Инсценировка сказка по экологии береги природу. Экологическая сказка для детей старшей-подготовительной группы детского сада

Берегите природу

Интегрированная образовательная деятельность, форма проведения – развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

    Развивать творческие способности, фантазию, память, сообразительность, находчивость, мышление в передаче образов, используя стихи, песни, хороводы, игры.

    Воздействовать на развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыки, поэзии, фольклора.

Образовательные:

    Применять полученные знания общения с природой в повседневной жизни

Воспитательные:

    Формировать у детей бережное отношение к природе через приобщение к русским народным традициям, опираясь на образы сказочных героев.

    Формировать бережное отношение к природе, видеть её красоту и неповторимость, поддерживать интерес к русскому фольклору, песням, стихам, играм и загадкам.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

    Наблюдение, экскурсии (ОО «Познавательное развитие»)

    Беседы, рассматривание альбомов иллюстраций, репродукций (ОО «Познавательное развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

    Чтение, заучивание стихов, пословиц, поговорок, закличек, народных примет, загадок (ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)

    Разучивание народных и подвижных игр, хороводов песен, танцев, инсценировок (ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»)

Оборудование и материал: зал красочно оформлен природными пейзажами. На центральной стене макет земного шара, солнце, вереница летящих птиц, цветы, бабочки жуки, деревья. Имитация озера и ручейка.

Действующие лица: Царь, Несмеяна - взрослые

Дети: Весна, Красная шапочка, Волк, Гусеницы, Березки, Воробьи, Бабочки, Журавли, Зайчик, Водяной.

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы встретить весна, ведь весна – это любимое время года. После зимы так хочется всем тепла, света. В это время года оживает природа. Но, чтобы любоваться природой, радоваться всему живому, надо охранять её. А любили её и охраняли, и сберегали для нас наши далёкие предки. И сегодня об этом будет наш сказ. А сейчас расскажите, как вы любите нашу землю, родную природу! Как вы заботитесь о ней.

Ребёнок 1: Скажите мне, как правильно Землю называть?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше наверное, сказать ей: «Родная!

Земля – наша милая, добрая мать»

Так ласковей будет звучать и вернее

Ребёнок 2: Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки, и лес, и цветы.

И весна, и осень, и лето, и дождик, и ты

Ребёнок 3: Я узнал, что у меня есть огромная родня –

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки.

Всё, что рядышком со мною – это всё моё – родное!

Как же мне в краю родном

Не заботится о нём!

(Песня «Родная песенка»)

Ребёнок 4: На земле мы живём с тобой.

Нет прекрасней Земли родной.

Так давайте беречь и любить

Не грубить её, не губить.

Ребёнок 5:

Наклонись над цветком любым:

Желтым, синим, голубым.

И шепни ему: «Ты живи».

Не сорви его, не сорви!

Ребёнок 6: Мир растениям и зверям

Людям, птицам и небесам.

Сохраним этот мир живой.

Мир прекрасный и добрый свой.

(Музыкальная композиция «Как прекрасен этот мир», дети садятся на стульчики)

Ведущий: А сейчас, а сейчас,

Будет очень умный сказ:

В некотором царстве – государстве.

А сказ точнее в том,

Где мы все живём.

Жил когда-то царь Горох

И была у царя дочь,

Которая горевала и день и ночь!

Её звали не Татьяна, не Любовь,

А Несмеяна!

(Появился царь и Несмеяна)

Царь: От чего не весела, голову повесила?

Почему кручинишься, топорщишься, морщинишься?

Может хочешь шоколада?

Или, может, мармелада?

Или, пряник, наконец?

Несмеяна: Не серчайте, царь – отец,

Да, грызёт меня кручина,

И на это есть причина:

Замечать я вот что стала:

Хоть весна, а птичек мало.

Птицы стаями здесь жили,

А как раньше по весне

Птицы песни пели мне!

А ещё за что обидно:

Бабочек совсем не видно!

Рыбки, звери и цветочки…

Ах, тоска!

Царь: Ну вот, что дочка,

Надо вправду убедиться,

Я не буду ждать напрасно,

Посмотрю - ка в книге красной.

Кто в ней есть, каков их пусть,

Не пора ль кого-нибудь

Из растений и зверей

Занести в неё скорей.

(Берёт книгу)

Книга моя Красная,

Красна - прекрасная.

Царь: Динозавры есть?

Несмеяна: Уж нет

Царь: Мамонты?

Несмеяна: Простыл и след!

(Царь вскакивает)

Царь: Эдак дело не пойдёт

Так же могут звери, птицы

Вдруг исчезнуть без следа!

Так, неси перо сюда!

Да пиши скорей указ:

Все, кто слышит нас сейчас,

Во леса, в поля ступайте,

Жизнь природы наблюдайте.

Вдруг кому грозит беда,

Мне расскажите тогда!

Несмеяна: Ребята, вы слышали про указ?

(к детям) Велят в лес скорей бежать.

Жизнь природы наблюдать!

И проверить царь сказал,

Чтоб никто не обижал

Ни растенья, ни зверей.

Дети: Ну, что ж пойдём скорей!

(Идут вокруг зала, включается музыка: пение птиц, дети доходят до стульчиков)

Несмеяна : А вот и лес!

Вон и птичка пролетела!

Ну что же, примемся за дело.

Давайте здесь присядем,

Чтоб её не помешать

И будем потихоньку наблюдать.

(Выбегают дети в шапочках птиц, «танец журавликов»

Птицы (журавлики ): Весна идёт! Весна идёт!

Встречай весну лесной народ!

Просыпайтесь муравьи,

Кустики, листочки.

