Мария миронова, биография, новости, фото. Мария Голубкина – об отчиме Андрее Миронове: «Он все время орал на меня

Совсем недавно на первом канале с успехом прошел сериал "Садовое кольцо". Роль главной героини досталась Марии Мироновой, дочери великого русского актера Андрея Миронова и Екатерины Градовой. Нежная, женственная и красивая актриса сыграла гламурную фифу, несчастную по сути и мать и жену, а вот Марии Голубкиной выпала роль истеричной, скандальной и нелюбимой женщины.

Эти две актрисы во многом похожи. Но они совершенно разные. Их встречи возможны исключительно на телеэкране, а вот в реальности они не подойдут друг к другу ни на шаг.

Несколько дней назад мы присутствовали на светском мероприятии, организованном фондом "Артист". Одним из соучредителей фонда является Мария Миронова. Выглядит актриса в свои 45 лет потрясающе! Я любовалась ее идеальной фигурой, прекрасной кожей и волосами. Но актриса не только красива, она еще весела, остроумна и очень доброжелательна.

Мария Миронова появилась на свет 28 мая 1973 года в семье Андрея Миронова и его первой жены, актрисы Екатерины Градовой, прославившейся ролью радистки Кэт из знаменитого сериала «17 мгновений весны». Именно в этой картине, кстати, дебютировала и сама Мария - крохотную малышку радистка держала на руках (хотя по сюжету ребенок был мужского пола). Назвали девочку в честь бабушки по отцовской линии - Марии Владимировны Мироновой.

На руках у радистки Кэт (Екатерина Градова) маленькая Маша. Это ее первая роль в кино. Но родители Маши прожили вместе недолго, всего четыре года и от Градовой Миронов ушел к актрисе Ларисе Голубкиной у которой уже была дочь от первого брака. По иронии судьбы девочку тоже звали Машей.


Андрей Миронов удочерил девочку, дав ей свое отчество и фамилию. Очень долго маленькая Маша считала, что именно Андрей и есть ее папа. Но мир не без добрых людей, нашлись доброжелатели, сообщившие ребенку правду. Это был шок.

Девочки не дружили в детстве и почти не встречались. Но вот в кино они появились вместе в фильме Павла Лунгина "Свадьба" и обе "проснулись наутро знаменитыми".

Жизнь у каждой из них сложилась по разному. Мария Миронова вполне счастлива в браке, хотя перипетии личной жизни не обошли актрису стороной. У Андрея Миронова и Екатерины Градовой есть внук, названный в честь знаменитого деда.

Мария выглядит счастливой женщиной

А вот о ее сводной сестре Марии Голубкиной так сказать нельзя. У Марии личная жизнь не сложилась. Она была в браке с Николаем Фоменко и родила ему двух детей, но музыкант ей изменил и они расстались. Потом была попытка романа с сыном Василия Ливанова, но сейчас актриса одна. Ее мама объясняет это тем, что ее дочь однолюбка и кроме Коли Фоменко ей никто не нужен.

В артистическом мире ходят упорные слухи что Мария пьет и не следит за собой. Верить я в это не хочу, но когда увидела ее вблизи, то пришлось поверить..
Все фото нам удавалось сделать исключительно со спины, как актриса во втором поколении, Мария чувствует камеру звериным чутьем и ловко от нее уворачивается. И тем не менее, разница между сестрами огромная. Напомним, они ровесницы))

Мария Голубкина с удовольствием поглощала хот-доги и запивала их кока колой. Ее сестра не была нами замечена ни с чем, кроме бутылочки воды. Сестры так и не подошли друг к другу ни на сантиметр. Да и можно ли назвать их сестрами? У них нет общей крови, может поэтому они чужие?

Николай Фоменко был и остается одной большой любовью Марии Голубкиной. Он прекрасно ладит с детьми и продолжает о них заботиться. Будем надеяться, что и Мария найдет свое счастье в этой жизни.

Кто из дочерей Миронова вам нравится больше?


