Литературный портрет на берегах сакраменто джерри. Урок внеклассного чтения по рассказам Джека Лондона

Джек Лондон

На берегах Сакраменто

Ветер мчится-хо-хо-хью!

Прямо в Калифорнию.

Сакраменто - край богатый:

Золото гребут лопатой!

Худенький мальчик тонким пронзительным голосом распевал эту морскую песню, которую во всех частях света горланят матросы, выбирая якорь, чтобы двинуться в порт Фриско. Это был обыкновенный мальчуган, он никогда и моря-то в глаза не видел, но всего в двухстах футах от него - только спуститься с утеса - бурлила река Сакраменто. Малыш Джерри - так звали его потому, что был еще старый Джерри, его отец; от него-то и слышал Малыш эту песню и от него же унаследовал ярко-рыжие вихры, задорные голубые глаза и очень белую, усыпанную веснушками кожу.

Старый «Джерри был моряк, он добрую половину своей жизни плавал по морям, а песня матросу сама просится на язык. Но однажды в каком-то азиатском порту, когда он вместе с двадцатью другими матросами пел, выбиваясь из сил над проклятым якорем, слова этой песни впервые заставили его призадуматься всерьез. Очутившись в Сан-Франциско, он распрощался со своим судном и с морем и отправился поглядеть собственными глазами яа берега Сакраменто.

Тут-то он и увидел золото. Он нанялся работать на рудник «Золотая Греза» и оказался в высшей степени полезным человеком при устройстве подвесной дороги на высоте двухсот футов над рекой.

Затем эта дорога осталась под его надзором. Он следил за тросами, держал их в исправности, любил их и вскоре стал незаменимым работником на руднике «Золотая Греза». А потом он полюбил хорошенькую Маргарет Келли, но она очень скоро покинула его и малютку Джерри, который только-только начинал ходить, и уснула непробудным сном на маленьком кладбище среди больших, суровых сосен.

Старый Джерри так и не вернулся на морскую службу. Он жил возле своей подвесной дороги и всю любовь, на какую способна была его душа, отдал толстым стальным тросам и малышу Джерри. Для рудника «Золотая Греза» наступили черные дни, но и тогда старик остался на службе у Компании сторожить заброшенное предприятие.

Однако сегодня утром его что-то не было видно. Один только малыш Джерри сидел на крылечке и распевал старую матросскую песню. Он сам приготовил себе завтрак и уже успел управиться с ним, а теперь вышел поглядеть на белый свет. Неподалеку, шагах в двадцати от него, (возвышался громадный стальной барабан, на который наматывался бесконечный металлический трос. Рядом с барабаном стояла тщательно закрепленная вагонетка для руды. Проследив взглядом головокружительный полет стальных тросов, перекинутых высоко над рекой, малыш Джерри различил далеко на том берегу другой барабан и другую вагонетку.

Сооружение это приводилось в действие просто силой тяжести: вагонетка двигалась, увлекаемая собственным весом, а в это время с противоположного берега двигалась пустая вагонетка. Когда нагруженную вагонетку опорожняли, а пустую нагружали рудой, все повторялось снова, повторялось много-много сотен и тысяч раз, с тех пор как старый Джерри стал смотрителем подвесной дороги.

Малыш Джерри перестал петь, услышав приближающиеся шаги. Высокий человек в синей рубахе, с винтовкой на плече вышел из соснового леса. Это был Холл, сторож на руднике «Желтый Дракон», расположенном примерно в миле отсюда вверх по течению Сакраменто, где тоже была перекинута дорога на тот берег.

Здорово, Малыш!-крикнул он.-Что ты тут делаешь один-одинешенек?

А я здесь теперь за хозяина,-ответил Малыш Джерри как нельзя более небрежным тоном, словно ему не впервой было оставаться одному. - Отец, знаете, уехал. - Куда уехал? - спросил Холл. - В Сан-Франциско. Он еще вчера вечером уехал. Брат у него умер, где-то в Старом Свете. Вот он и поехал с адвокатом потолковать. Завтра вечером вернется.

Все это Джерри выложил с гордым сознанием, что на него возложена большая ответственность - самолично сторожить рудник «Золотая Греза». Видно было в то же время, что он страшено рад замечательному приключению - возможности пожить совсем одному на этом утесе над рекой и самому готовить себе завтрак, обед и ужин.

Ну, смотри будь поосторожней, - посоветовал ему Холл, - не вздумай баловать с тросами. А я вот иду посмотреть, не удастся ли подстрелить оленя в каньоне «Колченогой Коровы».

Как бы дождя не было, - степенно промолвил Джерри.

А мне что! Промокнуть, что ли, страшно? - засмеялся Холл и, повернувшись, скрылся между деревьями.

Предсказание Джерри насчет дождя сбылось. Часам к десяти сосны заскрипели, закачались, застонали, стекла 1В окнах задребезжали, дождь захлестал длинными косыми струями. В половине двенадцатого Джерри развел огонь в очаге и. едва пробило двенадцать, уселся обедать.

«Сегодня уж, конечно, гулять не придется», - решил он, тщательно вымыв и убрав посуду после еды. И еще подумал: «Как, должно быть, вымок Холл! И удалось ли ему подстрелить оленя?»

Около часу дня постучали в дверь, и, когда Джерри открыл, в комнату стремительно ворвались мужчина и женщина, словно их силком выпихнул ветер. Это был мистер и миссис Спиллен, фермеры, жившие в уединен ной долине, милях в двенадцати от реки.