Просыпайтесь, бабочки,

Пчёлки и цветочки.

Просыпайтесь ото сна!

Все: Здравствуй, милая весна!

(хоровод «Веснянка» приложение 1)

Весна : Здравствуй, милая сторонка!

Снова встретились с тобой

Вижу бабочку, зайчонка.

Зайчик: Правда я уже большой?

Весна: Здравствуй, лес, полянка и опушка,

И берёзки – милые подружки,

Ну ка, расскажите для начала,

Как вы без меня здесь зимовали?

(Выходят две девочки - берёзки)

Берёзки: 1. Хотя зима суровая была,

Но нас метель в обиде не дала.

2. Она снежинок к нам прислала

С пушистым белым одеялом.

1. Под ним морозною зимой

Не страшен холод никакой.

2. Ну а снежинки веселились,

На наших веточках искрились

(Танец снежинок. 2девочки.)

Весна: Снежинки, вы времени зря не теряли,

От зимних морозов природу спасали.

Настал мой черёд приниматься за дело,

Чтоб каждая веточка зазеленела.

Хоть много работы, но это не трудно,

Вот милым берёзкам наряд изумрудный

(Весна даёт берёзкам зелёные косыночки, Берёзки набрасывают их на плечи)

Берёзка 1: Ах, как я красива!

Берёзка 2: Ах, как я стройна!

Берёзки вместе: Наряд просто диво! Спасибо, Весна!

(хоровод «Берёзки» приложение 2)

Несмеяна: Всё в лесу спокойно с виду,

Не попал никто в обиду.

Здесь порядок и покой!

Ой, а это кто такой?

(Пятится назад, выползают две гусеницы)

Гусеница 1: Наконец – то мы у цели

Гусеница 2: Доползла я еле – еле,

Утомилась, похудела

Ведь с зимы совсем не ела.

Гусеница 1: Оглянись по сторонам.

Гусеница 2 : Ну, и что ты видишь там?

Гусеница 1: Раз уже зелёный лес,

Нас здесь ждёт деликатес.

Вон берёзы – то стоят

И листочками дразнят.

Гусеница 2: мы сейчас к ним подползём,

Все листочки обгрызём.

Знаешь, что, а вдруг, сестрица,

Нас с тобой увидят птицы?

Сразу гусениц склюют.

Гусеница 1: Где ты птиц то видишь тут?

Гусеница 2: Где ж они?

Суди сама

Нынче, говорят, зима

Дюже лютая была

Снега много намела

Птицы долго корм искали!

Гусеница 1: А потом?

Гусеница 2: Потом пропали.

Ну, так что, ползёшь иль нет?

Вон заждался нас обед.

(Подползают к берёзкам и пытаются щипать за косыночку)

Берёзка 1: Я вся дрожу от боли

Не красоваться боле

С подружками на воле,

Зелёных кос не вить.

Гусеницы: Но есть и пить нам надо,

И вы для нас – награда.

И нет для нас преграды,

Чтоб вас не загубить.

Берёзка 2: Спасите нас, спасите нас,

Они погубят нас сейчас.

Вы, пташечки, воробушки,

Летите на подмогушку.

(Вылетают воробьи)

Воробей 1: Чирик – чирик – чирик,

Я слышу чей – то крик.

Воробей 2: Чирик – чирик – чирик,

У нас беда!

Воробей 3 : Слетайтесь все скорей,

Кто трусит, не робей

Берёзкам рады мы помочь всегда!

(Мальчики – воробышки подбегают к гусеницам и начинают клевать)

Гусеница 1: Ой, ой, ой, спасите нас

Птицы заклюют сейчас.

Гусеница 2 : Ничего не понимаю,

Здесь откуда птичья стая?

Воробей 1 : Хоть и вы того желали,

Мы зимою не пропали!

Воробей 2: Нас ребята не забыли,

Зиму долгую кормили.

Воробей 3: И в кормушке нас всегда

Вкусная ждала еда.

(Песенка «Всем нужны друзья» приложение 3)

Несмеяна: Видите, ребята, что здесь творится?

Кто спас берёзок от гибели?

Дети: Птицы!

Несмеяна: Если бы птиц не кормили зимою

Здесь бы сегодня случилось такое!

Царю расскажем мы с тобой

Как важно птиц кормить зимой.

Теперь берёзкам нечего бояться

Своим нарядом можно красоваться

Сверкать листочками на солнце

И вот – вот цветочков здесь закружит хоровод!

(Музыка «Вальс цветов», танец цветов, по окончанию присели. С букетом цветов идёт Красная шапочка, поёт «Самая счастливая»)

Красная шапочка:

Как красиво на лужочке

Птицы, бабочки, цветочки.

Здравствуй, белая ромашка!

Здравствуй, розовая кашка!

Лютик, жёлтенький цветок,

Здравствуй, синий василек.

(Входит волк, прячет букет цветов за спиной)

Волк : Красная шапочка, милая, здравствуй!

Красная шапочка: Ой, я боюсь! Ты уж больно зубастый!

Волк: Что ты, не бойся, добрей меня нет.

Лучше прими – ка от волка букет!

(Волк протягивает цветы)

Красная шапочка: : Волк, ну зачем же мне столько цветов?

Волк : Я ещё больше нарвать готов!

Красная шапочка: Так рвать цветы не надо!

Волк: Не понимаю, ты разве не рада?

Красная шапочка: Мне очень жаль их, какие цветы!

А скоро завянут, их выбросишь ты.

Мне радость приносят цветы на полянке

Люблю я смотреть, как они спозаранку

Головками тянутся к солнцу навстречу,

Меня, что-то спросят, а я им отвечу!

