Российский основной боевой танк т 80уд. Для реактивных «восьмидесяток» Российской армии

T-80UD Birch - tank of the Ukrainian soul.

Основной боевой танк Т-80УД Береза разработан украинским ГП «ХКБМ» в начале 80-х годов и поступил в серийное производство на государственном предприятии «Завод имени В.А. Малышева» в 1985 году.

Новыми танками оснащались лучшие подразделения Советской Армии, такие как Кантемировская танковая дивизия.

Во времена Советского союза с мая 1987 года по ноябрь 1988 года в Гороховецком учебном центре Московского военного округа проходила опытно-войсковая эксплуатация танкового батальона мотострелкового полка Кантемировской дивизии штатом 45 танков Т-80УД Береза.

Опытно-войсковая эксплуатация танков Т-80УД проходила с целью выявление конструктивных и производственных недостатков танков; определение показателей освоения танков Т-80УД личным составом и разработки методик для экипажей; определения сроков и путей доработки танка.

С экипажами со стороны ГП « ХКБМ» и ГП «Завод имени В .А. Малышева» была проведена первоначальная подготовка по особенностям устройства и эксплуатации танка Т-80УД, до этого экипажи готовились на танки Т-64Б.

Ряд недостатков опытных танков Т-80УД устранили прямо в ходе опытно-войсковой эксплуатации. За год опытно-войсковой эксплуатации заменили 4 бортовые коробки передач и 8 двигателей: 4 двигателя по одному и тому же заводскому дефекту - трещина одной из трубок подачи топлива в шестом цилиндре и 4 двигателя по вине эксплуатации (один - перегрев, три – эксплуатация «без масла»). И это за первое полугодие. Во втором полугодии опытно-войсковой эксплуатации - ни одного ремонта, который бы вышел за понятие текущий ремонт!

Средний пробег танков превысил 5000 километров и находился в пределах 5200...5500 км, наработка двигателей 6ТД-1 составила 650…700 часов.

Для справки, танки учебно-боевой группы за год могли накатать не более - 550 км, а боевой группы – не более 250 км.

За первый период из мая по ноябрь 1987 г. было проведено 12 стрельб штатным снарядом днем и 10 стрельб ночью. Стреляли как наводчики-операторы, так и командиры в режиме «Дубль». За второй период из декабря 1987 по май 1988 года проведено 10 стрельб днем и 8 ночью.

Таким образом, каждый стреляющий член экипажа за год произвел 120 выстрелов штатным снарядом.

Для справки в линейных советских частях при условии 100% выполнения Программы боевой подготовки (от огневой до проведения боевых стрельб взвода, роты, тактических учений с боевой стрельбой батальона и полка (дивизионные – раз в два года)), на одного солдата отпускался всего 21 артилерийский выстрел.

Во время опытно-войсковой эксплуатации на каждый танк Т-80УД Береза было осуществлено по 5-6 пусков управляемых ракет.

Личный состав к началу 2 периода прекрасно освоил танки Т-80УД Береза, правила их эксплуатации и текущего ремонта.

По результатам опытно-войсковой эксплуатации в ГП «ХКБМ» и на производстве были проведены доработки, как конструкторской документации, так и технологии производства танков Т-80УД Береза.

Танк Т-80УД Береза оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.

В комплексе управления огнем танка Т-80УД Береза предусмотрена так называемая «зона разрешения выстрела», то есть после нажатия кнопки стрельбы выстрел произойдет только при условии, что величина рассогласования линии визирования и оси канала ствола не превышает заданного значения. Размер «зоны разрешения выстрела» регулируется при настройке комплекса управления огнем в составе танка.

С целью обеспечения возможности наблюдения за местностью в широком секторе, у членов экипажа имеются однократные приборы наблюдения.

Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42 и других устройств.

Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.

При штатной конфигурации танка Т-80УД Береза у наводчика установлен ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э с электронно-оптическим преобразователем, однако предусмотрена возможность установки тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э».

Командир танка ведет наблюдение и дает целеуказания наводчику посредствам прицельно-наблюдательного дневного ночного комплекса ПНК-4С, стабилизированного в вертикальной плоскости.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной с электронно-оптическим преобразователем и обратно при помощи рычажка.

Зенитный прицел ПЗУ-7 позволяет командиру танка вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.

Баллистический вычислитель 1В528-1 предназначен для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла.

Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.

С целью обеспечения возможности наблюдения за местностью в широком секторе у членов экипажа имеются однократные приборы наблюдения.

Вооружение танка Т-80УД состоит из 125 мм пушки КБА-3, 7,62-мм спаренного пулемета КТ-7,62 и 12,7 мм зенитного крупнокалиберного пулемета КТ-12,7. У экипажа танка также имеются автоматы, гранаты и сигнальный пистолет.

125 мм гладкоствольная пушка КБА-3 танка Т-80УД Береза оснащена эжектором пороховых газов и термокожухом. Ствол пушки быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа пушки из танка.

Скорострельность танка Т-80УД Береза составляет до 8 выстрелов в минуту в движении.

Боекомплект к пушке КБА-3 танка Т-80УД составляет 45 выстрелов раздельного заряжания - снаряд и заряд, из которых 28 размещены в конвейере механизма заряжания карусельного типа, а остальные находятся в отделении управления и в боевом отделении.

Применяемые боеприпасы к пушке КБА-3 танка Т-80УД: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные и танковые управляемые ракеты «КОМБАТ», управляемые по лазерному лучу.

Особенностью танка Т-80УД Береза является наличие управляемого вооружения, которое позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами «КОМБАТ» с лазерным наведением на дальностях до 5000 м. Ракета КОМБАТ состоит из двух частей. Первая часть включает в себя метательное устройство и аппаратный отсек с рулевым устройством. Вторая часть состоит из маршевого двигателя и боевой части тандемного действия. Обе части хранятся в конвейере механизма заряжания так же, как и обычные боеприпасы. Стыковка двух частей ракеты происходит в канале ствола при выстреле.

Стрельба может осуществляться в движении по движущейся цели. Благодаря тому, что ракета КОМБАТ имеет боевую часть тандемного действия, она с большой эффективностью может поражать цели, оснащенные динамической защитой.

Хотя основным предназначением ракеты КОМБАТ является поражение танков, находящихся на расстояниях свыше предельной дальности стрельбы из 125 мм пушки КБА-3 обычными боеприпасами, танковая управляемая ракета КОМБАТ также может быть использована для стрельбы и по другим типам целей, таким как двигающиеся с небольшой скоростью вертолеты и долговременные огневые точки.

Стрельбу из спаренного с пушкой КБА-3 пулемета КТ-7,62 можно вести с места наводчика-оператора или командира танка.

Зенитный крупнокалиберный пулемет КТ-12,7 размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира.

Броневая защита танка Т-80УД Береза состоит из современной многослойной брони и встроенной динамической защиты «Нож», что обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя.

Встроенная динамическая защита «Нож» прикрывает более 60% поверхности в курсовых углах обстрела ±20° (по корпусу) и ±35° (по башне). Сочетание усовершенствованной многослойной комбинированной брони и встроенной динамической защиты уменьшает угрозу поражения танка Т-80УД Береза наиболее массовыми кумулятивными и кинетическими средствам поражения.

Башня танка Т-80УД Береза поздних годов выпуска изготовлена из броневой стали повышенной твердости полученной путем электрошлакового переплава.

Сталь с электрошлаковым переплавом обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15% по сравнению с катаной сталью средней твердости российского танка Т-90С.

