Оружие тесла. Оружие тесла Винтовка теслы

Предложили очень гибкий конструктор оружия, позволяющий любой ствол под любой патрон превратить в автомат, карабин или винтовку. Однако какие варианты являются лучшими? Мы пересмотрели всё оружие в игре и дополнениях, чтобы ответить на этот вопрос. Предупреждаем, текст содержит спойлеры.

Теория оружия Fallout 4

Начнем наш гайд с разбора основных свойств, которые есть у оружия в Fallout 4. Их Понимание пригодится вам, когда будете подбирать себе пушку или модифицировать её - далеко не все уникальное оружие в Fallout 4 может сравниться с правильно модифицированным обычным.

По оказываемому урону все оружие уместно разделить на четыре типа, чем дальше, тем урон в секунду меньше:

  • Огнестрельный : наносит обычный баллистический урон в точку, куда направлено перекрестие прицела, но у пуль всегда есть отклонение. У NPC и игрока проходящий урон снижается броней, а у Выжившего его дополнительно могут уменьшить способности.
  • Энергетический : наносится лазерами, плазмой и рельсотроном. Лазерное оружие может поджечь цель, а плазменное - превратить в слизь. Лазерное и рельсотронное попадают в точку, куда направлено перекрестие прицела, гораздо чаще плазменного или огнестрельного. Выживший может повысить сопротивляемость с помощью нескольких способностей.
  • Радиационный : наносит существенный урон людям и нормальным животным, но не влияет на роботов и мутантов. Также урон не проходит через броню, если она прокачана на защиту от радиации. Поскольку радиация считается в отдельной шкале, радиационный урон проявляется не сразу - нужно хорошо нашпиговать врага патронами, так что он скорее умрет от прямого воздействия.
  • Ядовитый : этот тип урона сложнее всех спрогнозировать, так как он наносит значительный урон только по прошествии 2-3 минут, что долго для любого боя. Яд полностью блокируют броней, а мутанты в Содружестве имеют частичную или полную защиту от этого типа урона.

Виды оружия в Fallout 4:

  • Обычное не обладает никакими свойствами, имеет максимум возможностей для модификаций.
  • Легендарное обладает так называемыми «легендарными свойствами», вроде урона от огня или кровотечения. Свойств у оружия бывает либо несколько слабых, либо одно сильное. Последний вариант предпочтительней, слабые свойства поглотятся броней, а сильное обязательно прорвется через неё. Выпадает случайным образом из легендарных врагов (помечены звездочкой). Не всегда легендарное оружие можно полностью модифицировать.
  • Уникальное - отмечается звездой и имеет уникальное название, которое нельзя изменить. Всегда имеет какое-то легендарное свойство. Такое оружие выдают за выполнение квестов, его можно найти во время изучения игрового мира или купить у торговцев задорого. Это оружие подвержено только косметическим улучшениям, вроде смены рукоятки.

Основные легендарные свойства оружия , которые будут полезны всегда и против любого противника, в порядке убывания силы воздействия:

  • Ранящее - любая цель, в которую попала хоть одна пуля, получает 25 ед. дополнительного урона от кровотечения, причем эффект действует на роботов и механизмы. Игнорирует сопротивление урону и броню цели. Используя это свойство, можно нашинковать врага десятком пуль и бросить его истекать кровью, а самому заняться следующим. Этот урон особенно хорошо складывается при использовании дробовиков или миниганов.
  • Мощное - урон всем видам врагов увеличен на 25 %. Не стоит первым потому что крайне редко встречается, да и сам эффект зависит от базовой мощности оружия. Слабой пушке увеличение урона на четверть не так поможет, как дополнительные 15-25 единиц урона от другого свойства.
  • Зажигательное - поджигает врага, нанося ему 15 единиц урона от огня. Аналогично «ранящему» свойству, но не такое мощное.
  • Взрывное - пуля разрывается, нанося 15 единиц урона по площади. Позволяет доставать цель, если она спряталась за укрытием, стреляя в поверхность рядом с целью. Бывает полезно на начальном этапе игры, но потом выгоднее все-таки попасть во врага.
  • Калечащее - наносит на 50 % больше урона конечностям. Есть шанс оторвать её или повредить;
  • Облучающее - цель получает 50 единиц радиации, так что каждый выстрел снижает шкалу Здоровья. Не действует на роботов.
  • Плазменное - наносит 10 единиц дополнительного энергетического урона от плазмы (не требует плазменных патронов), у любого выстрела есть шанс превратить врага в слизь.
  • Провоцирующее наносит удвоенный урон целям с полным здоровьем, отлично подходит для начала боя.
  • Бесконечное - стрельба не требует перезарядки магазина, но боезапас тратится. Пригодится для снайперских винтовок или карабинов, но становится бесполезным при появлении такого же оружия с более выгодным легендарным свойством.
  • Знахарское наносит дополнительные 30 единиц урон ядом в течение 10 секунд.
Это далеко не полный список, поэтому не забывайте про стиль, которым отыгрываете. Например, для скрытных убийств вам могут пригодиться легендарные свойства, связанные с VATS.