8 января исполняется 74 года актрисе театра и кино Татьяне Егоровой , чье имя в последнее время упоминается в основном в связи не с ее ролями, а с книгами, одна из которых – «Андрей Миронов и я» – вызвала такой резонанс, что страсти вокруг нее не утихли до сих пор. Эта книга была опубликована спустя 13 лет после смерти Андрея Миронова, в ней Татьяна Егорова с предельной откровенностью рассказывала не только о своем многолетнем романе со знаменитым актером, но и о многих других известных коллегах, которым она дала очень нелестные характеристики. Из-за этого Егорову называли сумасшедшей самозванкой, а ее мемуары – «гнусной книгой», женской местью, попыткой свести счеты с коллегами, но она уверена в том, что поступила правильно.



В официальных биографиях Андрея Миронова имя Татьяны Егоровой обычно не упоминалось – писали только о двух его женах, Екатерине Градовой и Ларисе Голубкиной. Поэтому откровения Егоровой стали для всех настоящим шоком, а ее слова подвергали сомнению. Замысел книги она вынашивала давно – всю жизнь актриса вела дневники и записывала фразы Андрея Миронова и его матери. И когда в 1999 г. ей предложили опубликовать мемуары, она принялась за работу. Говорила, что решилась на это потому, что к этому времени об Андрее Миронове начали забывать.





Роман Миронова и Егоровой был стремительным и страстным и продолжался с перерывами на протяжении 21 года. Он начался прямо на сцене, во время совместной репетиции спектакля «Над пропастью во ржи». Ей на тот момент было 22 года, а ему – 25. Вместе с Андреем Мироновым должна была играть другая актриса, но она заболела, и ее заменила выпускница театрального училища Татьяна Егорова. По ее словам, это была любовь с первого взгляда.



Их роман в театре ни для кого не был тайной, и, по словам Егоровой, Миронов был готов жениться на ней, но его мать была против их брака. Егорова казалась ей слишком дерзкой и прямолинейной, хотя актриса считает, что ее не устраивали все невестки просто потому, что она фанатично любила сына и не хотела ни с кем его делить.



В своей книге Татьяна Егорова утверждает, что была единственной настоящей любовью в жизни Андрея Миронова, а все остальные женщины были «для вида, для обозначения ». После того, как актриса потеряла ребенка, рождения которого Миронов не хотел, она не могла ему простить предательства, ведь вскоре после этого он женился на Екатерине Градовой: «Делать приходилось вид брака, а на меня бросать пламенные взоры, но от меня они отскакивали как от стенки горох. Устроить это брачное представление у меня под носом, на глазах у всего театра, и это после моей трагедии с ребенком! Нет! Это очень жестоко! Не прощу никогда! ».



Егорова уверена в том, что на Екатерине Градовой он женился только для того, чтобы отомстить ей после очередной бурной ссоры – и якобы поэтому этот брак не продержался долго. Таких безапелляционных заявлений в книге много, что заставляло знакомых говорить, что актриса слишком преувеличила и исказила факты.



Знаменитый артист умер прямо на руках у Татьяны Егоровой, в том же театре в Риге, где они познакомились. Ему стало плохо во время спектакля, за кулисами он потерял сознание и больше не приходил в себя. Его последними словами были: «Голова… больно… голова! ». После смерти Андрея Миронова Егорова год проболела, а затем ушла из театра и больше никогда не выходила на сцену. Говорит, что находиться среди недоброжелателей в Театре Сатиры больше не могла, а в другие театры устраиваться не захотела, так как, по ее признанию, «выросла из актерской профессии, как дети вырастают из старой одежды ». Ей больше не хотелось играть одни и те же роли и повторять заученные слова: «Здесь, на земле, останется совсем другая «Танечка». Она покинет театр, построит дом, станет жить у ручья и рубить дрова. Все, как он просил ». Поэтому она нашла для себя другое занятие – стала писать пьесы и романы.



Как это ни удивительно, но с Марией Мироновой – матерью актера, которую Егорова считала главной виновницей их несостоявшегося брака, в последние годы она была очень близка. Через несколько лет после смерти актера женщины начали общаться и много времени проводили вместе. Татьяна даже поселилась на их семейной даче в Пахре и представлялась всем не иначе как «вдова Миронова». Она признавалась: «Любая женщина была для ее сына недостаточно хороша, недаром же Мария Владимировна говорила, что родила Андрея для себя. А потом, когда Андрюши не стало, нас объединила любовь к нему… У нас с нею много тайн, которые никогда никто не узнает ».





