Требования к кабинету биологии. Сочинение на тему: Школьный кабинет биологии Описание кабинета биологии в школе

Организация кабинета Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно- воспитательного процесса. Кабинет биологии способствует решению следующих задач: обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения; широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время; обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу; обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы. Кабинет биологии школы состоит из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.












Лаборатория кабинета В лаборатории имеются: шкафы и стеллажи, стол для преподавателя, аналитические весы и пр. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) хранятся в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранятся в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.




Микропрепараты Микропрепараты хранятся в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. Имеются комплекты микропрепаратов по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии.


Реактивы К хранению реактивов в кабинете предъявляется общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).




Учебно-методическое обеспечение кабинета Кабинет обеспечен: учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы; комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта; учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся; картотекой по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотекой заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.


Оформление кабинета Интерьер кабинета оказывает положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер функционально значимый: для оформления используются те материалы, наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды). Имеется стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.




Живой уголок Кабинет биологии должен отличаться от других кабинетов именно своей неповторимостью и особой атмосферой. Именно поэтому мы старались сделать в школе по истине Райский уголок, состоящий из более чем 50 видов самых разных растений. Все растения снабжены этикетками, где записано видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки прикреплены к цветочному горшку.


Орхидрариум С 2013 года в школьном кабинете биологии будет создан орхидрариум. Уже имеется коллекция нескольких видов орхидей: фаленопис, дендробиум, венерин башмачок, каттлея и др. Потрясающие лепестки бесподобных орхидей, распустившихся одна за другой на толстом зеленом стебле, несут в себе любовь, красоту, утонченность и необычайную нежность. Их обворожительные лепестки похожи на волшебные фонарики, освещающие округу своим безграничным теплом.


Орхидрариум Особого внимания заслуживает ни с чем не сравнимый вид драгоценной орхидеи Макодес (Macodes petola). Стебли этой необычной миниатюрной орхидеи стелются по поверхности субстрата и все время ветвятся, достигая в высоту 7- 8 см. Цвет бархатистых листьев варьирует от салатного и изумрудного до серо-зеленого с золотистыми жилками, которые блестят и мерцают на свету.








Лабораторное оборудование и техника безопасности Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. Кабинет оснащён противопожарным инвентарем и аптечкой, инструкцией по технике безопасности, а также имеется журнал вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.


Кабинет биологии Таким образом, оборудование кабинета максимально способствует качественному выполнению школьной программы с минимальной затратой времени на организацию и включение в учебный процесс разнообразных аудиовизуальных и других средств обучения. Кабинет, помимо того что хорошо оборудован и эстетически привлекателен, прост в оформлении и удобен для работы – нет перегрузки выставочными стендами или малоиспользуемыми в процессе обучения объектами природы. 26 Список литературы: 1.Галеева Н.Л. «Современный кабинет биологии». Изд-во: «5 за занания». М. – 2005 г. 2.Диброва Н.А. «Красота в школе». Изд-во: «5 за знания». М. – 2003 г. 3.Трайтак Д.И. «Кабинет биологии». Изд-во: «Просвещение». М г. 4.Ципина А.С. «Растения вокруг нас». Изд-во: «Молодая гвардия». М. – 2007г. 5.

Требования к кабинету биологии

Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно–воспитательного процесса.

Кабинет биологии способствует решению следующих задач:

Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения;

Широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время;

Обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу;

Обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы.

Кабинет биологии должен состоять из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.

Учебно-методическое обеспечение кабинета

1. Обеспеченность средствами наглядности: натуральные объекты, гербарии, коллекции , влажные препараты, тушки и акрилаты; изобразительные средства: графические таблицы, контуры, аппликации , объемные модели и муляжи.

2. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3. Обеспеченность учащихся измерителями обученности по всем классам и темам.

4. Обеспеченность учащихся комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта

5. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

6.Обеспеченность кабинета учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся.

7.Наличие картотеки по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотека заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.

Требования к оформлению кабинета

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

1. Наличие периодически сменяющихся экспозиций по ботанике, зоологии, фенологии, достижений биологической науки, краеведческому материалу.

2. Наличие стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий.

4. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.

5. Организация живого уголка природы или зоодендрария.

6. Создание в кабинете фитодизайна из комнатных растений (не менее 30-40 видов).

7. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.

