Как заработать опыт в World of Tanks. Как выбрать перки (умения и навыки) в World of Tanks

Всем привет, танкисты! Эта статья будет посвящена одной из основополагающих особенностей WoT -

Правила выбора перков для экипажа танка


Всем привет, танкисты! Эта статья будет посвящена одной из основополагающих особенностей WoT - умениям экипажа.

Чтобы не ошибиться с выбором умений экипажа, нужно изначально понимать, как вы будете использовать конкретную машину. Однако, есть и рекомендуемые для всех перки.

1. Шестое чувство

Кто-то из вас уже наверняка знает, что разработчики планируют сделать это умение доступным для всех командиров экипажей после прокачки основной профессии до 100%. Тем не менее, пока это нововведение находится в статусе «КТТС», его стоит прокачивать
у командира первым. Загорающаяся через 2 секунды после засвета «Лампочка» зачастую будет спасать вас от плюхи ПТ или арты. Если же вы сами играете на ПТ или арте, ваш приоритет при засвете для врагов ещё выше, а лампа нужнее.

2. Ремонт

Обычно именно так и принято начинать прокачивать экипаж. Первым делом командиру - «Шестое чувство», остальным - «Ремонт». И эта методика оправдывает себя.
Ведь первоначально ремонт сбитой гусли на некоторых танках при 100% основном умении более 10 секунд! А значит, вы теряете ремкомплект или/и значительное количество очков прочности без прокачанного ремонта. А ведь нужно ещё тащить бой!

3. Боевое братство

Данный перк добавляет ко всем умениям экипажа всего 5%, поэтому его принято рекомендовать в сочетании с работающей аналогично вентиляцией. Тогда вы получаете
в сумме +10%, что ощутимо добавляет боеспособности любому танку.
Исключение составляют машины с барабаном заряжания и без возможности установки вентиляции (WT E100). Сокращение времени перезарядки на 5% на барабане вы точно заметите. Прокачивать или нет «ББ» вторым перком - выбор индивидуальный.

4. Альтернативный второй перк

Если вы решили не качать «ББ» вторым, то нужно начинать нивелировать критические недостатки танка. Слабая боеукладка? (Т-44, Т-54 и т. п.) заряжающему - «Бесконтактную боеукладку». Играете на «хрустальной пушке» (борщ, вафля 9го уровня) всем - «Маскировку». Играете светом на ЛТ или СТ, стоит увеличить обзор, чтобы увеличить шанс засветить противника раньше. Командиру - «Орлиный глаз», радисту - «Радиоперехват». Для мехводов тяжей стоит посоветовать «Мастера тарана» (для быстрых типа ИС-7
и тяжелых СТ типа Е-50 М) или же «Виртуоза» или «Короля бездорожья» для неповоротливых машин типа Е-100. Соответственно мехводов СТ нужно учить плавному ходу, т. к. часто придется стрелять на ходу.

5. Третий перк. Кастомизация

Как правило, за исключением очень сложных машин типа WT E100, третий перк приближает геймплей на танке к комфортному. Докачиваются ранее пропущенные перки. На СТ стоит изучить «Маскировку», «Плавный поворот башни» наводчику, машинам разработки сумрачных французских гениев типа «bat-chat» или AMX 50В имеет смысл задуматься о выборе командиру перка «Мастер на все руки». Экипаж критуется часто, иногда может помочь. Заряжающим на классические ТТ пора вкачивать «Бесконтактную боеукладку» и «Отчаянного». Для наводчиков барабанщиков и танков с большим альфа-страйком будет актуален «Снайпер» это позволит ощутимо чаще ломать модули соперникам.

6. Завершение кастомизации.

Четвертый перк Нужно понимать, что каждый последующий перк требует для полной прокачки в 2 раза больше опыта, чем предыдущий. Для четвертого это уже - 1,68 млн единиц опыта. А значит стоит серьёзно задуматься: какие из оставшихся умений облегчат вам жизнь. Советы в данном случае вряд ли нужны, к этому моменту понимание у вас уже сложится (а если нет, у вас 42% побед и абсолютно всё равно как прокачан экипаж:)).

7. Перки последней степени важности

Под этим термином имеется в виду: «Маскировка» у тяжелых танков, «Пожаротушение» у редко горящих танков (лучше поставить голдовый огнетушитель, не нужно бояться трат, выйдет дешевле, т. к. танк не будет гореть вовсе) и тому подобные умения.

8. Бесполезные перки

Разработчики породили на свет ряд абсолютно бесполезных перков. Большинство игроков сходится во мнении, что ни на одной машине не стоит качать: «Изобретатель», «Ретранслятор», «Эксперт». Такие перки как «Злопамятный» и «Из последних сил», так же можно отнести к частично бесполезным, т. к. они мало где применимы из-за своей небольшой вероятности применения. Такие перки обычно выбираются выскоскилованными игроками под конкретные цели.


Заключение. Несколько простых, но важных советов.

А) «Боевое братство » качается только у всех членов экипажа одновременно и начинает действовать при 100%.
Б) стоит различать умения и навыки экипажа. Так, например, «Ремонт », «Маскировка » и «Радиоперехват » начинают действовать с 1% изучения, постепенно наращивая эффективность, а «Лампа», «Бесконтактная боеукладка» и «Боевое братство» только после полного изучения.
В) изучение профессий экипажа хоть и размечено процентами, однако это некорректно. Каждый последующий процент требует больше опыта, чем текущий.
Г) «Пожаротушение » - не самый полезный перк, т. к. неплохо заменяется голдовым огнетушителем. Качайте 4 м-5 м-6 м перком, исключая «танки-костры» (Немцы, КВ-3 и т. д.).
Д) общий принцип выбора умений и навыков: максимально усилить достоинства, затем нивелировать самые серьезные недостатки.
Е) не ленитесь, катайте на тесте машину, которую собираетесь качать, смотрите гайды. Это поможет вам правильно выбрать танк и метод его прокачки. Ж) по возможности, не экономьте голду, обучайте, переобучайте и сбрасывайте перки за золото. К середине четвёртого перка прокачка очень медленная, опыт лишним не бывает.

И особенно бесплатникам с выбором умений и навыков никак нельзя ошибиться! В статье я приведу несколько ценных рекомендаций по подбору перков на разные классы техники Мира Танков.

