В течение года байкал не замерзает полностью. Лед Байкала – огромный каток под открытым небом

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Байкал ежегодно замерзает. Каждую зиму, начиная с декабря под ледовой толщей оказывается почти вся поверхность озера. Единственное место, где лед не встает,- исток Ангары.

Ледостава там не происходит, поскольку в Ангару поступают байкальские воды не только с поверхности, которая зимой остывает до 0 °С и замерзает, но и из озерных глубин, где температура воды значительно выше.

Этот «теплый» поток успевает пробежать по Ангаре 10–15 км, прежде чем достаточно охладиться и заледенеть. Однако на памяти байкальских старожилов известны случаи, когда лед в исток единственной вытекающей из озера-моря реки нагоняло ветрами с Байкала, и ледяные торосы сохранялись в истоке от нескольких дней до 2 недель.

Ледостав на Байкале начинается с декабря: в северных районах озеро замерзает раньше, в южных - позже, но к январю Священное море уже полностью покрыто льдом. Первыми замерзают неглубокие бухточки и соры, расположенные ближе к берегу, а уже потом - середина озера.

Первый появляющийся на озере лед называется сало. Он представляет собой плоские и тонкие ледяные пластины, еще не смерзшиеся в единую ледяную корочку.

Если температура ниже - 20 °С, то за первые 3–4 дня лед нарастает со скоростью до 5 см в сутки. Толщина льда во многом зависит от погоды: если зима стоит малоснежная, то ледяная корка достигает 100–110 см, а если осадков выпадает много, то лед получается тоньше: около 70 см на юге озера и около 90 см на севере. А на тех участках озера, где образуются мощные торосы, толщина ледяного панциря может составлять до 2 метров.

Благодаря толстой и устойчивой ледяной корке зимой по Байкалу можно передвигаться на автомобиле - уже полуметровый слой льда способен выдержать нагрузку до 15 тонн.

Байкальский лед - главная зимняя достопримечательность озера. У него есть две потрясающие особенности - необыкновенная прозрачность и способность образовывать причудливой формы ледяные наплески, которые называются сокуями.

Сокуи появляются поздней осенью во время штормов, когда сердитые байкальские волны бьются о скалы и капли воды застывают на них причудливыми сосульками. Они могут быть похожи на длинные ледяные шлейфы из смерзшихся вместе сосулек ли на спирально закрученные ледяные иголки. Особенно славятся своими сокуями скалы и мысы острова Ольхон.

Северные районы Байкала стоят подо льдом в течении 6 месяцев, южные - около 4. Вскрывается озеро в конце апреля - в начале мая.

February 21st, 2017 , 05:35 pm

Давно мечтал побывать на Байкале. Причем обязательно - не летом, когда это просто озеро, а окунуться в настоящую зимнюю сказку. Ощутить под ногами черную ледяную бездну. Увидеть созданные природой причудливые ледяные скульптуры. Вдохнуть кристально чистый и прозрачный морозный воздух.


Некоторые факты:
- Это самое глубокое озеро на Земле. Глубина - 1642 метра.
- Байкал - озеро тектонического происхождения. Проще говоря, это огромный разлом в земной коре.
- Вода здесь – кристально чистая, ее можно спокойно пить прямо из озера.
- В озеро впадают 336 рек, а вытекает всего лишь одна - Ангара, на берегу которой стоит Иркутск.
- Байкал содержит 19 процентов мировых запасов пресной воды. Всего ее здесь более 23 тысяч кубических километров.
- Это одно из самых солнечных озер на планете. Солнце здесь светит более 300 дней в году.
Светило оно и во время нашей поездки, каждый день отражаясь в кристаллах льда и даря потрясающие по красоте рассветы и закаты.

Итак, зеленый самолет S7 через Новосибирск в Иркутск. Встреча группы в аэропорту. Четыре часа дороги. Под вечер мы на Байкале. Первый восторг, первые кадры.

Температура около 20 градусов мороза. С непривычки очень холодно. Но этого не замечаешь - от открывающихся пейзажей охватывает некая эйфория.

