Fallout 3 где найти лайонса. Квест «Американская мечта

Теперь у Вас есть возможность отдохнуть от кровопролитного прохождения Fallout 3 и попросту почесать языком. Сначала Вы увидите, как выясняют отношения Старейшина Лайонс и Доктор Ли. После их полемики - самое время Вам поговорить со старейшиной. Было бы просто замечательно, если бы Вы попросили его дать разрешение на обучение ношению силовой брони. Без такого обучения Вы попросту не сможете ее надеть. Старейшина Лайонс разрешение то даст, но Вам необходимо будет найти Гани - он находится где-то неподалеку (во Внутреннем дворе).

Но главная Ваша задача - найти писца Ротшильда, который находится в Лаборатории. Поскольку Вам нужно найти ГЭКК, то Ротшильд предоставит Вам доступ к довоенному компьютеру, в котором содержатся данные о всех убежищах, построенных до Великой Войны. Ну как предоставит доступ? - скажет где это чудо техники находится, а дальше разбирайтесь сами. И на том спасибо. Благо, к компьютеру будет достаточно просто добраться, если пользоваться указателями компаса. Пошарив по компьютеру, Вы узнаете, что ГЭКК можно найти в убежище 87. Теперь вновь надо вернутся к Ротшильду и расспросить о местоположении убежища 87. Чем дальше, тем веселее. Оказывается, что вход в убежище 87 заблокирован из-за дикого уровня радиации. Поэтому попасть туда можно ТОЛЬКО через пещеры Лэмплайта. Именно туда Вам нужно отправляться.

Но перед этим было бы далеко не лишним пополнить запасы. В Цитадели, а точнее в лаборатории, есть Военный магазин, однако местная торговка напрочь отказывается с Вами сотрудничать. Вам опять придется бежать к Лайонсу и просить у него разрешения поторговать. Тот ответит, что отдаст распоряжение неприветливой продавщице. Отправляйтесь к ней. Она станет немного поприветливее, но на фразу "Возьми меня, мой принц в силовых доспехах" можете не рассчитывать. Выбор в магазинчике вполне нормальный. Пополнение припасов позволит облегчить дальнейшее прохождение Fallout 3. Есть и еще несколько полезных персонажей на локации. Например, во внутреннем круге можно найти писца Джейсона, которой можно продать жетоны погибших членов Братства Стали (за опыт и крышки).

Путь в пещеры Лэмплейта не должен доставить Вам особых проблем - просто следуйте из ближайшей точки до маркера на карте. Проблемы начнутся на входе в пещеры. Как оказывается, пещеры под контролем у детей, которые ВЕСЬМА недоброжелательно относятся к взрослым. Здесь у Вас есть несколько путей прохождения Fallout 3: - уговорить мальчишку на входе - Мэра Мак-Криди пустить Вас внутрь с помощью красноречия или способности "Вечное дитя" - вытащить из лап работорговцев двух горожан - Сэмми и Бельченка - дополнительный квест "Побег из Рая". Поскольку чаще всего приходиться идти вторым путем, то этот квест опишу немедля.

ПОБЕГ ИЗ РАЯ

Ситуация складывается следующая. В локации Парадиз-Фолл находятся работорговцы, которые захватили детей. Ваша задача - их освободить. Добравшись до Парадиз-Фоллз, Вы обнаружите, что попасть внутрь не так уж и просто. На главном входе находится охранник - Ворчун, который не особо дружелюбен. У Вас есть несколько путей решения этой проблемы:

  • можно пройти внутрь, если с помощью красноречия уболтать охранника пропустить Вас за 500 крышечек
  • охранник может выдать Вам задание "Просто Бизнес", и хотя он является достижением на PS 3 и достаточно интересен, но принесет Вам лишь плохую карму. Тем не менее, охранник вручит Вам оружие "Гипнотрон" и патроны к нему. Дополнительные патроны можно докупить и охранника.
  • угостить охранника пулей в голову и уничтожить все живое и враждебное в Паррадиз-Фоллз (рекомендуется сначала взять у охранника квест "Просто бизнес" и заполучить гипнотронн), а затем уже устраивать кровавую бойню.

Скажу честно, если Вы выбрали агрессивный вариант, то прохождение Fallout 3 на локации Парадиз-Фоллз тяжело будет назвать легким. На локации находится громадное количество хорошо вооруженных работорговцев, так что трижды подумайте и запаситесь стимуляторами, прежде чем объявлять войну. Ваша основная цель, кроме уничтожения противника - найти среди убитых Сороковника или Гробовщика- у них есть ключ от загона рабов. Наверняка с Сэми Вы встретитесь еще не заходя в центральную часть локации - она будет бежать Вам навстречу. Сороковник будет бежать за ней.

После встречи с Сороковником направляйтесь по направлению маркера на компасе. Так Вы попадете в центральную часть локации. Основные неприятности будет доставлять бешенный пулеметчик на вышке, его стоить убрать сразу же после того, как расчистите пространство перед собой. Продвигайтесь вперед, вскоре увидите рабские загоны, где находится Бельчонок и Пэнни. Откройте замок и поговорите с ним. Теперь Вам останется лишь встретиться с детьми за пределами Парадиз-Фолллз.

Но вот здесь стоит притормозить основное прохождение Fallout 3 и оглядеться по сторонам. Мало того, что с убитых работорговцем можно взять множество полезных вещей, но стоит посетить и близлежащие здания. Загляните в Берлогу Гробовщика Джонса. Здесь Вы найдете его собственной персоной и его подружку. Как это не печально, но придется убить обоих. На столе, на первом этаже, неподалеку от терминала можно обнаружить пупс "Красноречие".

Много интересных и полезных вещей Вы найдете в казармах работорговцев, магазине "Заряжай" и местной клинике. Прохождение игры Fallout 3 подбрасывает Вам еще несколько вариантов решения этого задания. Проникнув в Парадиз-Фоллз без убийства охранника - Ворчуна, Вы можете поговорить с Гробовщиком по поводу продажи Вам детей. Три сильных, выносливых, перспективных раба обойдутся Вам в 2000, а если навык красноречие - на высоком уровне, то в 1200 крышек. Попав внутрь, можно также:

  • украсть ключ у Сороковника и открыть ворота загона рабов;
  • взять ключ в Берлоге Гробовщика Джонса на столике возле кровати и открыть загон;
  • похимичить с кабелями в щитке, которые проходят возле бара;
  • и еще несколько способов, которые зависят лишь от Вашей фантазии (например гипнотизирование пулеметчкика:).

НАГРАДА: 900 единиц опыта

Теперь, все что Вам нужно, чтобы продолжить прохождение игнры Fallout 3 - отправиться в Литл- Лэмплейт и поговорить с мэром МакКриди, которому ничего не останется, кроме как пустить Вас внутрь. Желательно сразу же поговорить с ним о цели Вашего визита - а именно поиске прохода в Убежище 87. По ходу разговора Вы узнаете о двух возможных путях выполнения этого задания:

  • Идти через Убийственный проход, который кишит хорошо вооруженными супермутантами. Чтобы попасть к ним в гости, попросите МакКриди открыть Вам дверь. Проследовав за мэром, Вы дойдете до большого заграждения, дверь которого для Вас нехотя откроют.
  • МакКриди расскажет о запасном входе в убежище 87. Чтобы пройти через этот вход, необходимо попросить Джозефа - местного техника, восстановить подачу энергии на компьютерный терминал. Воспользовавшись этим терминалом (средний уровень защиты), Вы сможете без труда попасть внутрь.

