М а алексеев народный учитель ссср. Михаил андреевич алексеев - народный учитель ссср

Леонтьева Аида Афанасьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лекеченская СОШ имени А.И.Леонтьева"
Населённый пункт: с. Лекечен Вилюйского улуса РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: Сеятель разумного, доброго, вечного – народный учитель СССР Алексеев М.А.
Дата публикации: 25.04.2018
Раздел: среднее образование

«Сеятель разумного, доброго, вечного - народный учитель СССР Алексеев

«Сеятелем разумного, доброго, вечного» был инициатор физико-

математического

движения,

основатель

профильного

обучения

республики,

народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. Он

своей жизнью и подлинным служением народу действительно подтвердил

эти мудрые слова об учителях. 57 лет назад в Верхневилюйской школе имени

Исидора Барахова Михаил Андреевич и его единомышленники добились

открытия

специального

углубленным

изучением

математики,

Верхневилюйской

математической школы. Большинство выпускников этих классов и школы

престижных

плодотворно

трудятся

образования,

экономики

промышленности.

благодарностью

вспоминают

учителей, их уроки. Я училась в Верхневилюйской физико-математической

последним

Андреевича.

Андреевич

классным руководителем, но и нашим учителем физики. Мы видели его

каждый день и постоянно общались, а я, как племянница, иногда еще и

ночевала у них дома. Михаил Андреевич был добрый, но строгий, всегда

чуткий и внимательный к нам. Все наши учителя были профессионалами

своего дела. Все, что мы впитали от них, несомненно, помогало и помогает

по сей день. Когда Михаил Андреевич жил в Вилюйске, я часто навещала его.

У меня сохранились все мои школьные конспекты по физике, тетради для

решения задач. Особенно бережно храню письма своего дорогого Учителя.

Он делился со мной своими самыми сокровенными мыслями. Я каждый день

вспоминаю Михаила Андреевича, всегда мысленно советуюсь с ним. Это он

посоветовал

поступить

физический

факультет.

окончания

университета, мне дали направление в аспирантуру в институт им.Е.Патона в

город Киев, но я выбрала профессию учителя и приехала в свое родное село.

Михаил Андреевич тогда мне написал, что я поступила правильно,

святое дело - трудиться на родной земле, учить детей своих односельчан. С

тех пор, вот уже 31-й год я преподаю физику в Лекеченской школе, а с 2008

года работаю еще и директором. Мне радостно, что по итогам 2015 года наша

школа удостоена Гранта Главы РС (Я) Е.А.Борисова (1 миллион рублей),

лауреатом

Всероссийского

конкурсов

«Лучшая сельская школа – 2017». Это наш четвертый Грант, до этого мы

получили Грант МО РС (Я) (2007), Грант Президента РС (Я) В.А.Штырова

(2009), Грант республиканского комитета семьи и детства при Президенте

РС(Я) (2010). В этом я вижу благословление своего Учителя, оправдание его

светлых надежд.

100-летний

народного

Михаила Андреевича Алексеева. Всех своих коллег – учителей физики и

математики -

я призываю

достойно встретить юбилей нашего дорогого

Учителя! Отметим его нашими духовными дарами, ведь Михаил Андреевич

всегда подчеркивал, что превыше всего в учителе – любовь к детям.

Аида Леонтьева

Директор, учитель физики

Лекеченской СОШ имени А.И.Леонтьева,

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

(памяти народного учителя СССР Михаила Алексеева) Учитель славен учениками Михаил Андреевич Алексеев является основоположником физико-математического движения в Якутии

2 слайд

Описание слайда:

Алексеев Михаил Андреевич (05 мая 1917 – 18.09 1995) Советский педагог, методист, Народный учитель СССР, Отличник народного образования СССР, Заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР. Есть на земле профессия, призванье, Точка отсчета всех профессий на земле. Учителем зовем мы человека, Который свет познанья нам открыл

3 слайд

Описание слайда:

Выдающийся педагог народа саха Михаил Андреевич Алексеев родился 5 мая 1917 г. в с. Баппагай Вилюйского района в семье бедняков. Он пережил трудное детство, батрачил, рано остался сиротой. Советская власть дала ему возможность выучиться на учителя. Отлично закончив в 1936 г. Якутский педагогический техникум, с энтузиазмом взялся учить детей в далеком Колымском крае, в школе, в местности Родчево. Два года, проведенные там, навсегда определили его жизненное призвание – быть учителем. До призыва в армию учился в Рязанском учительском институте на физико-математическом факультете и в Калининском государственном педагогическом институте 1938 – 1940г. Учитель тот, кто озарил наш разум: К решению немыслимых задач. Учитель тот, кто одарил уменьем Нас отличать добро от зла, творить, писать. Учитель тот, кто научил бороться: За жизнь, за право и за благо всем. Учитель тот, кто научил стараться Не отступать ни перед чем. Учитель тот, кто обучил науке: Чтобы о космосе мы все могли мечтать. Учитель тот, кто обучил разлуке: Тому, чего пером легко не описать.