Первый закат.

Что касается логистики по озеру - то выглядит это вот так. Основное средство передвижения в этих местах - УАЗ, известный как "Буханка".

За рулем сидит не просто водитель, а ледовый капитан. Так называют здесь людей, знающих многочисленные тонкости и правила езды по льду. Поездки с неподготовленным водителем обычно заканчиваются весьма печально - на дне. По крайней мере, для машины. Люди обычно успевают выбраться.

Предрассветные сумерки следующего дня. Ждем восхода Солнца на льду у острова Огой.

Маркетологам автобрендов на заметку: вряд ли где-то еще можно снять автомобиль красивее, чем на льду Байкала.

Небо осветилось яркими красками. Совсем скоро солнце появится из-за холмов острова Ольхон и лед заиграет мириадами искр.

И вот этот момент настал! На часах - около 9 утра. Про себя отмечаю, что фототур зимой намного предпочтительнее такого же мероприятия летом. Ведь он подразумевает в обязательном порядке закатную и рассветную съемку. А тут - красота! Рассвет поздно, закат - рано, в отличие от лета, когда поспать не удалось бы вовсе;)

Конец января - самое лучшее время для посещения Байкала. Лед только встал (это происходит в середине января), еще чистый, прозрачный и не вытоптанный тысячами туристов. И не начал подтаивать, как в марте.

Чтобы ходить по льду, здесь обязательны кошки. В них - как по асфальту, без них - крайне велик риск травмы. Лед неимоверно скользкий, один раз я попробовал.

Береговая линия мелких островов Малого моря, той части Байкала, которая находится западнее Ольхона, состоит из множества гротов и пещер. Зимой это выглядит особенно необычно, благодаря бесчисленным сосулькам, наплескам и прочим причудливым формам льда.

В начале зимы, когда температуры уже отрицательные, а озеро еще не замерзло, во время штормов вода выплескивается на скалы и тут же замерзает. Байкал начинает замерзать в декабре, а полностью лед встает в середине января.

И остается до весны в самых необычных состояниях и формах.

Выполняю роль пещерного фотографа, пока коллега ищет не занятую никем локацию.

Чистота воды в Байкале позволяет увидеть дно на глубине до 40 метров. Под прозрачным льдом у берегов часто видны камни.

Это - мыс Кобылья Голова, названный так по причудливой форме, которую видно на карте.

Несмотря на то, что Байкал - не море, а озеро, здесь бывают сильные штормы. Высота волн может достигать пяти метров. И именно здесь, у Кобыльей Головы, произошла самая крупная катастрофа на Байкале - в ночь с 14 на 15 октября 1901 года судно «Потапов» попало в шторм и разбилось о скалы. Погибло 176 человек.

Волны после себя оставляют удивительной формы наплески.

И огромные массивы льда, зависшие в полуметре над поверхностью.

Весь лед покрыт трещинами, длина которых иногда достигает 30 километров.

Трещины появляются постоянно, сопровождаясь громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушки. Когда это происходит прямо под твоими ногами - становится страшно. Хотя и не опасно, потому что открытую воду за всю поездку мы не видели ни разу. Наверное, благодаря морозам.

Маленький безымянный островок. Внизу множество пещер, в которых вся группа ждала закат, ловя преломленные во льдах лучи света. А я поднялся наверх.

Для меня эта вершина стала самым ярким и запоминающимся впечатлением от поездки. Было довольно тепло. Очень красивый вечерний свет. Я один. Тишина. Наверное, это что-то личное, словами не передать...

А потом был футбол, в качестве мяча - кусок льда, в качестве ворот - колеса машин. Удивительный вечер на самом гладком и прозрачном за всю поездку льду. А странные люди, лежащие в правой части кадра - просто фотографируют привезенную с собой льдину на фоне закатного неба)))

У них получились примерно такие фото, только лучше. Я просто один раз щелкнул, даже не в фокусе. Фотографировать особо не хотелось. Хотелось просто наслаждаться моментом.

Еще порция наплесков.

