Какого числа начинается мусульманский пост. Мусульманские праздники и посты

Хвала Аллаху, Который и в этом году позволил нам обрести блага священного месяца! Возрадуется тот, кто проявит почтение к этому благодатному месяцу, и будет сожалеть тот, кто проявит к нему неуважение. Проявлять почтение к месяцу Рамадан – значит радоваться его приближению и печалиться из-за окончания. Проявлением уважения к этому месяцу будет и покаяние в грехах, отдаление от них и проведение времени в благочестивом поклонении Аллаху.

Дорогие братья, как же мы можем не радоваться наступлению месяца Рамадан в то время, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы знали рабы Божьи, что они обретают в месяце Рамадан, то люди моей уммы стали бы мечтать о том, чтобы этот месяц продлился весь год» (Абу Шайх).

В также говорится (смысл): «Соблюдение поста – это лучшее для вас » (Сура 2, аят 184).

О тех, кто проявляет неуважение к этому высокочтимому месяцу, в хадисе говорится: «Архангел Джабраил сказал мне: “О Мухаммад, да отдалится от благ и счастья тот, чьи грехи не прощены после наступления месяца Рамадан!” И я ответил: “Амин ”».

В другом хадисе говорится: «У Господа вашего есть подарки, кои дарит Он вам в дни жизни вашей: старайтесь их обретать! » (Хаким, Табарани).

Месяц Рамадан – это период , когда Всевышний одаривает рабов Своих самыми ценными подарками, и обрести их можно, покаявшись в грехах и отдаляясь от них, а также совершая благие дела. В хадисе, приводимом Тирмизи, Нисаи и Хакимом с достоверным иснадом, говорится: «В первую ночь Рамадана от имени Аллаха возвещают: «О стремящийся к благому, приступай к совершению благого (то есть увеличивай свои благие деяния)! О творящий дурное, прекрати творить дурное! »

(да будет доволен им Аллах!) пишет: «Если Аллах любит раба Своего, то Он наставляет его на совершение добрых деяний в священные дни, чтобы увеличить ему вознаграждение. Если же Аллах не любит раба, то Он наставляет его на совершение грехов, чтобы жестче наказать его за грехи. Любовь или нелюбовь Аллаха к рабу Своему зависит от того, что творил раб ранее ».

В хадисе, приводимом Байхаки и Ибну Хаббаном с достоверным иснадом, говорится: «Кто бы ни совершил доброе деяние, являющееся желательным (сунна) в месяце Рамадан, тот получит вознаграждение как за исполнение обязательного (фарз), и кто бы ни совершил в этом месяце одно обязательное (фарз) деяние, тому оно запишется как совершение семидесяти обязательных деяний ».

Из этого хадиса также понятно, что тому, кто совершил неодобряемое (карахат) деяние, оно записывается как совершение запретного (харам), а тому, кто совершил одно запретное (харам) деяние, его записывают как совершение семидесяти запретных деяний. Поэтому, дорогие братья, постарайтесь отдалиться от грехов, покаяться в них и провести этот высокочтимый месяц, совершая добрые дела!

Какая же мудрость заключена в том, что Всевышний возложил на рабов Своих обязанность соблюдать пост в месяце Рамадан?

Прежде всего, каждый мусульманин должен знать, что , во власти Которого находится все, – волен возложить на нас все, что пожелает, и запретить нам, что пожелает. Поскольку мы рабы Его, которых Он создал и наделяет всем необходимым, мы не имеем никакого права спрашивать у Него, почему Он возложил на нас одно и запретил другое. Безоговорочное подчинение Ему, убежденность во всем вышесказанном, – это самая высокая ступень поклонения Аллаху. Но поскольку Аллах Милостивый и Милосердный, Он не запретил нам ничего, что не приносило бы какой-либо вред нам самим, нашим семьям или обществу в целом, и не вменил нам в обязанность ничего, от чего нет нам, нашим семьям или обществу пользы.

Возложение обязанности соблюдать пост включает в себя много мудрости и пользы для нас.

1. Соблюдение поста пробуждает сердце мусульманина и способствует поминанию Аллаха. Например, голод и половое влечение во время поста напоминают нам об Аллахе, который запретил удовлетворение этих потребностей. При этом постящийся вспоминает о величии Всевышнего. Поминание же Аллаха – это основа счастья в обоих мирах.

