Наталья рогожкина - биография, информация, личная жизнь. Жена андрея панина тяжело переживает утрату супруга Наталья рогожкина личная жизнь сейчас

Наталья Рогожкина – актриса, вдова, личная жизнь которой после смерти Панина интересует всех поклонников и журналистов. Многие задаются вопросом, как же живет Рогожкина после смерти мужа, смогла ли она быстро адаптироваться после большой потери, и нашла ли свою вторую любовь.

Стоит напомнить, что Наталья Рогожкина – это актриса, которая не сразу выбрала свой путь в кино. Она мечтала стать медиком, поэтому изначально училась в медицинском институте. После этого она решила рискнуть и поступить в театральный институт, несмотря на то, что родители Натальи не были уверенными в ее силах.

Личная жизнь с Андреем Паниным

Личная жизнь Натальи и Андрея началась еще со студенческих лет, именно поэтому многие интересуются, как складывается личная жизнь Натальи Рогожкиной после смерти Панина? Смогла ли она за 4 года абстрагироваться от потери и наладить свою личную жизнь? Стоит напомнить, что брак Наталья заключила с Андреем еще в 20 лет, на то время ему было 32 года. Наталья была еще студенткой, а Андрей пришел в ее институт в качестве педагога, так и произошла их встреча. Их любовь развилась сразу же, и Наталью вовсе не смущала разница в возрасте, ведь она действительно была существенной.

Отношения Рогожкиной и Панина начались не сразу, несмотря на такую взаимную искру. Будучи уже дипломированной актрисой, Наталья пришла на съемки «Смертельный номер», в главной роли там как раз был Андрей. Вот так и произошла их вторая встреча, которая и изменила судьбы актеров.

После этого Наталья в своем интервью рассказывала, что обаянию Андрея просто невозможно было не поддаться. Он заворожил ее не только харизмой, но еще и личным отношением.

Через 2 года после знакомства влюбленные начали жить вместе, их гражданская семейная жизнь в полной мере устраивала. Стоит отметить, что во время первой встречи с Натальей, у Панина уже была семья, с которой пришлось расстаться. Панин воспитывал маленькую дочь, которая осталась без отца.

Через время пара смогла обзавестись собственной однокомнатной квартирой, после чего уже и наладилась их настоящая личная жизнь. Панин и Рогожкина больше не ездили по общежитиям, могли жить в нормальных условиях. Их первый сын Саша родился в то время, когда Наталья и Андрей жили гражданским браком, официально расписаться им удалось только в 2006 году, когда они ожидали уже второго ребенка – Петю.

Сейчас Наталья рассказывает, что ее покойный муж действительно был очень хорошим отцом, его любили сыновья, он старался уделять им как можно больше времени. Выходные с папой были для детей самым большим праздником, который они с нетерпением ждали.

Смерть Панина случилась в марте 2013 года, причину такого обстоятельства до сих пор не выяснили. Наталья рассказывает, что по-прежнему переживает эту большую трагедию для семьи. Она говорит, что дети до сих пор не могут прийти в себя после случившегося, несмотря на то, что прошло уже почти 4 года.

Ранее говорили о том, что Наталья и Андрей расстались еще до его смерти, но Рогожкина все это отрицает. Их любовь действительно была просто безграничной, несмотря на то, что они оба сильные личности, между которыми постоянно возникали ссоры и споры.

Любовь всегда побеждала любые разногласия, потому что Наталья и Андрей всегда старались сохранить семью не только ради себя, но еще и ради своих общих детей. Сколько бы ни расставалась пара, они обязательно сходились назад. Но вот перед смертью Наталья и Андрей действительно уже не жили вместе, но чувства все же были теплыми.

Наталья Рогожкина рассказала о смерти Панина

Наталья Рогожкина очень часто слышит вопросы, касательно ее личной жизни после смерти Панина. Вопросы действительно очень интересные для всех ее поклонников, потому что они хотят знать, как изменилась ее жизнь, смогла ли она забыть любовь к мужу, может ли смотреть на других мужчин. Сразу после смерти Панина, Наталья рассказала о своих предположениях, почему так произошло. Следствие всегда придерживалось мнения о том, что это был несчастный случай. Были разные предположения, в которые сложно поверить, ведь известный актер, любимый муж и отец просто не мог покончить со своей жизнью из-за зависимости от алкоголя или других привычек.

Приблизительно 3 марта Андрей Панин перестал выходить на связь, он не отвечал на телефонные звонки, полностью пропал с виду друзей. Его товарищи начали бить тревогу, ведь за Андреем ранее не замечалось такого длительного исчезновения из их жизни. Стоит также отметить, что перед смертью Панина они с женой некоторое время жили отдельно.

По приезду к Панину, его друзья обнаружили, что дверь заперта изнутри, то есть, Андрей находится дома и не открывает. В результате этого был срочно вызван наряд полиции, который вскрыл квартиру. В ней лежал мертвый Панин, который был на балконе. Изучив всю обстановку в доме, проверив следы крови, полиция сделала вывод, что это был несчастный случай, при котором Андрей ударился головой и умер от потери крови.

Но, в такие предположения верят далеко не все. «Вечерняя Москва» показывала интервью с судмедэкспертом, который сказал, что такие телесные повреждения Панину могли нанести только во время жестокого избиения, самостоятельно получить глубокие травмы и не попытаться себя спасти, было бы невозможным. При осмотре трупа были обнаружены различные ссадины и синяки на коленях, на пальцах и других частях тела, что подтверждает то, что против Панина было проведено насилие, результатом которой оказалась смерть.

Наталья Рогожкина рассказывает, что узнала о смерти своего мужа из СМИ. Она подтверждает тот факт, что вместе они не жили около двух лет, причиной было то, что Андрей подружился с алкоголем. Рогожкина не удивилась тому, что на момент получения травмы Андрей был в состоянии алкогольного опьянения. Их отношения официально не были узаконены на момент смерти, ведь они были в разводе. Но все равно смерть будущего мужа безумно огорчила Наталью, ей было очень тяжело осознать то, что отца ее детей нет в живых.

Наталья рассказывает, что жить с Паниным последнее время ей было очень тяжело. Но, несмотря на это, она еще испытывала к нему большие чувства. Панин и Рогожкина общались, он поддерживал отношения с детьми, они виделись очень часто.

Рогожкина еще рассказала, что квартира, в которой был найден Панин – это не место его жительства, туда он приходил только по особым случаям, чтобы скрыться от всех и побыть наедине. Такая привычка могла привести к смерти, Наталья это не отрицает. По проведенной экспертизе можно сделать вывод, что кончина Андрея наступила 6 марта, это официальная дата его смерти.

Наталья Рогожкина призналась, что личная жизнь после смерти Панина была раздавлена, она длительное время не могла отойти от такого шока. Ранее актриса даже предположить не могла, что после их развода Андрей начнет еще больше пить, и загонит себя в гроб так рано. А ведь у них еще остались маленькие сыновья, которым первое время было очень тяжело без отцовского плеча, они его очень любили.

Новая личная жизнь Натальи Рогожкиной

Журналисты и поклонники тщательно наблюдали за Натальей Рогожкиной, они хотели понять, смогла ли она наладить свою личную жизнь после смерти Панина или нет. Последнее время Наталья все чаще стала появляться на публике с Геннадием Русиным, который был бывшим директором Панина. Русин очень уважительно относится к Наталье, он помогает ей воспитывать детей, стараясь восполнить дефицит отцовской любви. Ходят слухи, что роман Геннадия и Натальи длится уже не один год.

После развода с покойным Паниным, Наталья пыталась наладить свою личную жизнь с другим мужчиной. Несмотря на то, что к Панину у нее остались теплые чувства после 15 лет совместной жизни, дальше находиться с ним в браке она не могла. В результате этого произошел развод.

Подруга Рогожкиной рассказала, что Геннадий всегда был рядом с Натальей после смерти Панина, он всячески старался поддерживать не только ее, но еще и детей. Он забыл о своих проблемах, полностью проникся жизнью Рогожкиной, стараясь максимально отвлечь ее от такой потери. Действительно, смерть Панина для Натальи была очень шокирующей, она переносила это событие очень болезненно. После развода пара старалась поддерживать хорошие отношения, и следить за жизнью друг друга на расстоянии.

Мать покойного Панина рассказывала, что Русин очень часто приезжает к ним домой, он заботится о детях, вывозит их на дачу во время каникул, пытается стать для них опорой. Мальчики нуждаются в мужской поддержке, и Русин старается дать им то, что необходимо.

Как говорят СМИ, между Русиным и Рогожкиной роман, ведь совсем недавно они были замечены на одной театральной вечеринке, где держались за руки. Публика сделала вывод, что личная жизнь Натальи Рогожкиной после смерти Панина наладилась, она встретила другого мужчину, которому может доверить не только себя, но и детей.

Близкое окружение говорит, что Русин очень быстро влился в семью Рогожкиной, он заботится не только на уровне ухажера, но еще и выполняет некоторые обязанности мужа, к примеру, ездит за продуктами для семьи. Сыновья Натальи безумно прикипели к Геннадию, поэтому стараются проводить с ним больше времени и радоваться каждой встрече.

Журналисты решили напрямую узнать всю информацию у Русина, который сказал, что они с Натальей живут отдельно друг от друга, но она для него больше, чем просто друг. Геннадий видит в ней женщину, именно поэтому старается часто быть рядом с ней и с ее сыновьями, чтобы влиться в доверие и стать частью их семьи. Безусловно, Геннадий ни на секунду не забывает о том, что это семья его друга – Панина.