Требования к техническому оснащению кабинета

1. Оснащение для демонстрации учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов (затемнение, экран, подставка под диапроектор, электрооборудование).

2. Оснащение рабочего места учителя (дистанционное управление аппаратурой, затемнением, освещением).

3. Магнитофон и аудиозаписи.

4. Видеомагнитофон и телевизоры, электронный ММК;

5. Оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети программное обеспечение).

6. Наличие картотеки по фильмам, видеофильмам, диапозитивам, СД-дискам, электронным ММ пособиям.

1. Оснащение кабинета оптическими приборами: микроскопами, лупами, лабораторной посудой, экскурсионным оборудованием (пресс, ботанизирка, сачки, секаторы и др.)

2. Оснащение противопожарным инвентарем и аптечкой;

3. Наличие инструкции по технике безопасности;

4.Наличие журнала вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.

Документация на паспортизацию кабинета биологии:

Цель: Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образований, определить основные направления работы по проведению учебного кабинета в соответствии требованиям учебно–методического обеспечения образовательного процесса.

Паспорт учебного кабинета;

Опись имущества и документации;

Оценка деятельности кабинета;

Картотека дидактического, технического, лабораторного материала;

Аттестация учебного кабинета.

Паспорт

учебного кабинета

биологии

1401

2016-2017 уч.год

    Цель, задачи и направления работы кабинета

    Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность

    1. Урочные часы работы кабинета

      Внеурочные часы работы кабинета

    Наглядные пособия и оборудование кабинета

    Техника безопасности и охрана труда в кабинете.

    Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом: Файзыханова Айсылу Илясовна

    Класс, ответственный за кабинет : 7 «Б»

    Классы, для которых оборудован кабинет : 7-11

    Число посадочных мест : 30

    Площадь кабинета : 48 м 2

    Актив кабинета:

Файзыханова Айсылу Илясовна – учитель биологии,

Обучающиеся 7 «Б» класса

    Требования к кабинету биологии как базы для успешного выполнения образовательной программы

1. Общие требования

1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

    Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация).

    Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

    Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится в папке «Паспорт кабинета»).

    Правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления).

    Правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления).

    Акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию (хранится в папке «Паспорт кабинета»).

    План работы кабинета на учебный год и перспективу (хранится в папке «Паспорт кабинета»).

1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

1.4. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.

1.5. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.

1.6. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

1.7. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

1.8. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.

1.9. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и др. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

1.10. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы школы как развивающей, так и развивающейся

    Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

    Разработка и внедрение образовательной программы школы (по профилю учебного кабинета).

    Внедрение методики развивающего обучения.

    Развитие программы школы по выбору.

    Дифференциация обучения.

    Гуманизация обучения.

    Личностно-ориентированное обучение.

3. Оценка деятельности кабинета за учебный год

    Самооценка учителей. Оценка учащимися.

    Оценка методического объединения, методического совета.

    Выводы по дальнейшей работе кабинета.

4. Требования к кабинету биологии

Кабинет биологии должен удовлетворять следующим требованиям:

4.1. Кабинет биологии должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

4.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:

    Картами

    Картинами

    Таблицами

    Экранно-звуковыми пособиями: диафильмами, диапозитивами, транспарантами для графопроектора, кинофрагментами.

4.3. В кабинете биологии должны быть экспозиционные материалы:

    Отражающие события внутренней и внешней жизни.

    Организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

    Уголок по изучению своего края.

4.4. В кабинете должна иметься литература:

    • Справочная.

      Научно-популярная.

      Учебники.

      Научно-методические пособия.

      Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.

      Подборки олимпиадных заданий и т.д.

4.5. В кабинете биологии средства обучения должны быть систематизированы:

    По видам (карты, схемы, таблицы и т.п.)

    По классам (1-4)

4.6. В кабинете должны находиться раздаточные материалы:

    Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.

    Для проверки знаний, умений (карточки-задания).

    Для подготовки опережающих заданий.

4.7. Кабинет биологии должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

    Цель работы кабинета биологии:

Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по биологии.

Задачи :

Организация работы по оснащению кабинета в соответствии с требованиями Минобрауки России (оформление заявки на приобретение средств материально-технического обеспечения для кабинета биологии);

Совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета путем самостоятельного создания педагогом раздаточного и стендового демонстрационного материала для учащихся в соответствии с Программами по биологии;

Систематизация материала для организации внеурочной деятельности по направлениям: подготовка к олимпиадам и молодежным чемпионатам, проектная и исследовательская деятельность школьников, работа с классным коллективом.

