Московский государственный университет печати. Художественно-техническое оформление издания «Афоризмы Художественно техническое оформление печатной продукции

Шрифт - представляет собой графическую форму определенной системы письма.

Гарнитурой шрифта называют - комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера (Times, Arial).

Графическое строение буквы включает в себя: основной штрих, соединительный штрих, засечка, внутрибуквенный просвет, дополнительный штрих, надбуквенный знак, выступающий элемент, точка, свисающий символ.

Классификация шрифтов

Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. Выбор шрифта определяет выбор способа печати.

Шрифты характеризуются:

1. Графической основой знака письменности. (комплекс знаков, необходимый для, воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом…)

2. Рисунок шрифта характеризуется отношением толщины основных и соединительных штрихов, а так же наличием или отсутствием засечек.

3. Начертание шрифтов характеризуется по насыщенности, по наклону основных штрихов, по характеру заполнения штрихов

4. Размером

Первая группа рубленных шрифтов. К этой группе относятся шрифты не имеющие засечек (журнальная рубленная, газетная рубленная, плакатная, Arial) н

Вторая группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (акцидентная. темингатера, октябрьская)

Третья, медиевальных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов (похоже на треугольник) преимущественно с наклонными осями округлых букв (Лазурская, Times) н

Четвертая группа, обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с удлиненными засечками, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом (обыкновенная новая, обыкновенная, елизаветинская)

Пятая группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (брусковая газетная, Балтика)

Шестая группа новых малоконтрастных шрифтов. Они имеют малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом (школьная, академическая, журнальная)

Седьмая группа дополнительных шрифтов. Это шрифты построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов 6-ти основных групп.

ИСТОИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ

Самым ранним письмом у всех народов была пиктография (рисунчатое, образно-картинное письмо, в котором определенные события изображались в виде примитивного и условного рисунка).

На смену рисунчатому письму пришло письмо слоговое - иероглифы, ими пользуются египтяне и до сих пор.

В Передней Азии получило распространения клинописное письмо. Начало этому письму положили шумеры. Это письмо было пиктографическим и частично напоминающее древнеегипетскую иероглифику.

Развитие алфавита. Большинство версий сводятся к тому, что алфавит изобрели финикийцы, а греки в дальнейшем его применяли (8-7 вв. до н.э.) Направление в начале было справа налево. У греков переходным звеном было письмо «бычий шаг» (до 4 в. до н.э.)

Фонетическое письмо - это письмо где каждый звук изображается отдельным знаком.

Греческое капитальное письмо характеризуется прямыми линиями. Римский капитальный шрифт был заимствован у греков. Этот шрифт приобрел засечки, в шрифте появляется умеренная контрастность. Римское капитальное письмо подобно греческому, не было разделено на слова и предложения. Иногда слова разделялись маленькими значками.

Рукописный шрифт к началу нашей эры изменился и принял функциональную и уникальную форму.

Уникальное письмо в соединении с бытовавшим тогда в житейской практике римским курсивом образовало полуунциал. В нем появились буквы с верхними и нижними удлинениями, что является первой ступенью перехода к строчным буквам.

В I в. н.э. вместе с употреблением пергамента книга принимает современный вид и называется кодексом.

В IX-X вв. упадок культуры сменился новым подъемом просвещения, под названием «каролингский ренессанс». Был выработан новый рисунок - каролингский минускул. Рисунок шрифта светлый и ясный. Здесь уже появляется четкое деление на слова и предложения. Затем характер минускулов начинает меняться, вертикальные штрихи сближаются, округлые формы букв надламываются и становятся вертикальными, буквы делаются более узкими и высокими. Шрифт уплотняется и становится темнее. Новый шрифт назван готическим.

Сильное сближение или даже соединение отдельных букв называлось лигатурой.

Появляется шрифт Антиква, которая была основана на римском капитальном шрифте (распространены прямая и наклонная антиква).

В XV в. в Европе было изобретено книгопечатанье (Иоганн Гуттенберг). Первая книга была отпечатана готическим шрифтом. Чуть позже в конце XVв. Использовали шрифт более удобный - Антиква.

В конце XIX- начале XX в.в. произошли большие перемены в мире шрифтов. Появляется шрифт - гротеск (не имеющий засечек), также создан египетский шрифт с толстыми засечками в виде брусочных штрихов. В XX в. много создавалось декоративных шрифтов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУСКОГО ШРИФТА

Самым древним русским подчерком, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси был устав. Устав отличался четкостью и строгостью букв, рисунок которых хорошо сочетает в себе прямолинейные элементы с другими - окружностями и овалами.

В IX в. существует два алфавита: глаголица и кириллица. В XIV в. на смену уставу приходит полууставное письмо. Полууставом стали пользоваться писцы (заказные книги). В полууставе строение букв менее последовательно, чем в уставе: полуустав был мельче и проще, в нем допускались не только наклон, но и соединение букв друг с другом. Одни и те же буквы могли иметь различные начертания. Так же вводились различные сокращения.

Со второй половины XIV в получил широкое распространение еще один подчерк - скоропись. Это наклонное письмо, отличающееся затейливым начертанием букв, с применением всевозможных дополнительных значков, затрудняющих чтение написанного. Для заглавий разделов и частей в книге применялся специальный вид письма - заголовочный подчерк, или русская вязь. Вязь - слитный узор, сильно вытянутых в высоту, и переплетенных между собой букв. Русская вязь достигла большого расцвета при Иване Грозном. Заголовочная вязь всегда выполнялась киноварью или золотом. В книгах того времени часто применялись буквицы (инициалы), которые располагались на спусковой полосе. В XVIII веке происходит большой перелом в развитии шрифта, появляется гражданский шрифт. В России в XVI в. появилось книгопечатанье (Иван Федоров)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ШРИФТА

1. Удобочитаемость.

Основные свойства, влияющие на удобочитаемость шрифта:

a. особенности рисунка буквы (округлые читаются лучше прямолинейных);

б. особенности графической основы буквы (связано с алфавитом);

в. внутренний просвет (чем больше, тем легче воспринимается буква);

г. наличие или отсутствие засечек - направляют чтение (неудобочитаемы слишком толстые засечки);

д. соотношение основного шрифта к дополнительному (лучший контраст 1:2);

е. пропорции буквы (отношение ширины буквы к высоте) наиболее удобные 1:1 (с преобладанием вертикали);

з. размер.

2. Единство формы и содержания (образность шрифта).

Единство формы шрифта и содержания текста проявляется в отношении формы рисунка букв к содержанию написанного.

3. Организация ритмического строя.

Ритм в шрифте бывает простой и сложный.

4. Цветовая насыщенность.

Выбор шрифта конкретной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.

5. Пропорциональность всех буквенных элементов.

Наиболее гармоничное соотношение в тех буквах, у которых соотношение приближено к середине.

6. Стилевое единство.

Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле.

7. Целостность.

На целостность влияет:

а. рисунок буквы

в. межбуквенное расстояние

8. Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.

По технике исполнения шрифты бывают рукописными, рисовальными, электронными.

Оптические иллюзии в шрифте

Оптические иллюзии в шрифте бывают линейными и пространственными.

Линейные иллюзии связаны с оптическими изменениями линейных размеров шрифта. Пространственные иллюзии связанны с изменениями восприятия объема буквы.

ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее те или иные предметы (книги, шкатулки, мебель…) Форма орнамента не может быть выбрана вне зависимости от формы оформляемого предмета. Содержание рисунка связанно с назначением украшаемого объекта. Существует два вида орнамента, бесконечный и замкнутый.

У орнамента обязательно есть мотив. Мотив - повторение фигур в орнаменте по своему характеру.

Мотивы делятся на:

неизобразительные: изобразительные: (геометрические, (растительные, животные, негеометрические) человеческие, предметные).

Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линией, треугольник, квадрат, круг и т.д.

Меандр - орнамент в виде ломаных под прямым углом не пересекающихся между собой линий (Др.Греция, Египет)

Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (кривой линии).

Сетчатый орнамент образуется путем повторения мотива вдоль двух-трех и более осей переноса.

Негеометрический мотив не отличается геометрической ясностью, имеет причудливые формы пятен, мазков, росчерков… К неизобразительным мотивам относится текстура.