Если кто не очень хорошо знаком с российским кинематографом, тот может сразу и не сообразить, о какой актрисе пойдет речь дальше, услышав только ее имя — Наталья Рогожкина. Но потом, вспомнив фильмы с ее участием - «Каменская 1, 2» (Даша, жена брата Каменской), «Дальнобойщики» (Ольга), «Пан или пропал» (Агнешка), «Умножающий печаль» (Лора Теслимовка), - все сразу встанет на свои места.

Детские годы

Будущая актриса российского кинематографа родилась в октябре 1974-го в Москве. Ее мама и папа были обычными госслужащими. Все ее детство и юность прошли в Болгарии. Так случилось потому, что именно туда уехал работать ее отец. Поскольку они с мамой не могли надолго разлучаться, то и вся семья перебралась туда.

Юная Наталья Рогожкина училась в болгарской школе. Она была очень общительной девочкой, поэтому подружилась со многими одноклассниками. Через несколько лет семья вернулась в столицу, где девочка и доучивалась в московской школе. Она даже была активным посетителем драмкружка. Приезжая в гости к бабушке, она устраивала ей детские концерты, превращаясь в звезд советской эстрады. Так она «вырастила» в себе ощущение того, что может делать нечто такое, чего другие не умеют.

Прекрасная пора студенчества

Ощутив первые успехи, Наташа поняла, что хочет стать актрисой. Но родители не одобрили ее желание. Когда Рогожкина держала в руках аттестат об окончании средней школы, она никак не могла решить, что же ей все-таки выбрать: театральный вуз или медицинский. Это был сложный период в ее жизни. Родители настаивали на медицинском и уверяли, что с лицедейством у их дочери ничего не получится.

Так, пребывая в раздумья, Рогожкина Наталья Сергеевна все-таки решилась поступить в театральный. Она очень боялась, но подумала, что туда особые знания не нужны (и это при том что в аттестате у нее была всего одна «четверка»!). И все же Наталья была принята в Школу-студию МХАТ (курс Покровской). Кстати, ее ректором был сам Олег Табаков, чье слово в принятии решения о пребывании в учебном заведении или отчислении было решающим. На экзаменах она, как и большинство студентов, очень боялась посмотреть на Табакова, сидевшего всегда в первом ряду. Ведь всем было известно: если на отрывке кого-то из студентов он спит — все совсем не весело.

Театральные успехи

Ее считали одной из лучших студенток курса. Поэтому ей не пришлось переживать и искать работу. После окончания Школы-студии Рогожкина Наталья вошла в труппу МХТ. Поначалу у нее были проходные роли. И для нее это пошло на пользу, так как ей удалось отточить свое мастерство. А потом была та самая, звездная роль. Наталью пригласили в постановку булгаковских «Дней Турбиных», где ее персонажем стала рыжеволосая Елена Тальберг. И сейчас зрители приходят в театр именно «на Рогожкину».

А режиссер изначально выбрал ее не только из-за сходства в цвете волос актрисы и ее героини. Они оказались похожи внутренним настроением, умением очень глубоко переживать и сопереживать, передавая эту внутреннюю тревогу зрительному залу.

Этот спектакль моментально взлетел на волне успеха. И хотя кроме Рогожкиной в нем были задействованы Михаил Пореченков, Константин Хабенский, которые были уже достаточно знамениты, большая часть внимания доставалась именно ей. За роль Тальберг Наталья Рогожкина, биография которой на протяжении 18 лет была неотделима от биографии ее супруга, Андрея Панина, стала лауреатом театральной премии «Чайка».

В последующие несколько лет она играла во многих театральных постановках - «Дуэль», «Маленькие трагедии», «Пролетный гусь» и других.

Ее киношная жизнь

Наталья Рогожкина обладает достаточно редкой для актерской среды чертой: она никогда не старается доказать свою значимость и исключительность. Она всегда выходила на съемочную площадку спокойно и уверенно, никогда не подчеркивая тот факт, что ее муж — известный актер. Наталья всегда была независимой творческой единицей.

Ее деятельность в кино началась очень давно. Тогда Рогожкина Наталья (актриса) училась всего на первом курсе. Она промелькнула в фильме «Стрингер», успех которого был огромен. После были «Чехов и Ко», «Дальнобойщики», «Холостяки» и много других, не менее интересных работ. В ее творческой биографии не только сериалы, но и полнометражные картины, например, «Виртуальный роман».

Ее наиболее успешные кинематографические работы последних нескольких лет вызывают не только интерес зрителей, но и уважение с их стороны. Ведь ее мастерство все больше и больше растет. Это сериалы «Доктор Тырса», «Обнимая небо» и фильм «Отцы и дети».

Могла сыграть Настю?

Наталье было всего 25, когда она получила приглашение сниматься в одном из лучших сериалов о милиции, сразу же после выхода на экраны побившем все рейтинги. Вряд ли кто из поклонников этого сериала знает о том, что первоначально предполагалось именно Рогожкину утвердить на роль Насти Каменской. И пробы прошли очень хорошо. Но не случилось... Как бы гримеры ни старались придать девушке немного возраста, ее глаза сводили «на нет» все их усилия. Умудренная жизнью Настя никак не получалась.

Пришлось режиссерам срочно менять все планы, и роль досталась Елене Яковлевой. И все-таки Наталья Рогожкина, фильмыкоторой смотрят зрители разных возрастов, вышла на съемочную площадку этого сериала. В 3, 5 и 6-м фильмах первой части она сыграла Дашу, невесту (а потом и жену) брата Каменской. Потом был второй фильм во второй части. Ее героиня совершенно случайно оказалась вовлечена в махинацию серьезной банды и спасала ее героиня Яковлевой.

Ее муж, Андрей Панин, тоже снимался в этом сериале, но их съемочные дни были абсолютно разными, и в одном кадре супругов тоже не было. Они немного боялись сниматься вместе, чтобы их очень теплые и близкие отношения не мешали реалистичной игре, поэтому у них был всего один совместный проект — сериал «Полный вперед!». Все прошло отлично, и картина без труда завоевала высокую оценку критиков и искренние отзывы телезрителей.

Почти идеальные отношения

Действительно, как актриса очень талантлива Наталья Рогожкина. Личная жизньее на протяжении всей карьеры невольно была предметом обсуждения. И это неудивительно, ведь ее супругом на протяжении долгих восемнадцати лет был один из самых любимых актеров российского кинематографа Андрей Панин.

Она всегда была очень домашней девочкой. Не ходила на дискотеки, не заводила романчики с дворовыми ребятами. Она все время училась, училась и училась. И только став студенткой, дала себе немного свободы.

Поначалу все это казалось очень странным и непонятным. В интервью, которой состоялось незадолго до ухода из жизни Панина, Наталья рассказывала, что в поисках своего счастья она никогда не вглядывалась куда-то вдаль. Рядом она рассмотрела однокурсника, с которым у них и завязался роман на три года. Они уже строили планы на будущее, их отношения были практически идеальными. Наташа не сомневалась, что так же, как и у ее родителей, это будет раз и на всю жизнь. Так и было до той минуты, пока в ее жизни не появился он, Андрей Владимирович.

Андрей и Наташа

Именно так легко судьба и свела ее с будущим мужем. Он был ее преподавателем. И до сих пор Наталья не знает, что именно привлекло его больше — ее непосредственность или яркий цвет волос.

При первой встрече огромной любви она не почувствовала, но поняла, что Панин — неординарная личность. Ей тогда было всего 19, ему — 32. Она была юной и даже немного наивной. Он — уже вполне состоявшейся личностью.

Своему молодому человеку Наташа все объяснила довольно легко. Она всей душой уже была в новых отношениях. Тяжелее для нее было то, что Андрей на тот момент был несвободен. Поэтому их отношения развивались намного дольше, нежели им бы хотелось... Но те симпатия и нежность, которые они испытывали друг к другу, все время притягивали их.

Некоторая искра проскочила между ними с первой же встречи. Но настоящая любовь пришла немного позже, когда начинающая актриса работала в постановке «Смертельный номер», в которой блистал Панин. Чуть позже Наталья признается, что обаяние и талант его были настолько сильны, что невозможно было устоять.

Совсем иная модель семьи, нежели представлялось вначале

Их отношения были диаметрально противоположными тем, какие актриса Наталья Рогожкина, фото которой часто печатают в глянцевых изданиях, привыкла считать нормальными с самого детства. Образ мужчины, который она себе представляла, будучи подростком, был связан с ее папой. Он — человек умный, уравновешенный, интеллигентный и деликатный. Он всегда замечательно относился к маме Натальи, очень уважительно и нежно. Поэтому она думала, что так же будет и в ее собственной семье. Но то, что она получила в Панине, было совершенно не похожим на сложившуюся картинку. Он был импульсивным, вел себя, как считал нужным, говорил на том языке, на котором ему было удобно, и не считался с тем, есть ли рядом женщина. Первые месяцы Наташа пыталась как-то осторожно ему намекнуть, чтобы он аккуратнее выражался. Но актер был тем человеком, который не считал необходимым меняться под влиянием кого бы то ни было.

Любящие друг друга противоположности

Да, они были полной противоположностью друг друга. Андрей мог черпать необходимую энергию даже из собственного недовольства. Он часто говорил жене, что может выдать максимальный результат, но только когда его загонят в угол.

Наталья Рогожкинасовершенно другая. Она выросла в тепличных условиях и не привыкла, когда ее загоняют в угол. Но когда она видит, что человек к ней расположен, то способна выдавать такое, о чем даже сама не подозревает. Андрей часто на нее обижался, что Наталья не прислушивалась к его профессиональным советам, сознательно их отвергая. Но дело было совершенно в ином: что было хорошо и благоприятно для него, совершенно не подходило ей. И так было не только в актерстве, но и в жизни. Например, Панин любил пугать Наталью, а она потом очень переживала, потому что сильно пугалась каждый раз. И все же они прожили вместе 18 лет.

