Я считаю что описание портрета человека. Сочинение-описание внешности человека

Московская область

Волоколамский район

МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Подготовка к сочинению-описанию

По картине-портрету А.М.Шилова

«Зацвёл багульник» по теме «Кто он?

Портрет интересного человека».

Выполнила:

Янченкова Марина

Сергеевна,

Учитель русского языка

И литературы,

МОУ «Спасская СОШ»

Спасс, 2011

Список использованной литературы.

  1. Сочинение по картине в 7-м классе: метод. пособие/ Л.А.Ходякова,

Е.В.Кабанова, Л.И.Новикова, Т.И.Андреюшкова; под ред проф. Л.А.Ходяковой. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).

2. Энциклопедический словарь юного художника/ Составитель Н.И.

Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – с.281 – 284.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.

5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1996.

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в началь-

ной школе. 3 – 4 кл.: Учеб.: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа, 2001.

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобр. учрежд./ М.М.Разумовс-

кая, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.

Леканта. – М.: Дрофа, 2002.

Тема урока : Подготовка к сочинению-описанию по картине-портрету

А.М.Шилова «Зацвёл багульник» по теме «Кто он? Портрет

Интересного человека».

Цели урока : 1. подготовить учащихся к сочинению-описанию внешнос-

Ти человека, изображённого на картине;

2. формировать умение самостоятельно строить текст-опи-

Сание картины-портрета (сочинение) на основе рабочего

Материала и искусствоведческого текста;

3. обогатить речь учащихся образно-выразительными сред-

Ствами русского языка, помогающими более ярко опи-

Сать портрет; активизировать «портретную» лексику в

Высказывании, научить уместно употреблять её в речи.

Тип урока : урок развития речи.

Методы : беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы,

Словесное рисование, наблюдение, анализ текста, поисковый.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

ТСО : мультимедиа.

Оформление урока : компьютерная презентация «Портрет. Описание

Внешности интересного человека»; эпиграф, слова-

Ри, репродукции портретов.

Словарная работа : портрет, автопортрет, портретист, образ, характер,

Фас, анфас, профиль, индивидуальность, экспрессия,

Мгновение, описание, поза, контраст, символ.

Ход урока:

  1. Приветствие. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и постановка цели .

Эпиграф:

В человеке всё должно

Быть прекрасно: и лицо,

И одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов.

1. Вступительная беседа.

Вопросы и задания :

Прочитайте тему урока (читает ученик). Послушайте эпиг-

Раф (читает учитель).

Скажите, о каком человеке говорит писатель? (о красивом,

Добром, необычном). Объясните, что значит интересный че-

Ловек?

Обратите внимание на нашу галерею картин. Как называ-

Ются эти картины? (портреты).

Что такое портрет? (если не могут ответить, то организует-

Ся поиск значения в «Толковом словаре русского языка»

С.И.Ожегова, в «Кратком словаре художественных терми-

Нов» Н.М.Сокольниковой).

2. Слово учителя :

Итак, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-

Описания по картине-портрету (цель). На уроке мы соберём

Рабочие материалы, составим план, само сочинение напише-

Те дома. Запишите в тетрадях число и тему.

III. Актуализация знаний о жанре портрета. Словарная работа .

  1. Слово учителя :

Прежде чем начать работу по картине, мы обратимся к специальным словам, которые вы можете употребить в сочинении.

  1. Словарная работа (слова приведены в начале разработки урока) проводится в форме фронтального опроса (слова показаны на экране мультимедиа). Учащиеся по желанию объясняют значения известных им слов. Значения незнакомых слов находят в словарях.

IV. Наблюдение над картиной и её анализ (в форме беседы ).

  1. Слово учителя :

Теперь мы переходим к основному этапу нашей работы. Мы обратимся к необычной картине. Это картина Александра Шилова «Зацвёл багульник».

Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? (пожилая женщина).

  1. Рассказ о художнике с демонстрацией его автопортрета,

картин (сообщение ученика).

В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Он стал известным в 70-е годы 20 века как участник больших выставок в стенах Московского манежа. Талант молодого художника-портретиста был замечен и встретил поддержку зрителей.

Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943 году. Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 70-х годов у Шилова был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне. Лучшие полотна художника – это не просто плод высокой техники и изобразительности, а мир человеческой души и мысли, выраженных в образах реальных людей. В его картинах - вся правда о наших современниках и нашем мире. Одной из таких картин является полотно «Зацвёл багульник», которое было написано в 1980 году.

  1. Беседа по картине.

Вопросы:

  1. Рассмотрите картину и скажите, какое настроение создаётся у вас при взгляде на неё?
  2. Нравится ли вам этот портрет?
  3. Какие цвета художник противопоставляет в картине-портрете?
  4. Почему картина названа «Зацвёл багульник»?
  5. Кого напоминает вам изображённая женщина?
  6. Как вы думаете, кого изобразил Шилов? (возможно свою бабушку, учительницу).

Слово учителя:

Да, у Шилова есть картина «Моя бабушка» (показывается),

И она похожа на пожилую женщину с картины «Зацвёл ба-

Гульник», но на этой картине изображена не родственница

Живописца.

Вопрос:

  1. Как вы думаете, кто по профессии эта женщина? (актриса, работник музея, учитель).

Слово учителя :

Эта женщина – учительница начальных классов Галина

Николаевна Лачинова, которая всю жизнь отдала любимой

Работе в школе.

Вопросы:

  1. Но почему же картина, где изображена пожилая женщина-учительница, называется «Зацвёл багульник»? (она внимательно, удивлённо смотрит на веточки багульника, которые только-только дали первые цветы).
  2. Какое время года изобразил художник? (ранняя весна).
  3. Но ведь ранней весной распускаются и другие растения, почему же именно багульник стоит на подоконнике в кувшине? (необычны вид и название, оно мало всем знакомо, мы видим не первые зелёные листочки, а розоватые цветы).
  4. Обратите внимание на порядок слов в названии. Почему он такой? (обратный, на первом месте сказуемое «зацвёл» - главное по смыслу слово, нам важно увидеть начало жизни растения).

Слово учителя:

Художник вкладывает в название картины большой

Смысл. Оно символично. Начало новой жизни – это

Весна, когда происходит обновление в природе и в жизни

Человека. А растение багульник – символ начала весны.

Посмотрите, сами веточки занимают очень мало места на

Полотне. Основное пространство уделено изображению

Женщины.

Вопросы:

  1. Для чего на картине вместе с символом начала весны показана старая женщина? (это два символа – встреча молодости и старости, главная мысль – показать закат и начало жизни).
  2. Давайте рассмотрим, как построена картина? Обратим внимание на передний и задний план полотна. (На переднем плане мы видим пожилую женщину и веточки зацветающего багульника, поставленные ею несколько дней назад в кувшин с водой. На заднем плане мы видим, какой вид открывается из окна квартиры женщины: противоположный дом бледно-жёлтого цвета. Кроме этого, в квартире на стене висят фотографии, на которых, возможно, изображены родные героини картины или её ученики. Картину можно разделить как бы на две части. Где пожилая женщина – тёмные краски, а где растение – светлые тона).

Слово учителя :

Верно. Такое необычное построение картины представляет контраст между светом и тенью, старостью и молодостью, прошлым и будущим. Благодаря такому расположению мы особое внимание уделяем внешности женщины.

Что вы чувствуете и о чём думаете, глядя на портрет?(что этот человек дорог автору, это добрый, умный, искренний человек).

  1. Собирание и систематизация рабочего материала.

Слово учителя:

Теперь мы подберём слова и словосочетания для описания внешности героини картины.

(На экране появляется таблица из двух колонок, первая колонка заполнена словами: поза, лицо, глаза, взгляд, нос, губы, волосы, характер, одежда, социальное положение. Ребята чертят таблицу в тетрадь, вместе заполняем вторую колонку).

Вывод:

Слово учителя :

На первый взгляд, перед нами обыкновенная пожилая женщина, образ которой выражен неяркими красками. Но внимательно рассмотрев картину, мы почувствовали богатый внутренний мир, душевность, которая исходит от выразительного лица, удивительных глаз героини, изучающего взгляда.