4 слайд

Описание слайда:

В суровые предвоенные годы М.А.Алексеев проходил службу политруком на самой западной границе, в одной из лучших дивизий Красной Армии - 99-й стрелковой. В г. Перемышль 22 июня 1941 г. он встретил внезапное нападение немецко-фашистских войск. В боях под Перемышлем (июнь-август 1941 года, события описаны в газете «Правда» от 19 июня 1966 г. в статье «Первый контрудар»: о подвиге воинов 99-й стрелковой дивизии, отбивших у гитлеровцев и в течение недели удерживавших в своих руках город Перемышль). После семидневной героической обороны города дивизия организованно отошла на восток. Под Киевом дивизия была почти вся уничтожена, в числе многих Михаил Алексеев оказался в плену. Борьба за жизнь, чувство патриотизма помогли ему выжить в фашистском лагере, совершить несколько побегов, затем мучительно перенести необоснованные обвинения своих же в измене. В 1942 году после побега из плена и возвращения был осужден и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере (в 1956 году был полностью реабилитирован Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа) Михаил Алексеев освободился из лагерей ГУЛАГа в 1951 г. с твердым решением посвятить свою жизнь труду на благо своей страны. Пройденная им полностью жизненная школа мучений, "философия страданий", сделала его неутомимым тружеником, принципиальным борцом за справедливость, отдавшим все свои силы самому благородному делу - воспитанию детей. Этому своему делу он не изменил никогда.

5 слайд

Описание слайда:

В 1951-1955 годы студент Якутского педагогического института. После окончания и до 1958 года работал в Далырской средней школе Верхневилюйского района ЯАССР. До 1960 года работал в Бердигестяхской средней школе Горного района ЯАССР. В 1960 году переехал в Верхневилюйск, стал работать в Верхневилюйской средней школе имени Исидора Барахова, и в 1966 г. открыл первый физико-математический класс. Во время хрущевской "оттепели" его новаторские цели углубленного изучения точных наук и широкого привлечения сельской молодежи к инженерно-техническим специальностям попали в благодатную почву. Результаты не замедлили появиться. С 1963 по 1974 годы его ученики в республиканских олимпиадах по физике и математике никому не уступали I и II места, были призерами Всесоюзных олимпиад. В эти годы до 90% его выпускников поступали в ВУЗы. О школе М.Алексеева, сходной со "школой радости" В.Сухомлинского, много писали в центральной прессе, были сняты документальные фильмы "Задача", "Наш теплый дом". Благодаря его стараниям школа обрела статус Республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики, где он и работал до 1985 года. Всего же первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу №2 и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили более двух тысяч учащихся.

6 слайд

Описание слайда:

Но не только победителей олимпиад воспитал Михаил Андреевич. Дети, учившиеся у него, на всю жизнь сохранили уважение к науке, научились учиться, стали достойными гражданами, не сосчитать, сколько учителей, врачей, кандидатов и докторов наук, политиков, инженеров вырастила школа, основанная Михаилом Алексеевым. Все они видели перед собой живой пример настоящего гражданина и Учителя с большой буквы.

7 слайд

Описание слайда:

В созданной им физико-математической школе Михаил Андреевич проработал всего десять лет. Но «прометеев огонь», зажженный выдающимся педагогом, не погас в умах и сердцах его современников. В 1990 году была открыта Верхневилюйская республиканская гимназия, которой впоследствии было присвоено имя народного учителя СССР М.А.Алексеева. В настоящее время эта единственная в Якутии республиканская гимназия достойно носит высокое звание духовной преемницы раннего и развитого этапов физико-математического образования. Она стала прообразом современных инновационных учебных заведений республики – гимназий, колледжей и лицеев.

