Кирилл геворгян. Два мужа и гроссмейстер марины нееловой

Марина родилась в Ленинграде. Ее мама в годы войны ушла на фронт добровольцем, бросив мечты об образовании, и участвовала в самых жестоких боях, защищая родину. Родившуюся в 1947 году малышку она обожала, поддерживала и старалась ни в чем ей не отказывать.

Марина росла спокойной и увлеченной девочкой. В четыре годика, познакомившись с балетом, она буквально влюбилась в него. Чувство восхищения танцующими ангелами будущая актриса пронесет через всю жизнь, но для себя, уже учась в школе, выберет другую профессию — актрисы.

Она вспоминает, как сидела на уроках и мечтала только о магическим мире искусства, и в своих грезах будто уносилась куда-то далеко от обычного советского класса. Тем удивительней ей было возвращаться на землю, когда учительница вызывала ее к доске.

В старших классах, когда Неелова выбирала профессию и озвучила свои желания маме, та поддержала дочь: а что? Пусть попробует!

Марина выучила самый избитый отрывок из «Войны и мира», сгорая от страха и смущения вошла в Ленинградский институт театра, музыки, и кинематографии и обнаружила там сотни высоких, красивых и стройных абитуриенток.

Мечты


к/ф «Старая, старая сказка» (1968)

Актриса с вечным «балетным» весом — 45 килограммов, до сих пор любит рассказывать, как была потрясена одним только видом своих оппоненток и в этот миг, в коридоре решила: надо хоть как-то выделиться, а то и вовсе не заметят!

Она так проникновенно прочла свой монолог, что комиссия рассмотрела в маленькой девочке драматический талант. Педагогов Неелова не разочаровала, очень скоро обретя славу неординарной артистки.

Окончив вуз, Марина мечтала только о БДТ, но соваться туда без опыта постеснялась, представив, что с ней будет, если сам Товстоногов ей откажет?! Пошла в штат Ленфильма, мечтая, что великий режиссер вожделенного театра увидит ее по телевизору и пригласит работать.

И действительно, после «Старой, старой сказки» Георгий Александрович уже был готов назначить молодой питерской артистке встречу, но она неожиданно укатила в Москву!

Конечно, в столицу актриса попала неспроста: на очередных съемках познакомилась с дебютировавшим в роли режиссера актером Анатолием Васильевым. Закрутился роман, Васильев быстро понял, что Неелова — женщина теплая, милая и душевная, и позвал замуж. Она не раздумывая согласилась и отправилась по месту жительства мужа — в Москву.

Держать удар


С Васильевым Неелова прожила восемь безоблачных лет. До сих пор вспоминает его, как восхитительного мужчину, и с улыбкой рассказывает, что именно с ним научилась держать удар.

Дело в том, что актриса всегда считалась человеком с очень хорошим, покладистым и уступчивым характером, а вот талантливый актер и режиссер Васильев безупречным не был. Темперамент и своенравие порой проскальзывали в их теплые, ласковые отношения.

Первое время Марина подчинялась, а потом поняла, что может и постоять за себя — тогда Анатолий пойдет на компромисс. Это открытие потом много раз пригодилось актрисе в жизни, на съемках, на сцене.

Спустя восемь лет влюбленные решили расстаться. Какой-то особенной причины этому не было. Просто брак исчерпал себя. Однако актриса осталась в Москве.

Скандал

Марине Нееловой было уже под сорок, когда светскую столичную тусовку облетела новость: у красавицы роман с молодым шахматным гением Гарри Каспаровым.

Ему был 21 год, и его мама был одержима его карьерой и чередой побед, которые он одерживал. Никакую Неелову, которая была старше сына на 16 лет, рядом она терпеть не хотела. Однако некоторое время влюбленным удавалось игнорировать претензии волнующейся мамы.

Актриса ввела возлюбленного во все высшие круги богемной молодежи, к которым только сама имел доступ. Он был представлен самым талантливым людям столицы. Его стали узнавать, его имя стало появляться в СМИ.

Каспаров жил в Баку, куда Неелова никогда не ездила. Зато спортсмен не обделял своим вниманием столицу, каждый свой визит появляясь на пороге у знаменитой актрисы. Союзу знаменитостей помешала мама Гарри. Ей казалось, что сын достоин большего.