2. Месяц Рамадан – это месяц, который следует наполнить поклонением Всевышнему и добрыми деяниями . Если наслаждаться едой и есть досыта, то невозможно заполнить этот высокочтимый месяц поклонением Аллаху и богоугодными делами. Соблюдение же поста способствует этому. Именно поэтому в хадисе говорится: «У каждой вещи есть свои врата, врата же поклонения Аллаху – это соблюдение поста » (Ибну-ль-Мубарак). Поэтому в месяце Рамадан все чувствуют особую легкость поклонения Аллаху. Пост придает бодрость телу, ясность мыслям и силу для поклонения Всевышнему.

3. Соблюдение поста помогает уберечь от грехов глаза, язык, уши, руки, ноги и другие органы . О том, что соблюдение поста способствует совершению добрых деяний и отдалению от греховного, говорится и в Коране (смысл): «О уверовавшие! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, дабы вы, страшась гнева Аллаха и Его наказания, выполняли предписанное и остерегались запретного » (Сура 2, аят 183).

4. Соблюдение поста улучшает здоровье . В хадисе говорится: «Соблюдайте пост – это улучшит ваше здоровье » (Табарани). Современная медицина подтвердила лечебное воздействие голодания. Ныне функционирует множество клиник, в которых лечат голоданием. А тем, кому голодание противопоказано, Ислам разрешает не соблюдать пост в период болезни и возмещать пропущенные дни после выздоровления.

5. У того, кто ест много и у кого желудок постоянно полон, черствеет сердце и ухудшается нрав . А это порождает склонность к заблуждению, притеснению других (зулму), дурное поведение и т. д. Соблюдение же поста есть профилактика всего этого.

6. Кто сыт постоянно, тот не ведает о голоде, а кто не ведает о голоде, тот не поймет состояние голодных . Чувство голода во время поста способствует пониманию неимущих, порождает милосердие к бедным и нуждающимся и подводит человека к оказанию помощи им. Помощь состоятельного мусульманина вызывает чувство благодарности со стороны бедных, – все это улучшает отношения между мусульманами и сплачивает их.

7. Самым большим несчастьем для человека является попадание в зависимость от желаний и страстей собственного нафса . Пост оберегает человека от такой зависимости. Пост порождает в человеке терпение, а в сердце – упование на Аллаха и твердость духа. Поэтому Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Месяц Рамадан – это месяц терпения ».

Являются самым сильным оружием шайтана, стремящегося ввести человека в заблуждение. Пост нейтрализует это оружие. Поэтому Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Когда наступает месяц Рамадан, шайтана сковывают в кандалы ». Это достоверный хадис, который приводят Бухари и Муслим. Это означает, что в месяце Рамадан шайтанам труднее сбивать людей с истинного пути из-за соблюдения ими поста. Тех же, кто не соблюдает пост в месяце Рамадан, шайтан еще больше вводит в заблуждение.

Какова же ценность поста для жизни вечной?

Пост – это поклонение Аллаху, которое Он сделал высокоценным . Пост – это щит, оберегающий мусульманина от огня Ада. Запах, исходящий изо рта постящегося, приятнее для Аллаха, чем запах миска. Две радости ожидают того, кто соблюдает пост: радость разговенья и радость встречи с Аллахом. Вознаграждение за другие благие деяния, кроме поста, увеличивается от десяти до семисот раз, а вознаграждению за соблюдение поста нет предела.

Всевышний говорит: «Тому, кто соблюдает пост, отказывается ради Меня от еды, питья и удовольствий, Я воздам за это великую награду ». , когда благие деяния тех, кто нанес кому-либо вред, передадут притесненному в качестве возмещения, воздаяние за пост не передадут никому, ибо Аллах Сам возмещает в этом случае, да так, чтобы обиженный остался довольным. У Рая есть врата с названием «Райян », через которые проходят только те, кто соблюдал пост, тем же, кто прошел через эти врата, обещана встреча с Аллахом и возможность увидеть Его.

Пост – это крепость, защищающая человека от Ада . В День Суда пост ходатайствует (шафаат) за того, кто постился. Кто постится ради довольства Аллаха, тот отдаляется от Ада на такое расстояние, какое пролетает ворона за всю свою жизнь. С воздаянием, которое получает человек за один пост, не сравнится даже золото, которым наполнена вся земля. Того, кто испытал жажду, постясь в жаркий день, в День Суда, когда всех охватит сильная жажда, Аллах напоит водой из озера Хавз.