Растительные мотивы включают в себя изображения ветвей, листьев, цветов и т.д. Изображается растительный мотив в естественном или стилизованном виде. Стилизованное изображение формы - значительно обобщенные формы: растений, птиц, животных. Популярными мотивами в Др. Египте было рисование папируса и лотоса. В Др. Греции - пальметта. В Малой Азии - гранат и пальма…

Животные мотивы - изображения представителей реальной фауны, а так же фантастических существ, в виде драконов, сирен, феникса, химер, грифонов и т.д. Орнамент со сказочными животными принято называть тератологическим (чудовищным) пример -жук скарабей (Др. Египет)

Человеческие мотивы в орнаменте не редкие явления, но подобно животным мотивам по составным элементам комплексного узора.

Предметные - могут формироваться из всех предметов материальной культуры, изображаются атрибуты труда, ремесел…

Ритм в орнаменте

Ритм в орнаменте - повторение одинаковых мотивов или чередование разнородных фигур иногда с прогрессирующим убыванием или нарастанием каких-либо качеств.

Принципы ритмического построения орнамента

2. Чередование (по цвету, по форме, по размеру)

3. Прогрессия (по цвету, по форме, по размеру, по углу оборота)

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (лат. «сочинение, составление, расположение») - процесс сочинения художником произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом.

Художественный образ - главное зерно композиции.

Основные законы композиции:

1. Закон единства содержания и формы.

Создавая художественный образ, художник воплощает содержание в материальную форму, пользуясь при этом изобразительными и композиционными средствами. Все изобразительные средства подчинены главному, раскрытию содержания. Они сообщают картине цельность, внутреннее единство и дают возможность сразу найти в ней основное. (Васнецов «Богатыри»)

1. Закон цельности.

Этот закон требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. В станковой живописи, необходимо, соблюдение цельности пространства, колорита и тоновых отношений (Суриков «Боярыня Морозова»)

2. Закон типизации.

Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. При использовании этого закона создаются типические образы представителей разных классов и сословий: рабочие, крестьяне, духовенство…(Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», Репин «Отказ от исповеди»)

3. Закон контрастов.

Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов их свойств и качества. Контрасты являются основой выразительности изображения.

Контраст

Законы композиции объективны, т.к. они действуют независимо от особенностей художественных школ, направлений, течений и творческих особенностей отдельных художников. Они неотъемлемы от природы искусства. Рассмотренные законы действуют на всех этапах творческого процесса, т. е. существуют не изолированно друг от друга, а тесно связаны между собой на всех этапах работы над композицией.

КОМПОЗИЦИЯ В ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ

Композиция в оформлении книги является общей для изобразительного искусства, но и имеет некоторые особенности. Природа иллюстрации связана с жанром и стилем литературного слова. В наиболее верном понимании сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Здесь действует один из главных законов композиции, закон цельности. Невозможно создать оформление без законов контраста, жизненности и новизны.

Композиция играет большую роль при выборе:

1. Формата издания

Форматом издания называется его размер, по ширена и по высоте. От формата издания зависит: а) удобочитаемость книги, для взрослых легко читаются строки 8-9 см, для детей желательно больше длинна строки.

б) издательская себестоимость издания, в зависимости от формата меняется и количество необходимых переплетных материалов, и объем некоторых изданий.

2. Разворота и формата полосы

При определении размера полосы, прежде всего, сталкиваются с тем, что вся полоса набора обладает определенной цветовой силой и зрительной тяжестью. Основная и почти единственная форма полосы - прямоугольник.

Правила сохранения прямоугольника полосы

1. Избегать в конце строки таких знаков препинания как «-» и «….»

2. Нельзя оставлять вверху полосы неполную (висячую) строку, т.к. этим нарушается цельность правого верхнего угла прямоугольника полосы.

3. Желательно не оставлять внизу полосы абзацную строку.

4. Желательно не оставлять внизу полосы строку состоящую из нескольких букв; последняя строка полосы по возможности не должна быть меньше половины ширины набора; следует обращать внимание на соотношение пробелов; при совпадении пробелов в нескольких строках получаются «белые коридоры»

Для размера полосы большую роль играют поля.

Функции полей

1. Отдых для глаза

2. Поля не дают «соскальзывать» глазу с полосы

3. Охраняют функции текста

3. При выборе текста

Текст бывает простой и сложный. К сложному тексту относятся: стихи, драматические произведения, формулы, таблицы. Графическая конструкция текста облегчает его восприятие, подчеркивая и выявляя, средствами графики, содержание литературного материала.

4. При выбор шрифта

В оформлении книги большую роль играет ритм и цвет.

ФАКТУРА, ТЕКСТУРА

Фактура - характер поверхности материала в его естественном виде или после специальной обработки с целью получения на поверхности материала своеобразного рельефа. Фактура бывает: глянцевая и матовая, крупно- и мелко-зернистая, тонкая и суровотканная, жесткая и бархатистая…

Текстура - декоративный узор, нанесенный на поверхность листа бумаги, картона, ткани, состоящий из неизобразительных мотивов. Текстура на обложках и форзацах важное дополнение к другим средствам книги.

Столь широкой популярности текстур в книге в немалой степени способствует и сравнительная легкость, получение их издательских оригиналов самого разнообразного эмоционального звучания и выразительности. Наиболее употребляемые способы получения текстур можно подразделить на несколько видов: графически-штриховой, живописный, механический, фотографический, штемпельный.

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

Аддитивная и субтрактивная

Аддитивный цвет (добавлять, складывать) получается при соединении лучей света разных цветов. В этой системе отсутствие всех цветов представляет собой черный цвет, а присутствие - белый. Система аддитивных цветов использует три цвета: красный (R) , зеленый (G), синий (B) - (RGB). Если их смешать в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях - любой другой.

В системе субтрактивных цветов (вычитать) происходит обратный процесс: получается какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает - черный. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная - некоторые поглощает, а остальные отражает. В системе субтрактивных цветов основными являются: голубой, пурпурный, желтый (CMYK) противоположные красному, зеленому и синему. Смешиваясь в равных пропорциях, получается черный цвет. В действительности, типографские краски поглощают цвет не полностью, и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневым, поэтому добавляется отдельно черный цвет.

Все файлы, предназначенные для вывода в типографии должны быть конвертируемы в CMYK . Этот процесс называется цветоделением. Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.

Настоящая тема вводит студента в круг проблем типографики как художественно-проектной деятельности.

Типографическая форма издания определяется его содержанием, целевым назначением, читательским адресом, характером литературной формы авторского текста, художественно-стилевыми ориентациями издателя, дизайнера и иллюстратора, технологическими возможностями производственной базы.

Учащимся необходимо осознать роль редактора - ключевой фигуры издательского процесса, в формировании и графической реализации замысла издания, в осуществлении надзора за воплощением книжного проекта в реальном материале на производственной стадии. Редактор должен посильно участвовать и в разработке фирменного стиля как важного средства утверждения имиджа издательства и обеспечения конкурентоспособности его продукции на книжном рынке. В результате освоения темы учащемуся станут более понятны взаимоотношения редактора с издательскими дизайнерами, художественными и техническими редакторами.

    1. Что такое типографика?

    2. Каким требованиям должна удовлетворять типографическая композиция издания?

    3. Какова роль дизайнера в формировании художественной структуры издания?

    4. Каковы задачи и обязанности редактора в отношении оформления издания и степень его участия в нем?

Специфика книжной композиции, в первую очередь, определяется двойственной природой книги как носителя информации и зрелищно-ценностного объекта. Этот дуализм порождает и две тенденции в типографике, в большей или меньшей степени противоречащие друг другу: обеспечение удобочитаемости, с одной стороны, и визуальной экспрессии, с другой стороны, произведения печати. Но и в первом, и во втором случае приоритетным началом в работе художника книги является формирование композиции печатного произведения из элементов наборной кассы (литер, линеек, пробельных материалов и т.п.), в то время как иллюстрациям и декору принадлежит подчиненная роль в книжном ансамбле.

Остовом графической композиции книги является ее макет, разработанный бук-дизайнером и отвечающий принципиальному замыслу издания, который формируется в совместной работе издателя, автора и дизайнера. Помимо макета к составляющим графической формы книги относятся: текстура и тон бумаги; шрифт; пропорции издания и пропорции наборной полосы; размеры и соотношение четырех полей книжной страницы; конфигурация текстового набора; формат строки; апроши, межсловные интервалы, интерлиньяж; графические средства рубрикации и акцентировки; колон-элементы; иллюстрации.

Характер книжной композиции предопределяется не только узкопрофессиональными издательско-полиграфическими факторами, но и общим художественным стилем времени, в результате чего сложились разные типы композиции произведений печати (например, симметричная классическая, функционалистская модульная, свободная постмодернистская).

    1. Что следует понимать под композицией вообще?

    2. Что такое композиция в книге?

    3. Каковы основные типы книжной композиции?

