V. Марфа Борецкая, посадница Новгородская

Знатная Марфа Борецкая жила в Великом Новгороде, когда город ещё был свободен от властного притеснения Москвы.

В летописи её называют Марфой Посадницей, её уважали жители как политика и как богатую женщину.

Её ещё называли Марфой-республиканкой, за то, что она не хотела власти Москвы.

Годы жизни

Марфы Марфа Борецкая родилась в Великом Новгороде. Точная дата не известна, но она была посадницей с 1471 по 1478 год, то были последними годами свободы города.

Одни историки утверждают, что бывшая посадница дожила свой век монахиней под именем Мария и умерла в 1503 году.

Родители Марфы

Родителями Марфы были бояре Лошинские.

Биография

Марфа дважды была замужем. От первого мужа у неё родилось два сына: Антон и Феликс. От второго мужа родилось ещё два сына: Фёдор и Дмитрий. Вся семья пользовалась уважением. Оставшись дважды вдовой, Марфа за годы приумножила свое состояние. Была богата тысячью шкур пушного зверя, значительного количества хлеба, мяса, масла, домашней птицы, она получала в виде оброка деньги с владений. Богаче её была только церковь. Марфа владела просторными двухэтажными палатами на Главной улице.

Лидер

Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.

В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия (тоже вдовы). Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.

Борьбы Борецкой с Москвой

Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.

Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие - он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.

Действия Ивана III

Как только московский князь узнал о посольстве к литовскому королю, он, собрав войско, двинулся к Новгороду. На реке Шелони произошло сражение, где победили москвичи. Дмитрия, сына Марфы, казнили. Фома Андреевич был назначен новым посадником. Московскому князю поднесли 1 тысячу серебряных рублей. Зимой он снова посетил мятежный город и погостил у многих аристократов, кроме Марфы.

Конец

Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.

Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.

Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.

Итоги

Судьба новгородской посадницы интересовала писателей и историков. Несомненно, она была сильная женщина, но жестокая и суровая. Она боролась за свободу своего города, но подкупала чернь и призывала на Русь иноземцев. Она была властной и даже жестокой правительницей и имела право наказать любого жителя.

Если верить легенде, то, узнав, что её сыновья погибли в Заонежье, она приказала сжечь несколько деревень вместе со всеми жителями. Василий Своеземцев, спасаясь от расправы Марфы, вместе с семьёй тайно скрылся из Новгорода. Жестоко поступила Борецкая с боярином Мирославским, бросив его в подземелье.

Вдова новгородского посадника И.А. Борецкого. Возглавила антимосковскую партию новгородского боярства. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году была взята под стражу.

Вечевой колокол созывал новгородцев на Великую площадь. Здесь много веков творили горожане свою историю, полную славных подвигов и горестных испытаний. Во всей России XV века мало насчитывалось городов, избежавших ига татаро-монгол. Кичился своей вольницей и богатством Господин Великий Новгород, и породил он немало замечательных, свободных духом людей. Только в таком городе и могла появиться женщина, не испугавшаяся притязаний князя московского Ивана. Подлинных фактов биографии Марфы известно немного. Вероятно, много таких славных, сильных женщин знавал Новгород, но им не довелось испытать себя в лихие годы. Долгое время и Марфа была всего лишь верной, заботливой женой Исаака Борецкого, городского посадника. Она жила с ним счастливо, богато, семейство разрасталось, и Марфа, вероятно, ничего не хотела менять в своей судьбе - только бы все шло по-старому. Но время было тревожное, Новгород своими богатствами привлекал захватчиков из разных земель. Во главе войска, оборонявшего границы княжества, встал муж Марфы. Отправляясь в поход, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин.

Трудно сказать, так ли это происходило в действительности. Марфе, конечно, политически выгодно было иметь легенду о прямом продолжении дела авторитетного в городе посадника. Да и как можно взять с человека клятву совершить подвиг или иметь ораторский талант?

Марфа принадлежала к числу сильных натур, которые, пережив смерть любимого человека, не только не ломаются, но обретают железную, нечеловеческую волю. Больше ничего не может их поколебать, заботы, сомнения частной жизни уступают место общественным ценностям, высоким идеям. Можно сказать Марфе повезло, ей вскоре представился случай не просто оспаривать таможенные пошлины в Совете, но вершить великие дела.