Пост очищает человека. Пост – это половина терпения (сабру) . Того, кто постился, Аллах отправляет в Рай. Того, кто соблюдал пост на пути Аллаха, Он отдаляет от Ада на путь длиной в семьдесят лет [пешего хода], и возводит между ним и Адом ров такой ширины, каково расстояние между небом и землей.

Мольба постящегося не отвергается . Если поститься в месяце Рамадан с верой в Аллаха, думая о воздаянии, или если вставать ночью для поклонения, то прощаются все предыдущие грехи. Даже рыбы в воде просят о прощении грехов тем, кто постится в месяце Рамадан. Для них Аллах каждый день украшает Рай.

В месяце Рамадан отворяются врата Рая и закрываются врата Ада, тысячи людей освобождаются из Ада . В первую ночь Рамадана Аллах взирает с милостью на тех, кто соблюдает пост, а тех, кого Он окинул взором милости, не подвергают мучениям. Каждую ночь Рамадана ангелы просят о прощении грехов постящимся. Тому, кто совершает намаз ночью в месяце Рамадан, Аллах записывает эти старания как пятьсот благих деяний – по числу земных поклонов; ему Аллах также возводит дворец из яхонта в Раю.

Месяц Рамадан – это месяц великой благодати ; воздаяние за поклонение только в одну , которая содержится в этом месяце, превышает воздаяние за поклонение в течение тысячи месяцев. Это месяц, в котором соблюдение поста днем является обязательным, поклонение по ночам – особо ценной сунной.

Рамадан – это месяц проявления терпения, а воздаяние за терпение – Рай . Это месяц оказания помощи друг другу, месяц оказания милости бедным, месяц расширения благ правоверным. Кто даст на разговенье какую-либо пищу одному человеку, который соблюдал пост (хоть один финик, хоть глоток воды!) – тому прощаются грехи и его освобождают от Ада, ему также записывают такое воздаяние, какое получит постившийся.

Начало месяца Рамадан – это милость, середина – прощение грехов, а конец – освобождение от огня Ада.

В этом месяце следует усердствовать в совершении четырех деяний. Это свидетельствование о единственности Бога (то есть убежденное произнесение «»), мольба о прощении грехов, мольба о наделении Раем и мольба о защите от Ада.

Рамадан – это лучший месяц для правоверных и худший месяц для (мунафиков) . Каждую ночь этого месяца ангел возвещает: «О стремящийся к благому, старайся в совершении благого! О творящий дурное, прекрати творить дурное! »

В этом месяце нисходят милости Аллаха и прощаются ошибки и погрешности. Каждую ночь Рамадана по велению Аллаха ангел возвещает: «Нет ли просящего, чтобы дать ему? Нет ли кающегося, чтобы принять его просьбу? Нет ли молящего о прощении грехов, чтобы простить его?» Но не прощаются грехи тем, кто постоянно пьет, прерывает родственные узы и враждует с людьми, до тех пор, они не покаются.

Еще много ценностей заключает в себе соблюдение поста в месяц Рамадан. (Все приведенные сведения о ценности поста и месяца Рамадан взяты из книги достоверных хадисов аль-Хафиза аль-Мунзари «Ат-таргиб ват-тархиб», том 2, стр. 5–26).

Кто пропустит один пост в месяце Рамадан без уважительной по Шариату причины, тот не наверстает упущенное, даже если всю жизнь будет соблюдать пост. Об этом говорится в хадисе.

Всевышний показал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) людей, подвешенных на гвоздях, забитых в пятки, рты у них были порваны, и они истекали кровью. Он спросил Архангела Джибрила: «Кто эти люди? » Тот ответил: «Это те, кто разговлялись раньше времени ». Такое же наказание ждет и тех, кто не соблюдает пост без уважительной по Шариату причины.