Волк: Цветы не могут говорить, зачем ты врёшь?

Красная шапочка: Вот видишь, всё равно ты не поймёшь

Нет сердца у тебя, ты бессердечный.

(Красная шапочка уходит)

Волк: Как сердца нет? Стучит.

Да этой шапочке никак не угодишь!

Подумаешь цветов нарвал – пустяк!

Но как же подружиться с ней не знаю.

Пожалуй я ей бабочку поймаю!

(Вылетает бабочка, танцует, летает, волк её ловит)

Волк: Красная шапочка, где ты? Вернись!

Я для тебя приготовит сюрприз!

(Вбегает Красная шапочка)

Красная шапочка: Что за сюрприз?

Волк : Да тебе он понравится!

Вот полюбуйся какая красавица!

Красная шапочка: Бабочка, бедная!

Бабочка: Еле дышу.

Красная шапочка: Волк, отпусти её, очень прошу!

Волк: Нет, ни за что, я за ней так гонялся!

Всё для тебя, между прочим, старался!

Ах, как красива, ну ты погляди!

Ты в коробочек её посади!

Красная шапочка: Что ты?! Бабочка красива лишь на воле!

Бабочка быстро погибнет в неволи.

Ты её и крылышки все поломаешь.

Волк: Как угодить тебе просто не знаешь.

Красная шапочка: Так поступает лишь только злодей

Бабочка, в поле летит поскорей!

(Легко подталкивает, бабочка улетает)

Видишь, теперь она правда прекрасна

Пусть полетает на солнышке ясном.

Несмеяна: Вы все увидели, ребята?

Царь должен непременно запретить

Цветы срывать и бабочек ловить.

(Включается музыка ручейка)

Несмеяна: Прислушайтесь, ребята,

Журчит где-то поблизости водица.

Пойдём скорей поищем, где же здесь течёт ручей?

(Подходят к ручейку, поют песенку «Ручеёк» Приложение 4)

Дети: Какая чистая водица, Несмеянушка, можно напиться?

(Выскакивает водяной)

Водяной: Кто это воду мутит? Песню поёт и мне речному царю спать не даёт!

Дети: А ты кто такой?

Водяной: Я Водяной, я Водяной

Я стерегу речной покой

Эх, жили, не тужили.

Всё было просто, ясно.

Все нашу воду пили,

А вот теперь, а вот теперь, А вот теперь опасно!

Дети: А мы хотели напиться!

Водяной: Хотели! Разве не знаете

Напьётесь – вмиг козлятами станете.

Несмеяна : Ну а как же быть?

Водяной : Воду надо кипятить.

Несмеяна : И правда, ребята, надо пить только кипячёную воду.

Водяной: Здесь вода чистая в ручейке,

Но кипятить всё таки обязательно!

Я здесь шалить не разрешаю,

Мутить водицу, травку мять.

И мусор в ручеёк бросать.

Здесь можно только отдыхать

И красоту обозревать!

Как было раньше там красиво!

Там жили лебеди на диво!

Так вот его не пощадили

Всю воду люди загрязнили:

То банку кинут, то бутылку – им забава,

А озеро погибель ждёт

И чахнет всё, что там живёт.

Несмеяна: Пойдёмте, ребята, дальше к озеру.

Поможем ему хоть чет – то.

(Подходят, сидит царь Горох с удочкой)

Несмеяна: Ой, батюшка, так и ты не усидел,

Решил посмотреть, что с природой творится.

Царь: Уж скоро солнышко зайдёт,

А рыба нынче не клюёт.

Ну хотя б одна попалась!

И куда всё подевалось?

(Царь дёргает за верёвочку, вытаскивает башмак)

Царь: Что за страсть! Банки, склянки, башмаки!

Что возьмёшь с такой реки?

Несмеяна : Ребята, давайте очистим реку!

(Игра «Очисти водоём»: две команды с удочками – магнитами вытаскивают из речки по одному предметы)

Царь: Вот теперь другое дело

И водичка заблестела!

Несмеяна : Ну вот, царь Горох!

Исполнен ваш приказ.

Жизнь природы мы с ребятами наблюдали

Все непорядки записали.

(Передаёт бумагу с записями)

Царь: Я издам такой указ,

Чтоб каждый день и каждый час

Люди всей большой земли

Мать – природу берегли

Пусть и взрослые и дети

Правила запомнят эти.

Люди слушайте указ!

Выполняйте сей же час!

(Песня «Не дразните собак» приложение 5)

(Сюрпризный момент обыгрывает царь и Несмеяна, под музыку «Как прекрасен это мир» уходят из зала)

Приложения

приложение 1

Хоровод «Веснянка»

1.Мы весну - красну зовём, здравствуй!

Пусть растопят снег лучи,

Пусть сбегают с гор ручьи,

Пусть летят из-за морей

К нам в дом родной скорей.

Припев : Ласточки, грачи, скворцы

Наши милые певцы

Нам без ваших песен

Мир не интересен.

2. Мы весну - красну зовём, здравствуй!

Заходи хозяйкой в дом, властвуй!

Покажи нам чудеса –

В изумруд одень леса,

Чтоб скорее тут и там

Песни пели нам.

Припев: Ласточки, грачи, скворцы

Наши милые певцы

Нам без ваших песен

Мир не интересен.

приложение 2

Хоровод «Берёзки»

    Живут в лесной сторонке две белые сестрёнки

Две белые сестрёнки – на платьицах полоски.

Припев : Белые берёзки, чёрные полоски,

    Они весну встречают, серёжки надевают.

Накинуты на спины зелёные косынки.

