Сказка об одиноком дубе. Экологическая сказка

Сказка про то, как одежда обиделась →

Проблема - правила безопасности

Жил да был мальчик Алеша. Он был очень веселый и любил приключения. Мама всегда очень беспокоилась и переживала за него, потому что Алеша был ужасно непослушным.

Однажды Алеша гулял во дворе. Было еще совсем рано, и никто из друзей не вышел. Кто-то завтракал, кто-то спал, а кто-то вообще заболел и грустно сидел у окна, глядя на улицу.

Посреди двора рос старый-престарый дуб. Он был такой огромный, что когда ребята брались за руки, то едва могли обхватить его шершавый ствол своим хороводом. Про этот дуб рассказывали много всяких интересных и таинственных историй. Больше всего Алеше понравился рассказ дворника дяди Пети о том, что на самой верхушке дуба не просто веточки и листочки. Там спрятана от посторонних глаз целая страна. На ветвях лежит большое пушистое облако, а на нем луга, поля, леса и целый город. Только все маленькое-премаленькое. И живут в этой стране волшебные гномы. Они наблюдают за двором и иногда спускаются, чтобы исполнить желание какого-нибудь хорошего и послушного ребенка. Алеша долго ждал, пока маленький гном придет к нему в гости. Но Алеша не очень-то слушался маму, поэтому гномы к нему не приходили.

Поскучал Алеша во дворе один, да и думает:

Пока нет никого, залезу-ка я на дуб, поймаю гнома и загадаю ему желание. Заодно и волшебную страну посмотрю, будет потом о чем ребятам рассказать.

Как всегда Алеша совершенно забыл, что мама строго запретила ему залезать высоко.

Ты еще маленький, - говорила мама. – Не залезай на подоконник, иначе можно упасть и набить огромную шишку. А если окно открыто, то можно вообще вывалиться на улицу. На крыше живут злые эльфы. Как только какой-нибудь маленький непослушный мальчик высовывается в окно, они его тут же подхватывают и уносят далеко-далеко. Никогда еще никто из детей, унесенных эльфами, не возвращался домой. И на забор нельзя залезать, и на деревья. Эльфы всегда начеку. Если ты залез не очень высоко, то они просто подлетят и толкнут тебя, ты упадешь и больно ударишься. А вот если ты залез высоко от земли, то там их волшебства хватит на то, чтобы навсегда забрать тебя к себе.

А зачем они толкаются? – удивился Алеша.

Просто так, из вредности, - ответила мама. – Ведь они же злые!

Никогда не буду высоко забираться, - подумал Алеша. И тут же забыл свое обещание.

Забыл он и про маму, и про эльфов. Так уж ему хотелось влезть на дуб и поймать гнома.

Взял Алеша лесенку, поднялся до первой ветки. А потом с ветки на ветку, все выше и выше. Стал подбираться к верхушке старого дуба. Долго-долго карабкался Алеша по дубу. Но верхушка все никак не приближалась. Зато земля осталась где-то далеко внизу. Ухватился Алеша за ствол и присел отдохнуть. Сидит и думает:

Зря я полез сюда. Теперь если и поймаю гнома, то придется его просить, чтобы он меня спустил на землю. Какое-то неинтересное желание получается. Ладно, хоть волшебный город увижу.

Вдруг ветка рядом с ним вздрогнула. В зеленой листве кто-то зашевелился.

Ой, - перепугался Алеша. – Наверное, это злой эльф. Сейчас он меня столкнет вниз!

Алеша начал торопливо спускаться, но нога соскользнула, и он кувырком полетел вниз.

Злые эльфы не успели его схватить, потому что он зацепился штанами за длинную крепкую ветку и повис в воздухе.

Смотрит он вниз, а земли-то и не видно. Где-то далеко-далеко люди разговаривают, собака лает, машины бибикают, а он висит, и того гляди свалится.

Испугался Алеша, стал на помощь звать. Кричит, а сам думает:

А вдруг эльфы услышат и прилетят за мной?

Подумал так и замолчал. А ветка уже совсем согнулась, вот-вот сломается.

Затаился Алеша, дышать боится.

Все, - думает. – Точно, злой эльф за мной прилетел.

Тут ветки раздвинулись и увидел Алеша черную бороду и лохматые брови.

А-а-а! – закричал Алеша. – Помогите!