А где Холл? - запыхавшись, отрывисто спросы Спиллен.

Джерри заметил, что фермер чем-то взволнован и куда-то торопится, а миссис Спиллен, по-видимому, очень расстроена.

Это была худая, совсем уже поблекшая женщина, много поработавшая на своем веку; унылый, беспросветный труд наложил на ее лицо тяжелую печать. Та же тяжкая жизнь согнула спину ее мужа, искорежила его руки и покрыла волосы сухим пеплом ранней седины.

Он на охоту пошел, в каньон «Колченогой Коровы». А вам что, на ту сторону, что ли, надо?

Женщина стала тихонько всхлипывать, а у Спиллена вырвался возглас, выражавший крайнюю досаду. Он подошел к окну. Джерри стал с ним рядом и тоже поглядел в окно, в сторону подвесной дороги; тросов почти не было видно за густой пеленой дождя.

Обычно жители окрестных селений переправлялись через Сакраменто по канатной дороге «Желтого Дракона». За переправу полагалась небольшая плата, из которой Компания «Желтого Дракона» платила жалованье Холлу.

Нам надо на тот берег, Джерри, - сказал Спиллен. - Отца у нее, - он ткнул пальцем в сторону плачущей жены, - задавило на руднике, в шахте «Клеверного Листа». Там взрыв был. Говорят, не выживет. А нам только что дали знать.

Джерри почувствовал, как у него екнуло сердце. Он понял, что Спиллен хочет переправиться по тросам «Золотой Грезы», но без старого Джерри он не мог решиться на такой шаг, потому что по их дороге не возили пассажиров, и она уже давно находилась в бездействии.

Может быть. Холл скоро придет, - промолвил мальчик. Спиллен покачал головой. - А отец где? - спросил он.

В Сан-Франциско,-коротко ответил Джерри. С хриплым стоном Спиллен яростно хлопнул кулаком по ладони. Жена его всхлипывала все громче, и Джерри слышал, как она причитала: «Ах, не поспеем, не поспеем, умрет…»

Мальчик чувствовал, что и сам вот-вот заплачет; он стоял в нерешительности, не зная, что предпринять. Но Спиллен решил за него.

Послушай, Малыш, - сказал он тоном, не допускающим возражений, - нам с женой надо переправиться во что бы то ни стало по твоей дороге. Можешь ты нам помочь в этом деле - запустить эту штуку?

Джерри невольно попятился, точно ему предложили коснуться чего-то недозволенного.

Я лучше пойду посмотрю, не вернулся ли Холл, - робко сказал он. - А если нет? Джерри снова замялся.

Если случится что, я за все отвечаю. Видишь ли, Малыш, нам до зарезу надо на ту сторону.-Джерри нерешительно кивнул. - А дожидаться Холла нет никакого смысла,-продолжал Спиллен,-ты сам понимаешь, что из каньона «Колченогой Коровы» он не скоро вернется. Так что идем-ка, запусти барабан.

«Не удивительно, что у миссис Спиллен был такой испуганный вид, когда мы помогали ей забираться в вагонетку», - невольно подумал Джерри, глянув вниз, в пропасть, которая сейчас казалась совсем бездонной. Дальнего берега, находившегося на расстоянии семисот футов, вовсе не было видно сквозь ливень, клубящиеся в вихре клочья облаков, яростную пену и брызги. А утес, на котором они стояли, уходил отвесной стеной прямо в бурлящую мглу, и казалось, что от стальных тросов туда, вниз, не двести футов, а по крайней мере миля. ..

Джек Лондон

На берегах Сакраменто

Дуют ветры, ох-хо-хо!
К Кали-фор-ни-и.
Много - слышно - золота
Там, на Сакраменто!

Он был только мальчонкой, распевающим дискантом морскую песню, какую поют моряки всего земного шара, стоя у шпиля и поднимая якорь, чтобы отплыть в порт Фриско. Это был только мальчонка, никогда не видевший моря, но перед ним, в двухстах футах ниже, неслась река Сакраменто. Звали его молодой Джерри, а от отца, старого Джерри, он научился этой песенке и унаследовал копну ярко-рыжих волос, голубые бегающие глаза и белую кожу с неизбежными веснушками.

Старик Джерри был моряком и полжизни плавал по морям, вечно преследуемый словами этой звонкой песни. А однажды он спел ее уже всерьез, в одном азиатском порту, пританцовывал вокруг шпиля с двадцатью товарищами. И в Сан-Франциско он распрощался со своим кораблем и с морем и отправился поглядеть собственными глазами на берега Сакраменто.

И золото ему довелось увидеть: он нашел место на руднике «Желтая мечта» и оказался в высшей степени полезным при проведении через реку больших тросов, проходивших на высоте двухсот футов.

Затем ему поручили присмотр за тросами, починку их и спуск вагонеток. Он полюбил свою работу и сделался неотъемлемой принадлежностью рудника «Желтая мечта». Вскоре он влюбился в хорошенькую Маргерет Келли, но она оставила его и молодого Джерри, едва только тот начал ходить, - оставила для того, чтобы заснуть последним долгим сном среди высоких строгих сосен.

Старый Джерри так и не вернулся к морю. Он остался у своих тросов, отдав им и молодому Джерри всю свою любовь.