Ника

к/ф «Враги» (1977)

Сразу после разрыва, который прогремел так же раскатисто, как и начало романа, выяснилось, что Неелова беременна. От беременности Марины в СМИ открестилась мама Каспарова: «Это не наш ребенок», — объяснила она публично.

Позже в своей книге Каспаров напишет несколько теплых слов о Марине и о том, что в свой 21 год был готов поверить, что ребенок действительно не от него — к тому времени каждый из них уже жил отдельной личной жизнью.

В высшей степени одаренная дочь актрисы Ника носит фамилию мамы.Она как две капли похожа на Гарри Каспарова, но причастность шахматиста к этому ребенку в официальных источниках ни Неелова, ни Каспаров никогда не подтверждали.

Ника окончила Лондонскую школу изобразительного искусства, занимается скульптурой и получает признание критиков и серьезные награды за свои работы.

Дипломат

к/ф «Красавец-мужчина» (1978)

Спустя два года после окончания скандальных отношений, домоседку, посвятившую себя дочке Марину, друзьям удалось вытащить на прием. Ее согласие поучаствовать в мероприятии оказалось роковым. Именно там Неелова встретит свою судьбу — дипломата Кирилла Геворкяна.

Следующие пять лет красавица жила на две страны: скоро ставший ее мужем Геворкян служил советником российского посольства в Париже, а Неелова никак не могла бросить свой театр.

Волчек шла навстречу любимой актрисе, перекраивая под нее расписание. Тогда в театральных кругах даже появилась шутка о том, что Неелова — жена Волчек. Впрочем, это были всего лишь актерские хохмы.

Последние годы ей так и приходится ездить за своим супругом — то в Париж, то в Гаагу… Сейчас пара обосновалась в Москве, Геворкян ждет нового назначения, а Нееловой лишь остается гадать куда они поедут в следующий раз? А в перерывах между ожиданиями играть в родном «Современнике» и радовать телезрителя появлениями то в одном, то в другом телевизионных проектах.

20 августа - 5 ноября Предшественник: Александр Георгиевич Ходаков Преемник: Роман Анатольевич Колодкин Рождение: 8 апреля (1953-04-08 ) (66 лет) Супруга: Марина Мстиславовна Неёлова Дети: две дочери Образование: МГИМО Профессия: дипломат Награды:

Кири́лл Гора́циевич Геворгя́н (род. 8 апреля 1953 года) - российский дипломат , директор Правового департамента МИД России . Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и полномочного посла . В настоящий момент является членом Комиссии международного права ООН (2012-2016 гг.) и членом Постоянной палаты третейского суда в Гааге (с 1 июня 2010 г.) . В ноябре 2014 года избран судьёй Международного суда ООН от России (вступил в должность в феврале 2015 года) .

Биография

С 1975 года в системе МИД. Занимал различные дипломатические должности в Центральном аппарате Министерства и за рубежом.

  • - гг. - советник Посольства Российской Федерации во Франции .
  • - гг. - заместитель директора Правового департамента МИД России.
  • 20 августа - 5 ноября гг. - Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Нидерландов и, по совместительству, Постоянный представитель в Организации по запрещению химического оружия в Гааге .
  • 16 декабря - 1 февраля гг. - директор Правового департамента МИД России.
  • C 6 февраля г. - судья Международного суда OOH.
  • 2 января г. - освобождён от обязанностей члена коллегии МИД РФ.

Семья

Женат, имеет двух дочерей. Жена - народная артистка РСФСР Марина Неёлова .