Практика использования оружия в Fallout 4

И хотя приведенные выше варианты классификации оружия являются официальными, более эффективно разделить оружие по типу используемых патронов и описать пределы оружия, которое построено на его базе.

Рассмотрим разницу между патронами. Начнем с огнестрельного оружия:

  • Патрон калибра.38 - самый распространенный боеприпас, который используется в пистолетах и автоматах начала игры. Ограниченная дальность стрельбы, низкий урон. На высоких уровнях область применения построенного на базе этого патрона оружия сузится до боя на прямой дистанции со слабыми противниками.
  • Патрон калибра.44 - редкий, мощный боеприпас для револьверов и их модификаций. Практически не используется из-за высокой отдачи и низкой скорострельности оружия револьверного типа.
  • Патрон 10 мм - мощный и средне-распространённый боеприпас, используемый только в одном оружии - 10 мм пистолетах. Из-за этого под конец игры проигрывает даже калибру.38 в эффективности, но первое время подобные пистолеты (особенно с легендарными свойствами) будут последним аргументом в бою.
  • Патрон калибра.308 - достаточно распространенный боеприпас, оружие на его базе будет заметно мощнее калибра.38 и позволит уничтожать бронированные цели в ближнем бою. На средней дальности наносит ощутимый урон небронированным целям, но с увеличением дальности падает кучность стрельбы.
  • Патрон калибра 5-мм используется только в Минигане. Дешевый и относительно распространенный боеприпас, можно набрать несколько тысяч, просто собирая с трупов врагов. Расходуется очень быстро, наносит слабый урон даже на ближней дистанции. Поскольку Миниган сам по себе слабое оружие, практической ценности под конец игры или на высоком уровне сложности не представляет.
  • Патрон калибра.45 широко распространен в Содружестве, его можно назвать универсальным боеприпасом карабинов. Наносит хороший урон на средней дальности бронированным целям, оружие на его базе наносит отличный урон при стрельбе в голову и по конечностям хорошо бронированных живучих целей или легендарных мутантов.
  • Патрон калибра.50 встречается редко, с врагов выпадает мало, если будете часто использовать, то придется постоянно докупать. Позволяет вести уверенную стрельбу на большой дальности, оружием на его основе могут быть только снайперские винтовки с разными оптическими прицелами. Можно сделать пистолет или карабин с.50, но из-за отдачи толку в интенсивном бою от них будет немного.
  • Патрон дробовика используется во всех видах гладкоствольного оружия и Боевых Дробовиках, особенно хорош для интенсивного боя на ближней дистанции. Широко распространен в Содружестве, но и расходуется очень быстро.
  • Патрон калибра 5.56 мм используется только в одном оружии - Штурмовой Винтовке. Очень редок, в Содружестве немного врагов, с которых его можно собрать, у торговцев стоит дорого. Карабин на его основе имеет отличный урон и кучность, что позволяет стрелять даже на дальней дистанции.
Рассмотрим патроны энергетического оружия. Всегда помните, что использование энергетического оружия полностью демаскирует персонажа:
  • Ядерная батарея - широко распространенный боеприпас в Содружестве, у вас не должно быть проблем с его приобретением или сбором. Требуется для работы всего спектра лазерного оружия: пистолетов, автоматов, карабинов, снайперских винтовок, что достигается за счет использования разных модификаций. Урон также растет по мере прокачки, но для неё требуются очки навыков.

    Из-за особенностей механики выстрела, стрельба на дальних дистанциях может быть затруднительна, рекомендуем использовать лазерное оружие на дистанциях прямого или ближнего боя. Кроме того, наносимый урон падает с дистанцией или из-за тумана. Также не рекомендуется ограничивать объем магазина - лучше производить больше выстрелов со средним уроном и средней точностью, чем немного выстрелов с высокой точностью и большим уроном.