Наиглавнейший навык в World of Tanks!

Для начала хотелось бы сразу определиться с первым перком для командира экипажа. Это, разумеется, «Шестое чувство», которое ещё называют «лампочкой». Этот навык позволяет командиру танка почувствовать засвет, что называется, «спинным мозгом». При этом через 3 секунды с момента засвета на экране загорается лампочка. Это самый ценный перк в World of Tanks. Качать его нужно обязательно на всех танках, включая ПТ и даже АРТ-САУ.

Однако, как и все навыки, «Шестое чувство» начинает работать только после 100% изучения. Поэтому придётся либо очень долго кататься с «неработающим» первым перком, либо выбирать для командира какое-нибудь другое умение и затем, после того как первое умение прокачается до 100%, переобучить командира.

Собственно если вы донатор, рекомендуется выбрать какое-нибудь другое умение (например, «Ремонт» или «Маскировку») и затем переобучить командира. Если же у вас нет 100-200 голды на переобучение – выбирайте командиру «Шестое чувство» и ждите, пока тот не прокачает его до 100%.

Видеогайд по подбору перков от IsoPanzer

Видеогайд по подбору перков от VSPISHKA

Общая субъективная характеристика разных умений и навыков в World of Tanks

Ниже приведена общая характеристика умений и навыков. Обращаю ваше внимание, что характеристика субъективна. Моё мнение может не совпадать с вашим субъективным мнением. Также следует помнить, что умения действуют в World of Tanks по мере изучения, тогда как навыки начинают действовать только после 100% изучения (обычно рекомендуется изучать умения, а потом – сбрасывать умения и обучать экипаж танка новым навыкам). Будьте внимательны!

Обзор умений и навыков Мира Танков

Общие умения и навыки

Ремонт: наипервейшее умение для экипажей тяжёлых и средних танков, позволяет быстрее ремонтировать внутренние и внешние модули, особенно актуально при ремонте сбитых гусениц.

Следует помнить, что умение «Ремонт» считается как среднее по экипажу, т.е. чтобы получить ремонт 100% нужно его полностью прокачать всем членам экипажа. Так, если прокачать «Ремонт» Наводчику, Механику-водителю и Заряжающему, а Командиру танка прокачать «лампочку», то средний по экипажу показатель ремонта будет равен 75%.

Аналогичным образом работают такие умения как «Маскировка» и «Пожаротушение».

Маскировка: наипервейшее умение для экипажей лёгких танков и небольших ПТ-САУ. Считается как среднее по экипажу.

Пожаротушение: выкачивается на тяжёлых и средних танках по остаточному принципу. Считается как среднее по экипажу.

Боевое братство: навык повышает характеристики экипажа на 5%, тем самым повышая характеристики танка на 2,5%. Обычно выкачивается на танках для снижения времени перезарядки орудия и повышения темпа стрельбы. Рекомендуется использовать вместе с оборудованием «Вентилятор» (который даёт ещё 2,5% к характеристикам танка). Обратите внимание, что этот навык начинает действовать, только если он выкачан на 100% у всех без исключения членов экипажа.

Умения и навыки Командира танка

Наставник: в меру бесполезное умение, дающее бонусный опыт другим членам экипажа танка (т.е. при 100% умения самому «отсталому» члену экипажа танка начисляется опыт = заработанному за бой опыту). Полезно на танках с небольшим экипажем (типа МС-1 или ELC AMX), т.к. позволяет заметно ускорить прокачку экипажа. Однако поскольку у Командира итак полно полезных перков, в целом брать не рекомендуется.

Орлиный глаз: имеет смысл брать для светляков с высоким обзором. На танки с низким обзором брать вообще не рекомендуется.

Мастер на все руки: по описанию практически имба, по факту – ни о чём. Хотите – убедитесь в этом сами.

Эксперт: нафиг не нужный навык.

Шестое чувство: самый полезный, наипервейший навык в World of Tanks.

Умения и навыки Радиста

Радист на высокоуровневой технике практически нигде не встречается в чистом виде. Обычно эту специализацию совмещает Командир танка.

Радиоперехват: действие аналогично «Орлиному глазу» Командира танка. Рекомендации также аналогичные. Кстати, это единственное действительно полезное умение у Радиста.

Из последний сил: в теории этот навык даёт шанс получить немного опыта и кредитов за нанесение урона и уничтожение вражеских танков по вашему засвету. На практике – ни о чём.

Изобретатель и Ретранслятор: – ни о чём.

Умения и навыки Наводчика

Плавный поворот башни: уменьшает разброс при повороте башни, имеет смысл брать на все танки без исключения, включая безбашенные ПТ-САУ и АРТ-САУ. У них уменьшается разброс при изменении угла горизонтальной наводки орудия. Очень полезное умение.

Мастер-оружейник: практически всегда наводчику можно прокачать какие-нибудь другие, более полезные умения или навыки. А так, довольно полезное умение.

Снайпер: буквально на несколько процентов увеличивает вероятность крита модуля или экипажа. Начинает действовать только после 100% обучения, т.е. на этот навык придётся наводчика переобучать! В целом, ни о чём.

Злопамятный: учитывая, что в игре можно вполне эффективно стрелять блайндшотами (т.е. без засвета по известным координатам вышедшего из засвета танка), навык вряд ли можно отнести к действительно полезным. К тому же, как и любой навык, он начинает действовать только после 100% обучения.

Умения и навыки Механика-водителя

Король бездорожья: увеличивает скорость движения по слабым грунтам. Полезное умение. В первую очередь имеет смысл брать на лёгкие и средние танки.

Виртуоз: увеличивает скорость поворота танка. Полезное умение. В первую очередь имеет смысл брать на ПТ и АРТ-САУ.

Плавный ход: уменьшает разброс при стрельбе на ходу. Очень полезное умение для лёгких и средних танков, которым на роду написано стрелять на ходу.

Мастер тарана: очень полезное умение для танков, обладающих большой массой и хорошей динамикой (или хотя бы высокой скоростью при движении с горки, как КВ-5).

Чистота и порядок: уменьшает вероятность возгорания двигателя. Must have на танках с передним расположением трансмиссии / двигателя.