Основные направления работы кабинета:

    Кабинет как средство выполнения государственного стандарта: проведение учебных занятий в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по биологии, примерными и авторскими программами курсов по данным предметам, учебным планом образовательной программы школы; обновление раздаточного дидактического материала с учетом принципов системно-деятельностного подхода.

    Кабинет как средство развития ученика: разработка и реализация программ факультативных и элективных курсов; пополнение банка заданий для подготовки к школьному, муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников; обновление памяток по выполнению различных видов заданий по данным предметам; составление рекомендаций для учащихся по выполнению проектных и исследовательских работ с учетом специфики предметов.

    Здоровьесберегающая деятельность: обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся.

    организация работы актива класса и родительского комитета; оформление своевременных заявок заведующему хозяйством школы.

    Нормативные документы, регламентирующие

образовательную деятельность

    Международная декларация прав человека.

    Конвенция о правах ребенка.

    Конституция Российской Федерации.

    Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержден 29.12.2012 г.

    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

    Национальная инициатива «Наша новая школа»

    Опись имущества кабинета биологии

Наименование имущества

Кол-во

Учительский стол

1

Учительский стул

1

Столы ученические

15

Стулья ученические

30

Доска

1

Шкаф

8

Тумба

2

Шкаф д/одежды

1

Трос человека

1

Скелет человека на штативе

1

Рельефн. таблица

1

Плакаты по биологии

Модель «Строение клеточной оболочке»

1

Модель аппликация «Генетика гр.крови»

1

Модель аппликация «Неполное доминирование»

1

Микроскопы

9

Ком.таб. «Зоология»

1

Ком.таб. «Общая биология»

1

Ком.таб «Общая биология 2»

1

Дигибридное скрещивание

1

В/к биология 4

1

Цифровой микроскоп

1

Микроскоп школьный

3

Интерактивная доска

1

Компьютер

1

Мультимедиа-проектор

1

Доска настенная 3-х элемент

1

    Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета биологии

Инвентарный №

по школе

Цифровой микроскоп

1185

Доска настенная 3-х элемент

1632066

Компьютер

Проектор мультимедийный

1633527

Микроскопы школьные

1633404

1633405

1633406

Шкаф широкий

1633223-1633230

Набор микропрепар. «Увидеть все»

1183

Стол учительский

1632065

    Занятость кабинета на 2016-2017 учебный год

6.1. Урочные часы работы кабинета

Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете: Файзыханова А.И. Андреева А.В.

ур.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подготовка к ОГЭ

Классный час

    План работы кабинета на 2016 – 2017 учебный год

п/п

Мероприятие

Планируемый срок выполнения

Ответственные

Оформление учебного наглядного материала:

В течение года

Учителя биологии

Стенд «Общая безопасность »

Сентябрь-ноябрь

Зав. кабинетом

Мероприятия по охране труда

Проведение вводного, первичного, повторного и целевых инструктажей

В течение учебного года

Учителя биологии

Ежедневный осмотр оборудования кабинета, регистрация ремонта

В течение учебного года

Зав. кабинетом

Осмотр средств пожаротушения, контроль сроков действия огнетушителя

Ежемесячно

Зав. кабинетом

Своевременное обновление инструкций с истекшим сроком действия

1 раз в полугодие

Зав. кабинетом

Контроль за соблюдением правил Т.Б. при выполнении эксперимента

На практических работах

Учитель биологии

Соблюдение режима проветривания кабинета, санитарного режима.

Ежедневно

Учитель биологии

Совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета:

Использование ТСО и ИКТ на уроках и внеурочной деятельности

В течение учебного года

Учителя биологии

Создание учебных электронных презентаций для уроков и внеклассной работы

В течение учебного года

Учителя биологии

Приобретение демонстрационных версий экзаменационных работ в форме ЕГЭ

В течение учебного года

Учителя биологии

Оформление информационно-справочного стенда для учащихся

В течение учебного года

Зав. кабинетом

Ремонт печатных таблиц

В течение учебного года

Зав. кабинетом

Приобретение книгопечатной продукции по методике преподавания биологии

В течение учебного года

Учителя биологии

Приобретение учебных видеофильмов для курса биологии

В течение учебного года

Учителя биологии

Совершенствование материальной базы кабинета:

