Морские животные. Обитатели морей и океанов план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему Интересные животные морей

Морской мир населяют миллионы живых существ. Кто погружался на морское дно, знает насколько завораживают глубины. Причудливые формы подводных обитателей поражают воображение.

На морском дне живут удивительные рыбы и растут необычные водоросли. Существа могут быть настолько необычными, что их сложно отличить от растений.

Например, ученые не могли долгое время определиться, к кому же относятся губки, к растениям или животным, ведь они не имеют ни нервов, ни мозга, ни органов зрения, ни органов пищеварения.

Губка

Губки – это простейшие многоклеточные существа, живущие, как правило, в океанах и морях, от огромных глубин до берега. Эти морские животные цепляются ко дну или подводным скалам. В природе имеется более 5 тысяч видов губок. Большая часть из них – теплолюбивые существа, но есть и такие, которые смогли приспособиться к суровому климату Антарктики и Арктики.

Существует большое разнообразие форм морских губок: одни имеют шаровидную форму (), другие напоминают по форме бокал, третьи – трубочки. Отличается не только форма губок, но и их окрас, они могут быть красными, желтыми, голубыми, оранжевыми, зелеными и тому подобное.


Тело у этих существ неровное, пронизано большим количеством отверстий, поэтому оно очень просто рвется. Через поры губки попадает вода, которая приносит с собой пищу и кислород. Питаются эти животные мелкими планктонными организмами.

Хотя губки не то что не умеют плавать, даже не способны шевелиться, но все же они очень живучие. Эти существа не имеют много врагов, поскольку их скелет образован из огромного количества игл, которые являются их защитным орудием. Если этого странного животного разделить на много частей, даже на клетки, они соединяться между собой, и губка будет жить. В ходе опыта две губки были разъединены на части, со временем каждая часть соединилась со своей, и получились снова целые губки.


Продолжительность жизни у этих подводных существ разная. Пресноводные губки живут недолго – несколько месяцев, некоторые живут около 2-х лет, но имеются морские долгожители, доживающие до 50-ти лет.

Кораллы

Кораллы или коралловые полипы – это беспозвоночные морские животные, относящиеся к кишечнополостному типу. Сам полип имеет небольшие размеры и по форме схож с рисовым зерном с щупальцами. Каждый полип имеет известковый скелет, называемый кораллитом. Когда полип умирает, то из кораллитов формируются рифы, и на них селятся новые полипы. Так происходит смена поколений. Таким образом, рифы растут.


Коралловые рифы очень красивы, порой из них образуются настоящие подводные сады. Существует 3 вида кораллов:

  1. Известняковые или каменистые кораллы, которые живут колониями и из которых формируются коралловые рифы;
  2. Роговые кораллы, называемые горгонариями, встречающиеся от экватора до полярных районов;
  3. Мягкие кораллы.

Большая часть кораллов сосредоточена в тропических водах, в которых температура не опускается ниже +20-ти градусов. Именно поэтому в Черном море коралловых рифов не имеется.


На сегодняшний день выделяют около 500 видов коралловых полипов, из которых получаются рифы. Большая часть встречается на мелководье, но 16% из общей массы обитает на глубине около 1000 метров.

Хотя коралловые рифы очень крепкие, сами полипы нежные и хрупкие существа. Кораллы растут в виде деревьев или кустов. Они могут быть разнообразной окраски: красного, желтого, фиолетового и других цветов. В высоту они достигают около 2 метров, а в ширину – до 1,5 метра.

Коралловые полипы обитают в соленой чистой воде. Поэтому они не живут рядом с устьями рек, откуда попадает пресная вода и грязь. Также для жизни полипов большое значение имеет солнечный свет. Все дело в том, что в тканях полипов имеются микроскопические водоросли, с помощью которых коралловые полипы дышат.


Кораллы больше похожи на растения. но на самом деле — это животные.

Эти морские существа питаются мелким планктоном, который прилипает к их щупальцам. Когда добыча поймана, полип подтягивает ее ко рту и поедает.

Если дно океана поднимается в связи с происходящими природными явлениями, например, из-за землетрясения, то коралловый риф возвышается над поверхностью воды и получается остров. Постепенно на нем появляются растения и животные. На таких островах также селятся люди, например, на островах океанов.

Морские ежи, звезды и лилии

Все эти морские существа являются представителями типа иглокожих, которые имеют кардинальные отличия от животных других типов. Для жизни иглокожим необходима соленая вода, поэтому они встречаются только в океанах и морях.