Коровы на льду. Это не образное выражение, им на самом деле делают прорубь, чтобы они могли пить из озера!

"Пункт обогрева". Наверное, для рыбаков - пингвинов.

Местный флот в ожидании лета.

Когда дует ветер, с помощью машины, ездящей по прибрежному снегу, можно устроить настоящую метель.

И сфотографировать ее.

А это - мыс Бурхан и скала Шаманка. По местным верованиям - место силы, потому что тут в пещере обитает Бурхан, главное божество Байкала по версии буддистов.

И так сложилось, что Шаманка - главное место притяжения китайских любителей селфи на льду. К счастью, в других местах они нам практически не попадались.

Последнюю ночь на Байкале мы провели на метеостанции Узур, которая находится вдали от цивилизации на севере Ольхона.
Поиграли в пещерных гномов, зажгли во мраке подземелья лампочку Ильича.

И, заодно, поснимали звездное небо.

Утром я полез на гору, чтобы встретить рассвет. Встретил, было очень красиво. Но фотоаппарат в нужный момент замерз и фоток восхода нет.

Недалеко отсюда, в нескольких километрах от берега, находится самая глубокая точка Байкала -впадина 1642 метра!.

Наверное, у вас сложилось впечатление, что весь Байкал - это бесконечная ледяная гладь. Нет, это не так. Во многих местах попадаются торосы - разного размера и толщины льдины, выдавленные на поверхность.

Вот такая выдалась поездка. Огромное спасибо всей группе за эти необычные пять дней, которые я буду помнить всегда.
А всем, кто еще не был на зимнем Байкале, рекомендую запасаться теплой одеждой и планировать поездку на январь 2018 года. Не пожалеете, это точно! ;)

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой ледовой корочкой. Но даже слабое волнение разбивает эту корочку на отдельные мелкие тонкие льдины. Они имеют местное название "сало". Затем у берегов образуются ледяные забереги узкие полосы льда, намерзающие при накате на берега штормовых волн. На береговых скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Это так называемые "сокуи", которые остаются в качестве естественного украшения и после полного ледостава, на всю зиму. Иногда в сокуях возникают даже своеобразные ледяные гроты. В открытой воде идет невидимый поначалу для глаза процесс кристаллизации льда. Вода не может замерзнуть полностью из-за постоянного волнового перемешивания, но в ней образуются маленькие линзочки и иголочки размером в несколько миллиметров.

С началом холодов при температуре воздуха ниже - 20°С в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. В конце октября замерзают мелководные заливы, 1-14 января - глубоководные районы. В южной части Байкал закрыт 4-4,5 месяца, в северной части - 6-6,5 месяцев. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 120 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и ст. Танхой даже действовала ледовая железная дорога. У восточного побережья ледовая обстановка сложнее, чем у западного. Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование пропарин, размеры которых очень различны от нескольких метров в поперечнике до сотен метров. Отмечено также более раннее (на 2-3 недели) таяние льда у крутых скалистых западных берегов. Опасность создают трещины и щели вор льду шириной 0,5-4 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается сильным "артиллерийским" треском, часто пугающим людей на льду. Эти трещины называются "становыми". Затянутые тонкой коркой молодого льда, они нередко представляют собой коварные ловушки, весьма опасные при проездах по льду на автомашинах и даже на лошадях. По линии щелей во время сильных ветров образуются ледяные нагромождения - торосы, достигающие высоты 1,5-3 метров. Отдельные из них могут достигать 5-метровой высоты. Часто щели расширяются и появляются разводья, что особенно часто наблюдается весной перед вскрытием ледяного покрова.

Взлом льда начинается в конце апреля от мыса Большой Кадильный, т.к. начинается таяние льда под воздействием восходящих потоков теплых вод подводных источников. В последнюю очередь (9-14 июня) освобождается ото льда северная часть озера. Натиск массы льда на берег иногда приводит к разрушению инженерных сооружений. Известен случай, когда на станции Танхой лёд столкнул с рельсов грузовой состав вместе с паровозом, а в поселке Листвянка на сушу вынесло ледокол "Ангара" весом 1800 тонн. В апреле ледяной покров становится хрупким, темнеет, а в мае Байкал совсем освобождается ото льда, но ледяные поля и отдельные льдины плавают по Байкалу до июня.