После выхода книги «Андрей Миронов и я» Татьяну Егорову неоднократно обвиняли во лжи, Ширвиндт, в адрес которого она не пожалела яда, называл ее Моникой Левински, но ни один из оскорбленных знакомых не подал на нее в суд за клевету – актриса уверена, что это обязательно бы случилось, напиши она неправду. По ее словам, возмущение коллег вызвали не лживые наветы, а наоборот, чрезмерная откровенность и искренность автора. Другой вопрос – должны ли быть границы, за которые пускать посторонних людей в свою и чужие жизни неприемлемо? Сама же Егорова говорит, что на самом деле написала в своей книге только половину правды. А ее продолжают клеймить и… читать!





Пока споры вокруг скандальной книги не утихают, некоторые знакомые признают: в изображении отношений актера с матерью Егорова была во многом права: .

- Скажите, а вы хотели, чтобы Андрей Александрович стал артистом?

– Нет, я не думала об этом. Вторым родным языком у него был английский, и мне казалось, что он пойдет учиться в МГИМО. Но он сам распорядился собой.

– Когда вы увидели его в первый раз на сцене?

– Когда он переходил с курса на курс, я не ходила, ходил Александр Семенович. Андрюша – самое дорогое, что у меня было в жизни. Дороже ничего у меня не было. И я боялась ходить на эти курсовые спектакли, боялась, что он мне не понравится, что он неправильно выбрал профессию.

Когда он заканчивал Щукинский, я уже была готова к тому, что он мне не понравится. Они играли «Мещанина во дворянстве». И знаете, он мне понравился меньше всех. Он играл учителя музыки, старался и нажимал. В том спектакле мне понравился Высоковский и очень понравилась Люда Максакова.

Потом он играл репортера в «Тени». И мне опять он понравился меньше всех. Юра Волынцев и Миша Воронцов понравились тогда.

Я была очень испугана. Понимаете, когда артистка не очень хорошая, но она молодая и красивая, то это простительно. А когда мужчина плохой артист, это не хорошо, тогда ему надо заниматься чем-нибудь другим. Мне казалось, что Андрей неправильно выбрал профессию.

Впервые я поняла, что он настоящий артист, когда он сыграл в «Над пропастью во ржи». Потом был спектакль «Женский монастырь», после которого я поняла, что он умеет петь и танцевать, и делает это лучше, чем остальные. Я считаю, что артист, в полном смысле, должен уметь двигаться и танцевать. У нас же даже в оперетте артисты ухитрялись не уметь танцевать.

– У кого он учился всему этому? У вас?

– Я учила?! Я ничему его не учила. Я у него училась. Его ничему не нужно было учить. Он все уже умел. Он был удивительно одаренный по всем статьям.

Андрюша был полноватый и большеногий и казалось, что двигаться так, как он мог, невозможно при этом. Но Володя Васильев, большой для меня авторитет, говорил мне, что делать такой батман, какой делает Андрей, нетренированному артисту невозможно.

А как он делал свои эстрадные миниатюры! Этот скупой жест...

Я помню, как на премьере «Дон Жуана» ко мне подошел Макс Фриш с Аникстом, поцеловал мне руку и сказал: «Мадам, я поздравляю вас! Родился Гамлет мирового значения». В чем дело? Оказывается, Лоуренс Оливье тоже играл эту пьесу, «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Но монолог о геометрии он вымарывал, как и другие артисты. Этот монолог не сценичный, и зритель не хотел его слушать. Это действительно несколько страниц скучного текста, где герой рассказывает, что он любит геометрию и почему. Так что сделал Андрей? Во время этого монолога ему подавали цыпленка табака и он его ел, а потом аккуратно складывал скелетик этого цыпленка на краю фонтана, говоря при этом текст. В зрительном зале была овация.

После этого Макс Фриш полюбил Андрея, и когда Дзефирелли собирался снимать «Дон Жуана», то он поставил ему условие, чтобы главную роль играл Андрей. Но разве у нас могли отпустить одного Андрея без (стучит по столу)... И поэтому мадам Фурцева ответила Дзефирелли, что, дескать, Андрей Миронов настолько занят в репертуаре, что у него нет никакой возможности выехать из страны. Об этом мы узнали только после смерти Фурцевой.