Навыки Заряжающего

Все навыки заряжающего (как, впрочем, и любые другие навыки) действуют только после их 100% изучения, что заметно снижает их ценность. Будьте внимательны! Имеет смысл выбрать какой-нибудь из навыков в том случае, если вы всё-равно будете ставить вторым перком «Боевое братство» и переучивать экипаж. Тогда первым перком можно взять один из нижеследующих навыков. Впрочем, их ценность довольно сомнительна в любом случае.

Интуиция: имеет смысл брать разве что четвёртым или пятым навыком, да и то, если вы часто пользуетесь голдовыми боеприпасами.

Отчаянный: ускоряет перезарядку орудия, если у танка остаётся менее 10% прочности. Неплохой навык, если его брать по остаточному принципу.

Бесконтактная боеукладка: увеличивает х.п. внутреннего модуля «Боеукладка». Имеет смысл брать на танки по остаточному принципу, да и то, только если у этого танка действительно часто критуется боеукладка.

Выбор умений для экипажей лёгких танков

Лёгким танкам, имеющим одинаково малую заметность в неподвижном состоянии и в движении, нужно качать «Маскировку». Именно это умение, и никакое другое, следует выбирать первым для лёгких танков.

Брать первым умением «Ремонт» не имеет смысла: лёгкие танки не имеют хорошей брони и много х.п., кроме того, у них легко критуются внутренние модули и экипаж. Сбитую гусеницу лучше чинить ремкомплектом, а никак не «Ремонтом».

После выкачивания «Маскировки» командира имеет смысл переобучить на «Шестое чувство» и снова начать качать «Маскировку». Ну а третьим умением можно выбрать «Орлиный глаз», который увеличивает дальность обзора.

  • Командир: Шестое чувство, Маскировка, Орлиный глаз, Ремонт
  • Наводчик: Маскировка, Плавный поворот башни, Ремонт
  • Механик-водитель: Маскировка, Король бездорожья, Виртуоз, Плавный ход, Ремонт
  • Радист: Маскировка, Радиоперехват, Ремонт
  • Заряжающий: Маскировка, Ремонт

Выбор умений для экипажей средних танков

Далее, можно переобучить экипаж танка на «Боевое братство» (всё-таки, командиру лучше взять первым перком «Шестое чувство», т.е. переобучение лучше проводить, когда у экипажа танка полностью выкачан второй перк). Либо прокачивать отдельные умения вроде «Плавного поворота башни» и «Плавного хода».

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Ремонт, Маскировка, Орлиный глаз
  • Наводчик: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Плавный ход, Король бездорожья, Виртуоз
  • Радист: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Радиоперехват
  • Заряжающий: Ремонт (Боевое братство), Маскировка

Выбор умений для экипажей тяжёлых танков

Тяжёлые танки в плане прокачки умений и навыков мало отличаются от средних. Основное отличие в размере танков – поскольку тяжёлые танки, как правило, крупнее средних, а их орудия в массе своей снабжены дульными тормозами, брать на них «Маскировку» часто не имеет смысла. Как и средним танкам, тяжам рекомендуется прокачивать в первую очередь «Ремонт». Далее, после открытия третьего перка экипаж можно переобучить на «Боевое братство».

Если танк часто горит, имеет смысл взять «Пожаротушение», или подождать, пока в игре появятся голдовые «Автоматические огнетушители» за серебро.

Если танк имеет переднее расположение трансмиссии / двигателя, механику-водителю следует выкачать «Чистоту и порядок».

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Ремонт, Орлиный глаз
  • Наводчик: Ремонт, (Боевое братство), Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Ремонт, (Боевое братство), Король бездорожья, Виртуоз
  • Радист: Ремонт, (Боевое братство), Радиоперехват, Маскировка или Пожаротушение.
  • Заряжающий: Ремонт, (Боевое братство), (Маскировка, Пожаротушение, или любой из доступных специальных навыков)

Получается, что экипажи тяжёлых танков и учить то особо нечему?! Получается – да! Т.е. из действительно полезных навыков следует выбрать те, которые выше. Так что я, всё-таки, рекомендую не пренебрегать навыком «Боевое Братство». Остальные перки – по вкусу.

Выбор умений для экипажей ПТ-САУ

Если ПТ-САУ достаточно компактная, первым перком имеет смысл брать «Маскировку» и сидеть в кустах. Если монстроузная, вроде Фердинанда, имеет смысл брать «Ремонт» и танковать. Вообще, даже «фердинандообразным» ПТ-САУ имеет смысл прокачивать «Маскировку», ведь ПТ-САУ имеют классовый бонус к незаметности в неподвижном состоянии.

Ремонт даже для «малозаметных» ПТ-САУ имеет смысл качать в любом случае, например, вторым перком (или третьим, если качать «Боевое братство»). Т.е. для обычных ПТ-САУ первым перком берём «Маскировку», затем «Ремонт», переучиваем (или нет) экипаж на «Боевое братство» и опять берём «Ремонт».

Для огромных тяжело бронированных ПТ-САУ можно взять «Ремонт», затем «Маскировку», переобучить экипаж на «Боевое братство» и снова начать прокачивать «Маскировку». Вот и вся разница.

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Маскировка, Ремонт, Орлиный глаз
  • Наводчик: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Виртуоз, Король бездорожья
  • Радист: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Радиоперехват
  • Заряжающий: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт

Выбор умений для экипажей АРТ-САУ

Первым перком имеет смысл брать «Маскировку». Командиру в любом случае имеет смысл качать «Шестое чувство», даже на АРТ-САУ «лампочка» даёт вполне ощутимое преимущество. «Ремонт» на АРТ-САУ можно вообще не качать.

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Маскировка
  • Наводчик: Маскировка, (Боевое братство), Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Маскировка, (Боевое братство), Виртуоз, Король бездорожья
  • Радист: Маскировка, (Боевое братство), Радиоперехват
  • Заряжающий: Маскировка, (Боевое братство)

Мини-FAQ по умениям и навыкам в World of Tanks

Вопрос: будет ли навык «Шестое чувство» работать, если я пересажу командира на новый танк, и он потеряет 10% (или даже 20%) основной специальности?
Ответ: невероятно, но факт – будет!