НАГРДА: 800 единиц опыта

ПОИСКИ ЭДЕМСКИХ КУЩ

В этом убежище прохождение Fallout 3 превращается в ночной кошмар пацифиста. Ваш путь по убежищу приведет Вас к деревянной двери реакторной камеры. Возникает вполне уместный вопрос, а кто эту дверь делал, супермутанты? - Зачем? После этого момента отключается компас и прохождение Fallout 3 плавно переходит из жанра RPG в шутер от первого лица, с элементами survival-horror. Каждая открытая дверь может преподнести сюрприз в виде парочки ОЧЕНЬ злых супермутантов.

Вот так и придется Вам бродить до тех пор, пока не найдете дверь в экспериментальную лабораторию. Внутри Вы найдете камеры, с весьма различным содержимым. Особый интерес представляет собой Терминал главного врача, информация из которого прольет свет на появление супермутантов. Но дальше - веселее. Вы найдете пять замкнутых камер, в 5 пятой находится супермутант Фокс, который хоть и является супермутантом, но его интеллект находится на более высоком уровне, нежели у его собратьев. По интеркому Фокс попросит Вас о помощи - он просит выпустить его, а он, в качестве оплаты долга, добудет Вам ГЭКК. Учитывая тот факт, что Фокс придерживается строгих моральных принципов, то выпустить его из заточения - правильное решение. Есть несколько способов решить эту проблему: - взломать терминал камеры со сложным уровнем защиты. При этом появляется возможность уничтожить образчик, но этого делать я Вам не рекомендую.

  • взломать терминал технического состава лаборатории со средним уровнем защиты и в меню выбрать открытие 5 камеры (находится дальше по коридору)
  • включить пожарную сигнализацию и открыть все 5 камер со всем их содержимым, а кое-что из содержимого может оказаться весьма буйным.К счастью это не относиться и к Фоксу, и хоть я предпочитаю видеть мутантов через мушку прицела, но Фокс сделан из другого теста.

Вы можете обменяться с ним снаряжением, но после Вашего захвата (читайте ниже), все оборудование отданное Фоксу будет утеряно.

Как то стремно к нему спиной поворачиваться!

Все, что Вам теперь нужно - следовать за Фоксом. С ним Вы пробьетесь через заслоны противника и с ним же дойдете до камеры с чрезвычайно высоким уровнем радиации. Соваться туда я Вам не рекомендую, так как уровень радиации действительно высок. Впрочем ему это, мягко говоря, до одного места - супермутантам радиация не страшна. Все что Вам остается делать - ждать, пока Фокс сходит за ГЭКК и принесет его Вам.

Если же Вы решили усложнить себе прохождение игры Fallout 3 и не выпустили бедолагу Фокса, то камеру с ГЭКК придется искать самостоятельно. По пути, справа, будет закрытая дверь, за ней - небольшая комната, где можно найти улучшенный противорадиационный костюм - он то Вам сейчас очень пригодится. Внутри камеры высокий, но отнюдь не смертельный, уровень радиации. Надели свой самый лучший противорадиационный костюм, приняли на грудь Рад-Х и вперед, зашли внутрь, повернули направо, затем налево. В центре комнаты находится металлический столб - нажмите на кнопку, откроется защитный кожух и Вы сможете забрать ГЭКК. ЗАБРАТЬ, а не активировать, если активировать, то мигом отправитесь на небеса при хорошей карме и в ад при плохой (по поводу ад, рай - шутка, а по поводу смерти НЕТ!).

После этого Фокс Вас покинет, а Вам необходимо будет бежать из убежища 87. Обратите внимание - появился маркер на карте. Но там Вас ждет засада: солдаты Анклава все это время сидели в замкнутой комнате. Как только Вы выйдите - в Вас кинут модификацией свето-шумовой гранаты и Вы будете оглушены. Избежать этого - НЕВОЗМОЖНО, ну разве что сидеть в убежище 87 и никуда не высовываться:). Как бы там не было, это не конец игры и у Вас еще будет возможность навешать люлей обидчикам.
НАГРАДА: 1000 единиц опыта + возможность пройтись по сердцу Анклава, сметая все на своему пути и мстя каждому за смерть отца.

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

Приходите Вы в себя в камере на базе Анклава. Перед Вами - тот полковник, который виновен в смерти отца. Если бы Вы не были прикованы, то с каким бы удовольствием Вы сломали каждый позвонок в его шее. Но он спрашивает код от очистителя, и он его не ПОЛУЧИТ, поняли - НЕ ПОЛУЧИТ (в противном случае - Game Over). И Вам было бы не особо хорошо, если бы полковника не вызвали по интеркому. Но что это, Вас освободили? В шкафчике находится Ваше оборудование, которой послужит верой и правдой для прохождения Fallout 3 в Рэйвен - Рок.

Как только откроете дверь в камеру - тут же натолкнетесь на охранника и здесь у Вас есть 2 варианта: - сказать ему, что Вы имеете право тут находится,: через несколько секунд это подтвердит по интеркому президент Эдем. Благодаря этому заверению, Вас некоторое время трогать не будут. - послать все к чертям собачим и устроить кровавую баню. Почему то этот вариант мне оказался ближе. Как бы там ни было, благодаря заявлению Эдема в ближайшее время Вас атаковать не будут.

Если честно, то Рэйвен Рок великолепное место, чтобы собрать боеприпасы, оружие, броню и просто поглазеть.

Ориентируясь по стрелке компаса, продолжайте прохождение Fallout 3. Пройдя на следующий уровень, Вас ждет не самый приятный сюрприз. Похоже у полковника Отема несколько другие взгляды на Ваш счет. А следовательно такие же взгляды у солдат Анклава...В общем солдаты Анклава начнут активно палить в Вас из всех стволов. Надеюсь, Вы сможете достойно ответить им! По дороге рекомендую заходить во все комнаты и взламывать все компьютеры - они, обычно, отвечают за энергетические барьеры, за которыми находятся ящики с амуницией.

В одной из комнат Вас ждет интереснейшая встреча с лаборанткой Анной Холт, которая перешла на сторону врага. Впрочем даже патроны на нее тратить не хочется. Анну можно найти в камере (комнате) 2В.

Не меньший интерес представляет комната полковника Отема - 2С, которая находится дальше по коридору, слева. В ней находится пупс "Энергооружие". Берите его сейчас - другой возможности уже не представится. В комнате также можно найти и код самоуничтожения базы - возьмите, может и пригодится. В ходе вашего прохождения Fallout 3 в Райвен-Рок Вы доберетесь до комнаты, где увидите сцену уничтожения солдатов Анклава роботами. Теперь роботы на Вашей стороне, благодаря желанию президента Эдема. Роботов убивать не стоит.

Пройдя внутрь вы лицом к монитору столкнетесь с президентом Эдемом. Как видите, это не реальный человека, а машина, искусственный интеллект (ИИ). У Вас, как собственно и по всему ходу прохождения Fallout 3, есть несколько вариантов развития событий:

  • убедить Эдема в том, что безумен и приказать ему уничтожить базу и себя. Для этого нужен высокий уровень красноречия, но даже в таком случае не факт, что у Вас получится его уговорить.
  • если у Вас уровень науки выше 70, то можно также довести Эдема до мысли о самоуничтожении.
  • можно запустить механизм самоуничтожения с помощью кода, который Вы могли найти в комнате полковника.
  • можно попросту выслушать всю его тираду, забрать модифицированный вирус ВРЭ и уйти с базы.

Но ведь лучше, чтобы мысль о том, что Ваши действия привели к уничтожению базы Анклава и смерти президента Анклава, будет греть Вас все оставшееся прохождение игры Fallout 3. Президент Эдем заставит взять Вас модифицированный вирус ВРЭ, который должен уничтожить всех мутантов на пустоши. Пока Вы не возьмете пробирку с вирусом, Вы не сможете покинуть кабинет президентский кабинет. После диалога, каким бы не был его финал, с вирусом ВРЭ под мышкой Вы должны покинуть базу. За Вас будут роботы Анклава, против Вас - все солдаты.