Опубликовано: 10.03.2018 Категория: Авторский очерк / Республика Бурятия / Иркутская область

Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал – привлекает туристов своей первозданной красотой и величественностью. Живописная природа, редкие животные и птицы, обитающие в этом регионе, чистота – это то, ради чего сюда приезжают люди. Туристы посещают города, расположенные на берегу озера, даже в зимние месяцы, чтобы полюбоваться необычным прозрачным льдом с изломами и трещинами. Самое излюбленное место приезжих – поселок Листвянка, где предлагают большое количество экскурсий.

Весной солнце светит ярче, дни становятся длиннее, природа просыпается, просыпается и Байкал. Отдых на Байкале весной в каждый из месяцев различен. В начале весны здесь еще достаточно морозно, озеро покрыто льдом. В апреле начинается оттепель. Тепло становится в мае, в начале месяца лед начинает сходить. Приехав в регион в весенние месяцы, можно насладиться тихим, спокойным отдыхом и увидеть многочисленные достопримечательности, либо стать участником активных маршрутов.

Несмотря на минусовую температуру, отдохнуть на Байкале в марте можно интересно и весело. Это время катания на коньках и лыжах, снегоходах и катере-амфибии, участия в марафоне, изучения примечательных мест.

Погода

Начало марта на Байкале характеризуется минусовой температурой, но она редко опускается ниже -15. Днем достаточно комфортно: светит яркое, теплое солнце, средняя температура – -5-10 градусов. Ночью морознее, до -15. В марте в населенных пунктах на берегах озера выпадает минимум осадков. Нужно быть готовым к сильным холодным ветрам, они здесь не редкость.

Погода на Байкале в конце марта становится более комфортной, температура приближается к 0, в отдельные дни может подниматься до +3 градусов.

Природа

Природа в окрестностях озера необыкновенна и уникальна: горные склоны, луга, водопады, бухты и утесы, пещеры – все это можно увидеть здесь. В марте еще нет зелени, склоны гор покрыты белыми шапками снега, само озеро находится под ледяным панцирем. Однако туристы любят посещать Байкал в марте, потому что именно в это время можно добраться пешком по ледяной толще до самых отдаленных уголков озера.

Благодаря особому климату в регионе и высокой насыщенности кислородом озера многие представители фауны и флоры встречаются только в этом месте. Некоторые виды рыб, такие как голомянка, омуль водятся только в водах Байкала. К редким животным озера относится нерпа, данный вид млекопитающих обитает в морях, и до сих пор неизвестно, как он появился в крупнейшем озере. Многие виды птиц (кулики, лебеди, беркуты, орлы) можно увидеть здесь.

Байкал в марте расцветает. Туристы любят приезжать на озеро, когда начинается весна на Байкале. В это время можно поучаствовать в спортивных фестивалях, посетить весенний Ольхон, побывать на рыбалке, покататься на горных лыжах с крутых склонов, увидеть обледенелые пещеры, стать участником экспедиции на собачьих упряжках и многое другое. Отдых на Байкале в марте имеет своих почитателей.

Поездка на Байкал весной может быть привлекательна для любителей острых ощущений: туры по озеру и суше на снегоходах и квадроциклах не оставят равнодушными любителей красоты и активного отдыха. За неделю путешествия на квадроцикле можно увидеть весенний Байкал во всей красоте: сибирскую тайгу, глубь озера под прозрачным льдом, побывать в нескольких населенных пунктах, пройтись по жемчужине Байкала – острову Ольхон. Путешествие на снегоходе позволит проехать по чистому пухлому снегу и увидеть следы таежных животных и птиц.