Настали для «Желтой мечты» тяжелые времена, а он по-прежнему оставался на службе у компании, сторожил заброшенное имущество.

Но в то утро его не было видно. Только молодой Джерри сидел на приступке хижины и распевал старую песенку. Он приготовил и в одиночестве съел свой завтрак, а сейчас вышел поглядеть на мир. На расстоянии двадцати футов от него стоял стальной ворот, вокруг которого обегал бесконечный трос. У ворота приютилась прикрепленная к нему вагонетка для руды. Следя глазами за головокружительным бегом тросов до противоположного берега, он мог разглядеть другой ворот и другую вагонетку.

Механизм приводился в движение силой тяжести; в силу собственной тяжести нагруженная вагонетка переправлялась через реку, а одновременно с этим другая вагонетка возвращалась назад пустой. Нагруженную вагонетку разгружали, а пустую наполняли рудой, и переправа повторялась, повторялась десятки тысяч раз с того дня, как старый Джерри сделался смотрителем при тросах.

Молодой Джерри оборвал свою песню, услыхав приближающиеся шаги.

Высокий мужчина в синей рубахе, с ружьем на плече, вышел из мрака сосен. Это был Холл, сторож рудника «Желтый дракон», тросы которого пересекали Сакраменто милей выше.

Здорово, малыш! - поздоровался он. - Ты что тут делаешь один?

Присматриваю за тросом, - Джерри старался говорить развязно, словно это было самое обыкновенное дело. - Папы-то ведь нет!

Куда он ушел? - спросил мужчина.

В Сан-Франциско. Еще вчера вечером. У него брат умер за морем, и он пошел потолковать с адвокатами. Раньше, чем завтра к ночи, не вернется.

Джерри говорил с гордостью - на него ведь свалилась ответственность присматривать за имуществом «Желтой мечты», жить одному на утесе над рекой и самому стряпать себе обед.

Ну, так ты будь поосторожнее, - сказал Холл, - и не дурачься с тросом. Я иду к ущелью Хромой Коровы, может, подцеплю там оленя.

Похоже, что дождь собирается, - заметил Джерри с рассудительностью взрослого.

Не очень-то боюсь промокнуть, - расхохотался Холл, исчезая за деревьями.

Предсказание Джерри относительно дождя более чем оправдалось. К десяти часам сосны закачались и застонали, задребезжали окна хижины, и полил дождь, подхлестываемый дикими порывами ветра. В половине двенадцатого мальчуган развел огонь и ровно в двенадцать уселся за обед.

Сегодня уж ему не выйти из дому, решил он, вымыв посуду и поставив ее на место; и он подумал, как вымокнет Холл и удастся ли ему подцепить оленя.

В час раздался стук в дверь, а когда он открыл ее, в комнату, подгоняемые шквалом, ввалились, шатаясь, мужчина и женщина. Это были мистер и миссис Спиллен, владельцы ранчо, жившие в уединенной долине, милях в двенадцати в сторону от реки.

Где Холл? - спросил Спиллен; он говорил отрывисто и быстро.

Джерри заметил, что он нервничает и движения его резки, а миссис Спиллен как будто сильно чем-то обеспокоена. Это была худая, поблекшая, измученная женщина; жизнь, наполненная тягостным бесконечным трудом, наложила на ее лицо свою грубую печать. И та же жизнь согнула плечи ее мужа, сделала его руки узловатыми, а волосы пыльно-серыми.

Он пошел на охоту к Хромой Корове, - ответил Джерри. - Вы хотели перебраться на ту сторону?

Женщина стала тихонько плакать, а Спиллен уронил какое-то проклятье и пошел к окну. Джерри присоединился к нему и выглянул наружу, где за частым ливнем не видно было тросов.

Жители лесов этой части страны обычно переправлялись через Сакраменто по тросу «Желтого дракона». За эту услугу с них взималась скромная плата, а компания «Желтый дракон» платила из этих денег жалованье Холлу.

Нам нужно перебраться на ту сторону, Джерри, - сказал Спиллен, указывая пальцем через плечо на свою жену. - С ее отцом случилась беда в Кловер-Лиф. Взрыв пороха. Едва ли выживет. Мы только что об этом узнали.

Джерри почувствовал внутренний трепет. Он знал, что Спиллены хотели переправиться по тросу «Желтой мечты», а в отсутствие отца он не решался взять на себя такую ответственность, тросом никогда не пользовались для переправы пассажиров, а в сущности говоря, он долгое время был вообще без всякого употребления.

Может, Холл скоро вернется, - сказал он. Спиллен покачал головой и спросил:

Где твой отец?

В Сан-Франциско, - кратко ответил Джерри.

Спиллен застонал и, стиснув кулак, свирепо ударил им по ладони другой руки. Его жена заплакала громче, и Джерри услышал ее шепот:

А папа умирает, умирает!

Слезы заволокли и его глаза, и он стоял в нерешительности, не зная, что ему предпринять. Но Спиллен решил за него.

Слушай, малыш, - твердо сказал он, - мы с женой переправимся по этому вашему тросу. Пустишь ты его для нас?

Джерри слегка отшатнулся. Он это сделал бессознательно, отступая инстинктивно перед чем-то нежелательным.

Лучше посмотрите, не вернулся ли Холл? - предложил он.

А если не вернулся?

Снова Джерри заколебался.