Этикет поста

Чтобы получить совершенное воздаяние за пост, необходимо соблюдать и его адабы. Приведем некоторые из них:

Глаза следует оберегать от взирания на запретное : на чужие ошибки, на чужих женщин, на все дурное, что показывают по телевизору, на красоты этого мира;

уши – от слушания запретного : лжи, хулы, клеветы, музыки, лишних разговоров;

язык – ото лжи, хулы, клеветы, лишних разговоров;

желудок – от употребления запретного;

руки – от прикасания к запретному; ноги – от хождения по запретным местам;

нос – от вдыхания ароматов. Не следует ругаться, спорить, драться, даже если вас кто-то провоцирует на это, скажите вежливо, что соблюдаете пост и не хотите спорить. Соблюдая пост, поминайте Аллаха, просите у Него, чаще читайте Коран, салават Пророку (мир ему и благословение), раздавайте милостыню, помогайте братьям по вере, радуйте их, улучшайте отношения с домочадцами.

Посещайте регулярно мечети для совершения обязательных намазов и , разговляйтесь сразу после наступления срока, до совершения вечернего намаза, старайтесь открывать пост финиками, а если нет фиников, то водой, если и воды нет, то чем-либо сладким. После открытия поста обращайтесь к Аллаху с мольбами, ибо это период, когда принимается мольба. Перед рассветом вставайте, чтобы поесть, постарайтесь растянуть этот прием пищи до начала времени поста, то есть прекратите прием пищи незадолго (за 15–20 минут) до начала времени предрассветного намаза. Не отягощайте тело излишней едой ни перед рассветом, ни при разговении, ибо это мешает поклонению Аллаху. Проведите время между вечерним и ночным намазами в поклонении.

Старайтесь вставать ночью и совершать намазы, обращаться к Аллаху с мольбами. Старайтесь совершить побольше других благих деяний. Не давайте себе увлекаться радостями этого мира: весельем, шутками, юмором, другими развлечениями. Побуждайте ко всему этому жен и детей своих, других близких людей.

Месяц Рамадан – это месяц, в котором следует усердствовать в поклонении , особенно в последние его десять дней, проводя время в мечети в итикафе, а ночи – в бдении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в последние десять дней Рамадана убирал постель и проводил время в мечети в итикафе , поклоняясь Аллаху, а также велел своему семейству проявлять старание в поклонении.

Поскольку одна из последних десяти ночей является ночью Лайлат уль-Кадр, а за поклонение в эту ночь воздается как за поклонение в течение тысячи месяцев, нам также следует как можно больше молиться в последние десять дней и ночей.

Если говорить коротко, дорогие братья и сестры: кто стремится к совершению благих дел, как об этом говорится в Коране и хадисах, тот пусть старается в этом месяце, а кто творит дурное – пусть прекращает делать это!

О главной цели предписания поста говорится в следующем хадисе, приводимом Бухари и Муслимом: «Кто бы ни постился, не воздерживаясь от дурных, запретных речей и не прекращая запретных деяний, то Аллах не нуждается в его отказе от пищи и питья ».

В хадисе, приводимом Хакимом, сказано: «Сколько тех, кто соблюдает пост, не получая от него никакой пользы, кроме голода и жажды! ».

Дорогие братья и сестры! Поскольку поклонение, совершенное без знания, не принимается, спрашивайте у алимов и читайте в книгах об обязанностях (аркан), условиях (шурут), суннатах и адабах поста, а также о том, что нарушает пост.

Да поможет Аллах всем мусульманам соблюдать пост и провести месяц Рамадан так, чтобы были довольны Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение)! Амин!

информацией с друзьями!

Лейлят аль-кадр

Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения "высших" сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу

Наиболее почитаемая ночь - это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои "определения", т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с „возможными чудесами" (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

Праздник разговенья - ураза-байрам

Праздник окончания поста - ураза-байрам приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр - праздник фитр. Из названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение, состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то и другое. Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей ураза-байрам приобретает специальное значение, в особенности за рубежом, где бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. В последнее время исламские богословы охотно рассуждают о том, будто раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят аль-фитр, и есть самое „лучшее воплощение в жизнь принципов социализма". На этом основании „исламский социализм" преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий в мире господства частной собственности.

В нашей стране духовенство не имеет права принуждать или обязывать верующих непременно вносить фитр-садака ни под видом помощи мечети, ни под каким-либо другим предлогом. Однако на практике духовенство различными способами добивается исполнения верующими их мусульманского долга.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения - курбан-байрам (ид аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через 70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у мусульман - Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: „Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите" (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, - „тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя", - перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения в виде „хейр" или, "садака" в пользу мечети, „святых" лиц и „святых" мест.