8 слайд

Описание слайда:

Школу знают в Якутии как "школу Алексеева", хотя Михаил Андреевич - рядовой учитель. Просто стиль жизни этой школы им задан и укоренен, а учителями - поддержан. Еще когда физматклассы рождались и Алексеев метался по Якутску в поисках приборов, слал пачками мольбы в московские издательства, отдавал он себе ясный отчет в том, что главное - не знаменитые фейнмановские курсы лекций по физике, не осциллографы, а "правильное устремление жизни". Алексеев считает: задавшись личными целями, интеллигентом стать нельзя. Сам он - интеллигент в этом высоком, гражданском, значении понятия. Но никогда миру домашнему, камерному, не отдавал он так много душевных сил, как школе. Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть - будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта, если можно так сказать, социальна, ибо служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчивым на добро воспитан человек. Не случайно почти все верхневилюйцы возвращаются после вузов домой, в Якутию.

9 слайд

Описание слайда:

Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были.

10 слайд

Описание слайда:

Ты судеб людских чародей и властитель, Ты кладезь познаний и мудрости свет, Ты просто волшебник! Ты просто… учитель, Но это так сложно – простой дать совет. Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют.

11 слайд

Описание слайда:

Знаменитый педагог делил учителей на три категории. Тех, что смотрят на школу как на источник существования, именовал мучителями. Настоящими же учителями считал "педагогов от радости", которых жизнь свела в детстве с хорошими учителями. И "педагогов от боли" - их в детстве плохо учили, и они захотели найти лучшие способы воспитания. Сейчас почти треть учителей-предметников верхневилюйской школы - ученики Алексеева. Воистину "лучший дар страны детям - хороший учитель", Это - из протокола педсовета, из выступления Алексеева. Передовой опыт Михаила Андреевича широко пропагандировался на страницах газет «Известия», «Советская Россия», в журналах «Культура и жизнь», «Физика в школе». Им опубликована серия статей: «Все дети хороши». «Воспитание сложнее, чем обучение», «Учитель всегда учитель», «Счастье в твоих руках» и др. Был создан и несколько раз показан по Центральному телевидению документальный фильм «Наш теплый дом». Выпущены брошюры «М.А. Алексеев», Из опыта внеклассной работы по физике и технике, изданы книги о нем «Неугасимое пламя», «Учитель от бога», «Народный учитель М.А.Алексеев».

Вся республика и педагогическая общественность отмечают 5 мая 2017 года знаменательную дату – 100 –летие Народного Учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева, основателя первой в Якутии школы с углубленным изучением основ физики и математики, внесшего большой вклад в развитие системы образования республики.

Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II, начиная с 2013 года, реализует проект «5 шагов к 100-летию Народного Учителя СССР М.А. Алексеева». Цель проекта — пропаганда идей, передовых основ, традиций, заложенных инициатором и вдохновителем физико-математического движения республики, а также повышение профессионального уровня учителей физики, математики, информатики.

В рамках этого проекта за прошедшие пять лет были проведены курсы повышения квалификации именно в тех улусах, школах, где работал Михаил Андреевич АЛЕКСЕЕВ. Это Среднеколымский, Горный, Вилюйский, Верхневилюйский улусы, также такие курсы были проведены в г.Якутске.

1 шаг — г.Якутск — старт проекта в марте 2013 года: проведены Алексеевские чтения, Презентации методических объединений Республиканского лицея – интерната, Физико-технического лицея им.В.П.Ларионова, Якутского городского лицея, НПСОШ №2, Октемского лицея и др. Состоялись Мастер-классы лучших учителей республики, педагогические мастерские «Учитель-ученик».

2 шаг – Горный улус, Бердигестяхская СОШ: Методический десант с участием лучших учителей республики, преподавателей Института математики и информатики СВФУ, Круглый стол «Проблемы и перспективы развития физико-математического образования ”. Выступления учеников М.А.Алексеева 1958-1960 гг. — почетного гражданина Горного улуса, ветерана труда Ивана Гаврильевича Андреева; ветерана педагогического труда, отличника образования РСФСР, заслуженного учителя РС(Я) Федоры Никитичны Алексеевой; ветерана педагогического труда, отличника образования РСФСР, СССР, Почетного гражданина Горного улуса Виктора Касьяновича Андреева.