    4. Как композиция предопределяет удобочитаемость и визуальную экспрессию издания?

    5. Каковы композиционные связи между иллюстрациями и текстом?

Формат издания определяет собой размер и пропорции книжной страницы. Он является той плоскостью, на которой будут размещены набранные тексты и изобразительные элементы.

Формат издания - это доля бумажного листа, получаемая в результате его складывания. Издания разных форматов имеют различные соотношения ширины и высоты страницы. Редактору надо знать эти варианты, ибо на страницах различных пропорций возможности компоновки печатных полос неодинаковы. Кроме того, пропорции книги во многом предопределяют ее эстетический эффект как предмета. Полосой набора называют печатный оттиск с формы на одной странице. Его формат выражается в единицах типометрической системы, представление о которой учащимся необходимо получить при проработке данной темы. Желательно, чтобы полосы набора были подобны по пропорциям формату издания. Наборные полосы окружены полями. Их размеры, размерные соотношения друг с другом, а также длина строки, если они назначены правильно, улучшают комфортность чтения книги и создают впечатление гармоничности типографической композиции. Отраслевым стандартом 29.124-94 установлены минимальная и максимальная длина строки для изданий, различных по целевому назначению, а также допустимый минимальный размер полей, единый для всех видов изданий.

    1. Что следует понимать под форматом издания и как он обозначается?

    2. Какие форматы изданий находят наибольшее применение в книжной продукции? (см. ГОСТ 5773-90)

    3. Какими соображениями руководствуются при выборе формата для книги?

    4. Как обозначается размер полосы набора?

    5. Какое значение для удобочитаемости текста имеет длина строки?

    6. Каковы варианты размещения наборных полос на странице издания?

    7. Какова роль полей в книге и их соотношения?

Полиграфические шрифты - главное средство в передаче читателям содержания литературных произведений. Выбор шрифта и работа с ним - один из важнейших аспектов редакционно-издательской подготовки книги. Непосредственному изучению темы должно предшествовать ознакомление учащихся с анатомией наборной буквы и такими терминами шрифтоведения и типографики, как кегль шрифта, шрифтовой комплект, гарнитура, шрифтовое начертание.

При выборе шрифта для конкретного издания принято руководствоваться такими критериями, как: различимость знаков; уместность применения данного шрифтового рисунка, т.е. его стилистическая совместимость с публикуемым литературным текстом; эстетическая удовлетворительность шрифта, т.е. графическое единство гарнитуры и гармоничность пропорций знаков. Важным подспорьем при выборе шрифта оказывается знание принятой во всем мире классификации шрифтов по их исторически-стилевым особенностям (см.

статью В.В. Ефимова «Шрифт» в энциклопедии «Книга», М., 1999).

Навыки в выборе шрифта, оптимально отвечающего специфике конкретного издания, приобретаются путем сравнительного анализа текстового набора в различных публикациях и путем сопоставления разного рода шрифтовых образцов, представленных в каталогах и проспектах тайп-дизайнерских фирм.

    1. Охарактеризуйте конструктивные особенности наборных шрифтов различных исторически-стилевых групп.

    2. Установите, в чем особенности построения гарнитур: Лазурского, Гарамон, Таймс, Бодони, Школьная, Хельветика.

    4. Выберите для анализа несколько изданий и определите, соответствует ли их шрифтовое оформление их содержанию и назначению.

Печатные тексты неоднородны по своему графическому построению. В связи с этим их делят на простые (сплошные и с выделениями) и усложненные: формульные, табличные, драматургические, стихотворные и т.п. Необходимо хорошо разбираться в требованиях к их набору и заверстке, призванным обеспечить удобочитаемость текста и эстетическую значимость типографической композиции.

При проработке темы особое внимание следует уделить таким аспектам оформления простого текста, как: назначение формата строки и ширины полей, обеспечивающих удобочитаемость текста; точность выбора и обеспечение равенства межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов; выбор способа набора текста (с выключкой или «флаговый»); соблюдение эстетики переносов; борьба с висячими строками; применение шрифтовых и нешрифтовых способов акцентировки.

    1. Основные требования к построению простого сплошного текста.

    2. Основные требования к набору и композиции стихотворных текстов.

    3. Особенности оформления драматургического текста.

    4. Основные задачи при наборе и построении таблиц, выводов.

    5. Формульный набор и требования к качеству его оформления.

Текст книги обычно подразделяется на основной и ряд дополнительных (вступительная статья, предисловие, примечания, глоссарий, библиографический список, подписи под иллюстрациями и т.п.).

Учащимся необходимо знать типографические приемы размежевания этих текстовых групп: дополнительный текст может быть набран шрифтом меньшего кегля, с меньшим интерлиньяжем, иным шрифтовым рисунком, с изменением формата строки или числа колонок, а также представлен в виде маргиналий.

Основной текст также требует логически-смыслового и, соответственно, визуального расчленения. Учащиеся должны усвоить приемы графического оформления рубрик разных степеней (шмуцтитулов, заголовков, подзаголовков), акцентировки рубрик с помощью заставок, концовок, пробелов («немые» рубрики, спуски, концевые пробелы).

    1. Чем отличается оформление начальных полос от рядовых?

    2. Какими особенностями отличается построение концевых полос в книге?

    4. Выбрать издание со сложной рубрикацией и составить его рабочее оглавление.

    5. Как можно четырехступенчатую рубрикацию оформить шрифтовыми приемами?

    6. Каковы нешрифтовые приемы оформления заголовков?

Неоднородность компонентов книги вызывает необходимость макета, их объединяющего. Множество конкретных разновидностей графического макетирования издания сводится к двум основным типам: принципиальному макету, где дизайнер предлагает эскизы нескольких рядовых страниц (возможные типовые варианты размещения иллюстраций и текстовых блоков) и эскизы т.н. особых страниц, и полнообъемному (или расчетному) макету, предусматривающему заведомо определенное местоположение каждого слова, строки, отбивки, иллюстрации в пространстве будущей книги. Второй подход к решению применяется либо при макетировании изданий сложноструктурных, насыщенных иллюстрациями, либо в том случае, когда дизайнер стремится придать типографической композиции максимально возможную архитектоническую точность. При полнообъемном макетировании обычно используется метод модульной верстки. Он позволяет четко дифференцировать содержащуюся в книге информацию путем размещения основных и сопутствующих материалов в разных зонах. В основе модульной верстки лежит принцип кратности всех текстовых блоков, таблиц, иллюстраций и пр. величине модуля, чем определяется подчеркнуто строгая логичность визуальной композиции издания.

Велика роль редактора в обеспечении иллюстрирования изданий. Это касается и изданий справочного, научного, учебного типа, где используются иллюстрации познавательные, наглядно поясняющие отдельные позиции текста, и изданий художественной литературы, куда включаются художественно-образные иллюстрации.

Редактор должен активно участвовать в разработке плана иллюстрирования книги, выборе иллюстратора, оценке и приеме авторских оригиналов иллюстраций с точки зрения их соответствия как содержанию текста, так и условиям макета, требованиям масштабной соразмерности изображений, штриховой и «весовой» гармонии изобразительных композиций с рисунком примененного в издании наборного шрифта и тональностью сплошного набора. При заказе иллюстраций художнику необходимо ориентировать его на выполнение композиций в таком размере, который бы учитывал разрешающую способность выводного устройства, и в такой технике, которая позволяла бы полиграфически воспроизвести оригинал с наименьшими потерями.

Стилевая и смысловая связь оформления этих элементов с текстом книги - одно из обязательных условий ее композиционной целостности. Учащимся необходимо осмыслить функциональную специфику и композиционную роль суперобложки, переплета, форзаца и в совокупности образующих сборный лист авантитула, ваката, фронтисписа, титульного листа, его оборота, предисловия, оглавления.

    1. Перечислите компоненты сборного листа, или «входа» в книгу.

    2. Каковы разновидности титульной композиции?

    3. Какие элементы входят в состав титула и как достигается выражение их логической соподчиненности?

    4. Какими графически-композиционными средствами обеспечивается связь титула с текстом книги?

    5. Что такое фронтиспис и каково его назначение?

    6. Назначение переплета и его отличие от обложки.

    7. Классификация обложек и крышек переплетных по ГОСТ 22240-76.

    8. Назначение суперобложки и условия целесообразности ее применения.