Вопрос:

  1. Нравится ли вам образ этой женщины? Можно ли назвать этот портрет портретом интересного человека?
  1. Работа с искусствоведческим текстом .
  1. Слово учителя :

Картина Шилова «Зацвёл багульник» привлекает внимание людей, которые изучают произведения искусства – искусствоведов. Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с текстом искусствоведа Т.А.Кутузовой и скажете, что нового о картине узнали, что думает автор о картине, какова основная мысль этого текста. (вопросы и значения слов «интеллигенция», «багульник» и сочетания «достойная жизнь» на экране мультимедиа).

  1. Самостоятельное чтение текста (у каждого распечатка), ответы на вопросы.
  1. Итог урока.

1. Вопросы:

  1. Можем ли мы узнать по портрету интересный перед нами человек или нет?
  2. Какого человека можно назвать интересным?

2 . Заключительное слово учителя :

Завершить наш урок я хочу словами искусствоведа

Т.А.Кутузовой: «Уходят из жизни поколения, оста-

ётся память, остаются портреты, которые не только

Нам, но и тем, кто придёт за нами, расскажут осо-

Бым языком искусства о людях, о жизни, об исто-

Рии России».

  1. Выставление оценок за работу на уроке, их обоснование; домашнее задание.

Написать сочинение по картине-портрету А.М.Шилова «Зацвёл багульник», используя рабочие материалы, искусствоведческий текст, самостоятельно составить план, обращаться при проверке к орфографическому словарю.

Сочинение

У меня есть старший брат Дима. Я очень его люблю. Он старше меня на шесть лет - ему девятнадцать. Дмитрий не похож на тех парней, с которыми я знакома. Мне кажется, сейчас многие ребята стали какими-то безответственными, несерьезными. У них на уме только развлечения. Некоторые сидят на шее у родителей, зная, что те решат все их проблемы. Другие просто не задумываются о своем будущем. И те и другие мне неинтересны. Раздражает их бессмысленный взгляд, часто затуманенный сигаретами, или, наоборот, высокомерная улыбка, как будто они умнее и значительнее всех остальных. Мой брат совсем другой. У него есть цель в жизни. Он хочет стать менеджером, хотя говорит, что это будет не единственная специальность в его жизни.

Дима все время увлекается чем-то новым. Сначала самостоятельно научился работать на компьютере, освоил множество программ. Теперь серьезно изучает иностранные языки: английский и французский. Кроме того, он занимается спортом, почти каждый день посещает спортивный клуб. Поэтому я не боюсь, что меня кто-то обидит, - мой брат сможет меня защитить. Дима очень добрый и заботливый. И вообще, с ним очень интересно - он много знает, о многом может рассказать.

А еще он просто красивый парень. У него голубые глаза и всегда веселый взгляд. Поэтому он легко заводит знакомства с людьми - ведь он у всех сразу вызывает симпатию. Ему только девятнадцать лет, но знакомые говорят, что у него взрослый взгляд, взгляд человека, у которого есть цель в жизни и уверенность в том, что он ее добьется. Глядя на брата, я часто с завистью думаю: «И зачем это мальчишке такие густые и длинные ресницы?» Я девочка, а у меня ресницы не такие пушистые. Лучше бы было наоборот! А вот волосы у нас обоих красивые: густые, блестящие, каштанового цвета с золотистым отливом. Только у Димы они сильнее вьются и более жесткие на ощупь.

Можно еще долго рассказывать о его достоинствах, поэтому скажу одно - у меня замечательный брат, и я этим горжусь.

Нередко ученикам дают одно интересное домашнее задание: составить описание человека. Что же оно должно включать в себя? В нем должны быть сведения о внешнем облике человека, о его лице, теле, жестах, позе, манерах, а также одежде.

Что главное в описании?