Правда, не все это время они были супругами «де-юре». Узаконил они свои отношения только в 2006 году, когда ожидали рождения своего второго сына Пети (старшего назвали Сашей). Рогожкина всегда утверждала, что Панин был великолепным отцом, настоящим праздником для детей. Сыновья его обожали. Возможно он был таким, потому что где-то внутри Андрей так и остался ребенком. Поэтому ему так легко было общаться со своими мальчиками.

Его не стало 6 марта 2013 года. Он ушел из жизни при невыясненных обстоятельствах. До сих пор, хотя через месяц будет уже четыре года, как он умер, и Наталья, и дети переживают эту трагедию очень тяжело.

Но для нас и для миллионов наших читателей он остается живым: в своем творчестве, в своих фильмах, в своей семье, в своих детях. И поэтому мы решили опубликовать это интервью именно так, как оно прозвучало, когда мы разговаривали с женой Андрея Панина - актрисой Натальей Рогожкиной.

Мы с Андреем вместе уже 18 лет. И наши отношения - настоящие американские горки.

Мы же с ним совершенно разные люди! Полярные противоположности с диаметральными взглядами на семейную жизнь. Хорошо еще, что у нас такая счастливая профессия, что мы имеем возможность отдыхать друг от друга. Я не могу без ужаса вообразить, как бы мы 18 лет без перерыва встречались после работы дома - не успев соскучиться, не успев все проанализировать и прийти к выводу, что заменить друг друга кем-то на стороне мы не сможем.

- Но если мысли на этот счет вообще возникают, это означает, что с какими-то недостатками вашего мужа вам трудно мириться…

Это только поначалу Андрей казался мне человеком без недостатков. Не в том смысле, что я их не замечала, просто в тот период мне даже странно было бы называть какие-то особенности его характера недостатками.

Я видела в них исключительно проявление его неординарности. Что неудивительно: на момент знакомства мне было 19 лет, Андрею - 32. То есть я - совсем девчонка и он - сформировавшийся мужчина. Разумеется, я приняла его таким, какой он есть. Меня устраивало, что он - планета абсолютно самодостаточная. Вокруг него можно только вращаться неким спутником. И что он человек-хаос. Андрей врывался в мою жизнь и исчезал, потом вновь появлялся и опять надолго пропадал, а затем возникал снова. Пока люди не живут вместе, такая фрагментарность появлений кажется нормой. Человек привносит в твою жизнь праздник, дарит тебе общение с собой - и ты так и воспринимаешь это, как некий подарок. Но когда ты с этим человеком начинаешь жить семьей, а фрагментарность его появлений не меняется - это сказывается на семейной жизни.

Ты вдруг обнаруживаешь, что такую же жадную потребность в нем испытывают еще и другие люди. А ты теперь - по другую сторону баррикад…

- А как вы с Андреем Паниным познакомились?

Он появился на нашем курсе в Школе-студии МХАТ в качестве ассистента-педагога по приглашению Дмитрия Владимировича Брусникина - ставить спектакль «Женитьба Бальзаминова». Хотя, по-моему, таких, как Панин, нельзя пускать к студентам. Это же бешеный человек, с безумным обаянием. Помню, он постоянно что-то говорил, бегал по аудитории, вообще был сгустком какой-то немыслимой энергии. Любви с первого взгляда я к нему не почувствовала, но невозможно было не обратить на такого человека внимание. Что за эмоции испытывал в тот момент Андрей по отношению ко мне, не знаю, но под его пристальное мужское внимание я попала.

Может быть, благодаря колдовскому действию своей рыжины. Просто не успела за кого-нибудь спрятаться, и яркий цвет моих волос бросился Андрею Владимировичу в глаза…

А в конце третьего курса мне предложили сыграть во МХАТе главную роль в спектакле «Ундина». Андрей в нем участвовал и взялся помогать мне на вводных репетициях. Мы опять соприкоснулись. Теперь уже в театре, то есть на его территории. И я смотрела на него все с большим интересом. Ведь обаяние таланта завораживает! А тут еще я увидела Андрея в спектакле «Смертельный номер». И для меня это действительно стало «смертельным номером» - я «погибла» окончательно и бесповоротно. (С улыбкой.) Правда, со временем поняла, что погибала-то я под очень четким прицелом оптического ружья Панина, который и сделал окончательный выстрел.

- Неужто Андрей пленил вас исключительно со сцены и не было с его стороны никакого флирта, никаких особенных мужских приманочек?

Просто Андрей каким-то чудодейственным образом стал постоянно появляться около меня - за кулисами, в столовой, на репетициях и банкетах.

Теперь-то я понимаю, что это было не случайно. Он буквально заполнил собой пространство! И я получала несказанное удовольствие от общения с ним. Так продолжалось весь четвертый курс. Андрей не был педагогом в классическом представлении. Он ходил в наши студенческие компании, его знали все мои друзья, подруги, он легко общался с нами, много шутил, даже выпивал с нами.

И всякий раз дарил невероятное количество веселья, радости, смеха. Сколько же я тогда смеялась!.. В общем, он совершенно не оставил мне выбора. Я влюбилась. До смерти, до дрожи.

- Ну а были какие-то широкие жесты, необычные сюрпризы, букеты? Панин же нетривиальный человек и ухаживал, наверное, с фантазией…

Панин человек совершенно нетривиальный! А цветы, конечно, случались. На день рождения, допустим, Андрей принес мне какую-то совершенно несчастную хрупкую розу, но сопроводил свое подношение такими словами, что я целый месяц потом все пыталась спасти эту розу, реанимировать, чтобы она как можно дольше напоминала мне о его словах. А еще Андрей рисовал, да как!

Конечно, Бог поцеловал его не только в то место, которое отвечает за актерский талант, и если бы Панин не стал актером, был бы гениальным художником. Ему удается свое неординарное видение мира переносить на бумагу. И он рисовал мне маленькие смысловые рисуночки о любви. Трудно описать их словами, это надо видеть. Потому что если я скажу, что он нарисовал лицо, у которого вместо глаз сердечки, - это будет очень мало передавать суть рисунка. В общем, я тихо и мирно погибала по-женски... Я влюблялась небыстро, но это медленное заполнение сосуда в результате привело к осознанию: я должна находиться рядом с этим человеком. В любом качестве! А по-другому уже просто не смогу жить. И вот наступил момент, когда нам обоим стало очевидно: сопротивляться тому, что происходит между нами, уже невозможно.

- На каком этапе вы стали парой?

Когда вы еще учились в институте или позже?

- (Задумавшись.) Когда мы стали парой?.. Представляете, я этого даже не могу вспомнить! У меня ощущение, что мы были парой с рождения. Влияние Андрея на меня было огромно - по всем позициям: как мужчины, как актера, как авторитета, вообще как явления. Моя жизнь поделилась на два периода: до встречи с Паниным и после. И то, что было «до», мне трудно вспомнить, словно это было не со мной, а с другим каким-то человеком. Андрей затмил собой все!

- Сейчас проверим. Вот помните ли вы свою первую школьную любовь?

В школьные годы я перманентно находилась в состоянии влюбленности в кого-то.

Но не имела никакого успеха у мальчиков. Все мои подруги были девочками очень красивыми, нежными, а я на их фоне совершенно проигрывала. Длинная, ярко-рыжая, конопатая, да еще отличница - для мальчишек комплект совершенно непривлекательный. По правде говоря, совсем без внимания они меня не оставляли: постоянно задирали, дразнили «рыжей», насмешничали, но, увы, это был совершенно не тот интерес, о котором я мечтала… Сильно ли я страдала от этого? Пожалуй, все же нет. Но размышляла на эту тему много. И пришла к выводу, что рыжие люди - особые. На протяжении жизни им приходится свыкаться с постоянными подначками, юмористическими комментариями, дразнилками. Сам-то человек свою рыжесть не замечает и некоторое время наивно воспринимает себя абсолютно нормальным, но по реакции окружающих постепенно осознает, что к нормальным людям не относится.

Мама рассказывала мне, что проблемы начались еще с детского сада. Если кто-то из детей впадал в агрессию, то хватал за волосы именно меня, поскольку ярко-рыжий цвет всегда первым бросается в глаза. А в школе меня по той же причине чаще других вызывали к доске. Иногда очень хотелось спрятаться, раствориться, стать как можно более незаметной…

- Странную вы профессию себе выбрали, однако, при таких желаниях…

Родители ориентировали меня на медицинский институт. Но одиннадцатый класс я оканчивала в Болгарии, куда моего папу (он долгие годы работал секретарем ЦК ВЛКСМ, а мама была учителем черчения) направили работать в Дом советской науки и культуры.

Находясь вдали от России, я не имела возможности ни заниматься с репетиторами, ни найти каких-то гарантов поступления в институт. А ведь это было время очень высоких конкурсов в вузы и повсеместных взяток за поступление. Я понимала, что, несмотря на то что всегда хорошо училась, нахожусь в очень невыгодной ситуации, трусила, что не поступлю. И вот я решила, что надо найти такой институт, где на экзаменах от меня потребуются не столько знания, сколько я сама - такая, какая есть. Таким образом мой выбор пал на театральный.

- Где конкурс - несколько сотен человек на место…

Да, это была, конечно, наглость с моей стороны. Вернее - незнание ситуации из-за все той же отдаленности от Москвы.

Может быть, если бы я оканчивала школу в столице, я бы не решилась пойти в театральный. Впрочем, у меня был крошечный актерский опыт. Когда мы с родителями жили в Нижнем Новгороде, в одной инсценировке я исполнила несколько детских песен, из чего впоследствии была сделана программа на местном телевидении.

- Что сказали родители, когда узнали о вашем намерении?