За участие в боях каждый член экипажа получает опыт. Количество опыта для каждого танкиста равно опыту, заработанному на танке за бой. К этому значению добавляется бонус от умения командира «Наставник» и вычитается штраф, если танкист был контужен в бою. Кроме того, для элитной техники возможно включение опции «Ускоренное обучение экипажа». Опыт, полученный танкистом, идёт на обучение умениям. После изучения основной специальности можно выбрать дополнительные умения и навыки. Количество дополнительных умений не ограничено. Каждое последующее умение требует в 2 раза больше опыта, чем предыдущее.

Обучение

При рекрутировании нового танкиста можно сразу обучить танкиста основной специальности, что значительно повысит эффективность танка в бою. Нелишним будет повысить навыки и танкистам, отвоевавшим несколько боёв.

Танковая академия

За 200 танкист может закончить танковую академию, после чего его навык улучшится до 100 %.

Полковая школа

За 20 000 танкиста можно направить в полковую школу, где он улучшит свои навыки до 75 %.

Ускоренные курсы

Бесплатно - изначальное значение изучения основной специальности нового танкиста, прошедшего ускоренные курсы составляет 50 %.

Переобучение

Если танкист, имеющий специальность на одном танке, будет сражаться на другом, то он получит существенный штраф к умению и приобретаемому опыту (это не касается премиум танков одного класса). Но танкиста можно переобучить на новую машину. При этом он «забудет» свой прошлый танк. При переобучении невозможно сменить основную специальность. Так, например, радист не может стать командиром танка. При переобучении член экипажа теряет часть опыта с основной специальности. Причём потеря опыта составляет процент от процента освоения специальности. Так, если переобучать танкиста с 90 % основной специальности за кредиты, то он потеряет 90 % * 10 % = 9 % специальности. Но это потеря не 10 % суммарного опыта, а около 40 %! Ведь 90 % требуют 56 311 , а 81 % всего 33 618, так как требуемый опыт на каждый процент нелинеен. Потеря опыта увеличивается, если меняется класс техники, например с тяжёлого танка на лёгкий. Если у танкиста имеется нераспределённый опыт (есть плюсик выбора дополнительного умения), то он идёт на восполнение потери опыта в основной специальности.

Примечание: при использовании переобучения можно применить небольшую хитрость и сэкономить деньги - обучить в боях экипаж на 100 % основной специализации и, не беря дополнительный навык, накопить 40 000 опыта или более. И только после этого переобучить экипаж в Полковой школе - так вы сразу получите 100 % экипаж и рабочие дополнительные навыки. Этот метод справедлив и к Ускоренным курсам, но переобучать экипаж на ускоренных курсах слишком уж нерационально.

Платное переобучение

По тем же принципам, что и бесплатное обучение, работает платное переобучение. Возможны всё те же три варианта.

Танковая академия

За 200 танкист получает 100 % основного умения на новой технике вне зависимости от первоначального уровня владения специальностью.

Полковая школа

За 20 000 потери составят 10 % от первоначального уровня владения основной специальностью при переобучении на тот же класс техники и 20 % при смене класса техники. Но уровень владения новой техникой будет не ниже 75 %.

Ускоренные курсы

Бесплатно - потери составят 20 % от первоначального уровня владения основной специальностью переобучении на тот же класс техники и 40 % при смене класса техники. Владение новой техникой будет не ниже 50 %.

Экипажи для премиум техники

Одной из основных особенностей любой премиум техники (включая подарочные танки) является возможность пересадки на неё экипажа, обученного на другую машину того же класса, без каких-либо штрафов. Например, если в ангаре у игрока есть советский тяжёлый танк ИС-6 , то его можно беспрепятственно использовать в качестве тренажёра экипажей других советских тяжёлых танков. Для ИС-6 идеально подходят экипажи с танков ИС , ИС-3 , ИС-8 , ИС-4 . Экипажи остальных советских ТТ больше из-за дополнительного радиста или заряжающего, что приводит к их отставанию в прокачке или требует дополнительной возни в ангаре.

Можно сделать вывод, что держать экипажи, обученные специально на премиум технику, не выгодно.

Исключением могут служить танки с необычным распределением ролей в экипаже. Например, немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw. B2 740 (f) , которым управляют командир, мехвод и два радиста. Большинство немецких ТТ имеют классический экипаж из 5-6 человек, а значит, Pz.Kpfw. B2 740 (f) плохо подходит на роль тренажёра для танкистов.

Таким образом, состав экипажа премиум танка является немаловажным аспектом, который стоит учитывать при покупке.

Количество опыта

Обучение как основной специальности, так и дополнительным умениям, нелинейно. Каждый последующий процент требует большего количества опыта, чем предыдущий. Требуемое количество опыта представлено в таблице опыта .

  • Для обучения с 50 % до 100 % основной специальности требуется 95 484 опыта.
  • Для изучения 1-го дополнительного умения требуется 210 060 опыта.
  • Для изучения 2-го дополнительного умения требуется 420 120 опыта.
  • Для изучения 3-го дополнительного умения требуется 840 240 опыта.
  • Для изучения 4-го дополнительного умения требуется 1 680 480 опыта.
  • Для изучения 5-го дополнительного умения требуется 3 360 960 опыта и т. д.

Ускоренное обучение экипажа

Для элитных танков возможно включить опцию «Ускоренное обучение экипажа». Тогда танкисту с наименьшим количеством опыта идёт двойной опыт (добавляется тот, который раньше шёл на танк для прокачки модулей). В интерфейсе этот танкист выделяется золотистым значком «Танковой академии». Так как на разных танках разное количество членов экипажа, средний прирост опыта от этой опции будет разный. Наиболее ощутим он будет на танках с малым экипажем.

  • Для 2-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 50 %.
  • Для 3-х танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится на треть.
  • Для 4-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 25 %.
  • Для 5-ти танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 20 %.
  • Для 6-ти танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится на 1/6.

Формула прокачки

Экспериментальным путём была выведена формула прокачки экипажа. Формула соответствует приведённым экспериментальным данным с отклонениями не более одного процента.

  • SL (Skill Level) - уровень владения текущим дополнительным навыком (в процентах),
  • TE (Total Experience) - суммарный опыт танкиста, включающий все бонусы (первые победы за день, ускоренное обучение, акции),
  • SN (Skill Number) - порядковый номер текущего навыка (для основной специальности SN = 0).