Главная задача при написании подобного сочинения - подметить нечто интересное, необычное, оригинальное в описываемом субъекте. Это может быть связано с особенностями жестов, походки, взгляда, занятий и рода деятельности, с определенным настроением и чертами характера человека. Все это находит отражение во внешности субъекта. Чем живописец отличается от фотографа? Он задается целью передать все самое значительное, на его взгляд, в человеке. Школьник тоже не должен рассказывать обо всем, а только о том, что, с его точки зрения, выделяет данную личность из толпы, свидетельствует о ее оригинальности, лучше всего характеризует ее. Описание человека должно быть интересным. Это очень важный момент.

Почему составлять описания полезно?

Работа над описанием человека приносит свои плоды: ученик становится более внимательным, чутким по отношению к людям, его лексикон пополняется «портретными» словами, которые раньше он почти не использовал в разговоре. В ходе творческого процесса школьники понимают, как посредством рассказа о внешности можно передать сведения о душе человека, выразить собственное мнение о нем. Помимо всего прочего, описывая наружность какого-либо субъекта, ученик готовится к созданию сочинений-характеристик. Это поможет ему в будущем. Необходимо понимать, что описание человека требует серьезного подхода. Не следует относиться к нему, как к чему-то маловажному.

Что может показаться сложным?

Описания могут быть как сложными, так и простыми. Все зависит от того, для чего они создаются и кто является их героем. Конечно, легче описать наружность ребенка или подростка, чем зрелого человека. Сложно рассказать о внешности субъекта, находящегося в некоем необычном состоянии - когда он боится, смеется, удивляется, трудится, торопится и т. д. Основное, что необходимо в данном случае (и что получается не у всех учеников) - это передать изменения в наружности человека в это время. Это действительно многим кажется сложным. Рассмотрим человека.

Пример младшей сестры

"Мою младшую сестру зовут Таня. Сейчас ей год и семь месяцев. Не так давно Таня была еще крошечным созданием, которое постоянно чего-то требовало: то на руки, то спать, то кушать. Малышка часто заливалась слезами, болезненно реагировала на резкие звуки. Выражение ее лица было умиротворенным только в те моменты, когда она была сонной. Тогда Таня напоминала куклу, лежащую в коляске: румяные щеки, разомкнутые губы, расслабленные ноги и руки".

Это описание человека позволяет ясно представить себе маленькую девочку.

"Шло время. И вот уже румяная кукла выросла; сейчас она охотно идет на контакт с окружающими и явно положительно к ним расположена. Таня - самостоятельная девочка. Она пока не может полноценно помогать по дому, но уже сейчас хочет взять часть дел на себя. Девочка всегда радуется приходу гостей, хвастается своими куклами. И каждый, кто посещает наше скромное жилище, оказывается восхищен ею.

Сейчас у Танечки очаровательные синие глазки, густые темненькие реснички, пухлые губки, немного приподнятые бровки. Волосы еще довольно короткие, но уже можно собирать их в хвостики. Их цвет - светло-рыжий. Можно сказать, что это характерное описание русского человека, в данном случае, девочки. У Тани огромное количество всевозможных резиночек. Девочке очень нравится, когда ее заплетают. Сейчас на ней тонкий сарафанчик лимонного цвета. На ее ножках домашняя обувь. Она необходима для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия. Малышка растет модницей. Она обожает надевать мою обувь и одежду. У меня замечательная сестренка, вся семья в ней

Пример сочинения-описания по портрету А. Г. Рубинштейна

"Портрет, на котором изображен российский композитор, дирижер и музыкант европейской величины, создан в 1881 году. Впечатляющая фигура этого человека дана до пояса. Руки Рубинштейна сложены на груди. У него довольно с объемной прической. Фигура композитора, конечно, грузная, однако он создает впечатление оживленного холерика, в котором кипит жизнь. На лице можно заметить ярко выраженные складки у губ, немного нависшие веки и пытливый, твердый, внимательный взгляд, который, кажется, в то же время направлен вглубь себя. И эти глаза, и очертания симпатичных волевых губ, и голова, и скрещенные руки, и плечи - все свидетельствует о том, что у этого человека есть внутренний стержень, что его трудно сломить. Что еще можно сказать о Рубинштейне? Глядя на его руки, понимаешь, что он в данный момент собран, сконцентрирован на какой-то своей мысли. Но больше всего бросается в глаза, конечно, пышная шевелюра, которая, как может показаться, приподнята вдохновением".