По дороге будет множество складов с оружием и камера, в которой находится Коготь Смерти. После ее открытия тварь будет нападать на то, что увидит первым. Стоит ли говорить, что солдаты Анклава - это не только ценная броня, но и плазменные винтовки и заряды. Перед самым выходом с базы будет находится солдат Анклава с гатлинг лазером - самым мощным "серийным" оружием Fallout 3, на нем же будет и броня Теслы. После всего Вам остается лишь открыть дверь на свободу.

Что будет происходить снаружи - зависит от диалога с президентом Эдемом - либо база Анклава взлетит к чертям, либо останется там же, где и было. Но попасть обратно Вы уже не сможете. Здесь Вас может ждать весьма приятный сюрприз - если Вы освободили Фокса в ходе предыдущего прохождения игры Fallout 3, то он будет ждать Вас перед входом на базу, вооруженный Гатлинг- лазером. Решайте сами, отправитесь ли Вы сразу в Цитадель Братства или побродите по окрестностям в поисках интересных мест.

Прибыв в Цитадель Братства Стали отправляйтесь вниз, в лабораторию. Здесь Вы станете свидетелем совещания по поводу нападения на Очиститель. Когда Старейшниа Лайонс обратится к Вам, то Вы наконец сможете рассказать что случилось в логове Анклава. Также у Вас будет возможность отдать Лайонсу и вирус ВРЭ. Если это сделаете, то получите хорошую карму, но оставлять себе вирус и затем вставлять его в очиститель крайне не рекомендую. После этого будет принято решение атаковать Очиститель и выбить оттуда Анклав. Но делать это решили красиво, с помощью того огромного робота, что стоит в центре зала. Писец Ротшильд сыграет классического ученого, детище которого еще не готово, но как всегда, такого ученого никто не слушает.
В качестве НАГРАДЫ Вам предложат на выбор Силовую Броню или Разведброню. Вовремя, блин.

ЗАБЕРИ ЕГО

Это последний квест. На вопрос готовы ли идти прямо сейчас в бой, рекомендую ответить - нет. Сходите в оружейную, продайте все награбленное за предыдущее прохождение Fallout 3, оставьте только то, что понадобится для боя. Если желаете выполнять дополнительные задания, то сейчас - самое время. Другой возможности уже не будет. Как только Вы ответите согласием прекрасной Лайонс, то как и на свадьбе - обратного пути не будет, только вперед, в совместное светлое будущее...

Что ж, пополнив запасы, Вы сказали Лайонс, что готовы идти в бой. Теперь робот-махина подымется на поверхность и Вам необходимо будет просто идти за ним. Начинается одна из самых зрелищных частей прохождения Fallout 3. Громадный Либерти-Прайм (так зовут робота) будет сносить и уничтожать все, что будет находится между Вами и очистителем. Все что Вам остается - подчищать за ним, уничтожая мелкие анклавовские засады. Но не стоит надеяться, что прохождение игры Fallout 3 на финише будет подобно прогулке по парку - ядреные взрывы, плазменные заряды, тяжелые огнеметы буду сильно мешать Вам.

Продолжения истории про приключения Дина и Пола на Столичной Пустоши.

Сегодня в доме рассказчика собралось много детей, у его внука был день рождения. Однако вместо того, чтобы играть в комнате, пришедшие на праздник дети уговорили старика рассказать им историю. Рассказчик долго сопротивлялся, но все, же согласился, продолжить своё повествование.
- Дин плечом выбил дверь и выбежал на крышу дома, - начал он, садясь в своё кресло, - Это был тупик, дальше бежать было некуда. Вслед за Дином на крыше появились супермутанты.
- Так, стоп, - раздался голос матери именинника, - может, расскажешь эту историю с самого начало?
- Ну, там, вначале не так интересно, - улыбнулся рассказчик.
- А я вот с удовольствием послушаю, - ответила девушка, садясь на диван.
- Ну, хорошо, - согласился дед.
_______________

История 6 – Цитадель.

До Цитадели они добрались уже ночью. Огромные металлические ворота, ведущие внутрь, были закрыты. Джон подошёл к интеркому и нажал кнопку.
- Кто? – раздался грубый голос.
- Это Джон.
- Джон, сукин сын, живой! – обрадовался голос, дверь со скрежетом начала открываться.
Когда дверь открылась, Дин и Пол увидели и хозяина голоса из интеркома, это был вооружённый миниганом солдат в силовой броне.
- Мы уж не думали найти тебя живым, - произнёс солдат, обнимая Джона, - говорил же тебе, не стоит так далеко отходить от группы, ладно, пошли внутрь.
- Подожди, - остановил его Джон, - они помогли мне, пусти их внутрь.
Солдат не довольно покосился на Дина и Пола, которые всё это время стояли в стороне.
- Хотите награды за спасения нашего писца? – спросил солдат.
- Нет, - ответил за них Джон, - у них интересные сведения, я думаю, им стоит поговорить со старейшиной Лайонс.
- Хорошо, - произнёс человек, закованный в силовую броню, - заходите.
Все четверо прошли во внутренний двор цитадели, пока дверь за ними с таким же скрежетом медленно закрывалась. Двор, был расположен в самом центре Пентагона, Братства Стали не плохо его обустроило, в одном конце тир, чуть подальше ринг для изучения рукопашных приёмов, в другом конце площадка для игры в американский футбол. Сейчас, когда луна освещало двор, кроме вооружённых охранников в силовой броне, никого на улице не было.
- Вам туда, - указал солдат на дверь, - это комната для гостей, располагайтесь. Джон идём.
Дин и Пол оставили членов Братства и направились к двери, на которую указал солдат. Она была не заперта и вела в небольшую комнату. На удивления здесь было чисто. Четыре кровати, возле каждой из которых стояла тумбочка со свечкой, полка с книгами и вешалка. Дин стянул с себя куртку, повесил её на крючок, снял шарф и шапку. Защитные очки положил на тумбочку, сапоги поставил рядом с кроватью.
- Ты что? – удивился Пол, - собираешься тут спать?
- Да, - ответил Дин, - мы не спали больше двух дней.
С этими словами Дин укрылся одеялом и тут же провалился в темноту. Полу не хотелось спать в незнакомом и опасном месте, среди людей, которых он не знает, однако усталость и напряжения минувших дней взяло своё и он тоже задремал.