У морских ежей может быть от 5 до 50 лучей. На кончике каждого луча имеется крохотный глаз, который воспринимает свет. Окраска у морских ежей яркая: красная, оранжевая, желтая, зеленая, фиолетовая и голубая. Размер морских ежей может доходить до 1 метра, но есть и крохотные создания, не превышающие всего несколько миллиметров.

Передвигаются очень медленно, за 1 час они преодолевают не более 10 метров.


Хотя эти существа очень медлительные и не имеют зубов, они являются хищниками. Морские звезды питаются рыбами, устрицами, крабами и морскими ежами. Эти прожорливые существа поедают всё на пути. Моллюсков они проглатывают целиком. Если моллюск крупный, то морская звезда обхватывает его лучами и раскрывает его створки. Если этого сделать не удается, то звезда находит выход — она может переваривать пищу снаружи, этому удивительному существу достаточно щели всего 0,2 миллиметра, чтобы втолкнуть в нее свой желудок. Морские звезды накидывают свой желудок и на живых рыб, определенное время рыба будет плавать вместе со звездой и медленно перевариваться.


Морская лилия — существо необыкновенной красоты.

Морские ежи являются всеядными животными, они могут поедать улиток, морских звезд, мертвых рыб, моллюсков, водоросли и даже своих собратьев. Морские ежи живут в базальтовых и гранитных скалах, а норки они делают самостоятельно с помощью своих мощных челюстей.

Морские лилии по внешнему виду действительно схожи с цветами. Они обитают на дне океана. Взрослые морские лилии ведут неподвижный образ жизни. Выделяют около 600 видов морских лилий, причем большая часть из них бесстеблевые.

Медузы

– морские животные, обитающие в любых океанах и морях. Как правило, они имеют прозрачные тела, поскольку на 97% эти существа состоят из воды.


Молодые медузы не похожи на взрослых особей. Медузы откладывают яйца, из них образуются личинки, их которых вырастает полип, похожий на куст. Через какое-то время от куста отрываются медузы, из которых и получаются взрослые особи.

Медузы могут быть различной формы и расцветки. В длину они могут достигать несколько миллиметров, а могут дорастать до 2,5 метров. Их щупальца порой достигают 30-ти сантиметров. Эти существа могут жить и на глубине около 2000 метров и на самой поверхности моря.


Большая часть медуз очень красивая. Кажется, что эти прозрачные существа полностью безобидны, но медузы являются активными хищниками. У медузы во рту и на щупальцах сосредотачиваются специальные капсулы, которые парализуют жертву. В середине капсулы имеется длинная нить, находящаяся в свернутом состоянии. Когда жертва приближается, эта нить с ядовитой жидкостью выбрасывается. Если рачок прикоснется к медузе, то моментально приклеится к щупальцам, и тут же в него вопьются ядовитые нити, которые его парализуют.

На людей яд медуз может влиять по-разному. Некоторые особи абсолютно безопасны, а другие представляют угрозу. Опасной для человека является медуза крестовичок, которая по размеру не больше монетки в 5 копеек. На прозрачном зонтике желто-зеленого цвета имеется темный крестообразный узор. Благодаря этому узору эта ядовитая медуза и получила свое название. При прикосновении крестовичка у человека появляется тяжелый ожог, после он теряет сознание, и начинается приступ удушья. Если не будут оказана вовремя помощь, то пострадавший скончается на месте.


Медузы — существа, кажущиеся невесомыми.

Медузы плавают благодаря сокращению куполообразного зонтика. В минуту медуза осуществляет около 140 сокращений зонтиком, поэтому может довольно быстро плавать. Большую часть времени эти существа проводят на поверхности воды.

В 2002 году в Японском море была найдена огромная медуза, зонтик которой в размере превышал 3 метра, а весила она около 150 килограммов. Это самая большая зарегистрированная медуза. Примечательно, что медузы данного вида размером около 1 метра стали встречаться тысячами. Понять, почему эти медузы настолько увеличились в размерах, ученые не могут, но считается, что на них оказало влияние повышение температуры воды.

Млекопитающие


Дельфины — морские млекопитающие.

Кроме того в океанах, морях и пресных водах живет большое количество млекопитающих. Например, такие млекопитающие, как дельфины, всю жизнь живут в воде. А некоторые погружаются в воду только в поисках пропитания, например, выдры. Все морские обитатели могут великолепно плавать, а некоторые способны нырять на большую глубину.