Обратная формула, позволяющая вычислить необходимый для изучения навыка опыт:

Подробнее о получении формул и алгоритмах обучения танкистов в на форуме. Там же можно скачать небольшую программу, позволяющую примерно рассчитать время на прокачку с текущего состояния до нужного умения.

Влияние умений и навыков на прирост опыта

Наставник (умение)

Умение «Наставник » увеличивает получаемый опыт всем членам экипажа (кроме командира) на 10 % (при максимальном изучении). Соответственно, чем больше танкистов в экипаже, тем больше пользы от «Наставника». Без активного ускоренного обучения реальный прирост опыта распределится следующим образом:

  • Для 2-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 5 %.
  • Для 3-х танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится 6,7 %
  • Для 4-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 7,5 %.
  • Для 5-ти танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 8 %.
  • Для 6-ти танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится на 8,3 %.

Обратите внимание, что в случае с ускоренным обучением экипажа прирост этого ускоренного обучения также увеличивается и «Наставником». Однако следует понимать, что чем больше опыта получают все танкисты, кроме командира (из-за умения «Наставник»), тем чаще ускоренное обучение «выпадает» на самого командира. Из-за этого реальный прирост немного уменьшается. Ниже - значения прироста опыта (в скобках - в сравнении с ускоренным обучением):

  • Для 2-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 54,762 % (+4,762 %).
  • Для 3-х танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится 39,785 % (+6,452 %).
  • Для 4-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 32,317 % (+7,317 %).
  • Для 5-ти танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 27,843 % (+7,843 %).
  • Для 6-ти танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится на 24,863 % (+8,197 %).

Боевое братство (навык)

Поскольку навык «Боевое братство » улучшает уровень владения всеми умениями, то это распространяется и на умение «Наставник», а соответственно, также дает прирост к скорости прокачки экипажа. Без активного ускоренного обучения реальный прирост будет таким:

  • Для 2-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 5,3 %.
  • Для 3-х танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится 7 %.
  • Для 4-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 7,9 %.
  • Для 5-ти танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 8,4 %.
  • Для 6-ти танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится на 8,8 %.

С активным ускоренным обучением значения прироста распределятся следующим образом (в скобках - в сравнении с ускоренным обучением без навыка «Наставник»):

  • Для 2-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 54,988 % (+4,988 %).
  • Для 3-х танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится 40,097 % (+6,763 %).
  • Для 4-х танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 32,674 % (+7,674 %).
  • Для 5-ти танкистов прирост опыта на человека составит в среднем 28,227 % (+8,227 %).
  • Для 6-ти танкистов прирост опыта на человека в среднем увеличится на 25,266 % (+8,6 %).

Сброс дополнительных умений

Существует система «сброса» умений , которая работает аналогично текущей системе переобучения танкистов. Только вместо основной специальности сбрасываются дополнительные умения. Если основная специальность изучена не на 100 %, то опыт в первую очередь пойдёт на неё.

Танковая академия

За 200 - все изученные умения и навыки «обнуляются». Опыт, потраченный на их изучение, полностью переводится в «свободный» опыт танкиста и может быть потрачен на изучение других навыков и умений.

Полковая школа

За 20 000 - все изученные умения и навыки «обнуляются». 90% опыта, потраченного на их изучение, переводится в «свободный» опыт танкиста и может быть потрачено на изучение других навыков и умений.

Ускоренные курсы

Бесплатно - все изученные умения и навыки «обнуляются». 80% опыта, потраченного на их изучение, переводится в «свободный» опыт танкиста и может быть потрачено на изучение других навыков и умений.

17.3.2017 6024 Просмотров

В игре World of Tanks многое зависит не только от технических характеристик боевых машин и «скилла» игрока, но и от экипажа, посаженного на машину. Опыт в World of Tanks экипажа напрямую влияет на качество боев, ведь в игре присутствуют машины, играя на которых со стоковым экипажем, игрок получает только море дискомфорта и негативных эмоций. Но стоит на такие танки посадить экипаж, у которого правильно подобраны хотя бы 3 перка, и машина, которая до этого страдала, начнет играть совсем другими красками.

Потому многие танкисты задаются вопросом: «Как прокачать экипаж в World of Tanks?» или «Как пересадить экипаж в World of Tanks?». Также частым вопросом остается «Какие умения экипажа в World of Tanks стоит выкачивать на той или иной технике?» В этой статье будут даны основные рекомендации о прокачке экипажа, наборе перков, которые стоит изучать на той или иной машине и оборудовании, которое сможет усилить те или иные перки.

Как прокачать экипаж в world of tanks

Существует несколько способов обучения экипажа в World of Tanks. Основное количество игроков используют опыт, заработанный в каждом бою, чтобы поднять уровень прокачки каждого члена экипажа. Этот опыт автоматически начисляется и в зависимости от достижений в бою может быть большим или меньшим. По достижению 100% уровня прокачки, каждый с членов экипажа открывает для себя дополнительные перки. Они могут быть как и общие (например ремонт, пожаротушение), так и уникальные(орлиный глаз, радиоперехват и т.д.). Некоторые из перков могут усиливаться в сочетании с другими. Перки боевое братство в сочетаний с умениями усиливающими обзор дают значительную прибавку к кругу обзора боевой машине.

Другой вариант прокачки экипажа заключается в переведении за золото боевого опыта в свободный, после чего этот опыт можно конвертировать в опыт членов экипажа. Такой способ связан с затратами реальных денег для покупки золотых монет, но довольно значительно увеличивает скорость изучения тех или иных перков.

Как переобучить экипаж в world of tanks

Переобучение экипажа в World of Tanks используется для пересадки экипажа с одного танка на другой. При таких пересадках игрок платит штраф по опыту, после уплаты которого экипаж сбрасывает основное умение на несколько десятков процентов. Также можно переобучать экипаж за серебро и за золото. В процессе переобучения экипажа за серебряные монеты штраф становится несколько меньшим.