Дин проснулся, когда первые лучи солнца, слегка коснулись его лица. Парень открыл глаза, и увидел Пола сидящего на кровати и читающего книгу.
- Там снег не идёт случайно? – спросил Дин, поднимаясь с постели.
- Чего? – не понял Пол.
- Снег должен пойти, я тебя первый раз с книжкой вижу.
- Пошёл ты, - обиделся Пол и погасил свечу, горевшую на тумбочке.
Когда часы на Пип-бое показали 8:00, дверь открылась и один из послушников Братства, принёс завтрак на подносе, не произнося не слова, он поставил еду на тумбочку и вышел. Дин осмотрел содержимое тарелки, приготовленный завтрак особого доверия не вызывал, да и счётчик Гейгера затрещал, когда Пол взял в руки стакан с водой.
- Про что читал? – спросил Дин, набираясь смелости, чтобы попробовать предоставленную им еду.
- Знаешь, - начал Пол, подцепляя вилкой содержимое тарелки, - мне кажется, что то, что человечество практически уничтожено, правильно.
Дин посмотрел на кровать, где лежала книга, которую Пол читал. «История современного мира».
- Ведь посмотри, - продолжал тем временем Пол, - что происходило 200 лет назад, бесконечные войны за какую-то нефть, в результате, которых Европейское Содружество и Ближний восток уничтожили друг друга. Китай вторгся на Аляску. «Новая Чума» уничтожавшая не одну тысячу жизней. Тот мир, был просто ужасен, война, болезни, голод, безработица.
- Как будто этот мир лучше, - усмехнулся Дин, - думаешь, что-то изменилось? Всё тоже самое, война, голод, болезни, безработица и в качестве бонуса ещё супермутанты, гули, анархия и полный Хаус.
- Тогда зачем стоило выходить из убежища?
- А, ты видишь какой-то смысл в выживании под землёй?
- Там по крайне мере, мы не убивали друг друга, все жили в гармонии, каждый работал.
- А, что было бы, если запасы иссякли? Они же не вечные. Нам всё равно пришлось бы выйти на поверхность, тем более ты не задумывался, почему в последние годы в убежище возросло количество несчастных случаев? Или, например, что наш Смотритель делал вчера у мемориала? Убежище давно открыто, просто не всем положено об этом знать.
- И ты решил в одиночку спасти мир, - рассмеялся Пол.
- Не мир, а наш дом, я должен выяснить правду о Смотрителе и мы должны, наконец, выйти на поверхность.
- Куда выйти? – воскликнул Пол, - посмотри вокруг, здесь кроме смерти и голода ничего нет, такой судьбы ты хочешь для нашего дома?
- А, ты хочешь, чтобы твои родные умерли от голода, прячась под землёй как крысы?
- Думаешь, будет лучше, если их разорвёт супермутант или сожрут каннибалы?
- Здесь у них будет шанс, я же не предлагаю переселяться в города, мы сможет построить свой город, который будет питаться от реактора в убежище, мы начнём торговлю с другими городами, обеспечим защиту.
- Это сказки, всех жителей просто убьют в первый же день.
- Мы же ещё живы.
Их спор прервала открывшаяся дверь и в комнату вошли три человека. Один был одет в длинную, похожую на рясу накидку, двое за его спиной в силовую броню, только без шлемов.
- Я, - представился незнакомец, - Старейшина Лайонс, а это лучшие наши бойцы, моя дочь страж Лайонс и паладин Варгас. Сначала хочу поблагодарить вас за то, что спасли Джона, он хороший человек, хоть и часто попадает в неприятности.
- Скорее мы спасали друг друга, - усмехнулся Дин.
- Ну, как бы то ни было, он здесь и с ним всё в порядке, - Лайонс протянул мешочек с крышками Дину, - здесь 500 крышек, благодарность Братства.
- Ваша помощь была бы лучше крышек, - произнёс Дин, принимая мешочек.
- Да, - кивнул Лайонс, садясь на стул, - Джон рассказал мне, о вашей проблеме. Дело в том, что убежища, это очень засекреченный проект и знаем мы о них, крайне мало. Про ваше убежище у нас нет никакой информации, поэтому я собрал небольшой совет, на котором мы решим, стоит ли нам вмешиваться в данную ситуацию или нет. Пока мы будем совещаться, вы можете подождать здесь или прогуляться по внутреннему двору, однако заходить дальше вам запрещено.
Закончив свою речь, Лайонс поднялся со стула и вышел во двор, его телохранители последовали за ним. Дин проводил их взглядом, а когда дверь закрылась, пару раз подкинул мешочек с крышками на ладони.
- Вот видишь, а ты говорил бедность, ладно пойдем, прогуляемся по двору.
Дин оделся и вышел за дверь, Пол вздохнув, отправился за ним. Во дворе было много послушников, они стреляли, дрались, бегали, отжимались, подтягивались и даже играли в американский футбол. За всем этим пристально наблюдали паладины.
- Мы, кажется, не закончили наш спор, - произнёс Пол, садясь на скамейку и открывая книгу, которую читал ночью.
Дин присел рядом и начал внимательно слушать все доводы Пола.

Тем временем в здании Цитадели начался совет. Он проходил в комнате освещённой прожекторами, которые были расставлены по углам. За круглым столом собрались Старейшина Лайонс, его советник Высший паладин Кросс, страж Лайонс, а так же писцы Ротшильд, Боудич и Пибоди.
- Я предлагаю отправить в убежище «Львиный Прайд», - произнесла Сара Лайонс.
- В этом нет смысла, - возразила Кросс, - ты представляешь, как встретят в убежище двух беглецов и отряд вооружённых людей? Тем более мы не знаем, зачем Смотритель вышел на поверхность и как смог нанять «Когтей».
- Тогда может, стоит больше узнать про это убежище? – предложил Ротшильд, - отправим отряд в здание Волт - Тек.
- Мысль хорошая, - согласился Пибоди.
- Хорошая, но опасная, - произнёс Лайонс, - отправлять наших людей в центр Вашингтона, где полно супермутантов, слишком рискованно.
- Тогда, может и не будем им помогать? – предложил Боудич.
- А что, зачем нам встревать в чужие дела, - согласился Ротшильд.
- Думаю, стоит всё-таки им помочь, - вступилась Кросс, - кто знает, что нам удастся выяснить об этом убежище и какие технологии мы сможем там найти.
- Покопаться в Волт – Тек, было бы не плохо, - задумчиво произнёс Ротшильд.
- Может, просто всё-таки сразу отправимся в убежище? – спросил Пибоди.
- Нет, - покачал головой Лайонс, - кто знает, чего ждать от Смотрителя. Что ж, думаю, решили, нужно отправить отряд в здания Волт – Тек.
- «Львиный Прайд» справится, отец, - гордо выкрикнула Сара.
- У «Львиного Прайда» и другие дела есть, - не согласился Лайонс, в «Волт – Тек» мы отправим младших паладинов, пора им уже и в бою себя показать.
- Это риск, - произнесла Кросс, - они ещё не готовы.
- Да мы прекрасно справимся сами, - настаивала на своём Сара.
- Я всё решил, - закончил спор Лайонс, - на задания мы отправим отряд из девяти младших паладинов, которых возглавил паладин Даллас. Пусть готовятся, выход на рассвете.
- Предлагаю, отправить с ними писца, - предложил Ротшильд, - его знания там окажутся не лишними, да и наших гостей, незачем тут оставлять.
- Пускай идёт Джон, - согласилась Кросс, - он ведь и привёл их сюда, однако какой смысл отправлять на это задания наших гостей, они могут погибнуть.
- А, нам какое дело, выживут они или погибнут? Если операция закончится успехом, то данные мы получим, номер убежища знаем, они нам не нужны, - произнёс Пибоди.
- Однако они могут помочь в общении с жителями убежища, - предположил Ротшильд.
- Кто знает? – усомнилась Кросс, - они могут наоборот всё испортить, нам ведь неизвестно почему они оттуда сбежали.
- Хорошо, пускай Джон и наши гости, тоже отправятся в центр Вашингтона, заодно посмотрим, что они из себя представляют. Только подготовьте их немного, чтобы они не стреляли в кого попало, могут и наших паладинов задеть. Всё выполняйте.
Совещания закончилось, все его участники поднялись со своих мест и вышли из комнаты, остались только старейшина Лайонс и его дочь.
- Отец, - начала Сара, когда они остались вдвоём, - почему ты не отправил туда мой отряд?
- У вас других дел много, тем более это слишком опасно.
- Но, ведь для этого нас и готовили.
- Вас готовили для войны с Анклавом и потерять «Львиный Прайд» сейчас, не позволительная роскошь для Братства.