Мама сказала: «Хорошо. Попробуй. Ты быстро поймешь, что у тебя не получилось, и поступишь, куда мы планировали». А папа, ни много ни мало, устроил мне встречу с Олегом Павловичем Табаковым - попросил посмотреть девочку и оценить актерские перспективы. Олег Павлович милостиво согласился, и меня привели к нему в «Табакерку» - я бы сказала, «за хвост» привели.

Помню, сначала мы попали в приемную, потом меня попросили пройти в кабинет… И все, дальше ничего не помню, дальше был один большой обморок. Олег Павлович попросил меня что-то прочитать, чтобы понять, что я из себя представляю. Очень скоро стало ясно, что я не представляю из себя ничего. У меня все тряслось и изгибалось от страха. Я бледнела, краснела, держалась за все стулья и столы, которые оказывались рядом, и каким-то совершенно козлиным голосом читала басни. В какой-то момент Табаков, видимо пытаясь меня хоть как-то успокоить и раскрепостить, задал вопрос: «Ну хорошо, а в каком амплуа вы себя видите? Характерной актрисы или героини?» А это амплуа весило 48 килограммов при 170 сантиметрах роста и ничего внятного произнести не могло. Мне было 16 лет, и разницы между характерной актрисой и героиней я не понимала совершенно.

Но, как-то схватившись за корни этих слов, я стала соображать: характерная - это все-таки человек с каким-то характером, а героиня - это та, у кого характер героический. Поскольку на героическую личность в тот момент я явно не тянула, промямлила: «Конечно, я характерная». На этом была поставлена жирная точка. Олег Павлович очень корректно сказал отцу, что не советует мне поступать в театральный институт, по крайней мере, в этом году. После чего папа пошел домой в прекрасном настроении, считая, что дело решено высшей инстанцией, и, следовательно, решено окончательно. Так я узнала, что знакомство с кем-то влиятельным - вещь очень опасная. Ведь в результате встречи с Табаковым дверь в Школу-студию МХАТ оказалась для меня закрыта. Так я, во всяком случае, считала. Но, слава Богу, театральных институтов в Москве много.

А благодаря Олегу Павловичу я вовремя поняла, что подготовлена из рук вон плохо, и успела исправить ситуацию. Все оставшееся до экзаменов время я занималась своим репертуаром. В итоге и в ГИТИСе, и в «Щуке» стала легко продвигаться от тура к туру. Успех меня так окрылил, что я отважилась все-таки сунуться и в Школу-студию МХАТ, подумав: чем черт не шутит? В результате именно там я и стала учиться, хотя меня брали и в ГИТИС. А Олег Павлович в следующий раз увидел меня, когда я уже твердо стояла на сцене учебного театра. Но не уверена, что узнал…

Рискну предположить, что ко времени вашей учебы в институте мужчины пересмотрели свое отношение к вашей рыжине и стали считать ее скорее достоинством, чем недостатком. Наверняка в поклонниках уже недостатка не было…

Будучи близорукой, я в своих поисках не стала вглядываться вдаль, поэтому тут же рядышком разглядела однокурсника, с которым у нас закрутился роман, продлившийся около трех лет.

Мы строили планы на будущее, у нас были чудесные отношения, и я не сомневалась, что это навсегда. По примеру родителей считала, что выбор надо делать единожды, и, сделав его, существовала исключительно комфортно. До тех пор, пока в моей жизни не появился Андрей Владимирович Панин.

- Вам сложно было объяснить ситуацию своему прежнему другу?

Мне - нет. Ситуация благоприятствовала - к этому времени у меня как раз появилось право сделать другой выбор. Хуже то, что Андрей был несвободен.

Именно из-за этого наши отношения достаточно долго развивались, прежде чем мы...

- Стали семьей?

Наши отношения категорически не подходили под ту модель семейной жизни, какую я с детства считала нормой. Образ мужчины, который до встречи с Паниным заполнял мое воображение, был связан с отцом. А папа - человек интеллигентный, деликатный, уравновешенный, очень уважительно, нежно и мягко относящийся к женщине. И все то, что я получила в Андрее, никаким образом не пересекалось с таким типажом. Безумно импульсивный, он вел себя так, как ему свойственно, говорил тем языком, который ему удобен, не оглядываясь лишний раз, сидит за столом женщина или нет. И первое время я пугалась, что он не воспринимает меня как женщину, раз не считает нужным при мне быть как-то аккуратнее в выражении своих эмоций.

Пыталась осторожно намекнуть. Однако Андрюша относится к той категории людей, которые даже мысли не допускают о возможности меняться под чьим-то влиянием.

- Вы говорили, что являетесь его полной противоположностью…

Андрей - человек очень резкой энергетики. Он достаточно циничный, вспыльчивый, категоричный. Он легко черпает энергию из разного рода негатива, из собственного недовольства. Андрей сам говорил: чтобы он выдал максимальный результат, нужно загнать его в угол. А я выросла в тепличных условиях, под ударами слабею. И меня в угол загонять нельзя, иначе я там и останусь навсегда. Помести меня в холод недоброжелательности, и мои резервы немедленно иссякнут.

И наоборот: когда вижу расположенность к себе, когда мне комфортно, я способна выдать такое, о чем сама не подозревала. Андрей вечно пеняет мне, что я не прислушиваюсь к нему по поводу профессиональных дел. Считает, что я сознательно отвергаю его советы и специально делаю все наоборот. Но, к сожалению, я почти никогда не могу воспользоваться его советами. Что поделать: то, что хорошо для него, совершенно не годится мне. И так во многом! Взять хотя бы привычку Андрея - пугать. Его самого в детстве пугал папа, и Андрей, видимо, получал от этого какое-то удовольствие, непонятное мне. Это как щекотка - кто-то любит, кто-то не выносит... Вот я из тех, кто терпеть не может такие вещи. И если меня напугать, я потом с трудом прихожу в себя. Помню, однажды я была дома одна, а Андрей тихонечко зашел в квартиру и на коленях подполз ко мне сзади.

Когда я обернулась, он возник где-то на уровне моих ног - там, где человек вообще не ожидает нападения. Я потом оч-ч-чень долго не могла успокоиться. К счастью, Андрей понял, что я не шучу и что от таких сюрпризов у меня действительно могут наступить серьезные, а может быть, даже и необратимые последствия. И с некоторых пор перестал так делать. Помню, мы отдыхали с детьми во Франции. Андрея не ждали - он был занят, но каким-то образом к нам вырвался. И вот он сначала хотел устроить сюрприз, спрятавшись в шкафу, - с тем, чтобы, когда мы вернемся с пляжа, неожиданно выйти оттуда. Но вовремя сообразил, что впечатление, которое он произведет, будет слишком сильным. И изменил план. Просто вошел следом за электриком, которого мы как раз вызвали, и говорит: «Ну что у вас тут надо починить?»

- Значит, все-таки ваши отношения не стояли на месте, а развивались, как и положено…

Конечно, мы прошли разные этапы.

Например, на первой стадии нашей семейной жизни все держалось на страстях, на чувствах, и сигналы разума затмевал щенячий восторг. Я радовалась всему, что есть в Андрее. Не раздражало и не обижало ничего. Взять, например, ерундовый банальный пример. Человек никогда не заправляет кровать. На первом этапе это безумно нравится. Потому что даже такие аккуратистки, как я, в глубине души мечтают позволить себе пожить в хаосе. Но рано или поздно наступает момент, когда вечно неубранная кровать уже раздражает. При этом позиция Андрея простая: ты хочешь жить в убранной, чистой квартире?

Убирай, ради бога, никто тебе не мешает, но меня самого это ни к чему не обязывает. Ты считаешь, что, если люди живут вместе, они должны предупреждать друг друга, когда где-то задерживаются? Пожалуйста, предупреждай. Но не принуждай меня к этому. Я пыталась высказать мужу какие-то претензии, объяснить, что у меня на душе. Но наткнулась на стену непонимания. И тогда я просто… абстрагировалась от проблемы. От всех проблем! К счастью, к этому моменту я уже имела свою собственную спальню со своей собственной кроватью, которая у меня всегда в таком виде, в каком я хочу ее видеть. Словом, наступил третий этап отношений - когда ты живешь так, как тебе комфортно, а от мужчины не требуешь ничего…

- Да уж, большие таланты в быту невыносимы.

А жены вынуждены всю жизнь проявлять по отношению к ним жертвенность…

Это не жертвенность. Ты миришься с какими-то недостатками человека, пока находишь на это силы. Пока тебе самой это в удовольствие. Пока жива твоя любовь к нему. И пока потребность в человеке больше, чем любые огорчения из-за него. Я думаю, что талант и профессию обязательно нужно учитывать. Потому что актерская профессия придает мужчине некоторые очень женские черты. Ведь он постоянно обязан нравиться! Мужчина-актер требует огромной заботы, огромной поддержки, огромного внимания к себе, а подчас и реанимации. Нужно уметь помочь ему справляться со всеми его депрессиями, с разыгравшимися нервами. Нужно время от времени становиться для него крепким плечом… - Неужели, несмотря на внешнюю брутальность, Андрей Панин нуждается в крепком плече?

Ну, он в некотором плане абсолютный ребенок!

Мой третий, самый тяжелый ребенок...

- Но ведь вы тоже творческая единица! Вы актриса и тоже имеете право на свои собственные депрессии… А о вашем муже иной скажет: если не эгоист, то, во всяком случае, эгоцентрист… Живет, как ему удобно, не интересуясь, удобно ли это близким людям…

Думаю, назвать Андрея эгоистом или эгоцентристом совершенно не верно! Я лично чувствую его любовь. Семья для Андрея - единственное, что у него на самом деле есть и куда приложены его усилия. При всех его особенностях, все, что он делает, - ради нас. И все, что мы имеем, создано Андреем.