Припев: Белые берёзки, чёрные полоски,

Чёрные полоски, белые берёзки!

приложение 3

Песенка «Всем нужны друзья»

1. Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев: Чирик – чик – чик,

Чирик – чик – чик.

Всем нужны друзья.

Чирик – чик – чик.

Даже воробьям.

2. Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Очень трудная работа-

Дрессировка воробья.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ

Воробей в припляску пляшет,

Звонко песенки поёт.

Припев: Чирик – чик – чик,

Чирик – чик – чик.

Всем нужны друзья.

Чирик – чик – чик.

Даже воробьям.

3. С ним мы делимся обедом

Как положено друзьям

Расчирикал он об этом

Всем знакомым воробьям.

Я им крошек дам послаще

И недели не пройдёт

Все увидят настоящий

Воробьиный хоровод.

Припев: Чирик – чик – чик,

Чирик – чик – чик.

Всем нужны друзья.

Чирик – чик – чик.

Даже воробьям.

Приложение 4

Песенка «Ручеёк»

    Среди осин, среди берёз струится ручеек

И слышен далеко вокруг весёлый голосок

    Приходят все мои друзья и заяц, и медведь

Попить прохлады из ручья, или просто посидеть.

«По камушкам, по камушкам, бегу звеня,

И песенка весёлая летит, летит моя!»

приложение 5

Песня «Не дразните собак»

    Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят!

И царапать и кусать вас никто не будет!

    Если очень шуметь около берлоги

То придется потом уносить вам ноги.

И пчела просто так тоже не пристанет

Ведь ни жалить не рычать зря никто не станет.

    Ни к чему обижать бабочку на ветке

Веселее в лесу от неё расцветке

Не пугайте жуков с длинными усами

И поверьте, что жуки вас не тронут сами!

    Если вам по душе красота земная

Берегите её устали не зная

Непременно тогда станем мы друзьями

А про кошек и собак поймём вместе с нами.

Есть храм науки, а есть еще природы храм –

С лесами, тянущие руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Дети выходят на ковер, стоят свободно и исполняют танцевальную композицию «Солнечная мозаика».

Воспитатель.

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выходит ребенок

Ребенок.

Выхожу из дома я, -

Здравствуй улица моя!

Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Здравствуй Родина моя.

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери

В людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться

Пусть расправит крылья раненая птица.

Воспитатель.

Очень важно, дети, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей.

Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы и детский сад.

Стихотворение «Березонька».

Ребенок.

Береза моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь, ты, березонька,

Посереди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

Венки вьют, пляшут.

Танец «Березок»

Ребенок.

И конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ребенок.

Ни за что не в ответе

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Ребенок.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим,

А гордимся природой

И отечество любим.

Исполняется песня «Музыка всюду живет» муз. С. Соснин сл. В. Семернина.

Сценарий экологического праздника "берегите нашу землю!"

Цель: воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.

Ведущий 1.

Ведущий 2.

Поляна.

Береза. Века прожила я на свете и все думала, что береза, но подошел ко мне прошлой весной турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Осенью ученик присел отдохнуть в тени и вырезал на коре «Миша», а сегодня мальчик за соком березовым пришел, вытащил огромный ножище и вырезал «Витя». И почему все кому ни лень тычут в меня ножами?

(Песня «Тонкая рябина»)

Рябина.

Дуб

Ель. Мы молодые березки, дубки, елочки жалуемся на людей. Они топчут нас, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты!

Цветы . Обрадовались мы солнцу, зацвели, думали сами радоваться будем и других радовать. А сейчас ни себе, ни другим. Кто пройдет – букет положит. Стоим ободранные – сами себе противны. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!

Грибы.

Птицы . А мы, птицы, жалуемся на коллекционеров, тех, кто собирает птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд, а ведь каждое яйцо это будущая птица.

Чтец 1. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется из под коры

Ее слеза течет.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Хмельного ухарства следы

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Все: Лесные правила

Поляна. Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать. Берегите нашу Землю!

(Сценарий экологического праздника)

Цель: воспитание гуманного отношения к природе, чувства

ответственного отношения ко всему живому.

Ведущий 1. Начало ХХI в. Быстрый рост технического могущества человека, увеличение его воздействия на биосферу привели к тому, что экологическая проблема в наши дни стала одной из глобальных проблем всего человечества планеты.

(Частушки о влиянии научно-технического прогресса на природу)

Ведущий 2. Вы думаете это просто вымысел, наша фантазия? А давайте мысленно представим себя, например, в лесу и спросим у его обитателей, как им живется?

Поляна. Была я красивая, была я пригожая.

А стала сама на себя не погожая!

Траву на мне вытоптали, кусты повыломали, деревья на дрова срубили. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками да тряпками. Была я лесной поляной, а стала помойкой да свалкой.

Береза. Века прожила я на свете и все думала, что береза, но подошел ко мне прошлой весной турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Осенью ученик присел отдохнуть в тени и вырезал на коре «Миша», а сегодня мальчик за соком березовым пришел, вытащил огромный ножище и вырезал «Витя». И почему все кому ни лень ты

(Песня «Тонкая рябина»)

Рябина. Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, раздели под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.

Дуб . Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой. Что ни краше – в дровяной сарай кладут. Вот всю осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной.

Ель. Мы молодые березки, дубки, елочки жалуемся на людей. Они топчут нас, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты!

Цветы. Обрадовались мы солнцу, зацвели, думали сами радоваться будем и других радовать. А сейчас ни себе, ни другим. Кто пройдет – букет положит. Стоим ободранные – сами себе противны. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!