Известно, что Московское княжество к XV веку настолько окрепло, что начало собирать под свои знамена все русские земли. Пришел черед и Новгорода. От князя Ивана прискакал в город посланец, объявивший волю хозяина - добровольно пойти под руку Московы. Марфа не колебалась ни минуты, она приняла на себя идейное руководство в борьбе против посягательств Ивана.

Но она не только могла горячо и страстно убеждать, она обладала несомненным организаторским талантом. Марфа пригрела в своем доме юношу-сироту, которого отличал еще Исаак Борецкий за воинские доблести. Так как сыновья посадницы не годились на роли полководцев, а известные в городе предводители по разным причинам не могли стать во главе оборонительной дружины, Марфа, тщательно все просчитав, решила доверить защиту Новгорода безродному Мирославу.

Понимая всю слабость и беззащитность города перед полчищами Московского князя, женщина написала просьбу о помощи к соседям в Псков, напомнив им, как много они пользовались благосклонностью новгородцев. Однако помощники из псковичей вышли плохие. Напугавшись князя Ивана, они ограничились советами и пожеланиями удачи Господину Великому Новгороду. Марфа с презрением разорвала ответ изменников и на маленьком клочке начеркала: "Доброму желанию не верим, советом гнушаемся, а без войска вашего обойтись можем". К сожалению, бескомпромиссный характер не способствует удачной политической карьере. Отвергла Марфа и помощь нежданного радетеля - польского короля Казимира, отлично понимая, в какую ловушку хочет заманить ее коварный чужеземец. "Лучше погибнуть от руки Иоанновой, нежели спастись от вашей", - отвечала гордая посадница.

Итак, оставалось надеяться только на собственные силы. Марфа, не жалея себя, проводит дни на Великой площади. Вдохновляя воинов на подвиг во имя отечества, она поддерживает патриотический дух горожан, запугивая новгородцев московским рабством. Историки потом скажут, что посаднице было что терять в случае покорения Новгорода. Что ж? Подобные соображения ничуть не умоляют силы ее личности и величия деяний. Чтобы поддержать уверенность горожан в успехе, Марфа решает сыграть свадьбу своей дочери Ксении с новоявленным полководцем Мирославом. Празднество было поистине всенародным. Ничего не пожалела посадница для демонстрации силы и довольства "главной" новгородской семьи.

На Великой площади накрыли столы для всех жителей свободного города, ударили в колокол, сзывая всех на торжество. Яства подавались роскошные. Мирослав и Ксения ходили среди гостей и просили граждан веселиться. Главная цель Марфы была достигнута: новгородцы почувствовали себя одним семейством, в единстве которого и заключалась сила. В чаду пира никакой враг, казалось, уженестрашен. Вспоминали о чудесном рождении Марфы, якобы при битве, куда мать посадницы прискакала, чтобы произвести на свет достойную дочь, гражданку свободного города.

Наконец, вооружение было подготовлено, тактические ходы просчитаны, население пребывало в патриотическом восторге - можно было выступать, тем более что пришло сообщение: князь Иван спешит к границам земли - проучить непокорных новгородцев. Потянулись долгие дни ожиданий вестей с поля боя. Марфа приказала отворить все храмы города и непрерывно служить молебны во имя победы войска Мирослава. Сама посадница представляла собой образец оптимизма и уверенности - была непременно весела, энергична, выступала в Совете. Не уступала матери и Ксения, которая теперь ни на миг не покидала Марфу.

Вначале приходили скромные весточки от Мирослава, потом он стал передавать на словах: "Сражаемся!" Горе свалилось на горожан неожиданно. Войско вернулось разгромленным. Мирослав и два сына Марфы погибли. Рассказывают, что, когда улицы Новгорода наполнились причитаниями женщин и стонами раненых, посадница спросила воинов: "Убиты ли сыны мои?" - "Оба", - ответствовали ей. - "Хвала небу! Отцы и матери новгородские! Теперь я могу утешать вас!"

