Краткое содержание баба яга. Отзыв о сказке «Баба-яга

Главная героиня русской народной сказки «Баба-яга», девочка, жила со своими родителями. Когда ее мать умерла, отец женился на другой женщине. Мачеха девочку не взлюбила и старалась ее со свету сжить. Однажды мачеха отправила девочку к своей сестре, Бабе-яге, чтобы взять у той иголку с ниткой.

Девочка была смышленой, сначала она зашла к сестре своего отца, чтобы посоветоваться. Родная тетка рассказала девочке, какие опасности ее ждут у Бабы-яги, и дала несколько полезных советов.

Девочка пришла к Бабе-яге и, поздоровавшись, попросила иголку с ниткой. Баба-яга сначала посадила девочку ткать плотно, а потом сказала работнице истопить баню да хорошенько помыть девочку, потому что решила ее съесть.

Девочка про это услышала и стала просить работницу топить баню подольше и подарила той платочек. Потом она угостила кота Бабы-яги ветчиной и стала спрашивать, как можно убежать от страшной старухи? Кот ей дал волшебные полотенце и гребешок, объяснив, как ими пользоваться.

Когда девочка побежала, на нее набросились собаки. Но она, по совету родной тетки, дала им хлеба, и собаки девочку не тронули. Потом хотели захлопнуться ворота, но девочка смазала их маслом, и ворота тоже ее пропустили. Березка собралась ее ветками по глазам хлестать, но девочка перевязала березку ленточкой и побежала дальше.

Баба-яга, обнаружив, что девочка сбежала, стала ругать своих слуг за то, что те ее не задержали. Но работница, кот, собаки, ворота и березка упрекнули Бабу-ягу в том, что она никогда их ничем не благодарила за верную службу, а девочка им все подарки сделала.

Тогда Баба-яга бросилась в погоню. Девочка, заслышав погоню, бросила полотенце и появилась широкая река. Баба-яга не могла ее переплыть, тогда она привела быков, которые выпили всю воду. Баба-яга продолжила погоню за девочкой. Поняв, что ее скоро настигнут, девочка бросила гребешок, и вырос густой лес. Через этот лес Баба-яга пробраться не смогла, и девочка благополучно вернулась домой. Она рассказала отцу о том, что случилось, и тот, рассердившись, избавился от злой мачехи.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Баба-яга» заключается в том, что за добро всегда добром платят. Главная героиня сказки по совету своей родной тетушки по-доброму отнеслась к слугам Бабы-яги, и те отплатили ей добром, помогли сбежать от злой старухи.

Сказка учит быть осторожным, всегда советоваться со старшими при малейшем подозрении на опасные ситуации.

В сказке «Баба-яга» мне понравился кот, который жил у Бабы-яги. Он подарил девочке гребешок и полотенце, которые не дали Бабе-яге догнать ее.

Какие пословицы подходят к сказке «Баба-яга»?

За добро добром платят.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
Не подарок мил, а внимание.

Название произведения: "Баба-Яга".

Число страниц: 15.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: отец, мачеха, дочка-племянница, добрая, тетушка, Баба-Яга, работница, кот, береза, ворота, собаки.

Краткое содержание русской народной сказки "Баба-Яга" для читательского дневника

У старого мужчины умерла жена, и вскоре он женился на другой женщине.

Мачеха сразу невзлюбила свою новую дочку и хотела ее со свету свести.

Когда старика не было дома, она послала падчерицу к своей родной сестре за нитками и иголкой.

А сестра та была Бабой-Ягой.

Но перед дорогой девушка зашла к своей родной тете, и та ей дала с собой масло, хлеб, мясо и платочек.

Пришла девушка к Бабе-Яге, а та приказала ей сесть полотно ткать.

А служанке дала распоряжение вымыть племянницу, потому что она ее съест.

Услышала это все девушка и стала уговаривать служанку помочь ей.

А взамен подарила платочек.

Затем попросила кота указать ей выход и дала ему мяса.

