Аканье примеры. Об оканье и аканье

Вопрос 1. Предмет диалектологии, её задачи. Связь диалектологии с историей языка и другими историческими дисциплинами (историей, археологией и этнографией). Диалектология и ономастика. Значение диалектологии для преподавания русского языка и литературы в школе.

Диалектология – лингвистическая дисциплина, изучающая территориальные диалекты конкретного языка.

Диалект (гр. «разговор, говор, наречие») – разговорный вариант данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном и живом общении друг с другом; не имеет письменной нормы.

Диалект территориальный (местный, областной) - диалект, распространенный в определенной местности.

Предмет диалектологии - территориальные различия в языке.

Цель - воссоздать историю языка с точки зрения диалектного развития.

Задачи : описание диалектного членения русского языка, выявление всех форм и конструкций, выявление отличий от литературного языка; осознание богатства русского языка; помощь при восприятии художественных произведений.

Связи с другими дисциплинами : д. изучает историческое развитие языков в разных регионах в зависимости от индивидуальных особенностей. Этнография : характерные названия орудий труда и др. История : связь диалектных слов с топонимикой, временными промежутками. Археология : датировка находок в зависимости от степени развитости языка.

Ономастика - раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.

Значение диалектологии для преподавания русского языка и литературы в школе: Здесь многое зависит от такта учителя и от глубины его понимания культурно-исторической и эстетической ценности диалектов.

Изучение современных процессов в диалектных системах также должно быть поставлено на службу методике преподавания русского языка в диалектной среде. Известно, что отход от диалектного произношения под влиянием литературного языка может происходить постепенно, распространяясь сначала на одни фонетические позиции, а потом на другие. Эту последовательность целесообразно учитывать в орфоэпической работе с учащимися.



Знание диалектологии пригодится учителю-словеснику и на уроках литературы.

В произведениях классической и современной литературы часто используются элементы диалектной речи (диалектизмы) для характеристики персонажей или для создания местного колорита. Для полного понимания таких произведений требуются диалектологические знания.

Учитель должен уметь объяснить ученикам значение диалектных слов, которые встречаются в изучаемых в школе произведениях литературы, и раскрыть эстетическую роль диалектизмов в этих произведениях. Желательно также научить школьников самостоятельно обращаться к диалектным словарям или, по крайней мере, познакомить их со словарями такого типа.

Дополнительно: Даже на сравнительно небольшой территории диалекты порой заметно отличаются друг от друга. Такие более дробные диалекты называют говорами . Они объединяются диалектологами в группы, называемые наречиями .

Вопрос 2. Особенности ударения в русских народных говорах. Диалектные явления в области ударных гласных.

Во всех говорах ударение определяет характер произношения гласных, относительную силу и характер долгот и интонирования в слове и предложении. Место ударения в слове и морфеме в говоре и литературном языке может различаться. Фонетическая особенность русского ударения заключается в том, что в литературной речи преобладает скорее длительность ударного гласного, а не его сила, тогда как в основной массе севернорусских говоров (без редукции безударных гласных) именно сила ударного гласного является основной характеристикой ударения. Длительность гласного здесь не так важна, как в литературном языке ив южнорусских говорах.

В отличие от литературного языка в говорах количество фонем может быть разным: кроме фонем /а/, /o/, /у/, /и/ и /е/, встречаются также закрытые напряженные фонемы средне-верхнего образования /ô/ и /ê/. Функционально слабой фонемой системы литературного языка является /ы/ (не встречается в начале слова), иногда ее вообще признают за оттенок фонемы /и/, однако в севернорусских говорах /ы/ определенно является самостоятельной фонемой.

Позиция под ударением – сильная для гласных звуков. Однако на ударный гласный влияет соседство с мягкими согласными: в некоторых группах русских народных говоров ударный а между мягкими произносится как е (взели, опеть). Кроме того, севернорусские говоры дают разные варианты произношения ударного гласного, восходящего к старому ятю (как и : сино ; как е : сено ; как дифтонг: сиено ; как е закрытое: сêно ) и ударного гласного, образованного из о под восходящей интонацией (как дифтонг уо : вуоля ; как о : воля ; как о закрытое: вôля ). Для целого ряда русских говоров не характерен переход ударного е в о перед твердыми согласными (нес, вел ).