Редактор участвует в создании книги как предмета на всех этапах издательско-полиграфического процесса. Частично (а в отдельных случаях и полностью) на плечи редактора ложатся следующие обязанности: решение вопроса о типе и объеме книги, о принципиальном характере ее художественно-предметной структуры на стадии начального замысла о ее издании; первичное определение параметров издания с учетом его прибыльности на основе предварительной калькуляции; выбор художника книги, обеспечение его рабочего контакта с автором текста; четкое согласование с автором стиля представления текста и системы его рубрицирования для обеспечения дальнейшей работы дизайнера над рукописью; участие в оценке пробных иллюстраций и форэскиза макета; участие в приеме оригиналов от художника; контроль за работой оператора ПК, осуществляющего верстку; устранение типографических и производственных погрешностей при просмотре корректур и пробных оттисков иллюстраций; участие в разработке книжных серий (определение возможного состава каждой серии, ее типовых оформительских элементов; участие в приеме ее принципиального макета).

Страница
5

За выдающийся вклад в оформление книги награжден Премией Гутенберга магистрата города Лейпцига (1975). Персональные выставки состоялись в Москве в 1979 и 1989 гг. В 50-е - 60-е гг. В.Лазурский был председателем Художественного совета мастерской прикладной графики Комбината графического искусства Худфонда РСФСР. Автор ряда статей по искусству книги и шрифта и книг «Альд и альдины», (М.: Книга, 1973); «Путь к книге. Воспоминания художника», (М.: Книга, 1985).

ГЛАВА 2.РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг

Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство).

Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.

Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).

В западноевропейских скрипториях в оформлении книжной страницы с уже написанным текстом участвовали несколько человек. Вначале трудились рубрикаторы. Они наносили контуры заглавных букв и заполняли их краснилами. Получалась рубрика, открывавшая текст с красной строки (лат. ruber - красный). Потом страница переходила в руки орнаментаторов. Сначала орнамент сопутствовал только инициалам. Затем он перерос в бордюр, а бордюр - в рамку вокруг страничного текста. Ее рисовали имагинаторы - «образники». Для кодексов, созданных в странах Средиземноморья, характерны плетеный орнамент и покрытие инициалов белыми точками, «под жемчуг», но с местными отличиями: во Франции преобладал растительный орнамент с геометрическими узорами, в Италии - необыкновенно изящный бордюр, в Испании - арабески. Кодексам из Северной Европы присущ «звериный стиль» маргинальных украшений с фигурами животных. Изобретенный в Скандинавии и усовершенствованный в Англии, он достиг расцвета в Ирландии. Прогрессировали и изображения заглавных букв. В романский период они почти не менялись. Но в готический период развития западного искусства сложилась иерархия инициалов. При полной иерархии крупные чертили в начале разделов, средние открывали собой главы, малые - очередное предложение, а внутри крупных помещались миниатюры. Их готовили миниаторы, а заполняли краской иллюминаторы (в переводе с латинского «озарятели»). В XIII в. миниатюры (Приложение 1) покинули инициалы и, заняв целую страницу, превратились в отдельные картины. Их рисовали иллюстраторы. Случалось, что какие-то специалисты отсутствовали. Тогда манускрипт оставался незаконченным и до нас доходил с пустотами.

Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный «Апостол» Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга «такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как «парсуна», «древнейший портрет», - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров.

К книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.

Объектами художественного оформления являются все элементы книги - переплет, шрифт, титульный лист, начальная и концевая полосы текста и т.д., каждый из которых имеет свои особенности и создается с помощью определенных выразительных средств. Совокупность этих средств, их гармоническое сочетание и взаимодействие способствуют созданию целостного ансамбля книги - ее художественного оформления, которое несет на себе отпечаток эпохи, ее производительных сил и производственных отношений, национальных традиций и эстетических требований, стилевые признаки, отражает особенности литературного произведения и индивидуальной творческой манеры художника-оформителя.

Искусство оформления печатной книги неотделимо от технологии, поскольку книга как предмет материальной культуры есть продукт полиграфии. Начиная с Ивана Федорова лучшие мастера книги прошлого были изобретателями и экспериментаторами в области техники печатания, старались добиться максимального эффекта от соединения художественной и технологической сторон издания. Именно с возникновением книгопечатания складывается и современное понимание искусства книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с процессом создания книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том, чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания книги, найти единственно верное композиционное и конструктивное выражение особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и читательского назначения издания.

Особенности художественно-полиграфического оформления книги во многом определяются способом изготовления печатной формы для воспроизведения иллюстративного материала (ручной, фотомеханический) и видом печати (высокая, глубокая, плоская). При ручном способе изображение выполняется самим художником или гравером путем рисования, гравирования или травления кислотой, а при фотомеханическом оригинал фотографируется и изображение копируется на печатную форму фотомеханическим путем. К ручным способам относятся: гравюра на дереве (или ксилография) - обрезная продольная и торцовая, линогравюра - гравюра на линолеуме (высокая печать); гравюра на металле - резцовая, офорт и их многочисленные разновидности (глубокая печать); литография (плоская печать).

Одним из основных элементов художественного оформления книги является книжная иллюстрация позволяющая наилучшим образом художественно раскрыть и дополнить содержание любого произведения - литературного, научного, производственного и всякого другого.


Введение

Сегодня на рынке появляется все больше фирм, следовательно, увеличивается конкуренция. Поэтому становится необходимым применять более интересные и эффективные ходы из области связей с общественностью. К таковым, безусловно, относятся корпоративные издания. В настоящее время в Украине наблюдается стремительное развитие корпоративных изданий, что подтверждается многочисленными аналитическими разработками, как зарубежными, так и украинскими. Это позволяет сделать вывод об актуальности темы данной курсовой работы.

Взаимодействие компании в бизнес среде различных сфер деятельности предоставляет уникальную возможность ежегодного распространения рекламы своей компании в виде перекидного календаря. Как правило, перекидной календарь фирмы становится дополнением к новогоднему поздравлению бизнес партнеров. Если ваш перекидной календарь приглянулся, то он займет самое видное место в кабинете. Каждый посетитель этого кабинета непременно обратит взгляд на перекидной календарь. Ваш логотип и информация о компании, которую содержит перекидной календарь, станет эффективной рекламой.

Разработка календаря должна быть в первую очередь направлена на рекламу вашей фирмы. Перекидной календарь должен быть изысканным и оригинальным. Если задумка удалась, то ваш перекидной календарь заслужит больше симпатий.

1. Теоретическая часть

1.1. Корпоративные издания

Корпоративное издание - это собственный информационный ресурс компании, рассчитанный на определенную целевую аудиторию и сообщающий ей о целях, задачах и успехах компании, ее продуктах и услугах.

Корпоративное издание - уникальное явление, соединяющее в себе множество аспектов рекламы и PR.

Существует три основных типа корпоративных изданий:

1. Клиентские издания обеспечивают коммуникацию с потребителем- частным лицом;

2. B2B (business-to-business, издания ориентированные на партнеров) - издания помогают наладить контакт с другими компаниями или организациями, а точнее - с их сотрудниками, чьё мнение может быть решающим при принятии важных решений;

3. Внутрикорпоративные издания помогают руководству компании выстраивать корпоративную культуру и добиваться улучшения производственных показателей как каждого из ее сотрудников, так и бизнеса в целом.

Периодичность, формат, полиграфическое исполнение, тираж и способ распространения подбираются в соответствии с задачами, которые руководство компании ставит перед своими корпоративными изданиями.

Для чего применяются корпоративные издания? Можно назвать сотни тысяч причин, по которым компании выпускают корпоративные издания, - от решения глобальных имиджевых проблем до "полировки заусенцев" в продажах конкретного товара или услуги. Вот несколько типичных задач, которые успешно решаются с помощью фирменных изданий:

1. Построение и улучшение имиджа. Корпоративные издания особенно эффективны, когда нужно донести до потребителя значительный объем информации. Настроив издание на правильный сегмент целевой аудитории, с его помощью можно добиться максимального доверия к информационным сообщениям бренда, и, как следствие, - повысить престиж компании. Корпоративные издания прекрасно зарекомендовали себя в качестве информационного канала для вывода на рынок продуктов новой линейки и перепозиционирования старых брендов.

2. Стимулирование продаж. 77% потребителей считают, что корпоративные издания лучше других носителей рассказывают им о продуктах и услугах. 60% заявили, что они с большей готовностью приобретут товары и услуги, описанные в фирменном издании.

3. Повышение доверия и лояльности к бренду. Высокий кредит доверия к компании является основным мотивирующим фактором при совершении покупки и способствует повышению лояльности к бренду в целом. (Источник: Advertising Age, аналитический обзор "Next Century".)