Таким образом башня танка Т-80УД Береза с основой из проката с электрошлаковым переплавом имеет значительные преимущества по броневой стойкости в сравнении с башней с литой основой.

Крыша башни танка Т-80УД Береза выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.

Сварная башня танка Т-80УД Береза состоит из двух съемных защитных модулей устанавливаемых на сварную основу. Каждый защитный модуль надежно прикреплен к основной броне башни.

Модульная конструкция бронирования танка Т-80УД Береза позволяет без изменения толщины и массы брони повысить противоснарядную стойкость, обеспечивает возможность совершенствования брони на протяжении жизненного цикла танка и возможность замены старых модулей новыми, изготовленными из брони, созданной с учетом последних технологических достижений. Защитные броневые модули могут быстро заменяться в случае их повреждения. Причем эти работы могут выполняться в полевых условиях.

Танк Т-80УД может скрывать свое местонахождение на поле боя посредством постановки дымовой или аэрозольной завесы. На бортах башни установлено по четыре пусковых установок дымовых гранат, которые приводятся в действие электрическим способом.

Т-80УД также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя, используя термодымовую аппаратуру.


С целью снижения тепловой заметности танка на поле боя, крыша моторно-трансмиссионного отделения Т-80УД оснащена специальной тепловой защитой.

На основной боевой танк Т-80УД установлен украинский 6 цилиндровый дизельный двигатель 6ТД-1 мощностью 1000 л.с.

По удельным показателям и компоновочным характеристикам моторно-трансмиссионное отделение танка Т-80УД Береза из двигателем 6ТД-1, не имеет аналогов в мировом танкостроении. Удельная мощность моторно-трансмиссионного отделения танка Т-80УД составляет 387 л.с./м3 против 333 л.с./м3 и 258 л.с./м3 соответственно у танков Leopard-2A6 и Abrams M1A2 SEP Version 2.

Воздухозаборное устройство двигателя обеспечивает поступление в двигатель воздуха из наименее запыленной точки танка.

Оборудование подводного вождения позволяет танку Т-80УД Береза преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.

Водные препятствия глубиной до 1,8 м танк Т-80УД преодолевает без предварительной подготовки!

Верхняя часть подвески танка Т-80УД защищена бортовыми резино-тканевыми экранами, которые в носовой части корпуса бронированы с установкой встроенной динамической защиты «Нож».

Внизу носовой части корпуса танка Т-80УД Береза закреплен резиновый экран, позволяющий удерживать распространение пыли.

На корме корпуса танка Т-80УД Береза могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива, а также бревно для самовытаскивания танка.

Важным достоинством Т-80УД стала его совершенная система защиты от оружия массового поражения, превосходящая подобную защиту лучших зарубежных танков НАТО.

Система коллективной защиты танка Т-80УД Береза обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ядерных взрывов, радиоактивной пыли, отравляющих и бактериологических веществ.

На танке Т-80УД Береза применены подбой и надбой из водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, экраны локальной защиты из тяжелых металлов и система автоматическойгерметизации обитаемых отделений и очистки воздуха.

Повышению выживаемости способствует применение на танке системы самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм. Оборудование самоокапывания позволяет танку Т-80УД вырыть танковый капонир в течении 15-40 минут в зависимости от типа грунта.

Танк Т-80УД Береза оснащен системой пожаротушения, которая обеспечивает обнаружение и тушения внутренних пожаров как в обитаемом отделении, так и в моторно-трансмиссионном отделении танка.

На основной боевой танк Т-80УД могут устанавливаться различные типы минных тралов, исключающие подрыв мин под днищем и гусеницами танка, включая минный трал ножевого типа КМТ-6 и минный трал каткового типа КМТ-7.

Система воздухоочистки танка Т-80УД Береза состоит из двух основных компонентов: центробежные фильтры предварительной очистки и кассеты воздухоочистителя.

Система позволяет эксплуатировать танк Т-80УД Береза в жарких и пыльных условиях в объеме 1000 километров пробега без необходимости менять фильтры, а также в условиях радиоактивного заражения.

При средней запыленности воздуха 2,5 г/кг танк Т-80УД Береза может преодолеть по пустыне 1000 км до очередного обслуживания кассет, что равно 20 часам работы двигателя. Критическое значение аэродинамического сопротивления, равное 1300+50 кгс/м2 достигается за 35 часов работы.

Для сравнения в российского танка Т-90С межпромывочный срок кассет воздухоочистителя при эксплуатации в пустыне составляет всего 400 км.

С уменьшением запыленности воздуха от 2,5 г/кг до 2 г/кг межпромывочный срок обслуживания кассет воздухоочистителя танка Т-80УД Береза увеличивается до 3000 км при эксплуатации в пустыне!

Высокие показатели эксплуатации Т-80УД Береза в пустыне достигаются благодаря уникальной системы воздухоочистки. В воздухоочистителе танка Т-80УД Береза применены циклоны высокой эффективности с низким аэродинамичным сопротивлением, с коэффициентом пропуска не хуже 0,2 +0,02%.

Воздухоочиститель Т-80УД Береза не имеет аналогов в мировом танкостроении, так как может работать в любых агрессивных почвенно-климатических зонах с кассетами и без них.

Украинский основной боевой танк Т-80УД в количестве 2 единиц демонстрировался и проходил испытания в Пакистане в 1993 и 1995 годах в рамках тендера на поставку нового танка для армии Пакистана.


Танк Т-80УД (объект 478ДУ) проходил испытания в Пакистане и в УПИ-190 в объеме 5000 км в 1993 году. Поломок кроме разрыва гусеничной ленты до истечения ее ресурса не было. Гусеницы шириной 580 мм, для увеличения ширины гусеницы с 540 мм в танка Т-64БМ БУЛАТ до 580 мм к скобам приваривались планки. В целом по всем показателям ходовая танка Т-80УД (объект 478ДУ) имеет преимущества перед ходовой танка Т-80УД (объект 478Б). Исключением является только движение по бетонной трассе, где вибронагруженность ходовой танка Т-80УД (объект 478ДУ) выше.

Танк Т-80УД (объект 478ДУ) с экспериментальной ходовой по типу танка Т-64 имеет более совершенную ходовую в отношении танков Т-80УД и Т-64. Отрабатывалась такая ходовая на перспективных украинских танках (объектах 490Б, 477А1).

В экспериментальной ходовой танка Т-80УД по типу Т-64 применены торсионы дифференцированной жесткости, повышающие плавность хода и скорость танка.

В танка Т-80УД (объект 478ДУ) по типу Т-64 диаметр первого, второго и шестого торсионов составляет 55 мм, третьего, четвертого и пятого торсионов составляет 50 мм.

Для сравнения в танка Т-80УД (объект 478Б) диаметр торсонов составляет 53 мм, а в российского танка Т-90С всего 47 мм. Гидроаммортизаторы с двухступенчатой характеристикой. Катки танка Т-80УД (объект 478ДУ) с промежуточным амортизатором между ободьями.

Кроме того проходимость ходовой Т-80УД (объект 478ДУ) в условиях весенне-осенней распутицы и в условиях глинястой и болотистой местности также выше проходимости ходовой Т-80УД (объект 478Б).

Стоимость элементов ходовой танка Т-80УД (объект 478ДУ) также до 2 раз ниже ходовой Т-80УД (объект 478Б), масса ниже более чем на 1,5 тонны. Затраты мощности в ходовой части танка Т-80УД (объект 478ДУ) на треть ниже по сравнению с танком Т-80УД (объект 478Б).

