Арест кирилла серебренникова возмутил и сплотил деятелей российской культуры. Чёртовы деньги, или за что пострадал Кирилл Серебренников За что гнобят серебрянникова

Утром во вторник, 23 мая, домой к театральному режиссеру и художественному руководителю московского «Гоголь-центра» пришли с обыском. Следственные мероприятия продолжились и в «Гоголь-центре», а связаны они, по словам представителей СКР, с уголовным делом о хищении 200 миллионов рублей. Театральная общественность тем не менее увидела в обысках попытки надавить на свободолюбие режиссера. Что стоит за расследованием, разбиралась .

Что происходит

О начале обысков утром во вторник сообщили в Facebook журналистка и корреспондент Сергей Хазов-Кассиа.

Вскоре после этого следователи пришли и в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников. Стало известно, что он проходит по делу (на тот момент не было понятно, какому именно) свидетелем. «Задержанных пока нет. Будут проведены допросы и иные следственные действия», - сообщил источник .

Через несколько часов в сети появилась информация, что Серебренникова везут в (СКР) на допрос. Были опубликованы фотографии и видеозаписи того, как он в сопровождении сотрудников садится в машину. «Сейчас будем со следователем разговаривать. Не известно ничего. Я в шоке», - говорит режиссер на камеру каналу .

Минкульт, «Винзавод», Апфельбаум

«По версии следствия, неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - заявили в СКР.

«Седьмая студия» - театральная группа Серебренникова, созданная в 2012 году. Свои первые спектакли труппа отыграла на «Винзаводе» - там, как сообщил , также прошли обыски во вторник, была изъята документация и проверены компьютеры.

Серебренников также возглавлял базировавшийся на «Винзаводе» проект «Платформа», направленный именно на популяризацию искусства, о котором говорят в Следственном комитете. Проект действительно поддерживался государством и упоминался в государственном докладе «о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году».

«Особо стоит отметить междисциплинарный проект исполнительских видов искусства "Платформа" (руководитель Кирилл Серебренников), объединяющий актуальные направления современного искусства, включая драматический театр, хореографическое искусство и современную музыку и предоставляющий возможности для работы на пересечении разных направлений искусства. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации», - говорится в документе.

В период, когда, по версии следствия, были совершены хищения (до 2014 года), департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта возглавляла Софья Апфельбаум, которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Координатор правозащитной организации «Русь сидящая» Александр Федяров сообщил , что во вторник у Апфельбаум также провели обыск, связанный с тем же делом, что и обыски у Серебренникова. Вероятно, именно Апфельбаум занималась выделением бюджетных средств группе Серебренникова.

В Минкультуры заявили, что ничего не знают по поводу обысков. «Министерство культуры не имеет никакого отношения к Кириллу Серебренникову, он нам не подведомственный, что у него происходит - мы не в курсе», - сказал первый заместитель министра культуры России . Когда его спросили об обысках у Апфельбаум, он отметил, что у него нет информации.

Реакция

В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, оказались не осведомлены о происходящем у Серебренникова.

«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», - подчеркнул Песков.

«Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества - ничего там нет», - добавил он.

Тем не менее не все оказались согласны с такой трактовкой событий. Театральную общественность обеспокоили обыски у Серебренникова.

Случившееся прокомментировал, например, балетмейстер правоохранительных органов в связи с этим. Но это мое предположение», - заявил режиссер .

Обыски взволновали и работников «Гоголь-центра». Сотрудники театра опубликовали пост в соцсетях, призывая всех неравнодушных собраться у учреждения днем во вторник, чтобы «быть вместе».

По делу о хищении бюджетных денег, выделенных компании «Седьмая студия» в 2011–14 годах. По версии следствия, общая сумма похищенных средств составляет 200 млн рублей. После обыска Серебренникова допросили в качестве свидетеля и отпустили.

На следующий день силовики задержали бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и бывшего главного бухгалтера Нину Масляеву. Их обвинили в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК); речь шла о сумме в 1,2 млн рублей. Итина отправили под домашний арест, а Масляеву - в СИЗО; последняя признала вину и пошла на сделку со следствием.

24 мая на церемонии вручения государственных наград в Кремле актер Евгений Миронов передал Владимиру Путину письмо в защиту Серебренникова. Отвечая на вопрос актера о причине обысков в театре, Путин многозначительно : «Да дураки». Позже он «нелепым» участие в следственных действиях омоновцев.