Вопрос 3. Оканье, его разновидности. Переходные типы безударного вокализма от оканья к аканью.

Оканье – различение гласных в безударных слогах. Оканье является одной из важнейших особенностей севернорусского наречия.

Оканье в узком смысле – различение о и а в безударной позиции после твердых согласных, оканье в широком смысле – различение всех безударных согласных.

Типы оканья:

Полное оканье – различение о и а во всех безударных слогах: молоко.

Неполное оканье – различение о и а только в первом предударном слоге: малоко.

Переходные типы безударного вокализма от оканья к аканью:

· Иканье – совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке и (биру, питак) ;

· Еканье – совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке э (беру, петак) ;

· Ёканье – совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке о (бёру, пётак) . Возможно только перед твердыми согласными.

· Уканье – явление, свойственное западным среднерусским говорам, где вместо о во втором и далее предударных слогах произносится у : угурцы, утопри.

· Яканье – неразличение гласных неверхнего подъема после мягких согласных.

Билет 4. Аканье, его разновидности. Вопрос о происхождении аканья. Иканье, его разновидности.

Аканье – неразличение гласных в безударных слогах. Аканье является одной из важнейших особенностей южнорусского наречия.

Аканье в узком смысле– неразличение о и а в безударной позиции после твердых согласных; Аканье в широком смысле – всякое неразличение безударных гласных.

Типы аканья:

Диссимилятивное аканье – такой тип аканья, при котором в словах с ударным а в первом предударном слоге на месте о и а произносится гласный, отличающийся от ударного по подъему, т.е. ы или ъ (выда , въда ).

Недиссимилятивное аканье – такой тип аканья, при котором расподобления по подъему ударного и предударного гласного не наблюдается (вада).

Что касается хронологии возникновения аканья, то наиболее мотивированной следует признать ту точку зрения, согласно которой оно не могло развиться до падения редуцированных. Принимая во внимание, что падение редуцированных охватывает в основном ХII в. (для некоторых говоров можно предполагать сохранение редуцированных и в ХIII в., но это как раз такие говоры, где аканье не развилось и в последствии), следует полагать, что аканье развилось не раньше ХIII в. (или, самое раннее, конца ХII в.), но и не позднее, поскольку в ХIV в. оно уже отражается в некоторых памятниках. В эпоху возникновения аканья ещё различались, несомненно, в одних и тех же позициях е и е , с одной стороны, о и о , с другой.

Многие лингвисты рассматривают аканье как результат редукции гласных в безударном положении, но именно как результат, а не как самое редукцию. Так по существу рассматривал в генетическом плане аканье и Шахматов.

Первое отражение аканья – XIVв., Сийское Евангелие (1339г.).

Иканье – разновидность яканья; совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке и (биру , питак ).

Почему в разных уголках нашей необъятной родины одни и те же слова произносятся в различных вариантах? Известно, что еще к концу XIV века в Московском царстве было принято «аканье», пришедшее, вероятно, с юга. «А» вместо «о» обнаруживается даже в древнерусских письменных памятниках. А вот в Новгороде, расположенном в 480 километрах к северо-востоку от Москвы, в тот же период времени те же гласные в безударных слогах произносились как «о». Новгородское княжество было вполне самостоятельным и не собиралось перенимать «южный» говор соседей-москвиче й. Вплоть до сегодняшнего дня сохранилась эта граница между «акающими» и «окающими» регионами – она лежит в 120–150 километрах южнее Новгорода.