Наша жизнь полностью организована им - начиная от дома, где мы живем, до выбора места отдыха. В его представлении дети летом должны ездить на море. Это константа. На этой идее он настаивает. Андрей постоянно заботится о том, чтобы у нас было всего по максимуму. Другое дело, как он понимает эту заботу... Взять тот же отдых: он узнает, куда лучше поехать, создаст условия. Ну а уж покупать билеты, звонить, договариваться, бегать с чемоданами - этим он не станет заниматься никогда. Или, к примеру, он признает, что нам с маленькими детьми необходима машина. Говорит: «Пожалуйста! Какую захочешь машину - такая у тебя и будет». Но водить сам он не будет никогда! Или он говорит, что мы покупаем квартиру. И зарабатывает на нее деньги. Но дальше все этапы покупки, ремонта предоставлены мне.

Мол, это уж делай, как хочешь, это уж сама, сама, сама. А у него есть какие-то другие сферы интересов.

- А с детьми Андрей занимается?

Да он потрясающий папа! (Смеется.) Я иногда говорю ему: «Андрей, в качестве мужа ты фигура довольно сомнительная. Но в качестве отца великолепен!» Это отец-счастье. И от общения с ним дети получают колоссальное количество щенячьего восторга. Потому что папа - сам ребенок, хулиган. Он сам не заправляет кровать, готов сколько угодно бегать, пугать всех из-за угла, скакать лошадкой, кричать и драться подушками. Другой разговор, что у него не всегда находится на все это время - просто в силу его занятости.

- Наталья, а вас не задевало, что Андрей очень долго не хотел на вас официально жениться?

Я уже говорила, что он очень во многом повлиял на меня.

В том числе и мое отношение к штампу в паспорте сформировалось под влиянием Андрея Панина. Для него это не имело значения, и я разделяла его позицию. Потому что понимала: штамп в нашей жизни ничего не изменит - ни в лучшую сторону, ни в худшую. А значит, это лишь формальность. Мы и без этого вполне способны доверять друг другу.

- Ну а что вы скажете о ревности? Ревность в вашей семье существует?

Ревность - это как раз недоверие к человеку! Но если меня спросить, считаю ли я, что все мысли и чувства Андрея сконцентрированы только на мне?.. Нет, я так не считаю. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что у Андрея огромная жизнь: бесконечные встречи, постоянные отъезды в командировки.

И, стало быть, я являюсь всего лишь частью этой жизни, даже не самой большей ее частью - просто в силу количества людей вокруг него и времени, которое он с ними проводит. Допустим, Андрей почти все девять месяцев съемок в «Шерлоке Холмсе» жил в Питере. Надо быть слишком наивной, излишне самоуверенной, а то и просто глупой, чтобы считать, что при таких обстоятельствах человек полностью принадлежит мне. Или что Андрей в принципе способен на протяжении 18 лет дышать только мной одной, оставаясь все это время на том же накале эмоций, и не замечать, что на свете существуют другие люди. Но также я знаю и другое: в каждый выходной, даже без возможности ночевать дома, Андрей приезжал со съемок в Москву - для того, чтобы побыть со мной и с детьми.

И все время ждал нас в Питере, постоянно звал приехать. И я ни секунды не сомневаюсь: ему было бы очень приятно, если бы у меня была возможность проводить с ним больше времени. И этого знания мне достаточно.

- Это высшая степень мудрости! Ну а что бы вы могли попросить для себя у судьбы?

Сейчас, когда подрос младший ребенок - а Петру пять лет, то есть он достиг возраста, когда мама уже не нужна круглосуточно, - я созрела попросить у жизни чуть побольше по части профессии. И стала принимать предложения сниматься. Вообще-то мне грех жаловаться на карьеру: в театре у меня всегда было много хороших ролей, да и в кино я никогда не проходила этого ужасного, унизительного поиска работы, предложения себя кому угодно, лишь бы взяли.

Но у меня никогда не было каких-то чудовищных амбиций, которые, может быть, необходимы в моей профессии. Я всегда с удовольствием относилась к роли жены и с фанатизмом - к роли мамы. И не ставила собственную профессиональную состоятельность на первый план. У меня, видимо, просто счастливый характер - я очень легко адаптируюсь и принимаю ту ситуацию, в которой нахожусь. Есть одна мудрость, которую я сделала бы своим девизом: счастлив не тот, у кого много, а тот, кому достаточно.

- И все же именно сейчас вам захотелось чуть большего, чем у вас есть. Значит, стало недостаточно?

Просто я поняла, что со мной произошла обычная история!

Большинство женщин с момента возникновения семьи воспринимают жизнь с позиции местоимения «мы». В отличие от большинства мужчин, соотносящих себя с местоимением «я». В связи с этим мне было вполне достаточно успехов Андрея, признания его как серьезного, большого актера. Мне казалось, что существует некая общая копилка, куда мы складываем наши успехи, и не важно, чьи именно эти успехи. А ведь, может быть, это вечное «мы» - большая женская ошибка! Честно скажу, теперь я сожалею о том, что позволила себе так долго плыть в чужой лодке. Задалась вопросом: «А что я-то из себя представляю? Что могу?..» В противовес тому времени, когда все мои интересы были сосредоточены только на Андрее, мне захотелось быть интересной самой для себя.

- Андрей не препятс твует вам в желании самореализоваться?

Ту свободу, которую он предоставляет себе, он предоставляет также и мне.

Андрей не относится ко мне как к своей собственности.

- Это его плюс или минус?

Конечно, плюс! Однозначно! Но я сейчас подумала: интересно, какие ответы дал бы на все эти вопросы Андрей? Наверное, совершенно другие…

P. S. Редакция выражает глубокие и искренние соболезнования Наталье Сергеевне и их с Андреем Владимировичем сыновьям - Александру и Петру.

07/03/2013

Панин постоянно жил с женой актрисой Натальей Рогожкиной и двумя детьми в Черемушках. В квартиру на Балаклавском проспекте он перебирался изредка, когда хотел побыть один (там было найдено тело актера - прим. Авт.). В этот раз он приболел, и переехал на время туда, чтобы не заражать маленьких детей. Жена Панина Наталья Рогожкина была на гастролях и вернулась только сегодня. Вот как она рассказывала о нем в интервью «МК» два года назад.


- О н самый внимательный, придирчивый и, я бы сказала, откровенно жестокий критик моих достижений. Говорит, что относится ко мне по гамбургскому счету. Мы проходили разные этапы, начиная с моих вопросов по поводу ролей и требований от него ответов-советов и заканчивая его «разросшимся» желанием постоянно мне что-то подсказывать и настаивать на определенных вещах, которые кажутся ему единственно верными. Правда, сейчас у нас временный нейтралитет.

- Что стало причиной «перемирия»?
- Осознание, что беседы о творчестве превратились в почву для разногласий. Я ведь не стою на месте, прохожу этапы как в жизни, так и в профессии. Да, Андрей изначально меня учил, и на тот момент у меня и мысли не возникало в чем-то ему возражать. Но теперь, имея свой опыт, позволяю себе высказывать собственное мнение. Мы разные и по актерской сущности, и по творческим подходам. Андрей говорит, что его природу необходимо загонять в угол, тогда он приложит максимум усилий и результат будет феерическим. Если же загнать в угол мою природу, я останусь там пожизненно, потому что это лишь убедит меня в собственной несостоятельности. В общем, подобные разговоры раз от раза проходят все тяжелее и зачастую заканчиваются ссорами. А у нас, как в любой семье, и без этого есть масса поводов для размолвок.

- Читая редкие интервью Панина, я порой хохотала. Изумительный стеб (причем необидный) над собеседником и самим собой. Думаю, скучать вам с ним не приходится.
- Да, у Андрея это дар от Бога. Первые несколько лет улыбка с моего лица почти не сходила.

- Влюбились в него, как увидели?
- Нет. Мы познакомились в Школе-студии МХАТ, на тот момент я училась на третьем курсе. Он пришел к нам как ассистент моего педагога. Панин был моим преподавателем, и узнала я его именно как Андрея Владимировича. Затем меня взяли в труппу МХАТа, где служил и Панин. Утвердили в спектакль «Ундина» с его участием, и Андрей стал мне помогать с вводом на главную женскую роль. И вот тут-то в наших отношениях стало сквозить что-то нежное. А потом…»

- Что потом?
- А потом я пришла к нему на спектакль «Смертельный номер» и погибла. Это была бомба своего времени, и талант Панина произвел на меня, девятнадцатилетнюю девочку, столь мощное впечатление, что, боюсь, с того момента выбора у меня уже не было. Все завертелось, закрутилось… Это были сильнейшие чувства с обеих сторон. Бурный роман со своими проблемами, с обоюдным безумием, растянувшийся на долгое время. На тот момент у меня была своя жизнь. Были и какие-то душевные привязанности. Но конкуренцию с Андреем выдержать почти невозможно».

- Вы тогда оба были несвободны…
- Я уже несколько лет была не одна. Андрей имел семью. Моя ситуация оказалась проще, мы не были официально женаты. . Мы познакомились, когда ему было тридцать два года. Большой жизненный багаж, семья, дочка…

- Вы общаетесь сейчас с ней?
- С его дочкой? Я - нет».

- А он?
- Не стоит об этом говорить. Это территория Андрея, я не имею права отвечать на такие вопросы за него. К тому же тема эта тяжелая, кровавая. Очень болезненные раны, зачем их расковыривать?

- Наталья, получается, Андрей вас отбил у другого мужчины…
- Если тебя связывает с человеком настоящее чувство, отбить невозможно. А раз отбили - значит, уже было что бить, значит, уже трещину отношения дали. Не получится отбить человека, который любит. Это я вам с позиции нынешнего своего опыта говорю: если в тебе живет сильнейшее чувство любви, его не убьешь никаким обаянием и талантом».