Полюбоваться окрестностями озера можно и на собачьей упряжке, почувствовать себя настоящим каюром и проверить выносливость. Погода на Байкале весной располагает к рыбалке. Отсутствие сильных ветров, яркое теплое солнце и прозрачный лед будут способствовать хорошему времяпрепровождению и богатому улову. Самое рыболовное место – вблизи острова Ольхон. На рыбалку можно поехать с опытным инструктором, который покажет все злачные места и расскажет о многих хитростях. После успешного улова можно будет отведать вкуснейшей ухи.

Начало марта на Байкале – идеальное место для катания на горных лыжах и сноуборде. Гора Соболиная в Байкальске отлично подойдет как для новичков, так и подготовленных спортсменов. Во время спуска можно увидеть весенний Байкал и полюбоваться великолепными пейзажами вокруг. Отдых на Байкале в конце марта также можно совместить с посещением горнолыжных склонов.

Самое главное, зачем едут туристы на Байкал марте – это необыкновенной красоты лед: прозрачный, чистый, временами с изломами и трещинами, занесенный снегом. Кроме того, можно посетить пещеры, завешенные громадными сосулями, а также увидеть ледяную «книгу желаний».

Особенности отдыха

Комфортабельный отдых на Байкале в марте наряду с экономичным привлекает сюда разные группы туристов. Приезжие могут остановиться как в дорогих отелях и коттеджах на берегу озера, так и небольших отелях, туристических базах, шале по доступным ценам. В активных турах ночевки часто осуществляют в теплых палатках с печкой, которые устанавливают прямо на льду.

Самый известный среди туристов поселок на озере – Листвянка. Здесь можно остановиться в «Легенде Байкала» и любоваться красотой бескрайнего озера из окна своего номера. Гостиничный комплекс «Крестовая падь» известен среди иностранных туристов.

Гости Листвянки, желающие отдохнуть недорого, могут снять гостевые дома, где приготовят вкусные домашние завтраки. Среди таких Усадьба Демидова, гостевой дом «Малина», Шале Листвянка и прочие.

Листвянка – место, откуда стартуют многие экскурсионные туры. Туристам, предпочитающим активный отдых, лучше начать свой отдых отсюда.

Еще один объект, любимый туристами, – остров Ольхон – самый большой остров Байкала. Сюда едут за тихим, спокойным отдыхом, часто приезжают «дикарями» с палатками. Но палаточный отдых свойственен теплому времени года. В марте лучше остановиться на туристический базах «Ольхон», «Солнечная», «Лада».

Поселки Култук и Утулик, расположенные на берегу озера, также готовы предложить отдых с экскурсионной программой. Отсюда открываются живописные виды на озеро. Расположиться можно в гостевых домах, на базе отдыха «Байкал», на турбазе «Земляничная».

Многие отели и гостевые дома предлагают русскую баню, которая особенно хороша после активных экскурсий в прохладные весенние дни.

Отдых на Байкале в апреле мало чем отличается от мартовского, хотя есть свои нюансы. В это время становится теплее, солнце ярче, менее ветрено. Начало апреля на Байкале – прекрасная возможность покататься на горных лыжах, посетить различные экскурсии, полюбоваться красотой озера в период таяния. Дни становятся длиннее, это значит, что можно посетить больше интересных мест.

Погода

Погода на начало апреля на Байкале морозная, около -3 градусов днем и -6 градусов ночью. Все также дует ветер. К концу месяца температура повышается до +5+7 градусов. Но она может отличаться на несколько градусов в разных местах: так, например, в Листвянке немного теплее, чем на Ольхоне. Снег и дожди в это время – нечастые явления.

Апрель – время, когда начинается весна на Байкале и приходит тепло.

Природа

Байкал в апреле можно описать по-разному. Первая половина месяца характеризуется наличием льда на озере и снега на склонах гор. В конце месяца начинается активное таяние и потепление.

В начале месяца по толще льда на озера еще можно путешествовать на квадроциклах, снегоходах, упряжках и автомобилях, лед на Байкале в конце апреля становится тонким и следует быть осторожным, перемещаясь по нему. Очень часто для экскурсионных туров в апреле выбирают судно на воздушной подушке (Хивус).