В Пакистан были отправлены два танка Т-80УД, отличавшиеся друг от друга – первый из них был Т-80УД Об ъ ект 478ДУ, иногда его просто именовали №1 с ходовой частью с металлическими катками и внутренней амортизацией по типу Т-64, второй Т-80УД Объект 478ДУ1 именовали №2 с традиционной для Т-80УД ходовой частью.

Результаты испытаний показали, что благодаря снижению общей массы танка, за счет ходовой части, максимальная скорость танк Т-80УД Объект 478ДУ возросла на 3-4 км/час, однако при длительном движении на таких больших скоростях из-за высоких оборотов опорного катка перегревались его подшипники.

На опыте разработки и эксплуатации Т-80УД, Объект 478ДУ было доказано, что на танках семейства Т-80УД Береза, Т-84 Оплот возможна установка различных вариантов ходовой части в зависимости от условий эксплуатации и требований покупателей. Причем замена элементов ходовой части осуществляется без значительных доработок сопрягаемых деталей корпуса и не требует изменения конструкции силовой передачи .


Испытания двух танковТ-80УД были проведены в период с 14 июля по 15 сентября 1995 года в объеме 3000 километров. Испытания показали, что украинские танки Т-80УД способны работать в условиях пустыни в самых жарких условиях. На тендере были реально подтверждены заявленные технические параметры танка Т-80УД Береза. Следует отметить некоторый скептицизм пакистанских танкистов. Пакистанская сторона не верила, что украинские танки с украинской силовой установкой 6ТД-1 смогут работать в жесточайших условиях пакистанской пустыни. Для этого у них были основания: пакистанские танки китайской разработки и китайские танки подобных испытаний не выдерживали. Результаты испытаний удивили пакистанскую сторону надежностью украинских танков Т-80УД Береза и оперативностью проведения украинской стороной испытаний.

В течение всего срока службы танков Т-80УД Береза, Государственное предприятие «ХКБМ», как разработчик танка и Государственное предприятие «Завод имени В.А. Малишева», как производитель танка, предоставляют Заказчику танка Т-80УД Береза все виды содействия по обеспечению нормальной эксплуатации танков в стране Инозаказчика-эксплуатанта. А именно обеспечивают на территории заказчика: организацию обучения экипажей танков Т-80УД Береза; поставку средств обучения; помощь и консультацию по вопросам эксплуатации танков;техническую и другую помощь на территории страны заказчика; предоставляют техническую и прочую документацию; обеспечивают поставку запасных частей, а также предоставляют услуги по последующей модернизации танков Т-80УД Береза.

Танки Т-80 — основные боевые машины, производившиеся серийно ещё в СССР, начиная с 1978 года. Эксплуатация осуществлялась вплоть до 1998 года. Эта боевая единица была первой в своём роде оснащённой системой динамической защиты от снарядов, а также силовой установкой на основе газовой турбины.

Производились также лёгкие танки Т-80 в период с 1942 по 1943 год. Выпущено было лишь 70 образцов. Впоследствии на заводе его «штамповка» была заменена производством артиллерийских комплексов СУ-76М. Легкие танки Т-80 более не выпускались.

История создания

История танка берёт начало в далёком 1964-м, когда на совещании ЦК КПСС было решено разработать новую боевую машину, взяв за основу Т-64. Инновационный танк задумывался как носитель газотурбинного двигателя, который способствовал бы запасу хода в 450 километров при 1000 лошадиных сил и сроке гарантийной работы в 500 часов.

Причина принятия такого решения обусловлена моральным устареванием Т-64. Руководство делало ставку на как на средство повышения эксплуатационных характеристик боевой единицы. Особенностью указанного механизма являлось отсутствие необходимости прогрева перед началом работы, что значительно сокращало время приведения расчёта танка в боеготовность. Особенно в условиях суровой зимы.

Первые испытания

Примерно с 1968 по 1974 год опытные танки Т-80 (тогда ещё носившие скромные экспериментальные названия типа «Объект-219») проходили ряд испытаний. Некоторые показывали неудовлетворительные результаты в работе нового типа двигателя, какие-то вовсе выходили из строя.

После ряда доработок снова проводились тестирования техники - то в условиях высокой запылённости, то при манёврах на заснеженной целине.

Танки Т-80 с дизельным двигателем были отмечены высокими показателями манёвренности при взаимодействии с Машина с лёгкостью выдвигалась на передние позиции с целью атаковать противника, развивая скорость от 20 до 30 км/ч.

На разном типе местности эти танки показывали средние показатели скорости от 20 до 40 км/ч, при этом масляный расход стремился к нулю, а затраты топлива составляли от 435 до 840 литров.

Танк Т-80. Характеристики и модернизация

В 1976 году «Объект-219» был принят на вооружение под маркировкой Т-80. Так появились первые танки с газотурбинным двигателем. Для сравнения: американский танк «Абрамс» был поставлен на поток только в 1980 году.

Танк Т-80 (фото ниже) имел корпус из сварных бронепластин, во многом схожих по конструкции с предшественниками — Т-72 и Т-64А.

Башня полностью отлита из бронестали, имеет сложную конфигурацию и оснащена дальномером. Калибр пушки - 125 мм, орудие оснащено кожухом у основания ствола, зарядный механизм и система досыла снаряда во многом аналогичны Т-64А. Также на башне располагались зенитный пулемёт «Утёс» и пехотный ПКТ.

Стальная катаная и литая, а также комбинированная. Вес танка Т-80 равнялся 42 тоннам. Длина (вместе с пушкой) - примерно 9656 мм, корпуса — 6780 мм, ширина — 3525 мм, высота (от самой нижней точки до верхушки башни) — 3525 мм.

Т-80БВ и другие модернизации

Технический прогресс не стоял на месте. В 1978 году появилась усовершенствованная версия — Т-80Б. Отличалась наличием управляемого оружейного комплекса «Кобра», тактической системой пуска дымовых шашек «Туча» и усиленным бронированием как корпуса, так и башни.

Параллельно разрабатывалась модель Т-80БК на Омском заводе.

В 1985 году на вооружение поступает модель Т-80БВ. Отличается от предшественника наличием на башне и корпусе динамической защиты.

Последней и наиболее удачной модификацией стала модель Т-80У, разработанная в том же 1985-м. Принципы конструкции достались от предшествующих моделей «восьмидесятки». Масса возросла до 46 тонн.

Система управления ведением огня получила ряд усовершенствований, таких как ночной и дневной комплекс прицеливания наводчика и командирский вычислительно-прицельный механизм.

Нововведения позволили вести борьбу не только с бронированными целями, но и с низколетящими вертолётами благодаря комплексной системе управления наведением ракет «Рефлекс». Выстреливаемый снаряд наводится по указателю лазерным лучом на расстоянии от 100 до 5000 метров.

ТТХ новинок

Танки Т-80 по праву считались одними из самых передовых достижений отечественной конструкторской мысли. Для сравнения следует рассмотреть их тактико-технические характеристики.

Т-80БВ обладал массой 43,7 тонны, в то время как Т-80У был тяжелее и весил целых 46.

Длина первого вместе с пушкой составляла 9651 мм, когда усовершенствованная модель была короче — 9556 мм.

Что касается самого корпуса, здесь наоборот. У Т-80Б длина - 6982 мм, ширина - 3582 мм, а Т-80У имел характеристики 7012 мм и 3603 мм соответственно.

Разница в высоте практически незаметна невооружённым глазом. Цифры указывают на разницу лишь в документации — 2219 против 2215 мм.

