Китайский революционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Президентом Тунмэнхуэя был избран Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэя предусматривала: свержение маньчжурской династии, учреждение республики , уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена - национализм, демократия, народное благоденствие.

Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию . В сентябре 1906 г. был издан императорский указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента , рассчитанную на девять лет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции . Однако все это не могло остановить усиления недовольства в стране.

10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началась Синьхайская революция.

25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам.

Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Не было произведено коренных социально-экономических преобразований.

При участии Сунь Ятсена была разработана «временная конституция». Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан , свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована.

В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с Юань Шикаем. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия . Китай становился республикой. Но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику вlt;э главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму.

Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершению революции. Либералы одержали верх в Тунмынхуэе. Они потребовали роспуска партии и объединения с умеренными буржуазными партиями. В ответ на это Сунь Ятсен организовал новую политическую партию- Гоминьдан (Национальная партия).

Руководители Гоминьдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана. Затем он вносит изменения в конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикая богдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. В июне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президент Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя.

Но не были осуществлены коренные преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияние иностранного капитала .

Однако следует отметить и положительный результат революции - свержение монархии. Революция способствовала усилению политической активности широких масс китайского народа, их подготовке к дальнейшей борьбе.

Демократическое движение в Китае после Первой мировой войны

Гражданская и национально-освободительная война . За годы первой мировой воины в Китае вырос национальный капитализм. Развитие национальной промышленности углубляло противоречия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившейся в экономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался в политическую борьбу.

Непосредственным толчком к первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масс послужили внешнеполитические события. Общественность страны связывала с окончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однако этого не произошло. Обманутые надежды дали толчок массовым волнениям, прокатившимся по стране. Началось с демонстрации студентов в Пекине 4 мая 1919 г., к ним присоединились студенты других городов. В июне 1919 г. студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городская беднота, многочисленные представители национальной буржуазии. «Движение 4 мая», которое можно характеризовать как переход к буржуазно-демократической революции, положило начало активной борьбе китайского рабочего класса. Участились стачки под экономическими и политическими лозунгами. В 1921 г. была создана коммунистическая партия Китая. В 1924 г. коммунисты вошли в Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого национального фронта борьбы с иностранным капиталом , занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае. Эта борьба приняла форму гражданских революционных войн, в ходе которых решались задачи буржуазнодемократической революции.

Активизация народных масс вызывала тревогу национальной буржуазии. Правое крыло Гоминьдана стало на путь контрреволюции. Центральной фигурой контрреволюционных сил стал генерал Чан Кайши- председатель Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, главнокомандующий Национально-революционной армии. В 1927 г. в одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Первая гражданская революционная война (1924- 1927) закончилась поражением революционных сил.

После этих событий Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии. Верховным органом власти объявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между его созывами - Центральный исполнительный комитет, в непосредственном подчинении которого находилось назначаемое им правительство .

В августе 1927 г. началась вторая революционная гражданская воина. Она осложнилась вторжением в северо-восточный Китай японских войск. Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору, и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая.

В ходе гражданской войны под руководством коммунистической партии создавались революционные базы - отдельные территории , контролируемые революционными силами. К началу 30-х гг. назрела необходимость политического объединения этих баз и создания центрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд советов рабочих и крестьянских депутатов - представителей всех революционных баз Китая. Съезд принял проект временной конституции , в котором указывалось, что на территории революционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся». Съезд также утвердил законы о земле, о труде, об основах экономической политики и избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном (1893-1976)-руководителем Коммунистической партии Китая (КПК).

Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору. Но Гоминьдан отверг эти предложения. Гражданская война прекратилась только в 1937 г. Был создан единый национальным антияпонский фронт. Китайский народ вел героическую борьбу против японских захватчиков.

Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети - представители мелкой буржуазии, представители национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Образование КНР

Первая конституция КНР. Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства , на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайши произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.

В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем Коммунистической партии Китая оказались значительные территории . Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946-1949). Общенародный революционный подъем ускорил развал Гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения. сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Общая программа провозгласила КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала , за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы : Государствен

ный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру . Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.

В стране начинается восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии Коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953-1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти - собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята конституция КНР. В соответствии с конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями - постоянный комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан , их политические свободы, обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.

Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике.

В начале 60-х гг. были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х - начала 80-х гг. замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления.

Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были произведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Так были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности.

В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнув при этом, что, по существу, диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоуклад- ность в экономике : наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственнокапиталистической собственности . Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий . Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан.

Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.