Проиграв первую битву, новгородцы снова стали перед решением своей участи. Многие растерялись, только для Марфы не было пути назад. Она еще могла влиять на дух соотечественников. Женщина решила пойти на компромисс, понимая, что князь московский едва ли согласится на него. Новгород предложил Ивану выкуп - свои богатства, но у князя были далеко идущие планы, тем более что военная удача склонялась на его сторону. "Покорность без условия или гибель мятежникам!" - ответствовал Иван и с гневом отвернулся от послов.

Несогласие князя пришлось на руку Марфе, этот дерзкий ответ только оправдывал ее агрессивность против захватчика, и вновь новгородцы сплотились вокруг своего вождя. Для верности Марфа обратилась к помощи своего деда по матери, пустынника Феодосия, который давно уже покинул город и жил отшельником на берегу озера Ильмень. Старец должен был вернуться в Новгород. Народ общим криком изъявил радостное удивление появлению Феодосия. "В счастливые дни твои, любезное отечество, я молился в пустыне, но братья мои гибнут..." - начал свою речь старец. Народ в едином порыве избрал Феодосия посадником. Марфа который раз не обманулась в реакции горожан. Люди лобызали руки Феодосия, подобно детям, которые были несчастны в отсутствие отца. И снова новгородцы сами обрекли себя на гибель, и снова Марфа устроила им всеобщее пиршество, чтобы горожане забыли ужас поражения и воспряли духом.

Но кольцо вражеской дружины все теснее сжималось вокруг Новгорода. Пришли страшные времена, в некогда хлебосольном городе начинался голод. Марфа еще держалась, внушая жителям мысль, что вот, дескать, придет дождливая осень и москвичи потонут в обширных новгородских болотах, нужно только немного потерпеть. Но осень наступила теплая и сухая, сама природа, казалось, обратилась против осажденных. Не помогали ни моления Феодосия, ни раздача скудного пайка, ни долгие размышления Марфы у могилы мужа.

Наконец ужасы голода обрушились на город со всей беспощадностью. Люди, особенно женщины, стали обвинять Марфу в несчастьях. Борецкая поспешила на Великую площадь, но измученный народ впервые не хотел слушать посадницу. Тогда Марфа прибегла к способу, отчего-то столь любимому русскими властителями. Она упала на колени перед толпой и смиренно стала молить новгородцев о решительной битве. Некогда гордая, величавая, уверенная, она своим унижением произвела смятение в рядах горожан. Она смогла победить даже голодный бунт, смогла в последний раз подвигнуть новгородцев на защиту своих прав.

Но чуда не произошло. Московский князь снова одержал победу и теперь уже окончательную. Прежде всего он объявил дрожащим от страха горожанам, что с его стороны мести никому не последует. Друзья поспешили обрадовать Марфу заявлением врага. В ответ посадница лишь язвительно улыбнулась.

Когда московские дружинники ввалились в ее дом, Марфа, как ни в чем не бывало, сидела с дочерью за прялкой, словно образцовая хозяйка. "Видите, что князь московский уважает Борецкую: он считает ее врагом опасным!.." - засмеялась Марфа в ответ на угрозы.

Мужественная женщина была казнена на Великой площади. Последними ее словами, обращенными к притихшим соотечественникам, были: "Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскою!" Она так и не смирилась, не простила горожанам слабости.

А вскоре вечевой колокол сняли с древней башни и увезли в Москву. Народ долго шел за скорбной процессией, словно провожал гроб с телом своего отца.

В истории Руси было не так уж много сильных и властных женщин, способных руководить государством в критические моменты его существования. Одной из них была Марфа-посадница, возглавившая борьбу Новгородской республики с Великим княжеством Московским во второй половине XV века.

А. Гусев 1857 год

Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты, живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницы летописей и официальных документов она попала только тогда, когда оказалась во главе одной из новгородских партий, выступивших за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку за власть она в конце концов проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. Сохранилась даже такая оригинальная, но маловероятная версия её действий по подчинению Новгорода Литве: «Хотячи поити замуж за литовского же пана, за королева, да мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети всею Новгородскою землею...».