4. Просвещение и обучение. Сегодня маркетологам часто приходится объяснять потребителям смысл тех или иных продуктов и услуг, подготавливать почву для их потребления. Корпоративные издания позволяют компаниям не дожидаться реакции сторонних масс-медиа на новые продукты и услуги, а полностью брать инициативу в свои руки.

5. Повышение эффективности рекламной компании, увеличение осведомленности. Собственное корпоративное издание повышает эффективность рекламных кампаний, проводимых с помощью традиционных носителей. Так, те компании, которые тратят на печатную прессу рекламного бюджета на фирменные издания, выигрывают 44 процентов по индексу «осведомленность в результате просмотра ТВ-программы» по сравнению с компаниями, которые тратят на фирменные издания только 1 - 20 процентов.

Основные причины использования корпоративных изданий - это возможность прямого диалога с клиентами, сфокусированность аудитории, аутентичность информации, снижение рекламных расходов, использование баз данных клиентов.

Рекламные корпоративные издания - это имиджевые презентационные издания, позиционирующие конкретный продукт или услугу и имеющие четкую ориентацию на рекламные цели компании. Это довольно статичная группа печатных изданий, в то время как информационные издания находятся в процессе постоянного движения вперед. Информационные издания, в отличие от издательской, являются тематической прессой, посвященной состоянию дел компании в настоящий момент. Среди отличительных признаков: регулярность выхода, установка на продвижение конкретного бренда, отсутствие информации о деятельности других участников рынка. Правда, иногда тематика корпоративных изданий не ограничивается рамками конкретного предприятия и распространяется на всю отрасль, ее перспективы и тенденции развития.

1.2. Из истории происхождения календарей

Слово «календарь» пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга». В Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, причем по первым числам каждого месяца было принято уплачивать проценты по долгам.

Все календари можно разделить на следующие типы: солнечные, лунные и лунно-солнечные. Все эти календари используют естественные периодические процессы - сутки, то есть смену дня и ночи, смену фаз Луны, которые происходят на протяжении месяца, или смену времен года между двумя весенними равноденствиями, то есть период так называемого тропического года.

Кочевые народы древности больше пользовались лунным календарем, в основу которого положена продолжительность лунного месяца. Народы, занимавшиеся земледелием, основывали свой календарь на продолжительности тропического года. В Древней Греции и странах Востока использовался лунно-солнечный календарь, в котором начало каждого месяца располагалось как можно ближе к новолунию, а средняя продолжительность года соответствовала промежутку времени между двумя весенними равноденствиями. Поскольку 12 лунных месяцев по продолжительности меньше 1 года, приходилось добавлять дополнительный 13 месяц. Этот процесс называется интеркаляцией.

В 153 году до нашей эры, пытаясь исправить свой календарь, римляне переместили начало года с 1 марта на 1 января, из-за чего порядковые названия месяцев потеряли смысл. Месяцы с 7-го по 10-й стали занимать места с 10-го по 12-й, и по-прежнему сохраняется эта путаница: названия сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь происходят от латинских числительных (от 7 до 10) и отражают расположение месяцев в римском календаре до 153 года до нашей эры. Римляне на протяжении столетий пытались справиться с лунным годом из 355 дней при помощи дополнительного месяца, состоящего из 22 или 23 дней, который добавлялся в феврале через каждые два года. Главным органом, который нёс ответственность за регулирование годового цикла, была коллегия понтификов, на решение которой чересчур часто влияли отнюдь не календарные факторы, а всякого рода сборщики налогов, которые были заинтересованы продлить год, с целью собрать больше денег. Также вмешивались важные политики, которые получили нежелательные должности, например, стали губернаторами отдаленных бедных провинций, и желали при этом сделать год как можно более коротким.

Император Гай Юлий Цезарь решил раз и навсегда положить конец таким злоупотреблениям и избавиться от проблем, связанных с римским календарем. Превращение Рима в мощную державу, управлявшую практическим всем Средиземноморьем, только ухудшило ситуацию: каждый покоренный народ имел свою собственную систему календарного счисления, поэтому единственным решением было создание и введение с помощью законодательства новой универсальной системы. Поэтому во время визита в Египет в 48 году до нашей эры Юлий Цезарь провел много времени, дискутируя с египетскими учёными. Большую помощь оказал александрийский астроном по имени Сосиген, который посоветовал вообще отказаться от лунного календаря и начать исчисление заново, пользуясь при этом египетским солнечным годом из 365 дней. Цезарь и Сосиген пришли к выводу, что дополнительный день нужно добавлять в конце февраля каждые четыре года: тогда календарный год не будет расходиться с солнечным. Это изобретение, позаимствованное у египтян ещё в 238 году до нашей эры, существует и по сей день. Юлий Цезарь презентовал новый календарь римскому народу 1 января 45 года до нашей эры. Чтобы ввести его в действие, он вынужден был издать декрет о том, что предыдущий год (46-й до н.э.) продлится 445 дней, чтобы восстановить соответствие между гражданским календарем и сельскохозяйственным годом. И все же, несмотря на ясность решения Цезаря, римские понтифики неверно его поняли и стали слишком часто прибавлять к февралю дополнительный день.

Во время царствования императора Августа, племянника Цезаря, опять наступила сумятица с календарём, и в 8 году до нашей эры ему пришлось издать новый указ, запрещавший на протяжении нескольких лет 29-й день в феврале, чтобы календарь пришел в нормальное состояние. В конце концов, юлианский календарь начал правильно функционировать во всей Европе и на территории Средиземноморья. Усилия Юлия Цезаря и Августа получили достойное вознаграждение: в их честь были названы римские месяцы квинтилий (июль) и секстилий (август). Однако трудности на этом не закончились, так как юлианский календарный год из 365,25 дня все равно оставался недостаточно точным. Настоящий солнечный год немного короче, а именно 365,242199 дня. Эта разница в 11 минут и 14 секунд не могла создать больших трудностей при жизни одного человека, но ее было достаточно, чтобы сбить календарь с правильною ритма по прошествии несколько столетий. К 16 веку нашей эры разница выросла примерно до 10 дней, что вызвало повсюду немалое беспокойство. Папе римскому пришлось продолжить дело, начатое Юлием Цезарем, и провести еще одну календарную реформу.

В 1582 году папа Григорий XIII специальным документом постановил, что дополнительный день високосного года не нужно добавлять в последний год столетия, если порядковый номер года не делится на 400 без остатка. Исходя из этого, високосным должен был стать 1600-й, а не 1700 год. Эта формула была довольно приблизительной, но в целом подходящей, так как работает с точностью до одного дня за 3300 лет. Но по реформе Григория, как и по юлианской, перед введением нового календаря необходимо было вновь внести изменения. По папскому распоряжению нужно было пропустить 10 дней и считать 15-м число, следующее за 4 октября. Вполне понятно, что многие люди, особенно протестанты, отнеслись к этой идее без особого энтузиазма. Например, Британия и ее американские колонии приняли новый календарь лишь в 1752 году, когда разница составляла уже 11 дней.

1.3. Дизайн корпоративных календарей

Календари, содержащие информацию о компании и/или ее символику, - действенное средство рекламы. Основное преимущество календарей - это длительность воздействия как следствие их долговременного и многократного использования. Так, например, корпоративные календари (рекламные настенные и настольные) находятся перед глазами постоянно в течение года, к карманным календарям обращаются многократно.

Практика показывает, что корпоративные календари, прежде всего, настенные, как правило, несут большую эстетическую нагрузку, зачастую являясь подлинными произведениями искусства. За счет того достигается сильное позитивное эмоциональное воздействие, «работающее» на формирование положительного образа рекламируемой с помощью такого календаря компании. Это воздействие может быть усилено за счет качественного в литературном отношении контента. Календари, обладающие подобными свойствами, являются и популярными, прежде всего, новогодними сувенирами.

Создание высококачественного, сложного в изобразительном отношении корпоративного календаря требует принятия нетривиальных креативных решений. Задача дизайнера, на которого ложится основная нагрузка, - сделать так, чтобы оригинальные и выразительные художественные образы находились в ассоциативной связи с образом и сутью рекламируемой компании. При этом должны быть соблюдены определенные, пусть и ограниченные, особенности фирменного стиля с целью обеспечения требований corporate identity.

Корпоративный стиль (или фирменный стиль, англ. corporate identity) - набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых - выделить компанию среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.