Риск я беру на себя, - прибавил Спиллен. - Разве ты не понимаешь, малыш, что нам во что бы то ни стало нужно переправиться?

Джерри нехотя кивнул головой.

И нет никакого смысла ждать Холла, - продолжал Спиллен. - Ты знаешь не хуже меня, что сейчас он не может вернуться. Ну, так идем!

«Неудивительно, что миссис Спиллен была совсем перепугана, когда они помогали ей влезть в вагонетку для руды», - так, по крайней мере, думал Джерри, глядя вниз в пропасть, казавшуюся бездонной.

Дождь и туман, клубившийся под бешеными ударами ветра, скрывали противоположный берег, до которого было семьсот футов; утес у их ног отвесно падал вниз, теряясь в клубящейся мгле. Казалось, до дна было не двести футов, а добрая миля.

Готово? - спросил он.

Пускай ее! - заорал Спиллен, стараясь заглушить рев ветра. Он влез в вагонетку подле жены и взял ее руку в свою. Джерри посмотрел на это неодобрительно.

Вам понадобятся ваши руки, чтобы держаться, ветер-то как рвет!

Мужчина и женщина расцепили руки и крепко ухватились за край вагонетки, а Джерри медленно и осторожно отпустил тормоз. Ворот начал вращаться, бесконечный трос пришел в движение, и вагонетка медленно скользнула в бездну; ее колесики бежали по неподвижному тросу, к которому она была подвешена.

Уж не в первый раз Джерри пускал трос, но ему впервые пришлось это делать в отсутствие отца. Пользуясь тормозом, он регулировал скорость вагонетки, а регулировать было необходимо, так как иногда, под сильными ударами ветра, она бешено раскачивалась взад и вперед, а один раз, перед тем как сплошная дождевая стена ее скрыла, она, казалось, едва не выбросила своего груза.

После этого Джерри мог определить продвижение вагонетки только по тросу, и он внимательно следил за ним по мере того, как трос скользил вокруг ворота.

Триста футов, - шептал он, глядя на отметки троса, - триста пятьдесят, четыреста, четыреста…

Трос остановился. Джерри опустил тормоз, но трос не двигался. Джерри схватил его обеими руками и изо всех сил потянул. Что-то испортилось. Но что? Он не мог догадаться, ему не было видно. Подняв голову, он разглядел смутные очертания пустой вагонетки, переправлявшейся с противоположного берега со скоростью, равной скорости нагруженной вагонетки.

Четырнадцатилетний Малыш Джерри, сын моряка, старого Джерри, распевает моряцкую песню и выбирает якорь, чтобы отправиться в порт Фриско. Он никогда не видел моря и не знает, как оно выглядит, зато в двухстах футах от него бурлит река Сакраменто.

Отец мальчика зарабатывает тем, что перевозит людей через пропасть над рекой в вагонетках. У старого Джерри умирает брат, и отец уезжает в Сан-Франциско говорить с адвокатом, оставив за старшего своего сына. В отсутствие отца налетает непогода — ветер и сильный ливень. В это время приходят фермеры мистер и миссис Спиллен, им срочно нужно перебраться на другую сторону — отца миссис Спиллен придавило в шахте. Супруги боятся не успеть к умирающему, они уговаривают Джерри-младшего перевезти их на другую сторону.

Малыш запускает механизм, муж с женой начинают переправу. Внезапно вагонетка останавливается посередине пути и зависает над пропастью. Мальчик ищет неисправность в барабане с одной стороны, бежит на другую сторону и проверяет барабан механизма там, но ничего не находит. Спиллен тем временем проверяет механизм вагонетки, в которой находится с женой. Это может означать только одно: причина поломки в другой, пустой вагонетке.

Мальчик берет с собой веревку, гаечный ключ и небольшой железный прут. Кое-как добравшись до висящей над бездной вагонетки, он находит неполадку — одно колесико вагонетка соскочило с троса — и устраняет ее при помощи гвоздя, случайно оказавшегося в кармане. Мальчик совершает подвиг — спасает людей, и сам остается жив.

Краткое содержание рассказа Лондона «На берегах Сакраменто»

Другие сочинения по теме:

  1. У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец...
  2. В штаб-квартире Хунты парень появился недавно. Это был щуплый молодой человек лет восемнадцати. Членам Хунты он заявил, что имя его...
  3. Медовый месяц в разгаре. Малыш Мак-Гарри, боксер полусреднего веса, не знающий на ринге себе равных, блаженствует. Он готов исполнить любое...
  4. По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В...
  5. Три человека едут по железной дороге на дрезине, мужчина, женщина и мальчик — семья. Кончается бензин, дорогу надо починить, и...
  6. К Шерлоку Холмсу обращается миссис Уоррен, сдающая небольшую квартиру в своем доме. Десять дней назад к ней явился человек, который...
  7. Двое усталых людей спустились по каменной россыпи к небольшой речке. «Их лица выражали терпеливую покорность — след долгих лишений», а...
  8. Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от...
  9. Френсис Морган, богатый наследник владельца крупных предприятий Ричарда Генри Моргана, в ленивой праздности размышляет, чем бы заняться. В это время...
  10. Рассказ ведется от лица мальчика Сережи. Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Сережа собирает камни на берегу моря....
  11. Машинистка мисс Лисон — крошечная девушка с длинными волосами и огромными глазами — снимает комнату на чердаке за два доллара...
  12. I. К первобытной жизни Пес Бэк, родившийся от сенбернара и шотландской овчарки, не читал газет и не знал, что тысячи...
  13. Миссис Кремона — немолодая женщина с ласковой улыбкой и ясным кротким взглядом, пришла в огромное правительственное здание к сыну Джеральду,...
  14. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Грант Монро. Три года назад он женился на женщине, которую искренне полюбил. Эффи,...
  15. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью лорд Сент-Саймон. Год назад, путешествуя по США, лорд познакомился с очаровательной девушкой, мисс Хетти...