Тем не менее, через месяц после первых обысков был задержан бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, который в 2011–12 годах занимал должность генерального продюсера «Седьмой студии». Ему также предъявили обвинение в мошенничестве: по СК, среди украденных денег были и средства на постановку «Сон в летнюю ночь» - спектакль якобы так и не поставили (при этом шекспировская пьеса идет в «Гоголь-центре» до сих пор). Сумму ущерба по этому эпизоду оценили в 2,3 млн рублей. Сам Малобродский , что не имел отношения к обналичиванию денег «Седьмой студии».

В начале августа стало известно, что Масляева дала на Серебренникова, Итина и Малобродского, которые якобы «разработали план хищения средств» проекта «Платформа». Тогда же Итину, Малобродскому и Масляевой предъявили расширенное обвинение: сумма ущерба увеличилась до 68 млн рублей. Родственницы экс-бухгалтера «Седьмой студии» рассказывали, что за ними следят неизвестные.

Сотрудники СК Серебренникова в Петербурге, где он работал над фильмом «Лето» о Викторе Цое. По словам режиссера, силовики забрали его практически со съемочной площадки, посадили в микроавтобус и отвезли в Москву; при этом «Коммерсант» , что оперативники ФСБ после задержания сопроводили его в аэропорт.

Утром 22 августа Серебренников уже был в центральном аппарате СК, а ближе к вечеру режиссеру предъявили обвинение в мошенничестве. Согласно версии следователей, в 2011 году он придумал проект «Платформа», на реализацию которого в последующие годы получил более 214 млн рублей от министерства культуры. По указанию Серебренникова и Итина сотрудники «Седьмой студии» якобы завышали стоимость мероприятий, а потом составляли недостоверные отчеты.

Кроме того, «Седьмая студия» заключала договоры с фирмами-однодневками, деньги по которым «обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками». СК назвал имя еще одной фигурантки дела - это исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова, ее объявили в розыск.

После обысков в защиту Серебренникова выступили известные актеры, режиссеры (в том числе, Павел Лунгин , Александр Сокуров и ), журналисты и правозащитники. Обращение в поддержку Малобродского телеведущий Владимир Познер, писатели Владимир Сорокин и Виктор Ерофеев, дирижер Теодор Курентзис и другие деятели культуры.

В среду утром стало известно, что следствие просит отправить режиссера под домашний арест.

Заседание назначено на полдень. У здания Басманного районного суда Москвы собрались сотрудники и актеры «Гоголь-центра».

«Москва 24» в твиттере пишет , что режиссера уже доставили в суд.

Журналистка «Эхо Москвы» Алена Вершинина пишет , что в суде в качестве поручителя выступит актриса Виктория Исакова. Поддержать Серебренникова также пришел телеведущий Леонид Парфенов и режиссеры Владимир Мирзоев и Борис Хлебников.

Сейчас у здания Басманного суда находятся более двухсот человек. Все тротуары вокруг забиты людьми, передает коррепондент «Медиазоны». У входа толпятся фотографы и операторы. Приехали автозаки.

У зала, в котором будет рассматриваться вопрос о мере пресечения, также стоит группа поддержки режиссера и журналисты. Кирилла Серебренникова завели в зал.

Ты людей запускай побыстрей! Они у меня на проезжую часть уже вышли! Ускорь процесс! - говорит в телефонную трубку полицейский у здания суда. - Тут серьезная ситуация уже.

Из-за большого скопления людей с телефонами у здания суда плохо работает интернет.

К суду пришел журналист Александр Будберг, муж пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой. Жена бизнесмена Олега Дерипаски Полина тоже пришла поддержать Серебренникова.

Заседание начинается после протокольной съемки. Части журналистов удалось попасть в зал, остальные корреспонденты смотрят трансляцию в коридоре.

Судья объясняет Серебренникову его права.

Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов говорит, что у защиты есть большое количество поручений, в том числе от Натальи Солженицыной, главы фонда Солженицына, певца Филиппа Киркорова, телеведущего Андрея Малахова, режиссеров Федора Бондарчука, Авдотьи Смирновой, Александра Попогребского и других.

Защитник долго перечисляет имена поручителей: актеры Игорь Верник и Валерий Гаркалин, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Константин Райкин, Максим Виторган, актрисы Чулпан Хаматова, Виктория Исакова и Елизавета Боярская, директор Большого театра Владимир Урин, телеведущий Иван Ургант, журналисты Ксения Собчак, Николай Картозия и Николай Сванидзе, общественный деятель Нюта Федермессер и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Он передает судье большую пачку поручительств.