Награды

Дипломатический ранг

Напишите отзыв о статье "Геворгян, Кирилл Горациевич"

Примечания

Предшественник:
Александр Георгиевич Ходаков
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Нидерландах


20 августа 2003 года - 5 ноября 2009 года
Преемник:
Роман Анатольевич Колодкин

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Геворгян, Кирилл Горациевич

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.
В день приезда молодых, утром, по обыкновению, княжна Марья в урочный час входила для утреннего приветствия в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву. Каждый день она входила и каждый день молилась о том, чтобы это ежедневное свидание сошло благополучно.
Сидевший в официантской пудреный старик слуга тихим движением встал и шопотом доложил: «Пожалуйте».
Из за двери слышались равномерные звуки станка. Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь и остановилась у входа. Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело.
Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, – всё выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно нежно оглядев ее:
– Здорова?… ну, так садись!
Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.
– На завтра! – сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем.
Княжна пригнулась к столу над тетрадью.
– Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.
Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.
– От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.
– Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
– Еще два письма пропущу, а третье прочту, – строго сказал князь, – боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.
– Прочтите хоть это, mon pere, [батюшка,] – отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.
– Третье, я сказал, третье, – коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
– Ну, сударыня, – начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески едким запахом отца, который она так давно знала. – Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc…
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Кирилл Горациевич Геворгян
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
20 августа - 5 ноября
Предшественник: Александр Георгиевич Ходаков
Преемник: Роман Анатольевич Колодкин
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: 8 апреля (1953-04-08 ) (66 лет)
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруга: Марина Мстиславовна Неёлова
Дети: две дочери
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: МГИМО
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Профессия: дипломат
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Награды:
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кири́лл Гора́циевич Геворгя́н (род. 8 апреля 1953 года) - российский дипломат , директор Правового департамента МИД России . Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и полномочного посла . В настоящий момент является членом Комиссии международного права ООН (2012-2016 гг.) и членом Постоянной палаты третейского суда в Гааге (с 1 июня 2010 г.) . В ноябре 2014 года избран судьёй Международного суда ООН от России (вступил в должность в феврале 2015 года) .

Биография

С 1975 года в системе МИД. Занимал различные дипломатические должности в Центральном аппарате Министерства и за рубежом.

  • - гг. - советник Посольства Российской Федерации во Франции .
  • - гг. - заместитель директора Правового департамента МИД России.
  • 20 августа - 5 ноября гг. - Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Нидерландов и, по совместительству, Постоянный представитель в Организации по запрещению химического оружия в Гааге .
  • 16 декабря - 1 февраля гг. - директор Правового департамента МИД России.
  • C 6 февраля г. - судья Международного суда OOH.
  • 2 января г. - освобождён от обязанностей члена коллегии МИД РФ.

Семья

Женат, имеет двух дочерей. Жена - народная артистка РСФСР Марина Неёлова .

Награды

Дипломатический ранг

Напишите отзыв о статье "Геворгян, Кирилл Горациевич"

Примечания

Предшественник:
Александр Георгиевич Ходаков
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Нидерландах
60 px

20 августа 2003 года - 5 ноября 2009 года
Преемник:
Роман Анатольевич Колодкин

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Геворгян, Кирилл Горациевич

Малышкой меня уже давно никто не называл и особенно в тот момент это прозвучало немножечко странно, потому, что я была именно той «малышкой», которая только что, можно сказать, нечаянно спасла её жизнь… Но обижаться я естественно, не собиралась. Да и не было никаких сил не то, что на обиду, а даже просто… чтобы пересесть на диван. Видимо всё до последнего «истратилось» на тот единственный удар, который повторить теперь я не смогла бы ни за что.
Мы просидели с моей соседкой вместе ещё довольно долго, и она мне наконец-то рассказала, как всё это время (целых десять лет!!!) мучил её муж. Правда она тогда не была совершенно уверена, что это был именно он, но теперь её сомнения рассеялись, и она знала наверняка, что была права. Умирая, Влад ей сказал, что не успокоится, пока не заберёт её с собой. Вот и старался так много лет...
Я никак не могла понять, как человек может быть настолько жестоким и ещё осмелиться называть такой ужас любовью?!. Но я была, как моя соседка сказала, всего лишь маленькой девочкой, которая ещё не могла до конца поверить, что иногда человек может быть ужасным, даже в таком возвышенном чувстве, как любовь…