Оформление заявки на лабораторное оборудование

декабрь-январь

Зав. кабинетом

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся:

Проветривание

Ежедневно

Учителя биологии

Организация проведения генеральной уборки в кабинете

1 раз в месяц

Озеленение кабинета

Сентябрь, март

Зав. кабинетом, актив 7 «Б» класса

Обновление инструкций по технике безопасности для «Уголка безопасности»

Сентябрь

Зав. кабинетом

Обеспечение сохранности имущества кабинета:

Рейды с участием актива класса по сохранности школьной мебели

В течение года

Зав. кабинетом, актив 7 «Б»

Профилактический ремонт мебели

В течение года

Зав. кабинетом

Инвентаризация кабинета

В течение года

Зав. кабинетом, зав. хозяйством школы

Ремонт кабинета

Август

Зав. кабинетом, родительский комитет класса

Внеклассная работа по предмету

Подготовка и проведение школьной олимпиады по биологии

сентябрь

Учителя биологии

Подготовка и проведение мероприятий на Неделе экологии

Январь, апрель

Учителя биологии

Подготовка с учащимися проектов к научно-исследовательской конференции

Сентябрь-май

Учителя биологии

    Перспективный план развития кабинета

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

приобретение методических пособий

в течение 3 лет

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

приобретение видео материалов

по мере возможности

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

ПЛАН РАЗВИТИЯ БАЗЫ КАБИНЕТА

Обновление:

раздаточный материал,

в течение 3 лет

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

методическая и учебная литература

в течение 3 лет

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

наглядные пособия.

в течение 3 лет

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

Приобрести:

тематические наглядные пособия и раздаточный материал

в течение 3 лет

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

тематические компьютерные обучающие программы, игры

По мере возможности

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

Систематизировать:

раздаточный и наглядный материал

в течение года

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

видео фильмы и обучающие компьютерные программы

в течение года

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

Приобрести портреты ученых биологии

По мере возможности

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

Оформить стенд «Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ»

В течение года

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

Оформить стенд«Техника безопасности в кабинете биологии»

В течение года

Файзыханова А.И.

Андреева А.В.

    Учебно-методическая и справочная литература

Перечень УМК

Учебник «Биология» Линия жизни 7 класс

В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова

3-е издание Москва, «Просвещение»

2014

Учебник «Биология» Линия жизни 8 класс

В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов

Москва, «Просвещение»

2014

Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

10-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа

2009

Учебник «Биология. Общая биология» 10-11 классы.

А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В.Пасечник.

9-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа

2013

Контролирующие материалы

Сдаем ГИА. Биология.

Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.

Можно выделить несколько функций кабинета биологии: учебно-воспитательная, научно-методическая, размещение учебного оборудования, справочная, учетная.

1. Учебно-воспитательная роль кабинета . В кабинете биологии происходит процесс обучения, воспитания и развития учеников. Должны быть удобные рабочие столы и стулья, большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел, смоченная губка для протирки доски. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене размещают экран, сбоку – телевизор, проектор.

В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. При отсутствии водопровода, воду держат в больших сосудах, пластиковых бутылях.

Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную литературу для учителя и учеников. В кабинете организуют постоянные и сменные экспозиции, например, постоянные экспозиции «Растения Красной книги нашего региона», «Развитие органического мира на Земле» и др. В кабинете должны быть портреты выдающихся ученых: Ч, Дарвина, Опарина А.И. и др. В качестве сменных экспозиций могут быть представлены тематические выставки работ учеников (плакаты, фотографии и т.д.).

2. Научно-методическая роль кабинета . Кабинет – это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для подготовки к уроку и другим видам занятий: программы; учебники; тесты по биологии; инструктивные материалы Министерства образования; дидактические материалы и т.д.

3. Размещение учебного оборудования . В кабинете биологии находится система наглядных пособий: натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, скелеты и пр.); изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, дискеты и пр.); раздаточный материал и дидактические карточки; приборы для демонстрации технических средств (проектор, телевизор, компьютер и пр.); лабораторное оборудование и инструменты для лабораторных (практических) работ на природе и в кабинете; химические реактивы; аптечка.

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов и частоты использования и требований к хранению.

4. Справочная функция кабинета . Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические средства, каталоги учебных фильмов, дисков, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и пр.