Прекращение производства

Танк Т-80 (фото ниже) имел ряд модификаций, предназначенных для экспорта в разные страны мира. Таковых - бессчётное множество. К примеру, модель «восьмидесятки» на дизельном двигателе, производимая в Харькове под маркировкой Т-80УД, легла в основу боевой техники Украины: «Оплот», БМ «Оплот» и Т-84.

Производство «восьмидесятки» было прекращено в 1998 году. Причины, к сожалению, неизвестны. Тем не менее боевая машина до сих пор состоит на вооружении армии Российской Федерации.

«Армата»

5 мая 2016 года на параде на Красной площади широкой публике был представлен танк нового поколения Т-14 на платформе «Армата».

Разрабатывался в рамках проекта «Боевые системы будущего», а также для участия в «сетецентрической войне». Под этим термином подразумевается военная доктрина, провозглашённая странами НАТО, представляющая собой координирование действий наступательных или оборонительных сил, объединённых в единую информационную сеть.

Т-14 стал первым в России стелс-танком. Корпус машины сконструирован из особого материала, который затрудняет распознавание техники основными известными радарными волнами и значительно сокращает расстояние, необходимое для захвата цели системами наведения ракет типа «Джавелин» или «Бримстоун».

Особенность танка в том, что экипаж полностью располагается в корпусе. Башня остаётся необитаемой, что способствует также защите членов расчёта в условиях боевых действий.

Комплекс «Армата» оборудован системой «Афганит», позволяющей перехватывать снаряды. Встроенная система формирования дымометаллических завес позволяет «ослепить» радиоуправляемые дроны и мины за счёт искажения сигнала упомянутыми частицами. Это, в свою очередь, не вредит сопровождающей боевую машину пехоте и технике.

Т-14 оснащён динамической бронёй, принцип которой основан на выстреливании бронепластины навстречу летящему снаряду. Считается, что данный способ бронирования также способен отражать выстрелы из противотанкового гранатомёта.

Технический прогресс не стоит на месте, каждый день в тайных лабораториях разрабатываются новые виды вооружения. Известно, что «Армата» поставлена на поточное производство вплоть до 2020 года. И прерывать «штамповку» инновационной техники не планируют даже в условиях кризиса.

Но какой будет новинка, способная превзойти Т-14, неужели футуристические шагающие танки? Время покажет.

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-80УД (ОБЪЕКТ 478Б «БЕРЕЗА»)


Работы по танку «объект 478″ в ХКБМ им. А.А.Морозова начались в середине 1970-х годов с целью повышения боевых и технических характеристик танка Т-80 и установки на него дизельного двигателя. Предполагалось установить новую башню, испытанную на танке об.476. Было спроектировано два основных варианта танка – объект 478, которые отличались установкой различных типов дизельных двигателей. В результате длительной работы по машине был создан и в 1987 году был принят на вооружение основной танк Т-80УД (объект 478Б).

Проект усовершенствования танка «объект 478″ был выполнен ХКБМ им. А.А.Морозова в 1976 году, он получил обозначение – «объект 478М». На танке предполагалось использовать комплекс активной защиты «Шатер», который обороняет сектор по курсу 200 градусов, количество кассетных выстрелов – 20 шт, вероятность поражения снарядов – 0,7-0,8.

Работы по танку «объект 478Б» «Береза» были начаты ХКБМ им. А.А.Морозова (Генеральный конструктор И.Л.Протопопов) в середине 1970-х годов (объект 478) и завершились в 1987 году принятием на вооружение танка Т-80УД. В результате за время создания на танке были размещены комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», комплекс управления огнем 1А45 и др. Установочная партия машин была выпущена в конце 1985 года, в следующем году была выпущена небольшая партия танка Т-80УД. Серия началась с 1987 года. Иногда именуется как Т-80УД (неофициальное наименование). В 1988 году танк был модернизирован.

В соответствии с Решением Комиссии СМ по военно-промышленным вопросам от 21 января 1977 года для модернизированных танков началась разработка более мощного дизеля 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. С 1983 года начались испытания двигателя на опытных танках, в 1992 году началось его серийное производство.

В 1988 году танк Т-80У с дизелем 6ТД был модернизирован. На нем установили встроенную динамическую защиту, доработали системы вооружения. В начале 1990-х годов танк готовился к принятию на вооружение Советской Армии под индексом – Т-84. В дальнейшем обозначение Т-84 получил следующий вариант украинской модернизации танка Т-80УД.

За время серийного производства для Вооруженных Сил Советского Союза было выпущено 800 танков Т-80УД. После распада СССР было произведено около 50 танков.
ОБТ Т-80УД демонстрировался и проходил испытания в Пакистане в 1993 и 1995 годах в рамках тендера на поставку нового ОБТ для этой страны.

В 1996 году Пакистан заключил с Украиной контракт на поставку 320 Т-80УД. Первая партия (15 машин) была поставлена в начале 1997 года, а в 1999 году контракт был успешно выполнен.

С октября 1996 года Украина начала поставки танков Т-80УД (объект 478БЭ, вариант танка с новыми конструктивными элементами от танка Т-84, включая сварную башню новой конструкции) в Пакистан, общий объем контракта включает 320 машин. До июня 1997 года было поставлено 50 танков, они являлись перебранными и модернизированными старыми, а остальные были изготовлены вновь. Танки, которые прошли модернизацию с литой башней, получили индекс «478БЭ», а вновь изготовленные со сварно-катанной башней – «478БЭ-1».

В машины последних партий было внедрено много систем и узлов Т-84, в том числе новая сварно-катаная башня и т.д.

Основное вооружение этих танков – 125-мм гладкоствольная пушка КБА3 (в СССР и России устанавливалась пушка 2А46М1), заряжаемая при помощи автомата заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов и термокожухом. Ствол пушки быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа пушки из танка.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания, а остальные находятся в отделении управления и в боевом отделении. Применяемые боеприпасы: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные и ракеты, управляемые по лазерному лучу.

Особенностью танка является наличие управляемого вооружения, которое позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами с лазерным наведением на дальностях до 5000 м. Ракета состоит из двух частей. Первая часть включает в себя метательное устройство и аппаратный отсек с рулевым устройством. Вторая часть состоит из маршевого двигателя и боевой части тандемного действия. Обе части хранятся в конвейере автомата заряжания так же, как и обычные боеприпасы. Стыковка двух частей ракеты происходит в канале ствола при выстреле.

Т-80УД оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.

Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42 и других устройств.

Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.
При штатной конфигурации танка у наводчика установлен ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э (с электронно-оптическим преобразователем), однако предусмотрена возможность установки тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э».
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.

Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.

Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.

Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.

В комплексе управления огнем предусмотрена так называемая «зона разрешения выстрела», т.е. после нажатия кнопки стрельбы выстрел произойдет только при условии, что величина рассогласования линии визирования и оси канала ствола не превышает заданного значения. Размер «зоны разрешения выстрела» регулируется при настройке комплекса управления огнем в составе танка.

Броневая защита Т-80УД, включающая современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты, обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя.

Танк Т-80УД может скрывать свое местонахождение на поле боя посредством постановки дымовой или аэрозольной завесы. На бортах башни установлено по четыре пусковых установок дымовых гранат, которые приводятся в действие электрическим способом.
Т-80УД также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя (т.е. используя так называемую термодымовую аппаратуру).

С целью снижения тепловой заметности танка на поле боя, крыша моторно-трансмиссионного отделения Т-80УД оснащена специальной тепловой защитой.
На основной боевой танк Т-80УД установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель 6ТД-1 мощностью 1000 л.с.