Грибы. Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдергивайте с грибницей, не разрывайте лесную подстилку. А не послушаетесь, так вообще расти перестанем!

Птицы. А мы, птицы, жалуемся на коллекционеров, тех, кто собирает птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд, а ведь каждое яйцо это будущая птица.

Чтец 1. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Бегай, прыгай, и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Береза. Ветки дуба не ломай!

Грибы . Мусор с травки убирай!

Птицы. Из рогаток не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Ель. Зря костра не разводи –

Не далеко до беды.

В жаркий день огонь в дровах

Будет лесу злейший враг.

Дуб. Вас много, ребята,

Пусть каждый из вас

Хоть кустик для леса

Посадит сейчас.

Рябина . В Орле, Волгограде,

В Черкассах, Клину

Пусть каждый посадит

Сирень иль сосну.

Ведущий 1. Наши леса находятся сегодня в крайне критическом состоянии, а сколько еще компонентов природы страдает по вине человека. Безжалостно разрушаются и загрязняются почва, вода, воздух. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных, навсегда исчезают с лица Земли растения. Отовсюду слышен крик о помощи. И если человечество не услышит его, не остановится во время, наша прекрасная планета будет уничтожена.

Ведущий 2. Мы не должны этого допустить. Человечество хочет жить, и оно должно сделать все возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

Чтец 2.

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю! Берегите!

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только берегите

Эту Землю!

Приложение

Частушки о влиянии научно - технического

прогресса на природу

Наш технический прогресс

Он дошел уж до небес.

В атмосфере много дыр

Во Вселенную глядим.

Первобытный человек

Посетил ХХ век.

Подышать его озоном

Повезли в Чернобыль-зону.

Подошел воды напиться

Он из Припяти-реки.

Вместо рыбы и лягушек

Там цветные пузыри.

Танкер по морю плывет,

За границу нефть везет,

А в борту под килем течь

Где ж здесь рыбу уберечь!

Речка Вяжля протекала,

Химизация вставала.

На речке виден свет,

Ищут раков – раков нет!

Шел я лесом, видел чудо.

Вот природная причуда:

Вместо хвои в дни весны

Лезут листья у сосны.

От картины, от такой

Вся планета плачет.

А лихая НТР

Все быстрее скачет.

Действующие лица:

  1. Ведущий.
  2. Старичок – лесовичок.
  3. Воспитанники старшей группы.

(Встречают гостей дети (6 пар) и ведущий, одетые в русские народные костюмы с хлебом и солью. Звучит русская народная песня.)

Ведущий: Здравствуйте гости – господа, мы ждем вас с самого утра.

1 ребенок: Нам начинать досталась роль.

2 ребенок: Мы принесли вам хлеб да соль.

Ведущий: Нашим хлебом угощайтесь, да за работу принимайтесь.

(Ведущий предлагает гостям угоститься хлебом да солью.)

Ведущий: В народе говорят, что с хорошими песнями и плясками и работа спорится. Давайте работать и веселиться.

Ведущий: Мы приглашаем вас пройти и посмотреть, что же растет на наших участках.

(Ведущий предлагаем гостям, вместе с детьми, пройти на территорию участка средней группы. На дереве висит письмо.)

Ведущий: Ой, смотрите, какое-то письмо! Ребята, вы не видели, кто его принес? Давайте его прочитаем? (Ведущий читает письмо)

«Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости, к себе и к моим верным друзьям: деревьям, зверюшкам, насекомым, птицам. Мы пройдем с вами по волшебной лесной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь. Желаю вам удачи!

Старичок-лесовичок».

Ведущий: Ну что ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда, в путь!

(Все, под музыку, идут «в лес» (на участок средней группы.)

Ведущий: Вот мы и добрались. Давайте прислушаемся к природе. У каждого цветочка, у каждого листочка, у каждой веточки есть своя неповторимая песня. Закройте глазки, послушайте эту песню. (Дети закрывают глаза и слушают звуки природы.)

Как – будто мы очутились в лесу. Приветливо встретил нас лес. Давайте и мы с ним поздороваемся.

1 ребенок: Будь здоров, зеленый лес,

Стой в торжественном наряде

Парты, книжки и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

2 ребенок: Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже

Процветай, наш друг хороший

Будь здоров, зеленый лес.

3 ребенок: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

4 ребенок: Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Ведущий: Когда любуешься природой, становиться на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому. И как же страшно, что есть на свете люди, которые не любят природу, губят ее красоту. А ведь как в лесу чудесно, правда, дети? Так чудесно и радостно, что хочется петь.

(Дети исполняют песню. Появляется старичок- лесовичок.)

Старичок-лесовичок: Ох, хорошо пели, напевно так, но очень громко. А вы разве не знаете, что лес любит тишину и покой? Ведь даже хруст ветки может спугнуть маленького зайчишку под кустом и птицу, высиживающую птенцов.

Ведущий: Какой же ты добрый старичок-лесовичек.

Старичок-лесовичок: Я – старичок-лесовичек

В бороде травы клочок

Я хожу с клюкой вокруг

Сторожу и лес и луг.

Я давно за вами наблюдаю, и сейчас вам предлагаю.

Отгадайте-ка, ребятки, вы мои загадки.

1 загадка: Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук, и тысячи ладошек. (Дерево.)

Старичок-лесовичок: Правильно, это дерево. Деревья – это украшение Земли, их нужно беречь. А эта загадка, о каком дереве?

2 загадка: В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Её узнаешь по примете –

Нет деревца белей на свете. (Берёза.)

Старичок-лесовичок: Давайте поспешим, ребятушки, к берёзке – заждалась она нас, принарядилась красавица.