5. Функция учета и планирования кабинета . Учитель биологии как заведующий кабинетом, обязан вести книгу учета и паспорт кабинета. В книгу учета в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности (лабораторную посуду, реактивы, наглядные пособия и пр.), регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и материалы, отмечают факт списания устаревшего оборудования. Раз в год в кабинете проводят инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В паспорте кабинета должны быть записаны основные сведения о кабинете.

Совершенствование материальной базы кабинета биологии и его работа выполняются на основе перспективного и годового планов.

Комплектование материальной базы кабинета биологии. В перечень учебного оборудования для преподавания биологии включены натуральные объекты, модели, муляжи, печатные пособия, экранные пособия и т.д. Обычно приобретают оборудование с учетом реальной наполняемости классов, а также материальной возможности школы. Для лабораторных и практических занятий необходимо приобретать не менее одного экземпляра оборудования на двух учеников.

Для качественного обучения биологии необходимо создать условия, т.е. организовать материальную базу: кабинет биологии, учебно-опытный участок, уголок живой природы, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга в комплексной реализации задач обучения и воспитания.

Большое значение имеет правильно организованный кабинет биологии, так как большая часть учебного времени для овладения биологическими знаниями проводится именно в нем.

Уголок живой природы обеспечивает уроки, внеурочные работы и внеклассные занятия живыми наглядными средствами обучения.

На школьном учебно-опытном участке школьники закрепляют и совершенствуют теоретические знания, полученные на уроках биологии, отрабатывают практические умения по выращиванию и уходу за растениями весной, летом и осенью, ставя опыты, позволяющие выявить биологические закономерности развития растений в конкретных условиях, определить возможности повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

От создания материальной базы обучения и рационального размещения оборудования во многом зависит усвоение знаний и умений, развитие познавательного интереса к биологической науке.

Школьный кабинет биологии – особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология».

Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.

Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений, чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов в обучении кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, лупы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных. Наряду с таблицами использовался кинопроектор. В середине 50-х годов ХХ в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.

В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы.

Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Но кабинет биологии – это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное значение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная.



В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки доски всегда должны быть на месте. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене (или доске) размещают экран, сбоку на высокой подставке – телевизор, видеомагнитофон, а в глубине кабинета на специальной подставке – графопроектор.

В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными.

Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся; рекомендации для лабораторных и практических работ, учебники биологии; книги по биологии из серии «Детская энциклопедия», методические журналы, например «Биология в школе» и другие.

В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например стенды «Это интересно», «Животный мир нашего края», «Растения Красной книги нашего региона». В качестве сменных экспозиций в кабинете биологии могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки по экологической проблематике, фотографии, сделанные во время экскурсий).

Большое учебно-воспитательное значение имеют постоянные экспозиции (отражающие основные идеи биологии), которые используют при изучении многих тем и в разных учебных курсах, например «Развитие органического мира на Земле», «Уровни организации жизни», «Четыре среды жизни на Земле», «Царства живой природы». В кабинете должны быть портреты выдающихся ученых (Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, В.Н. Сукачева и др.).

Кабинет – это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, особенно журналы «Биология в школе», «Экологическое образование в школе», различная методическая литература, в том числе книги по общей методике обучения биологии и по отдельным учебным курсам, справочная литература, определители растений и грибов, животных, методическое обеспечение для использования компьютера и др.

Учителю надо иметь в кабинете также инструктивные материалы Министерства образования РБ и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования: Обязательный образовательный минимум по биологии для всех уровней общеобразовательных школ, Требования к образовательному минимуму.

В кабинете также должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков, факультативов, дидактические материалы, все то, что помогает учителю в его работе по обучению, воспитанию и развитию учеников, способствует повышению его профессионального уровня.

Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными.

В кабинете биологии находится система наглядных пособий:

ü натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, мелкие живые животные, коллекции, чучела, скелеты, влажные препараты, микропрепараты);

ü изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии, слайды, диафильмы, видеокассеты и др.);

ü раздаточный материал и дидактические карточки;

ü приборы и приспособления для демонстрации технических средств (телевизор, видеомагнитофон, графопроектор, компьютер и др.);

ü лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, посуда и инструментарий для лабораторных и практических работ в природе (гербарные папки, секаторы и др.) и кабинете;

ü химические вещества;

ü аптечка для оказания первой помощи.