Величина наземных животных ограничена их способностью выдерживать вес, а в воде вес тела становится меньше, поэтому многие киты дорастают до невероятных размеров.


Морская выдра — калан.

В океанах и морях обитают 4 группы млекопитающих:

  1. Китообразные – киты и дельфины;
  2. Сирены – дюгони и ламантины;
  3. Ластоногие – тюлени и моржи;
  4. Каланы.

Ластоногие и каланы выбираются на сушу для отдыха и производства потомства, а сирены и китообразные никогда не покидают водных просторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Подводный мир морей и океанов многообразен. Здесь на многометровых глубинах обитают живописные Названия многим из них были даны учеными с учетом их отличительных особенностей: формы тела, плавников, окраски, узоров на коже, схожести с некоторыми земными особями и т.д. Так, некоторые из беспозвоночных были наречены "морскими звездами", "трюфелями" и т. д.

Подводных обитателей можно подразделить на следующие группы:

  • беспозвоночные;
  • млекопитающие;
  • ракообразные;
  • рыбы;
  • черепахи и змеи.

Морские беспозвоночные

К беспозвоночным относятся следующие живые организмы: актинии, звезды, морские ежи, моллюски, губки, кораллы, медузы, кальмары, наутилусы, осьминоги, устрицы, глотурии, триакны и др. Эти животные лишены осевого скелета. Они чаще всего обитают в тропических морях и выделяются своими причудливыми формами и ярчайшими красками. Тот, кто впервые видит их в воде, даже не подозревает, что это живые существа. Скорее можно решить, что это своеобразные растения, нежели морские животные. Названия каждого из них указывают на отличительные особенности своего "хозяина". Так, имеет губчатую структуру, а морской еж весь покрыт колючками, морская звезда своей формой звезду.

Морские млекопитающие

Согласно некоторым теориям, морские млекопитающие являются нашими далекими предками. Ведь мир впервые зародился именно в воде. котики, моржи и др.) и китообразные существовали около 26 миллионов лет назад. Некоторые из этих видов погибли, им на смену появились новые. Сегодня науке известно около 120 видов млекопитающих - обитателей морей и океанов. Их можно объединить в три большие группы: киты, дельфины, тюлени.

Морские животные, фото и названия которых приведены выше, являются, пожалуй, самыми уникальными и интересными существами на планете. Афалина, белобочка, полосатый и пятнистый дельфины - эти животные наиболее изучены зоологами и находятся в постоянном контакте с человеком, однако многое из их поведения остается для нас загадкой.

Ракообразные

Эти животные относятся к классу водных членистоногие. В него входят раки, крабы, лангусты, креветки, омары и др. Эти морские животные, названия которых можно встретить в меню японской, китайской, итальянской и других кухонь, являются ценнейшими продуктами, богатыми йодом, белком, фосфором и другими полезными веществами. Однако некоторые из них являются большой редкостью и занесены в Красную книгу.

Рыбы

Это самая большая группа морских обитателей. Каких только расцветок и форм они не бывают. Они имеют самые разные размеры: от микроскопических до гигантских. Рыбы могут быть как мирными обитательницами водных глубин, так и кровожадными хищницами, к которым в первую очередь относятся так называемые “волки” морей - акулы. Это крупные хищные морские животные, названия которых указывают на то, с кем из земных зверей их сравнивают. Так, например, бывают кошачья, тигровая, бычья, леопардовая, зебровая акулы, и не все из них являются кровожадными существами. Кстати, леопардовая - мирное существо, которое почти никогда не нападает на человека, в отличие от белой акулы - величайшей охотницы. Говорят, что она очень хитрая и умная. А вот скат, например, очень опасен для человека, потому что несет значительный электрический заряд и может стать причиной гибели. Тем не менее большинство рыб - это мирные существа, которые становятся легкой добычей людей.

Черепахи и змеи

Черепахи - это единственные рептилии, которые имеют панцирь. У этих морских животных очень замысловатые названия: бисса, логгерхед, ридлея и зеленая черепаха. Некоторые из них имеют большие размеры. Что же касается морских змей, то они ближайшие родственники аспидов. Однако по образу жизни они очень отличаются от своих земных сородичей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района

Г. Санкт – Петербурга «Волшебник».

Конспект мероприятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы

Технологии: информационно – коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие

Составила и провела

Воспитатель Никитина С.М.