Сейчас помогу, - ответила голова и из зеленой листвы появилась огромная рука.

Не трогай меня, не трогай, - начал барахтаться Алеша.

Ты зачем сюда залез? – сердито спросила его голова, а рука крепко схватила за штаны.

Гномов ловить, - прохныкал Алеша.

Понятно, - кивнула голова. – Так вот я и есть самый главный гном.

Я кушал хорошо, вот и вырос большой, - ответил гном и потащил его с собой вниз.

Долго-долго они спускались со старого дуба, а когда спустились, оказалось, что весь двор собрался у дерева.

А где же гном? – спросил Алеша у дворника дяди Пети.

Домой вернулся, некогда ему тут с тобой заниматься. Он же твое желание уже исполнил.

Алеша поднял голову и посмотрел на высокий дуб, верхушка которого была выше дома.

Ну что? - нахмурил лохматые брови дядя Петя. – Полезешь еще на дерево?

Нет. Высоко залезать вообще нельзя. Мне так мама говорила.

Ну и молодец, - усмехнулся в черную бороду дворник. – Маму надо слушаться.

О чём ты думаешь старый, одинокий дуб? Какие секреты хранишь на пару с ветром? Кто укрывается в тени твоей роскошной кроны? Может быть, это тайна?

«Одинокий дуб»
Автор сказки: Ирис Ревю

На краю дороги стоял старый, одинокий дуб. Крепко стоял, надёжно. Не страшны ему были ни сильные порывы ветра, ни хлёсткие ливни, ни вьюжные метели. Усталые путники любили отдыхать у большого ствола, звери и птицы лакомиться дарами дуба – желудями, семенами. Если кто-то в лесу заболевал, то принимал отвар из коры дуба, и быстро выздоравливал.

Но вот однажды злая волшебница Молния ударила прямо в сердце дуба, и он затрещал, застонал и раскололся надвое. Звери и птицы в ужасе разбежались, кто куда. И только маленький Бельчонок не испугался, не убежал; он спрятался неподалёку.

Как только Молния удалилась в своё Молниеносное государство, Бельчонок нашёл недалеко от поверженного дуба несколько желудей, закопал их в землю, и только после этого вернулся домой.

Через некоторое время на месте старого дуба выросло несколько молодых, тоненьких дубков. А место это со временем стали называть: «Беличья тайна».

Вопросы к сказке «Одинокий дуб»

Для кого одинокий дуб служил пристанищем?

С помощью какого лекарства выздоравливали звери и птицы?

Отчего погиб старый дуб?

Как ты думаешь, Бельчонок, что закопал желуди, оказался смелым или нет?

Почему место, где раньше стоял старый дуб, стали называть «Беличья тайна»?

Немного предисловия к нашим сказкам:
Все сказки я придумываю сама, иллюстрирую (если можно так выразиться) тоже сама. Поэтому фото не всегда удачные, тяжело делать это одной на улице. Сначала мы проигрываем сказку с Матюшей, походу я успеваю делать несколько кадров, пока он выполняет какое-нибудь задание. В каждой сказкe я хочу донести до ребенка какой-нибудь факт, связанный с осенью. Пока это тема подготовки животных к зиме. В конце дня, я даю задания связанные непосредственно со сказкой, и с помощью наводящих вопросов Матюша пересказывает её папе (папа - это наш главный слушатель). Задания стараюсь подбирать на всестороннее развитие – это и моторика, и логика, и сенсорика, и творчество и т.п. В неделю буду стараться подготавливать по 2-3 сказки. Когда погода испортится, переберемся домой (сделаем свой лес). Буду рада, если вы присоединитесь к нам или хотя бы дочитаете наши сказки до конца.
Итак, сказка первая. (не судите строго, это мой дебют, в этом деле. )

Жил-был в лесу зайчик, и звали его Пушистик.


В один осенний день, где-то в начале октября, когда еще стояла сухая и солнечная погода, отправился он погулять вместе со своим другом - бельчонком Рыжиком.


Встретились наши друзья у старого дуба и только решили поиграть в прятки, как услышали чей-то негромкий плач. Оглядевшись, они увидели в траве маленького ежика.


- Ты что здесь делаешь? - спросил Пушистик, - и почему плачешь?
- Мама сказала, что я очень растерянный, и совсем не готов к зимней спячке. Все ежики осенью готовят себе домики, и ложатся спать до весны. А я забыл...