Но вернемся к реальной истории Марфы-посадницы. Её отцом был Семен Лошинский, представитель знатного новгородского боярского рода. Марфа дважды побывала замужем. Сначала её выдали за боярина Филиппа. В этом браке родились сыновья Антон и Феликс, впоследствии погибшие в Заонежье, видимо, во время сбора дани с подвластных земель. После смерти Филиппа Марфа вышла замуж за новгородского посадника Исаака Борецкого. В этот раз мужа себе она выбирала сама, не в последнюю очередь руководствуясь материальными соображениями. В новом браке родилось трое детей: Дмитрий, Фёдор и Ксения. Считается, что после этой женитьбы в руках семьи Борецких оказалось около трети новгородских земель. Колоссальное богатство позволяло Марфе и её мужу оказывать реальное влияние на новгородскую жизнь.

Похоронив обоих мужей, Марфа Борецкая осталась самостоятельной хозяйкой со значительными земельными угодьями, которые в дальнейшем увеличила за счет собственных «прикупов» и земель, колонизированных с ее ведома или по ее распоряжению представителями вотчинной администрации.
К 70-м годам XV в. по размерам своих владений Марфа являлась единственной в своем роде вотчиницей, не сравнимой с другими новгородскими боярами (Есиповыми, Овиновыми и др.). Считают, что по величине собственности Марфа к концу XV в. была третьей после новгородского владыки и монастырей. В описи ее владений можно увидеть пушнину в тысячах шкурок, и полотно в сотнях локтей, и хлеб в сотнях коробей, и мясо в сотнях туш, масло, кур, лебедей и многое другое, а главное - деньги: в вотчине Борецкой денежный оброк составлял 51 % владельческого дохода.
Собственный дом Марфы в Новгороде на улице Великой (Неревский конец города) представлял собой каменные палаты в два этажа, что выделяло его среди других боярских домов.

Благодаря огромным богатствам Марфа Борецкая обрела значительный политический вес. В памяти народной долго сохранялся ее образ - властной правительницы, карающей самодержицы.
Легенда рассказывает, что, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, Марфа приказала сжечь там ряд деревень. В летописях Борецкая предстает непримиримой стяжательницей с мертвой хваткой.
В середине XV в., когда Соловецкий монастырь начал борьбу с новгородским боярством за обладание Обонежьем, с ходатайством перед посадниками о передаче островов во владение Соловецкому монастырю выступил соловецкий игумен Зосима. Но он был выгнан «единой от славнейших и первых града сего» - посадницей Марфой со словами: «Отчизну нашу отъемлет от нас!»
Марфа безжалостно уничтожала своих противников. «Житие Варлаама Важского» рассказывает, что будто бы некий Василий Своеземцев, спасаясь от интриг посадницы, вынужден был бежать со своим семейством из Новгорода в имение на Ваге, а боярин Мирославский поплатился за тяжбу с Марфой заключением в подземелье.


А.П. Рябушкин. Проезд Марфы Посадницы и вечного колокола. 1885-1886. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Николаев.

Во второй половине 60-х годов XV в. деятельная вотчинница возглавила боярскую группировку, открыто выступившую против московской объединительной политики. В 1471 г. вместе с несколькими влиятельными новгородцами, в числе которых были боярыни Анастасия, вдова Ивана Григорьева, и Евфимия, вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова, Марфа Борецкая выдвинула «своего» кандидата для посвящения в сан архиепископа - некоего Пимена. Будучи приближенным к прежнему архиепископу Ионе, он имел доступ к Софийской казне и передал Борецким немало средств на поддержку их «партии». Однако архиепископом был провозглашен Феофил, для которого, как мы помним, вышеупомянутая великая княгиня Марья Ярославна выхлопотала «опасные» грамоты. Вернувшийся из Москвы новгородский посол сообщил, что великий князь московский в своей речи назвал Новгород «своею отчиною». Марфа использовала это известие как повод к решительным действиям. Ее дом стал местом бурных политических собраний, а сама она - их вдохновительницей. «Многие люди па сонмище к пей приходили и много послушали прелестных и богоотметных ее слов, не зная о том, что было им на пагубу»,- отмечал позднее летописец, сокрушаясь, что «многие из народа» смутились «соблазном» слов посадницы.