Санкт – Петербург

2014 г.

Конспект мероприятия на тему:

«Обитатели морей и океанов» для детей средней группы

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Предварительная работа: знакомство с морем, его безбрежностью, красотой, спецификой; знакомство с некоторыми морскими обитателями: рыбками, с особенностями их внешнего вида, многообразием, красотой; беседа с детьми на тему «Как я отдыхал летом на море» (рассказ из личного опыта); просмотр познавательно – мультипликационного фильма «Обитатели морей и океанов»; слушание музыки «Звуки моря»; работа с пазлами на морскую тематику; рассматривание ракушек, морского грунта (мелких камушков); п/и «Море волнуется»; рисование рыбки; чтение рассказов С.Сахарнова «Кит», «Осьминог», «Медуза», «Морской еж», «Иглобрюх, или рыба – еж»; рассматривание иллюстраций моря и морских обитателей.

Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).


Морской животный мир — это царство многих миллионов живых существ. Те, кому хоть раз пришлось спускаться в морские глубины, были поражены очаровательной красотой и причудливыми формами подводного мира.

Удивительные рыбы, сказочные водоросли, существа, которых иногда трудно отличить от растений. Например, губки. Долгое время ученые спорили, куда их отнести, к животным или растениям . Ведь в губки нет ни коры, ни желудка, ни мозга, ни нервов, ни глаз — ничего, что дает возможность сразу сказать, что это животное.

фото:Jim McLean

Губка

Губка — это примитивные многоклеточные животные, которые в основном живут в морях и океанах, от самого берега до больших глубин, прицепившись ко дну или к подводным скалам. Этих животных насчитывается более 5000 видов. Большинство из них — теплолюбивые животные, но некоторые приспособились к суровым условиям Арктики и Антарктики.

Губки имеют разнообразную форму: одни похожи на шар, другие — на трубочки, третьи — на бокалы. Они бывают не только разной формы, но и имеют различный цвет: желтый, оранжевый, красный, зеленый, голубой, черный и другие.

Тело губки очень неровное, легко рвется, крошится и все пронизано многочисленными отверстиями, порами, через которые проникает вода и приносит губкам кислород и пищу — мелкие планктонные организмы.

фото:Katalin Szomolányi

Несмотря на то, что губка не двигается и не может даже пошевелиться, она очень живучая. У губок не много врагов. Их скелет состоит из большого количества игл, они и защищают губок. Кроме того, если губку разделить на много частиц, даже на клетки, она все равно соединится и будет жить.

Во время опыта разобщены на части две губки соединились в две бывшие губки, причем каждая часть губки соединялись со своей.Продолжительность жизни у губок разная. Коротка у пресноводных — несколько месяцев, у других — до 2 лет, а некоторые из них долгожители — до 50 лет.

Кораллы

Кораллами, а точнее коралловыми полипами, называются примитивные морские беспозвоночные животные, которые относятся к типу кишечнополостных. Сам коралловый полип мелкое животное, по форме похоже на рисовое зерно, покрытое щупальцами. У каждого мелкого полипа есть свой собственный известный скелет — кораллиты. Когда полип отмирает, то соединенные кораллиты образуют риф, на котором снова поселяются полипы, изменяя поколение за поколением. Так происходит рост рифов.


фото:Charlene

Колонии кораллов поражают своей красотой, иногда они образуют настоящие подводные сады, рифы. Существует три вида: 1) каменистые или известняковые, живущих колониями и образуют коралловые рифы 2) мягкие кораллы 3) роговые кораллы — горгонарии, которые распространены от полярных районов до экватора.

Большинство кораллов можно встретить в водах тропических морей, где вода никогда не бывает холоднее + 20 градусов. Поэтому в Черном море нет коралловых рифов.

Сейчас науке известно более 500 видов коралловых полипов, которые образуют рифы. Большинство кораллов живет на мелководье и только 16 процентов опускается на глубину 1000м.

фото:LASZLO ILYES

Хотя кораллы и создают прочные рифы, сами полипы очень нежные, уязвимые существа. Кораллы лежат на дне или растут в виде отдельных кустов и деревьев. Они бывают желтого, красного, фиолетового и других цветов и достигают в высоту 2м и 1,5 м в ширину. Им нужна чистая соленая вода. Поэтому вблизи устьев крупных рек, которые несут в океан много пресной мутной воды, кораллы не живут.