– А то, что он делал в кино, вам нравилось?

– Да. Он всегда это делал хорошо. Мало того, он и в концертах это делал блестяще. Он приезжал за час – полтора до начала, сам ставил свет на каждую песню...

Надо вам сказать, что даже сейчас я живу отзвуком успеха Андрея.

Недавно я была в Петербурге на открытии драматического театра имени Андрея Миронова. Этот театр существовал уже пять–семь лет как передвижной. Я очень благодарна Рудольфу Давыдовичу Фурманову, что он добился помещения. Мы вместе с губернатором Яковлевым разрезали ленточку... Очень хороший театр, как игрушка.

– Мария Владимировна, как вы думаете, понимал ли Андрей Александрович, кем он является для многих поколений?

– Вы знаете, это сейчас поколение не очень понимает, кто он. Хотя этой весной я встретила на его могиле несколько молодых людей. Они подошли ко мне и сказали: «Мы очень любим вашего сына. Сейчас мы держим экзамен в Щукинское и мы пришли, чтобы Андрей Александрович благословил нас». И вы знаете, их приняли. Я видела их счастливые лица. «Вот видите, как удачно все сложилось», – сказали они мне потом. – Как удачно мы его попросили».

– В те брежневские времена, в том застое, в той тягомотине, то, что делал Андрей Миронов, было праздником жизни.

– Да, его и любили за это, за то, что, как вы сказали, он давал праздник жизни людям. Андрей был очень добр, и всю свою доброту он отдавал людям. Всем.

Знаменитости

7 Сен 2018

Хотя Андрей Миронов был отчимом Марии Голубкиной, она всегда считала его родным отцом. В недавнем выпуске программы «Судьба человека » с Борисом Корчевниковым 44-летняя актриса рассказала, каким был в быту ее легендарный отчим.

Мария сразу дала понять, что в ее детстве родители были те еще любители покричать на нее. Неподражаемая Лариса Голубкина делала это, чтобы попросту отвести душу, а Андрей Миронов в свои слова заключал какой-то смысл и, крича, пытался чему-то научить приемную дочь.

Иногда Миронов и вовсе становился красным от злости. «Честно говоря он был истерически-психическим. У него часто болела голова, была аневризма. Но, думаю, крик доставлял ему удовольствие» , - рассказала Мария.

Недалеко от нее росла родная дочь Миронова, которую ему родила го первая жена Екатерина Градова. Мать и дочь жили в квартире, подаренной актером. Дочери Миронова даже ходили в одну и ту же школу, но симпатий друг к другу не питали. В дальнейшем они сыграют вместе в фильме «Свадьба ».

Мария Голубкина призналась, что ее мать практически не занималась ею. Всему, что сейчас умеет 44-летняя актриса, научил ее Андрей Миронов. К сожалению, актер ушел из жизни слишком рано: на момент его смерти Марии было всего 13 лет.

Мария очень больно переживала преждевременную кончину ее приемного отца. Она донашивала его одежду, которая напоминала ей о самом дорогом человеке в ее жизни. Между тем Миронов так и не дожил до дня присуждения звания «Народный артист СССР».

В 21 год Голубкина нашла свое счастье, выйдя замуж за певца Николая Фоменко . За 13 лет брака у них появились сын и дочь, но в какой-то момент чувства супругов остыли и они решили разойтись по-хорошему. Сейчас Мария воспринимает Николая как отца своих детей, не более.

Также в программе Мария Голубкина упомянула о теплых отношениях с сыном Василия Ливанова Борисом. Хоть их брак и не состоялся, Борис научил Марию по-другому смотреть на вещи. Именно благодаря ему Мария смогла принять мать и по сей день заботится о 78-летней актрисе.

Если есть свободное время, можешь посмотреть выпуск целиком и узнать больше о жизни Марии Голубкиной.

Андрей Миронов прожил 46 лет. За свою короткую жизнь он успел исполнить более 60 ролей и получить почетные актерские награды. Все его возлюбленные были актрисами - ранее