на тему: «Урок внеклассного чтения по рассказам Джека Лондона»

МОУ СОШ №20

ГАГАРСКОЙ АЛЛЫ ИВАНОВНЫ

Тема урока

Урок внеклассного чтения по рассказам Джека Лондона

Цель урока

Обсуждение нравственных проблем рассказов Д.Лондона

Оборудование урока

1) выставка книг Д.Лондона

2)портрет Д.Лондона

3)репродукции с картин американского художника Р.Кента

4)музыка Э.Грига

Тезисный план урока

1.Вступительное слово учителя о Д.Лондоне

Имя Джека Лондона стало легендой. Это жизнелюбивый человек с трудной и удивительной судьбой-устричный пират и золотоискатель, бродяга и моряк, писатель и путешественник.

Мы жадно мечтали! Из городов,

Задыхающихся от людей,

Нас, изжаждившихся, звал горизонт,

Обещая сотни путей.

Мы видели их, мы слышали их,

Пути на краю земли,

И вела как Сила, превыше земных,

И иначе мы не могли.

Р.Киплинг. «Песня мертвых».

2. Беседа на выявление восприятия рассказов Д.Лондона

С детства в нем жил дух странствований, будоражила кровь жажда приключений.

Вспомните и назовите путешествия, совершенные Лондоном

В жизни и творчестве Д.Лондон всегда стремился быть искренним.

Перечислите произведения Д.Лондона, в которых отразились жизненные впечатления писателя, его личность.

В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется?

Какие главные черты, которые выделяют положительных героев рассказов Д.Лондона? Это писатель «сильных», они добры, человечны и упорны в достижении цели.

3.Тема урока-«Лондон, прочитанный сегодня»

Понять это поможет рассказ «На берегах Сакраменто», с героями которого мы совершим небольшое путешествие. Работать будете в группах по своей Карте заданий. В ней вы найдете маршрут путешествия и задания. Оценивает работу группа доверия по %-бальной системе. Чтобы успешно закончилось путешествие, вам надо показать знания, проявить взаимовыручку и упорство.

4.Мысленно перенеситесь на берега Сакраменто.

5.Краткий пересказ рассказа «На берегах Сакраменто»

Что вы узнали из рассказов о Джерри?

Охарактеризуйте главного героя. Какие черты характера вас привлекли?

6.Работа в группах. Анализ эпизодов

1)»Джерри один»

2)»Разговор с мистером Спилленом»

3)»Действия Джерри по спасению людей»

4)»Путь к пустой вагонетке и ее ремонт»

5)»Все позади» (выразительное чтение)

Какие чувства испытывал Джерри, когда опасность миновала?

Как вы оцениваете поступок Джерри? Спасая людей, Джерри рискует жизнью, собрал вс силу воли, Старается думать не о себе, а о попавших в беде людях?

Что общего у Джерри и Киша?

7.Вывод учителя.

«Джек Лондон –удивительный писатель, образец таланта и воли, направленный к утверждению жизни». (Л.Андреев)

8. Решите кроссворд по творчеству Д.Лондона

По горизонтали:

1)Персонаж рассказа «Воля к жизни»

2)Название рассказа Д.Лондона

3)Название судна, на котором Д.Лондон совершил путешествие в Океанию

По вертикали:

4)Хозяин Белого Клыка

5)Золотоносный район на северо-западе Канады, где бывал Д.Лондон

Ответы на кроссворд:

По горизонтали:1.Билл; 2.»Мексиканец»; 3. «Спарк»;

По вертикали:4)Скотт; 5)Клондайк

9.Подведение итогов

За канчивается урок, но, думаю, не заканчивается ваша дружба с героями книг Д.Лондона. Мы только прикоснулись к его творчеству. Но вас еще дут герои повести «Белый клык», рассказов «Зов предков», «Мексиканец», «Костер», «Белое безмолвие», «Через стремнины к Клондайку». Многим из вас понравились герои Д. Лондона и свои чувства вы попытались выразить в рисунках (представление выставки рисунков)

10.Домашнее сочинение-миниатюра.