- А родители не возражали против ваших с ним отношений?
- Мои родители - люди редкой деликатности и аккуратности. Они вообще никогда не давали себе права на позицию «против». Они уникальны. И большое им спасибо, что предоставляли мне право решать все самой».

- Сначала вы жили в общежитии...
- В общежитии жил Андрей. А я переехала к нему года на полтора. Потом театр предоставил ему возможность купить жилье по муниципальной цене. И мы переехали в однокомнатную квартиру в Северном Чертанове. Несколько лет из его зарплаты вычитались суммы в счет погашения долга.

- А сейчас?
- Мы приобрели не так давно четырехкомнатную квартиру. Ее главное достоинство, что она находится рядом с домом, где живут мои родители. Мама помогает мне с детьми. Саша учится в школе, где она преподает, - под присмотром то есть.

- Правда, что у Андрея принцип - жена должна: первое - находиться на кухне, второе - у плиты, третье - сидеть тихо?
- Да-да. «Босая, беременная, на кухне». Это его идеал женщины. (Смеется.)

- Вы под этот идеал не подходите.
- Значит, я не идеал. Но стремлюсь им стать. Я уже довольно часто хожу дома босая, беременная была дважды, у плиты частенько стою, осталось только паранджу надеть.

- А Андрей умеет готовить?
- Да, он хорошо готовит. Мы обожаем его еду. Дети не любители овощей, но и они с аппетитом уплетают папин салат, потому что он его делает оригинально. Даже в этом Андрей умудряется сохранять свою индивидуальность.

- Долгое время штамп в паспорте для вас обоих не имел значения. Но потом вы решили расписаться. Что вас на это подвигло?
- Господи, я даже не помню, когда мы расписались. Это было продиктовано юридической необходимостью, чтобы Андрею не пришлось опять усыновлять собственного ребенка. Через эту унизительную процедуру мы прошли с Сашей. И со вторым сыном попытались этой бодяги избежать. Кстати, обручальные кольца мы купили задолго до бракосочетания и сразу же стали их носить. В загс пришли в джинсах, расписались и разъехались по своим делам. И не помню я ни числа, ни года…

- Вы вместе шестнадцать лет. Изменились ваши чувства? Стали сильнее, переросли в привычку...
- Отношения - это тоже живой организм. Они трансформируются, потому что мы сами меняемся. Были всякие моменты, в том числе и тяжелые. И по сей день не все складывается безоблачно. Но и сейчас у нас присутствует ярко выраженное желание находиться друг с другом, жить вместе. И выкладывая в трудные минуты на чаши весов ситуацию, грозящую разрывом, и эту потребность друг в друге, мы понимаем: последнее все равно перевешивает. И дай бог, чтобы оно так и оставалось».

- А как обстоят дела с доверием?
- Я ему не даю поводов мне не доверять. А что касается Андрея… К тридцати пяти годам я постигла, что мужская и женская природа суть разные вещи. Доверять мужчине глупо. А уж доверять мужчине-актеру - это просто расписаться в собственной дурости. Скажу так: я доверяю тому чувству, которое ощущаю от него. И верю в его любовь к себе и детям».

- Но он же очень талантлив, с мощной харизмой, возле него наверняка крутятся толпы поклонниц…
- Наверняка. И это естественно, более того - было бы странно, чтобы человек, который нравится мне, не нравился бы больше никому. В этом отношении мною пройдено немало - и тяжелых эмоциональных состояний, и ревности, и болезненных ситуаций. И итог на сегодняшний день таков: я считаю, что каждый сам пишет сценарий своей жизни. И это только его выбор: пойти на что-то или нет. Глупо думать, что ты можешь повлиять на этот выбор, изменить его. Пусть человек сам разбирается со своей совестью, а под совестью я подразумеваю голос Бога; это диалог, в котором третьему не место.

- И все-таки - вы ревнивы?
- Если дается повод для ревности, то, конечно, ревнива. Это естественно. Ты видишь в мужчине, который рядом с тобой, ослабление или потерю интереса к тебе. Это не может не задевать. А если ты не реагируешь - значит, он тебе самой неинтересен, значит, тебе все равно. Мне не все равно. Мне важно, как Андрей относится ко мне. И в то же время я понимаю, что ему необходимо внимание, и особенно внимание женщин. Просто для того, чтобы ощущать себя по-мужски востребованным.

- А он вас ревнует? Вы красивы, умны и талантливы.
- Он не закатывает сцен ревности. Мне предоставлена свобода, другой вопрос, насколько я ею пользуюсь. Он не следит за мной в подзорную трубу. Андрей для этого слишком занят собой. Его бинокль обращен больше в себя, нежели на объект извне».

- Но у вас же есть партнеры по спектаклям и фильмам. Как Андрей реагирует на возможность романа?
- На партнеров он реагирует спокойно, а на романы ему, к счастью, реагировать не приходилось.

Те чувства, что я с Андреем пережила, могу пожелать всем. Степень моей женской полноценности и реализации максимальна. Мы изведали огромную гамму чувств. Нас бросало в разные стороны, ощущение друг друга доходило до высшей точки. И до сих пор наши отношения - это американские горки. Мы испытали все, что сопутствует любви: горести, разочарования, восторги, наслаждения. Да, Андрей крайне сложный и тяжелый человек. И я трачу много душевных сил, чтобы правильно его принимать. Но мне всегда было и будет понятно, зачем я это делаю.

- Ну а с идеалом жить скучно.
- Вы так думаете? Ну не знаю. А вот Андрей, похоже, так не считает - жить с идеалом ему очень нравится.

фотографий

фотографий

фотографий

Это интервью было взято незадолго до того, как погиб Андрей Панин . Но для нас и для миллионов наших читателей он остается живым: в своем творчестве, в своих фильмах, в своей семье, в своих детях. И поэтому мы решили опубликовать это интервью именно так, как оно прозвучало, когда мы разговаривали с женой Андрея Панина - актрисой Натальей Рогожкиной .

Мы с Андреем вместе уже 18 лет. И наши отношения - настоящие американские горки. Мы же с ним совершенно разные люди! Полярные противоположности с диаметральными взглядами на семейную жизнь. Хорошо еще, что у нас такая счастливая профессия, что мы имеем возможность отдыхать друг от друга. Я не могу без ужаса вообразить, как бы мы 18 лет без перерыва встречались после работы дома - не успев соскучиться, не успев все проанализировать и прийти к выводу, что заменить друг друга кем-то на стороне мы не сможем.

Но если мысли на этот счет вообще возникают, это означает, что с какими-то недостатками вашего мужа вам трудно мириться…

Это только поначалу Андрей казался мне человеком без недостатков. Не в том смысле, что я их не замечала, просто в тот период мне даже странно было бы называть какие-то особенности его характера недостатками. Я видела в них исключительно проявление его неординарности. Что неудивительно: на момент знакомства мне было 19 лет, Андрею - 32. То есть я - совсем девчонка и он - сформировавшийся мужчина. Разумеется, я приняла его таким, какой он есть. Меня устраивало, что он - планета абсолютно самодостаточная. Вокруг него можно только вращаться неким спутником. И что он человек-хаос. Андрей врывался в мою жизнь и исчезал, потом вновь появлялся и опять надолго пропадал, а затем возникал снова. Пока люди не живут вместе, такая фрагментарность появлений кажется нормой. Человек привносит в твою жизнь праздник, дарит тебе общение с собой - и ты так и воспринимаешь это как некий подарок. Но когда ты с этим человеком начинаешь жить семьей, а фрагментарность его появлений не меняется - это сказывается на семейной жизни. Ты вдруг обнаруживаешь, что такую же жадную потребность в нем испытывают еще и другие люди. А ты теперь - по другую сторону баррикад…

- А как вы с Андреем Паниным познакомились?

Он появился на нашем курсе в Школе-студии МХАТ в качестве ассистента-педагога по приглашению Дмитрия Владимировича Брусникина - ставить спектакль «Женитьба Бальзаминова». Хотя, по-моему, таких, как Панин, нельзя пускать к студентам. Это же бешеный человек, с безумным обаянием. Помню, он постоянно что-то говорил, бегал по аудитории, вообще был сгустком какой-то немыслимой энергии. Любви с первого взгляда я к нему не почувствовала, но невозможно было не обратить на такого человека внимание. Что за эмоции испытывал в тот момент Андрей по отношению ко мне, не знаю, но под его пристальное мужское внимание я попала. Может быть, благодаря колдовскому действию своей рыжины. Просто не успела за кого-нибудь спрятаться, и яркий цвет моих волос бросился Андрею Владимировичу в глаза…

А в конце третьего курса мне предложили сыграть во МХАТе главную роль в спектакле «Ундина». Андрей в нем участвовал и взялся помогать мне на вводных репетициях. Мы опять соприкоснулись. Теперь уже в театре, то есть на его территории. И я смотрела на него все с большим интересом. Ведь обаяние таланта завораживает! А тут еще я увидела Андрея в спектакле «Смертельный номер». И для меня это действительно стало «смертельным номером» - я «погибла» окончательно и бесповоротно. (С улыбкой.) Правда, со временем поняла, что погибала-то я под очень четким прицелом оптического ружья Панина, который и сделал окончательный выстрел.

Неужто Андрей пленил вас исключительно со сцены и не было с его стороны никакого флирта, никаких особенных мужских приманочек?

Просто Андрей каким-то чудодейственным образом стал постоянно появляться около меня - за кулисами, в столовой, на репетициях и банкетах. Теперь-то я понимаю, что это было не случайно. Он буквально заполнил собой пространство! И я получала несказанное удовольствие от общения с ним. Так продолжалось весь четвертый курс. Андрей не был педагогом в классическом представлении. Он ходил в наши студенческие компании, его знали все мои друзья, подруги, он легко общался с нами, много шутил, даже выпивал с нами. И всякий раз дарил невероятное количество веселья, радости, смеха. Сколько же я тогда смеялась!.. В общем, он совершенно не оставил мне выбора. Я влюбилась. До смерти, до дрожи.