Вечевой колокол. Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век

К этому времени в политической жизни Великого Новгорода сложилось две крупных боярских группировки: одна выступала за тесный союз с Москвой, а другая, её практически возглавляли Борецкие, за «отложение» к Литве для сохранения республиканских привилегий и большей самостоятельности. Борьба между группировками шла жесткая и кровавая, в ход шли все средства, включая убийства противников.
Политическому влиянию рода Борецких способствовало и то, что вслед за отцом, умершим вероятно в 60-е годы, новгородским посадником стал Дмитрий. Стоит оговориться, что в этот период в Великом Новгороде выбиралось и назначалось из Москвы 18 пожизненных посадников, из числа которых на полгода избирался степенный посадник, формально являвшийся главой выборной власти. Любопытно, что Исаак Борецкий был посадником от великого князя Московского, но «смотрел» в сторону Литвы.


Дмитрий Иванович Иванов.Марфа Посадница. Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении.
Изображена Марфа-посадница, наблюдающая, как Феодосий Борецкий передаёт Мирославу меч Ратмира.1808

Несмотря на высокое положение сына, родом Борецких и партией сторонников Литвы уверенно руководила сама Марфа. Но первую крупную политическую схватку она проиграла. Произошло это в 1470 году, когда проводились выборы нового новгородского архиепископа, традиционно имевшего значительный политический вес в республике. В ходе борьбы ставленник Борецких ключарь Пимен, которого планировали посвящать в сан в Киеве, потерпел поражение, а избранного Феофила возвели в сан в Москве.

В 1471 году великий князь Иван III, обоснованно рассчитывавший на поддержку новоизбранного архиепископа, объявил войну Новгородской республике. Возможно, он и дольше бы пытался решить дело миром, но под руководством Марфы начались прямые переговоры с Казимиром IV и был даже составлен проект договора о вхождении Новгородской республики в Великое княжество Литовское с сохранением определенной автономии и основных политических прав. Литва обещала Новгороду военную помощь, естественно, что дожидаться её подхода Иван III не стал.

Произошло несколько сражений, крупнейшим из которых стала Шелонская битва.
Сорокатысячное новгородское ополчение, возглавляемое степенным посадником Дмитрием Борецким, потерпело сокрушительное поражение. Дмитрий попал в плен и был казнен. Великий Новгород выплатил крупную контрибуцию, уступил часть своих земель Москве и присягнул Ивану III, но сохранил право самоуправления во внутренних делах. Партия сторонников Литвы была разгромлена, но это не остановило Марфу, сохранившую и богатства, и политическое влияние.


Комаров Николай Парфенович.

Марфе снова удалось сплотить вокруг себя недовольных московскими порядками, и в Новгороде практически сложилось двоевластие. В декабре1475 году Иван III вынужден был приехать в Новгород наводить порядок, но это только усугубило ситуацию.
Иван III посетил дома крупных новгородских бояр: Коробова, Казимира, а также богатой боярыни Анастасии Григорьевой. Лишь дом Марфы Борецкой не был удостоен этой чести: Иван III продолжал опасаться новых действий с ее стороны.
Стремясь окончательно поставить Новгород под свое влияние, Иван III потребовал от мятежной республики официального признания за ним титула государя, полного перехода судебной власти в его руки и создания в городе резиденции великого князя Московского. Сторонники Борецкой смогли на вече добиться отклонения требований Москвы, и республика начала готовиться к очередной войне. В Литву опять отправились послы с просьбой о помощи.


Лебедев Клавдий Васильевич.Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча.

Осенью 1477 года армия Ивана III осадила Новгород. Требования великого князя к мятежникам стали еще жестче: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати». Реализация этого требования вела к окончательной утрате Новгородом самостоятельности. Естественно, что сторонники Марфы Борецкой яростно выступали против него и призывали к продолжению борьбы. Несмотря на все усилия Марфы, подкрепляемые прямым подкупом новгородцев, которым раздавались продукты и деньги, продолжать защиту города становилось все труднее. На улицах Новгорода между сторонниками и противниками Москвы начались вооруженные столкновения. Вскоре на сторону великого князя открыто перешли архиепископ Феофил и руководивший обороной города князь Василий Гребёнка-Шуйский.


Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровичем в Новгороде
Виктор Васнецов, 1877 г. Эскиз.

Иван III распорядился захватить Марфу с внуком Василием Федоровичем, отослать их в заточение и «тако конечне укроти Великий Новгород».
15 января 1478 года Великий Новгород открыл ворота перед великокняжеской армией. Было окончательно упразднено знаменитое новгородское вече и даже вывезен в Москву вечевой колокол.
Огромные владения Борецкой были отписаны на Ивана III. Марфа и её сторонники были схвачены и отправлены в Москву.

А. Кившенко.Присоединение Великого Новгорода. Высылка в Москву знатных и именитых новгородцев.

Дальнейшая судьба Марфы-посадницы точно не известна. По одним сведениям, она была перевезена в Нижний Новгород, пострижена в монахини и скончалась в 1503 году. По другой версии, она умерла или была убита по пути в Москву, произошло это на территории Тверского княжества в селе Млеве. Еще в начале ХХ века в Млев приходили паломники поклониться могиле Марфы, на которой происходили исцеления.

Еще долгое время в Новгороде Марфу считали защитницей новгородских вольностей, пострадавшей за активное сопротивление Москве. Естественно, что власть постаралась скрыть время её смерти и место погребения.

Комаров Николай. Марфа Посадница.

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородского княжества в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.


Марфа Посадница

Сергей Есенин

МАРФА ПОСАДНИЦА

Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-
Ой, как выходила Марфа за ворота,
Письменище черное из дулейки вынула.

Раскололся зыками колокол на вече,
Замахали кружевом полотнища зорние;
Услыхали ангелы голос человечий,
Отворили наскоро окна-ставни горние.

Заходила буйница выхвали старинной,
Бороды, как молнии, выпячили грозно:
"Что нам Московия - как поставник блинный!
Там бояр-те жены хлыстают загозно!"

Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
"Быть так,- кротко молвила, черны брови сдвинула,-
Не ручьи - брызгатели выцветням росяновым..."

Не чернец беседует с Господом в затворе -
Царь московский антихриста вызывает:
"Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!"

Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
"Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!"

Вынул он бумаги - облака клок,
Дал ему перо - от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.

Зарычит антихрист зёмным гудом:
"А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет!
Как пойдет на Москву заморский Иуда,
Тут тебе с Новгородом и сладу нет!"

"А откуль гроза, когда ветер шумит?" -
Задает ему царь хитрой спрос.
Говорит сатана зыком черных згит:
"Этот ответ с собой ветер унес..."

На соборах Кремля колокола заплакали,
Собирались стрельцы из дальных слобод;
Кони ржали, сабли звякали,
Глас приказный чинно слухал народ.

Закраснели хоругви, образа засверкали,
Царь пожаловал бочку с вином.
Бабы подолами слезы утирали,-
Кто-то воротится невредим в дом?

Пошли стрельцы, запылили по полю:
"Берегись ты теперь, гордый Новоград!"
Пики тенькали, кони топали,-
Никто не пожалел и не обернулся назад.

Возговорит царь жене своей:
"А и будет пир на красной браге!
Послал я сватать неучтивых семей,
Всем подушки голов расстелю в овраге".

"Государь ты мой,- шомонит жена,-
Моему ль уму судить суд тебе!..
Тебе власть дана, тебе воля дана,
Ты челом лишь бьешь одноей судьбе..."

В зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.

"Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!"

Приносили голуби от Бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
"Уж ты, счастье ль мое загубленное!"

И писал Господь своей верной рабе:
"Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу..."

А и минуло теперь четыреста лет.
Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,
Исполнить святой Марфин завет:
Заглушить удалью московский шум?

А пойдемте, бойцы, ловить кречетов,
Отошлем дикомытя с потребою царю:

Чтобы дал нам царь ответ в сечи той,
Чтоб не застил он новоградскую зарю.

Ты шуми, певунный Волохов, шуми,
Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!
Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
Ой ты, Новгород, родимый наш!

Как по быльнице тропинка пролегла;
А пойдемте стольный Киев звать!
Ой ли вы, с Кремля колокола,
А пора небось и честь вам знать!

