Януш корчак семья. Януш корчак биография

Януш Корчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Родился в Царстве Польском (Российская империя), в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-1896) - адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). Корчак вспоминал: «Меня назвали в честь дедушки, а дедушку звали Герш (Гирш). Отец имел право назвать меня Генриком, ведь сам он получил имя Юзеф...». В ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком - на польский манер. У Генрика была младшая сестра Анна.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором - французский и немецкий, в третьем - греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевной болезни. Теперь отца приходилось время от времени помещать в специальные клиники. Его содержание в клиниках стоило дорого, и со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной,которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

Во время Первой мировой войны 1914-18 гг. Корчак служил в дивизионном полевом госпитале российской армии. В Тарнополе он взял под свою опеку беспризорника Стефана Загородника, затем работал врачом в приютах для украинских детей в Киеве, где написал книгу «Как любить ребёнка».

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. Во время советско-польской войны 1919-20 годов Корчак в звании майора медицинской службы работал в военном госпитале в Лодзи.

В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) - детского дома для польских детей, - где также применял новаторские педагогические методики.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Mały Przegląd» («Малое обозрение», приложение для детей к еврейской газете «Nasz Przegląd» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

Корчак говорил про свой Дом Сирот: «Другие приюты плодят преступников, наш же плодит коммунистов». Действительно, многие выпускники Дома Сирот стали членами Коммунистической партии Польши. Но сам Корчак был скептически настроен по отношению к коммунистическим идеям. Он сказал однажды: «Я уважаю эту идею, но это как чистая дождевая вода. Когда она проливается на землю, то загрязняется». Он говорил, что при революциях, как и всегда, выигрывают ловкие и хитрые, тогда как наивные и легковерные остаются ни с чем, а революционные программы - это комбинация безумия, насилия и дерзости, связанной с неуважением к человеческому достоинству.

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всём, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал:

«Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там - поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой тёмной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей»

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

После оккупации Варшавы немцами в 1939 году Корчак ходил по Варшаве в своем мундире офицера польской армии и говорил: «Что касается меня, то нет никакой немецкой оккупации. Я горд быть польским офицером и буду ходить, как хочу».

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Был освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Он отклонил все предложения неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Соратник Корчака Игорь Неверли рассказывал:

На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица - техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?

Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Эммануэль Рингельблюм, сам позже расстрелянный, оставил такое свидетельство:

Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе - Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать - слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

Монумент «Януш Корчак и его дети» работы скульптора Бориса Сакциера был установлен на площади Януша Корчака в мемориальном музейном комплексе «Яд ва-Шем» в Иерусалиме в 1978 году.

В Баку на здании Азербайджанского педагогического университета установлена сдвоенная мемориальная доска, посвящённая педагогам Мухаммеду Таги (Сидги) Сафарову (1854-1903) и Янушу Корчаку.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд ва-Шем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями.

5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.

С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака.

Во многих городах Израиля есть улица, названная в честь Януша Корчака, в городе Холон есть школа, названная именем Януша Корчака.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).

Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».

В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Maly przeglad» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przeglad» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.

Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве.

В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал: «Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей».

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.

За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения
Книги для детей
* Ktoredy (1898) — драма
* Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
* Koszalki Opalki (Warsaw, 1905)
* Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
* Моськи, Иоськи и Срули (Moski, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
* Юзки, Яськи и Франки (Jozki, Jaski i Franki, Warsaw 1911)
* Слава (Slawa, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
* Bobo (Warsaw 1914)
* Роковая неделя (Feralny tydzien, 1914)
* Король Матиуш Первый (Krol Macius Pierwszy, Warsaw 1923)
* Король Матиуш на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
* Банкротство маленького Джека (Bankructwo malego Dzeka, Warsaw 1924)
* Когда я снова стану маленьким (Kiedy znow bede maly, Warsaw 1925)
* Senat szalencow, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
* Кайтусь-чародей (Kajtus czarodziej, Warsaw 1935)

Педагогические произведения
* Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
* Как любить ребенка (Jak kochac dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochac dzieci)
* Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
* Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
* Шутливая педагогика (Pedagogika zartobliwa, Warsaw 1933)

Другие книги
* Дневник (Pamietnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
* Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

Книги на русском языке
* В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш» посвященную Янушу Корчаку.
* Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино: Текст, 2004. ISBN 5-7516-0479-2
* Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание, Жерар Кан
* Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / Отв. ред. О. Р. Медведева. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8
* Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
* Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Фильмы
* «Корчак» (Korczak), режиссёр А. Вайда, сценарий А. Холланд. Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.

Мультфильмы
* «„Расскажите сказку, доктор“» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.

Театр
* Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children)

Опера
* Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I», Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
* Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
Автор либретто-сценария и музыки — Лев Конов
* Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка — Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat).



Януш Корчак (наст. Генрик Гольдшмит) - польский педагог, писатель, доктор и публичный деятель. Родился 22 июля 1878 в Варшаве в интеллигентной еврейской семье.