(Дети, со старичком-лесовичком подходят к берёзке, на стволе повязан платочек, обнимают её за ствол, снимают письмо.)

Старичок-лесовичок: Вот и письмо она для нас приготовила. Прочти его девица. (Отдает письмо ведущему.)

«Милые детки! Наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, надеялась, что вы меня услышите».

Ведущий: Поэт Сергей Есенин называл Россию страной березового ситца, а березку – нежной, юной, чистой девушкой. А давайте, вокруг березки хоровод заведем, да песню запоём.

(Дети исполняют хоровод «Во поле березка стояла».)

Старичок-лесовичок: Ох и славный вы хоровод завели, но надо отправляться дальше. Вот смотрите, что это за дерево? (Показывает на тополь.) Правильно, это могучий и важный тополь. Надо же, он тоже приготовил для нас письмо. (Снимает письмо с ветки и отдает ведущему.)

«Здравствуйте, ребята! Я сильный, старый тополь. Мои корни глубоко уходят в землю, поэтому мне не страшны ни какие бури. Стою я здесь на одном месте, а как бы мне хотелось пуститься с вами в пляс. Может, порадуете меня, исполните что-нибудь веселое».

Ведущий: А что ребята, порадуем тополь?

(Дети исполняю «А мы просо сеяли», затем «Во саду ли, в огороде».)

Старичок-лесовичок: Ребята, посмотрите вокруг, какие еще деревья нас окружают? Конечно – яблоня. Посмотрите, какая она красивая, раскидистая. Давайте с ней поздороваемся. (Дети обнимают яблоньку за ствол.)

А как вы думаете, кто сильней, вы или яблонька? Ну, конечно же, яблонька. А как думаете, почему? (Выслушиваются ответы детей.)

А что ее в земле держит?Конечно, корни. Смотрите ребята, яблонька нам сказать что-то хочет. (Лесовичок слушает шум веток.)

Старичок-лесовичок: Яблонька интересуется, а умеете ли вы играть в «Гори - гори ясно»? Давайте порадуем яблоньку и поиграем.

(Проходит игра «Гори – гори ясно». Ведущий предлагает гостям присоединиться к игре.)

Ведущий: Спасибо тебе Старичок-лесовичок за интересное путешествие.

Старичок-лесовичок: Я так рад, что познакомился с вами и подружился. Вы много знаете о лесе, умеете себя правильно вести, знаете, как охранять природу.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Старичок-лесовичок: Каждый куст берегите ребята,

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три обхвата

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод

Свято помни, что лес – наша радость

Вместе с лесом и сам ты растешь.

Ведущий: Старичок-лесовичок, к нам сегодня гости пришли, чтобы сделать наш детский сад еще краше, зеленей. И для этого они привезли с собой саженцы. Я предлагаю сейчас, всем вместе, высадить эти саженцы в землю.

(Ведущий приглашает всех пройти к приготовленному месту для посадки саженцев. Дети также помогают высаживать саженцы в землю: кто поливает, кто поддерживает саженец, кто подает инвентарь, …)

Старичок-лесовичок: Друзья мои, как мы славно потрудились, теперь пора и отдохнуть. Ребята, вы когда-нибудь видели в лесу деревья, на которых растут конфеты? (Ответы детей и гостей.)

Не знаю как в других лесах, а в моем лесу точно есть такое дерево. Хотите я вам его покажу? Тогда в путь!

(Лесовичок ведет всех к дереву, на ветках которого навязаны конфеты, угощает детей и гостей конфетами.)

Старичок-лесовичок: Хорошо мне было с вами, но меня ведь и другие ребята ждут. Буду рад видеть вас у себя в гостях. До встречи! (Лесовичок уходит.)

Ведущий: До свиданья Старичок-лесовичок, нам тоже надо возвращаться обратно в детский сад.

(Дети благодарят гостей и, попрощавшись уходят в группу.)

Сценарий развлечения по экологии

на тему:

«Берегите природу»

Задачи:

Формировать у детей экологическую культуру, дать элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию.

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное и красивое в природном окружении.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

 Вы когда-нибудь видели, как цветет одуванчик? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу?

Каждый из нас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из нас слышит, но умеет ли слышать? Как много теряет тот, кто не подсматривает, не подслушивает, как чудесно, как волнующе живет мир полей, рек, лесов! Щедро наделена природой наша земля. Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.

 Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Природы слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я очень хочу поближе познакомится с вами и пригласить к себе в гости. В моем природном государстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте в круг, все вместе произнесите волшебные слова, выполните движения и сразу окажитесь в лесу...»

Встали. Приготовились...

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, еще хлопок –

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится,

Шумит, волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель:  Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите, волшебный цветок – Цветик-Семицветик, он же выполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

Красный лепесток. «Назови художника».

 Дети, возьмите цветные карточки. Сейчас я буду читать стихотворения, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, то вы поднимите белый квадрат. Если о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки, рога... (зима )

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава... (весна )

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака. (лето )

А четвертый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды...

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам! (осень )

 Молодцы! Хорошо знаете времена года!

Что же на оранжевом лепестке?

Оранжевый лепесток. Игра: «Чем был, кем стал».

Икринка – малек – рыба.

Яйцо – птенчик – воробей.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – одуванчик.

Яйцо – гусеница – кокон – бабочка.

Семечко – росток – сосна.

Желтый лепесток.

 Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

 Если я приду в лесок

И сорву ромашку? Нет .

 Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? Нет .

 Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? Да .

 Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? Да .

 Если разведу костер,

А тушить не буду? Нет .