Весь оставшийся день Дина и Пола обучали стрельбе из автомата, приёмам рукопашного боя и тактики поведения при огневом столкновении с противником. Конечно, по настоящему подготовить их это не могло, но по крайне мере они получили минимальные знания, которые возможно помогут им выжить. На рассвете отряд из 13 человек отправился в центр Вашингтона. 10 бойцов в силовой броне, вооружённые китайскими автоматами, писец, в обычном бронежилете с 9-мм пистолетом и армейским ножом. Дин и Пол в одежде, которую смогли раздобыть за время своих приключений на Пустошах и вооружённые так же китайскими автоматами, плюс ещё два обреза, доставшиеся им от рейдеров. Паладин Даллас принял решение продвигаться вдоль берега реки, он считал этот маршрут наиболее безопасным.
И вновь беглецы из убежища №33 могли рассмотреть руины Вашингтона, проходя перекрёстки, они постоянно бросали свой взгляд в конец улиц, которые были завалены рухнувшими зданиями, или просто мусором, который гонял ветер. По пути и вправду всё было спокойно, если не считать небольшой отряд рейдеров, вооружённый бейсбольными битами, который увидев, бойцов Братства Стали, поспешил скрыться в разрушенном здании. Первой проблемой стал выползший из-за кучи обломков кентавр.
- Что это? – изумился Дин, увидев странное существо, от вида которого начинало тошнить.
- Кентавр, - ответил паладин Даллас, отталкивая Дина в сторону, от летящей кислотной слюны монстра.
Раздались выстрелы. Кентавр ещё два раза плюнул в отряд Братства Стали, но бойцы были готовы к таким действиям, они вжались в уцелевшую стену одного из зданий и без видимых усилий расстреляли монстра.
- Первый раз вижу такое, - с отвращением произнёс Пол, разглядывая труп кентавра.
- Они не очень опасны, - пояснил Даллас, - главное не дать его слюне попасть на тебя.
Дальше по набережной идти не было смысла и отряд углубился в центр Вашингтона. Завалы становились всё массивнее и обходить их становилось всё сложнее. В 15:00 было решено сделать привал и немного отдохнуть. Бойцы устали. Отряд расположился на первом этаже полуразрушенного здания и выставив дежурных, устроился на отдых.
Закончив с банкой консервов Даллас, потянулся к своему шлему, который лежал рядом, но рука остановилась, он увидел как с лестницы, ведущей на второй этаж, медленно спускался супермутант.
- Противник, - прокричал Даллас, хватаясь за автомат.
Супермутант, тоже заметил непрошеных гостей, он выхватил свой китайский автомат, висевший на спине и открыл огонь. Паладины открыли ответный огонь. Супермутант попытался отступить обратно на верх, но плотность огня была большая, его тело пронзило множество пуль и он бездыханным скатился по лестнице вниз.
- Паладин Даллас ранен, - прокричал кто-то из младших паладинов.
Пол подбежал к Далласу, в его голову попало три пули, превратив её в кровавое месиво.
- Он не ранен, - заключил Пол, снимая с тела Далласа жетон, - он убит.
На втором этаже раздался топот.
- Нужно уходить, - решил кто-то из младших паладинов и вышел на улицу.
Но там спасения не было, к зданию в котором засел отряд, приближалось три супермутанта, один из которых был вооружён миниганом. Оставаться в здании так же было опасно, со второго этажа в холл упала граната.
- Бежим, - прокричал Джон, выбегая на улицу.
Дин и Пол бросились за ним. Прогремел взрыв, потолок в холле обрушился, погребая под собой ещё двух паладинов. Застрекотал миниган, паладины, отступая, вели ответный огонь. Силовая броня защищал их от пуль, но все, же прямых попаданий стоило избегать. Ещё один из Братства Стали был убит. Оставшиеся скрылись на соседней улице, однако супермутанты и не думали отступать, они шли следом. Свернув за угол, отряд попытался скрыться, но появившиеся следом супермутанты, начали стрелять в спины убегающим. Нужно было срочно покидать эту улицу, двое паладинов приняли бой, давая возможность остальным уйти. Супермутанты немного замешкались, бойцы бросили в сторону врага гранату и отправились догонять своих.
Пробежав несколько улиц, петляя по дворам, отряд остановился.
- Похоже, оторвались, - тяжело дыша, произнёс Джон.
- Вот только куда нас занесло? – спросил Дин, глядя на карту в Пип-бое.
- Далеко мы забежали, - заключил один из младших паладинов, - мы в 10 кварталах от Капитолия, нужно возвращаться.
- Идти назад нельзя, - отверг его предложения Пол, - нужно пройти здесь.
- Капитолий очень опасное место, - проговорил Джон.
- Назад идти не лучшее решения, - поддержал напарника Дин.
- Скорее стемнеет, идём вперёд, - решил младший паладин.

Солнце скрылось за горизонтом, видимость ухудшилась, но останавливаться было нельзя. Отряд продолжал медленно продвигаться по разрушенным улицам города, однако делать это становилось всё труднее. Бойцы постоянно обо что-то спотыкались, падали, при этом создавая слишком много шума. Неожиданно впереди показался супермутант, он прицелился и начал стрелять по отряду из автомата. Дин, Пол и Джон бросились в подворотню и от туда начали прикрывать отступления других членов группы. Когда все оказались в укрытии, Джон поставил «растяжку» и отряд поспешил покинуть место боя. Взрыв прогремел, когда они успели пройти два квартала. После ещё двух часов бесконечной гонки по разрушенному городу Братство вместе с Дином и Полом, вышло к Капитолию.
- Он сильно пострадал, - произнёс Дин, стараясь лучше разглядеть историческое здание.
- У нас один раненый, - вернул его с небес на землю Пол, - быстро идти он не может, а нам надо торопиться.
- Оставьте меня здесь, - предложил младший паладин, у которого было ранение в ногу, - я задержу супермутантов, а вы сможете уйти.
- Идём, - тут же согласился Пол.
- Постой, - остановил его Дин, - он же обрекает себя на смерть.
- Если он пойдёт с нами, погибнет весь отряд, а так он сможет задержать противника.
- Идите, - кивнул Дин, занимая оборонительную позицию.
- Что ты задумал? – удивлённо произнёс Пол.
- Я останусь с ним, вместе мы их задержим, а потом я помогу ему уйти.
- В героя решил поиграть, да? – выкрикнул Пол, хватая Дина за руку, - идём!
- Нет, - вырвался Дин, - вдвоём мы их дольше задержим и у нас будет шанс, чтобы уйти. Нет времени на спор, уходите. У тебя семья, тебе есть смысл возвращаться в убежище.
Пол, хотел ещё что-то сказать, но ему помешал Джон. Он вытащил свой фотоаппарат, который довольно быстро починили в Цитадели.
- Фото на память, - сказал он, нажимая на кнопку.
Вспышка на мгновения ослепила Дина с Полом.
- Прощай, - произнёс Пол, пожимая Дину руку, - уходим.
- До встречи, - прошептал Дин, когда Джон, Пол и ещё 5 бойцов Братства Стали скрылись на соседней улице.