Воздухозаборное устройство двигателя обеспечивает поступление в двигатель воздуха из наименее запыленной точки танка. Кроме того, воздухозаборное устройство позволяет танку преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.
Система воздухоочистки состоит из двух основных компонентов: центробежные фильтры предварительной очистки и кассеты воздухоочистителя. Система позволяет эксплуатировать танк в жарких и пыльных условиях в объеме 1000-километрового пробега без необходимости менять фильтры, а также в условиях радиоактивного заражения.

Подвеска – торсионная. С каждого борта корпуса – шесть двойных обрезиненных опорных катков. Направляющее колесо находится в носовой части корпуса, ведущее колесо – в кормовой. Также имеются поддерживающий ролики.
Верхняя часть подвески защищена бортовыми экранами, которые в носовой части корпуса бронированы (с установкой встроенной динамической защиты).
Внизу носовой части корпуса закреплен резиновый экран, позволяющий удерживать распространение пыли.

Штатное оборудование основного боевого танка Т-80УД также включает систему коллективной защиты, оборудование для подводного вождения, систему взрывопожароподавления, противорадиационную защиту (подбой) и оборудование самоокапывания (размещенное на нижнем наклонном листе кормовой части корпуса).

Система коллективной защиты обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ядерных взрывов, радиоактивной пыли, отравляющих и бактериологических веществ.

Оборудование подводного вождения позволяет танку преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (водные препятствия глубиной до 1,8 м танк Т-80УД преодолевает без подготовки).

Система пожаротушения обеспечивает обнаружение и тушения внутренних пожаров как в обитаемом отделении, так и в моторно-трансмиссионном отделении.
Противорадиационная защита выполнена в виде подбоя на внутренних и внешних поверхностях танка.

Оборудование самоокапывания позволяет вырыть танковый капонир в течении 15-40 минут в зависимости от типа грунта.

На основной боевой танк Т-80УД могут быть установлены различные типы минных тралов (подсоединяются к носу корпуса), включая минный трал ножевого типа КМТ-6 и минный трал каткового типа КМТ-7. На корме корпуса могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива, а также бревно для самовытаскивания танка.

Сегодня не секрет, что в СССР после второй мировой войны имелись избыточные мощности по созданию и производству танков. Это порождало жесточайшую конкурентную борьбу между тремя КБ – разработчиками – в Харькове, Нижнем Тагиле и Ленинграде – за право поставлять свою продукцию на вооружение.

Эта борьба особенно обострилась в 1970-1980-е годы, и полученный тогда опыт пригодился, когда в результате нескольких тендерных испытаний был заключен контракт на поставку Пакистану с 1997 года крупной партии танков Т-80УД. К этому времени были освоены в производстве все его комплектующие, за исключением танковой пушки.

Однако требование заказчика – независимость поставок от третьих стран и заявления отдельных политиков заставили ускорить организацию производства стволов на Сумском НПО им. Фрунзе, а казенной части – на Заводе им. Малышева. В результате в 1998 году разработка пушки и организация ее производства были завершены.

В настоящее время танки Т-80УД имеют улучшенную броневую защиту, усовершенствованный комплекс управления огнем. Танк может эксплуатироваться при температурах от -40 до +55 градусов С.

На базе танка Т-80УД созданы:
командирский танк Т-80УДК;
опытный объект 478Д с с ночным прибором наблюдения ТПН-4 «Буран-Э» и системой стрельбы осколочно-фугасными снарядами «Айнет», подрывающими их в заданной точке; опытные объекты 478БК со сварной башней, изготовлено три машины;
опытные танки – объекты 478ДУ и 478ДУ2 с различными типами ходовой части (со стальными и обрезиненными катками).

В настоящее время Т-80УД находится на вооружении Украины, России и Пакистана.
После развала СССР работы по дальнейшему совершенствованию техники на базе «478Д» обозначались уже с приставкой «У». «Объект 478ДУ» (Т-84) аналогичен танку «478Д», но имеет ходовую часть Т-64. Проходил испытания, изготовлен один экземпляр.

В «объекте 478ДУ2» по сравнению с «478Д» отсутствовала вспомогательная силовая установка и установлена новая сварно-катанная башня. На башне новая встроенная динамическая защита (ВДЗ), изменена установка дымовых гранат. Изготовлен опытный образец, прошел испытания. Серийно не выпускался.

«Объект 478ДУ4» отличался от «ДУ2» установкой нового вспомогательного силового агрегата на левой надгусеничной полке. На корпусе – новая динамическая защита.

«Объект 478ДУ5» участвовал на первых этапах испытаний в турецком тендере. В отличие от «ДУ4» есть кондиционер на корме башни. Требования Анкары оказались очень жесткими, особенно по вооружению. Потребовалась установка 120-мм пушки под снаряды стандарта НАТО.

В сжатые сроки был разработан «объект 478Н», получивший собственное имя «Ятаган», с требуемой артиллерийской установкой и новым ленточным автоматом заряжания на 22 выстрела, размещенных в «курдюке» за кормой башни. Остальные снаряды располагали в механизированной укладке в корпусе. Построен один опытный образец, который проходил второй этап тендера в Турции. По результатам конкурса документация на танк была доработана и подготовлена для серийного производства под индексом «478Н1».
Специально для тендера в Малайзии изготовлен «объект 478ДУ8» с учетом специфики региона – гусеница расширена до 600 миллиметров.

«Объект 478ДУ9» (танк «Оплот») прошел испытания и был принят на вооружение армии Украины, изготовлена серия в количестве десяти машин в 2001 году. Применяется новый прицел командира с лазерным дальномером и система «Айнет».

Основной боевой танк «Оплот» разработан на базе Т-80УД, однако отличается от него целым рядом усовершенствований, а именно:
- новая сварно-катаная башня
- встроенная динамическая защита нового поколения, обеспечивающая повышение защищенности в переднем секторе как от кумулятивных, так и от бронебойных снарядов
- тепловизионный прицел
- двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. вместо 1000-сильного двигателя, установленного на Т-80УД
- переход на цифровую технологию применительно к компонентам комплекса управления огнем и смежным с ним системам
- комплекс оптико-электронного противодействия
- вспомогательный агрегат питания
- система учета изгиба канала ствола
- система навигационного обеспечения
- более широкие бортовые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту бортов корпуса и компонентов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника.

По заказу СВ США на четыре машины были изготовлены три танка «478БЭМ-1» с установкой комплекса активной защиты (КАЗ) «Дрозд-1» и вспомогательной силовой установкой (ВСУ) на левой надгусеничной полке и один танк «478БЭМ-2» с кондиционером на корме башни и ВСУ на левой надгусеничной полке.
28 мая 2009 года на вооружение армии Украины принят танк «Оплот-М» – «объект 478ДУ10».

Возможна поставка следующих основных вспомогательных машин, обеспечивающих материально-техническое обеспечение для танка Т-80УД в течение его срока службы:
- бронированная ремонтно-эвакуационная машина (на базе шасси Т-80УД)
- бронированный мостоукладчик (на базе шасси танка Оплот)
- гусеничный транспортер, способный перевозить 12 тонн груза (его основные компоненты аналогичны компонентам Т-80УД)
различные мобильные мастерские по обслуживанию танка (на базе автомобилей повышенной проходимости)

Изделие «478БП» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ «Атлет» выполнена на базе узлов шасси танка «Оплот», что обеспечивает машине сравнимые с ним динамические и мобильные характеристики, необходимый уровень защиты и проходимость. «Атлет» предназначен для решения широкого круга задач технического обеспечения танковых подразделений при ведении ими всех видов боевых действий в различных погодных и климатических условиях: ведения технической разведки на поле боя днем и ночью, буксирования неисправных и поврежденных образцов бронетанковой техники в ближайшие укрытия и на сборные пункты поврежденных машин (СППМ), запуска двигателей обслуживаемых машин электрическим и пневматическим способами, оказания помощи экипажам в проведении текущего ремонта, проведения грузоподъемных работ, вытаскивания застрявших и затонувших образцов бронетанковой техники при всех видах застревания, форсирования водных преград по дну, самоокапывания, выполнения сварочно-режущих работ, землеройных работ при оборудовании СППМ, подъездов и съездов.