Переобучение экипажа за золото позволяет использовать прокачанный экипаж на новой машине без каких либо штрафов. Игроки, которые только начинают познавать мир танков часто спрашивают «Как переобучить экипаж в World of Tanks или как поменять экипаж в World of Tanks?». Для этого нужно в ангаре выбрать члена экипажа, нажать на нем правую клавишу мыши и во вкладке обучение выбрать переобучить, после чего нужно выбрать способ переобучения.

Правильная прокачка экипажа в world of tanks

Для каждой отдельной машины стоит подбирать те перки и умения, которые ей максимально подойдут. Правильная прокачка экипажа в World of Tanks способна значительно повысить эффективность игрока в бою. Для игры на легких танках в первую очередь стоит изучать «Маскировку» всем членам экипажа. После достижения 100% изучения маскировки стоит сбросить командиру этот перк и поставить на его место «Шестое чувство». Вторым перком необходимо изучить маскировку командиру, всем остальным членам экипажа перки на обзор. Третьим умением необходимо выкачать боевое братство.

Для комфортной игры на средних танках стоит первым делом качать ремонт. Командиру, как и в первом случае нужно сбросить умение и выбирать «лампочку». Далее качаются перки на стабилизацию орудия и третьим перком также боевое братство. Для тяжелых танков подойдут такие же перки, как и для легких, но в некоторых машинах стоит отдать предпочтение выкачиванию пожаротушению. Для ПТ-САУ в большинстве случаев подходит следующие перки – маскировка, ремонт, Боевое братство, все перки на стабилизацию орудия. Стоит помнить, что первым перком командиру обязательно нужно качать «Шестое чувство». Для комфортной игры на САУ стоит выкачивать маскировку, перки на стабилизацию орудия, боевое братство.

Дополнительные умения экипажа в World of Tanks могут улучшатся в сочетании с оборудованием, которое установлено на машину. К такому оборудованию относится «вентилятор», который дает еще + 5 % к умениям экипажа, оптика или маскировочная сеть. Это далеко не весь список возможных улучшений боевой мишины, поэтому действие каждого перка стоит усилить оборудованием, которое максимально способно раскрыть боевой потенциал экипажа.

Навыки экипажа в World of Tanks не заканчиваются приведенным списком и на каждой отдельной машине они могут отличатся. Например, играя на Jagdpanzer E 100 не стоит тратить силы на прокачку маскировки, так как эта машина «светиться» даже с вкачанным этим навыком. Подробная таблица прокачки экипажа в World of Tanks приведена ниже.

Женский экипаж в world of tanks


Женский экипаж в World of Tanks появился с введением личных боевых задач. Их можно заслужить, выполняя условия этих задач и они отличаются от обычных прокачиваемых мужских экипажей тем, что уже обладают перком «Боевые подруги» и еще одним перком, который игрок сразу может обучить.

Перк «Боевые подруги» обладает теми же характеристиками, что и «Боевое братство». Стоит помнить, что эти два умения не работают вместе, поэтому стоит на одной машине использовать только мужские либо женские экипажи.

Прокачка экипажа в World of Tanks занимает довольно длительное время, но вместе с этим остается довольно важной составляющей игры, о которой не стоит забывать. Обучение экипажа в World of Tanks стоит проводить с пониманием самой игры и со взглядом на будущие машины, которые игрок встретит в той или иной ветке исследования. Ведь пересадка экипажа в World of Tanks с навыками, которые идеально подходили к предыдущей машине, может сделать игру на следующем танке абсолютно не комфортной и заставит игрока сбрасывать все умения, чтобы изучить более подходящие для нового танка.

Всем постоянных побед с хорошим экипажем!

В World of Tanks экипаж является промежуточным звеном между игроком и танком. Каждый танкист, в зависимости от своей специальности и наличия дополнительных умений, влияет на различные параметры боевой машины:

  • Командир: дальность обнаружения противников.
  • Наводчик: скорость сведения орудия и скорость поворота башни.
  • Механик-водитель (мехвод): динамика и скорость поворота боевой машины.
  • Радист: дальность связи (отображение противников на мини-карте).
  • Заряжающий: скорость перезарядки орудия.

Танкисты могут совмещать специальности. Например, командир танка МС-1 одновременно является наводчиком, заряжающим и радистом. В зависимости от модели в танке может быть более двух членов экипажа. Если пустует хотя бы одно из них, боевая машина не сможет выйти в бой.

В каждом сражении экипаж танка получает опыт, улучшающий его основные специальности. Изначально все танкисты владеют профессией лишь на 50%. Чем результативнее исход боя, тем более опытным становится экипаж танка. Экипаж, освоивший основные специальности на 100%, гораздо эффективнее в бою, а значит, управляемый им танк показывает на полях сражений максимально возможную эффективность, становясь реальной угрозой для противников.

Обратите внимание: каждые 10% боевых знаний командира танка дают членам его экипажа бонус в 1%! Таким образом, у командира, обученного на 50%, экипаж обучен на 55%; у командира, обученного на 100%, экипаж обучен на 110%.

Механизм прокачки экипажа

Обучение танкового экипажа в любой момент можно ускорить. Так, при покупке новой боевой машины можно сразу же обучить танкистов 100%-му владению основной специальностью. Хорошо обученные танкисты с первого же боя заставят хорошо знакомый им танк показать всё, на что он способен. Для этого выберите в панели покупки Танковую академию, но обратите внимание, что для этой операции потребуется игровое золото:

Если вы хотите сделать более умелым уже существующий экипаж боевой машины, нет ничего проще! Выберите эту машину в Ангаре, нажмите правую кнопку мыши, наведя курсор на того танкиста, которого хотите обучить, и в появившемся контекстном меню выберите пункт «Личное дело».

В Личном деле танкиста есть закладка «Обучение», где вы можете направить бойца учиться в Полковую школу (за кредиты) или в Танковую академию (за игровое золото). В последнем случае его уровень владения основной специальностью сразу вырастет до 100%.

Если танкисты уже повоевали и накопили опыт, а также при переучивании танкистов — уровень обучения их на Ускоренных курсах или в Полковой школе может отличаться в большую сторону от вышеуказанного. Например, переучивание танкиста со 100%-м навыком с одного тяжёлого танка на другой в Полковой школе даст не 75%, а 90% навыка.