Супермутанты появились минут через 15. Дин, укрывшись за грудой обломков, долго прицеливался в голову одного из врагов, наконец, выстрелил. Очередь из трёх патронов нанесла серьёзные повреждения супермутанту, но он остался на ногах. Противник начал стрелять в ответ. В бой вступил и раненый паладин, добив подстреленного Дином супермутанта. Заметив, что врагов двое, неприятель бросил в сторону младшего паладина гранату. Прогремел взрыв. Возле Дина упала оторванная рука напарника. Супермутанты, воодушевлённые успехом, начали наступления. Дин огрызнулся ещё тремя очередями и покинув укрытия решил отступать в глубь города. Супермутанты шли по пятам, две пули просвистели прямо у него над головой, бежать по улице было слишком опасно, Дин бросился в первое попавшиеся здания. Подъезд, пустая шахта лифта, куча осколков на полу, всё покрыто пылью. Лестница, Дин побежал наверх. Супермутанты ворвались в здание следом за ним. Ещё одну очередь выпустил Дин в преследователей, поднимаясь на четвёртый этаж, враги не отставали. В кармане лежала одна осколочная граната, Дин вытащил её, выдернул чеку и поднимаясь на седьмой этаж, бросил вниз. Граната покатилась по ступенькам, прогремел взрыв. Снизу раздался ужасный рёв. Дин продолжал бежать. 25 этаж, сил уже не осталось. Лестница заканчивалась дверью. Парень разбежался и из последних сил врезался плечом в дверь, она распахнулась, Дин вылетел на крышу. Всё, тупик, бежать здесь некуда. Он подошёл к краю крыши. До соседнего здания слишком далеко. Позади, раздались шаги, Дин обернулся, четыре супермутанта, вооружённые кусками арматуры, показались на крыше. Он поднял автомат и прицелился в голову одного из супермутантов, всех не убить, но хоть одного заберу с собой. Дин нажал на спусковой крючок, раздался глухой щелчок. Ещё раз, вновь щелчок и в третий раз тоже самое. Патронов больше нет.
- Вот и конец, - прошептал Дин, берясь за дуло автомата, - но легко я не сдамся…

Часы пробили 10 вечера.
- Уже поздно, всем пора по домам, - прервался рассказчик.
- Ну, вот опять, не узнаем чем всё кончиться.
- Почему не узнаете? – удивилась девушка, - я думаю, продолжение не заставит вас долго ждать.
За детьми пришли родители и те неохотно разошлись по своим домам. Рассказчик вернулся в своё кресло и набивая трубку табаком, принялся внимательно рассматривать фотографию, стоявшую на камине…

Сэм знал, что он умер. Как ни странно, он был верующим и сейчас он верил, что окажется в Раю, по крайней мере, он так надеялся. Вдруг его глаза открылись и его ослепил яркий свет. "А вот и Рай" - подумал он. Но вдруг он услышал голос Сары: - Сэм! Яркий свет погас. Сэм начал различать окружающие его предметы и людей. Рядом с ним стояли Старейшина Лайонс со своей дочерью Сарой, Писец Ротшильд, доктор Ли и еще несколько ученых. - Что за... - с удивлением сказал Сэм, глядя на них. Они все улыбались. Тут он заметил, что лежит в стеклянной капсуле и к его телу подключено множество проводков и трубок. Также он заметил, что он окружен множеством приборов. Капсула начала открываться. К Сэму подошла Доктор Ли: - Господи, ты не представляешь, как тебе повезло, - с этими словами она начала отключать проводки. Сэм сел, посмотрев на свои руки. Они преобрели темноватый оттенок. Потрогал лицо руками. Все было на месте. - Но как? - начал было Сэм, но тут Сара Лайонс бросилась к нему и, несмотря на опасность, обняла его. - Я так счастлива, - она уткнулась лицом в его плечо. Из ее глаз полились слезы. - Тихо, тихо, не стоит плакать, все же хорошо, я выжил, хотя не знаю как, - он кинул вопросительный взгляд в сторону доктора Ли. Та одними губами ответила ему: "Потом"

Несколько часов спустя

Так как же вы меня спасли? - спросил Сэм у доктора Ли. - Один из рыцарей Братства, когда пик излучения спал, одел антирадиационный костюм, быстро пробрался и вытащил тебя из зала управления. На винтокрыле Анклава, который стоял неподалеку от музея, мы перевезли тебя в Цитадель. Твое тело отнесли в лабараторию. Мы поместили тебя в капсулу, предварительно сняв с тебя твою броню "Тесла". Ты был похож на гуля, твое сердце еле билось. Все думали, что ты погибнешь. Но мне в голову пришла идея модифицировать "Г.Е.К.К." таким образом, чтобы он восстанавливал зараженные и погибшие ткани. В течении шести месяцев твои клетки восстанавливались. И лишь сегодня ты полностью отчистился от радиации. Разве что твоя кожа потемнела, но в остальном, ты такой-же, как и прежде. Ладно, тебя Сара ждет, да и у меня есть дела. Так что иди к ней. Сэм вышел из кабенета доктора. Сара вправду ждала его, прислонившись к стене. Он подошел к ней, крепко обнял. Она ему прошептала: - Ты мой герой. А герои... герои никогда не умирают. Как и война, которая не меняется...

Примечания:

Жду тапки и 10 лойков (если возможно)

Ещё работа этого автора

Вечность. Бесконечность. Бессмертие. 37 1

Фэндом: Mass Effect Пэйринг и персонажи: Шепард/Тали"Зора, другие , Лиара Т"Сони , Эшли Меделин Уильямс , Урднот Грант , Джефф Моро , Тарквин Виктус , Тали"Зора вас Нима нар Райя , Гаррус Вакариан , м!Шепард Рейтинг: R - фанфики, в которых присутствуют эротические сцены или насилие без детального графического описания."> R Жанры: Романтика - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец."> Романтика , Флафф - тёплые отношения между персонажами, светлый позитив, сантименты и общая жизнерадостно-идиллическая атмосфера вида «всё прекрасно и дальше будет ещё лучше»."> Флафф , Фантастика - истории о техническом прогрессе, далёких планетах и других мирах, звездолётах и бластерах."> Фантастика , Повседневность - описание обычных повседневных будней или бытовых ситуаций."> Повседневность Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 8 страниц, 5 частей Статус: закончен

Шепард предпочел контроль уничтожению Жнецов. Бессмертие, вечность... Его цель - сделать мир лучше. Для него все обычное потеряло ценность. Почти...

Ещё по фэндому "Fallout"

Take me away 18

Фэндом: Fallout Пэйринг и персонажи: Сто первая/Харон Рейтинг: R - фанфики, в которых присутствуют эротические сцены или насилие без детального графического описания."> R Жанры: Ангст - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события."> Ангст , Драма - конфликтные отношения героев с обществом или друг с другом, напряженные и активные переживания различных внутренних или внешних коллизий. Возможно как благополучное, так и печальное разрешение конфликта."> Драма , Hurt/comfort - один персонаж так или иначе страдает, а другой приходит ему или ей на помощь."> Hurt/comfort , Предупреждения: OOC - Out Of Character, «Не в характере» - ситуация, когда персонаж фика ведет себя совсем не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне."> OOC Размер: планируется Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, написано 12 страниц, 2 части Статус: в процессе

"А давай просто забудем, что нам суждено умереть? И хотя бы на секунду представим, какими бы мы были, если бы не хаос вокруг и сумасшествие внутри?"

Fallout. Guilty for everything / Фаллаут. Виновен за всё 11

Фэндом: Fallout , Fallout 2 Кэссиди, его отец, Избранный-1, Избранный-2, и ещё некоторые. Рейтинг: NC-17 - фанфики, в которых могут быть детально описаны эротические сцены, насилие либо какие-то другие тяжёлые моменты."> NC-17 Жанры: Ангст - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события."> Ангст , Драма - конфликтные отношения героев с обществом или друг с другом, напряженные и активные переживания различных внутренних или внешних коллизий. Возможно как благополучное, так и печальное разрешение конфликта."> Драма Предупреждения: Насилие - описание действий насильственного характера (обычно не сексуальных)."> Насилие, Изнасилование - сексуальное взаимодействие без полного и добровольного согласия одной из сторон. "> Изнасилование, Элементы слэша - романтические и/или сексуальные взаимоотношения между мужчинами."> Элементы слэша Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 24 страницы, 1 часть Статус: закончен

Поломка водного чипа в Убежище 13 - случайность? Или всё-таки нет? И если виновен кто-то конкретный, то как этому человеку жить, зная, что где-то по его вине живет Избранный, изгнанный Надзирателем из Убежища? Найти и попросить прощения? Но Пустоши - не то место, которое дает шанс остановиться и поразмышлять над прошлым. Не то место, где можно найти того, кого потерял - будь то Избранный, друзья, или собственный сын. И только настоящее раскаяние поможет обрести покой.