В следующем десятилетии Китай значительно увеличил объем сельскохозяйственного и промышленного производства.

Многие люди даже не подозревают, что в мире сейчас не одна Китайская республика, а две, только одна из них имеет приставку «народная». Но это еще не все. В ХХ веке недолгое время существовала еще одна Китайская республика, но на этот раз «советская». Попробуем разобраться, кто из них кем является.

КНР

Это мощное государство широко известно в мире под более привычным названием «Китай». Оно было образовано 01.10.1949 г. Столица этой страны находится в Пекине. является социалистическим государством. На сегодняшний день ее председателем является Си Цзиньпин. Правит страной Эта страна является постоянным членом Причем с каждым днем ее вес в мировой политике и экономике быстро возрастает.

Правительство Китайской Народной Республики всегда заботилось об обороноспособности своей страны. На сегодняшний день КНР является обладательницей самой крупной армии в мире. При этом она обладает и большим арсеналом ядерного оружия. Крупнейшими являются Пекин, Чунцин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Несмотря на то что в этой республике проживает огромное количество людей, говорящих на разных наречиях, государственный язык у них один - китайский.

Географическое положение и общие сведения о КНР

Китайская Народная Республика находится в Восточной Азии. Ее координаты: 32°48′00″ северной широты и 103°05′00″ восточной долготы. Это государство занимает 3-е место в мире по своей площади. Оно занимает территорию почти 9,6 млн кв. км. Зато по численности населения с КНР никто не может соперничать. По оценкам 2013 г. в этой стране проживало 1366,5 млн человек.

Китай омывается водами морей Тихого океана (Восточно-Китайским, Желтым, Южно-Китайским). Его соседями являются Россия, КНДР, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Пакистан, Афганистан, Индия, Бутан, Непал, Мьянма, Вьетнам, Лаос. Побережье Китая начинается от границы с Северной Кореей и тянется до Вьетнама. Оно имеет протяженность в 14,5 тыс. км. Часовой пояс КНР соответствует +8. Телефонный код страны +86.

Экономика КНР

Китайская Народная Республика является одним из лидеров мировой экономики. Так, по итогам 2013 г. ее ВВП составил 7318 трлн долларов США, что в пересчете на население страны составляет 6569 долл. Валовый продукт по (ППС) составил 12 383 трлн долларов США. В пересчете на душу населения он составляет 9828 долл. В декабре 2014 г. экономика КНР стала первой в мире по этому показателю.

В Китайской Народной Республике национальной валютой является юань (CNY). Ему соответствует 156. Экономика Китайской Народной Республики многоотраслевая. При этом КНР является общепризнанным мировым лидером по производству множества видов промышленной продукции, такой как автомобили и техника. Она экспортирует практически во все страны огромное количество товаров народного потребления, поэтому ее нередко называют «фабрикой мира». Китай - владелец самых больших золотовалютных резервов.

Население КНР

По индексу человеческого развития (ИЧР) в 2014 г. Китай занял 91-е место среди стран мира. Он составил 0,719, что является очень высоким результатом. Этнохороним (название жителей определенной местности) звучит, как «китаец», «китаянка», «китайцы».

На территории КНР проживают десятки различных народов (признано официально 56). Все они отличаются своими обычаями, традициями, национальными костюмами, кухней. Многие из них имеют собственный язык. Все эти малочисленные народы в общей сумме составляют только 7% населения этого государства. Основная масса проживающих в КНР - китайцы, которые называют себя «хань».

Несмотря на то что еще с 1979 г. в стране ведется жесткий контроль над рождаемостью, ежегодный естественный прирост населения продолжает неуклонно расти. Средняя продолжительность жизни китайцев составляет 71 год. За последнее время доля городских и деревенских жителей практически сравнялась, что свидетельствует о высоких темпах урбанизации страны. Население Китайской Народной Республики исповедует следующие основные религии - буддизм, даосизм, конфуцианство.

Общая история образования КНР

Китай - одно из самых древних государств на Земле. Некоторые ученые уверены, что цивилизация этого государства насчитывает около 5 тысяч лет. Имеющиеся письменные источники подтверждают, что на территории КНР уже 3,5 тысячи лет назад имелись административные образования с развитой системой управления. Каждая сменяющаяся династия правителей работала над ее совершенствованием. Экономика этой страны всегда основывалась на развитом земледелии.