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению. Для удобства поиска оборудования каждому шкафу присваивают литеру (А, Б и т.д.), полки нумеруются цифрами, а отделения на полках прописной буквой. Шифр, обозначающий место хранения того или иного наглядного оборудования заносится в карточку специального каталога. Например, А – 4 – б означает: шкаф А, полка 4, отделение б. На внутренней стороне створок шкафа помещается перечень оборудования.

Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробки с нафталином или мешочками с инсектицидами. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа, скелет человека – в полиэтиленовый чехол. Микропрепараты хранят в специальных коробках, каждый препарат в своем отделении. Микроскопы и штативные лупы кладут в футляры.

Таблицы наклеивают на картон и хранят в вертикальном положении. Бумажные таблицы раскладывают на широких полках в горизонтальном положении. Диапозитивы, видиокассеты, диски размещают по темам.

Дидактические карточки, фотографии, рисунки, схемы, открытки, раздаточный материал хранят в конвертах, каталожных ящиках или папках.

Экспозиционные стенды закрепляют в так называемом экспозиционном поясе, который начинается на уровне 80 см от пола – это горизонтальная полоса шириной 150 – 170 см. Биологические газеты, бюллетени, стенды с материалами сменных выставок можно размещать в коридорах, прилегающих к кабинету биологии.

Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовидео средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и прочее. Кроме того, кабинет должен иметь каталоги учебных кинофильмов, видеофильмов и видеокассет, дисков и дискет с программным обеспечением для компьютера и др.

Учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности. Раз в год в кабинете проводят инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В книгу учета регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и отмечают факт списывания устаревшего оборудования.

К числу документов учета относится также паспорт кабинета, в нем должны быть записаны основные сведения о кабинете.

Совершенствование материальной базы кабинета биологии и его работа осуществляется на основе перспективного и годового планов. В планы помимо внеклассной и самостоятельной работы учащихся включают изготовление самодельных наглядных пособий, ремонт и замену оборудования, проведение выставок, методической работы и консультаций, наблюдений, опытов и прочего с указанием сроков проведения работ, исполнителей и отметкой об их выполнении.

Всю основную организационную работу кабинета биологии, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии. Эта функция, как правило, принадлежит учителю биологии.

11. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии.

Урок – это логически завершенный этап учебно-воспитательной работы учителя в определенном классе по определенному учебному предмету. Каждый урок направлен на решение намеченного программой определенного биологического вопроса (проблемы). На уроке представлено взаимодействие целей, содержания, средств и методов обучения, проявляется личность и мастерство учителя. Каждый урок не является изолированным, он взаимосвязан как с предыдущими, так и с последующими уроками, образуя единую цепь в системе обучения биологии.

К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке биологии взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются.

Все многообразие уроков можно классифицировать по разным признакам: исходя из дидактических задач, которые решаются на уроке, методов и приемов обучения, особенностей организации учебной деятельности школьников и др. Наиболее распространенной является классификация уроков в зависимости от решаемых дидактических задач.

В процессе обучения биологии решаются следующие дидактические задачи: 1) подготовка учеников к восприятию нового материала; 2) организация первичного восприятия нового материала; 3) глубокое осмысление изученного; 4) закрепление усвоенных знаний; 5) упражнения в их применении; 6) обобщение и систематизация полученных знаний; 7) проверка результатов обучения.

Уроки, на которых решаются сходные дидактические задачи, объединяют в своеобразные группы – типы уроков. В зависимости от решаемых дидактических задач различают специализированные и комбинированные уроки.

На уроке может решаться одна или несколько дидактических задач. Если на уроке решается только одна дидактическая задача, то мы имеем дело с группой специализированных уроков. В неё входят: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки обобщающего повторения, уроки проверки результатов обучения. Такие уроки обычно бывают простыми по структуре – решению основной дидактической задачи соответствует основная структурная часть урока.

Вводные уроки проводятся в начале курса или его крупных разделов. На этих уроках учитель характеризует задачи, значение, структуру и основное содержание курса или раздела. Цель вводных уроков – создание у школьников соответствующих психологических установок на предстоящую учебную работу, пробуждения интереса к биологическим знаниям, раскрытие практической роли знаний. На вводном уроке могут быть также раскрыты ведущие понятия и категории. Вводный урок может быть посвящен организационной работе и проводимой по курсу внеурочной работе. На нем учащиеся знакомятся с требованиями, которые к ним будут предъявлены, с учебными пособиями и т.п. Также на вводном уроке могут повторяться ранее пройденные вопросы, знание которых имеет существенное значение для изучения нового материала.