Ускоренная прокачка экипажа

Весь опыт, который боевая машина получает за бой, можно направить на рост профессионализма экипажа. У боевой машины должен быть элитный статус, для получения которого необходимо исследовать ее полностью. Когда машина станет элитной, зайдите в ангар, выберите её и поставьте галочку «Ускорить обучение экипажа».

В появившейся после этого панели подтвердите свой выбор:

Отныне самый слабый по своим умениям танкист за бой будет получать в два раза больше опыта, остальные члены экипажа — как обычно. На боевой машине в таком случае опыт не накапливается, но и уже имеющийся не снимается.

Ускорить развитие текущего навыка или умения того или иного члена экипажа можно также за свободный опыт.

Если вы собираетесь продать танк, чтобы приобрести новый, но не хотите демобилизовывать своих опытных танкистов, их можно переобучить с одной машины на другую. Конечно же, при этом надо учитывать национальность бойцов, ведь советские танкисты ни за что не согласятся управлять немецкой или американской техникой (и наоборот). Чтобы переобучить бойцов, сначала высадите их в Казарму. Это можно сделать, выбрав в ангаре танк, который вы собираетесь продавать, а затем выбрав танкиста и нажав правую кнопку мыши. В появившемся контекстном меню выберите «Высадить весь экипаж» или «Высадить в Казарму», если предпочитаете высаживать танкистов по одному.

Кроме того, существует возможность высадить, переобучить или вернуть в машину весь экипаж сразу.

Также можно перемещать танкистов в Казарму автоматически при продаже танка. Опция экипажа «В Казарму» в панели продажи установлена по умолчанию.

При покупке нового танка вместо проданного поставьте галочку «Купить танк без экипажа», ведь у вас уже есть танкисты в казарме.

Поставив новенькую боевую машину в Ангар, посадите в неё своих старых, проверенных в боях танкистов:

Переобучите их на новый танк, открыв Личное дело каждого. Выберите уровень обучения (Ускоренные курсы, Полковая школа или Танковая академия) и нажмите кнопку Переобучить.

При переобучении экипажа в «Танковой академии» танкист не получает штрафа по уровню владения основной специальностью, и она остается 100%. Стоимость данного обучения составляет 200 .

При переобучении экипажа в «Полковой школе» экипаж получит штраф в размере 20% от уровня владения основной специальностью (при пересадке с техники одного типа на технику другого типа, например, c лёгкого на тяжёлый танк). Однако при пересадке экипажа на технику такого же типа (например, с тяжёлого на тяжёлый танк), штраф составит 10% от уровня владения основной специальностью. Стоимость переобучения составляет 20 000 .

При переобучении экипажа на «Ускоренных курсах» с техники одного типа на технику другого типа штраф уровня владения основной специальностью экипажа составляет 40% (и 20% при переобучении на технику такого же типа). Это переобучение проводится бесплатно.

При переобучении танкиста через «Ускоренные курсы» уровень основной специальности снижается.

Кроме того, после переобучения экипажа данным способом нельзя обучить танкистов через «Полковую школу» за кредиты до 90%, так как уровень владения навыком будет составлять 80%. При обучении за кредиты максимальный уровень владения составляет 75%.

При переобучении по умолчанию установлен способ «Ускоренные курсы».

Пересадка экипажа (без переобучения) c обычной на премиум технику того же типа происходит без штрафов.

Смена основной специальности

Пожалуй, у каждого игрока, отыгравшего не одну тысячу боёв, в Казарме найдётся несколько «лишних» танкистов, специальность которых осталась не востребована. Демобилизовать их жалко: ребята опытные, но нет такого танка, на котором их можно использовать.

Есть возможность сменить специализацию у членов экипажа. В личном деле танкиста под основной специальностью вы увидите кнопку Сменить. Нажав её, вы сможете выбрать класс техники, танк и, что самое главное, новую специальность!

Стоимость операции —500 . Она обусловлена тем, что игрок совершает 3 действия за один раз: меняет основную специальность, профильный танк и сбрасывает дополнительные навыки и умения танкиста.

По итогам переобучения игрок получит танкиста нужной ему специальности, изученной на 100%, а также возможность выбрать для него актуальные дополнительные умения в соответствии с новой специальностью.

Некоторые особенности прокачки экипажа

У каждого танкиста есть национальность, и он может управлять только танками соответствующей страны (например, переобучить наводчика-американца на немецкий танк невозможно).

Танкисты обучены управлять конкретным танком (а также всеми премиум танками той же страны и класса — например, лёгкими советскими). При переобучении танкиста на другой танк знания о предыдущем теряются.

Экипаж всегда получает опыт за сражения. Базовый опыт для каждого члена экипажа равен опыту, полученному боевой машиной за бой. Например, при получении танком МС-1 за бой 1000 единиц опыта командир и механик-водитель также получают по 1000 единиц опыта.

Получение базового опыта уменьшается в следующих случаях:

  • Если танкист воевал на премиум танке, но обучен на танк другого класса (танкист с «Пантеры» воевал на «Льве»), то он получит 50% опыта (500 единиц).
  • Если танкист воевал не на премиум танке и он обучен на другой танк того же класса (танкист с «Пантеры» воевал на «Пантере 2»), то он получит 50% опыта (500 единиц).
  • Если танкист воевал не на премиум танке и он обучен на другой танк другого класса (танкист с «Пантеры» воевал на «Маусе»), то он получит 25% опыта (250 единиц).
  • На контуженного танкиста накладывается штраф в 10% опыта. Если танкист был контужен и не вылечен до конца боя или танк был взорван (не путать с подбитием!), танкист получит 90% опыта (900 единиц).

Визуально в ангаре это показывается цветом числа процентов и названия машины. Приведём пример для танка Т-34.

1 — танкист, обученный для этого танка:

2 — танкист, обученный для другого танка того же класса:

3 — танкист, обученный для танка другого класса:

Обратите внимание (на примере тех же 1000 единиц опыта):

  1. Если это первая победа за день, каждый член экипажа получает по 2000 единиц опыта.
  2. Первая победа в день «привязана» именно к танку. Иными словами, заработав двойной опыт на МС-1 и сразу же пересадив с него экипаж в премиумный Т-127, вы можете получить для экипажа двойной опыт в случае, если на Т-127 ещё можно снять удвоенный опыт.