Кого из героев Джека Лондона я бы взял в друзья? И помогут вам слова Альберта Кана о Джеке Лондоне:

Я благодарен тебе за то, что ты-это ты,

Не умеющий жить коленях,

Не знающий, как пресмыкаться

С угодливой, льстивой улыбкой…

За то, что ты шел меж меж людей,

Плечи расправив,

И пронося свою честность,

Как чистый блестящий алмаз


Урок внеклассного чтения в 11 классе по рассказу А.В. Костюнина «Совёнок» по технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок. Бомарше
В чём заключается критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни? Это есть мышление самостоятельное, начинающееся с постановки вопросов, которые нужно решить. Одним из важных моментов на уроке считается побуждение к деятельности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы, во-первых, заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, во-вторых, представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Дети постепенно погружаются в творческий мир писателя, осознают его богатство и многообразие. На уроке никогда не даётся готового ответа, не навязывается точка зрения учителя на замысел автора, просто организуется процесс поиска ответа. Ученики идут к своему выстраданному (поэтому ценному) знанию. «Художественный текст обладает свойством выдавать различным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания, именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен». (Лотман Ю.М. «Анализ художественного текста»). Поэтому важно включение личного, пусть небольшого, жизненного опыта в систему работы на уроке. Важна не только событийная сторона, а глубокий жизненный смысл, заложенный автором. Не секрет, что поколение 21 века трудно ориентировать на чтение художественной литературы, но произведения А.Костюнина заставляют детей думать, отстаивать свою точку зрения. В 9 классе мы познакомились с рассказом «Рукавичка». Сегодня мы читаем «Совёнок».
Урок внеклассного чтения разработан в соответствии с данной технологией.
Эпиграф
Жизнь коротка, но мы
вправе выбирать,
на что потратить данное время,
на что обменять каждый час,
каждый подаренный день.
А.Костюнин

Цель:
научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.Костюнина «Совёнок» и связывать данные проблемы с жизнью.
Задачи:
пробудить познавательный интерес у учащихся; способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста; создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Слово учителя
Каждый человек на своем жизненном пути хоть раз встречается с предательством, жестокостью, подлостью. Что может помочь найти правильный выход из ситуации, когда кажется, что спасения нет? Можно ли верить людям после того, как полностью разочаровался в них? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
(Заранее подготовленное сообщение одного из учеников)
Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством. В 2007 году книга Александра Костюнина “В купели белой ночи” была признана лучшей книгой года в номинации “Повести и рассказы (малая проза)” на Ежегодной Международной Литературной премии “Облака”.
1 этап урока
Фаза вызова

Задачи: актуализировать имеющиеся знания; пробудить познавательный интерес; мотивировать для дальнейшей работы.
Можете ли вы предположить, о чём пойдёт в рассказе речь?
Итак, совёнок. Какие ассоциации у вас вызывает это слово. Давайте составим синквейн (средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке).
(Варианты ответов одиннадцатиклассников)
Совёнок
Маленький, беззащитный
Пищит, скрывается, боится
Нужна помощь мамы.
Бессильный!

Совёнок
Маленький, любознательный
Глазеет, интересуется, выглядывает
Ничего ещё не умеет.
Вырастет!
Совёнок
Тёплый, жалкий
Растерялся, обороняется, смотрит
Где же родители?
Жалко!

Давайте посмотрим, как в действительности выглядит совёнок, выпавший из гнезда (просмотр видеофрагмента).
Но речь в рассказе пойдёт не о маленькой беззащитной птичке, а о маленькой беззащитной девочке.
«Он называл её Совёнок.
Похожа
Широко распахнутые выразительные глаза. Длиннющие ресницы. (Казалось, слышно было, как они хлопали.) Года три, махонькая. Серьёзная-серьёзная. Мать заплетала ей косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались. Девчушка замрёт, а голова крутится: вправо-влево, вправо-влево. (Точно как у совы.) Косички следом туда-сюда».

II этап урока
Фаза осмысления

Задачи фазы: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; помощь учащимся активно воспринимать материал; помощь в соотнесении старых знаний с новыми.
На экране ключевые слова из первой части этого рассказа, попробуйте спрогнозировать её (работа в тетрадях 5 минут).

дом на краю
роскошь
во дворе
выйдешь летом на улицу

снаружи домик-одуванчик

огромные серые крысы
пробовали с ними бороться

Давайте прочитаем авторский текст и сравним с тем, что вы написали.
Дом наш стоял на краю провинциального городка.Двухэтажный, кирпичный, благоустроенный роскошь по тем временам. Во дворе уголок чарующего леса-сада. В центре величавые сосны. Они поддерживали своими кронами небо. Рядами кусты чёрной смородины, сирени. По соседству, за высокой сетчатой оградой, огромный школьный приусадебный участок. Птицы перелетают с ветки на ветку, щебечут, поют заливисто на разные голоса. Выйдешь летом на улицу благодать! Гремящих трамваев да гулких троллейбусов нашему городишке не полагалось по статусу. Маленький ещё. Идёшь по центральной улице, сделаешь шаг в сторону, юркнешь под широкий навес тополиных листьев, проберёшься сквозь заросли черёмухи и сразу окажешься на тихой заповедной полянке перед домом. Словно в далёком оазисе.Снаружи наш жизнерадостный жёлтый домик-одуванчик, казался сказочно-солнечным. Но ведь в жизни как: если с одной стороны светит солнце, с другой обязательно мрак. Что именно скрывалось за нарядным фасадом, хорошо знали жильцы.Уютная обитель была возведена на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи укладывались прямо на сырую землю, они же служили фундаментом. Поэтому дом на глазах врастал в землю. Стены, потолок при движении вниз запаздывали, пол опускался быстрее. Между полом и стенами появлялись щели. Сперва небольшие. Их старательно заделывали цементным раствором, но они расширялись всё больше и больше И уже никакие замазки не могли залатать непокорные бреши.Это обстоятельство устраивало большинство исконных обитателейОгромные серые крысы.Они не были прописаны здесь, хотя проживали в доме на полных правах. Нас подселили к ним. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде нашего дома. Им стало теплее, сытнее, интереснее: ночью, в поисках пищи, они шмонали шкафчики на кухне; деловито копошились в помойном ведре; через прорехи в стенах с топотом носились из квартиры в квартиру, пробегая по телам спящих людей. Серые полчища пищали под полом, гужевались, устраивали оргии. В первые годы мы пробовали с ними бороться. Подсыпали в углы пищевую приманку с ядом. Крысы, в знак протеста, дохли под полом. Смрад в доме стоял такой хоть на улицу беги!
И здесь мы видим прием контраста. Внешняя сторона дома и дом изнутри. Автор противопоставляет внешнюю красоту и внутреннее уродство.
Чтение с остановками
Фрагмент первый
Автор подметил такую деталь: «Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго, чтобы не расплетались». Почему? (Чтобы не заниматься ребёнком)