Школьные годы Корчака прошли в русской гимназии в Варшаве. Там царила жесткая дисциплина: поход в театр либо поездка домой на каникулы были вероятны только с письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во 2-м - французский и германский языки, в 3-ем - греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевного заболевания. Сейчас приходилось временами помещать отца в особые поликлиники. Его содержание в клиниках стоило недешево, и с течением времени семья оказалась в бедном положении. С 5-ого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на мед. факультет Варшавского института, сразу обучаясь на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтоб ближе познакомиться с плодами педагогической деятельности Песталоцци. В собственной поездке Корчак в особенности интересовался школами и детскими поликлиниками.

В 1903-1911 работал в еврейской детской поликлинике и воспитателем в летних детских лагерях. Был членом еврейского благотворительного «Общества помощи сиротам».

23 марта 1905 года получил диплом доктора. В качестве военного доктора участвовал в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои средства слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с разными воспитательными учреждениями. Он также проходит стажировку во Франции, посещает детский приют в Великобритании.

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году взял псевдоним. Его повести для взрослых и детей “Дети улицы” (Dzieci ulicy, 1901), “Дитя гостиницы” (Dziecko salonu, 1904-1905), “Моськи, Еськи и Срули” (Moski, Joski i Srule, 1910), “Повелитель Мацюсь 1-ый” (Krol Macius Pierwszy, 1923) и другие, новеллы, беседы, статьи и ежедневник 1942 г. вводят читателя в непростой мир детской психологии, содержат наблюдения за жизнью Польши 1900-1942, отражают опыт педагога.

В 1911 году Корчак оставляет профессию доктора и основывает » Дом сирот для еврейских детей в доме №92 на улице Крахмальной, которым управлял (с перерывом с 1914-1918) до конца жизни. От филантропов, что поддерживали его учреждение, Корчак требовал полной независимости в административной и воспитательной деятельности.

В 1914-1918 гг. Корчак находился в Киеве, где работал как военный доктор и занимался обустройством детского дома для польских малышей, также написал книжку “Как любить малыша (Jak kochac dziecko).

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где управляет детским приютом, преподает, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском институте и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1919-1936 годах он участвует в работе интерната “Наш дом” - детского дома для польских детей, где также использовал новаторские педагогические методики.

В 1926-1932 Корчак редактировал еженедельник “Малый обзор” (Maly Przeglad), приложение для детей к газете “Наш обзор” (Nasz Przeglad), в каком интенсивно участвовали его воспитанники.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке проснулось еврейское самосознание. Он стал польским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 и 1936 годах посетил Палестину, где повстречал многих бывших собственных воспитанников.

В 1940 году вкупе с воспитанниками Дома сирот Корчак был перемещен в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения не евреев - почитателей его таланта вывести его из гетто и упрятать на “арийской” стороне. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провел в тюрьме. Освобожден по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким способом желал заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, добывая для их еду и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и азы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провел тайнную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и добросовестными людьми.

Когда в августе 1942 пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вкупе со собственной помощницей и другом Стефанией Вильчыньской (1886-1942), и другими воспитателями и приблизительно 200-ми детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах выслали в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, 6 августа, приняв с ними смерть в газовой камере.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память про Януша Корчака и детях, убитых в гетто.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) - выдающийся польский педагог, врач, писатель. Родился Корчак в Варшаве 22 июля 1878 года в образованной еврейской семье. Отец его был адвокатом, дед - врачом. Гольдшмиты ассимилировались с поляками, не подчеркивая еврейских традиций.

Детство и юношество

Школьные годы Корчака прошли в Варшаве, где он обучался в русской гимназии. Гимназия отличалась жесткой дисциплиной, процветали физические наказания. Преподавание осуществлялось на русском языке, впоследствии изучались все европейские языки. Позже Корчак поведал, что именно жесткие нравы гимназии подвергли его к созданию гуманистической педагогики.

В 1889 году Януш Корчак сталкивается с первым серьезным испытанием в своей жизни. У отца обнаружились первые признаки душевного расстройства. Специализированные клиники дорого обходились семье Януша и, в скором времени, последовало тяжелое материальное положение.

Для того, чтобы облегчить жизнь своей семье, Генрик начал подрабатывать репетиторством уже с пятого класса гимназии (15-16) лет. Именно в этот период проявляется талант юного педагога. Генрик легко находил общий язык со своими воспитанниками, внимательно выслушивал и добивался больших результатов, чем иные преподаватели с помощью физических наказаний.

В 1898 году Генрик поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. Помимо медицины он активно интересуется педагогикой и в 1899 году уезжает в Швейцарию для знакомства с педагогической деятельностью Песталоцци. В 18 лет публикуют его первый педагогический труд «Гордиев узел», где подробно описаны современные проблемы родителей и детей. В его труде явно слышится упрек родителям, что они занимаются чем угодно, кроме воспитания своих детей.