Большую роль в укреплении китайской цивилизации сыграло введение конфуцианства как государственной идеологии и единой системы письма. Это произошло во II-I веке до нашей эры. На протяжении сотен лет различные царства и провинции, находившиеся на данной территории, то объединялись, то распадались. При этом местное население страдало от постоянных набегов кочевников. Для защиты от них была построена На протяжении тысячелетий эта могучая цивилизация развивалась, воевала, ассимилировалась с окружающими азиатскими народами. Современный Китай является результатом многовековых политических и культурных процессов.

На протяжении тысячелетий этим государством правили императоры разных династий. Китайская Республика, называемая Чжунхуа миньго, просуществовала с 1911 по 1949 г.

12.02.1912 г. последний император, Пу И, подписал отречение от трона. В этом государстве де-юре была введена республиканская форма управления, но фактически в период с 1911 по 1949 г. продолжался период «смутного времени». При этом Китай распадался на разные государственные образования, возникающие на основе провинциальных армейских отрядов. Только в 1949 г. армия Коммунистической партии Китая (КПК) стала победительницей в гражданской войне, идущей на его территории. Этому во многом способствовала поддержка Советского Союза. КПК победила консервативную партию Китайской республики, называемую Гоминьдан. Правители последней бежали на Тайвань. Там они стали основателями такого государства, как Китайская Республика.

Провозглашение республики

В сентябре 1949 г. на территории современной КНР начал работать Народный консультативный совет Китая. Именно он и провозгласил образование Народной Республики. В это время был избран Центральный Народный правительственный Совет (НПКС), председателем которого стал Мао Цзэдун. В 1954 г. В КНР была принята Конституция, переименовавшая ЦНПС в Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей.

В период с 1949 по 1956 г. СССР оказывал всяческую помощь этому государству в создании базовых отраслей промышленности. На территории республики была проведена национализация и коллективизация. Огромными темпами стало развиваться социалистическое строительство. В 1956 г. в стране был провозглашен новый курс развития, благодаря которому в жизнь стали воплощаться идеи Мао Цзэдуна в отношении политики «коммунизации» и «большого скачка». С 1966 по 1976 г. в Китае была провозглашена «культурная революция», которая привела к усилению классовой борьбы. Шествуя по «особому» пути развития, государство и общество отрицало товарно-денежные отношения, запретило негосударственные формы собственности, заморозило внешнеэкономические связи и устраивало публичные суды.

Начало «экономического чуда»

Пришедший к власти осудил политику своего предшественника и в 1977 г. начал новую кампанию, которую назвали «Пекинская весна». В 1978 г. на пленуме ЦПК был провозглашен курс на социалистическую рыночную экономику. У нее были специфические черты. Она должна была сочетать планово-распределительную и рыночную систему при значительном привлечении зарубежных инвестиций. Китайские предприятия получили больше самостоятельности в своей хозяйственной деятельности. Был значительно сокращен государственный сектор в экономике, открыты свободные экономические зоны. Огромное внимание уделялось преодолению бедности населения, а также научно-техническому прогрессу.

Уже к концу 80-х годов ХХ века население Китайской Народной Республики было полностью обеспечено питанием. С каждым годом ВВП и промышленное производство неуклонно возрастали. Реформы Дэн Сяопина успешно воплощали в жизнь и последующие его приемники:

  • с 1993 г. - Цзян Цзэминь;
  • с 2002 г. - Ху Цзиньтао;
  • с 2012 г. - Си Цзиньпин.

Государственный строй КНР

За всю историю в этой стране было принято 4 Конституции (1954, 1975, 1978, 1982 гг.). Согласно последней из них, Китай является социалистическим государством демократической диктатуры народа. Ее высшим органом власти является однопалатное Оно состоит из огромного числа депутатов (2979), которые избираются на 5 лет региональными выборами. ВСНП созывается ежегодно. К участию в выборах допускаются исключительно члены КПК и 8 «демократических» партий, которые входят в состав НПКСК (Народный политический консультативный совет Китая). Высший орган исполнительной власти - Государственный Совет, или (как его часто называют) Центральное народное правительство. В его состав входят: премьер со своими заместителями, министры, генеральный ревизор, рядовые члены, ответственный секретарь. Высшая судебная инстанция - Верховный Народный Суд. Огромную роль в развитии страны играют местные органы власти - собрания народных представителей и исполнительно-распорядительные (народные) правительства.

На сегодняшний день собственные органы законодательной власти имеются в специальных административных районах, а именно - в Гонконге и Макао. Глава Китайской Народной Республики, Си Цзиньпин, не прекращает дружественных отношений с преемником СССР - Российской Федерацией. С каждым годом дружба между странами и взаимовыгодное сотрудничество только набирают обороты. Посольство Китайской Народной Республики в РФ уделяет огромное внимание дальнейшему укреплению взаимоотношений наших стран.