Получается, что «оканье» гораздо древнее «аканья», ведь последнее распространилось в русской речи лишь в последние несколько столетий. Кстати, в русском церковнославянск ом языке, который до XVIII столетия использовался в качестве литературного, безударные «о» и «а» также различались в произношении. До середины XIX века в Москве во время чтения стихов или произнесения торжественных речей сохранялось «оканье». Сам М.В. Ломоносов писал в своей «Русской грамматике», вышедшей в 1755 году: «Сие произношение больше употребительно в обыкновенных разговорах, а в чтении книг и в предложении речей изустных к точному выговору букв склоняется». И лишь со второй половины XIX столетия «аканье» превратилось в единственную норму литературного произношения. Так что «окающая» речь гораздо ближе к древнерусскому языку, чем современная литературная «акающая»…

Сколько ошибок может сделать ученик I класса в слове борода? Кажется, что ответ простой - две: «барада». Действительно, такие ошибки может сделать ученик рязанской школы или воронежской, тамбовской, орловской, курской, смоленской. Но ученик вологодской или кировской, костромской или архангельской школы никогда таких ошибок не сделает, он всегда правильно напишет это слово: борода. И вовсе не потому, что в этих школах учителя лучше или ученики способнее.

Ошибки на письме отражают наше произношение. В русском литературном языке на месте предударного о произносится звук [а]: говорят в[а]да, д[а]ма, ст[а]лы, б[а]льной. Так же говорят и в Рязанской, Воронежской, Тамбовской областях и в ряде других мест. Такое произношение называется аканьем. Аканье - это неразличение безударных о и а, совпадение их в одном звуке. Если учительница московской школы просит ученика написать на доске слово с[а]ма, то ученик может написать сама и сома; оба эти слова произносятся одинаково: Я с [а]ма поймала с [а]ма. Слова бачок и бочок в литературном языке звучат одинаково. Предложение Подставь б[а]чок под б[а]чок можно записать четырьмя способами: Подставь бачок под бачок. Подставь бачок под бочок. Подставь бочок под бачок. Подставь бочок под бочок.

Для тех, кто акает, придуманы правила проверки безударных гласных: если слышишь безударное а, проверь ударным р той же морфеме (т. е. в той же приставке или в том же корне, суффиксе, окончании). Р.сли на месте безударного а под ударением о, пиши и там и там о: ст[а]лы - ст[о]л - столы - стол. Если на месте безударного а год ударением а, пиши и там и там а: тр[а]ва - тр[а]вка - трава - травка.

Звуком, в котором совпадают при аканье безударные <о> и <а>, может быть [а], как в тех примерах, которые мы рассмотрели. Но не обязательно [а]. В безударных слогах, кроме первого предударного, при аканье может произноситься звук, средний между [а] и [ы]. В фонетической транскрипции (точной передаче звуков) он обозначается [ъ]: в[ъ]дяной - тр[ъ]вяной, вьем[ъ]лю - вьм[ъ]ню, кол[ъ] к[ъ]л - выл[ъ]к[ъ]л. Но пишем мы либо о: водяной, вымолю, колокол, либо а: травяной, выманю, вылакал.

Оканье - это различение безударных <о> и <а>. При оканье говорят в[о]да, л[о]ма, ст[о]лы, б[о]льной. И при этом тр[а]ва, д[a]ла, к[а]душка Скажут: Я с[а]ма п[о]ймал\а] с[о]ма Поэтому окальщики и не ошибаются в написании эгих слов. Для них писать эти слова так же легко, как для акальщиков - слова дом и дам, ток и так, стол и стал. Заметьте, что слова трава, дала, кадушка окальщики и акальщики произнесут одинаково.

Есть две разновидности оканья - полное и неполное. При полном оканье <о> и <а> различаются во всех безударных слогах. Говорят п[о]л[о]жу, г[о]р[о]дской, зол[о]т[о] и н[а]д[a]вать, з[а]в[а]рить, выст[а]вк[а]. При неполном оканье <о> и <а> различаются только в первом предударном слоге, а в других безударных слогах не различаются, совпадая в звуке [ъ]: п[ъ]л[о]жу, г[ъ]р[о]дской, з[ъ]л[ъ]т[ъ] - н[ъ]д[а]вать, з[ъ]в[а]рить, выст[ъ]вк[ъ].

Полное оканье характерно для севернорусского наречия, аканье - для южнорусского. Неполное оканье как бы промежуточная система между полным оканьем и аканьем: оно включает и различение безударных <о> и <а>, и их неразличение. Это отражается и территориально: неполное оканье характерно для части среднерусских говоров, расположенных между северным и южным наречиями.