3 шаг – Вилюйский улус: Уроки истории памяти Народного Учителя СССР; авторские семинары лауреата Государственной премии имени М.А.Алексеева И.Г.Кысылбаикова, заслуженного работника образования РС(Я) Будищевой Н.Н.; преподавателей кафедр методики преподавания математики, физики ИМИ, ФТИ СВФУ, республиканского лицея; открытые уроки лучших учителей математики, физики Вилюйского улуса.

4 шаг – Среднеколымский улус: Проведены I Родчевские чтения учителей математики и физики в честь местности, где начинал работать Михаил Андреевич. Бенефис лауреата государственной премии имени М.А.Алексеева Н.Г.Винокуровой. Среднеколымская СОШ вошла в Международный проект «Open Environment for Worldwide Mathematical Education» (Открытая образовательная среда).

5 шаг – Якутск, Верхневилюйск: Учителя приняли участие в Алексеевских чтениях. Проведение Республиканского Математического диктанта. Обмен педагогическим опытом, проведение круглых столов, семинаров для учителей «Математика для жизни» с участием известных педагогов России И.Р.Высоцкого (Москва), В.С.Шклярник (Санкт-Петербург), а также профессора Минору Отани (Япония, г.Канадзава). Мастерские лучших учителей физики, математики, информатики, преподавателей ИМИ СВФУ. Методическая олимпиада учителей и студентов по физике, математике, информатике. Заочная олимпиада по программированию.

Завершение проекта – Верхневилюйский улус, апрель 2017 года. Прошли курсы повышения квалификации на базе Республиканского Верхневилюйского лицея-интерната, где была открыта первая физико-математическая школа в Якутии. Проведен 1 Открытый чемпионат по математике, абсолютным победителем которого стал учитель Нюрбинского технического лицея Н.Н.Николаев. Конкурс педагогического мастерства с применением инновационных форм обучения «Кубок М.А.Алексеева» (инициатор А.А.Семенов, учитель физики Октемского лицея). Работа творческих мастерских и встречи с лауреатами Государственной премии имени Народного учителя СССР М.А.Алексеева И.И.Шамаевым, А.Н.Павловым, А.А.Семеновым, заслуженным учителем РС(Я) А.А.Николаевой. Консультации и открытые занятия для учащихся школ улуса.

Проект вызвал широкий отклик педагогической общественности, им охвачены все улусы и районы республики. Открыты новые имена творчески работающих учителей, продолжающих идеи и традиции Михаила Андреевича Алексеева.

По результатам проекта приняты предложения об усилении практической направленности обучения, внедрения системы персонифицированного повышения квалификации учителей-предметников, распространения методического опыта лучших учителей республики на российском и международном уровне.
В настоящее время в современные школы востребованы учителя, искренне преданные своему делу, передающие ученикам не только знания и умения, но и общечеловеческие ценности. Таким примером для многих поколений учителей навсегда стал Народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев.

Ассоциацией “Ученики М.А. Алексеева – народного учителя СССР” предпринята попытка собрать в одном издании, состоящем из двух томов, статьи, методические разработки, письма выдающегося педагога, народного учителя СССР М.А. Алексеева, а также воспоминания его коллег и учеников.

На начальной стадии этой работы мы наивно полагали, что в книге будут охвачены все грани жизни нашего Учителя. По мере приближения сроков завершения работы над книгой все яснее стало понимание абсолютной безнадежности осуществления этого действительно благородного плана. Оказалось, что, помимо таких субъективных факторов, как хроническая нехватка времени, бюджетных средств, а также дефицита творческих возможностей, есть и принципиальные факторы, препятствующие осуществлению такого амбициозного замысла.

Первая причина исходит из гигантского масштаба личности Михаила Андреевича. Обладая какими-то сверхъестественными способностями, он сумел непосредственно благотворно повлиять на судьбы десятков тысяч людей. Представьте себе, сколько людей хранило и хранит о нем добрые воспоминания. По мере работы над книгой мы узнали, что сбором материалов о жизни М.А. Алексеева занимались или занимаются десятки людей, и поняли, что собрать всю эту информацию, осмыслить и переплавить в виде страниц этого издания выше наших возможностей.