Один из наиболее шокирующих случаев в моей, весьма продолжительной «практике» контактов с сущностями умерших произошёл, когда я однажды преспокойно шла тёплым осенним вечером из школы домой... Обычно я возвращалась всегда намного позже, так как ходила во вторую смену, и уроки у нас кончались где-то около семи часов вечера, но в тот день двух последних уроков не было и нас раньше обычного отпустили домой.
Погода была на редкость приятной, не хотелось никуда спешить, и перед тем, как пойти домой, я решила немного прогуляться.
В воздухе пахло cладко-горьковатым ароматом последних осенних цветов. Игривый лёгкий ветерок шебуршился в опавших листьях, что-то тихо нашёптывая стыдливо краснеющим в отблесках заката обнажённым деревьям. Покоем и тишиной дышали мягкие сумерки...
Я очень любила это время суток, оно притягивало меня своей загадочностью и хрупкостью чего-то не свершившегося и в то же время даже ещё не начавшегося... Когда ещё не ушёл в прошлое сегодняшний день, а ночь тоже пока ещё не вступила в свои права... Что-то «ничейное» и волшебное, что-то как бы зависшее в «междувременье», что-то неуловимое... Я обожала этот коротенький промежуток времени и всегда чувствовала себя в нём очень особенно.
Но в тот день именно и случилось что-то «особенное», но уж точно не то особенное, что я бы хотела увидеть или пережить ещё раз...
Я спокойно шла к перекрёстку, о чём-то глубоко задумавшись, как вдруг оказалась резко вырванной из своих «грёз» диким визгом тормозов и криками испуганных людей.
Прямо передо мной, маленькая белая легковая машина каким-то об-разом умудрилась стукнуться о цементный столб и со всего маху ударила огромную встречную машину прямо в лоб...
Через какие-то считанные мгновения из смятой почти что в лепёшку белой машины «выскочили» сущности маленьких мальчика и девочки, которые растерянно озирались вокруг, пока наконец обалдело уставились на свои же изуродованные сильнейшим ударом физические тела...
– Это что-о?!. – испуганно спросила девчушка. – Это разве там мы?... – показывая пальчиком на своё окровавленное физическое личико совсем тихо прошептала она. – Как же так... но ведь здесь, это же тоже мы?..
Было ясно, что всё происходящее её шокировало, и самое большое её желание в тот момент было куда-то от всего этого спрятаться...
– Мама ты где?! – вдруг закричала малышка. – Мама-а!
На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.

Анатолий Васильев не пустил Марину в Театр на Таганке

На Первом канале продолжается показ многосерийного телефильма «Предлагаемые обстоятельства». Актриса Вера Стрельникова, используя азбуку театральной школы «я в предлагаемых обстоятельствах», находит разгадки для самых запутанных дел. В отличие от своей героини, которая не скрывает ни мужа, ни любовников, исполнительница этой роли Марина НЕЕЛОВА тщательно оберегает все, что связано с ее личной жизнью. Она вообще не дает интервью, а если и делает исключение, то рассказывает исключительно о творчестве. «Экспресс газета» приоткрывает завесу над личной жизнью одной из самых закрытых актрис нашего времени.

Детство Нееловой прошло под знаком балета: с четырех лет она с мамой посещала практически все спектакли Кировского театра, затем поступила в балетную школу. Но чем старше становилась Марина, тем сильнее ее увлекал театр. Родители отнеслись к увлечению дочери с пониманием, и после окончания школы Марина подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница чувствовала себя «серой мышкой»: худющая, ножки «веревочками», глазищи испуганные, голосок срывается от волнения... Студентку третьего курса заприметила Надежда Кошеверова . В ее фильме «Старая, старая сказка» Марина сыграла сразу две роли. После окончания института девушка хотела работать в БДТ, но пошла в штат «Ленфильма», мечтая только об одном: вот снимется в удачном фильме, ее заметит сам Товстоногов и пригласит в свой театр.

Товстоногов действительно ее заметил. Причем после «Старой, старой сказки». И подумывал о том, чтобы встретится с молодой актрисой. Но пока мэтр собирался, Неелова уехала в Москву. «И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович. - Она потеряет все». Однако Товстоногов ошибся.

Российская Анни Жирардо

Режиссер Анатолий Васильев оказался расторопнее Товстоногова. Свой дипломный фильм «Цвет белого снега» он решил снимать в Ленинграде. Марина сыграла главную роль в его картине, а он - в ее судьбе. После окончания съемок они поженились. О своей жизни с актрисой Васильев рассказывает впервые.