  • Заряд плазмы - достаточно редкий боеприпас в Содружестве, его можно купить у многих торговцев, но поднять только с трупов Стрелков. Также как с лазерным, за счет модификаций можно из одного ствола сделать пистолет, автомат, карабин или снайперскую винтовку. Но урон от них почти всегда будет самым большим в своем классе. Компенсируется это тем, что каждый выпущенный сгусток плазмы имеет низкую скорость полета, и в целом ряде случаев такое оружие может оказаться бесполезным.

    Плазма легко уничтожает роботов, технику и противников в силовой броне, особенно на ближней дистанции. Урон по тварям Содружества и супермутантам меньше.

  • 2-мм электромагнитный картридж применяется только в одном оружии - Рельсотроне. Боеприпас очень редок, в Содружестве практически не продается, по форме представляет собой вытянутую иголку, что сказывается на восприятии от стрельбы. Рельсотрон задуман как мощный вариант снайперской винтовки для конца игры, им и является. Модификации только корректируют ведение огня и отдачу.

Тщательно пересмотрев все оружие в игре и дополнениях, мы выбрали только то, что наносит гарантированный урон вне зависимости от типа врага, его брони и сопротивляемости к урону. Немного вариантов оружия отвечает всем этим требованиям:

  • Пистолеты - 4 варианта;
  • Штурмовые автоматы и пистолеты-пулеметы - 5 вариантов;
  • Карабины - 3 варианта;
  • Дробовики - 1 вариант;
  • Снайперские винтовки - 3 варианта;
  • Разная экзотика, включая тяжелое и холодное оружие.

Лучшее оружие Fallout 4: пистолеты

Чтобы извлечь максимум эффективности от пистолетов, нужно прокачать перк Дуэлист. На пятом уровне неавтоматические пистолеты наносят на 100 % больше урона, выстрелы из них с большей вероятностью разоружают противника и даже могут нанести ему увечье. Тем не менее, прокачивать эту ветку не всегда рационально, поскольку автоматы и карабины в интенсивном бою эффективнее пистолетов.

Пистолет калибра 10мм

Поэтому в списке на первой позиции находится обыкновенный 10 мм автоматический пистолет, очень распространенный в Содружестве, с установкой модификаций для которого справится игрок 4-15 уровня. Советуем прокачать его следующим образом:

Модификаций много, если вносить улучшения постоянно, то оружие не будет отставать от роста сложности врагов в начале игры.

Пистолет позволит вести эффективный бой на кинжальной или прямой дистанции, имеет низкую стоимость выстрела в VATS, а наличие легендарного свойства (оптимально: ранящее, зажигательное, взрывное, калечащее), будет только в плюс.

Бластер Чужих

Данное оружие является уникальным, существует в единственном экземпляре, у него нет легендарного свойства. Стреляет синей плазмой, которая летит быстрее обычной зеленой плазмы. Для получения оружия персонаж должен иметь уровень 20 и выше, тогда в небе над Содружеством появится падающее НЛО. Остается только выполнить простейший квест по её поиску, потом отследить инопланетянина и забрать пушку:

Hезадолго до смеpти Тесла объявил, что он изобpел что-то подобное широко обсуждавшимся тогда "лyчам смеpти". Приводим цитату:
"становится легко возможным взорвать порох и склады с вооружением посредством высокочастотных токов, наведенных в каждой частице металла, расположенных на расстоянии пять - шесть миль или больше",
“Для моего изобретения требуются большие территории, но будучи использованным, оно дает возможность разрушить все, людей или технику, находящихся в пределах радиуса 200 миль. Это оружие, если можно так выразиться, обеспечивает стену энерги и, представляющую непреодолимое препятствие против любой наносимой агрессии”,
“Моя аппаратура может спроецировать частицы, соответственно, до больших или микроскопических размеров, давая возможность перемещать на малые площади на большие расстояния в миллионы раз большее количество энерги и чем позволяют лучи любого вида. Энергия в множество тысяч лошадиных сил может быть таким образом передана потоком более тонким чем волос, которому ничто не может сопротивляться»,
"Относительно проецирования волновой энерги и на любую отдельную область земного шара... это может быть выполнено моими устройствами",
"место, на которое требуется провести воздействие, может быть вычислено очень близко, если принимать правильные земные размеры",
"когда я говорил относительно военных действий в будущем, я подразумевал, что они должны быть напрямую связаны с применением электрических волн без использования воздушных двигателей или других орудий разрушения",
"это - не мечта. Даже теперь беспроволочные энергетические установки могли бы быть построены, под действием которых любая область земного шара могла бы быть превращена в непригодную для проживания, не подвергая население других частей серьезной опасности или неудобству".