Корпоративный стиль разрабатывается на основе логотипа и знака. В начале проводится общий анализ компаний аналогичных той, которая заказала логотип или фирменный знак. Затем вычленяются особенности данной компании от конкурентных. После чего формируется идея «смыслового образа», который впоследствии станет основополагающим в фирменном стиле данной компании. В этот образ вкладываются не только графические элементы но и психология продаж (например агрессивный маркетинг) и географическое местоположение компании, социологические образы общественной среды. Затем разрабатывается логотип. В начале разработки, определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителем стиля может быть все, что угодно: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса. После окончания работы по разработке стиля, составляется руководство по его применению. Руководство называют по-разному: брендбук, гайдлайн, стандарты оформления. Хотя, название брендбук, в данном случае использовать некорректно.

Рассмотрим основные элементы корпоративного стиля:

Имя компании (или "полное имя" + "сокращенное имя - аббревиатура");

Фирменный Логотип (или логотип + знак);

Фирменные цвета (цветовая гамма);

Модульная сетка;

Фирменных шрифт;

Текст - слоган, девиз компании.

Логотип - важнейший элемент корпоративного имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить её права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипа или торгового знака является гарантией качества товара. Товары, не имеющие логотипа, называют noname.

Фирменные цвета - это неизменные цвета, которые сопровождают компанию везде. Как правило, это небольшое количество цветов, всего 2 или 3 цвета, которые отображены в логотипе компании и узнаваемы в любой стране мира.

Цвет в фирменном стиле нужен для правильного позиционирования компании на рынке, для привлечения внимания, а также для эффективного управления эмоциями потребителей.

Продуманное цветовое решение при подборе фирменных цветов - это залог успешного продвижения товара или услуги, так как фирменные цвета играют огромную роль при продвижении и позиционировании. Фирменные цвета помогают усилить эмоциональную составляющую логотипа.

Модульная сетка - система горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.

Модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, сохраняя во всех его элементах единство стиля.

Фирменный шрифт - составляющая фирменного стиля, т. к. использование разных шрифтов разрушает единый образ.

Шрифты должны гармонировать со всеми другими элементами не только конкретного рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, но и фирменного стиля компании в целом.

Слоган - рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение, часть долговременной коммуникационной платформы бренда. Употребляется во всех видах рекламной коммуникации для привлечения внимания целевой аудитории, повышения ее лояльности бренду, стимулирования продаж. Может быть зарегистрирован, как товарный знак. Слоганы, согласно той цели, которую они преследуют, делятся на: имиджевые и товарные. Первые выражают суть философии компании, бренда, товара или услуги. Вторые направлены на скорейшее увеличение продаж, а, следовательно, чаще апеллируют к УТП (уникальное торговое предложение) продукта. Имиджевые слоганы обычно имеют более «серьезные интонации» (в том случае, если философия бренда «серьезна»), в то время, как товарные слоганы чаще несут в себе элементы языковой игры, могут быть зарифмованы и так далее. Слоганы читает больше людей, чем сами рекламные тексты, поэтому они должны привлекать внимание целевой аудитории: содержать уникальное торговое предложение, сулить выгоду. Кроме той информации, которая заключается в слоган, не менее важна и его «словесная оболочка», слоган должен быть написан таким образом, чтобы не вызывать отторжения у целевой аудитории: легко читаться, быть оригинальными, вызывать любопытство. Удачные слоганы не только легко запоминаются и становятся частью языковой среды, но и активно ее изменяют.

2. Практическая часть

2.1. Разработка корпоративного календаря для журнала Cosmopolitan

Женские журналы пользуются популярностью уже более полутора столетий. Такие названия, как Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Elle и Vogue известны очень многим и не только женщинам, эти журналы были основаны много десятилетий назад и на своих страницах они отражали последние тенденции женской моды, последние важные общественные и политические события, касающиеся женщин (как продвижение приема законодательной базы для предоставления права голоса для женщин в Европе и Америке), последние новости искусства, жизни высшего общества и театральные новинки. Современные женские журналы имеют различную тематику, но их разнообразие способно удовлетворить любой вкус. Большинство женщин узнают о модных новинках и последних тенденциях в мире моды именно из журналов. Кулинарные советы и советы по уходу за собой, детьми и прочие практические темы также рассматриваются в женских журналах, делая их достаточно полезными для обычных женщин.

Cosmopolitan один из самых популярных журналов для молодых женщин. Содержание включает в себя статьи о взаимоотношениях, здоровье, картере, самосовершенствовании, знаменитостях, а также моде и красоте. Издательство Hearst Magazines, Cosmopolitan имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется в более чем 100 странах.

Мы разработали настенный календарь для журнала Cosmopolitan. Оформление журнала и его логотип выполнен в ярких, сочных, кричащих цветах. Поэтому и календарь оформлен в том же стиле. Использование красочных иллюстраций и декоративных шрифтов создает позитивное впечатление о журнале и отличное настроение на каждый месяц.

2.2. Процесс художественного оформления издания

Процесс художественного оформления издания состоит из пяти этапов:

1 этап - концептуальный. Работая с авторским оригиналом издания, редактор должен составить представление о характере издания (его виде) и принципиальном характере его художественного оформления. На этой стадии устанавливаются ориентировочный объем и виды иллюстраций, стиль оформления, состав текстовых и других элементов, способ печати, ее красочность, определяются желательный формат издания, вид бумаги для печати текста и иллюстраций, конструкция издания, тип и материал переплета.

Все это необходимо для определения рентабельности издания и размера затрат, а также для увязки предполагаемых параметров издания с типографией. Разумеется, эти предварительные наметки могут быть скорректированы в ходе работы, но лишь в разумных и практически возможных пределах.

2 этап - приглашение художника к работе над изданием. Часто работу над иллюстрациями и над макетом нередко приходится поручать двум разным художникам. Здесь необходимо определить задачу и согласовать технические и экономические параметры будущего издания.

3 этап - разработка художником пробных иллюстраций и эскиза макета. В случае одобрения эскиза и пробных иллюстраций принимается уточненный и детализированный план оформления издания.

4 этап - создание иллюстраций, макета и внешнего оформления издания.Редакция оценивает представленные художником материалы.

5 этап - художественное и техническое редактирования, затем верстка и передача в типографию. В итоге совместной работы редактора, художественного редактора, художника и верстальщика создается оригинал-макет издания - полный, распечатанный проект, включающий все ее элементы. Оригинал-макет прежде всего проходит корректуру, где (кроме текста) проверяется наличие и правильность расположения отдельных элементов (иллюстраций, текстовых блоков, заголовков, подписей и пр.), наличие всех необходимых выделений, а также выявляются ошибки, допущенные при наборе.

С точки зрения художественного оформления наиболее важной является оценка будущего издания с точки зрения потенциального пользователя.

Важнейшим критерием качества художественного оформления является критерий эстетический. При всех финансовых, технологических, нормативных ограничениях, в рамках которых работает дизайнер, он должен стремится к тому, чтобы сделать книгу не только правильно, но и красиво - именно для этого к работе над изданием и привлекается художник-профессионал. Эстетика издания обеспечивается качеством иллюстраций, стилистической совместимостью иллюстраций и шрифта, гармоничной сочетаемостью всех элементов, а также качеством печати и материалов.

2.3. Создание календаря средствами CorelDraw

Для создания календаря вовсе не обязательно устанавливать дополнительное программное обеспечение. Инструменты для генерации календарной сетки можно обнаружить во многих популярных программах, предназначенных для организации фотографий и редактирования изображений. Кроме этого, создать календарь можно и в главной программе из популярного пакета для работы с векторной графикой CorelDRAW Graphics Suite. Рассмотрим подробнее, как это сделать.

Создание календаря в программе CorelDRAW выполняется при помощи макроса. Макросы - это записанная последовательность определенных действий. Запущенный макрос выполняет сразу целую группу команд, что значительно упрощает работу. Поэтому они часто используются в работе дизайнеров. Наиболее рационально использовать макросы в тех случаях, когда требуется выполнять однообразную работу.

1. Тооls > Visual Basic > Play. Выберите из установленного списка (CalendarWizard.gms) макрос.

Рис. 1.1., CorelDraw Macros de Visual Basic

2. В открывшемся окне Oberon Calendar Winzard можно задать нужные вам установки, мы остановимся только на выборе языка.

Рис. 1.2., Oberon Calendar Wizard

3. В Layout выберите стиль создаваемого вами календаря. В этом уроке выбран стиль Month Large.

Рис. 1.3., Oberon Calendar Wizard, Layout

4. Выбор понравившегося стиля.

5. Сейчас, когда уже выбран стиль, можно задать праздничные дни года. В закладке Holydays задайте нужные даты с описанием.