Весна на Марсе 59

Фэндом: Fallout , Fallout: New Vegas (кроссовер) Пэйринг и персонажи: ж!Курьер/Бенни , Курьер , Бенни Рейтинг: R - фанфики, в которых присутствуют эротические сцены или насилие без детального графического описания."> R Предупреждения: Кинк - в фанфикшене обозначает обстоятельства, как правило, связанные с насилием и экзотическими сексуальными практиками, читать о которых приятно не всем."> Кинк Размер: Миди - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц."> Миди, 23 страницы, 5 частей Статус: закончен

Судьба не пощадила Бенни, и теперь он вынужден зарабатывать на жизнь проституцией в отчаянной попытке выкарабкаться из долговой ямы. Прослышав об этом, давняя знакомая, в прошлом курьер, а ныне любимица мистера Хауса, приходит к нему повидаться. Написано по заявке на фест. Мягкий фемдом, дабкон.

Ещё по фэндому "Fallout 3"

Возрождение 12

Фэндом: Fallout 3 Рейтинг: G - фанфики, которые можно читать любой аудитории."> G Жанры: Постапокалиптика - Истории о мире, где случилась некая катастрофа, поставившая человечество на грань вымирания или в очень тяжёлые условия для выживания."> Постапокалиптика Предупреждения: Underage - В сценах сексуального характера задействованы персонажи, достигшие возраста согласия, но не достигшие совершеннолетия"> Underage Размер: планируется Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, написана 1 страница, 1 часть Статус: в процессе

Выходец из Убежища 101, детка из Убежища 101 или просто 101-й. У него много имён, много прозвищ, но вот счастье. Счастья у него никогда не было. Сможет ли он принести в этой мир луч света, или Пустошь поглотит его, как и остальных белых рыцарей?

Главный дизайнер

Что для вас значит культ технологии?

Поклонение золотому роботу-тельцу? Возможно, бог это всего лишь высокоразвитый искусственный интеллект, дарующий успех и всяческие блага в обмен на почитание?

Или возможно, только возможно, человеческий род уже ответил на этот вопрос: технологии поклоняются просто потому, что мы одержимы ею и её достижениями. Технология доминирует над людьми везде, начиная с неоновых мегаполисов, питающихся электроэнергией, и заканчивая биохимическими антидепрессантами. И каждое воскресенье, которое большинство из нас тратит на просмотр футбольного матча по "ящику", только ещё больше доказывает, насколько ценим мы наше главное "божество" — технологию.

Теперь представьте себе одержимость, привыкание всей нашей расы к технологии, инкапсулированное в небольшую группу людей. Представьте себе эту навязчивую идею, сводящее с ума желание бесконечного технологического превосходства и окончательную тщетность такой цели.

Представьте себе, если сможете, Братство Стали…

В Fallout 3 Братство Стали будет одной из самых важных и влиятельных фракций, с которой вам придётся столкнуться. Хотя Братство является военной организацией, звания и структура командования в нём больше напоминают средневековый рыцарский орден. Подобно древним Тамплиерам, члены Братства считают себя "чистыми", в этом гниющем мире, заполненном несправедливостью, только они считаются настоящими людьми.

Но на самом деле возглавляет и вдохновляет Братство — культ технологии. Для Паладина Братства Стали Силовая Броня — рыцарский доспех, Суперкувалда — боевой молот. Не воюющий Писарь Братства, больше занимающийся наукой, использует компьютер как средневековый монах — перо и чернильницу.

Однако членам Братства Стали не достаточно просто использовать какую-либо высокотехнологичную технику, попавшую к ним в руки. Все существование организации основано на овладении технологией. Что бы они ни нашли — этого всегда мало. Их лучшее оборудование? Оно может быть и ещё лучше. Даже если этот бесконечный поиск всё более навороченных "игрушек" может помешать другим людям, которые действительно могли извлечь из них пользу, Братству Стали это побоку.

Так что никто не был удивлён решением Верховного Совета Братства, расположенного в Южной Калифорнии, послать отряд солдат на Восточное Побережье с двумя директивами:

1.Обыскать руины города Вашингтон, округ Колумбия, бывшего когда-то столицей нации, с целью найти всю/любую продвинутую технологию. Кроме того, неподалёку был расположен Пентагон, главный штаб Министерства Защиты США. Кто знает, какие секреты/оборудование там осталось?
2.Проверить сообщения о активности Супермутантов в этом районе. Были ли эти существа так или иначе связаны с теми, которые сбежали в восточном направлении после смерти Мастера (финал первого Фоллаута). Или эти Супермутанты — что-то абсолютно новое?

Итак, маленький, но закалённый в боях отряд солдат Братства, ведомый честолюбивым паладином Оуином Лайонсом (Owyn Lyons), его напарником/другом, техническим специалистом, писарем Ротшильдом (Rothchild), а так же его семилетней дочкой Сарой(Sarah), покинул бункер, расположенный в Затерянных Горах (Lost Hills Bunker in California) в Калифорнии, и начал своё долгое путешествие на восток, туда, где раньше располагался Вашингтон.

Когда группа, наконец, прибыла в Столицу Пустошей, знаменательные открытия не заставили себя долго ждать.

Пентагон, как они и опасались, был в значительной степени разрушен. Но его подуровни оставались неповрежденными, и содержали достаточно довоенной технологии и вооружения, чтобы группа Лайонса оставалась вполне боеспособной (как только роботы-защитники были уничтожены). Но там было кое-что ещё… чудо технологии, которое могло, в отремонтированном состоянии, помочь Братству восстановить силы и репутацию, неуклонно уменьшавшиеся год за годом.

Это открытие оказалось достаточно значимым, чтобы паладина Лайонса возвели в ранг Старейшины прямо на поле боя. Была получена новая директива — основать новую временную базу Братства в Столице Пустошей и продолжить исследование высоких технологий, укрытых в руинах столицы.

Лайонс с благодарностью принял новое назначение и основал на руинах Пентагона Цитадель (Citadel). Цитадель была крепостью Братства, в которой они отчаянно нуждались, и которую они постоянно старались укрепить в связи с ещё одним открытием — Супермутантами.

Лайонсу и Братству Стали не пришлось их долго искать — Супермутанты сами нашли их. В Столице Пустошей, в частности в руинах нижнего города, столкновения с Супермутантами были попросту неизбежны.

Вот почему для жителей Столицы Братство Стали оказалось ответом на их мольбы о спасении.

Рассредоточенные, голодные и в большинстве своём не организованные, они жили в постоянном страхе быть пойманными Супермутантами. Старейшина Лайонс и его храбрые Рыцари и Паладины изменили существовавший порядок вещей. Впервые кто-то смог дать отпор Супермутантам. Конечно, руины города всё ещё были под контролем Супермутантов и в них нельзя было жить, но количество вылазок и нападений Супермутантов за пределами города резко уменьшилось. Жизнь по-прежнему была жестока и несправедлива, но по крайней мере теперь у жителей Столицы был шанс на победу — благодаря Старейшине Лайонсу и Братству.

Может быть мирных жителей и устраивало, что Братство сдерживает Супермутантов в определённых пределах, но для самого Братства слишком много загадок оставалось неразгаданными: откуда взялись эти "местные" Супермутанты? Зачем они ловят жителей Столицы Пустошей? Куда они их забирают? Оуин Лайонс всерьез решил найти ответы на эти вопросы.

Прошли годы, но совсем не так, как кто-либо предполагал. Конечно, Лайонс не ожидал, что для жителей Столицы Братство окажется таким важным элементом жизни. К тому же этот факт совершенно не заботил начальство в Калифорнии. Для новоиспеченного старейшины была поставлена ясная задача: завладеть высокотехнологичным оборудованием в Городе и округе. Конечно, поиск и обезвреживание источника угрозы со стороны Супермутантов тоже являлось важной проблемой. Но… её решение не должно затягиваться, верно? Позиция Старейшин в Калифорнии была единой: в первую очередь поиск технологий, а супермутанты — второстепенная задача.