В жизни кораллов большую роль играет солнечный свет. Это связано с тем, что в тканях полипов живут микроскопические водоросли, которые обеспечивают дыхание коралловым полипам.

Кораллы питаются мелким морским планктоном, что прилипает к щупаль цям животных, а затем подтягивает добычу в рот, который находится под щупальцами.

Иногда дно океана поднимается (например, после землетрясения), тогда коралловый риф выходит на поверхность и образует остров. Постепенно он заселяется растениями и животными. Эти острова также заселяют люди. Например, острова океанов.

Морские звезды, ежи, лилии

Все эти животные относятся к типу иглокожих. Они очень отличаются от животных других типов.

Иглокожие живут в соленой воде, поэтому заселяют только моря и океаны.

Морские звезды имеют 5, 6, 7, 8 и даже 50 «лучей». На конце каждого находится крошечный глаз, которое может воспринимать свет. Морские звезды бывают ярких цветов: желтые, оранжевые, красные, фиолетовые, реже зеленые, голубые, серые. Иногда морские звезды достигают размера 1м в поперек, маленькие — несколько миллиметров.

фото:Roy Ellis

Морские звезды глотают мелких моллюсков целиком. Когда попадается крупный моллюск, она обнимает его своими «лучами» и начинает оттягивать у моллюска створку за створкой. Но это не всегда удается. Звезда способна переваривать пищу снаружи, поэтому достаточно щели 0,2 мм, чтобы звезда втолкнула туда свой желудок! Они способны набросить желудок даже на живых рыб. Некоторое время рыба плавает с звездой, постепенно переваривая ее еще живой!

Морские ежи всеядны, они пожирают мертвых рыб, мелких морских звезд, улиток, моллюсков, собственных родственников и водоросли. Иногда ежи селятся в гранитных и базальтовых скалах, делая себе небольшую норку своей невероятно прочной челюстью.

фото:Ron Wolf

Морские лилии — существа, которые действительно похожи на цветок. Они находятся на дне океана и во взрослом возрасте ведут неподвижный образ жизни. Их насчитывается более 600 видов, большинство из которых безстеблевые.

Медузы — уникальные морские животные, населяющие все моря и океаны на Земле.

Тела большинства медуз прозрачные, так как на 97 процентов состоят из воды.

Взрослые животные не похожи на молоденьких медуз. Сначала медуза откладывает яйца, из которых появляются личинки, а уже из них прорастает полип, который напоминает удивительный куст. Через некоторое время от него отрываются мелкие медузы, которые вырастают во взрослую медузу.

фото:Mukul Kumar

Медузы имеют разнообразные цвета и формы. Их размеры бывают от нескольких миллиметров до двух с половиной метров, а щупальца иногда достигают 30м длины. Их можно встретить как на поверхности моря, так и на большой глубине, которые иногда достигает 2000м. Большинство медуз очень красивы, они кажутся существами, не способны обидеть. Однако медузы — активные хищники. На щупальцах и в ротовом отверстии медузы есть особые капсулы, которые парализуют добычу. В середине капсулы находится свернутая длинная «нить», вооруженная шипами и ядовитой жидкостью, при приближении жертвы выбрасывается. Например, если рачок коснется медузы, то сразу же прилипнет к щупальцу и в него встрянут ядовитые жалящие нити, парализующие рачка.

фото:Miron Podgorean

Яд медуз влияет на человека не одинаково. Некоторые медузы вполне безопасны, другие несут опасность. К последним относится медуза крестовичок, размер которой не превышает обычной пятикопеечной монетки. На ее прозрачном желто — зеленом зонтику можно заметить темный крестообразный узор. Отсюда и название этой очень ядовитой медузы. Коснувшись крестовика, человек получает тяжелый ожог, затем теряет сознание и у него начинается удушье. Если не оказать своевременной помощи, то человек может погибнуть.Передвигаются медузы благодаря сокращению куполообразного зонтика. За одну минуту они осуществляют до 140 таких движений, поэтому могут быстро передвигаться. Большинство времени медузы проводят у поверхности воды. В 2002г. в центральной части Японского моря была обнаружена огромная медуза. Размер ее зонтика достигал в диаметре более 3м, а вес 150кг.До сих пор не было зарегистрировано такого великана.

Интересно, что медузы этого вида, размером 1м в диаметре, начали встречаться тысячами. Объяснить причины их внезапного увеличения ученые не могут. Но предполагают, что это связано с повышением температуры воды.