А кот подсказал взять ей гребень и полотенце с собой.

Когда Яга кинется ее искать, гребень превратится в лес, а полотенце в реку и остановят ее ненадолго.

Дала девушка собакам хлеб - они ее пропустили, налила масла возле ворот - они и открылись, а береза стала ветками махать - девушка ее подвязала лентой и кинулась наутек.

Вскоре и Яга заметила пропажу.

Стала она ругать своих слуг, но все они ответили, что племянница была с ними добра, поэтому они ее и выпустили.

Бежала девочка прочь, но вскоре услыхала, как ее Баба Яга догоняет и кинула через себя гребень.

Тут же вырос дремучий лес.

Но это ненадолго остановило злую старушку.

Затем девушка перекинула полотенце и тут же разлилась широкая и глубокая река.

Хотела ее Яга переплыть, но не смогла.

Тогда пригнала она волов и приказала им пить воду из речки, и сама стала пить.

Но не выдержала и лопнула.

А девушка вернулась домой и рассказала отцу, что мачеха на смерть ее послала.

Разозлился старик и прогнал свою жену, а сам остался жить с дочкой.

Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика

Мачеха - злая и хитрая.

Не ужилась в новом доме с новой семьей.

Решила обманом убить падчерицу.

Дочка - добрая и отзывчивая девочка.

Трудолюбивая и честная.

Проявила добродушие и слуги Бабы Яги ее пропустили.

Баба-Яга - коварная и злая старушка.

Обманом хотела погубить племянницу.

Неблагодарная и не ценит работу своих слуг.

План пересказа произведения "Баба-Яга"

1. После смерти жены мужчина женится во второй раз.

2. Мачехе не нравится родная дочка.

3. Женщина посылает девушку к тетке.

4. Девочка по пути навещает родную тетушку.

5. Лента, масло, хлеб и мясо.

6. Девушка приходит к Бабе-Яге.

7. Старушка приказывает вымыть девочку.

8. Помощь работницы.

9. Мясо для кота и подсказки для племянницы.

10. Гребень и полотенце.

11. Девушка кормит собак, смазывает ворота и подвязывает деревце.

12. Вместо племянницы ткет полотно кот.

13. Тетка отчитывает кота.

14. Старушка недоумевает, почему ее собаки, береза и ворота пропустили девчонку.

15. Погоня за племянницей.

16. Из гребня вырастает дремучий лес.

17. Брошенное полотенце и глубокая речка.

18. Яга направляет быков к воде.

19. Тетка пьет воду и лопается.

20. Отец разыскивает свою дочку.

21. Девушка открывает всю правду.

22. Мачеху выставляют за дверь.

Главная мысль русской народной сказки "Баба-Яга"

Основная идея сказки заключается в том, что добро все равно побеждает зло.

А также, что если делать добро, то и тебе ответят тем же.

Чему учит произведение "Баба-Яга"?

Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, добродушными и честными.

Сказка учит нас не обманывать и лицемерить, ведь рано или поздно обман вскроется, а обманщика накажут.

Сказка учит нас верить в добро и в то, что справедливость все равно восторжествует.

Краткий отзыв о сказке "Баба-Яга" для читательского дневника

Сказка про "Бабу-Ягу" - интересная и увлекательная.

В ней рассказывается про девочку, которую мачеха отправила к своей страшной сестре - Бабе Яге за нитками, но на самом деле она просто решила так избавиться от нее.

В сказке девочке помогают выбраться из избушки старой Яги ее слуги: кот, собаки, ворота и березка.

Девочка проявила внимание и заботу к ним, поэтому они отплатили ей тем же.

Когда Баба Яга гналась за племянницей, я думал, что она догонит ее и съест, но она не смогла переплыть речку и лопнула.

Из этой сказки я понял, что добро всегда побеждает зло, и как бы ни было тяжело, найдутся те, кто поможет в трудную минуту.

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Проснулась баба-яга и спрашивает:

Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?