Хорошо, когда современные школьники пишут грамотно: это свидетельствует о высоком уровне их образованности, культуры. Но высокограмотный древнерусский писец приносит мало радости ученым. Наоборот, они радуются, когда обнаруживают памятник письменности с ошибками против орфографических правил того времени. Ошибки позволяют понять произношение писца.

Наиболее древние русские письменные памятники отражают оканье - строгое, безошибочное различение <о> и <а> не только под ударением, но и без ударения. Очевидно, что все русские люди в те времена (X, XI, XII вв.) окали. Первые достоверные примеры аканья обнаруживаются в XIV в. Так, в московских рукописях этого времени находим: в апустъвшии земли, Симанъ, прикаснуся и др.

Наряду с этими примерами в тех же рукописях обнаруживаются и случаи написания безударного о вместо исконного а: Колуга, привязоно, обязон и др. Что это - свидетельство оканья? Но при оканье [о] произносится только на месте исконного о, в этих же словах и при оканье должно произноситься [а]. Нет, эти примеры тоже свидетельствуют об аканье писца.

Дело в том, что безударному [а] при аканье соответствуют две буквы: а и о. И писец может ошибаться: вместо буквы о написать а или, наоборот, вместо буквы а написать о. Ведь в произношении безударные а и о не различаются.

Многие школьники, а то и взрослые люди порой сомневаются, «а» или «о» пишется в первом слоге слов «корова», «собака» или «молоко». Но у жителей некоторых российских регионов таких сомнений не бывает: ведь здесь безударные гласные пишутся так, как они слышатся… Это связано с особенностями местного говора – так называемым «оканьем».

«Акающие» и «окающие»…
Жители Московской, Тульской, Липецкой, Рязанской, Калужской, Смоленской, Курской, Брянской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Орловской областей привыкли произносить безударные гласные «о» как «а»: «вада», «карова», «сабака», «малако», «барада», «харашо». И это всем кажется нормой, ведь даже по центральному телевидению и радио дикторы и ведущие «акают»… А вот в Ивановской, Новгородской, Вологодской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Архангельской и других северных областях эти слова произносятся через «о». Житель же Владимирской или Ярославской области скажет: «малако», «харашо», но «корова»…

Что древнее?
Почему в разных уголках нашей необъятной родины одни и те же слова произносятся в различных вариантах? Известно, что еще к концу XIV века в Московском царстве было принято «аканье», пришедшее, вероятно, с юга. «А» вместо «о» обнаруживается даже в древнерусских письменных памятниках. А вот в Новгороде, расположенном в 480 километрах к северо-востоку от Москвы, в тот же период времени те же гласные в безударных слогах произносились как «о». Новгородское княжество было вполне самостоятельным и не собиралось перенимать «южный» говор соседей-москвичей. Вплоть до сегодняшнего дня сохранилась эта граница между «акающими» и «окающими» регионами – она лежит в 120–150 километрах южнее Новгорода.

Получается, что «оканье» гораздо древнее «аканья», ведь последнее распространилось в русской речи лишь в последние несколько столетий. Кстати, в русском церковнославянском языке, который до XVIII столетия использовался в качестве литературного, безударные «о» и «а» также различались в произношении. До середины XIX века в Москве во время чтения стихов или произнесения торжественных речей сохранялось «оканье». Сам М.В. Ломоносов писал в своей «Русской грамматике», вышедшей в 1755 году: «Сие произношение больше употребительно в обыкновенных разговорах, а в чтении книг и в предложении речей изустных к точному выговору букв склоняется». И лишь со второй половины XIX столетия «аканье» превратилось в единственную норму литературного произношения. Так что «окающая» речь гораздо ближе к древнерусскому языку, чем современная литературная «акающая»…

Как вычислить «масквича»?
Существует еще такой языковой феномен, как «неполное оканье». Например, во Владимирской и Тверской областях во втором предударном слоге произносится не «о», а «ъ» – звук, близкий к слабому «ы».

Чем южнее, тем больше люди «акают». «Аканье» характерно для южнорусского наречия, полное оканье - для северорусского. Неполное оканье - для части среднерусских говоров.

Нам, жителям Центральной полосы России, кажется неправильной окающая речь северян и волжан. Но можно еще поспорить, чью речь следует считать более правильной. Ведь москвичей неизменно узнают по характерному: «Я из Масквы!».