Ну а были какие-то широкие жесты, необычные сюрпризы, букеты? Панин же нетривиальный человек и ухаживал, наверное, с фантазией…

Панин человек совершенно нетривиальный! А цветы, конечно, случались. На день рождения, допустим, Андрей принес мне какую-то совершенно несчастную хрупкую розу, но сопроводил свое подношение такими словами, что я целый месяц потом все пыталась спасти эту розу, реанимировать, чтобы она как можно дольше напоминала мне о его словах. А еще Андрей рисовал, да как! Конечно, Бог поцеловал его не только в то место, которое отвечает за актерский талант, и, если бы Панин не стал актером, он был бы гениальным художником. Ему удается свое неординарное видение мира переносить на бумагу. И он рисовал мне маленькие смысловые рисуночки о любви. Трудно описать их словами, это надо видеть. Потому что, если я скажу, что он нарисовал лицо, у которого вместо глаз сердечки, - это будет очень мало передавать суть рисунка. В общем, я тихо и мирно погибала по-женски... Я влюблялась небыстро, но это медленное заполнение сосуда в результате привело к осознанию: я должна находиться рядом с этим человеком. В любом качестве! А по-другому уже просто не смогу жить. И вот наступил момент, когда нам обоим стало очевидно: сопротивляться тому, что происходит между нами, уже невозможно.

- На каком этапе вы стали парой? Когда вы еще учились в институте или позже?

- (Задумавшись.) Когда мы стали парой?.. Представляете, я этого даже не могу вспомнить! У меня ощущение, что мы были парой с рождения. Влияние Андрея на меня было огромно - по всем позициям: как мужчины, как актера, как авторитета, вообще как явления. Моя жизнь поделилась на два периода: до встречи с Паниным и после. И то, что было до, мне трудно вспомнить, словно это было не со мной, а с другим каким-то человеком. Андрей затмил собой все!

- Сейчас проверим. Вот помните ли вы свою первую школьную любовь?

В школьные годы я перманентно находилась в состоянии влюбленности в кого-то. Но не имела никакого успеха у мальчиков. Все мои подруги были девочками очень красивыми, нежными, а я на их фоне совершенно проигрывала. Длинная, ярко-рыжая, конопатая, да еще отличница - для мальчишек комплект совершенно непривлекательный. По правде говоря, совсем без внимания они меня не оставляли: постоянно задирали, дразнили рыжей, насмешничали, но, увы, это был совершенно не тот интерес, о котором я мечтала… Сильно ли я страдала от этого? Пожалуй, все же нет. Но размышляла на эту тему много. И пришла к выводу, что рыжие люди - особые. На протяжении жизни им приходится свыкаться с постоянными подначками, юмористическими комментариями, дразнилками. Сам-то человек свою рыжесть не замечает и некоторое время наивно воспринимает себя абсолютно нормальным, но по реакции окружающих постепенно осознает, что к нормальным людям не относится. Мама рассказывала мне, что проблемы начались еще с детского сада. Если кто-то из детей впадал в агрессию, то хватал за волосы именно меня, поскольку ярко-рыжий цвет всегда первым бросается в глаза. А в школе меня по той же причине чаще других вызывали к доске. Иногда очень хотелось спрятаться, раствориться, стать как можно более незаметной…

- Странную вы профессию себе выбрали, однако, при таких желаниях…

Родители ориентировали меня на медицинский институт. Но одиннадцатый класс я оканчивала в Болгарии, куда моего папу (он долгие годы работал секретарем ЦК ВЛКСМ, а мама была учителем черчения) направили работать в Дом советской науки и культуры. Находясь вдали от России, я не имела возможности ни заниматься с репетиторами, ни найти каких-то гарантов поступления в институт. А ведь это было время очень высоких конкурсов в вузы и повсеместных взяток за поступление. Я понимала, что, несмотря на то что всегда хорошо училась, нахожусь в очень невыгодной ситуации, трусила, что не поступлю. И вот я решила, что надо найти такой институт, где на экзаменах от меня потребуются не столько знания, сколько я сама - такая, какая есть. Таким образом мой выбор пал на театральный.

Да, это была, конечно, наглость с моей стороны. Вернее, незнание ситуации из-за все той же отдаленности от Москвы. Может быть, если бы я оканчивала школу в столице, я бы не решилась пойти в театральный. Впрочем, у меня был крошечный актерский опыт. Когда мы с родителями жили в Нижнем Новгороде, в одной инсценировке я исполнила несколько детских песен, из чего впоследствии была сделана программа на местном телевидении.

- Что сказали родители, когда узнали о вашем намерении?

Мама сказала: «Хорошо. Попробуй. Ты быстро поймешь, что у тебя не получилось, и поступишь, куда мы планировали». А папа ни много ни мало устроил мне встречу с Олегом Павловичем Табаковым - попросил посмотреть девочку и оценить актерские перспективы. Олег Павлович милостиво согласился, и меня привели к нему в «Табакерку» - я бы сказала, «за хвост» привели. Помню, сначала мы попали в приемную, потом меня попросили пройти в кабинет… И все, дальше ничего не помню, дальше был один большой обморок. Олег Павлович попросил меня что-то прочитать, чтобы понять, что я из себя представляю. Очень скоро стало ясно, что я не представляю из себя ничего. У меня все тряслось и изгибалось от страха. Я бледнела, краснела, держалась за все стулья и столы, которые оказывались рядом, и каким-то совершенно козлиным голосом читала басни. В какой-то момент Табаков, видимо пытаясь меня хоть как-то успокоить и раскрепостить, задал вопрос: «Ну хорошо, а в каком амплуа вы себя видите? Характерной актрисы или героини?» А это амплуа весило 48 кг при 170 см роста и ничего внятного произнести не могло. Мне было 16 лет, и разницы между характерной актрисой и героиней я не понимала совершенно. Но, как-то схватившись за корни этих слов, я стала соображать: характерная - это все-таки человек с каким-то характером, а героиня - это та, у кого характер героический. Поскольку на героическую личность в тот момент я явно не тянула, промямлила: «Конечно, я характерная». На этом была поставлена жирная точка. Олег Павлович очень корректно сказал отцу, что не советует мне поступать в театральный институт, по крайней мере в этом году. После чего папа пошел домой в прекрасном настроении, считая, что дело решено высшей инстанцией, и, следовательно, решено окончательно. Так я узнала, что знакомство с кем-то влиятельным - вещь очень опасная. Ведь в результате встречи с Табаковым дверь в Школу-студию МХАТ оказалась для меня закрыта. Так я, во всяком случае, считала. Но, слава богу, театральных институтов в Москве много. А благодаря Олегу Павловичу я вовремя поняла, что подготовлена из рук вон плохо, и успела исправить ситуацию. Все оставшееся до экзаменов время я занималась своим репертуаром. В итоге и в ГИТИСе, и в «Щуке» стала легко продвигаться от тура к туру. Успех меня так окрылил, что я отважилась все-таки сунуться и в Школу-студию МХАТ, подумав: чем черт не шутит? В результате именно там я и стала учиться, хотя меня брали и в ГИТИС. А Олег Павлович в следующий раз увидел меня, когда я уже твердо стояла на сцене учебного театра. Но не уверена, что узнал…

Рискну предположить, что ко времени вашей учебы в институте мужчины пересмотрели свое отношение к вашей рыжине и стали считать ее скорее достоинством, чем недостатком. Наверняка в поклонниках уже недостатка не было…

Будучи близорукой, я в своих поисках не стала вглядываться вдаль, поэтому тут же рядышком разглядела однокурсника, с которым у нас закрутился роман, продлившийся около трех лет. Мы строили планы на будущее, у нас были чудесные отношения, и я не сомневалась, что это навсегда. По примеру родителей считала, что выбор надо делать единожды, и, сделав его, существовала исключительно комфортно. До тех пор, пока в моей жизни не появился Андрей Владимирович Панин.

- Вам сложно было объяснить ситуацию своему прежнему другу?

Мне - нет. Ситуация благоприятствовала - к этому времени у меня как раз появилось право сделать другой выбор. Хуже то, что Андрей был несвободен. Именно из-за этого наши отношения достаточно долго развивались, прежде чем мы...

- Стали семьей?

Наши отношения категорически не подходили под ту модель семейной жизни, какую я с детства считала нормой. Образ мужчины, который до встречи с Паниным заполнял мое воображение, был связан с отцом. А папа - человек интеллигентный, деликатный, уравновешенный, очень уважительно, нежно и мягко относящийся к женщине. И все то, что я получила в Андрее, никаким образом не пересекалось с таким типажом. Безумно импульсивный, он вел себя так, как ему свойственно, говорил тем языком, который ему удобен, не оглядываясь лишний раз, сидит за столом женщина или нет. И первое время я пугалась, что он не воспринимает меня как женщину, раз не считает нужным при мне быть как-то аккуратнее в выражении своих эмоций. Пыталась осторожно намекнуть. Однако Андрюша относится к той категории людей, которые даже мысли не допускают о возможности меняться под чьим-то влиянием.