А кот ей в ответ:

Тку, тетка, тку, милая!

Бросилась баба-яга в избушку и видит - девочки нету, а кот сидит, ткет.

Принялась баба-яга бить да ругать кота:

Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..

А кот ей в ответ:

Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!

Страница 0 из 0

A- A+

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку - мне рубашку сшить. Та ее и научает:

Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать - ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать - ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать - ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть - ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая!

Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.

Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, - и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?

Вот тебе гребешок и полотенце, - говорит кот, - возьми их и беги-беги поскорее; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая река; если баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - сделается дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать - она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться - она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили; березка хотела ей глаза выстегать - она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

Тку, тетка, тку, милая! - отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

Я тебе сколько служу, - говорит кот, - ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить.

Собаки говорят ей:

Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала.

Ворота говорят:

Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не плжалела. Березка говорит:

Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась - не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

Где же моя дочка?

Она пошла к тетушке, - говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

Где ты была? - спрашивает отец.

Ах, батюшка! - говорит она. - Так и так - меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой - мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

Как же ты ушла, дочка?

Так и так, - рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и выгнал ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга» . В русском же языке наиболее близким является слово «язва ». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга , а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога ). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху -

что-то русским духом запахло.

Баба Яга бессмертная , согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых ), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром ).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти » с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет! » отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.

1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» - главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная ».

Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Научная теория

У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:

Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.

Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.

Бяба-Яга - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. - 2015. - №2. - С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)

Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Сказка Баба-Яга – одна из самых известных волшебных сказок о добре и зле. Как все волшебные сказки, она имеет динамичный сюжет и счастливую концовку. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Баба-Яга читать

Почему Бабу-Ягу называют Бабой-Ягой

Есть несколько версий, которые объясняют имя Бабы-Яги.

  1. В некоторых областях России существует диалект «ягать» – браниться. Может отсюда и имя крикливой ведьмы.
  2. Слово «ягая» происходит от старославянского «злая». Тоже вполне понятное объяснение.
  3. Есть еще одна версия: древнерусское «язя» означает «хворь, болезнь». Бабе-Яге приписывают магические способности, поэтому можно слово толковать как «знахарка, целительница».

Если крикливую и скандальную женщину хотят сравнить со сказочным персонажем, слово употребляют как имя нарицательное – баба-яга.

Решила мачеха падчерицу со свету сжить. Отправила ее к сестре своей – Бабе-Яге на съедение. Девочка была рассудительной, сначала к родной тетке зашла. Та ее научила, как себя вести у ведьмы: быть приветливой со всеми и гостинцами запастись. Взяла девочка подарочки: ленточку для березки, платочек для работницы, для ворот маслица, хлебушка – собачке, ветчинки – коту. Баба-Яга девушку встретила, за работу посадила, а работнице велела печь топить. Приветливость сиротки растрогала слуг ведьмы, от которой они доброго слова никогда не слыхали, не то что подарков. Помогли они девочке убежать от Бабы-Яги. Домой девочка прибежала. Все отцу рассказала. Выгнал он жену, и зажили они с дочкой счастливо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Баба-Яга

В сказке Баба-Яга силы добра противопоставляются силам зла. Главная героиня сказки – девочка-сирота. Она борется со злом доступными ей способами. Девочка не наделена физической силой, но наделена качествами, которые помогают ей найти выход из сложной ситуации. Детям можно поставить в пример героиню и ее качества, которые помогают преодолевать трудности: доброту, предусмотрительность, смелость. Почувствовав опасность, девочка пошла за советом к близкому человеку – родной тете. У Бабы-Яги она одаривает подарками слуг ведьмы и просит их о помощи. Они откликаются на ее доброту. Не растерялась героиня, когда Баба-Яга пустилась за ней в погоню, действовала смело и решительно. Чему учит сказка Баба-Яга? Современных детей сказка учит поведению в непредвиденных ситуациях.