После того, как судья приобщила медицинские документы, слово берет следователь. Согласно материалам дела, действуя в составе организованной группы, Серебренников совершил мошенничество. «Принимая во внимание, что Серебренников обвиняется в тяжком преступлении, он может скрыться от суда», - говорит он.

Микрофон в зале пищит.

Серебренников может повлиять на свидетелей по уголовному делу, если останется на свободе, добавляет следователь. Режиссер также может уничтожить доказательства и избежать ответственности. Он просит суд поместить Серебренникова под домашний арест до 19 октября с запретом пользоваться интернетом и телефоном.

Приводя доводы в пользу домашнего ареста, сотрудник СК упоминает, что у режиссера есть недвижимость за границей и вид на жительство в Латвии.

Прокурор поддерживает ходатайство.

Серебренников возражает против домашнего ареста. «Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Все обвинения кажутся мне невероятно абсурдными и невозможными», - говорит он.

Режиссер спокойно объясняет, что всегда ходил на допросы и сотрудничал со следствием, отвечал на все вопросы. Все государственные деньги были потрачены на проект, заключает он.

Серебренников рассказывает, что проект «Платформа» был важен для искусства.

«Поэтому я прошу отпустить меня, на самом деле. Я никуда не буду убегать, никуда я скрыться не могу», - говорит он. В начале августа режиссер рассказывал, что после обысков следователи забрали у него загранпаспорт, хотя в то время он был свидетелем по делу.

Серебренников продолжает: «Домашний арест необоснованно жесткая мера, которая не позволит мне работать».

Выступает адвокат Харитонов: «Домашний арест - необоснованное ходатайство. Нет оснований полагать, что он скроется от суда. Все, что есть у следствия, - документ о купле-продаже квартиры и данные, что он собирался выехать заграницу для постановки спектакля».

Тем временем на толпа на улице скандирует: «Кирилл! Кирилл! Кирилл!»

«Мой подзащитный не собирался никуда сбегать. Все его помыслы были направлены на работу», - продолжает защитник.

Он напоминает, что несколько раз следователи прерывали съемочный процесс. Адвокат настаивает, что следствие не предоставило ни одного доказательства того, что Серебренников может сбежать куда-то.

На улице вновь громко кричат: «Кирилл! Браво!» и громко аплодируют. Услышав из трансляции шум на улице, люди в коридоре тоже закричали и захлопали.

Адвокат рассказывает, что вчера Серебренников не отказывался от дачи показаний: после задержания режиссера девять часов везли из Петербурга в Москву, к вечеру у него «не было сил осознать обвинение». Он заверяет, что Серебренников ответит на все вопросы следователей позже.

Харитонов говорит, что судья должна дать режиссера возможность продолжить работу.

Толпа у входа в суд стала скандировать «Свободу!» и «Кирилл, выходи!»

Защитник Харитонов продолжает свою речь. Он просит суд освободить Серебренникова под залог в 68 млн рублей - это сумма ущерба, который, по данным следствия, он причинил.

«Сейчас у нас таких денег, конечно, нет, но в кратчайшие сроки, думаю, соберем», - говорит он.

Теперь слово взял следователь, передает корреспондент «Медиазоны», но его не слышно из-за непрекращающихся криков с улицы.

Уважаемые граждане! Позвольте к вам обратиться! Своим поведением вы мешаете работать суду! - говорит полицейский в рупор.

Своей работой вы мешаете творчеству! - отвечают ему из толпы, раздаются аплодисменты.

Пожалуйста, освободите проезжую часть и не мешайте работе суда.

Овации смолкли из-за того, что кто-то попросил быть потише, иначе не слышно слов адвоката.

Теперь судья перечисляет приобщенные к делу бумаги - заявление следователей, ходатайства адвоката, более 30 поручительств. Срок предварительного следствия продлили до 19 октября. Она говорит, кто и когда был допрошен.

Серебренников вновь повторяет, что он честный человек и ничего не крал. Режиссер считает, что его оговорили.

Адвокат Харитонов говорит, что Ирина Прохорова готова дать в качестве залога любую сумму, которую назначит суд.

В зал заходит режиссер Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба», играл в фильме «Елена»). Он говорит, что 20 лет знаком с Кириллом и знает его только с хорошей стороны.