«Совенок пошла в первый класс. Мать проводила ее до школы один раз, на этом провожания закончились».
«Раиса отдала Совенка в продленную группу, забирала последней».
Почему мать, проводив Наташу в первый класс, тут же отдала её в группу продлённого дня, забирала последней? (Хотела устроить личную жизнь)
Каким образом проводила девочка вечера?
«В темноте двора – прерывистое металлическое повизгивание: Совенок качается на качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу». В то время, когда семья может собраться вместе, поговорить, устроить семейные чтения.
Как восприняла Наташка появление нового папы? (В душе жила надежда, что всё изменится)
«Марш на кухню! На колени вставай! Сбежишь убью!»
Наташка безутешно, горько плакала.
Писатель не стал подробно описывать, как живется Совенку с новым папой. Он включает в повествование всего одну сцену сцену наказания. Дядя Жора ставит провинившуюся малышку на колени на горох, оставляя ее в холодном углу на всю ночь.
А как же поступает ребенок? Совенок не отгораживается от мира полностью, не становится злой и жестокой, но перестает смеяться детским заливистым смехом. Мы понимаем, что даже после того, как Наташка, испугавшись, стала немой, Раиса не перестала вести себя иначе. Немота девочки теперь символизирует беспомощность в этом жестоком мире. Зачем нужен её голос, если никто не хочет слышать и не пытается помочь?
Родительская любовь. Что дороже человеку? Не задумываются многие из тех, кто променял судьбу ребёнка на алкоголь или весёлую, беспутную жизнь. До поры до времени. Послушайте стихотворение
В.Лебедева "Гараж".
Слышишь, Федя,
Где рюкзак колхозный?
Возьмем картошки в гараже.
Пойдем, сынок, пока не поздно,
А то девятый час уже.
Декабрь, опять аврал у мамы:
Две смены с ночи до утра.
Поужинаем нынче сами,
Да не копайся ты, пора.
Он долго рассуждал дорогой
О том, что кормится семья
Ни магазином, слава Богу,
А что картошка есть своя.
Придя в гараж, отец машину
Погладил ласково рукой,
Подумал, повернулся к сыну
И говорит ему: "Постой!
Я кое-что придумал, Федя.
Ты здесь побудь пока внутри,
Я прогуляюсь до соседей,
А ты картошки набери.
Поговорю насчет резины.
Дверь я запру". И он ушел
К соседу мимо магазина,
Чтоб было с чем присесть за стол
Проснулся дома на рассвете:
В прихожей свет, разбит трельяж,
Всё тихо - сына дома нету
И вдруг как обухом: « Гараж!»
Не помня, как полуодетый,
Добрался он до гаража.
Хрипя, как зверь: "Сыночек, где ты?"
Стуча зубами и дрожа
От ужаса земли сто серой
Ключом нащупал щель замка,
Не чуя, как к железной двери
Пристыла голая рука,
Рванул... Пронзителен и тонок
Замёрзших петель ржавый стон,
И в ледяных слезах ребёнок
Упал со стуком на бетон.
Фрагмент второй
Что придумала Наташка для того, чтобы скрасить своё существование? (Сказку) Какую роль в композиции произведения занимает сказка о девочке Айгу, отражающая все переживания главной героини?
Читаем сказку, пытаемся понять, чего хочет ребёнок.
Хочет быть любимой, нужной.
«За стеной, будто за кулисами театра, детский голос таинственно произнёс:
Жила-была на свете маленькая девочка»

«На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Как вы можете прокомментировать эти слова?

Фрагмент третий
Рассказчик – сторонний наблюдатель, он видит, как обращаются с девочкой. Каким вы его видите? (Равнодушным).
Как ведёт себя по отношению к Совёнку Серёжа – сын рассказчика? (Помогает делать уроки, провожает в школу, защищает, дружба перерастает в любовь).

Фрагмент четвёртый
Отец Серёжи твёрдо решил сказать сыну, что они с Наташей не пара: «Не хватало ещё невесты – инвалида». Что остановило его?
Как вы понимаете слова: «Будет нашей – станет хорошей»?

3 этап
Фаза рефлексии
Задачи фазы: помочь учащимся самостоятельно обобщить материал.
Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?
Продолжение работы с синквейном. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа?
Совёнок
Несчастная, счастливая
Терпит, мучается, любит
Как мало нужно человеку для счастья!
Чтобы её любили!

“На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. Как вы понимаете данные слова? Как их можно соотнести с нашим рассказом?