Пропоем мы Богу с ветрами тропарь,
Вспеним белую попончу,
Загудит наш с веча колокол, как встарь,
Тут я, ребята, и покончу.

Сентябрь 1914

Марфа-посадница над разбитым вечевым колоколом. Памятник "Тысячелетие России"

Жила в Великом Новгороде в послед-ний период его самостоятельности знатная боярыня Марфа Семеновна Борецкая. В летописях ее называют "злохитрева жена", однако она больше известна как Марфа Посадница. Она имела большой политический вес в государстве, пользовалась уважением своих соотечественников. Ее также называли "Марфой-республиканкой", потому что она всячески сопротивлялась водворению в Великом Новгороде власти Московского князя Ивана Третьего.

Биография Марфы Борецкой

Ее корни происходили из боярского рода Лошинских, а ее отца звали Семеном. Родилась она в Новгороде Великом. Какой-либо информации о дате ее рождения в истории не сохранилось, нет никаких сведений о ее детстве. Марфа Борецкая была дважды замужем: в первый раз за боярином Филиппа, от которого родила двух сыновей — Феликса и Антона. А ее вторым мужем был Исаак-посадник по фамилии Борецкий, который принадлежал к очень известной новгородской семье. От него она родила еще двух сыновей - Дмитрия и Федора. Они обладали обшир-ной «боярщиной», а на арене политической борьбы проявляли себя как враги княжества Московского.

Состояние

Судьба Марфы сложилась таким образом, что она дважды теряла мужей. Похоронив обоих, она осталась самостоятельной хозяйкой значительных земельных угодий, которые она в дальнейшем смогла увеличить до таких колоссальных размеров, что к 70-м годам 15-го века она была единственной в своем роде вотчинницей, и никто из новгородских бояр не мог с ней сравниться. Выше Марфы стояла разве только церковь. Она владела 1000 шкурами пушнины, сотней локтей полотна, сотней коробов хлеба, 100 туш мяса. Было вдоволь масла, кур, лебе-дей и другой птицы, и многого другого, но ее главное богатство составляли деньги: в вотчине Марфа Сергеевна Борецкая обладала денежным оброком в 51 % владельче-ского дохода. У нее был огромный двухэтажный каменный дом на Великой улице, который правильно было бы назвать палатами. Он сразу же бросался в глаза среди других барских домов, и его называли "Чудным двором".

"Партия" Марфы

Сторонниками Марфы были Овиновы, Казимеровы, Селезневы, Коробовы, Афанасьефы, Есиповы и др. Согласно исследованиям новгородского землевладения имения Марфы Борецкой и ее сторонников были самыми богатыми и многочисленными. В отличие от них другие новгородские вотчинники, приверженные к Москве, были намного беднее и незначительнее. Посадница и ее сторонники жили в "аристократической" части города. На Софийской стороне. По вечерам они собирались в "Чудном дворе", где велись шумные совещания о судьбе Новгорода.

Политические взгляды

Благодаря своему гигантскому богатству Марфа Борецкая имела в княжестве значительный политический вес. В на-роде еще долго оставался ее образ властной прави-тельницы, которая могла покарать за что угодно. Она могла быть безжалостной и умела мстить. Согласно легенде, когда до нее дошла весть о том, что ее сыновей - Феликса и Антона - убили в Заонежье, она приказала сжечь несколько десятков деревень, не пощадив даже малых детей. Она была беспощадна к своим врагам. Зная об этом, люди не рисковали бороться с ней, а просто бежали с глаз долой. Так, например, знатный боярин Василий Своеземцев был вынужден бежать со всем своим семейством из Новгорода, чтобы спастись от интриг Марфы. Не лучшая участь досталась боярину Мирославскому, который в результате тяжбы с "посадницей" был заключен в подземелье. Во 2-й половине 15-го века Марфа Борецкая возглавила группировку бояр, которые открыто выступали против политики московского княжества. В 1471 году она вместе с вдовами-боярынями Анастасией и Ефимией выдвинула своего кандидата, некоего Пимена, на сан архиепископа. Став приближенным Ионе, он передал немало средств из Софийской казны "партии" Марфы. Затем она направила послов в Москву. Вернувшись оттуда, они рассказали, что Московский князь называет Великий Новгород отчиной своей…