Второй весенний месяц также хорош для спусков на горных лыжах и сноубордах с горы Соболиная, с вершины можно увидеть каков Байкал весной. Многие любители активных видов спорта любят бывать на горнолыжных склонах именно в весенние месяцы, когда не нужно кутаться в теплые вещи и укрываться от ветра на подъемниках. Если позволит погода на Байкале весной, можно сделать спуск в купальнике.

Отдых на Байкале весной – это всегда рыбалка на омуля и вкусный обед из свежепойманной рыбы. На рыбалку можно захватить с собой коньки и после улова прокатиться по озеру.

В апреле также можно стать свидетелем гонок на парусных лодках по льду. Особо отважные и подготовленные люди могут заняться айс-дайвингом – погрузиться в весенний Байкал.

Отдых на Байкале в апреле очень зависит от капризов природы. Тепло может прийти в регион рано, а может и задержаться, от этого будет зависеть экскурсионные программы и маршруты.

В апреле горные вершины еще покрыты снегом, а в долинах и лугах начинают распускаться подснежники – здесь они фиолетовые и кремовые, кое-где появляется зеленая травка.

Поездка на Байкал в апреле обязательно должна быть спланирована так, чтобы посетить остров Ольхон. Во время экскурсии можно увидеть удивительные гроты, скалу Любви, гору Жима, пролив Ольхонские ворота, услышать местные легенды, попробовать блюда местной кухни.

Побывав на Ушканьих островах можно сделать фото нерп. В регионе есть несколько термальных источников: Хакусы, в бухте Змеиной, где можно принять полезные ванны под открытым небом.

Особенности отдыха

Отдых на Байкале весной активно развивается. Если раньше туристы стремились сюда только в летние месяцы, то сейчас весенний отдых не менее популярен. Красота природы, могущество ледяного Байкала и разнообразные экскурсионные маршруты способствуют этому. Кроме того всегда можно выбрать подходящий тому или иному человеку вариант размещения.

Палаточные лагеря в апреле еще не пользуются спросом, так как еще достаточно холодно и на Байкале в конце апреля начинают появляться клещи. Поэтому люди отдают предпочтение съемному жилью или отелям.

Комфортный отдых на Байкале весной пользуется спросом также, как в летний период. Можно остановиться в отелях Иркутска, Листвянки, Ольхона, Слюдянки и прочих.

В Иркутске можно расположиться в «Marx Hotel», отеле «Добрый кот», и прочих. Выбор отелей здесь велик, расстояние до Листвянки 65 километров, экскурсии можно заказать в городе.

Те, кто желает остановиться в непосредственной близости от озера и ежедневно видеть Байкал в апреле, размещаются в Листвянке, Слюдянке или других поселках на побережье, либо на острове Ольхон.

Распространен горнолыжный туризм на Байкале весной. Тем, кто приехал покататься на лыжах или сноуборде, лучше остановиться в непосредственной близости – городе Байкальске. Гостиницы «Куршавель», «Sky-let», «Соболиная» и другие будут рады предложить ночлег.

Во время активных маршрутов ночлеги делают как в утепленных палатках, так и в гостевых домах.

Вариантов, где можно отдохнуть на Байкале в апреле, множество, загруженность отелей не такая, как в активный летний сезон и цены значительно ниже.

Отдых на Байкале в мае несколько отличается от мартовского или апрельского. Начинает вскрываться лед, и прогулки по озеру уже невозможны, водные прогулки возможны лишь на катере.

Весенний Байкал, освободившийся ото льда, все также могуч и красив. Это время для спокойного, уединенного отдыха.

Погода

Начало мая на Байкале характеризуется прохладной погодой: несмотря на большое количество солнечных дней и плюсовую температуру, дуют ветра и от озера несет прохладой. На Байкале в конце мая устанавливается теплая погода.

Средняя температура воздуха +10 градусов. Температура в Листвянке на несколько градусов выше, чем на острове Ольхон. Осадков выпадает немного, но возможны дождливые дни. Температура воды после вскрытия ото льда +3+4 градуса.