Рис. 1.5, Define Holidays

6. Так же можно выбрать типографический источник, размер, цвет и выравнивание текстов титула (Title) изголовье (Header)

Рис. 1.6, Large: Header

7. В закладке Body установите желаемые шрифт и цвета фона

Рис. 1.7, Large: Body

8. Нажмите на EXPAND для просмотра ваших настроек

Рис. 1.9, Page Layout

10. Теперь нажмите кнопку GENERATE, ваш календарь появится в основном окне CorelDraw.

11. Макрос генерирует стандартную оболочку календаря, но это ещё не значит законченный результат. Вы можете изменять, удалять или добавлять объекты по своему желанию.

2.4. Выбор шрифта

Шрифты - одно из наиболее эффективных средств для того, чтобы создать настроение или тему проекта дизайна. Название, заголовок и текстовый блок, а также то, как они соотносятся между собой, создают окружающую среду или настроение.

Основное требование, которое предъявляется к шрифту -разборчивость. Текст, набранный данным шрифтом, должен быть читаемым, что, однако, зависит не только от шрифта, но и от верстки. Следует помнить, что в большом количестве случаев разработка достойного шрифта для конкретной фирмы может быть более эффективным вкладом в фирменный стиль, чем разработка графических элементов. При этом удачный шрифт следует беречь, в частности, не использовать для набора всех текстов компании, а только для текста логотипа.

Необходимое условие художественной ценности шрифта - его графическое единство. Лишенный этого качества шрифт производит впечатление неупорядоченного, форма его букв воспринимается как случайная. Графическое единство шрифта выражается и в одинаковой толщине однородных штрихов (основных, соединительных), и в одинаковой (оптически) высоте однородных букв (прописных, строчных), и в одинаковом характере наплывов, и в одинаковой форме каждой группы концевых элементов, и в обоснованной соразмерности различных букв алфавита по ширине.

Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквенными просветами. Наоборот, шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.

Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми.

Экономичность, или убористость, шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (а следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии - это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

Выбор рисунка шрифта . Выбор рисунков шрифта для оформления определяется в первую очередь характером издания. При выборе шрифта необходимо учитывать: художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и - в зависимости от этого - характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания.

Искусство выбора шрифта и набора текстов называется печатным исполнением..

При выборе шрифта необходимо учитывать четыре условия: читаемость, уместность, гармоничность и внешний вид, акцент.

Уместность. При современном изобилии шрифтов, как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать как бы отдельно от значений слов. Одни шрифты могут передавать ощущение стойкости и мужественности, другие - хрупкости и женственности. Один шрифт "шепчет" о роскоши, а другой "кричит" - "выгода".

Например, шрифт, вызывающий ощущение старомодности, недопустим в рекламе современной техники. Следует учесть и тип аудитории, на которую направлено объявление. Если речь идет о людях старшего поколения, можно выбрать оформление в стиле "ретро", для молодежи - наоборот, упор на престиж, моду, современность.

Гармоничность. Шрифты должны гармонировать с другими элементами рекламного объявления, включая иллюстрации и композицию, и быть близкородственными.

Акцент. Акцент может быть достигнут за счет контраста (несколько стилей одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных и т. д.). При этом надо быть осторожным, иначе в попытке акцентировать все вы не сможете выделить ничего.

Знание особенностей и символического значения шрифтов приходит с опытом. Именно поэтому со шрифтом и печатным исполнением должен работать профессионал.

2.5. Выбор бумаги

Выбор бумаги для издания обусловлен следующими факторами:
- дизайном издания;
- технологией выпуска;
- уровнем сложности изображений и требованиями к качеству печати;
- ориентировочным сроком возможной эксплуатации издания;
- коммерческой целесообразностью.

Дизайн издания предопределяет использование определенного формата бумаги, ее массы, белизны и степени отделки поверхности. Технология выпуска при выборе бумаги должна соответствовать рекомендуемому назначению бумаги, указанному в НТ-документации на бумагу или оговоренному с поставщиками при закупке.

При высоком уровне сложности репродуцируемых изображений и повышенными требованиями к качеству воспроизведения необходимо использовать бумагу с покрытием (мелованную бумагу).

При изготовлении настенного перекидного календаря блок делают из бумаги (или картона) с плотностью 170г, обложку - из картона от 250г, или дизайнерского картона, а подложку - из картона от 250г (можно одностороннего мелования).

Выбор дизайнерской бумаги. Классические бумаги пастельных тонов с различным тиснением, например, коллекции Galgo, Zeta, Koehler - эти бумаги сравнительно недорогие, без проблем запечатываются офсетом и на цифровых машинах. Они хорошо впитывают краску, быстро сохнут, изображение на них получается мягким.

Тонированные в массе картоны, такие как Colorplane, Elation, Burano, Couverture, Antinoe. Разнообразие фактур и цветов поможет подобрать бумагу, подходящую к фирменному стилю. По результатам тестирования в типографии «Принт Класс» эти картоны без проблем запечатываются офсетом и трафаретом, многие бумаги пригодны для цифровой печати. Отлично получаются тиснение и вырубка.

Элитные бумаги - самые дорогие, но и самые красивые и оригинальные. Это и бумаги с металлическим покрытием, такие как Sugar, New Line, Comet, и перламутровые, такие как Fabregas, и похожие на натуральную замшу - Suede Tex и Touche Cover. Все они пригодны для офсетной и трафаретной печати, а некоторые - и для цифровой.

Кальки - огромный выбор цветов у фирмы Zanders, рисунков - у Trans mark. Кроме того, есть кальки с золотым и серебряным напылением, например, Calque - их часто используют для оформления календарей.

Можно комбинировать разные сорта дизайнерских бумаг между собой, с мелованной и офсетной бумагой или подготовить универсальный макет и небольшую часть тиража отпечатать на дизайнерских бумагах, а остальное - на обычной мелованной - таким образом можно получить обычный и VIP–варианты одного и того же календаря.

Бумага должна, прежде всего, обеспечивать износоустойчивость изделия, поскольку календарь используется целый год. Что касается декоративных свойств материала, то они непременно должны перекликаться с идеей, концепцией календаря. Например, компании, работающей в сфере металлургии, как нельзя лучше подойдет календарь, отпечатанный на дизайнерской металлизированной бумаге. Такая же бумага или картон может стать прекрасной основой для календаря компании, стремящейся подчеркнуть свою технологичность и ультрасовременность или сделать акцент на своем высоком статусе.

2.6. Выбор печатной краски

Выбор печатной краски - определение параметров, которым должна удовлетворять краска для осуществления нормального процесса печатания тиража. При выборе печатных красок необходимо учитывать назначение и характер печатной продукции, конструкцию печатной машины, вид бумаги и основные показатели краски (свето-, водо-, спирто-, щелоче- и кислотопрочность, скорость и характер закрепления печатных красок на оттиске).

Для четырехцветной печати используются триадные краски: голубая, пурпурная, желтая и черная, которые позволяют получить требуемую гамму цветов и оттенков при соответствующем цветоделении оригиналов.

Для составления смесевых красок используются системы смешения "Радуга" или "Пантон" по рецептуре весовых соотношений смешиваемых компонент, позволяющей воспроизвести нужный цвет при печати. Каждый образец цвета в каталоге цветов снабжен своей рецептурной таблицей. В основу этих систем смешения положены триадные краски, соответствующие по колориметрическим параметрам Европейскому стандарту (пурпурная, желтая и голубая), три краски, соответствующие вторичным цветам европейской гаммы (красная, зеленая и фиолетовая) и еще две дополнительные краски, выбранные с учетом недостатков триадного охвата в оранжевой и пурпурной областях (оранжевая и краснофиолетовая). В систему включены также черная и белая краски.

Настенный перекидной календарь обычно делают полноцветный (в зависимости от количества полос его печатают с цветностью 4+0 или 4+4), но возможна также печать одним или двумя дополнительными пантонами. Иногда, при наличии соответствующего дизайна, перекидные календари печатают только пантонами или дуотоном.

Пантон - составная краска. Пантон обычно применяется для прокрашивания ровных плашек в 4-х красочной печати (идет 5 и т.д. цветом), для точной передачи какого-либо фирменного цвета, или в одно- двух- или трех красочной печати. Для печати цвета в полиграфии в основном используется цветовая система CMYK, состоящая из четырех базовых красок. Благодаря методу растрирования, используя только эти четыре базовых цвета, можно получить любой цвет и оттенок. Но в производстве, все таки возникают случаи, когда возможностей системы CMYK недостаточно. В основном, применение красок- Pantone обусловлено необходимостью безукоризненно реализовать бурные дизайнерские фантазии, а именно: точно попасть в фирменный цвет или идеально запечатать большие площади на листе (плашки).