Заяц с бельчонком переглянулись и Рыжик спросил: - Может твоя мама называла тебя рассеянным? А ты опять все перепутал?
- Ну, да, точно, рассеянным - виновато улыбнулся ежик, и снова начал всхлипывать.
- Не расстраивайся, Ёжик, мы обязательно поможем тебе! Втроем мы быстро справимся со строительством твоего зимнего домика.
И друзья дружно начали собирать сухие веточки и складывать их под корнем старого дуба.



Сначала снаружи, а потом и внутри они выложили шалашик листиками и травой. К вечеру у них получилось уютное и теплое гнездо для ёжика.


- А теперь, - сказал бельчонок - нужно сделать запасы на зиму. Я знаю, где в лесу есть много яблок, давай соберем их тебе, ёжик.
Друзья поспешили к дикой яблоне, под ней и, правда, валялось много спелых красных яблок. Рыжик и Пушистик взяли по два яблока, а ёжик толкал одно яблочко перед собой носиком.



Когда они вернулись к домику, ёжик попросил друзей подождать его, пока он сходит за своей мамой. Ему очень хотелось познакомить маму с новыми друзьями и показать ей свое гнездо для зимовки.


- Мама, мама, - закричал ёжик еще издалека - бежим скорее, я хочу тебе кое-что показать!
- Почему ты так кричишь? - удивилась мама ежиха. - Что случилось, Забывашка?
(а именно так звали нашего ёжика. А почему, тебе, наверное, итак понятно)

- Мама, мамочка, пошли же, и ты сама всё увидишь.
Когда ежи вернулись к старому дубу, его друзья уже успели затащить приготовленные яблочки в гнездо ёжика.



- Вот, мама, познакомься, это мои новые друзья: заяц Пушистик и бельчонок Рыжик. Это они помогли мне построить домик на зиму и сделать запасы.
- Здравствуйте, мама ежиха! - дружно поздоровались зайчик и бельчонок.
- Здравствуйте! - ответила им ежиха, - мне очень приятно, что у моего Забывашки появились новые друзья.



- Спасибо вам, большое, что помогли построить ему такое замечательное гнездо. В нём ему будет тепло зимой, и он спокойно проспит до самой весны. А вот запасы ему не нужны. - Улыбнулась она и продолжила: - Ежи спят всю зиму и не просыпаются, чтобы поесть, а значит и запасы мы не делаем. Но я предлагаю съесть эти яблоки сейчас нам всем вместе. Вы же, наверняка, проголодались, пока занимались строительством.
Рыжик, Пушистик и Забывашка с радостью согласились и с удовольствием съели по яблоку.



<< Но давай вспомним, сколько всего яблок принесли друзья? (2 принес заяц + 2 белка + 1 ёжик = 5) а съели они сколько яблок? - Четыре. А значит одно яблоко у них осталось. >>


Зверята задумались, куда же им деть еще одно яблоко, и тут мимо пробегал кабан Хрюш.


Он прибежать к старому дубу полакомиться желудями, но, увидев наших друзей, остановился и принюхался.
- Добрый вечер! - поздоровался он и продолжил: - Чем-то у вас так вкусно пахнет?
- Яблоками! - ответил ему заяц, - мы едим яблоки, хочешь, мы и тебя угостим?
- Конечно, хочу! - прохрюкал кабан в ответ и с радостью съел пятое яблоко.



Потом поблагодарил лесных жителей и побежал дальше.
- Начинает темнеть и вам, наверное, пора домой? - сказала мама Ежиха.



- А тебе, мой сынок, надо укладываться в спячку, ведь уже октябрь, а это значит уже пора засыпать до весны.
Ёжик попрощался с друзьями, еще раз поблагодарил их за помощь и забрался в свое гнездо. Изнутри он заложил вход листиками, чтобы не задувал ветер, свернулся клубочком и сладко уснул.



Заяц и бельчонок пожелали маме ежихе сладких снов, ведь она тоже собиралась идти спать, и побежали домой. Впереди их ждало еще много интересного…

______________________________________________________
А теперь задания к сказке:
Придя домой, мы слепили всех наших героев с помощью пластилина и природного материала.