Урок изучения нового материала целиком посвящен изучению нового, достаточно большого по объему и сложного материала, требующего серьезной глубокой проработки. Обычно для изучения такого материала требуются два комбинированных урока, но разрывать материал представляется не целесообразным.

Уроки самостоятельных (практических) работ. Основная цель этих уроков – формирование у учащихся специфических для биологии практических умений и навыков, развитие их творческой самостоятельности. Поэтому уроки этого типа ещё можно назвать уроками закрепления знаний и формирования умений. На уроках этого типа школьники овладевают следующими приемами школьной работы: сравнение, сопоставление, умение делать выводы. На лабораторном уроке используется предметная наглядность, значительную часть времени занимает работа учащихся с биологическими объектами. Эффективность лабораторного урока в о многом зависит от степени самостоятельности учащихся, умелого руководства учителем их познавательной деятельности, обеспечивающего большую активность школьников в усвоении новых знаний, в формировании умений.

Уроки обобщающего повторения предусмотрены школьной программой по всем курсам биологии. Их проводят в конце изучения большой темы или раздела программы. Поэтапная систематизация нужна для установления логических связей между пройденным и новым материалом. Эти уроки имеют большое значение для усвоения учащимися теоретических основ и главных идей курса, для подведения их к мировоззренческим выводам.

Уроки проверки и учета знаний. Обычно в школьной биологии на этих уроках всегда наряду с проверкой знаний происходит обобщение и повторение. Такие уроки проводятся в конце четверти, главным образом в средних классах, обычно в виде фронтальной беседы или фронтальной письменной работы. В старших классах эти уроки могут носить характер уроков-зачетов.

Чаще всего учителю биологии приходится на одном уроке решать несколько дидактических задач. На решение каждой задачи выделяется определенная часть урока. Урок становится сложным по структуре, поэтому его называют комбинированным.

В состав комбинированного урока чаще всего входят следующие структурные части: вводная, включающая разъяснение задач урока и проверка школьников к работе; установление связей между предшествующими темами и новым материалом; изучение нового материала; закрепление изученного и проверка результатов работы на уроке; задание на дом и инструкция по его выполнению.

Раз и навсегда установленная схема этого урока и частое использование его в учебном процессе не всегда дают возможность удерживать познавательный интерес школьников и приводят к снижению эффективности обучения. Это обстоятельство вынуждает менять местами или различным образом комбинировать структурные элементы урока. Современная дидактика отвергает стандартную структуру комбинированного урока. В зависимости от места урока в курсе, его содержания и дидактических целей структура урока может быть различной.

Комбинированный урок может начинаться с повторения и проверки ранее усвоенных знаний и умений. Такое начало целесообразно, когда материал прошлого урока служит опорной базой для изучения нового материала. Если же материал предыдущего урока не имеет прямой связи с изучением нового материала, то урок следует начинать с воспроизведения опорных знаний из других тем, а проверку домашнего задания можно «растворить» в изучении нового материала.

В основном новый материал должен быть усвоен учащимися непосредственно на уроке. Поэтому на изучение нового материала следует выделять наибольшее время. Достаточно времени должно быть оставлено и на закрепление материала, а также объяснения домашнего задания.

Закрепление на комбинированном уроке обычно проводят после объяснения нового материала. Но если материал состоит из логически законченных частей, каждую из которых можно анализировать отдельно, то закрепление можно проводить по ходу изучения нового материала (по звеньям – логически законченным частям).

Возможен комбинированный урок, в котором вообще отсутствуют четко выраженные структурные элементы. На таком уроке все этапы настолько органически взаимосвязаны, что их трудно выделить. Тесное переплетение всех этапов урока весьма целесообразно с психологической точки зрения, так как способствует активной деятельности учащихся, ожидающих в течение всего урока возможности контроля со стороны учителя.

В конце урока учитель обычно делает обобщение и выводы, дает домашнее задание. Домашнее задание не является обязательным элементом урока. Многие учителя работают без домашних заданий, обеспечивая усвоение основной части учебного материала на самом уроке.