фото:Amir Stern

Так же много м лекопитающих населяют океаны, моря и пресные водоемы. Одни из них, как дельфины, всю жизнь проводят в воде. Другие заходят туда в основном для поиска пищи, как это делают выдры. Все водяные звери прекрасно плавают, а некоторые даже ныряют на большую глубину. Размеры наземных животных ограничиваются силой конечностей, способных выдержать вес. У воды вес тела меньше, чем на суше, поэтому многие виды китов достигли в процессе эволюции огромных размеров.

фото:Alaska Region U.S. Fish & Wildlife Service

В морях и океанах живет четыре группы млекопитающих. Это китообразные (киты и дельфины), ластоногие (настоящие тюлени, ушастые тюлени и моржи), сирены (ламантины и дюгони) и каланы. Ластоногие и каланы для отдыха и размножения выходят на сушу, а китообразные и сирены проводят всю жизнь в воде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Особой популярностью часто пользуются морские животные – картинки для детей, изображающие обитателей морских глубин, привлекают ребятишек, потому что позволяют погрузиться в неизведанные просторы Мирового океана, напоминающие волшебные королевства и сказочные тридевятые царства.

Помогут малышу узнать, как называются морские животные, картинки с названиями. Для детей, умеющих читать, эти картинки могут использоваться и при самостоятельном изучении темы. А ребятишкам, которые еще не освоили чтение, нужно помочь запомнить новых знакомых. Можно провести тематическое занятие, посвященное жителям морских глубин, и про каждого из них рассказать несколько интересных фактов:

Рыбы появились раньше динозавров. Они двигаются, даже когда спят.

У осьминога три сердца.

Морские котики зимой и весной практически не вылезают из воды, но летом и осенью почти неподвижно лежат на берегу, накапливая жир.

Морские коньки могут менять свой цвет, как хамелеоны.

У морского ежа пять челюстей.

Морские черепахи дышат воздухом, но во время сна могут не подниматься на поверхность воды около семи часов.

Морские звезды не умеют плавать. Они передвигаются только за счет присосок.

Морж выбирается из воды, цепляясь бивнями за льдины. Поэтому по латыни его название звучит как «гуляющая с помощью зубов морская лошадь».

Голова медузы может достигать размера двух и более метров, а щупальца – 20 метров и более.

Яйца креветки могут храниться годами в засушенном виде, но стоит им попасть в воду, как через несколько часов появляются детеныши.

Краб всегда дышит воздухом, растворенным в воде. Даже на суше – для этого он сохраняет запасы воды в своих жабрах.

Кит косатка — самый крупный хищник из тех, кто кормит своих детей молоком.

У кашалота нет органов, которые помогают распознавать запахи.

У дельфинов миллион лет назад были лапы.

Кальмары умеют летать, как летучие рыбы.

Скат не видит, что ест: глаза у него находятся на верхней половине тела, а рот – на нижней.

Новые зубы у акул растут всю жизнь.

Интересна ребятишкам работа с карточками, в качестве которых могут быть использованы распечатанные на плотной бумаге и разрезанные картинки, на которых изображены морские животные.

Карточки с нарисованными морскими животными №1:

Карточки с нарисованными морскими животными №2

Карточки с нарисованными морскими животными №3

Карточки для детей упрощают процесс запоминания названий, так как в работе с ними малыш использует пальчики рук, на которых находится большое число нервных окончаний. Стимулируя работу головного мозга, ребенок включает свою память и быстрее усваивает новый материал. Кроме того, карточки удобно использовать для проведения простых игр, которые сделают учебный процесс более интересным.

Игры с карточками можно проводить, используя настенные плакаты.

Пусть малыш вытянет одну картинку, а затем найдет изображенного на ней персонажа на плакате, и назовет его. Если такое занятие проводится в группе, можно вытягивать карточки по очереди и искать животного среди остальных морских зверей.

При изучении животных можно использовать не только готовые рисунки, но и раскраски: пусть малыш сам решит, как будут выглядеть изображенные на них морские обитатели. Картинки для детей, требующие раскрашивания, помогают задействовать моторную память, потренировать ручки малыша, пофантазировать. Поэтому использование таких пособий приносит большую пользу.

Изучая подводный мир, ребенок начинает ощущать себя как часть огромного мирового сообщества, и это чувства единства с природным миром способствует его развитию и формированию в качестве зрелой личности.