Духовенство, используя общину верующих, в особенности ее активных членов, в дни курбан-байрама ведет усиленную религиозную пропаганду, направленную на поддержку и оживление мусульманских представлений. Торжественность обстановки, красноречие проповедников, облаченных в специальные одеяния (муллы или имамы обычно бывают в нарядном халате, с белой чалмой на голове, с посохом в руке), влияют на чувства и мысли людей. Духовные пастыри изощряются в изображении „райских утех", которые приготовлены для благоверных работ аллаха в их загробной жизни, и адских мук для тех, кто усомнился „хоть раз в жизни" в „истинности ислама". Смысл проповедей часто сводится к тому, что главное в этой жизни - служение аллаху, соблюдение заветов пророка.

В создании благоприятных условий для деятельности духовенства немаловажную роль часто играет то обстоятельство, что некоторые люди считают курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на „высоком уровне". Они не задумываются над тем, какой вред наносят разгулы на курбан-байраме: забиваются сотни и тысячи голов скота, совершаются прогулы на производстве, пропуски учащимися занятий в школах.

Мирадж

Этот праздник посвящен памяти чудесного и фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание „святых" мест этого города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это „путешествие" относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.

Ашура (шахсей-вахсей)

Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о „мученической кончине" имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно сопровождаются самоистязаниями.

К XVI в., когда шиизм стал государственной религией, в Иране и в ряде сопредельных княжеств сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В этот день фанатичные мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе раны.

Психологическое воздействие этих публичных самоистязаний (вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики оставляют на всю жизнь незабываемое впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания) огромно. Следует отметить, что в соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 г. запрещены на территории этих республик ритуальные шествия с самоистязаниями участников.

Праздник мавлюд

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца - раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях „посланника аллаха", о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского "пророка", „посланника божьего" и ныне используется в тех же целях.

Пятница

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан - воскресенье. В арабских странах пятница - официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что „свет ислама" начал распространяться именно в пятницу.

Пост

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Отсюда и в наши дни во время уразы постящиеся предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства и т. п.

Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным.

Однако основной вред этого обряда заключается в другом. С помощью поста служители мусульманского культа еще больше духовно закабаляют верующих, стремятся сделать из них людей, готовых идти на самопожертвование во имя веры.

Список литературы

Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.

Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1958.

Соблюдение мусульманского поста является хорошей защитой от многих болезней. Об этом свидетельствуют современные научные исследования.

Рассмотрим основные данные этих исследований:

  1. укрепление имунной системы: улучшается деятельность лимфатических узлов в 10 раз и увеличивается количество клеток, которые выполняют специфические иммунные функции;
  2. профилактика ожирения и его последствий. Это исходит от духовной и умственной стабильности, которая достигается в период поста. Причем такая стабильность во многом является следствием той духовной атмосферы, которая окружает соблюдающего пост, а также большое количество действий выражения веры (ибадат) в этот период, как, например, совершение дополнительных молитв, чтение Корана и других. Это весь комплекс действий, которые являются «расходованием на пути Аллаха и ради Аллаха», удаление от всякого рода волнений, переживаний и напряженности; направление духовной и телесной энергии в положительное русло, контроль над своими страстями и желаниями;
  3. защита от опасности скопления ядов в тканях и клетках. Происходит профилактика образования камней в почках, поскольку увеличивается количество натрия в крови, что не допускает кристаллизации калия. Увеличение количества мочевины в крови помогает избежать отложения мочевых солей, которые образуют камешки в мочевыводящих протоках;
  4. регуляция половых инстинктов, особенно у молодежи. Таким образом, человек избегает излишнего духовного и телесного возбуждения и смущения, различных моральных отклонений;
  5. профилактика психических отклонений, в частности, «раздвоения личности». Установлено также, что правильное Соблюдение поста и диета позволяют приостановить развитие и постепенно избавиться от некоторых психических заболеваний.