Но у Старейшины Лайонса была собственная приоритетная задача, которую он поставил выше приказов начальства — защита мирного населения. Итак, Лайонс заявил начальству, что займётся поиском только тогда, когда люди будут в безопасности, и что он не намерен приносить в жертву мирных жителей, искавших защиты у Братства Стали.

Яростные споры и обсуждения сотрясали стены бункера в Затерянных Горах. Неужели Оуин Лайонс "отпочковался", поставив нужды людей выше приоритетов Братства? Или же наконец-то хоть один Старейшина Братства решил показать остальным пример самоотверженного поведения? В конце концов Старейшины вынесли свой вердикт — Цитадель остаётся оплотом Братства в Вашингтоне, а старейшина Лайонс — её командующим. Но Западное побережье больше не будет "спонсировать" свой восточный сателлит. Если Лайонсу угодно заниматься своими делами — пусть делает это в одиночку.

Таково было решение упёртых Старейшин. Восточный отдел БоС обособился: связь с БоС на Западном берегу сохранялась, как и единый устав и правила, но в остальном абсолютно независимая.

Большинство подчинённых Старейшины Лайонса поддержали своего командира и гордились своим героическим лидером. Но были и другие, громко и агрессивно выражавшие своё недовольство. Они были уверены, что, не подчинившись приказам начальства, Лайонс нарушил все каноны Братства.

В одну прекрасную ночь отступники тихо покинули Цитадель, забрав с собой оружие, Силовую Броню и другое оборудование. Без сомнений, для Оуина Лайонса наступил самый чёрный день в его жизни. Он понимал тех, кто покинул его: ведь он предал главную цель Братства. Он знал, на что шёл и полностью осознавал всю ответственность такого шага. Кое-кто из ушедших рыцарей и паладинов были для него как братья многие годы. Вместе они делили победы и поражения, боль и радость. Но ушедшие считали поступок Лайонса трусостью и предательством. У Лайонса не оставалось другого выбора: он заклеймил отступников как "Изгоев, предателей Братства" — и это имя они носили с гордостью, словно оно разделяло их и "подхалимов Лайонса".

Таковым является положение БоС, когда вы, игрок, выходите на сцену в 2277 году. БоС всё ещё защищает мирных жителей. Его члены круты, лояльны, и связаны честью …, и их ряды потихоньку редеют.

Дочь Старейшины Лайонса, Сара теперь взрослая женщина и к тому же она один из самых свирепых бойцов Братства. Фактически, она — единственный член Братства, завоевавший прославленный титул Стража, и теперь командует своей собственной элитной командой, "Гордостью Лайонса".

Война с Супермутантами — конфликты не прекращались на протяжении 20 лет — всё обострялась, Братство уже измотано непрерывными столкновениями. Без подкреплений с Западного побережья, Лайонсу пришлось рекрутировать солдат из местных, и результаты подтвердили самые худшие опасения: большинство новых призывников были староватыми, неумелыми или даже и то, и другое. В результате выживали не многие. По Столице даже прошёл слух — "Вступи в Братство и ты умрёшь в течение недели".

Изгои же наоборот, усилились и посвятили себя тому, что считали первостепенной задачей Братства — сбору технологий.

Старейшина Лайонс совершенно не представлял, что его жизнь повернётся таким образом и не ожидал, что его правление будет занесено в анналы истории. Такова судьба Старейшины Братства.

Теперь остаётся только один вопрос — Что напишут Писари Братства Стали в своих архивах о тебе?

Введение

Разработчики Fallout Shelter приготовили для фанатов серии сюрприз в виде «Легендарных жителей». Они нам хорошо знакомы, так как являются персонажами Fallout 3 (один - из них Fallout 4).

Легендарных жителей можно получить, открывая ланч-боксы, либо случайным образом вызвать из пустоши при помощи радио. Так как они имеют 40 S.P.E.C.I.A.L. очков, а также хорошее вооружение или экипировку, то заполучить их будет весьма полезно.

Стоит отметить, что персонажи в Fallout Shelter имеют другие показатели S.P.E.C.I.A.L. (не те, что были у них в Fallout 3).

Abraham Washington / Авраам Вашингтон

Владелец «Общества по сохранению столицы» в Ривет-Сити. Его одежда профессора дает +4 к интеллекту и +1 к удаче.
Оружие:Винтовка Линкольна. Урон 4-9.

Allistair Tenpenny / Алистер Тенпенни

80-летний владелец Тенпенни-Тауэр. Отвоевав башню у прежних владельцев, Алистер привел ее в порядок, и заселил состоятельных жильцов. Не покидает свои апартаменты, и лишь изредка выходит на балкон, чтобы пострелять по тварям из пустоши. Заполучив его костюм, можно увеличить восприятие, харизму, интеллект на 2 пункта, а удачу на 1.
Оружие: Винтовка «Виктория». Урон 10-15

Amata / Амата

Дочь смотрителя Убежища 101 и друг главного героя Fallout 3. Носит обычный костюм жителя убежища.
Оружие: Одинокий путник. Урон 2-7.

Bittercup / Лютик

Житель Большого города. Ее одежда прибавляет +2 к восприятию, силе и выносливости, +1 к харизме.
Оружие: -

Житель Убежища 101, возможный напарник в Fallout 3. С 10 лет становится лидером банды «Туннельные змеи». Одноименная форма дает бонус +2 к восприятию, харизме и ловкости и +1 к выносливости.
Оружие: «Одинокий путник». Урон 2-7

Colonel Autumn / Полковник Отем

Руководитель всех боевых подразделений Анклава на Столичной Пустоши. Главный антагонист Fallout 3. Его плащ добавляет +2 к силе, восприятию и выносливости, +1 к харизме.

Confessor Cromwell / Исповедник Кромвель

Лидер секты «Детей Атома» в Мегатонне. Носит лохмотья, которые, однако дают бонус +2 к восприятию, выносливости, удаче и +1 к интеллекту.
Оружие: -

Dr. Li / Доктор Ли

Один из ключевых персонажей Fallout 3. Учёный, руководитель научной лаборатории Ривет-Сити. Ее белый халат увеличивает интеллект на 7 пунктов.
Оружие: -

Elder Lyons / Старейшина Лайонс

Глава Братства Стали на Столичной Пустоши. Роба, которую он носит, прибавляет +4 к харизме и +3 к ловкости.
Оружие: «Гроза контрабандиста». Урон 7-12

Eulogy Jones / Гробовщик Джонс

Глава работорговцев Парадиз-Фоллз. Костюм добавит вам +2 к восприятию, харизме, удаче, и +1 к интеллекту.
Оружие: «Блэкхок». Урон 3-8

Harkness / Харкнесс

Шериф Ривет-Сити, андроид. Его броня поднимает силу на 4, а выносливость на 3 пункта.

James / Джеймс

Отец главного героя Fallout 3. Один из ключевых персонажей. Как и доктор Ли носит белый медицинский халат +7 к инктеллекту.
Оружие: Револьвер Билла-Дикаря. Урон 1-6

Jericho / Джерико

Бывший рейдер, а теперь житель Мегатонны. Возможный напарник в Fallout 3. Его тяжелая кожаная броня дает +3 к силе и +4 к выносливости.
Оружие: «Инфильтратор». Урон 8-13

Lucas Simms / Лукас Симмс

Шериф города Мегатонна. Его форма дает бонус +2 к восприятию и +5 к выносливости.
Оружие: «Инфильтратор». Урон 8-13