Природа

Несравненная энергетика озера Байкал в мае просто завораживает. Это время освобождения из ледяных оков. Можно часами наблюдать за проплывающими льдинами и «просыпающимся» Байкалом.

Чистая, прозрачная вода озера – не только предмет для любования, ее можно пить, она обладает лечебными свойствами, оздоравливает организм и повышает иммунитет.

Отдых на Байкале в мае спокойный, неспешный. В это время уже разъезжаются любители активного, экстремального отдыха, горнолыжники, а летний купальный сезон начинается значительно позже.

На Байкал в мае едут люди, желающие подлечиться и отдохнуть. Санатории «Электра», «Горячинск» предлагают программы по лечению и восстановлению здоровья. Санатории построены на базе термальных и минеральных источников.

Активный весенний отдых на Байкале позволит посмотреть «пробуждающуюся» тайгу. В поездке на квадроцикле можно проехаться по лесу и берегу озера. В Баргузинском заповеднике можно увидеть медведей, вышедших из спячки.

Отдохнуть на Байкале в мае можно совершив экскурсию на остров Ольхон. Здесь находится множество достопримечательностей, среди которых скала Шаман-камень, где проводят обряды бурятские шаманы.

Приехав на Байкал в мае, любители рыбалки непременно должны сходить на улов на омуля и другие виды рыб и отведать ухи, приготовленной на костре.

Весенний отдых на Байкале хорош тем, что можно наслаждаться пешими прогулками и быть свидетелем «пробуждения» природы. В мае можно увидеть первые весенние цветы: багульник и подснежники, зеленую травку и появляющиеся листочки на деревьях.

Некоторые отважные, закаленные люди («моржи») на Байкале в конце мая купаются в заливах. Но вода очень холодная и лучше дождаться, когда она прогреется.

Кроме того в отдых на Байкале весной можно включить посещение музеев, прогуляться по старой кругобайкальской железной дороге, побывать в нерпинарии.

Несмотря на освоенность многих мест и развитую инфраструктуру есть еще множество мест, где можно полюбоваться первозданной природой.

Особенности отдыха

Туризм на Байкале весной хоть и не очень активный, но имеет своих почитателей. Расположиться можно в гостиницах, на базах отдыха, в охотничьих домах, усадьбах и даже в национальных юртах кочевников. Начало мая на Байкале еще достаточно прохладное для ночлега в палатке, а в конце месяца есть туристы, приезжающие на уик-енд и разбивающие палатки. Хотя большинство все же, приезжая на отдых на Байкале весной, проживают в более комфортабельных условиях, когда есть крыша над головой и тепло. В каждом из поселков на берегу озера можно найти приемлемое для себя жилье.

«Байкалов острог», построенный в стиле казацкого острога, «Крестовая падь» с номерами различного уровня, деревянный «Байкал» – все комплексы помимо номерного фонда предлагают услуги ресторана.

Туристы с палатками на непродолжительный отдых приезжают на «дикие» пляжи и оборудуют там свой ночлег и досуг. Можно также остановиться в национальной бурятской юрте, в настоящее время такой вид ночлега пользуется большим спросом.

Путешествие на Байкал весной надолго запомнится туристу. Свежий воздух, сибирская тайга, многочисленные экскурсии, активный отдых, необыкновенной энергетики озеро, чистый прозрачный лед – все то, ради чего хочется вернуться в этот край вновь и вновь.

Туризм на Байкале весной активен за счет проведения различных фестивалей, забегов, празднеств, разнообразных маршрутов. Дату поездки необходимо подбирать в зависимости от целей визита. Различные пешие маршруты, поездки на снегоходах, упряжках, квадроциклах, автомобилях по замерзшему озеру лучше планировать на март или апрель. Май – сезон спокойного, уединенного отдыха вдали от городской суеты. Рыбаки будут рады приехать на «сибирскую рыбалку» в любой из месяцев. Посетить санатории и термальные источники в регионе также можно в любое время года.

0