Изделие «478БМ» – мостоукладчика МТУ-84, документация на который была разработана, но опытный образец не строился.

Состояние принят на вооружение в 1985 году
Разработчик ХКБМ им. А.А.Морозова
Изготовитель ХЗТМ
Производство серия с 1985 года по 1988 год

Боевая масса, т 46
Сухой вес, т 43
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9664
- корпуса 7085
Ширина, мм 3589
Высота по крышу
башни, мм 2285
Клиренс, мм 515
Ср. уд. давление на
грунт, кг/см2 0,93
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 32
- крен, град 20
- ров, м 2,85
- стенка, м 1,0
- брод, м 1,8 (с ОПВТ -5)

Тип двигателя дизель 6ТД
- изготовитель ПО «Завод им. Малышева»
Максимальная
мощность, л.с. 1000
Запас топлива, л 740+560
Удельная мощность,
л.с./т 21,7
Максимальная скорость,
км/ч 60
Запас хода, км 560

Бронирование противоснарядное,
комбинированное с навесной динамической защитой «Контакт»
Средства постановки
дымзавес ТДА,8х902Б

Экипаж, чел. 3

Вооружение:
- число х калибр, мм и тип орудия 125 мм 2А46М1
(боекомплект, шт.) (45)
- число х калибр, мм и тип пулеметов 12,7 мм НСВТ
(боекомплект,шт.) (450)
- число х калибр, мм и тип пулеметов 7,62 мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (1250)

Прицел-дальномер 1Г46
Ночной прицел:
Тип активно-пассивный ТПН-4 «Буран-ПА»
- разработчик Красногорский завод им. С.А.Зверева
Изготовитель РОМЗ
Дальность опознования цели, м до 3000
Угол поля зрения, град. 4 х 2,7
Увеличение, крат. до 11
Комплекс управления огнем 1А45
Комплекс управл. вооруж. 9К119
Навигационная аппаратура ГПК-59
Стабилизатор вооружения 2Э42
Радиостанция Р-173

В этом обзоре будет приведено сравнение 2 танков, нового российского танка Т-90АМ (2011г.) и советский основной боевой танк Т-80УД (1987г.).
Танк Т-90АМ "Прорыв" создан на базе узлов и агрегатов российского танка Т-90, который в свою очередь является модернизацией советского танка Т-72. Разработчик Уралвагонзавод.
Танк Т-80УД "Берёза" является улучшенной версией газотурбинного танка Т-80 с дизельным двигателем 6ТД. Разработчик харьковское конструкторское бюро машиностроения.
Т-90АМ (2011г.)

Т-80УД (1987г.)


Сравнение следует проводить по каждой характеристике по отдельности.

Масса танка
Т-90АМ - 48т.
Т-80УД - 46т.
Победитель - Т-80УД.
Чем меньше масса, тем проще транспортировать танк, тем большей мобильностью он обладает.

Удельная мощность.
Т-90АМ. Двигатель - 1130 л.с. Дизельный - В-93. Удельная мощность - 23,5 л.с./т.
Т-80УД. Двигатель - 1000 л.с. Дизельный - 6ТД. Удельная мощность - 21,7 л.с./т.
Подвижность лучше у Т-90АМ за счёт большей удельной мощности, облегчённому управлению коробкой передач и штурвалу управления, в тоже время следует отметить и существенные недостатки в виде отсутствия современной гидромеханической трансмиссии аналогичной установленным на западных танках.
Двигатель на Т-90АМ вызывает сомнения в плане надежности, в ходе работы сильно дымит, что говорит о его недоведённости и работе с перегрузкой. Двигатель Т-80УД доказал свою надежность, так как является модернизированным двигателем 5ТД и имел существенный запас по модернизации, который в дальнейшем на Украине форсировали до 1200 л.с.
По надёжности выигрывает Т-80УД.

Подвеска
Подвеска Т-90АМ досталась от Т-90 и дополнительно перегружена лишними 1,5т. которые образовались при модернизации до уровня Т-90АМ. Подвеска на Т-90 уже была перегружена при модернизации танка из Т-72 в Т-90.
Подвеска Т-80УД досталась от динамичного газотурбинного танка Т-80 и имеет запас по нагрузке и динамике танка.
Принципиальных различий в подвеске нет.
Победитель - Т-80УД.

Вооружение.
Главный калибр.
Вооружение идентичное 125 мм гладкоствольная пушка, снаряды идентичные.
Паритет.
Спаренный пулемет.
Вооружение идентичное. Спаренный пулемет ПКТ.
Паритет.
Зенитный пулемет.
Т-90АМ - 7,62 мм УДП пулемет в дистанционно управляемой турели.
Т-80УД - НСВТ-12,7 мм пулемет дистанционно управляемый.
К сожалению российские конструкторы забыли зачем на башнях советских танков размещались пулеметы и поэтому разместили на башне Т-90АМ мелкокалиберный пулемет в дистанционно управляемой турели для поражения пехоты противника, тем самым продублировав функции спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета, вместо крупнокалиберного зенитного пулемёта. Зенитные пулеметы предназначались для поражения воздушных целей противника и в частности вертолётов, поэтому калибр в 12,7 мм был выбран не случайно. Все современные боевые вертолеты имеют противопульное бронирование и повредить их с 7,62 мм пулемета очень сложно.


В ближнем бою турель легко вывести из строя из-за того что у неё слабое бронирование. На дальней дистанции боя лучше использовать спаренный с пушкой пулемет, так как он аналогичен по боевым характеристикам пулемету установленному на башенной турели и имеет лучшую систему наведения и совмещён с орудием. На Т-90АМ можно снять турельную установку и поставить обычный 12,7 мм на вертлюге возле люка командира. Такой вариант установки предполагает стрельбу командиром танка снаружи танка с прицеливанием непосредственно через прицел пулемета, то есть командир в этот момент уязвим для стрелкового вооружения противника и как показывает практика в реальном бою не используется. Таким образом в варианте с турелью танк лишён зенитного пулемета и не может атаковать воздушные цели. В варианте с установкой 12,7 мм пулемета командир танка уязвим при стрельбе.

На Т-80УД стоит полноценный зенитный пулемет с дистанционным управлением которым можно поражать любые современные вертолеты. Он также лучше подходит для подавления пехоты в городском бою, так как имеет калибр 12,7 мм и лучше пробивает укрытия, чем 7,62 мм. Стрельба из пулемета может вестись изнутри танка, при этом командир танка защищен от стрелкового оружия броней танка.
Победитель - Т-80УД за счёт наличия зенитного пулемёта и равенства прочих характеристик.

Бронирование
Основное бронирование танка идентичное.

Лоб не пробивается современными боеприпасами.