Газета "Нью-Йорк таймс" писала об этом изобретении Теслы в 1915 году. В статье говорится:
Никола Тесла, изобретатель, обратился за получением патента на основные узлы машины, возможности которой поражают воображение обывателя и вызывают ассоциации с разящими молниями Тора, которые наказывали тех, кто вызвал гнев богов... Достаточно сказать, что изобретение сможет двигаться в пространстве со скоростью 300 миль в секунду, представляя собой беспилотный корабль без винта или крыльев, перемещаемый с помощью электричества в любую точку земного шара со своей разрушительной миссией, какая будет ему задана.
"Еще не время, - сказал вчера доктор Тесла, - обсуждать подробности этого изобретения. Оно работает на принципах, которые сулят миру многое, однако могут быть использованы и для ведения военных действий. Но я повторяю: сейчас не время говорить о подобных вещах. Практически это полностью осуществимо. Я говорю о перемещении энерги и без проводов и вызывании разрушений на расстоянии. Я уже построил беспроволочный передатчик, который делает это возможным, и описал это в моих технических статьях. К этому относится и недавно полученный мною патент номер 1119732. С помощью такого передатчика мы можем отправлять электрическую энерги ю в любых количествах на любые расстояния и применять ее в огромном множестве областей - как в целях войны, так и в интересах мира. Путем всеобщего принятия такой системы будут достигнуты идеальные условия для поддержания порядка и законности, поскольку тогда энерги я, необходимая для защиты правосудия и свобод, будет служить обществу, но в любое время может быть использована для нападения или защиты. Энергия может передаваться не только с целью разрушения, но и для защиты границ, путем подачи или отключения этой энерги и, замещая функции, которые выполняют сегодня войска".

В 1940 году "Нью-Йорк таймс" опять пишет: Никола Тесла, один из величайших изобретателей, который отпраздновал свое 84-летие 10 июля, заявил журналисту о своей готовности раскрыть перед американским правительством секрет "телесилы", которая может, по его словам, плавить моторы самолетов в радиусе 250 миль, так что невидимая Китайская Стена защиты окружит страну со всех сторон... Эта "телесила", сказал он, построена на совершенно новом физическом принципе, "о котором никто и не мечтал", отличном от принципов, воплощенных в его изобретениях в области передачи электроэнерги и на большие расстояния.
Этот новый тип энерги и, по словам мист ера Теслы, будет действовать посредством луча диаметром в одну стомиллионную долю квадратного сантиметра и может генерироваться особыми станциями, стоимость постройки которых не будет превышать 2 млн. долларов, а время постройки - трех месяцев. Луч, утверждает он, использует четыре новых изобретения, два из которых он уже опробовал. Одно из них - это метод и аппарат, используемые для производства лучей и "других проявлений энерги и" в открытом пространстве без необходимости в создании высокого вакуума; второе - метод и процесс получения "огромной электрической силы", третье -метод увеличения этой силы, а четвертое - новый метод производства "гигантской электрической силы отталкивания". Это будет своего рода пушка. Напряжение, обеспечивающее продвижение луча к его цели, по словам изобретателя, будет доведено до 50 млн. вольт. При таком громадном напряжении, сказал он, микроскопические электрические частицы материи будут выброшены, как из катапульты, для выполнения своей миссии защитного разрушения.
Он добавил, что работал над этим изобретением много лет и недавно внес в него ряд улучшений. Но и этy тайнy он yнес с собой в могилy.

Броня Тесла – это новый вид силовой брони , который появился в Fallout 4 с выходом DLC Automatron . Эта модифицированная версия брони Т-60 с расширенными свойствами, которые увеличивают энергетический урон, который вы наносите. Это руководство покажет вам местонахождение Брони Тесла в Fallout 4 , как она выглядит и его характеристики.

Силовая Броня Тесла

Вы можете получить части брони во время выполнения квеста “охотник за головами” . Просто во время квеста хорошенько зачистите локацию рядом со спутниковыми антеннами Западнее Форта-Хаген.


Там Вы встретите противника в силовой броне, после убийства которого и получите две части брони.



Они имеют те же характеристики, что и Т-60, но каждый предмет увеличивает ваш урон от энергетического оружия.

После победы над Айви, вы также получите энергетическое оружие. Оно называется “Винтовка Тесла”, которая выстреливает дуговым зарядом, который отскакивает от одной цели к другой.


В данный момент гайд обновляется и дополняется. Мы дадим знать, когда “найдем” оставшиеся части брони. Вы можете следить за этим в нашей