Эксперементы также подтверждают следующие факты пользы поста:

  1. пост облегчает работу органов пищеварения в том числе за счет улучшения механизма всасывания в пищеварительном тракте и выполнения связанных с этим функций наилучшим образом. пост дает возможность физиологического отдыха всего пищеварительного аппарата после употребления пищи на определенный срок. Такой отдых получают, в частности, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник;
  2. пост помогает работе эндокринных желез, связанных с процессами обмена веществ в период после всасывания питательных веществ. Это позволяет им наиболее успешно выполнять свою роль в выделении активных гормонов и активизацией механизмов торможения-возбуждения этих процессов ежедневно. Результатом этого является достижение баланса в деятельности гормональной системы организма;
  3. активизируется клеточный обмен веществ: жиров и белков, глюкозы, создаются необходимые условия для того, чтобы эти вещества выполняли свою роль более эффективно;
  4. улучшаются репродуктивные функции и у мужчин и у женщин;
  5. человек получает большую пользу от воздержания в питье во время поста, т.к. это помогает организму лучше реализовать накопленную энергию, повышает способности к учебе, улучшает память;
  6. в результате поста разрушаются слабые и больные клетки в организме, причем процент строения новых клеток - повышается.

Поистине, соблюдение мусульманского поста - это покорность и повиновение Аллаху. Это - просьба и надежда ожидания того, что у Него в числе вознаграждений - огромная польза для души и тела. Пост вселяет в душу спокойствие и уверенность. Все это положительно воздействует на механизм обмена веществ и способствует тому, что этот процесс происходит наилучшим образом. Ас-саум - и в идейной убежденности и в практическом поведении усиливает у человека многие духовные качества: терпение, силу воли, контроль над всякими инстинктами и желаниями, придает душе спокойствие, мир, уверенность, довольство и радость.

Режим приема пищи во время Рамадана - это еще один фактор, который способствует крепкому здоровью. Нужно сказать, что, хотя по правилам мусульманского поста нельзя принимать пищу и питье и т.д. от начала рассвета до захода солнца, соблюдение поста не является причиной отказа от работы и от выполнения других повседневных обязанностей. Поэтому для того, чтобы обеспечить работоспособность организма в течение дня, предписывается принимать пищу вовремя, т.е. сразу после захода солнца (ифтар) и непосредственно перед началом рассвета (сухур).

Чтобы не просыпaть время Сухур и таким образом не начать питаться один раз в сутки, но своевременно давать организму необходимое подкрепление на весь предстоящий день, Пророк специально предупреждал мусульман, давая им такой совет:

«Примите Сухур, поистине, в Сухуре - Благословение».

Кроме того, этот принцип поддержания крепкого, здорового тела и разума видно в следующем изречении Пророка:

«Люди (пребывают) в добре до тех пор, пока они спешат разговеться (т.е. прервать Пост и принять пищу, Ифтар, вовремя)».

Понятно, что голодание хорошо для здоровья, однако от длительного голодания нет никакой пользы, кроме вреда.

Интересно отметить еще и то, что прием пищи на пустой желудок после времени воздержания от еды и питья требует особого способа. По этому поводу Пророк Мухаммад сказал следующее:

«Начинайте ежедневное разговление с финика, а если нет (финика) тогда с воды, - поистине она чистая»

На основе этого Хадиса и других Изречений Пророка у мусульман всего мира существует традиция принятия Ифтара следующим образом: сразу же после захода Солнца громко звучит Азан, призыв к молитве (Салят Магриб), для того, чтобы все мусульмане знали, что подошло время Ифтара. В некоторых мусульманских странах специально с этой целью устраивают шумные фейерверки и т.п. Услышав Азан, мусульмане съедают по нескольку фиников или другие имеющиеся фрукты, например, яблоки, изюм и т.д., либо выпивают стакан молока или просто стакан воды. После этого они совершают молитву Магриб, а после молитвы принимают более плотный ужин.

В Рамадан мусульмане в качестве хорошей традиции любят принимать такой ужин совместно. Это может быть в кругу семьи, близких или дальних родственников или других людей, либо даже в большом собрании, где присутствуют, например, по 400 человек. Такая традиция, кстати, существует у нас на Украине в разных городах и такие совместные ужины бывают каждый год.

Они особенно сближают как близких родственников, так и всех мусульман, укрепляют между ними узы братства, взаимопомощи и любви. И хотя в общем в период Поста потребность человека в количестве еды несколько уменьшается, зато духовное наслаждение от совместной семейной или коллективной трапезы неизмеримо возрастает.

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат)

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы – это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост – это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, в которые желательно держать уразу:

  • День Арафа – за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура – постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) – имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа – об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам – ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха – Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан – ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль – так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца – Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг – именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, – говорил он. – И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).


Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения – при ифтаре – произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ
اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приЁм пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу – такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, – попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает менструация, ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).