 Если сильно насорю

И убрать забуду? Нет .

 Если мусор уберу,

Банку закопаю? Да .

 Я люблю свою природу

Я ей помогаю! Да .

Зеленый лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

 Нашел Илюша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Илюше?

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй.

И никому не позволяй.

Подвижная игра: «Птички в гнездышках».

 Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов,  предложили дети. А воспитатель сказала...

Что сказала воспитатель?

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

Игра: «Соберем цветочки».

 В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай ее возьмем к себе, чтобы она не заблудилась»  сказал один мальчик. «Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу»  сказал другой.

Кто из мальчиков прав?

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не может,

Лучше лесу пусть поможет.

 Женя нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Ане. Но Аня сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами»  ответил Женя. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!»

Почему так сказала Аня?

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой,

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

 Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

1 ребенок:  Если лес нам не беречь,

Рвать, ломать, пилить и жечь,

То случиться с ним беда:

Высохнет в ручьях вода,

И кукушка на суку

Не споет свое «Ку-ку».

2 ребенок:  Ёжик, белочка и зайки

Заскучают без лужайки,

А медведь, лиса и волки

Загрустят зимой без ёлки.

3 ребенок:  Чтобы ели зеленели,

На цветах звенели шмели,

В чаще ландыши цвели,

А в борах грибы!

4 ребенок:  Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Воспитатель:  Знать должны наши детишки

Из рассказов и из книжки:

Все вместе:  Мы леса своей страны

Охранять всегда должны!

Песня «Как прекрасен этот мир!»

Воспитатель:  Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

Голубой лепесток. Игра: «Оденем дерево».

На полу стволы деревьев с одним приклеенным листочком. Остальные листочки разбросаны на полу. На счет 1, 2, 3 – дети подбирают одежду дереву.

 Молодцы! Друг за другом вы поспели, деревья правильно одели.

Синий лепесток. Загадки. Отвечаем быстро.

    Кто на себе носит домик? (Улитка )

    Не птичка, а с крыльями? (Бабочка )

    Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Прячутся )

    Назовите хвойные деревья (ель, сосна, кедр, пихта ).

    Какие животные впадают в спячку? (Медведь, барсук, еж, суслик )

    Какие животные меняют окраску зимой? (Заяц, белка )

    Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла )

    Без чего не сможет расти растение? (Свет, тепло, вода, земля )

Д/и: «Кто где живет?»

    медведь – в берлоге

    лиса – в норе

    белка – в дупле

    сорока – в гнезде

    пчела – в улье

    гусеница – в яблоке

    рыба – в реке

    червячок – в земле и т.д.

 Молодцы ребята, много знаете о чудесном мире природы.

 А теперь фиолетовый лепесток.

Фиолетовый лепесток.

Проводится аттракцион «Лесными тропинками».

Дети бегут между деревьями «змейкой», подлезают под ветвями опавшего дерева (дугой), перепрыгивают с кочки на кочку (обручи), идут по «мостику» через речку и на кустике находят послание от Феи Природы.

Читаем послание: «Ребята! Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы».

 А сейчас нам пора возвращаться домой. Возьмемся за руки, друзья, и по тропинке лесной отправимся к себе домой.

Экологический спектакль «Берегите Землю».

  1. познакомить в игровой форме с экологическими проблемами;
  2. способствовать воспитанию любви к природе;
  3. осуществлять патриотическое воспитание;
  4. познакомить учащихся с правилами поведения в природе.

Оформление:

1. Глобус с надписью:

2. Плакат: М. Пришвин: «Охранять природу – значит охранять Родину»

3. Плакат: К. Паустовский: « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

4. Декорации: дом, скамейка, речка, костюмы растений, животных, Бабы-Яги, Берендея, Лесной Феи.

ХОД ПРАЗДНИКА.

Ведущий №1.

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.

Ведущий №2.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит
Большой, как дом, на волнах спит.

Ведущий №1.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой

Ведущий №2.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.

Ведущий №1 .

Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаем Вашему вниманию экологический спектакль «Берегите Землю».

Часть1. (На скамеечке сидят Юля и Андрей) За кадром голос диктора.

Диктор: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха. Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы! Дымят заводы и фабрики. Беда!

Андрей: Юля, как здесь хорошо, в лесном краю. Пойдем, поздороваемся с природой.

Юля: А разве она живая?

Андрей: Конечно. Еще давно поэт Федор Иванович Тютчев сказал:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Юля: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

Андрей: Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

Юля: А что наблюдать?

Андрей: Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

Юля: А что это за наука?

Андрей: Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Юля: Как интересно!

Андрей: Давай возьмем удочку! (идут )

Юля: Как красиво!

Андрей: А вот и речка! Давай рыбу половим.

(Закидывает удочку, 1-й раз – вытаскивает башмак, 2-й раз – банку, 3-й раз – Бабу-Ягу в старом разноцветном платье)

Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.

Юля (спрятавшись за Андрея): Бабушка, а Вы кто?

Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я – Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, люди-кочерыжки!

Андрей: Но не все же люди плохо относятся к природе! Вот послушайте.

Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!

Баба-Яга: Складно! А вы, я вижу, люди ничего. Пойдемте ко мне в гости, в избушку на курьих ножках. Лес – мой дом.

Юля: Я боюсь, Андрей. А вдруг она нас съест?

Андрей: Не может быть. Я думаю, что современная Баба-Яга – вегетарианка. Правильно, бабуля?

Баба-Яга: А мальчонка-то сообразительный. Пойдемте, не обижу. (Достает из узелка блюдечко и яблоко) Надеюсь, дома у меня все в порядке? Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне мой лес! (Обращаясь к ребятам) Смотрите!