Отзывы на публикацию были положительны и редактор журнала поручил ему вести целую рубрику, посвященную данной теме.

Призвание врача, писателя и педагога

Замечание 1

За свою жизнь Корчак напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.

В 1903 году Корчак приступает к практической педагогической деятельности в одной из детских еврейских больниц.

В 1905 году 23 марта Януш Корчак получает диплом, дающий право заниматься врачебной практикой. В качестве военного врача проходит русско-японскую войну.

В 1911 году занимается основанием «Дома сирот» для еврейских детей и отходит от врачебной практики. Руководством этого дома он занимается до конца своей жизни с небольшим перерывом (1914-1918гг.).

Педагогическая деятельность Януша Корчака активно переплетается с его писательским трудом. Имя его постепенно становится широко известным. В первые годы своей напряженной работы Януш посвящает своему труду по 16 часов в сутки для того, чтобы справиться с таким количеством детей.

Основой его педагогического труда стало нравственное воспитание. В эти же годы издается его книга «Как любить детей?», посвященная гуманистическим принципам, основанным на любви к ребенку, принятию его индивидуальности, удовлетворению потребностей и развитию его эмоциональной сферы.

После распада Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Януш в это время служит на фронте в качестве военного врача. После затишья военных действий Януш вновь возвращается к своим сиротам и продолжает заниматься развитием детского дома, много пишет и издает свои работы.

В 1934 году формулирует свои 5 заповедей воспитания, которые положены на любви к ребенку, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности.

Тяжелое последнее испытание

Самым тяжелым испытанием для Януша Корчака стала Вторая мировая война. Януш просил допустить его на фронт, но в силу возраста его оставили в Варшаве.

Войска немецкой армии наступали и вскоре город оказался под оккупацией.

Замечание 2

Януш делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, но еды и одежды катастрофически не хватало. Еврейские дети-сироты являлись прямым объектом уничтожения для фашистов, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Из последних сил Януш старался поддержать всех кто там оказался, но участь детей была предрешена. В 1942 6 августа 200 детей из сиротского приюта и Януш Корчак приняли смерть в газовой камере в Тремблинке.

Януш Корчак (Korczak, Janusz) (1878–1942) (настоящее имя и фамилия – Гольдшмит, Генрик) - польский писатель, педагог, врач.

Родился 22 июля 1878 года в Варшаве в семье юриста. Мальчику не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел и умер его отец.

Генрик, продолжая учиться в гимназии, становится гувернёром в богатых домах. Владел польским, еврейским и русским языками. Он хорошо знал немецкий и французский.

В 1898 году Корчак оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак начинает активную журналистскую деятельность.

Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный талант сформировала великая русская литература 19 века , особенно творчество Чехова.

В 1904 году Корчак заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице Варшавы.

В том же году участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя.

По возвращению с войны снова работает в одной из детских клиник.

В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя Гостиной» , принёсшая ему известность.

Кроме того, работая в детской клинике, он на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей, делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли. Больных детей он воспринимает, как самый «обездоленный и распятый класс» . Он попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых.

Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью становится для него доверие детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания и провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание» .

Педагогический талант Корчака проявляется в организации детских лагерей , где он помогает детям строить своё государство, в котором все равны.

В 1907 и 1908 гг. Корчак работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей.

В 1912 году становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни.

Во время Первой мировой войны Корчак – ординатор полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год он живет в Киеве, где знакомится с польской общественницей Марией Фальской, а после войны они вместе организует варшавский детский приют «Наш Дом».

В военные годы зарождается одна из главных его педагогических книг «Как любить ребёнка» (1918), ставшая жизненным кредо автора.

«Детей нет – есть люди , – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств» .

Он решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребёнке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта» .

В 1918 году Корчак возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Работая на польском радио, он становится советчиком для десятков тысяч слушателей.

Стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребёнке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию .

Корчак создаёт в «Доме Сирот» выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры. Понять и простить – вот лейтмотив детского суда. Этот суд рассматривал и поступки самого Корчака: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни».

Корчак создал «Малый Пшеглёнд», печатную газету, выпускаемую самими детьми. Помимо газеты, он мечтал, чтобы для детей было создано столько же театров, сколько и для взрослых. И столько же концертных залов и галерей с произведениями детей-художников.

Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными.

В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили бывшие воспитанники.

Он возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днём ухудшалось. Множество людей пытается уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказывается.

5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру .

Помимо работы с детьми, Корчак успел воплотить свой опыт в книги : «Школа жизни» (1907–1908), «Слава» (1913), «Исповедь мотылька» (1914), «Роковая неделя» (1914), «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Банкротство юного Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Право ребёнка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера» (1938), «Шутливая педагогика» (1939).

Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923).

Александр Кузнецов