Закончить урок мне хотелось бы притчей.
Жили в одной деревне две молодые пары, дружили с самого детства, поженились в один день, и в один день у них родились дети. Но случилось несчастье: при родах обе матери умерли, и отцы стали воспитывать детей сами. Шло время. Подросли дети, им исполнилось по 10 лет.
Отца первого ребёнка нельзя было узнать: белый пепел укрыл его голову, морщины сделали его ещё старше, состарились его душа и тело. А отец второго ребёнка был таким же, как и 10 лет назад. И взяла зависть соседа, от дружбы не осталось и следа.
Пошёл он к местному Мудрецу и задал такой вопрос: «Скажи мне, Мудрейший, почему мой сосед такой молодой до сих пор, и тяжкие заботы его не состарили?»
«О каких заботах ты говоришь?» - спросил его Мудрец.
И сказал родитель: «Он ведь один воспитывает ребёнка, сам ведёт хозяйство, всё делает сам»
«А расскажи мне, пожалуйста, как ты воспитываешь своего ребёнка», - попросил его Мудрейший. «Я, - начал свой рассказ пришедший, - почти сразу после рождения нашёл для малыша кормилицу. За эти десять лет я почти не видел своего ребёнка: я много работал, чтобы обеспечить себе и ему пропитание, заплатить кормилице, заплатить за жильё. Я искал удовольствий, чтобы взять от жизни всё, я искал себе жену, чтобы она помогла мне воспитывать сына.
Я держал его в строгости и страхе перед наказанием за провинности, воспитывая в нём послушание. Он должен был усвоить, что старшие всегда правы, и их надо уважать за их положение в обществе, что он должен быть мне благодарен за то, что я его не бросил, когда умерла его мать
Но он всегда старался мне навредить. За мою любовь, за заботу о нём, за моё желание воспитать его достойным преемником моего знатного рода, он платит нам такой монетой»
«В чём выражается твоя любовь к своему ребёнку, твоё участие в его жизни?» - спросил его старец.
«Как в чём? – с недоумением воскликнул отец. - Я ведь забочусь о нём: кормилица, учителя, деньги, дорогие подарки на дни рождения Я ведь его отец, я дал ему жизнь, я постарел на работе, обеспечивая своё и его будущее»
«А к кому твой ребёнок испытывает добрые чувства?» - вдруг спросил его Мудрец.
«Он любит, он слушается свою кормилицу, эту безродную, у которой нет своего дома, нет имени и звания. Он уважает своего учителя, который тоже безроден», - прозвучал ответ родителя.
«А тебе не кажется, что своими шалостями ребёнок хотел привлечь твоё внимание к себе самому, хотел, чтобы ты уделил ему внимание, а не своим гостям?» - неожиданно спросил его старец. В ответ – одно недоумение.
«Давай позовём твоего соседа и спросим его, как он воспитывает своего ребёнка. Может, он нам раскроет секрет молодости, о потере которой ты так сожалеешь», - предложил Мудрец. Пришёл отец второго ребёнка: «Вы звали меня, Мудрейший?»
«Да, нам очень хочется знать: в чём секрет твоей молодости, в чём секрет твоего воспитания, что ребёнок тебя слушается, что он растёт весёлым и общительным, что он рад твоим гостям, что он любит и уважает тебя?»
«Я никогда не задумывался над тем, чтобы сохранить свою молодость, просто мне некогда думать о таких мелочах, у меня есть ребёнок, которому с рождения я заменил и мать, и отца Я всегда был с ним рядом, в любое время дня и ночи.
Когда я хлопотал по дому, он всегда был рядом со мной и смотрел, как я готовлю еду, стираю, убираю комнаты, как я кормлю домашнюю живность, как я стригу овец, пряду пряжу Это понял и мой ребёнок, который сейчас мне во всём помогает.
На пять лет я подарил ему деревянную дощечку для письма, мы выучили с ним буквы. Простой учитель, ставший нам родным человеком, помогает ему освоить разные науки. В свободное время я играю со своим ребёнком, мы весело встречаем праздники, на дни рождения готовим разные игры, приглашаем многочисленных гостей. Мы с ним рисуем, поём, танцуем, читаем книги Мне просто некогда стареть, я постоянно рядом с детством, рядом с ребёнком, который стал моей душой, моим сердцем, моей жизнью. И пока я нужен ему, я всегда буду с ним рядом» - закончил свой рассказ Отец.

Приложение
Рабочий лист

Вхождение в работу
Составьте синквейн
Совёнок

Работа с текстом

дом на краю
роскошь
во дворе
выйдешь летом на улицу
трамваев да гулких троллейбусов
снаружи домик-одуванчик
если с одной стороны была возведена на месте
огромные серые крысы
пробовали с ними бороться
Создание текста

Приём контраста заключается в

Кульминация
«Не хватало ещё невесты – инвалида»!

Работа в группах
Литературные параллели
В каких ещё произведениях литературы мы видим безответственное отношение родителей к детям?

Социализация
(чтение работ)
Запишите фамилии ребят, чьи тексты были близки к авторскому
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Чьи тексты были прямо противоположны
____________________________
____________________________
____________________________
Какие изобразительно - выразительные средства использует автор в тексте? Какова их роль? Что удаётся передать автору с помощью художественных средств?
Эпитеты_________________________

Метафоры _____________________
______________________________
Сравнения ______________________
______________________________

Рефлексия

Домашнее задание:
подобрать притчу по данной проблеме