Часть2. Лес, деревья, цветы.

Лесная Фея:

Я – Фея утренней зари.
Лишь солнце небо озарит –
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там.

Берендей:

Солнца луч блеснул в листве,
И прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг,
Оживились лес и луг.

Вот зашевелились птицы,
Им давно уже не спится.
Перышки свои встряхнули,
В небо с веточек вспорхнули.

Берендей:

Вот букашки и стрекозки,
Бабочки, жуки и мошки –
Ожил весь лесной народ,
Все танцует и поет.

(Уходят. Лесные жители танцуют. Раздается громкая музыка. Вваливаются туристы.)

1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!

2-й турист:

Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
Лес ведь он - ничей!

Хором: Ничей!

3-й турист :

Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!

4-й турист:

Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!

1-й турист:

Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

2-й турист:

Мы цари! Молчи, Природа!
Все здесь наше – лес и воды!

(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Цветы вянут.

Появляются Фея и Берендей.)

Берендей (стучит палкой):

Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем!
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?

Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Берендей:

За такое поведение
Вас судить – мое решение!

4-й турист:

Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!

Берендей: А, ну-ка, мои помощники, жители лесные, научим горе - туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.

Выходят лесные жители с правилами (плакаты).

ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.

А если ты захочешь есть –
Лес даст тебе дрова:
Сухие, как трава.
Лес одарит тебя водой,
Из речки можно пить,
Ты руки мой перед едой
И воду кипяти.

Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес – есть наша жизнь.
Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись, пусть будет так,
Как было до тебя.

1-й турист: Спасибо вам, лесные жители, мы будем выполнять эти правила.

2-й турист: Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну. (Прибирают и уходят.)

Игра со зрителями. Берендей и Фея.

Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку…(превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным…(цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным…(ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно…(лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).

Баба-Яга: Хорошо, что Берендей да Лесная Фея на помощь лесу пришли!

Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Ой, вижу дым! Батюшки – святы, мой дом, мой лес! Горит! Скорее туда!

Выбегает Еж.

Еж: Спасите лес! Спасите от смерти! Пожарные уже работают. Но надо отгадать загадки о животных, и лес спасен! (обращается к зрителям). Ребята, помогите! (Загадки о животных).

Еж: Молодцы, ребята! Последний вопрос. Кто виноват в лесных пожарах?

Андрей: Людская беспечность – вот причина беды.

Баба-Яга: (в зал) Спасибо, ребята, что помогли! Я с вами прощаюсь, надо новую избушку строить, да в лесу порядок наводить. Эх, люди-человеки!

Андрей: Ты видишь -лес живой. Это дом для птиц, зверей и растений. Нам тоже пора домой.

Вбегает Заяц.

Андрей: Зайка, куда спешишь?

Заяц: (заикаясь) Дд..олой вре…едную капусту!

Юля: Что за вредная капуста?

Еж: В огороде земля оскудела, урожай все хуже. Чем помочь? Стали пичкать химическими удобрениями. Вырос урожай! Но полакомилась кочаном капусты гусеница бабочки–капустницы – кувырк на землю и лежит. Пришли куры, поклевали этих гусениц – и не стало кур… Прискакал и я в огород, да кочана отведать не решился. Нет, думаю, лучше буду весь век корой осины питаться, чем жизнью рисковать. « Долой вредную капусту» – закричал я, - и дал стрекача. Перестарались люди с химией-то, ведь отравиться можно этими овощами. Все хорошо в меру, даже удобрения. Утешьте меня, ребята, разгадайте ребусы.

(Зрители разгадывают ребусы).

Заяц: Спасибо, ребята, поскакал я, осинку поищу.

Юля: Что-то мне грустно стало.

Андрей: Ты слышишь, кто-то плачет.

(входит Ландыш, плачет).

Юля: Какой ты красивый.

Ландыш: Красота-то нас и губит. Кто нас увидит – обязательно сорвет. И я, Ландыш, и мой брат Колокольчик, и сестра Фиалка – все мы страдаем. Хорошо, что добрые люди взяли нас под защиту. Занесли в Красную книгу.

Юля: Андрей, расскажи про Красную книгу.

Андрей: Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Их надо спасать.

Ландыш: В России охране растительного и животного мира уделялось внимание с давних пор. Иван Грозный приговаривал к смертной казни за незаконную добычу бобра. В 16 – 17 веках появился ряд царских указов об ограничительных мерах охоты на соболя и бобра.

Колокольчик: В 1703 году 18 апреля Петр I издал указ, по которому запрещалось стрелять в водоплавающую дичь в подмосковных угодьях. Провинившихся за самовольную охоту доставляли в Преображенский приказ, с богатых людей взыскивали штраф. Несостоятельные же люди должны были ссылаться в Азов с женами и детьми на вечное поселение.

Фиалка: Когда–то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 1948 году был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Впервые список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира появился в 1963 году и получил название «Красная книга фактов» (Red Data Book).

Ландыш: В Советском Союзе Красная книга была учреждена в 1974 году. А первая Красная книга России появилась в 1982 году.

Колокольчик:

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга – Красная!

Ландыш: (к зрителям) Ребята, отгадайте загадки. (Загадки о растениях).

Ландыш: Молодцы, ребята! (Уходят )

Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А Земля без зверей – не Земля!

(Выходят ведущие, Берендей, Баба-Яга, Л. Фея).

Берендей: Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес…

Лесная Фея: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.

Баба-Яга: Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Ведущий №1:

И в школе учат вас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!

Ведущий №2:

Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!

Выходят все участники и исполняют песню «Здравствуй, мир!»