Административное деление

Поскольку Китай - огромное по своим масштабам и численности населения государство, оно имеет очень сложное административное деление. КНР осуществляет контроль над 22 провинциями, причем правительство считает 23-й админединицей Тайвань. В состав этого государства также входит 5 автономных районов, 4 муниципальных образования (города центрального подчинения), 2 специальные территориальные единицы. Все вместе они называются «континентальный Китай». Отдельными административными единицами являются: Гонконг, Макао, Тайвань.

Фактически в Китае существуют такие уровни местного самоуправления:

  • провинциальный (23 провинции, 4 города центрального подчинения, 5 автономных и 2 специальных района);
  • окружной (15 префектур, 3 аймака, 286 городских и 30 автономных округов);
  • уездный (уездов: 1455 простых, 370 - городских, 117 - автономных; 857 простых и 4 специальных района; 49 простых и 3 автономных хошунов);
  • волостной (13 587 обычных и 1085 национальных волостей, 19 683 поселка, 106 простых и 1 национальный сомон, 2 района уездного подчинения и 7194 уличных комитета);
  • деревенский (городские микрорайоны, местные общины, деревни).

Гонконг является одним из В этом специальном административном районе КНР, перешедшем под ее юрисдикцию в 1997 г., проживает более 7 млн человек. Макао - автономная территория (бывшая колония Португалии), на которой проживает более 0,5 млн человек.

Теперь следует разобраться с государствами, находящимися на этой территории. Что же собой представляет Китайская Республика? А это не что иное, как Тайвань, который правительство КНР считает 23-й провинцией своей страны. Этот остров в Тихом океане расположен в 150 км от восточного берега материкового Китая. Между ними находится Тайваньский пролив. Территория острова составляет 36 тыс. кв. км.

Независимость этого государства была провозглашена 10.10.1911 г., но до сих пор оно имеет частичное дипломатическое признание. Официальный язык Тайваня - китайский. Его столица - Тайбэй. Эта республика представляет собой демократию с полупрезидентской государственной системой и всеобщим избирательным правом. На сегодняшний день Тайвань является одним из наиболее развитых государств этого региона. Он входит в так называемую «четверку азиатский тигров». Президентом этой смешанной республики является Ма Инцзю.

Флаг Китайской Республики представляет собой красное полотнище, символизирующее Землю, с синим прямоугольником в левом верхнем углу, который представляет собой Небо. На нем изображено Белое Солнце. Флаг Китайской Республики впервые появился еще в 1928 г. в партии Гоминьдан.

В Тайване проживает около 23,3 млн человек. При этом ВВП на душу населения в 2013 г. составили 39 767 долларов США, что в 11 раз больше этого показателя в Китае. Технологическая индустрия Тайваня играет важную роль в мировой экономике. Причем ее значение с каждым годом только увеличивается. Экономика Китайской Республики успешно развивается на протяжении последних десятилетий благодаря применению новейших технологий и прекрасному образованию населения. Валюта этой страны - тайваньский доллар.

Образование Китайской Республики на протяжении многих десятилетий развивается так, что оно всегда учитывает изменяющиеся требования растущей экономики. На сегодняшний день срок обязательного базового образования составляет 9 лет. В последнее время власти Тайваня хотят увеличить этот срок до 12 лет. Вся образовательная система в значительной степени смещена в сторону изучения технических наук. В результате обучения выпускники имеют один из самых высоких уровней подготовки в математике и естественных науках.

Об эпохе социализма-коммунизма многие уже давно забыли. Мало кто знает, что было такое государство, как Китайская Советская республика. Оно просуществовало совсем недолго. Это небольшое государство было создано в 1931 г. под руководством Коммунистической партии на юге Центрального Китая (в Цзянси). В 1937 г. оно было преобразовано в Особый район.

Китайская Советская республика имела свой флаг, Временное правительство, Конституцию, законы, денежные знаки и другие государственные атрибуты. Совет народных комиссаров этой республики возглавлял не кто иной, как Мао Цзэдун, который впоследствии стал многолетним руководителем Китайской Народной Республики. Военной опорой этой страны стала Центральная армейская группа. В ее состав входили войска Мао Цзэдуна и Чжу Дэ. В 1931-1932 гг. произошла реорганизация Красной Армии.

Основными географическими чертами Китайской Советской Республики являлись: горное положение, отдаленность, отсутствие коммуникаций, что способствовало ее защите от внешних врагов. Ее населяло около 5 млн человек.