Заключение

Настенные перекидные календари - наиболее популярный вид рекламной продукции. Разработка календаря этого типа большое внимание уделяет его графическому оформлению. Такой перекидной календарь может иметь одну иллюстрацию с расположенными ниже листами на каждый месяц или привлекательные фотографии для каждого месяца. Разработка календаря - настоящий творческий процесс, так как такие перекидные календари могут формироваться по тематическому содержанию, иллюстрации которого в течение года будут разнообразить обстановку в рабочем кабинете, вызывая положительные эмоции у сотрудников. Корпоративная символика, нанесенная на них, будет оказывать постоянный рекламный эффект, который будет распространяться не только на сотрудников офиса, но и на его гостей.

Календарь, разработанный для компании Cosmopolitan стал мощным маркетинговым инструментом, увеличивающий доход, путем последовательного привлечение новых клиентов.

Рекламные календари являются одними из немногих рекламных сувениров, которые остаются вашими клиентами в течении длительного времени. Когда вы дарите календарь своему клиенту, он будет использовать его в течении всего года. Каждый раз, когда они смотрят на календарь, они видят то что касается непосредственно самого журнала. Дизайн календаря выполненный должным образом, помогает превратиться в долгосрочные и эффективные инструменты для дальнейшего сотрудничества.

Список используемой литературы:

1. С. Ф. Добкин. Оформление книги. Редактору и автору/ 2-е издание. М.:Книга, 1985.

3. Энциклопедия книжного дела/ Майсурадзе Ю., Мильчин А., Гаврилов Э. и др. - М.: Юристъ, 1998.

4. Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. - М.: Книга, 1991.

5. Попов В.В. Общий курс полиграфии - М.: Книга, 1964.

6. Пикок Д. Издательское дело. - М.: Эком, 1998.

11. Полиграфическое оформление печатных изданий. [ссылка с экрана] - http://www.kursknet.ru/~greb/poligraf/index.htm

12. Электронная гуманитарная библиотека. [ссылка с экрана] -http://www.gumfak.ru/

  1. Проектирование полиграфического предприятия выпускающего книжно-журнальные издания

    Реферат >> Журналистика

    Печати за один прогон, универсальные художественные возможности оформления изданий . Серьезный недостаток –наличие увлажняющего... ГОСТ 9094-89 "Издания книжные и журнальные. Основные параметры. Издательско-полиграфическое оформление" Тип. N1 ...

  2. Бизнес-план издательства: Учебное пособие

    Книга >> Журналистика

    Является план художественно -технического оформления изданий . Планы выпуска продукции и художественно -технического оформления являются базой... с учетом типа каждого издания и действующих технических условий полиграфического оформления книг и журналов. Если...

  3. Технологический процесс подготовки и производства издания художественной литературы

    Дипломная работа >> Журналистика

    Остается сегодня основным способом полиграфического воспроизведения полиграфической продукции в различных ее видах... числу которых относятся: - универсальные возможности художественного

дипломная работа

1.2 Художественно-техническое оформление издания

Книга Алексея Захарова «Ночная иллюзия» относится к литературно-художественным изданиям. Она предназначена для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей.

Вид издания:

Непериодическое издание;

Сборник;

Текстовое издание;

Литературно-художественное произведение;

Популярное издание;

Однотомное издание;

Формат издания - 60?90/32, после обрезки 107 ? 140 мм, относится к группе стандартных форматов. Согласно ГОСТ 5773-90 «Издания книжные и журнальные. Форматы» размеры для данного формата книжного издания составляют: максимальный - 107 ? 140 мм, минимальный - 107 ? 177 мм. Формат данного издания соответствует ГОСТу 5773-90.

Формат полосы - 4 ? ? 6 ?.

ОСТ 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» регламентирует ширину полосы 4 ? кв. Кегль набора - 12 п. Длина строки составляет 42,3 знаков.

Поля: 11, 12, 15, 16.

ОСТ 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» рекомендует минимальные размеры полей 9, 10, 13, 13.

Внешнее оформление - переплёт.

По исполнению - иллюстрированная.

По воспроизведению - комбинированная.

По композиции - комбинированная.

В качестве покровного материала используется обложечная бумага массой 120 г/м 2 , запечатанная иллюстрацией.

В нижней части полосы расположены имя и фамилия автора, набранные кеглем 24 п., полужирным начертанием с выключкой в центр. Также в нижней части полосы расположено название книги, набранное кеглем 36 п. выключка по центру.

На корешке размещается название книги, имя и фамилия автора. Оформляется в соответствии с внешним оформлением.

По моему мнению, внешнее оформление книги привлекает вни-мание читателей и в какой-то степени отражает внутренне содержание книги.

Титульный лист занимает одну полосу, на которой размещено имя и фамилия автора, набранные кеглем 18 п., полужирным начерта-нием с выключкой в центр, и название книги, набранное кеглем 36 п. выключка по центру.

В нижней части полосы расположены место, город и год издания, набранные кеглем 10 п. светлого начертания.

Оборот титула соответствует ГОСТу 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Начальные и концевые полосы. Данные элементы книжного оформления в издании оформлены верно.

Основной текст набран гарнитурой Times New Roman, кегль 12 п., начертание прямое. В данном издании практически соблюдена приводность полос.

Дополнительный текст в книге отсутствует.

Справочно-вспомогательный текст. Колонцифры набраны на 2 п. меньше, чем основной текст, выключка по центру.

Колонтитулы набраны тем же кеглем, что и основной текст, выключка во внешний край.

Сигнатура (порядковый номер тетради) набрана гарнитурой Times New Roman, кеглем 6 п., размещена на нижнем поле каждой тетради, кроме первой, в одной строчке с колонцифрой.

Норма (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги) набрана гарнитурой Times New Roman, кеглем 6 п., размещена за сигнатурой.

Сигнатура и норма оформлены в соответствии с требованиями.

Иллюстрации. В издании использованы чёрно-белые тоновые иллюстрации.

Техническая характеристика

Наименование

Фактический объём

Тираж (в тыс. экз.)

1 тыс. экз.

Площадь иллюстраций (в %)

Формат издания

Вариант оформления

Шрифт для основного текста

Кегль основного текста

Характер иллюстраций

чёрно-белые полутоновые

Способ печати и число красок

Печать офсетная, в 1 краску

Бумага для издания (вид, масса 1 м 2 в граммах)

Бумага офсетная, 80 г/м 2

Способ печати иллюстрации и число красок

Печать офсетная, в 1 краску

Способ скрепления издания

Тип внешнего оформления

Переплёт № 7

Иллюстративное книжное издание

Художественно-образное решение темы проявляется в трактовке сюжета, в характеристике персонажей в определении отношений между смысловыми компонентами изображения. Оно осуществляется с помощью художественно-образного языка...

Особенности пресс-конференции как метода взаимодействия с аудиторией

Часто, для того чтобы охватить как можно больше каналов восприятия, компания-организатор использует различные мультимедийные средства: фотографии, слайд-шоу, презентации, видеоролики и графики, одновременно комментируя их...

Особенности функционирования муниципальной газеты в условиях экономического кризиса

Считаю нужным сказать о таком важном моменте редакционной работы, как составление сетевого графика. Четкое планирование материалов на газетных полосах - реальная необходимость...

Переиздание башкирского эпоса "Урал-Батыр"

Титульный лист Титульный лист - начальный книжный лист издания, на котором размещают основные выходные сведения, титулующие издание, позволяющие отличить его от всех прочих, т. е. идентифицировать...

Переиздание башкирского эпоса "Урал-Батыр"

Колонцифра Колонцифрами называют номера страниц печатного издания, устанавливаемые в каждой полосе набора, кроме некоторых особых полос...

Проект печатных процессов производства издания в переплетной крышке с многокрасочными форзацем, нахзацем и суперобложкой

Для определения издательско-полиграфического оформления издания, первоначально, необходимо выбрать оптимальный формат будущего издания. Расчет оптимального формата будущего издания произведен в пункте 3.1...

Проектирование технологии печатных процессов для книжного издания

Выбираем для будущего издания второй вариант оформления. Формат тетради после обрезки будет 145 ? 200 мм. Формат наборной полосы рассчитывается по формулам: а = A ? vp/100 = 170 ? v(64/100) = 136 мм = 7...

Технология печатных процессов

Книга представляет собой художественное издание для детей среднего и старшего школьного возраста, предназначена для сплошного чтения Технические параметры Книга 1. Формат издания 84х108/32 2. Тираж издания 25 тыс. экз. 3...