- Анатолий Исаакович, как получилось, что вы, актер культового Театра на Таганке, решили стать режиссером?

Я всегда мечтал заниматься режиссурой, но во ВГИК не пошел, чтобы не терять четыре года. Неожиданно обнаружил, что есть двухгодичные высшие режиссерские курсы. В год моего поступления там набирали режиссеров телевидения.

- Как вы познакомились с Мариной Нееловой?

Свой дипломный фильм я решил снимать в Ленинграде, чтобы от начальства подальше. Искал главную героиню - в сценарии это была странная девочка, немного с придурью (в хорошем смысле). На эту роль пробовалось более ста молоденьких девушек. Из балетного училища, художественных школ, просто с улицы. Марину нашли совершенно случайно. Из актерского отдела «Ленфильма» дали ее фотографию. Пробы с Мариной бесчисленное количество раз показывали худсовету. Ее никак не утверждали. Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву , который бросился яростно ее защищать: «Вы что, обалдели? Это же - Анни Жирардо !» Тут начальство руки и сложило. Так Марина снялась в моем дипломном фильме.

- После которого стала вашей женой...

Да, мы поженились практически сразу после выхода картины на экран.

- Как вы сделали ей предложение?

Если честно, не помню уже. Все само собой пошло. Была влюбленность, мы начали, как сейчас говорят, сожительствовать. А потом перевез ее в Москву (я - коренной москвич). Свадьбу справляли в ресторане «Арагви», мне хотелось, чтобы все было красиво и по-человечески. Потом, правда, пожалел об этом. Надо было дома торжество устроить, на мой взгляд, в ресторане нельзя отмечать хорошие события. Но тогда меня понесло в псевдоромантику.

- И куда привели молодую жену?

Ой, мы жили в жуткой развалюхе. Квартира в «хрущевке» у станции метро «Водный стадион» была жутко запущенной. Но я сумел сделать из нее приличное жилье. Сам перекрывал полы, ремонтировал. Жили мы с Мариной там замечательно. Один кайф и удовольствие.

- Театр вы помогли ей выбрать?

Нет, я ее только морально поддерживал, чтобы дыхание было верным. Со временем Марина обросла связями, да и наши друзья немало тому поспособствовали. Саша Леньков работал в Театре имени Моссовета и так заразительно о нем рассказывал, что Марина потянулась туда. И проработала там какое-то время.

- Неужели даже не попытались пристроить ее в Театр на Таганке?

Нет, категорически. Юрий Петрович Любимов спрашивал: «Что ж ты свою не приведешь?» - «Потому и не приведу», - отвечал. Марина - актриса в первую очередь. А у нас - театр функциональных людей, где каждый солдат знает свое место. Маринке это бы точно не подошло. Хотя Петрович приставал: приводи да приводи. Получается, что художественный руководитель настаивал, а я был против. И оказался прав: не ее это театр. Вот Моссовета и «Современник» - ее.

Марина Мстиславовна сыграла у вас еще одну роль - в фильме «Фотографии на стене». Вас не обвиняли в том, что жену снимаете?

Вслух никто претензии не предъявлял, думаю, что и за моей спиной - тоже. Настолько Марина хороша в работе - не капризная, не выпендривается. Да и сценарий был написал специально на Марину. Я к ней относился и отношусь с большим пиететом, актриса она - потрясающая. После нашего развода наблюдаю за ней как зритель. Однажды пришел на спектакль «Сладкоголосая птица юности». Сижу в зале и хохочу: я моментально увидел все ее находки и приколы. Марина - из тех актрис, которые умеют годами ждать роль и отказываться от плохих предложений.

- А почему вы расстались?

У каждого свои тараканы. Вместе мы прожили восемь лет. И давно уже не общаемся. В отличие от многих моих коллег по актерскому цеху я расстаюсь раз и навсегда. Не умею поддерживать отношения, когда они становятся «двуязычными». Не понимаю, когда бывшие мужья-жены обнимаются, целуются. У меня так не принято. Таким уж родился.

С Райкиным - только друзья?