Русских говоров, противопоставленный аканью ; характерная черта Северного наречия.

О. в узком смысле – различение в безударных слогах после твёрдых согласных фонем /о/ и /а/, произношение безударного звука [о] на месте /о/ и безударного звука [а] на месте /а/: вóды – водá, сноп – снопá (при аканье произносится вадá, снапá), и трá вы – травá. Полное О. – различение /о/ и /а/ во всех безударных слогах: бородá, молод ó й – напахáт’, табакóм; дóрого – вы́дала, с’é но (именительный падеж) – с’éна (родительный падеж). Неполное О. – различение /о/ и /а/ только в 1-м предударном слоге и совпадение их в других безударных прикрытых слогах в звуке [ə], в конечном открытом слоге – в [ə] или [а]: бəродá, нəпахáт’, дóрəгə, вы́дəлə или дóрəга, вы́дəла. Вместо безударного [о] может произноситься в одних говорах более закрытый звук [о̝], иногда совпадающий с [у], в других говорах более открытый [ɔ], в третьих гласный среднего ряда среднего подъёма [ə]: во̝дá, вудá, вɔдá, вəдá. Полное О. – наиболее характерная черта Северного наречия, неполное О. – говоров Владимирско-Поволжской группы и некоторых других среднерусских говоров. О. в широком смысле – различение в безударных слогах хотя бы части гласных фонем неверхнего подъёма. Оно включает типы такого различения не только после твёрдых, но и после мягких согласных. В окающих говорах в соответствии с /о/ – /е/ – /ѣ/ – /а/ в 1-м предударном слоге после мягких согласных перед твёрдыми выступают 3 основных типа вокализма. 1-й тип – различение трёх гласных [о] – [е] – [а]: н’ос – н’осý, кр’ест – кр’есты́, л’ес – в л’есý, п’áтый – п’атáк. 2-й тип – различение двух гласных [е] – [а]: н’есý, кр’есты́, в л’есý – п’атáк. 3-й тип – неразличение всех гласных фонем неверхнего подъёма, совпадение их в звуке [е], то есть еканье : н’есý, кр’есты́, в л’есу́, п’етáк. Перед мягкими согласными либо сохраняется частичное различение [е] – [а] (н’ес’и́, кр’ес’т’и́т’, р’ек’и́ – п’ат’и́), либо эти гласные совпадают в звуке [е] (н’ес’и́, кр’ес’т’и́т’, р’ек’и́, п’ет’и́). На месте /ѣ/, как и под ударением, в 1-м предударном слоге перед твёрдым согласным может также произноситься [и] (р’икá, д’илá, ст’инá); перед мягким согласным такое произношение обычно (р’ик’и́, л’ис’ни́к). Звук [и] изредка отмечается в этой позиции и на месте этимологического «е»: с’илó, св’икрóв’, н’исý, н’ис’и́, кр’ис’т’и́т’. Во 2-м предударном слоге после мягких согласных в говорах с полным О. возможно различение трёх гласных неверхнего подъёма [о] – [е] – [а]: з’орновы́е – п’етухи́ – п’атаки́. Чаще наблюдается различение типа [е] – [а]: з‘ерновы́е, п‘етухи́ – п’атаки́. Обычным же является совпадение этих гласных в звуке [е]: з’ерновы́е, п’етухи́, п’етаки́. В говорах с неполным О. гласные фонемы неверхнего подъёма обычно совпадают в этой позиции в звуке типа [и]: з’ирновы́е, п’итухи́, п’итаки́. В заударных слогах после мягких согласных возможно различение [о] – [е] – [а]: вы́н’осу – вы́лезу – вы́т’ану. В корнях различение этих трёх гласных встречается редко. Чаще же произносятся [е] – [а] или один гласный типа [е]: вы́н’есу, вы́л’езу, вы́т’ану или вы́т’ену. Обычно же различение этих трёх гласных наблюдается в окончаниях: пóл’о, кá мн’ом, зýб’о в, бýд’ом – в пóл’е, в бáн’е (или в по́л’и, в ба́н’и) – с пóл’а, бáн’а, к бá н’ам, в зуб’а х, хóд’ат.