Адвокат просит рассказать, почему Смирнов выступил поручителем. Тот отвечает, что знал Серебренникова, когда тот еще был «молодым талантом». Теперь он стал именитым талантливым режиссером. Дело против него дутое, считает Смирнов.

«Никаких оснований сомневаться в гражданской честности Кирилла у меня нет», - добавляет он.

Вопросов к нему нет.

Теперь выступает режиссер и сценарист Алексей Мизгирев. Он говорит о невиновности Серебренникова.

Адвокат Харитонов снова говорит о залоге и просит заслушать главреда «Нового литературного обозрения» и литературоведа Ирину Прохорову.

В зал заходит Прохорова. Она рассказывает, что знакома с режиссером последние 15 лет.

Адвокат просит поручительницу рассказать об отношениях с Серебренниковым.

С моей точки зрения, он выдающийся режиссер, и я бы сказала, что он вывел нашу страну на передовую театрального движения, - говорит Прохорова. По ее словам, вся его жизнь - это творчество.

Ему вменяют хищение не менее 68 миллионов рублей.

В закладки

Фото Валерий Мельников, РИА «Новости»

Басманный районный суд Москвы отправил под домашний арест до 19 октября режиссёра Кирилла Серебренникова. Ему предъявили обвинение в мошенничестве в крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ) по делу о хищении не менее 68 миллионов рублей, выделенных на реализацию проекта «Платформа» в 2011-2014 годах. Сам он отрицает все обвинения.

Серебренникову нельзя будет общаться с кем-либо, кроме адвоката и родителей без письменного разрешения следователя, а также пользоваться интернетом и телефоном за исключением вызова экстренных служб. Суд отдельно отметил, что посещение театра также возможно только с разрешения следственного органа.

Согласно материалам дела, Серебренников совершил преступление, действуя в составе организованной группы. Следователь заявлял, что на свободе Серебренников может повлиять на свидетелей, уничтожить доказательства и избежать ответственности. Среди доводов в пользу домашнего ареста он указал наличие у режиссёра недвижимости за границей и вида на жительство в Латвии.

Следователь просил отправить Серебренникова под домашний арест до 19 октября. Прокурор поддержал ходатайство.

Адвокат настаивал, что оснований для домашнего ареста нет, а документы купли-продажи недвижимости и данные, что Серебренников собирался выехать за границу для постановки спектакля – единственные доказательства следствия. Он просил освободить Серебренникова под залог в 68 миллионов рублей.

Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Все обвинения кажутся мне невероятно абсурдными и невозможными.

Кирилл Серебренников

Режиссёр

Серебренникова задержали 22 августа в одной из гостиниц Санкт-Петербурга, в которой он остановился, приехав на съёмки фильма «Лето» о Цое. Из Санкт-Петербурга его девять часов на микроавтобусе в Москву. Ночь после задержания режиссёр провел в изоляторе временного содержания.

В начале августа cтало известно , что в мае у Серебренникова отобрали заграничный паспорт для экспертизы в Следственном комитете. Режиссёр жаловался, что у него остались обязательства по заграничным спектаклям как минимум в сентябре.

В мае дома у Серебренникова, в «Гоголь-центре» и по другим адресам прошли обыски по уголовному делу о хищении бюджетных средств на «Платформу», тогда его допросили в качестве свидетеля. По версии следствия, деньги украли через организацию «Седьмая студия», которую основал режиссёр. После обысков задержали бывшего гендиректора организации Юрия Итина и бывшего бухгалтера Нину Масляеву.

В начале августа Масляева дала показания против Серебренникова. Она заявила, что он вместе с экс-директором «Гоголь-центра» Алексеем Малобродским и Итиным разработали план хищения средств на проект «Платформа». Масляева утверждала, что вносила ложные данные в финансовые отчётности по приказанию Малобродского и Серебренникова.

Проект «Платформа» заявлялся как комплекс акций в сфере театра, музыки, танца и визуального искусства. Она подразумевала создание экспериментальных спектаклей, гастроли и мастер-классы для молодых деятелей искусства. Ежегодно, с 2012 по 2014 год, субсидия Минкультуры составляла 70 миллионов рублей.

«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».

А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).

Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.

Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».

Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.

В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!

Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.

Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.

Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?

За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).

Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».

Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.

Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.

Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.

Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.

ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).

Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.

А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.

В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.

И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»

Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.

И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»