Теперь вам известно, как составлять описание портрета человека. Это может показаться сложным, но при желании это доступно каждому.

Цель: подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

Оборудование: картины: Кипренский «Девочка в маковом венке», Тропинин «Портрет сына», Венецианов «Захарка». Рокотов «Портрет Струйской»; аудиозаписи песен А. Герман, стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»; тексты литературной викторины.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Давайте посмотрим друг на друга на перемене. Как мы общаемся?

Излишняя жестикуляция, бегающие маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.

В такой сумасшедшей запальчивости, кто может заметить печальные глаза одноклассника.

Такая запальчивость переходит в привычку, и вот мы уже не замечаем слезы в глазах бабушки, преждевременные морщинки на мамином лице.

Мы привыкаем видеть мелькание лиц, и эти лица становятся для нас безликими. А между тем на лице и особенно в глазах открывается целый мир, огромный духовный мир человека.

И не случайно писатели в своих произведениях уделяют большое внимание портрету героя.

Сообщение цели урока. Сегодня на уроке познакомимся с описанием отдельных элементов портрета.

На уроках литературы мы уже познакомились с понятием портрета литературного героя. Вспомним, что такое литературный портрет?

Вывод. Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героя, поэтому он описывает их внешность: лицо, мимику, жесты, позы, одежду и т. д., рисует портреты действующих лиц. Портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера.

3. Литературная викторина

Определить, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках?

1. В то же мгновение в просвете мелькнула ещё одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда. (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

2. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

3. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. (Х.К. Андерсен «Снежная королева»)

4. Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
(К. Симонов «Сын артиллериста»)

5. … а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
(Н. Некрасов «Крестьянские дети»)

– Какие элементы внешности больше всего использованы автором при описании героев?

4. Собирание материала по теме «Глаза»

I. Перечислить пословицы и поговорки про глаза.

1. Строгие глаза – не гроза.
2. По когтям, да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
3. Коли очи светятся, душа чиста.

Глаза – это самые выразительные детали лица. Какие бывают глаза по цвету и форме? (учащиеся перечисляют устно).

Но не цвет и форма обычно интересуют нас. А глубинная наполненность глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»:

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

II. Научимся заглядывать в глаза.

– Глаза – это зеркало души.

Посмотрите на портрет художника Рокотова «Портрет Струйской».

Звучит запись стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»

Вывод: Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.

III. Работа над лексикой по теме «Глаза»

Записать в тетради определение глаз и распределить в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.

IV. Работа с портретом (самостоятельно)

Задание: Записать, какими мы видим глаза, что они выражают?

1 ряд: Купренский – большие, серые, доверчивые, чистые «Девочка в маковом венке»
2 ряд: Тропинин – зелёные, взгляд открытый, смелый,. «Портрет сына» спокойный, умный.
3 ряд: Венецианов – большие, тёмно– серые, задумчивые. «Захарка»

5. Собирание материала по теме «Улыбка»

I. Слово учителя

А вы знаете, ребята, что Л.Н. Толстой в своё время очень тонко подметил ещё одну особенность проявления духовного лица человека – это улыбка.

Он писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр он или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет».

II. Лексика по теме «Улыбка»

– Какая может быть улыбка?

Запись в тетрадях: Нежная, ласковая, кроткая, лучезарная, игривая, снисходительная, презрительная, светлая, дорогая, согревающая.

III. Слово учителя

Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

Прослушивание стихотворения «Улыбка Джоконды».

Вывод: Характер человека хорошо проявляется через его голос.

Мягкий, нежный, задушевный, обаятельный, грубый, сиплый, жёсткий.

II. Прослушать записи песни Анны Герман.

– Что можно сказать о певице?

7. Итог урока

– Как можно судить о человеке по первому впечатлению, если вы впервые его встретили?

С сегодняшнего дня давайте будем внимательны друг к другу, к окружающим нас людям, давайте научимся заглядывать в глаза друг другу.

8. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг в минуту радости».