Борта имеют экраны с динамической защитой.
На Т-80УД в силу его ранней разработки ДЗ доходит только до середины танка. На Т-90АМ динамическая защита установлена на весь борт. Нетрудно модернизировать Т-80УД навесив недостающую ДЗ на вторую половину борта. Вызывает удивление подход к защите бортов танка на Т-90АМ, которое принципиально не отличается от таковой на Т-80УД и других советских танках, а именно защита обеспечивается блоками ДЗ, при том что после 2 Чеченских войн, войны с Грузией и в Сирии всем понятно, что поражение борта танка Т-72 с пробитием брони и возгоранием БК является причиной уничтожения танков Т-72 в подавляющем большинстве случаев. Новый танк по защищённости в конфликтах малой интенсивности и в контр-партизанской войне стоит на уровне танка Т-72 из-за отсутствия полноценной защиты бортов и также как Т-72 уязвим для переносных гранатометов и ПТУР особенно с тандемными зарядами. Для сравнения на украинском Оплоте значительно усилена защита бортов, которая делает танк неуязвимым против легких пехотных гранатометов и ПТУР.

Даже американцы усилили борта своего танка комплектом динамической защиты для боёв в городе. Замечу что на Abrams защита бортов по умолчанию выше чем у Т-90. На Abrams основная броня корпуса в 40 мм защищена навесными плитами закрывающими гусеницы толщиной в 70 мм. Расстояние порядка 1 метра между этими плитами создаёт надёжную защиту против наиболее распространённых кумулятивных боеприпасов гранатомётов.

Корму танков можно защитить противокуммулятивными решётками.

Бронирование танков одинаковое.

Боекомплект.

Т-90АМ - 40 выстрелов, из них 22 в автомате заряжания, остальные в бронированном коробе за башней.
Т-80УД - 45 выстрелов, из них 28 в механизме заряжания, остальные в боевом отделении.

Применение бронированного короба на Т-90АМ расположенного за башней является ошибкой конструкторов. Этот короб никак не связан с боевым отделением и служит для хранения боеприпасов. К сожалению российские конструкторы забыли что башня ещё со Второй Мировой войны является самым обстреливаемой частью танка и размещение в коробе за башней снарядов может привести к попаданию по нему и его выгоранию или детонации, если в нём будут находится осколочно-фугасные снаряды. Таким образом ради безопасности в коробе можно перевозить только подкалиберные снаряды и желательно не возить заряды, так как они легко загораются. Также короб мешает повороту башни в узких переулках. Зад башни выступает за габариты танка и может зацепить строения, деревья, столбы. Нельзя выполнить разворот башни танка, если он близко стоит к препятствию. Боекомплект из короба можно брать только в защищённом от огня противника месте, так как перегрузка из корзины снарядов в танк производится снаружи с выходом экипажа из танка. Конструкторы увеличили силуэт танка, а значит и его заметность на поле боя ради ненужного танку короба.


Победитель - Т-80УД, за счёт большего общего боекомплекта и готовых к бою снарядов, размещению боеприпасов в боевом отделении.

Средства наблюдения и управления огнём.
Средства наблюдения и управления огнём на танке идентичные, за исключением более совершенной элементной базы на танке Т-90АМ, которая является как преимуществом этого танка так и его недостатком, так как часть этих компонентов зарубежного производства. Танковое СУО автоматически вводит все поправки от внешних датчиков и принципиально не отличается у этих танков.
На Т-90АМ стоит современный тепловизор с французскими матрицами и современные приборы наблюдения и видеокамеры для наблюдения за местностью.


Как легко заметить электроника и тепловизоры имеют слабую производственную локализацию и сделаны не в России. Панель управления на танке имеет гравировку на французском языке и перевёрнута, что говорит о том что предназначалась не для российского танка. Слабая локализация в России и Белоруссии производства тепловизоров и приборов наблюдения в связи с грядущими санкциями может лишить танк тепловизионных прицелов.
На Т-80УД также возможна установка зарубежных тепловизионных прицелов "Буран-Катрин".
Технически Т-90АМ лучше советского Т-80УД за счёт использования зарубежных комплектующих, которых на момент выхода Т-80УД не было, но можно ли ставить в заслугу российским конструкторам то что они прикрутили к российскому танку зарубежные комплектующие да и то верх ногами. При модернизации Т-80УД с использованием зарубежных комплектующих танки становятся равнозначны.
Средства наблюдения и управления огнём равноценны.

Незаметность.
Т-90АМ хуже Т-80УД за счёт наличия высоковыступающей над танком турели, большой башни в профиль, вывода выхлопных газов в сторону от танка, а не назад как на Т-80УД, недоведённому коптящему движку.
Победитель - Т-80УД.

Подведём итоги.
Танк Т-80УД 1987 года по комплексу характеристик, а именно массе, надёжности двигателя, ходовой, вооружению, размещению боекомплекта превосходит новый российский танк Т-90АМ.

Возникает вопрос почему российские конструкторы через 24 года сделали опытный танк хуже, чем танк стоявший на боевом дежурстве в СССР? Почему конструкторская школа ушла от советской школы танкостроения в какие-то далекие от танкостроения вещи, стала городить мелкокалиберные уязвимые турельки против пехоты, лишив танк теоретической возможности борьбы с вертолётами и всё более важными на поле боя беспилотниками. Почему конструкторы сделали огромный, ненужный и делающий уязвимым и неповоротливым на узких улицах танк короб для боеприпасов. Почему всё что сделала промышленность для танкостроения это прикрутила верх дном французские тепловизоры не озаботившись даже сделать гравировку на русском языке? Почему защита бортов осталась на уровне первых Т-72, при том что поражение боекомплекта через борт и дальнейший полёт башни является самым распространённой причиной уничтожения наших танков. Всё что сделали наши конструкторы это несколько уменьшили расстояние на которое полетит башня от танка приделав к ней короб с боеприпасами и тем самым увеличив массу танка, что в сочетании с недоведённым чадящим двигателем даёт ухудшение надёжности танка.

Сороковые и пятидесятые годы прошлого века был настоящим «звездным часом» для турбинных силовых установок. Турбинный двигатель одержал легкую победу над поршневым в авиастроении и танкостроители также стали изготавливать первые чертежи танков с подобными силовыми установками. И это не удивительно: этот двигатель имеет гораздо более высокие характеристики, по сравнению с традиционным дизельным или бензиновым двигателем; имея тот же вес газотурбинный двигатель намного мощнее, а это увеличивает скорость танка и позволяет установить на него более мощное вооружение.

Советский Союз — первая страна в мире, наладившая серийный выпуск танка, на котором стоял газотурбинный двигатель (ГТД). Хотя надо сказать, что на это ушло несколько десятков лет. Чертежи танков с газотурбинными двигателями стали появляться в конце 40-х годов, а боевой танк Т 80 приняли на вооружение в 1976 году. Но задача оказалась не из легких. Первые турбины были несовершенны и плохо подходили для использования в виде танковых двигателей.

В Харькове, в 1963 году была создана модификация танка Т-64, на которую был установлен газотурбинный двигатель, но в серию этот танк не пошел. Несмотря на все преимущества ГТД, существовали и проблемы, которые так и не удалось решить в 60-х. Основной трудностью использования газотурбинной силовой установки была очистка воздуха от пыли. Если турбина самолета сталкивается с этой проблемой только во время посадки и взлета, то танковый двигатель работает в совершенно других условиях и танковая колонна часто идет в сплошном облаке пыли. Также ГТД имел более высокий расход топлива, чем традиционные двигатели. В 50-70 годах прошлого столетия были созданы многочисленные чертежи танков с ГТД, но большинство из них остались на стадии проекта.