Дополнительные навыки и умения

При изучении основной специальности танкист сразу получает возможность обучиться дополнительным навыкам и умениям.

  • Умения начинают действовать с самого начала обучения. Эффект их действия постепенно увеличивается с минимального до максимального.
  • Навыки начинают действовать только при изучении их до 100%.

Общие дополнительные специальности:

Ремонт (умение): чем больше прокачка, тем быстрее восстанавливаются повреждённые модули танка (до «жёлтого» состояния). Учитывается средний уровень прокачки этого умения по всему экипажу.
Маскировка (умение): чем больше развито это умение, тем хуже танк виден противнику (на меньших расстояниях, лучше экранируется кустами и т. д.). Учитывается средний уровень прокачки этого умения по всему экипажу.
Пожаротушение (умение): чем больше развито это умение, тем быстрее тушится пожар. Учитывается средний уровень прокачки этого умения по всему экипажу.

Боевое братство (навык): улучшает все умения всех членов экипажа. Навык начинает действовать только при изучении всеми членами экипажа до 100%. Навык продолжает действовать, если выведен из строя член экипажа.

Командир

Мастер на все руки (умение): командир овладел всеми специальностями и заменяет выведенных из строя членов экипажа. При этом заменяются только основные специальности. Эффективность замены обратно пропорциональна числу выведенных из строя членов экипажа.
Наставник (умение): все члены экипажа, кроме командира, получают дополнительный опыт в бою. Количество дополнительного опыта возрастает по мере совершенствования умения.
Орлиный глаз (умение): максимальная дальность обзора увеличивается по мере изучения умения. При неисправных приборах наблюдения эффективность умения выше, т.е. умение значительно уменьшает негативный эффект от повреждения приборов наблюдения.
Шестое чувство (навык): командир получает способность определять, обнаружен ли его танк противником. В интерфейсе появляется дополнительный индикатор видимости, который фиксирует только факт засветки, но не её продолжительность. Навык начинает действовать только при изучении до 100%.
Эксперт (навык): командир способен определять критические повреждения танков, обнаруженных в небольшом секторе относительно орудия своего танка. Навык начинает действовать только при изучении до 100%. Обратите внимание: играя на САУ, вы способны видеть повреждённые модули техники противника только в том случае, если сами её «засветили».

Механик-водитель:

Виртуоз (умение): по мере изучения увеличивает скорость поворота танка.
Король бездорожья (умение): сопротивление средне- и труднопроходимых поверхностей уменьшается по мере изучения умения. Уменьшение сопротивления поверхностей повышает маневренность танка и уменьшает время набора максимальной скорости на этой поверхности.
Плавный ход (умение): разброс при стрельбе с хода уменьшается по мере совершенствования умения. Умение не влияет на разброс при повороте и при стрельбе на месте.
Мастер тарана (умение): при таране повреждения собственного танка уменьшаются, а повреждения вражеского танка увеличиваются по мере совершенствования умения. Умение влияет только на танки, находящиеся в движении, и не учитывается при столкновениях с союзными танками.
Чистота и порядок (навык): при 100% изучении навыка в моторном отделении больше не будет подтёков горючего и масла. Вероятность возгорания двигателя при попадании снижается.

Наводчик:

Мастер-оружейник (умение): разброс повреждённого орудия уменьшается по мере совершенствования умения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.
Снайпер (навык): увеличивает вероятность нанесения критического урона по модулям и экипажу танка противника. Навык начинает действовать только при изучении до 100%. Навык не работает при стрельбе осколочно-фугасными снарядами.
Плавный поворот башни (умение): по мере изучения умения уменьшает разброс при повороте башни. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.

Злопамятный (навык): увеличивает время, в течение которого вражеский танк будет «засвечен» при нахождении в небольшом секторе относительно ствола орудия танка. Действие навыка не суммируется, если он изучен сразу двумя наводчиками. Навык будет работать только при 100% изучении.

Заряжающий:

Бесконтактная боеукладка (навык): увеличивает прочность боеукладки, т.к. снаряды разложены в таком порядке, что не контактируют друг с другом. Навык начинает действовать только при изучении до 100%. Эффект не суммируется, если навык приобретён двумя заряжающими.
Интуиция (навык): при смене типа снарядов существует некоторая вероятность, что орудие уже заряжено необходимым боеприпасом. Навык начинает действовать только при изучении до 100%. Между двумя последовательными применениями навыка должна произойти полная перезарядка орудия. Если навык приобретён двумя заряжающими — эффективность увеличивается.
Отчаянный (навык): увеличивает скорость перезарядки, когда запас прочности (HP) танка оказывается на критическом уровне (менее 10%). Навык работает только при изучении на 100% и не суммируется, если изучен сразу 2 заряжающими.

Радист:

Изобретатель (умение): увеличивает дальность связи радиостанции по мере изучения умения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.
Радиоперехват (умение): увеличивает дальность обзора по мере изучения умения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.
Ретранслятор (умение): по мере изучения умения увеличивает дальность связи всех союзных танков в радиусе работы радиостанции танка. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.
Из последних сил (навык): если радист не был выведен из строя на момент уничтожения танка, то после уничтожения он продолжает передавать координаты врагов еще на протяжении нескольких секунд. Навык начинает действовать только при изучении до 100%. Эффект не суммируется, если навык приобретён двумя радистами.

Стоит учитывать тот факт, что если для двух членов экипажа с одинаковой специальностью выбрано одно и то же умение (или навык), учитывается более прокачанное. Поэтому при наличии 2 заряжающих или радистов целесообразно качать им разные умения и навыки (кроме ремонта, маскировки, интуиции, пожаротушения и боевого братства).

Обратите внимание: для изучения каждого последующего навыка или умения требуется в 2 раза больше опыта, чем для предыдущего, поэтому подходить к выбору дополнительных специальностей следует с умом!

Давать общие советы без привязки к конкретной технике сложно, ведь у каждого свой стиль игры. Постарайтесь подойти к выбору навыков и умений с умом и продумывайте наперёд, что именно необходимо конкретно вашему экипажу. Общие рекомендации можно найти в этой статье.

Не забывайте, что расширить Казарму можно в любой момент.

Сделайте свои экипажи эффективными на 100% и уверенно громите врага на полях сражений World of Tanks!