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая - Марфа Борецкая, вторая - Анастасия - вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья - Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

Вдохновительница

Марфа была разозлена на московского князя. Она решила приступить к решительным действиям. И с этой целью организовала бурные политические собрания прямо у себя дома. Ее речи были убедительными, и вскоре у нее появилось множество приверженцев. Как после писал летописец, люди верили ей и были готовы к смуте, не зная, что все это будет для них пагубным. Новгородская аристократия объединилась вокруг одной идеи: созда-ть в Новгороде православное наместничество, которое будет зависеть от Литовского государства. А будущий наместник - знатный литовский пан - должен будет жениться на самой богатой из новгородских собственниц, то есть его "супружницей" должна была стать Марфа Борецкая. Кратко, суть этой задумки заключалась в том, чтобы новгородцы поверили, что их под покровительством Казимира литовского ждет благодать. Приверженцы же Ивана Третьего предпочитали молчать и не действовать.

Восстание Марфы Борецкой

В том же 1471 году Марфа решила поднять новгородцев против Ивана III. Как писал летописец, "она этой отчаянной мыслью желала заразить весь православный народ Великого Новгорода". Историки считают, что она с помощью своих наемников заставила вече дать согласие на "отложение" от Москвы. Ее люди кричали на площадях о том, как Московский князь притесняет бедных людей. В летописях можно найти записи, где в неприглядном свете выставлена Марфа Борецкая. Краткая биография ее сплошь составлена из козней и интриг. Здесь ее сравнивают с Иезавелью, с бесноватой Иродиадой, с Далидой и царицей Евдоксией. Люди Марфы за гроши подкупали "смердов", которые и создавали смуту, звонили в колокола, кричали, что они за короля литовского! Несмотря на то что противников в родном городе у Марфы было достаточно, однако они отличались инертностью и поэтому ее "партия" сумела одержать верх, и было решено послать послов во дворец к литовскому королю.

Ответный ход Ивана III

Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.

Состояние Марфы к 1480 гг.

Согласно счетной книге к 1482 году "марфинская боярщина", которая располагалась на реке Сорока, имела 16 участков. Из них ровно половина, то есть 8 были отданы монастырю, а по писцовым книгам 1496 г. 19 деревень на реке Суме и 2 деревни на Волге также были отданы же после смерти Марфы тому же московскому монастырю. Та же участь постигла и 48 деревень на озере Колдо и рыбные ловли на реке Водле, а также несколько сел в Вотской, Шелонской и Деревской пятинах.

Конец

Через 13 лет после известных событий на реке Шелони, то есть 1484 году, царь Иван Третий распорядился схватить Марфу и ее внука (сына Дмитрия), отослать их и заточить, чтобы окончательно укротить Великий Новгород. Бескрайние владения, которыми владела Марфа Борецкая, отошли московскому князю. Не доехав до места ссылки, боярыня была казнена и похоронена в небольшом селе Мелеве Твер-ского княжества.

Эпитафия

Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.

Окончание независимости Новгорода

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, ее с внуком ее Василием Федоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года - Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли.

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству.

3

Марфа Борецкая

Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть посадницей. Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, впервые на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

3

Новгородская республика, XV век

Явственная угроза независимости со стороны московского великого князя привела к формированию влиятельной антимосковской партии. Возглавила её энергичная вдова посадника Марфа Борецкая с сыновьями. Явное превосходство Москвы вынуждало сторонников независимости к поиску союзников, прежде всего - в Великом княжестве Литовском. В какой-то момент антимосковской партии удалось одержать во внутриполитической борьбе крупный успех: в Литву было отправлено посольство, после возвращения которого был составлен проект договора с великим князем Казимиром. По этому соглашению, Новгород, признавая власть великого литовского князя, тем не менее сохранял в неприкосновенности своё государственное устройство; Литва же обязывалась помочь в борьбе с Московским княжеством. Столкновение с Иваном III стало неизбежным.

3

Новгородский колокол

Символ независимости Новгородской республики. С помощью этого колокола созывалось новгородское вече, своеобразная форма государственного управления (законодательной власти).

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву.

3