В 1969 году на Кировском заводе начали разработку нового танка, на который был установлен газотурбинный двигатель. Танк разрабатывался на базе Т-64, однако после первых испытаний стало понятно, что чертежи танка требует существенных изменений. В первую очередь это относилось к ходовой части машины. На отработку всех изменений ушло семь лет и в 1976 году на вооружение был принят основной танк Т 80. Этот танк более 20 лет был на вооружении армии СССР, теперь это основной боевой танк вооруженных сил России. Эта машина прошла через множество конфликтов и войн, была задействована во время КТО в Чечне .

Боевой танк Т-80. Описание

Как и любой другой советский танк, основной танк Т 80 имел классическую схему компоновки, внутри его размещался экипаж из трех человек. Масса машины составляла 42 тонны, лобовые части танка были выполнены из многослойной брони. Это позволило повысить защищенность танка без увеличения толщины брони и добавления лишнего веса. Двигатель танка имел специальную систему очистки воздуха от пыли, которая позволяла удерживать 97% пылевых частиц. Использование ГПД позволило серьезно повысить технические характеристики нового танка, серьезно возросла скорость и маневренность машины. Одной из положительных особенностей машин с ГТД является их «неразборчивость» в отношении топлива, для заправки Т-80 можно использовать бензин, авиационный керосин, дизель и другие виды топлива. Расход топлива сравнительно небольшой. Хорошо продумано внутреннее устройство танка и условия для экипажа – вождение танка весьма легкое и удобное.

Танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой (дальность стрельбы до 5 км), в боекомплект входят 40 снарядов (у поздних модификаций 38 и 45 снарядов), как подкалиберных , так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Поздние модификации машины получили возможность стрелять ракетами «Кобра» и «Рефлекс» (дальность стрельбы 4 и 5 км). Также в комплект вооружения входит зенитный пулемет и ПКТ (7,62 мм).

Советский основной танк Т 80 имел следующие модификации: Т-80У, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80УД и Т-80У-М1 «Барс», хотя последний – это полностью русский танк, созданный в России после распада СССР. Ниже приведена таблица, с описанием всех основных характеристик Т-80 и его модификаций.

ТТХ основных модификаций танка Т-80

Модификация Т-80 Т-80Б (Т-80БВ) Т-80У Т-80УД
Завод-разработчик Кировский з-д Харьковский з-д
Принят на вооружение 1976 1978 1985 1987
Масса 42 42,5 46 46
Габариты
Длина, мм 6780 6982 7012 7020
Ширина, мм 3525 3582 3603 3755
Высота, мм 2300 2219 2215 2215
Клиренс, мм 451 529
Наличие и тип защиты
Динамическая Нет «Контакт-1» «Контакт-5» «Контакт-5»
Активная Нет «Штора»
Броня литая и катанная, комбинированная
Вооружение
Пушка 2А46-1 2А46-1 2А46-1/4 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
40 38 45 45
Экипаж 3
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный Дизельный
Мощность, л.с. 1000 1100 1250 1000
70 60
Скорость по пересеченной местности 40-45
Удельная мощность л.с/т 23,8 25,8 21,74 21,7
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7
Тип подвески Торсионная

Модификации Т-80У и Т-80УД – это наиболее совершенными версиями этого танка. Т-80У был создан в 1985 году, в Ленинграде, а Т-80УД – в 1987 году в Харькове. А Т-80У-М1 «Барс» уже создали в России, после распада СССР. Эти машины получили наиболее совершенную систему управления огнем, была улучшена их защита (путем увеличения толщины брони и установки динамической защиты). При этом вес машины увечился незначительно. Т-80УД отличается более мощным двигателем (дизель 1000 л.с.), новой башней с более совершенной броней и улучшенной системой управления огнем. Был увеличен боекомплект.

На всех модификациях танка Т-80 используется автоматическая система управления работой двигателя, что существенно снижает расход топлива. Был улучшен обзор для экипажа.

Т-80У-М1 «Барс»

Хотелось бы отдельно рассказать о последней модификации этой очень интересной машины – о знаменитом русском «летающем» танке Т-80У-М1 «Барс», который был создан в начале 90-х годов в России.

Создатели русского «Барса» ставили своей целью улучшить защиту танка, увеличить его маневренность и обеспечить его более легкой и совершенной системой вооружения. Также была значительно улучшены системы прицеливания и обзор членов экипажа. Весит танк 47 тонн. Схема компоновки – классическая. Танк может стрелять управляемыми ракетами, дальность стрельбы до 5 км. Боекомплект состоит из разных типов снарядов.

На русском «Барс» установлена все та же надежная и проверенная 125-мм пушка 2А46М (дальность стрельбы до 5 км), боекомплект – 45 выстрелов. Была повышена жесткость ствола и это улучшило меткость стрельбы. Система управления огнем, которая установлена на танке учитывает множество характеристик: дальность до цели, ее скорость, скорость самого танка, силу ветра, температуру заряда. Все это значительно улучшает меткость стрельбы и позволяет отправлять снаряд точно в цель. Система управления позволяет стрелять и командиру танка. Т-80У-М1 дает прекрасный обзор для всех членов экипажа. На танк можно установить ночной прицел или тепловизор. Увеличена толщина брони, при незначительном увеличении массы танка.

Защита танка также соответствует лучшим мировым аналогам. Она состоит:

  • комбинированная многослойная броня верхней передней части корпуса и башни;
  • встроенная динамическая защита (ВДЗ);
  • комплекс активной защиты «Арена»;
  • КОЭП «Штора-1».

Установка комплекса активной защиты в несколько раз увеличивает живучесть танка, даже без увеличения толщины брони и сохранения веса танка. Особенно при участии в локальных конфликтах, когда основным средством поражения являются ручные гранатометы. Опыт использования «Барса» во время КТО в Чечне подтвердил это. Можно смело заявить, что Т-80У-М1 – это один из наиболее защищенных танков современной России. Встроенная защита обеспечивает лучшую защиту от снарядов.

На этот танк установлен двигатель с максимальной мощностью 1250 л.с. Его удельная мощность 27,2 л.с./т, что является рекордом. Недаром «Барс» называют «летающим танком», он отличается прекрасной скоростью и маневренностью. Ниже дано описание танка Т-80У-М1. Система управления двигателем позволяет существенно снизить расход топлива.

В автомат заряжания Т-80У-М1 входит 28 выстрела из боекомплекта и это обеспечивает быстрый темп стрельбы.
Ниже приведена таблица с описанием параметров танка.

Модификация Т-80У-М1 «Барс»
Принят на вооружение 1976
Вес 47
Габариты
Длина, мм 7010
Ширина, мм 3603
Высота, мм 2202
Клиренс, мм 450
Наличие и тип защиты
Динамическая Есть
Активная Есть
Вооружение
Пушка 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
Боекомплект, количество снарядов 40
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность, л.с. 1250
Максимальная скорость по шоссе 70
Удельная мощность л.с/т 23,8
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7

При этом русский «Барс» легкий в управлении, устройство боевого отделения чрезвычайно продумано и удобно. Для этого танка русскими специалистами была разработана уникальная система кондиционирования, что делает вождение машины легким и удобным. Можно заявить, что танк русский танк Т-80У-М1 – лучший из всех модификаций этой машины.

Видео о танке Т-80

Т-80У-М1 «Барс»

Танк Т-80 состоит на вооружении России и еще десятка стран. Танк принимал участие во многих войнах и конфликтах, в том числе в Чечне и Кавказе. Сколько еще лет будет на службе в России этот танк, не может сказать никто.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них