Вторая причина – это невероятная сложность судьбы Михаила Андреевича. История, которая разыгралась в 1985 году в Верхневилюйске, заставившая Михаила Андреевича покинуть любимую школу, переехать в Вилюйск, – это вечная драма борьбы света и тьмы, нескончаемый конфликт добра со злом. Для многих из нас это до сих пор как незажившая рана. Должны признаться, что, к сожалению, нам не удалось найти такую спасительную точку зрения, с которой можно было бы хотя бы для сколь-нибудь значительной части лиц, причастных тем событиям, безболезненно, но правдиво осветить самую драматическую часть жизни Учителя. Видимо, еще не настало то время, когда можно будет говорить обо всех сторонах жизни Учителя так же открыто и свободно, как сейчас мы спокойно обсуждаем непримиримый конфликт великого Сократа с афинскими согражданами той эпохи или историю бунта неистового Джордано Бруно против средневековой косности.

Завершая работу над изданием двухтомника, мы вполне отдаем себе отчет в указанных выше недостатках нашего труда и все же надеемся, что нами преодолена хотя бы ступенька на пути создания цельного образа Михаила Андреевича. Уверены, что будущие поколения исследователей сумеют более смело и ярко раскрыть тот огромный разлом, который существовал между внутренним миром Михаила Андреевича и окружавшей его суровой действительностью. Только тогда станет очевидной картина, показывающая, какие титанические усилия пришлось приложить великому учителю для того, чтобы выстраданные им жизненные ценности стали всеобщим достоянием, и мир вокруг нас стал таким, каким его знаем.

ИА SakhaNews. В Якутии отметят 100-летие народного учителя СССР Михаила Алексеева . В Верхневилюйске состоялось выездное заседание оргкомитета по подготовке юбилейных мероприятий, намечаемых в 2017 году.

Строительство нового здания лицея-интерната имени М.А.Алексеева на 100 мест включено в Инвестиционную программу, и в 2017 году объект будет введён в работу, сообщила министр образования Якутии Феодосия Габышева . Также в Якутске будет возведён сквер с памятником М.А.Алексееву. По словам Феодосии Габышевой, в будущем сквер будет расширен, появится площадь Учителей. Для реализации проекта предусмотрено 3,5 млн рублей.

Принято решение подготовить цикл радиопередач о жизни и деятельности Михаила Алексеева, о его вкладе в воспитание технической интеллигенции Якутии. В этой связи принято решение о принятии республиканского медиа-плана по освещению мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня рождения народного учителя СССР.

Также в рамках юбилейных мероприятий на родине учителя – в городе Вилюйске откроются музей-усадьба и сквер имени М.А.Алексеева. В Вилюйском, Верхневилюйском, Горном и Среднеколымском районах в домах, где жил и работал юбиляр, появятся мемориальные доски. Также планируется выпустить документальный фильм о жизни и творчестве народного учителя и две книги, одной из которых станет монография коллеги М.А.Алексеева Василия Докторова .

Верхневилюйский улус в 2016 году будет отмечать 50-летие внедрения обучения детей по физико-математическому направлению, а в 2017 году пройдут мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А.Алексеева, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Справка:

В 1936 г. Якутский окончил педагогический техникум, работал учителем в Колымском крае.

В предвоенные годы проходил службу политруком в 99-й стрелковой дивизии Красной Армии. Война застала его в г.Перемышль. После семидневной героической обороны города дивизия организованно отошла на восток. Под Киевом она была почти вся уничтожена, в числе многих Михаил Алексеев оказался в плену. Находясь в фашистском лагере, совершил несколько побегов, затем, после освобождения, был обвинен в измене. Освободился из лагерей ГУЛАГа в 1951 году.

В 1955 году успешно закончил Якутский педагогический институт и был назначен учителем в Далырскую среднюю школу Верхневилюского района. В 1960 г. Михаил Алексеев переехал в с.Верхневилюйск и в 1966 г. открыл первый физико-математический класс.

С 1963 по 1974 годы его ученики в республиканских олимпиадах по физике и математике никому не уступали первые и вторые места, были призерами Всесоюзных олимпиад. В эти годы до 90% его выпускников поступали в ВУЗы.

О школе М.Алексеева, сходной со "школой радости" В.Сухомлинского, много писали в центральной прессе, были сняты документальные фильмы "Задача", "Наш теплый дом".

Михаил Алексеев был награжден орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, Государственной премией Республики Саха имени А.Кулаковского и единственный в Якутии был удостоен высшего педагогического звания нашей страны - Народного учителя СССР.

Традиции физико-математической школы М.А.Алексеева ныне продолжает ставшая республиканской Верхневилюйская гимназия, носящая его имя.