- Вы говорили, что являетесь его полной противоположностью…

Андрей - человек очень резкой энергетики. Он достаточно циничный, вспыльчивый, категоричный. Он легко черпает энергию из разного рода негатива, из собственного недовольства. Андрей сам говорил: чтобы он выдал максимальный результат, нужно загнать его в угол. А я выросла в тепличных условиях, под ударами слабею. И меня в угол загонять нельзя, иначе я там и останусь навсегда. Помести меня в холод недоброжелательности, и мои резервы немедленно иссякнут. И наоборот: когда вижу расположенность к себе, когда мне комфортно, я способна выдать такое, о чем сама не подозревала. Андрей вечно пеняет мне, что я не прислушиваюсь к нему по поводу профессиональных дел. Считает, что я сознательно отвергаю его советы и специально делаю все наоборот. Но, к сожалению, я почти никогда не могу воспользоваться его советами. Что поделать: то, что хорошо для него, совершенно не годится мне. И так во многом! Взять хотя бы привычку Андрея - пугать. Его самого в детстве пугал папа, и Андрей, видимо, получал от этого какое-то удовольствие, непонятное мне. Это как щекотка - кто-то любит, кто-то не выносит... Вот я из тех, кто терпеть не может такие вещи. И если меня напугать, я потом с трудом прихожу в себя. Помню, однажды я была дома одна, а Андрей тихонечко зашел в квартиру и на коленях подполз ко мне сзади. Когда я обернулась, он возник где-то на уровне моих ног - там, где человек вообще не ожидает нападения. Я потом оч-ч-чень долго не могла успокоиться. К счастью, Андрей понял, что я не шучу и что от таких сюрпризов у меня действительно могут наступить серьезные, а может быть, даже и необратимые последствия. И с некоторых пор перестал так делать. Помню, мы отдыхали с детьми во Франции. Андрея не ждали - он был занят, но каким-то образом к нам вырвался. И вот он сначала хотел устроить сюрприз, спрятавшись в шкафу, с тем чтобы, когда мы вернемся с пляжа, неожиданно выйти оттуда. Но вовремя сообразил, что впечатление, которое он произведет, будет слишком сильным. И изменил план. Просто вошел следом за электриком, которого мы как раз вызвали, и говорит: «Ну что у вас тут надо починить?»

- Значит, все-таки ваши отношения не стояли на месте, а развивались, как и положено…

Конечно, мы прошли разные этапы. Например, на первой стадии нашей семейной жизни все держалось на страстях, на чувствах, и сигналы разума затмевал щенячий восторг. Я радовалась всему, что есть в Андрее. Не раздражало и не обижало ничего. Взять, например, ерундовый банальный пример. Человек никогда не заправляет кровать. На первом этапе это безумно нравится. Потому что даже такие аккуратистки, как я, в глубине души мечтают позволить себе пожить в хаосе. Но рано или поздно наступает момент, когда вечно неубранная кровать уже раздражает. При этом позиция Андрея простая: ты хочешь жить в убранной, чистой квартире? Убирай, ради бога, никто тебе не мешает, но меня самого это ни к чему не обязывает. Ты считаешь, что, если люди живут вместе, они должны предупреждать друг друга, когда где-то задерживаются? Пожалуйста, предупреждай. Но не принуждай меня к этому. Я пыталась высказать мужу какие-то претензии, объяснить, что у меня на душе. Но наткнулась на стену непонимания. И тогда я просто… абстрагировалась от проблемы. От всех проблем! К счастью, к этому моменту я уже имела свою собственную спальню со своей собственной кроватью, которая у меня всегда в таком виде, в каком я хочу ее видеть. Словом, наступил третий этап отношений - когда ты живешь так, как тебе комфортно, а от мужчины не требуешь ничего…

Да уж, большие таланты в быту невыносимы. А жены вынуждены всю жизнь проявлять по отношению к ним жертвенность…

Это не жертвенность. Ты миришься с какими-то недостатками человека, пока находишь на это силы. Пока тебе самой это в удовольствие. Пока жива твоя любовь к нему. И пока потребность в человеке больше, чем любые огорчения из-за него. Я думаю, что талант и профессию обязательно нужно учитывать. Потому что актерская профессия придает мужчине некоторые очень женские черты. Ведь он постоянно обязан нравиться! Мужчина-актер требует огромной заботы, огромной поддержки, огромного внимания к себе, а подчас и реанимации. Нужно уметь помочь ему справляться со всеми его депрессиями, с разыгравшимися нервами. Нужно время от времени становиться для него крепким плечом…

- Неужели, несмотря на внешнюю брутальность, Андрей Панин нуждается в крепком плече?

Ну он в некотором плане абсолютный ребенок! Мой третий, самый тяжелый ребенок...

Но ведь вы тоже творческая единица! Вы актриса и тоже имеете право на свои собственные депрессии. А о вашем муже иной скажет: если не эгоист, то, во всяком случае, эгоцентрист. Живет, как ему удобно, не интересуясь, удобно ли это близким людям…

Думаю, назвать Андрея эгоистом или эгоцентристом совершенно неверно! Я лично чувствую его любовь. Семья для Андрея - единственное, что у него на самом деле есть и куда приложены его усилия. При всех его особенностях, все, что он делает, - ради нас. И все, что мы имеем, создано Андреем. Наша жизнь полностью организована им - начиная от дома, где мы живем, до выбора места отдыха. В его представлении дети летом должны ездить на море. Это константа. На этой идее он настаивает. Андрей постоянно заботится о том, чтобы у нас было всего по максимуму. Другое дело, как он понимает эту заботу... Взять тот же отдых: он узнает, куда лучше поехать, создаст условия. Ну а уж покупать билеты, звонить, договариваться, бегать с чемоданами - этим он не станет заниматься никогда. Или, к примеру, он признает, что нам с маленькими детьми необходима машина. Говорит: «Пожалуйста! Какую захочешь машину - такая у тебя и будет». Но водить сам он не будет никогда! Или он говорит, что мы покупаем квартиру. И зарабатывает на нее деньги. Но дальше все этапы покупки, ремонта предоставлены мне. Мол, это уж делай, как хочешь, это уж сама, сама, сама. А у него есть какие-то другие сферы интересов.

Я уже говорила, что он очень во многом повлиял на меня. В том числе и мое отношение к штампу в паспорте сформировалось под влиянием Андрея Панина. Для него это не имело значения, и я разделяла его позицию. Потому что понимала: штамп в нашей жизни ничего не изменит - ни в лучшую сторону, ни в худшую. А значит, это лишь формальность. Мы и без этого вполне способны доверять друг другу.

- Ну а что вы скажете о ревности? Ревность в вашей семье существует?

Ревность - это как раз недоверие к человеку! Но если меня спросить, считаю ли я, что все мысли и чувства Андрея сконцентрированы только на мне?.. Нет, я так не считаю. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что у Андрея огромная жизнь: бесконечные встречи, постоянные отъезды в командировки. И, стало быть, я являюсь всего лишь частью этой жизни, даже не самой большей ее частью - просто в силу количества людей вокруг него и времени, которое он с ними проводит. Допустим, Андрей почти все девять месяцев съемок в «Шерлоке Холмсе» жил в Питере. Надо быть слишком наивной, излишне самоуверенной, а то и просто глупой, чтобы считать, что при таких обстоятельствах человек полностью принадлежит мне. Или что Андрей в принципе способен на протяжении 18 лет дышать только мной одной, оставаясь все это время на том же накале эмоций, и не замечать, что на свете существуют другие люди. Но также я знаю и другое: в каждый выходной, даже без возможности ночевать дома, Андрей приезжал со съемок в Москву - для того, чтобы побыть со мной и с детьми. И все время ждал нас в Питере, постоянно звал приехать. И я ни секунды не сомневаюсь: ему было бы очень приятно, если бы у меня была возможность проводить с ним больше времени. И этого знания мне достаточно.

- Это высшая степень мудрости! Ну а что бы вы могли попросить для себя у судьбы?

Сейчас, когда подрос младший ребенок - а Петру пять лет, то есть он достиг возраста, когда мама уже не нужна круглосуточно, - я созрела попросить у жизни чуть побольше по части профессии. И стала принимать предложения сниматься. Вообще-то мне грех жаловаться на карьеру: в театре у меня всегда было много хороших ролей, да и в кино я никогда не проходила этого ужасного, унизительного поиска работы, предложения себя кому угодно, лишь бы взяли. Но у меня никогда не было каких-то чудовищных амбиций, которые, может быть, необходимы в моей профессии. Я всегда с удовольствием относилась к роли жены и с фанатизмом - к роли мамы. И не ставила собственную профессиональную состоятельность на первый план. У меня, видимо, просто счастливый характер - я очень легко адаптируюсь и принимаю ту ситуацию, в которой нахожусь. Есть одна мудрость, которую я сделала бы своим девизом: счастлив не тот, у кого много, а тот, кому достаточно.

- И все же именно сейчас вам захотелось чуть большего, чем у вас есть. Значит, стало недостаточно?

Просто я поняла, что со мной произошла обычная история! Большинство женщин с момента возникновения семьи воспринимают жизнь с позиции местоимения «мы». В отличие от большинства мужчин, соотносящих себя с местоимением «я». В связи с этим мне было вполне достаточно успехов Андрея, признания его как серьезного, большого актера. Мне казалось, что существует некая общая копилка, куда мы складываем наши успехи, и неважно, чьи именно эти успехи. А ведь, может быть, это вечное «мы» - большая женская ошибка! Честно скажу, теперь я сожалею о том, что позволила себе так долго плыть в чужой лодке. Задалась вопросом: «А что я-то из себя представляю? Что могу?..» В противовес тому времени, когда все мои интересы были сосредоточены только на Андрее, мне захотелось быть интересной самой для себя.

- Андрей не препятствует вам в желании самореализоваться?

Ту свободу, которую он предоставляет себе, он предоставляет также и мне. Андрей не относится ко мне как к своей собственности.

- Это его плюс или минус?

Конечно, плюс! Однозначно! Но я сейчас подумала: интересно, какие ответы дал бы на все эти вопросы Андрей? Наверное, совершенно другие…

P.S. Редакция выражает глубокие и искренние соболезнования Наталье Сергеевне и их с Андреем Владимировичем сыновьям - Александру и Петру.