Потом я предложила Матюше сделать ёжику колючки, с помощью ножниц. Надо было резать по указанным линиям. В конце я просто загнула колючки, и у нас получился настоящий ёжик.


Тут мне пришла в голову мысль, сделать из него аппликацию. Матюша затонировал осенний фон, и раскрасил лист бумаги в цвет осенних листьев. Он настолько вошел во вкус, что и ежика, на моем черновике, раскрасил тоже.




Когда всё высохло, мы доделали нашу картину: Ёжик Забывашка.


Вот и все на сегодня. Еще я набрала нашу сказку в Word с фотографиями-иллюстрациями, чтобы удобно было читать, если кому интересно, то скачать их можно


Биография

Волков Геннадий Никандрович (Кашкăр Хуначи) родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Яльчикского района ЧАССР. В 1949 г. Геннадий Никандрович окончил математическое отделение Чувашского государственного педагогического института, в 1952 г. – аспирантуру при кафедре педагогики Казанского государственного педагогического института. С 1952 г. он начинает работать: в Чувашском государственном педагогическом институте – старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, старшим научным сотрудником; в Министерстве народного просвещения РСФСР - зав. сектором НИИ национальных школ; в Государственном институте семьи и воспитания - заведующим лабораторией; преподавателем в Эрфуртской высшей педагогической школе.

За годы работы в институте в 1954-1967 гг. Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни - все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество - это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.

В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества

В 1958 г. выходит книга доцента Г.Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа».

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г.Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики.

Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку.

Известные работы Геннадия Волкова - критика не только о К. Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае, Талвире, Уяре, Юхме, Терентьеве, Емельянове, но и о Ломоносове, Пушкине, Толстом, Чехове и др. О чем бы не писал он – о людях родной Чувашии, ее ученых, писателях, поэтах, воинах, людях труда, о деятелях науки, литературы, искусства, братских народов – в человеческих судьбах искал «добротное зерно» воспитания, находил его в прогрессивных традициях и обычаях, называл их «золотой колыбелью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты. Им переведены на чувашский язык, обработаны и изданы сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии, написаны оригинальные книги рассказов для детей, многие из которых вошли в учебные программы и школьные хрестоматии

Основные даты жизни и деятельности

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье, по национальности чуваш.

1935-1942 гг. - ученик Б.Яльчикской семилетней школы.

1942-1945 гг. - ученик Яльчикской средней школы.

1943-1945 гг. - помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В.И.Ленина, позднее - бригадир транспортной бригады.

1945-1949 гг. - студент физико-математического факультета - Чувашского государствен¬ного педагогического института.

1948-1949 гг. - стипендиат ЦК комсомола им. 15-летия ВЛКСМ.

1948 г. - занесен в Книгу Почета обкома ВЛКСМ за лучшую студенческую работу.

1948 г. - принят в члены КПСС.

1949-1952 гг. - годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.

1950-1951 гг. - учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.

1952-1954 гг. - старший преподаватель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического института, имени И. Я. Яковлева.

1954-1957 гг. - председатель месткома института и член Чувашского обкома профсоюза работников просвещения.

1954 г. - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

1954-1966 гг. - доцент Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.

1961-1973 гг. - член Президиума Чувашского отделения Педагогического общества РСФСР.

1966-1967 гг. - старший научный сотрудник ЧГПИ имени И. Я. Яковлева

1967 г. - защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

1967-1971 гг. - проректор Чувашского государственного педагогического института по научной работе.

1967 г. - присуждена премия К. Д. Ушинского за монографию «Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой общности народных педагогических культур». Награжден значком «Отличник просвещения РСФСР». Присуждена ученая степень доктора педагогических наук.

1968 г. - утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Педагогика».

1970 г. - награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Награжден памятной медалью музея имени Я.А.Коменского.

1972 г. - заведующий сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР.

1977 г. - награжден медалью К.Д.Ушинского.

1979-1982 гг. - профессор секции педагогики и пси¬хологии Эрфуртской высшей педагогической школы имени Теодора Ной-бауэра.

1982 г. - награжден золотой медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе германо-советской дружбы».

1982 г. - награжден Почетной иглой (в серебре) за деятельность по укреплению германо-советской дружбы.

1982 г. - присвоено звание «Активист Социалистического Труда ГДР».

1984 г. - присвоено ученое звание Почетного доктора Эрфуртской высшей педагогической школы.