У Нееловой всегда был балетный вес: 45 килограммов. Войдя в любой лифт, актриса непременно подпрыгивает: только тогда подъемник ее соглашается везти... Однажды, встав на весы в одном из южных городов, Неелова обрадовалась: «48! Неужели удалось поправиться?» Проходившая мимо женщина мгновенно развеяла иллюзии: «Дамочка, а что же вы с арбузом-то взвешиваетесь!»... Другая бы радовалась подобному факту, а застенчивая Марина, наоборот, всегда комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Константин Райкин задумчиво так говорил: «А что? Мне твои ноги нравятся! Они так извиваются, извиваются...»

С Райкиным Неелову связывает такая история. Когда они с Валерием Фокиным надумали переманить Марину в «Современник», Костя назначил ей свидание у себя дома. Она долго топталась около подъезда дома в Благовещенском переулке. Думала, что она скажет, если ей откроет дверь сам Аркадий Райкин . Но дверь открыл молодой человек весьма странного вида. Он периодически подпрыгивал и постоянно чесался. А уж когда рукой задел волосы и они съехали на бок, Марина чуть в обморок не свалилась.

Костя Райкин снимался у Никиты Михалкова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». И простудился, оказываясь дубль за дублем в холодной воде. От уколов, прописанных врачом, у него началась аллергия. Галина Волчек , впервые увидев своего актера наголо обритым, строго-настрого приказала ему по театру ходить в парике. В нем-то он и встретил Марину. После этой знаменательной встречи актеры стали друзьями, что называется, неразлейвода, жаловались друг другу на жизнь, строго критиковали работу каждого. Правда, злые языки тут же приписали им не только дружеские отношения. Но это уже на совести сплетников.

Предательство Каспарова

Роман Нееловой и Каспарова наделал шуму не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Актриса и шахматист познакомились в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева . Каспарову был 21 год. Нееловой - на 16 лет больше. Гарри жил в Баку, в Москве бывал наездами. Как вспоминают очевидцы, Марина хотела побыть с ним дома вдвоем, а он настаивал на выходе в свет. Немудрено, ведь именно Нееловой он был обязан тем, что стал вхож в круг самых известных и знаменитых людей Москвы.

Рядом с Гарри всегда была его мать - Клара Шагеновна , женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила конец их отношениям. Боялась, что Марина захочет замуж, а это повредит сыночку.

Когда двухлетняя нежная любовь Марины кончилась крахом, на ее защиту встала чуть ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт во всеуслышание заявил, что Каспарова теперь не станут принимать ни в одном уважающем себя доме...

Неелова замкнулась в себе. У нее была своя, только ее маленькая тайна. Каспаров от нее отрекся. Марина ничего от него не требовала. Партнеры, играющие с Мариной в одних спектаклях, списывали ее бледность и худобу на переживания. И, как могли, сочувствовали коллеге. Родившуюся дочурку Марина назвала Никой. А ее отца навсегда вычеркнула из своей жизни. Один-единственный раз они столкнутся в аэропорту: Марина куда-то улетала, Каспаров откуда-то прилетал.

Тихое семейное счастье

С дипломатом Кириллом Геворкяном актриса познакомилась на одном из приемов. Домоседку Марину всегда было трудно вытащить из дома, а тут коллеги уговорили. Как жизнь показала - не напрасно. Именно с Кириллом Неелова нашла настоящее женское счастье. Пять лет Марина жила на две страны. Советник российского посольства Геворкян был направлен в командировку в Париж, и Галина Волчек перекроила репертуар «Современника» под Неелову.

В Москву семья вернулась ненадолго. Кирилла Геворкяна назначили Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Нидерландах, и Неелова отправилась с мужем, на сей раз в Гаагу. И опять - жизнь на две страны, а «Современник» снова подстраивается под свою ведущую актрису.

Сегодня семья живет в Москве. Кирилл Геворкян ждет нового назначения, дочь Ника, студентка Академии искусств, радует родителей своими успехами. Девочка потрясающе рисует, этот талант она унаследовала от своего дедушки. Много лет назад отец Марины, пытаясь приобщить дочь к живописи, развешивал по стенам собственные акварели... А саму Марину Мстиславовну мы можем видеть сейчас не только на сцене, но и на телеэкране, где она появилась после долгого перерыва.